Научная статья на тему 'Подходы к актуализации родовых культов шорцев в средовых музеях'

Подходы к актуализации родовых культов шорцев в средовых музеях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / РОДОВЫЕ КУЛЬТЫ / ШОРЦЫ / ЭКОМУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гарелик П. Д.

В статье рассматриваются вопросы возможности актуализации родовых культов шорцев на базе средового музея. Характеризуются основные родовые культы шорцев, определяется, когда они были утрачены в среде бытования. Определяются методы их актуализации с учетом степени их руинирова-ния. Выявлено, что наиболее эффективная актуализация родовых культов возможна на базе экомузея, так как в данном музее традиция не консервируется, а продолжает эволюционировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к актуализации родовых культов шорцев в средовых музеях»

УДК 291.213.4(=1.571.17-81)

П. Д. Гарелик; научный руководитель - П. В. Глушкова Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ПОДХОДЫ К АКТУАЛИЗАЦИИ РОДОВЫХ КУЛЬТОВ ШОРЦЕВ В СРЕДОВЫХ МУЗЕЯХ1

В статье рассматриваются вопросы возможности актуализации родовых культов шорцев на базе средового музея. Характеризуются основные родовые культы шорцев, определяется, когда они были утрачены в среде бытования. Определяются методы их актуализации с учетом степени их руинирова-ния.

Выявлено, что наиболее эффективная актуализация родовых культов возможна на базе экомузея, так как

в данном музее традиция не консервируется, а продолжает эволюционировать.

Ключевые слова: музей, актуализация, родовые культы, шорцы, экомузей.

P. D. Garelik;

Scientific Chief - P. V. Glushkova Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

APPROACHES TO THE ACTUALIZATION OF TRIBAL CULTS OF THE SHORS IN THE ENVIRONMENTAL MUSEUMS

The article discusses the question of the possibility of mainstreaming the tribal cults of the Shors on the basis of the environmental Museum. Describes the basic ancestral cults of the Shors is determined when they have been lost in the medium of existence. Define methods of their updating taking into account the degree of their ruination. Identified that the most effective mainstreaming of ancestral cults is possible on the basis of the ecomuseum, as in this Museum tradition is not preserved, and continues to evolve.

Keywords: museum, updating, tribal cults, shors, ecomuseum.

Вопросы актуализации нематериального культурного наследия народов России сегодня наиболее актуальны. Значимость проблемы сохранения нематериального наследия подтверждается вниманием к ней Всемирной организации ЮНЕСКО [1], решениями по сохранению «неосязаемого» наследия на уровне государственной политики Российской Федерации [2], в том числе формированием единого реестра объектов нематериального наследия.

Под влиянием процессов глобализации, урбанизации и информатизации происходит разрушение этнических аспектов культуры, нематериальное культурное наследие утрачивается, важной задачей музеев в этот момент является восстановление и трансляция культурного наследия.

Актуализация нематериального наследия может осуществляться на базе любого музея, однако наиболее эффективная ее реализация возможна в средовом музее, для которого характерна комплексная музеефикация историко-культурной среды, с встраиваемыми в нее объектами нематериального наследия. Причем, наибольшим потенциалом в данной области будет обладать такой тип средового музея как экомузей, где объекты культурного наследия не изымаются из среды бытования, продолжая функционировать в естественных условиях.

Музей подобного типа был создан в Кемеровской области в 1991 году в Горной Шории в п. Усть-Анзас, месте локального проживания шорцев, коренного тюркоязычного народа. Возможность создания экомузея на данной территории была обусловлено тем, что быт и традиционные занятия шорцев сохранялись в достаточно близком к традиционному варианте [3, с. 182-183]. На сегодняшний день многие традиционные занятия трансформировались, но в целом сохраняются и продолжают функционировать

в естественной среде, в то время как духовная культура шорцев подверглась более значительным изменениям. Полевые исследования, проведенные в 2015-2016 годах студентами кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры, позволили сделать вывод о том, что сегодня часть родовых культов утрачена полностью, часть сохраняется в сильно редуцированном виде.

1 Работа выполнена в рамках проектов РГНФ № 17-11-42003.

В наибольшей степени подверглись разрушению семейно-родовые культы, в большей степени сохранились культы охотничьи. Полностью утрачены овеществленные компоненты данных нематериальных объектов - культовые предметы. Обрядовые действия функционируют в усеченном виде, но представления о данных духах живут в памяти носителей традиции.

Родовые культы - наиболее древний пласт духовной культуры шорцев. Среди родовых верований шорцев этнографы выделяют веру в духов гор, рек, огня, промысловые и родовые культы. Особо почитаемыми были духи - покровители дома, они олицетворяли предков по женской линии или родоначальниц, покровительниц очага, семейного благополучия и детей, к таковым относится дух, покровительствующий детям, - «Умай», прародительницы рода - «орекеннеры». Данные духи имели материальное воплощение - обереги.

Для обозначения духа «Умай-иче» (мать-Умай) шорцы изготавливали два вида оберегов, прибиваемых к стене юрты или над колыбелью ребенка: в виде лучка со стрелкой, прикреплённой с кусочком заячьей шкурки к куску бересты (для мальчика); в виде берестяной «колыбельки», свернутой из бересты коробки с низкими бортиками, проткнутой веретенцем с прикрепленным светлым лоскутом (для девочки). Оберег делали при первом укладывании ребёнка в колыбель, при этом приглашали шамана, и снимали, когда дети подрастали и уже не пользовались колыбелью. Рядом с изображением «Умай» оставляли угощение - зернышки кедрового орешка, во время устраиваемого обряда кропили талканом [4].

Также к родовым семейным культам относятся духи - «орекеннеры», предки по женской линии, родоначальницы. Считалось, что они заботились о благополучии семьи, об увеличении рода, охраняли здоровье детей, домашний очаг и скот, а также покровительствовали охотникам, так как от удачи на промысле зависело благосостояние семьи. Когда девушка выходила замуж, она приносила с собой в дом мужа изображение «орекеннеров», изготовленное матерью невесты [5]. Изображение «орекенне-ров» представляет крайне упрощенные антропоморфные фигурки, сшитые из кендырной ткани в виде мешочков, зашитых с одной стороны и набитых куделью, что придавало им цилиндрическую форму. Иногда к таким фигуркам пришивались руки, повязывались «головные платки». Глаза, нос и рот у фигурок отмечались бисером или стежками ниток [6, с. 33-34]. Хранились они в берестяных коробочках, на печке или в амбаре, «кормили» их маслом и салом, иногда подносили араку. Небрежное отношение

к ним грозило нанесением вреда людям и всему хозяйству. Сведения о данных духах, а также их изображения были зафиксированы этнографами Н. П. Дыренковой, Л. П. Потаповым в начале XX века. Во время экспедиционных сборов Д. В. Кацюбе в 1960-х годы удалось выявить изображения «оре-кеннеров», но культ «Умай» уже находился на грани исчезновения. Однако ему удалось обнаружить в среде бытования уникальный предмет - «кара Умай», представляющий собой антропоморфную фигурку, свернутую из грязных тряпок [6, с. 37]. Шорцы полагали, что при болезни ребенка изготовление «кара Умай» будет способствовать его выздоровлению. Результаты экспедиций 1980-1990 гг. показывают, что данные культовые предметы были утрачены полностью. В редуцированном виде сохранялись обряды, связанные с их почитанием. На сегодняшний день ни в одном из обследованных домов на территории п. Усть-Анзас не обнаружено подобного изображения, обряды, связанные с ними, утрачены, но воспоминания о них сохранились в памяти носителей традиции - местных жителей. Следовательно, необходимо прибегнуть к методу реконструкции для воссоздания данной традиции. Метод реконструкции оказывается возможным, так как память о данном пласте духовной культуры еще частично сохраняется у носителей традиции. Следовательно, возможно восстановить объект нематериального культурного наследия с высокой степенью достоверности.

Важнейшее значение в культуре шорцев имел охотничий культ, а также вера в духов-хозяев, восходящая к анимистическим представлениям. Последняя оказалась очень устойчивой и в редуцированном варианте сохранилась до сегодняшнего дня.

В наибольшей степени у шорцев был развит культ хозяина тайги. Это объясняется тем, что у этого народа основным занятием являлась охота, соответственно религиозные воззрения их насыщены отражением охотничьего образа жизни. До сих пор в улусе Усть-Анзас сохранилось представление о том, что культовая гора открывается и оттуда выходит дух горы. Дух горы может представать как в образе женщины, так и мужчины, в любом случае он антропоморфен. Чаще всего дух гор является в образе женщины с большими грудями и распущенными волосами. Существует запрет на разговор с духом горы, а также нельзя ни в коем случае давать ему то, что он хочет. В противном случае дух горы может забрать к себе и человек умрет.

Помимо запретов, связанных с духом гор, у шорцев сохранился обряд кропления духам, восходящий к промысловым культам. Духам кропят абырткой, алкогольным напитком, приготовленным на основе талкана [7, с. 113-115]. Данный обряд может быть презентован в пространстве музея посредством метода фиксации.

Существовали у шорцев культовые фигурки, изображавшие духов, покровителей охоты. Таковым являлся «каннатулар/каннатыг», который представлял собой естественную развилку ветки березы с тряпочкой посередине, с пришитыми к ней перьями. Это изображение хранили в доме, «угощали» жирной пищей - маслом и кашей без соли. За непочтение «каннатыг» мог насылать болезни, мешал охотникам прицеливаться в зверя, мелькая перед глазами. Изображение данного духа и связанные с ним обрядовые действия также полностью утратились в естественной социокультурной среде. Актуализация данной традиции возможна с использованием метода реконструкции или моделирования. То же касается веры шорцев в духов «тайгам», «эжик-ээзи», в апотропейные свойства культового предмета «апшак». «Тайгам» считался покровителем охоты. Культовый предмет, изображение «тайгама» изготавливался в виде антропоморфной деревянной фигурки. «Эжик-ээзи» (или у других родов «тор кижи») считался хранителем жилища. Его изображение изготавливалось из бересты, помещалось в передний угол дома. Перед охотой «тор кижи» угощали абырткой и талканом [8, с. 37-38]. «Апшак», что в переводе с тюркского означает медведь, представлял собой высушенную медвежью лапу, прибиваемую над дверью жилища и, по поверьям шорцев, защищавшую дом от злых духов «айна», особенно в такие важные для рода моменты, как рождение ребенка [6, с. 46]. Сегодня подобные фигурки можно увидеть только в музейных коллекциях, в среде бытования они утрачены полностью.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что многие элементы духовной культуры шорцев полностью утрачены, многие находятся на грани исчезновения. Соответственно, необходимо предпринять меры по их сохранению и восстановлению. На основе материалов предшествующих полевых этнографических исследований, предметов из музейных коллекций, возможно, осуществить реконструкцию родовых культов шорцев. Но свойство традиции таково, что она должна перманентно воспроизводиться, соответственно, необходимо обеспечить актуализацию традиции, включение ее в актуальную социокультурную среду. На современном этапе возможно использование метода моделирования, подразумевающего воссоздание объектов нематериального наследия в виде имитаций [9, с. 138]. Ограниченно по отношению к традициям, которые лишь недавно подверглись разрушению, может применяться метод реконструкции. Важно, что транслятором в данном случае будет являться непосредственно носитель традиции, что позволит обеспечить высокую степень достоверности. Кроме того, в экомузее восстановленная традиция будет функционировать по собственным законам, она будет меняться, эволюционировать. Правильный подход позволит обеспечить ревалоризацию, а впоследствии ревитализацию традиции. Когда исчезнувшие культы удастся возвратить в современное социокультурное пространство, в рамках актуализации может быть применен метод фиксации. Также, воссозданные в естественной среде, родовые культы могут быть презентованы посетителям в рамках музейных программ, реализованных на базе экомузея. Коренное население на сегодняшний день заинтересовано в возрождении собственной культуры, но зачастую не имеет возможности осуществить данный процесс.

Список литературы

1. Международная конвенция по охране нематериального культурного наследия, Париж 17 окт. 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fapcom. ru/files/Konventsiya_ob_ohrane_nematerial_nogo_ kul_turnogo_naslediya.pdf (дата обращения: 25.03.2017).

2. Концепция сохранения и развития нематериального наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. zakonprost. ru/content/base/part/669539. -свободный (дата обращения: 25.03.2017).

3. Кимеев, В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции / В. М. Кимеев. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. - 452 с.

4. Потапов, Л. П. Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных [Электронный ресурс] / Л. П. Потапов // Тюркологический сборник. - Москва : Наука, 1973.- С. 265-286. - Режим доступа: http://web1. kunstkamera. ru/siberia/Texts/PotapovUmay. pdf (дата обращения: 25.03.2017).

5. Дыренкова Н. П. Пережитки идеологии материнского рода у алтайских тюрков (духи emegender -örökenner) [Электронный ресурс] / Н. П. Дыренкова. - Режим доступа: http://shor-people.ru/files/Tiurki_ Dyrenkova_2012. pdf (дата обращения: 25.03.2017).

6. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Духовная культура / сост. Т. И. Киме-ева. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 1999. - Ч. 5. - 135 с.

7. Потапов, Л. П. Очерки по истории Шории / Л. П. Ротапов. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1936. - 260 с.

8. Кимеев, В. М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки / В. М. Кимеев. - Кемерово : Кемер. кн. из-во, 1989. - 189 с.

9. Каулен, М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России / М. Е. Каулен. - Москва : Этерна, 2012. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.