А. В. Пискарева 0.24412/cl-35672-2022-1-0081
A. V. Piskareva
Подходы к эстетизации артефактов депрессивной среды в постиндустриальных парках
Approaches for aestheticization of artefacts of the depressive environment in postindustrial parks
Ключевые слова: ландшафтное проектирование, депрессивная среда, постиндустриальные парки, палимпсест, эстетизация артефактов.
Keywords: landscape design, depressive environment, postindustrial parks, palimpsest, aestheticization of artefacts. Аннотация: В работе рассматривается эстетизация артефактов депрессивной среды методами ландшафтной архитектуры как способ возрождения депрессивных постиндустриальных территорий. На основании анализа архитектурной теории и практики выделяются четыре основных подхода: «палимпсест» (новое использование), «современное искусство», «интеграция с ландшафтом» и «психологизм». Делается вывод, что эстетизация депрессивной среды позволяет охватить глубину исторического прочтения места, выявить самостоятельную эстетическую ценность артефактов, найти баланс с природой, установить эмоциональный контакт с человеком.
Abstract: The article discusses the process of aestheticization of artefacts as a design method for revitalisation of the depressive territories. Based on the analysis of design practice of post-industrial parks four main aestheticization approaches are identified: "palimpsest" (new usage), "contemporary art", "integration with natural landscape" and "psychologism". It is concluded that aestheticization of depressive environment allows to embrace the depth of the historical perception of the place, find a balance with nature, establish a personal emotional contact.
Понятие депрессивности в понимании упадка и применительно к характеристике среды пришло в архитектуру и градостроительство из экономики и социологии. Еще раньше оно было известно в психологии. В любой науке депрессивность приравнивается к деградации, редуцированию, хронической подавленности и угнетенности, т. е. к негативному состоянию. Однако в настоящее время заметна тенденция к вовлечению элементов депрессивной среды в современный градостроительный контекст. Давая им новую жизнь, эстетизируя их, архитекторы говорят о сохранении духа места и приобщении к истории, когда любое свидетельство прошлого имеет ценность. В данной работе, основанной на анализе существующих архитектурных теорий и проектного опыта, рассматриваются основные смысловые подходы к эстетизации артефактов депрессивной среды на примере постиндустриальных парков.
При комплексном определении депрессивностью в архитектуре можно считать как заброшенную, неблагоустроенную среду, так и среду с наличием морального или физического износа зданий, а также с утратой исходной функции или с нарушенным ландшафтом. Для систематизации и оценки степени депрессивности территории можно предложить ряд критериев и так называемых индикаторов депрессивности. Для оценки визуального восприятия индикаторами может быть физический и моральный износ зданий, наличие руинированных объектов и объектов незавершенного строительства, низкое качество среды, контраст по отношению к другим благоустроенным территориям. Для оценки пространственной организации предлагаются следующие индикаторы депрессивности: недостаток озелененных пространств, отсутствие транспортной инфраструктуры, низкая пешеходная проницаемость, недоступность, оторванность от контекста, небезопас-
ность, отсутствие точек притяжения, неблагоприятное соседство. Также предложены индикаторы депрессивности для оценки функционального и экологического состояния (функциональное несоответствие, деградация природной среды и др.)
Проблема возрождения депрессивной среды является, без сомнения, одной из важнейших в архитектурной теории и практике [4]. Существуют самые разнообразные взгляды на возможности ее решения - от радикального обновления до реставрации.
Альтернативный вариант преображения депрессивной среды (в частности, постиндустриальной) - эстетизация методами ландшафтной архитектуры. При этом эстетизация понимается как процесс преобразования, при котором сохраняются фрагменты аутентичной среды для создания идентичности места и привлечения внимания к его исторической памяти. Такой метод позволяет адаптировать пространства к современному использованию без потери «духа места», исторической глубины и связей с предшествующими поколениями. Одними из первых, кто заговорил о том, что при проектировании нужно понимать и принимать свое прошлое, вместо того чтобы стирать его из памяти, были архитектурные бюро Diller Scofidio + Renfro и Latz + Partner, которые воплотили эти идеи в виде постиндустриальных парков Дуйсбург-Норд и Хай-Лайн и ознаменовали начало нового направления в ландшафтном проектировании.
Процесс эстетизации депрессивной среды в первую очередь направлен на демонстрирование присутствующих в ней артефактов. Под артефактами предлагается понимать любые материальные результаты человеческой деятельности. По масштабу они могут представлять собой как отдельные предметы, части зданий или здания, так и территории отдельного владения, района или целого антропогенного ландшафта (рис. 1).
По исходной функции депрессивные территории могут быть постиндустриальные, поствоенные, бывшие жилые, коммунальные, общественные или рекреационные.
Качественное состояние артефактов, степень негативных изменений в них (заброшенность, незаконченность, нарушенность, повреждения или износ) является важной характеристикой для возможности дальнейшего использования. Артефакты подразделяются по степени негативных изменений на морально устаревшие, обветшавшие, поврежденные, аварийные и руинированные. Данная классификация позволяет определить возможность применения эстетизации и интенсивность необходимых преобразований. Артефакты имеют ключевое значение для эстетизации, потому что непосредственно являются искусственно созданными носителями социально-культурной информации и «жизненно-смысловых значений» территории.
При практическом применении метода эстетизации артефактов в архитектурной практике можно выделить четыре основных смысловых подхода к преобразованию депрессивной среды: палимпсест (новое использование), современное искусство, интеграция с ландшафтом, психологизм.
Палимпсест
Термин «палимпсест» используется в истории и археологии, он расшифровывается как написание текста на пергаменте поверх ранее написанного и частично удаленного другого текста. Британский исследователь К. Хэзерингтон проводит аналогию с ландшафтом, утверждая, что ландшафт как палимпсест есть многократно переписанный и стертый исторический документ [8]. А присутствующие в нем артефакты являются ключевыми составляющими исторического коллажа и воспринимаются как оставшиеся следы былых этапов развития территории.
Палимпсестуальный подход рассматривает идею непрерывности и непрекращающегося хода времени, а
поэтому практически может подразумевать как ретроспективный, так и проспективный взгляд на проектируемую территорию. Ретроспективный палимпсестуальный подход использует артефакты, являющиеся свидетельствами событий прошлого и взаимоотношений человека с окружающей средой для связи разных эпох в рамках одной территории. При этом сохраняется их общественное значение и территориальное расположение.
Например, проект Питера Латца эспланады TASE в городе Вольф-ан-Велен (2016, Франция) на территории бывшей текстильной фабрики сохраняет фасады фабрики, часть сараев и водонапорную башню как символические элементы истории участка [9]. Также сохранены и пространственная организация, и смысловое назначение территории, - зоны рабочих поселков отведены под обновленную жилую застройку, а пустующая зона на месте снесенных частей предприятия становится общественным пространством (рис. 2).
Проспективный подход подразумевает постоянную реинтерпретацию артефактов, создание диалога между старым и новым, между заброшенностью и благоустройством. Реинтерпретация исторических артефактов адаптирует их к современной жизни, раскрывая их скрытый культурный потенциал [3].
Так старая, в грубом естественном виде, конструкция становится основой и смысловым стержнем нового проекта, - как например, Битлхемский сталелитейный завод (2015, США), превращенный американским бюро WRT в арт-кампус. Контрастный индустриальный дизайн обеспечивает комфортный доступ к остовам технологических промышленных конструкций и приспосабливает их для нового использования [10]. Проектное решение оригинально встраивает внутрь новые функции - театры, пространства для отдыха, мероприятий, арт-пространство (рис. 2). Таким образом, возвращается экономическая и социальная ценность объекта, становящегося уникальным культурным центром.
Также реинтерпретация включает в себя постоянное многообразие прочтений с учетом непрекращающего-
Рис. 1. Классификации артефактов депрессивных территорий
ся развития. Примером такой концепции, называемой «мягким урбанизмом», является шахта Цольферайн в Эссене (Agence TER, 2005, Германия) [1]. Самая красивая угольная шахта в мире превратилась в новый экономический и туристический центр (рис. 2). Проект данного постиндустриального парка не является законченным продуктом, включая в себя множество многофункциональных и гибких зон, поощряющих постоянную адаптацию и развитие территории [1].
Современное искусство
В отличие от идеи повторного нового использования постиндустриальной территории в концепции «Палимпсест», подход «Современное искусство» предполагает самостоятельную эстетическую ценность артефактов депрессивной среды. Артефакты можно расценивать как своеобразные предметы искусства, выражающие эстетику увядания, придающую им мистичность и символизм.
Художники, фотографы и архитекторы на протяжении многих веков и до сих пор романтизируют разрушения и восхищаются изяществом упадка. На рубеже XIX-XX веков на фоне растерянности рождается философия декаданса, романтизирующая драму, пессимизм и неудовлетворенность жизнью. На стыке XX-XXI веков в эстетике постмодерна расцветает самоирония и осознание неоправдавшихся надежд.
В архитектуре переход к постиндустриальному миру обнажил множество невостребованных построек и наполнил проекты ностальгией по несбывшимся футуристическим устремлениям, размышлениями о нецелесообразности былых утопий. Отождествление артефактов с предметами искусства подтверждается исследованиями Р. Эттегер в «теории эстетического созидания»: артефакты выражают эстетические качества посредством материальных неэстетических особенностей: необычных скоплений незнакомых предметов, контраста текстур и материалов [7]. А за счет контраста с новой благоустроенной средой артефакты приобретают причудливую скульптурность.
В пример можно привести «футуристические джунгли» Парко Дора (Ьа1г+Раг1пег, 2004, Италия). В качестве необычных деревьев или скульптур здесь выступают 30-метровые красные опоры бывшего автомобильного цеха [5].
Кроме того, еще одно известное явление - трэш-скульптура - эстетизирует нагромождения мусора (например, работы художника Артура Бордало, создающего скульптуры из бытовых отходов, наиболее известного своей выставкой «Аттеро» на заброшенном складе Лиссабона в 2017 году). Этот культурный феномен доказывает, что абсолютно любые артефакты, даже обыденные и повседневные, вне зависимости от их исторической ценности, могут стать частью современного искусства (рис. 2).
ПАЛИМПСЕСТ
Рис. 2. Палимпсест: 1 - Эспланада ТАЗЕ; 2 - Битлхем, Сталелитейный арт-кампус и культурный центр; 3 - шахта Цольферайн. Современное искусство: 1 - Парко Дора; 2 - скульптура из мусора, Артур Бордало
«Интеграция с ландшафтом»
В этом подходе к преобразованию депрессивной среды артефакты иллюстрируют возвращение человеческого творения в лоно природы, его слияние с ландшафтом на стадии руинирования, умирания, ис-чезания. Эффект ухода под землю или превращения в холм, рощу достигается посредством «обрастания» растениями, искусственным руинированием или «присыпкой» грунтом.
Например, в парках Дуйсбург-Норд (Latz+Partner, 2002, Германия) и Газ парке (Ричард Хааг, 1975, США) специально подобранные и рассаженные растения обвивают чугунные остовы и кирпичные стены бывших заводов. А в парке Хай-Лайн (2004, США) ржавые рельсы использованы при создании ландшафтных композиций. Кроме того, архитекторы группы SITE при строительстве лесного павильона BEST (1980, США) намеренно создали образ захвата здания природой. Ощущение природного вторжения и поглощения было достигнуто благодаря возведению массивного живописного разлома в стене и частичного врезания здания в холмистый рельеф.
В качестве еще одного примера можно рассмотреть проект «Бетонные сады» в Острогожске (не реализован, Citizenstudio, 2021, Россия) на месте недостроенного цеха завода «Агрегат», являющийся одним из первых воплощений постиндустриального парка в России
[2]. Данный проект демонстрирует возможность экономии ресурсов за счет повторного использования строительного мусора (в основном остатков бетонных ферм). Процесс «преобразования природой» превращает свалку, созданную человеком, в современный парк. Мягкая тактильная зелень здесь прекрасно сочетается с брошенными конструкциями [2]. В результате индустриальное и природное не находятся в противоречии, а «прорастают» друг сквозь друга (рис. 3).
Психологизм
Психологический подход к эстетизации депрессивной среды в первую очередь делает акцент на психологическом воздействии артефактов на зрителя. По мнению Т. Эденсора, интерактивное общение с непривычными артефактами усиливает человеческие эмоции и избавляет от сенсорной депривации [6]. Сенсорная депри-вация в виде притупления постижения пространства органами чувств возникает из-за постоянного нахождения в регламентированной городской среде, где для навигации человек пользуется не физическими инстинктами, а социально-поведенческими шаблонами [3]. Путешествия же по заброшенным объектам обостряют ощущения от взаимодействия с окружающим миром, выводят из привычной зоны комфорта и порождают первобытные чувства опасности или исследовательского интереса.
Рис. 3. Интеграция с ландшафтом: 1 - ландшафтный парк Дуйсбург-Норд; 2 - Хай-Лайн; 3 - Газ парк; 4 - BEST лесной павильон; 5 - «Бетонные сады». Психологизм: 1 - парк вокруг шахты Цольферайн; 2 - бывший магнезитовый завод недалеко от Хартлпула; 3 - свалка строительного мусора недостроенного цеха завода «Агрегат»; 4 - американский транспортник, потерпевший крушение в 1957 году в Исландии; 5 - номера мишеней стрелкового полигона в природном заповеднике RSPB, Англия; 6 - следы фермы и башни в Голубинских скалах; 7 - заброшенные аттракционы (фото Даниила Тищенко)
При психологическом подходе артефакты служат для считывания тайных смыслов посредством привлечения внимания зрителя и достижения его эмоционального отклика. Эстетизация деструктивности служит осознанию стремительности современной жизни и наводит на философские рассуждения. А также позволяет уйти от суеты и погрузиться в себя, почувствовать внутреннюю свободу, погрузиться в неизведанное, раствориться в масштабной монументальности былых человеческих творений. Благодаря этому заброшенные обломки сооружений становятся частью заповедников, туристических маршрутов, как например, в Голубинских скалах, или служат источником вдохновения для фотографов.
Архитекторы стремятся увеличить возможности взаимодействия с артефактами, - как например, в парке вокруг шахты Цольферайн (Р1апе^гирре ОЬегЬаизеп, 2005, Германия). Деликатное встраивание идущих «в никуда» лестниц и скамеек - в брошенные, наполовину ушедшие в землю конструкции поощряет людей исследовать абстрактные обломки, ощутить шероховатые текстуры, погрузиться внутрь или забраться поверх необычных предметов.
Также психологический подход к эстетизации способен привести к пониманию конечности и завершающего этапа существования сооружения. Так, артефакты могут восприниматься как «памятник архитектуре», символизировать «похороны архитектуры» или олицетворять катастрофичность нанесенных окружающей среде разрушений. Например, бывший магнезитовый завод недалеко от Хартлпула (Англия) является образцом «опасной красоты» [7]. Бетонные резервуары, где когда-то магний извлекали из морской воды, выражают эстетику экологической катастрофы (рис. 3). Их эстетизация способствует формированию экологического сознания, обращая внимание на непоправимую разрушительность человеческих действий.
***
В заключение можно отметить, что, так как депрессивные территории нарушают целостность и привлекательность среды, способствуют развитию кумулятивной деградации сфер инфраструктуры и экономики, то реактивация таких территорий адаптирует эти пространства к современным условиям и создает новые центры общественно-туристического притяжения и рабочие места. Артефакты депрессивной постиндустриальной среды имеют очень важное психологическое, эстетическое и социально-культурное значение.
Анализ мировой архитектурной теории и практики показывает, что их эстетизация с применением одного
или нескольких из изложенных выше подходов является перспективным способом возрождения депрессивной среды. Помимо устранения изолированности и возрождения общественной жизни на данных территориях, эстетизация позволяет охватить глубину исторического прочтения места, выявить самостоятельную эстетическую ценность артефактов, найти соприкосновение с природой, установить эмоциональный контакт с человеком. А поэтому процесс эстетизации может стать эффективным инструментом при работе с депрессивной средой любого типа, а не только с постиндустриальной.
Список цитируемой литературы:
1. Грачев, М. Лучшие мировые общественные пространства — 2018 / М. Грачев // Strelka Mag : [интернет-журнал]. - Опубликовано 25 декабря 2018 г. - URL: https://strelkamag.com/ ru/article/ne-stroit-a-nastraivat-luchshie-mirovye-obshestvennye-prostranstva-2018 (дата обращения: 21.04.2022).
2. Ланской, Н. Бетонные сады Острогожска: как будет устроен первый российский постиндустриальный парк / Н. Ланской // Strelka Mag : [интернет-журнал]. - Опубликовано 4 октября 2021 г. - URL: https://strelkamag.com/ru/article/ betonnye-sady-ostrogozhska-kak-budet-ustroen-pervyi-rossiiskii-postindustrialnyi-par (дата обращения: 21.04.2022).
3. Родяшина, К. Е. Депрессивные территории в структуре современного города: понятие, характеристики, классификация / К. Е. Родяшина. - DOI: 10.12737/article_5968b4512437b5.482517 98 // Вестник БГТУ им. В.Г.Шухова. - 2017. - № 8. - С. 106-114. -URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/depressivnye-territorii-v-strukture-sovremennogo-goroda-ponyatie-harakteristiki-klassifikatsiya (дата обращения: 15.09.2021).
4. Фролова, Н. Постиндустриальная долина. «Парко Дора» в Турине, созданный бюро Latz + Partner на берегах реки Дора-Рипария / Н. Фролова // Архи.ру : [сайт]. - Опубликовано 18 апреля 2014 г. - URL: https://archi.ru/world/54574/ postindustrialnaya-dolina (дата обращения: 15.10.2021).
5. Edensor, T. Sensing the Ruin / T. Edensor // The Senses and Society. - 2007. - Vol. 2, №2. - Pp. 217-232. - URL: https://doi. org/10.2752/174589307X203100 (date of access: 12.11.2021).
6. Etteger, R. Aesthetic creation theory and landscape architecture / R. van Etteger, I.H. Thompson, V. Vicenzotti // Journal of Landscape Architecture. - 2016. - Vol. 11, №1. - Pp. 80-91. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/18626033.2016.1144688 (date of access: 12.11.2021).
7. Heatherington, С. Understanding landscape change in a former brownfield site / C. Heatherington, A. Jorgensen, S. Walker // Landscape Research. - 2019. - Vol. 44, №1. - Pp. 19-34. - URL: https://doi.org/10.1080/01426397.2017.1374359 (date of access: 01.10.2021).
8. TASE // Latz + Partner : [official website]. - URL: https://www. latzundpartner.de/en/projekte/postindustrielle-landschaften/ esplanade-tase-lyon/ (date of access: 12.11.2021)
9. WRT. Bethlehem SteelStacks Arts + Cultural Campus / WRT // Landezine : [official website]. - Published on June 22, 2017. - URL: https://landezine.com/bethlehem-steelstacks-arts-culture-campus-by-wrt/ (date of access: 22.04.2022).