УДК 336.64
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАТИВНОГО РОСТА Романенко Ольга Анатольевна, к.э.н., доцент Россия, Саратовский государственный социально-экономический университет
В статье рассматриваются теоретические аспекты роста компании с позиции различных научных школ и направлений, раскрывается многогранность понятия «рост компании» и предлагается его авторская трактовка с позиции формирования финансовой стратегии. Основной акцент сделан на обзоре существующих финансовых моделей роста компании, дана их характеристика и критическая оценка.
Ключевые слова: рост, компания, финансовая стратегия, моделирование, финансовые показатели
APPROACHESTO MODELLING OFFINANCIAL STRATEGY
OF CORPORATE GROWTH Romanenko Olga Anatolyevna, Cand.Econ.Sci, associated professor Russia, Saratov, Saratov State Socio-Economic University
Abstract : In the article theoretical aspects of the growth of the company from the perspective of different schools of sciences and the directions are considered, diversity of the "company growth" concept is revealed and its author's treatment is offered within formation of financial strategy. The main focus is on the review of existing financial models of growth of the company, their characteristic and critical evaluation is given.
Keywords: growth, company, financial strategy, modeling, financials
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции отечественных субъектов хозяйствования возрастает актуальность и значимость применения современных технологий управления компанией от которых будет зависеть стратегические ориентиры роста. Долгосрочная стратегия роста компаний направлена на расширение деятельности, повышение эффективности и деловой активности. Корпоративный рост является главным приоритетом динамично развивающейся компании, цель которой соответствовать современным экономическим реалиям. Менеджеры российских компаний имеют определенный опыт разработки планов и прогнозов, оценки текущего финансового состояния предприятия и перспектив его развития, что, безусловно, нельзя не учитывать. Однако, с изменением экономических условий, необходимость формировать долгосрочную стратегию роста компании, учитывающую не только российскую практику, но и достижения мировой науки, приобретает особое значение.
Основой становления современной теории роста компании (фирмы) на уровне микроэкономических исследований послужила теория экономического роста, изучающая макроэкономические модели, которые характеризуют взаимосвязи общих экономических показателей национальных экономик на уровне стран и регионов. Теория экономического роста исследует с помощью математического и модельного аппарата условия сбалансированного роста экономики, предпосылки ее оптимального развития. Наиболее широкую популярность получили однофакторные и многофакторные модели экономического роста, служащие инструментом планирования и прогнозирования. Таким образом, первоначально, экономический рост был введен в научный оборот как макроэкономическая категория, однако в дальнейшем данный термин стал применяться в экономической теории, а также в теориях стратегического и финансового менеджмента.
Мы полагаем, что основные подходы и теории менеджмента (в первую очередь стратегического менеджмента) обосновывают и развивают отдельные прикладные направления экономической теории фирмы. Главные вопросы, которые исследуются в экономической теории фирмы - это природа, границы и структура фирмы. Существует ряд концепций, разработанных в области стратегического менеджмента, которые непосредственным образом связаны с вопросами экономической теории фирмы. Эти подходы к изучению фирмы в области стратегического менеджмента достаточно органично встраиваются в структуру экономической теории фирмы, расширяют ее дополнительными аргументами (например, неоднородность ресурсов или знаний) и приближают к реальности, носят более прикладной характер [5, с. 131].
Рост компании достаточно многоаспектное и многогранное понятие. В самом общем виде под ростом понимают [8, с. 769]: 1) увеличение в числе, в размерах, прирост, развитие; 2) усиление, укрепление; 3) возрастание, выращивание; 4) существование в процессе развития; 5) процентная прибыль на отданные взаймы деньги; 6) рост-падение, как оценка чистых активов, цены которых выросли или упали в течение определенного периода, а их графическое изображение демонстрирует общую тенденцию развития фондового рынка [3, с. 622]; 7) рост внешний - рост фирмы путем слияний и поглощений, создания современных предприятий, выступает в виде горизонтального, вертикального либо диверсифицированного расширения [2, с. 553].
Компания МсКтБеу [1] в своем многостороннем исследовании, пытаясь добраться до сути, составляющей квинтэссенцию притягательности стратегии роста, выделяют три этапа или, как они называют «горизонта роста»: зарождения, становления и зрелости. Первый из горизонтов роста заключается в защите основного бизнеса от потенциальных конкурентов в рамках развития ключевых бизнес-направлений. Это направления бизнеса, создающие прибыль сегодня и имеет некоторый потенциал роста, однако в итоге кривая их прибыли станет горизонтальной или пойдет вниз. Эти на-
правления обеспечивают ресурсы и опыт для роста компании. Второй горизонт - создание новых перспективных направлений бизнеса, которые могут быть прибыльными в ближайшем будущем. Для них характерны активное формирование концепции, резкое увеличение оборота, значительные инвестиции. Третий горизонт - формирование реальных опционов, которые послужат основой для будущего роста. Это не просто идеи, но и реальная деятельность и инвестиции.
Отечественные ученые [6, с. 10], исследующие рост компании определят экономический рост как «интегральную характеристику деятельности предприятия, которая должна оцениваться адекватной системой взаимосвязанных показателей».
В этом определении основной акцент сделан на взаимной увязке определенных ключевых показателях. Возникает закономерный вопрос о том, какие именно показатели будут являться ориентиром для оценки роста компании в ближайшем будущем, но главное как оценить рост в отдаленной перспективе.
На наш взгляд корпоративный рост необходимо рассматривать с позиции финансовой стратегии компании, как одной из функциональных стратегий, заданной миссией, целями и задачами компании [4, с. 25-26]. В связи с этим нам представляется возможным предложить следующее определение роста компании. Рост компании - это финансовая стратегия, представляющая собой набор мер и долгосрочных планов в сфере финансовой деятельности и финансовых отношений для обеспечения максимизации стоимости компании путем эффективного и рационального использования финансовых ресурсов и структуры капитала (реализация функции планирования в финансовом менеджмента), а также финансовый анализ ключевых показателей операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и построение на этой основе модели устойчивого и сбалансированного корпоративного роста. Модели экономического роста компаний должны быть основаны на системе переменных величин, в качестве которых могут быть использованы как объемные показатели, так и различные индексы и коэффициенты. Выбор адекватной модели экономического роста компаний зависит от множества внешних и внутренних факторов, а построение самой модели будет определяться обоснованными критериями эффективности и выведением целевой функции.
Таким образом, основным механизмом формирования эффективной финансовой стратегии корпоративного роста является финансовое моделирование, которое обеспечит сбалансированность ключевых показателей долгосрочного функционирования компании. Многие ученые и экономические школы, исследующие рост компании, анализируют его закономерности и причины, выявляют определенные показатели, на основе который предлагаются финансовые модели. Рассмотрим становление основных финансовых моделей роста компании.
Одной из первых моделей роста компании в рамках классической экономической теории, считается модель, основанная на показателе максимизации прибыли фирмы. Эта модель базируется на выводе А. Смита, который полагал, что максимизация прибыли отдельных хозяйствующих субъектов ведет к максимизации всего общественного благосостояния. Впервые эта целевая модель деятельности компании была сформулирована в 1938 году математиком экономистом А. Курно и развита в работах представителей неоклассической школы. Используя понятийный аппарат мар-жиналистов, сущность модели заключается в следующем. Прибыль фирмы, которая имеет возможность влиять на рыночную цену своего продукта посредством изменения его предложения, будет максимальной при таком объеме выпуска для которого предельная выручка (МЯ) равна предельным затратам (МС), т.е.
мя (О = мс (О) (1)
В дальнейшем это утверждение базовой целевой функции фирмы было подвергнуто критике многими экономистами. В условиях рыночной экономики максимизация прибыли может выступать в качестве базового показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности компании или как критерий результативности использования активов и капитала, но не как главная задача функционирования предприятия. Это обусловлено тем, что, во-первых, эта модель не учитывает риски, с которыми сталкивается компания; во-вторых, не учитывается фактор времени и стоимость источников финансирования; и, в-третьих, различиями трактовки прибыли в учетном и экономическом подходах.
Теория, в которой для фирм характерна не столько максимизация прибыли, сколько максимизация темпов роста, была предложена Р. Маррисом [11, с. 249] и носит название «модель роста Марриса». Он рассматривает рост фирмы в контексте роста предложения и роста спроса, что является условием равновесия. Выделяя определяющие факторы роста спроса, Р. Маррис отмечал, что фирмы являются обычно многопродуктовыми и создание новых продуктов оказывается главным двигателем роста корпораций. Результаты продаж во времени будут зависеть от признания товара покупателем. Для более быстрого увеличения роста продаж, чем рост рынков, на которых действует фирма, ей необходимо осуществлять дальнейшую успешную деверсификацию. В общем виде модель предполагает максимизацию темпов роста компании и выраженная системой функций:
= ¡1 (2) ёБ = ар, (3)
/ /2Ш (4)
gs = , (5)
где: gD - рост спроса, ^ - темп успешной диверсификации, gs - рост предложения, а - максимальное значение величины новых инвестиций в расчете на единицу прибыли выше которого риск поглощения становится
неприемлемо большим, p - рентабельность капитала, m - рентабельность продаж, и - капиталоемкость.
Использование этой модели ограничивается рядом факторов, которые определяют темп роста фирмы. Во-первых, это ограничение по спросу, возникающее из-за того, что затраты расширения уменьшают рентабельность продаж и увеличивают капиталоемкость; во-вторых, ограничение по управлению, вытекающее из снижения эффективности руководителей при слишком быстром расширении; в-третьих, финансовое ограничение, возникающее из угрозы слияния, которая создается или усиливается продажей акций их держателями; в-четвертых, цели, которые преследует руководство.
В основе современных финансовых моделей роста компании лежит понятие сбалансированного роста или так называемый темп устойчивого роста - SGR, введенный в теорию и практику управления компаниями консалтинговой фирмой BCG [9]. Этот показатель означает максимальный темп роста, который компания в состоянии поддерживать без увеличения финансирования, т.е. без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Сбалансированный рост можно рассматривать с двух позиций: в первом варианте речь идет об изменении объема продаж, во втором - об увеличении собственного капитала.
С точки зрения определения сбалансированного роста компании как темпов изменения объемов продаж, необходимо отметить, что на объем реализации оказывают влияние следующие факторы: 1) увеличение объема активов; 2) оборачиваемость активов; 3) рентабельность продаж; 4) увеличение реинвестированной прибыли; 5) соотношение собственных и заемных средств. Если предприятие обеспечивает рост без привлечения внешнего финансирования, используя только внутренние источники (увеличение реинвестированной прибыли), то целесообразно использовать так называемый коэффициент внутреннего роста, определяемый по формуле:
_ R&A ХЕ£
1-ЗДМхШ (6)
где: g- коэффициент внутреннего роста; ROA - чистая рентабельность активов; RR - коэффициент реинвестирования прибыли.
Если компания планирует темп роста, превышающий коэффициент внутреннего роста, то ей потребуется дополнительное внешнее финансирование, которое можно достичь либо путем увеличения заемных источников, например кредита, либо за счет увеличения собственного капитала за счет дополнительной эмиссии акций. Существует множество причин, по которым компании избегают дополнительной эмиссии, например, нежелание увеличивать число собственников или боязнь потерять контроль над бизнесом. В этом случае используется коэффициент устойчивого роста, показывающий максимальный темп роста компании без дополнительной эмиссии акций при сохранении постоянного уровня финансового рычага.
Исходя из этого формула устойчивого (сбалансированного) роста имеет следующий вид:
(7)
где: g - коэффициент устойчивого роста; ROE - чистая рентабельность собственного капитала; или
вп{1-йф№ц1)0
#Е ------
S ,
где: RR - коэффициент реинвестирования прибыли; ROS - чистая рентабельность продаж; PR - коэффициент выплаты дивидендов; D/E - финансовый рычаг; A/S - капиталоемкость.
Эту модель предложил в 1977 г. Р. Хиггинс [10, с.10-16], которую апробировал на отчетах ведущих промышленных компаний США. Это равенство показывает, с одной стороны, способы достижения сбалансированного роста за счет воздействия на основные показатели операционной и финансовой деятельности компании, а с другой стороны - что основными факторами роста являются рентабельность собственного капитала и дивидендная политика.
Второй подход к определению темпов устойчивого роста, основанный на увеличении собственного капитала, также нам показывает влияние основных показателей деятельности на ее рост, что и первый. Поскольку, согласно известной модифицированной формуле компании Du Pont, на рентабельность собственного капитала (ROE) оказывает влияние рентабельность активов (ROA) и эффект финансового рычага, формулу сбалансированного роста можно записать следующим образом:
= - х RCA х fffî /m
Если рост связан не только с прибылью, а, например, с выпуском акций, то в этом случае целесообразно использовать не долю реинвестированной прибыли, а долю собственного капитала, реинвестированного в дело [7, с. 725].
Таким образом, в рассмотренных моделях основной акцент делается на тщательном сбалансировании показателей объемов реализации, операционной эффективности и финансовых ресурсов. Мы рассмотрели лишь некоторые из известных финансовых моделей прогнозирования роста компании т.к. ограничены рамками статьи. Реальные ситуации в бизнесе могут потребовать разработки новых специфических моделей, выделения других важных факторов, поэтому процесс финансового моделирования требует творческого подхода, уточнения, развития и корректировки существующих моделей.
Список литературы
1. Багхай М., Коули С., Уайт Д. Алхимия роста. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vestnikmckinsey.ru
2. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - С 553.
3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Из-е 2 перераб и доп. - М.: Книжный мир, 2007. - С. 622.
4. Романенко О.А. Слияния и поглощения как доминантная сфера финансовой стратегии компании // Модернизация и развитие современного инновационного общества: экономические, социальные, правовые, философские тенденции: Материалы международной научно-практической конференции. 26 марта 2013 г. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013.- С. 25-26.
5. Сторчевой М. Теория фирмы и стратегический менеджмент // Вопросы экономики. - 2013. - № 1. - С. 131.
6. Тонких А. С., Остальцев А. С., Остальцев И. С. Приемы моделирования экономического роста предприятия. - Екатеринбург - Ижевск: Издательство ИЭ УрО РАН. -2012. - С.10.
Финансовый менеджмент: Проблемы и решения: учебник для магистров / Под ред. А.З. Бобылевой. - М.: Юрайт. - 2012. - С.725.
7. Экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики. - 2004. - С. 769.
8. Deloitte. Sustainable Growth: Is there room to grow? // A deloitte research viewpoint, November. - 2005.
9. Higgins R. Yow much growth can a firm afford? / R. Higgins // Financial management, 1977, Vol 6, Fall, Iss 3. - P. 7 -16.
10. Marris R. The Economic Theory of Managerial Capitalism // London, 1966. P. 249265.
УДК 339.35
ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ В СИСТЕМЕ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА
Ротэрмель Андрей Александрович, соискатель Россия, г.Ростов-на-Дону, Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ)
В статье проводится обоснование причин и факторов ослабления производственной базы отечественной экономики, постепенной деиндустриализации хозяйственного комплекса и сокращения потенциальных возможностей расширения конкурентного предложения отечественной продукции на внутреннем рынке страны. Автор актуализирует необходимость включения вопросов развития промышленной политики в России в проблематику современного отечественного экономического дискурса.
Ключевые слова. Производство, потребление, отраслевой комплекс, монетизация экономики, товароснабжение, промышленная политика.
BACKGROUND AND CONDITIONS INDUSTRIALISATION INTERNALLY-ORIENTED PRODUCTION IN THE DOMESTIC MARKET SUPPLY CHAIN SYSTEM Rotermel Andrey Aleksandrovich, the candidate
Rostov State Economic University (RSUE), Rostov-on-Don, Russia