УДК 372.881.111.1. Пупина Ю.Г.
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В настоящей статье рассмотрены основные подходы к формированию фонетических навыков на материале учебного пособия Empower. Обучение фонетике иностранного языка является основой качественного процесса коммуникации. Ключевые слова: фонетика, обучение фонетике, фонетические навыки.
Pupina Yu.G.
APPROACHES TO FORMATION OF PHONETIC SKILLS
This article describes the main approaches to the formation of phonetic skills (based on Empower). The importance of teaching phonetics of a foreign language is the basic principle of effective communication.
Keywords: phonetics, teaching phonetics, phonetic skills.
Ф онетика - одна из важнейших лингвистических наук. Согласно общепринятой теории, ученые выделяют следующие уровни изучения языка: фонетический, морфологический, лексический, словосочетания, предложения, текста [Евстифеева, 2012]. Следует помнить о том, что фонетический уровень является базовым, поскольку служит основой любого языка. Произношение имеет огромное значение при изучении иностранного языка, так как его эффективность в значительной мере определяет успех овладения устной речью.
«Толковый словарь современного русского языка» под редакцией Ушакова Д.Н. предлагает следующее определение понятия «фонетика». «Фонетика [от греч. phonetikos - звуковой] - отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка» [Ушаков 2014: 726]. Фонетика, как раздел языкознания, изучает звуки речи, которые мы произносим и которые мы слышим.
Существуют два основных подхода к обучению данного аспекта языка: акустический и артикуляторный.
Акустический подход заключается в воспроизведении звуков на слух, их имитации. Усвоение звуков происходит в речевом потоке, а не изолированно. Следует учитывать индивидуальные способности обучающихся к восприятию и имитации ритмов и звуков, а также необходимо предоставить качественный звуковой материал. Очевидно, что данная практика не гарантирует хороший результат, так как далеко не все обладают хорошим фонетическим слухом.
Артикуляторный подход включает в себе ряд принципов. Сначала происходит постановка звуков (вводный фонетический курс). Для правильной постановки звуков, каждый из которых отрабатывается отдельно, учащиеся изучают работу органов артикуляции при произношении каждого звука. В рамках данного подхода выделяют следующие группы фонем: совпадающие в обоих языках, не совпадающие и частично совпадающие. Наибольшую сложность представляют последние две группы. Бесспорным отличительным признаком этого метода является создание системы фонетических упражнений, которые позволяют освоить данный аспект языка достаточно хорошо. Несмотря на то, что вводно-фонетический курс занимает большое количество времени, нельзя говорить о чистоте навыка.
Данный подход предполагает следующие этапы работы со звуком:
Ориентировка. Положение органов артикуляции при произнесении звуков.
Планирование. Постановка органов артикуляции в правильное положение.
Фиксирование. Сохранение органов артикуляции в нужном положении некоторое время для запоминания.
Отработка звука. Закрепление звука с помощью фонетических упражнений [Со-ловова 2006].
Существуют и другие подходы к обучению фонетике. Одним из наиболее популярных подходов можно назвать дифференцированный подход, который вобрал в себя элементы акустического и артикуляторного подхода. Здесь используются различные анализаторы для формирования фонетического навыка. Особый акцент делается на аудирование, но не только аутентичной речи, но и специальной адаптированной дидактической речи.
В настоящее время обучение фонетическим навыкам в устной речевой деятельности является обязательным компонентом по целому ряду специальностей. Иностранный язык используется для решения различных коммуникативных задач, начиная от 'small talk^ заканчивая переговорами с потенциальным покупателем.
Методика преподавания и лингводидактика
Процесс обучения фонетической стороне иноязычной речи основывается на принципах компетентностного подхода. Реализации данного подхода включают в себя ряд ключевых моментов:
- способность свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства, соблюдая фонетические нормы языка;
- способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
- использование активных и интерактивных форм проведения занятий с применением инновационных технологий.
В качестве материала для анализа степени реализации компетентностного подхода было выбрано учебное пособие Empower B1+ издательства Cambridge.
В первую очередь следует отметить, что данное учебное пособие предполагает базовые знания учащихся по системе артикуляторного подхода. Основными требованиями к произношению будут фонематичность и беглость. Отработка фонетических аспектов языка происходит параллельно с развитием других навыков. Рассмотрим типичные задания, представленные в учебном пособии через призму основных единиц произношения.
Основные единицы произношения
Сегментные средства (звуки) Супрасегментные средства
Гласные Согласные интонация-----а ударение
простые сложные звонкие глухие мелодика
ритм словесное фразовое
темп
паузация
тембр Схема 1 [Учебное пособие 2013].
Проанализировав практический материал, были выявлены следующие аспекты фонетики:
Сегментные средства
Отработка гласных и согласных звуков.
Пример задания на отработку гласных переднего ряда [I:], [I].
Задание. Определите краткий или долгий звук в следующих словах:
feelings, interviewing, speaking in public, keeping in touch, giving opinions.
Пример задания на отработку губо-губных смычных взрывных согласных [p], [b].
Задание. Прослушайте и повторите:
pay/bay pie/buy pair/bear rope/robe pride/bride
Пример задания на отработку переднеязычных согласных [J], [tj].
Задание. Прослушайте и повторите.
[J] TtJl
Fresh Mash Chocolate Chop Rich Cmnchv
Отработка интонации.
К компонентам интонации, как можно видеть из схемы 1, представленной выше, относят мелодику, темп речи, паузацию, интенсивность звука. Роль каждого из компонентов интонации в фонетическом оформлении высказывания различна, но все они
взаимосвязаны с ударением и ритмом [Учебное пособие 2013].
Пример задания на отработку словесного ударения.
Задание. Прослушайте существительные и определите ударный слог:
pedestrian crossing, air conditioning, rush hour, traffic lights, cycle lane.
Пример задания на отработку фразового ударения. Фразовое ударение - это вы-деленность слов во фразе. Организует высказывание, придает нашей речи определенный ритм. [Учебное пособие 2013].
Задание. Прослушайте диалог и определите, какое слово ударное в каждом предложении.
-You like classical music, don't you?
-No. Tom likes classical music. I like rock music.
Пример задания на отработку тембра. Высота голоса, громкость и длительность звучания формирует широкий спектр тембральных оттенков. В живой речи говорящий изменяет тембр голоса для передачи различных эмоций: удивление, радость, злость, заинтересованность и т.д.
Задание. Прослушайте предложения и определите, уверен или не уверен говорящий.
1. -Do you think Rachel wants to go to a restaurant?
-I think so, yes.
2. -Does Rachel like pizza?
- I think so, yes.
3. -When did you meet her?
-About two years ago.
В целом, многие компоненты произношения, которые представлены в учебном пособии Empower B1+, отвечают требованиям компетентностного подхода. Следует также отметить, что к учебнику предлагаются дополнительные разработки для закрепления фонетических навыков, а также задания на электронной платформе. Среди недостатков можно выделить отсутствие визуальных опор в виде таблиц, схем, рисунков; отсутствие объяснения фонетических терминов. Разнообразие учебных пособий по практической фонетике, как отечественных, так и зарубежных авторов, могут компенсировать эти недостатки.
Евстифеева М.В. Теоретическая фонетика английского языка: лекции, семинары, упражнения : учебное пособие / М.В. Евстифеева. М. : Флинта, 2012. 168 с. ISBN 978-5-9765-1115-6; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=93443 (дата обращения 28.04.2017).
Учебное пособие по практической фонетике английского языка для студентов младших курсов гуманитарных факультетов. Казань: КФУ, 2013. 120 с.УДК 811.11134 (075.8) ББК 81.2 Англ-1я73. Составители: С.С. Боднар, к.п.н., старший преподаватель кафедры иностранных языков ИФИ КФУ, Г.С. Яценко, ассистент кафедры иностранных языков ИФИ КФУ.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н. Соловова. 4-е изд. М.: Просвещение, 2006.-239с. - ISBN 5-09-015202-0.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. М. : Аделант, 2014. 800 с. ISBN 978-5-93642-345-1 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241944 (дата обращения 28.04.2017).
ЛИТЕРАТУРА