№ 2(26) 2010
А. Е. Поличка
Подходы и принципы подготовки будущих специалистов по связям с общественностью к использованию информационных и коммуникационных технологий1
В данной статье рассмотрен вариант реализации принципа динамического обновления содержания образования, соответствующий научно-техническому прогрессу. Описаны основы внедрения в методические системы обучения специалистов по связям с общественностью содержания по использованию средств информационных и коммуникационных технологий в их профессиональной деятельности. В качестве основного выделен принцип определения индивидуального стиля и проектирования профессиональной траектории.
В реформировании образования [1] выделяется направление «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий».
Одним из способов реализации указанного направления является внедрение в методические системы обучения специалистов содержания по использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие подходы:
• определение специальных циклов дисциплин в учебных планах;
• использование дисциплин по выбору;
• введение необходимого содержания в ряд имеющихся дисциплин образовательной программы;
• введение в содержание цикла дисциплин, посвященных информационным технологиям (ИТ), специальных разделов и практикумов.
1 Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ 04-06-00229а.
Исследование опыта вузов по созданию методик обучения использованию информационных технологий в профессиональной деятельности позволяет выделить ряд принципов подготовки будущих специалистов по связям с общественностью к применению ИТ:
• нормативно-правовой подход в описании средств и методов;
• выделение видов профессиональной деятельности будущего специалиста;
• выделение информационной составляющей в учебной деятельности;
• использование региональных особенностей программной и технической поддержки информационных технологий;
• использование проектной и инновационной деятельности;
• интеграция деятельности по подготовке курсовых, выпускных квалификационных, а также практических работ;
• определение индивидуального стиля обучающегося и проектирование его профессиональной траектории;
• реализация возможности вариативности в описании программного и технического сопровождения профессиональной деятельности.
Принцип нормативно-правового подхода в описании средств и методов под-
№ 2(26) 2010
готовки будущих специалистов по связям с общественностью к использованию информационных технологий в имиджевой деятельности предполагает выделение двух составляющих: 1) инвариантной, базирующейся на руководящих предписаниях и достижениях науки; 2)вариативной, основанной на анализе опыта работы в выбранном направлении и личных достижениях.
Очевидно, что процесс информатизации системы образования изначально был и до настоящего времени остается компетенцией публичной власти. Деятельность органов власти отражается в принятых ими законах, постановлениях, решениях и других нормативно-правовых документах. Ряд авторов [2, 3] использует аналогичный нормативно-правовой подход к анализу реализации процессов регионализации и развития образования.
Исследование информатизации на ос-■ нове анализа соответствующих документов | органов государственной власти местного | самоуправления позволяет представить ре-| гиональную информатизацию и каждую ее g составляющую как процесс преобразования Л информации [15-17]. В частности, содержась ние информатизации является следствием | проектирования данного процесса в регио-| не, который также может быть представлен g следующей кибернетической моделью. В ка-§ честве «Входа» выступают документы, ко-| торые определяют федеральную политику || в области информатизации образования, ё а также устанавливают компетенцию орга-g нов государственной власти субъектов фе-Ü дерации и органов местного самоуправле-vo1 ния в данной сфере. В «Процессе» пара-| метры, заданные федеральными документа-£ ми, преобразуются, исходя из компетенции || субъектов федерации, и на «Выходе» появ-з ляются параметры региональной информа-|. тизации, закрепленные в документах регио-jg нальных государственных органов власти J и органов местного самоуправления, з Аналогичный нормативно-правовой подход также применяется при рассмотрении i§ деятельности других участников системы
образования на муниципальном и локальном уровнях, включая преподавателей, обучаемых и общественные организации.
Данный принцип используется для построения методической системы подготовки специалистов [15-17]. Именно на основании такого подхода в системе подготовки выделяется подсистема, определяющаяся нормативными документами. Это обосновывается тем, что общее образование определяется государственной властью. На уровне подготовки специалиста это приводит к необходимости выделить нормативную часть системы такой подготовки, т.е. на основании нормативных документов определить нормативные составляющие цели, содержания образования, методов обучения, средств обучения, процесса контроля. На уровне практической деятельности преподаватель тоже обязан знать и уметь реализовывать государственные требования ко всем элементам системы обучения и определять эти нормативные составляющие. Вариативные части систем обучения разных уровней требуют привлечения достижений науки и опыта работы. В этих системах в свою очередь также выделим нормативную и вариативную составляющие. Под нормативной частью в такой системе подразумевается использования достижений педагогической, психологической и методической наук. Содержание вариативной составляющей будет складываться по мере педагогического опыта конкретного преподавателя.
Отметим, что поддержкой нормативно-правового подхода с выделением нормативной и вариативной составляющей можно считать гипотезу Л. И. Долингер [4] о том, что разумно сначала внедрять апробированные и заведомо эффективные технологии использования ИКТ в обучении, и только затем (если понадобится и будет желание) заниматься экспериментированием в меру своих представлений. В. А. Урнов [5] аналогично отмечает, что разрабатываемые программные средства должны обеспечить, с одной стороны, поддержку традиционного образовательного процесса, а с другой — возмож-
№ 2(26) 2010
ность применения некоторого инновационного подхода.
Для реализации рассматриваемого принципа на уровне проектирования модели подготовки специалиста предлагается разработка всей системы обучения. Каждый раздел программы может конструироваться таким образом: излагается нормативное содержание и варианты вариативного подхода. При таком нормативно-правовом походе преподавателем используется метод подготовки своей авторской программы, в которой выделяется нормативная и вариативная части. Для описания нормативно-правовой части образовательной программы используется технологическая документация, как нормативная, так и дополнительная.
Принцип выделения видов профессиональной деятельности связан с формированием у обучаемых представления общего содержания и составляющих профессиональной компетентности. Последние должны содержать и ИКТ-компетентность, рассматриваемую как уровень знаний, умений, поведенческих навыков, гибких способностей и качеств личности по использованию средств информационных и коммуникационных технологий (в условиях региона).
Принцип выделения информационной составляющей в учебной деятельности обучаемого и деятельности будущего специалиста основан на реализации предыдущего принципа в условиях усиливающегося влияния средств информационных и коммуникационных технологий на все стороны жизни. Он предполагает выбор в качестве системообразующей основы практикумов информационную основу деятельности и информационную составляющую видов деятельности.
Системно и синергетически мыслящий и действующий человек, как правило, умеет прогнозировать, считается с результатами своей деятельности, соизмеряет собственные желания (цели) и возможности (ресурсы), учитывает интересы окружающей среды, развивает интеллект, вырабатывает верное мировоззрение и правильное поведение
в различных средах, включая человеческие. Отсутствие базы для системного анализа, определения целей, распределения ресурсов и построения алгоритмов для их достижения, отсутствие знаний, навыков соединения их с умениями — основные причины интеллектуального бездействия людей [6].
Принципиально важно указать еще одну причину, связанную с распространением технократических тенденций в подходах к информатизации. В России, в отличие от США, Японии и других развитых стран, информационная культура зарождается в недрах еще не развитой технологической культуры. А ведь именно наличие последней у подрастающего поколения, по мнению ряда ученых (В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш, М. В. Ретивых), определяет успешность преодоления с помощью образования пороков технократического мышления и формирования нового технологического мышления.
С другой стороны, необходимо учитывать, что в современной научной картине мира все большую роль стали играть так называемые неравновесные процессы, не подчиненные никаким закономерностям. В таком мире человеку трудно устроить свою жизнь, действуя по определенным рецептам и используя готовые технологии. Таким образом, на первый план выходит подготовка не технолога-исполнителя, умеющего действовать по заранее заданным технологиям (в том числе и информационным), а технолога-аналитика, умеющего создавать технологии, приспосабливаясь к новым условиям постоянно меняющегося мира. Роль информации, высшей ее формы — знаний, при этом является определяющей.
Только технологически обогащенное образование в сочетании с усиленной информационно-технологической подготовкой как обучаемых, так и педагогов, в обозначенном выше «аналитическом» ключе поможет преодолеть технократизм в развитии общества, будет способствовать поддержке его интеллектуального развития, ускорит на этой основе процесс информатизации образования, формирования информационно-
№ 2(26) 2010
технологической культуры у педагогов и учащихся [7].
Принцип использования региональных особенностей программной и технической поддержки информационных технологий
предполагает учет экономико-географических и технико-технологических условий информатизации систем образования, выделенных при анализе работы регионов Дальневосточного федерального округа [15].
Экономико-географические условия включают в себя:
• преемственность существующего в регионе интеллектуального потенциала, проектных решений и опыта;
• бесплатность основных видов образования;
• развитие процессов информатизации в регионе состоит из двух составляющих — централизованной и децентрализованной; децентрализованная составляющая направлена на развитие предпринимательства в сфере информатизации и на рынке информационных продуктов и услуг, устранение монополизма производителя, обеспечение быстрого реагирования на текущий информационный спрос и привлечение инвестиций из внебюджетных источников;
• введение платы за пользование информацией, находящейся в собственности региона;
• развитие наукоемких народнохозяйственных отраслей;
• технологическую и воспроизводственную замкнутость экономики ресурсного типа;
• увеличение в структуре промышленного производства доли отраслей, применяющих устаревшее оборудование и технологии;
• определение экономической эффективности отраслей(особенно традиционной специализации) только издержками производства;
• отсутствие высокопроизводительных ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих мировые стандарты качества продукции; геоинформационных технологий;
• слабую учебно-методическую, материальную базу;
• государственную поддержку децентрализованной составляющей через создание экономических рычагов, обеспечивающих регулирование этих процессов в дальнейшем;
• разработку регионального механизма работы с государственными информационными ресурсами на территории региона, рассмотрение возможных подходов к самофинансированию процесса информатизации и описанию реальных перспектив практической реализации поставленных задач;
• создание условий для информационного обслуживания граждан, органов власти и управления, содействие развитию межрегиональных и международных связей;
• формирование позитивного образа региона в стране и в мире через представление информации об экономическом потенциале, правовой базе, культуре, ресурсах и пр., привлечение интереса возможных партнеров;
• удаленность от центра России;
• расстояние между населенными пунктами внутри края;
• интенсивное международное взаимодействие.
Технико-технологические условия содержат:
• наличие различных транспортных систем (сухопутных, речных и воздушных транспортных магистралей), российских и между-народныхлиний связи;
• большое количество высококвалифицированных инженерно-технических работников с предприятий ВПК;
• единое информационное пространство региона и системы телекоммуникаций;
• стратегию информатизации региона;
• наличие региональной программы по комплектации школ кабинетами компьютерной техники;
• издание региональных научно-методических материалов для удовлетворения информационных потребностей отдельных
№ 2(26) 2010
категорий педагогических работников региона;
Принцип использования проектной и инновационной деятельности предполагает использование связи между процессом информатизации и инновационной деятельностью.
Информатизация не идет сама по себе, а проявляется во множестве других процессов при развитии общества. Рассмотрим методологию согласования ряда таких процессов, базовыми среди которых являются инновационные и процессы информатизации. Они являются таковыми, так как имеют самую важную общую составляющую своих целей — обеспечение успешного развития общества в других аспектах. Рассмотрим это как основание для установления соотношений между процессами информатизации и инновационными. В последнее время на федеральном государственном уровне принят ряд важных стратегических документов, определяющих приоритеты и ориентиры развития различных сторон общества. Представляется важным определить связь между политикой информатизации образования и инновационной политикой.
С одной стороны, рассматривая государственную политику информатизации, можно увидеть, что она необходима для обеспечения оптимальных условий, повышения активности и эффективности так необходимого сегодня процесса реформирования общества. Согласно признанной в настоящее время государственной трактовке информатизации [9], она представляется в виде процесса создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав. Информатизация образования на этом уровне также понимается как процесс, направленный на повышение качества образования, проведение исследований и разработок, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России [9]. Концептуально государством объявлено, что цель информатизации
образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества [10]. Главная же цель информатизации состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.
С другой стороны, повышение активности и эффективности реформирования общества на государственном уровне является инновационной политикой. Для определения факторов экономического и культурного развития любой страны на международном уровне государство признает, во-первых, превращение образования в одну из самых важных сфер, а во-вторых, значение интенсивности инновационной деятельности [11]. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности. Главной целью научной, научно-технической и инновационной политики государства в системе образования является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны [12].
Рассмотрение уже указанных двух направлений государственной политики показывает необходимость их согласования для решения задач повышения эффективности экономического развития в регионах. По-видимому, предположение, что в регионах оперативно разработают системы согласования федеральных предписаний и накопят опыт, требует методологического осмысления. Рассогласованная система реализации федеральных предписаний не может
№ 2(26) 2010
дать на местах эффективный и экономичный результат расходования ресурсов. Необходимо обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования [13]. Актуальными продолжают являться информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования. В частности, необходимо пересмотреть методы обучения [14], существенно расширив долю тех из них, которые формируют навыки анализа информации, самообучения.
Принцип интеграции деятельности по подготовке курсовых и выпускных квалификационных, а также практических работ предполагает интеграцию описанных выше принципов (особенно выделение видов профессиональной деятельности и ■ использование проектной и инновацион-| ной деятельности). Выбрав направление | своей профессиональной деятельности, | обучаемый исследует его через учебные Ь дисциплины, интегрируя свои знания сна-Л чала в курсовых работах и практике, а за-« тем в выпускной квалификационной рабо-| те. Это позволит ему определиться в своих § профессиональных способностях, что бо-§ лее подробно рассмотрено в следующем § пункте.
| Принцип определения индивидуаль-| ного стиля обучающегося и проектиро-ё вания его профессиональной траекто-
^ рии связан с мотивацией обучаемого к его И будущей профессиональной деятельности. ^ На этом пути применение теории обучения | и реализация нормативно-правовых пред-£ писаний приводит к важному понятию «ин-|| дивидуальный стиль специалиста». Будем 2 понимать его как совокупность индивиду-|. альных особенностей личности в рамках оп-|| ределенной деятельности, которые влияют Ц на способ достижения целей этой деятельно ности, обусловливая своеобразие ее выполнения. Инновационные задачи составляют ■а обширные комплексы, весьма значимые для
производственного процесса, и характеризуются тем, что имеют множество решений. Среди этих решений нельзя предпочесть какое-то одно по формальным теоретическим соображениям. Каждому специалисту предоставляется здесь возможность решать задачи по-своему. Здесь и необходим индивидуальный стиль. В организации профессиональной деятельности важна технологическая составляющая. Здесь важно иметь свое представление о реализации методологических указаний науки, об иерархии структур деятельности и моделировании основных систем, участвующих в производственном процессе, их функционировании в среде, определяемой всеми реальными условиями процесса. Обучаемым также важно иметь представление о проектировании их будущей профессиональной траектории.
Принцип реализации возможности вариативности в описании программного и технического сопровождения профессиональной деятельности связан с высокой динамичностью всех современных средств ИКТ. Также необходим практикум по выбору программного и технического сопровождения для реально поставленной цели и своего личного стиля.
С использованием указанных подходов на кафедре связи с общественностью ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (ДВГГУ) разработаны учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин:
• для специальности «031300 (050711.65) Социальная педагогика»: «ОПД. В. 2.1 Интернет-технологии в работе с молодежью»; «ОПД. Ф. 14 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»;
• для специальности «061100 (080507.65) Менеджмент организации»: «ГСЭ. В. 4.2 Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»; «ЕН. В. 2.2 Интернет-технологии»; «ЕН. Ф. 02 Информатика»;
• для специальности «350 400 Связи с общественностью»: «ГСЭ. Р. 3 Компью-
№ 2(26) 2010
терное сопровождение в профессиональной деятельности»; «ДС. Ф. 06 Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью»; «ДС. В. 3 Те-лерадиотехнологии вРР».
Так, целью дисциплины «ДС. Ф. 06 Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью» специальности «350400 Связи с общественностью» (СО) является изучение применения телекоммуникационных и компьютерных технологий (ТККТ) специалистом по связям с общественностью для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов.
На основе компетентностного и деятель-ностного подходов определены задачи учебной дисциплины:
• освоение направлений использования средств компьютерного сопровождения в профессиональной деятельности выпускника по следующим аспектам: процессы и явления внутриполитической и международной жизни;
• межнациональные, межэтнические и международные отношения; социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом;
• общепланетарный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки;
• научное и культурное сотрудничество;
• информационное обеспечение внутренней и внешней политики;
• формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом;
• создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства;
• процессы глобализации;
• процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира.
На основе описанных подходов разработана модель содержания дисциплины, описывающая отношения между темами лекционных и лабораторных занятий.
Темы лекционных занятий:
• Общие сведения о применении компьютерных и информационных технологий (КИТ) в связях с общественностью.
• Интернет. Системы и алгоритмы поиска информации.
• Компьютерные технологии в исследованиях, планировании и оценке эффективности деятельности в области связей с общественностью.
• Программы обработки текстов и таблиц.
• Программы компьютерной графики.
• Программы макетирования и верстки при составлении рабочих документов.
• Программы для создания презентационных буклетов, корпоративных многотиражных газет.
• Автоматизированные системы хранения и обработки баз данных для проведения исследований.
• Мультимедийные системы, компьютерная обработка аудио (звук, речь, музыка) и видеоданных.
• Интернет и связи с общественностью.
• Работа в телекоммуникационных информационных сетях: группы новостей; конференции в режиме реального времени (интерактивное общение).
• Сетевые специализированные агентства; брифинги; пресс-релизы; электронные доски объявлений и т. п.
• Сетевые ресурсы в крупных коммуникационных проектах.
• Сайт-портал в крупных коммуникационных проектах.
Темы лабораторных занятий:
• Информационная модель (ИМ) «Возможности средств КИТ для решения проблемы в профессиональной деятельности».
№ 2(26) 2010
• ИМ «Компьютерные технологии в исследованиях, планировании и оценке эффективности деятельности в области связей с общественностью».
• ИМ «Методы социологического анализа информации в сфере профессиональной деятельности».
• Графическая модель (ГМ) «Логотип сайта-визитки».
• ИМ «Резюме бизнес-плана инновационного проекта по пиару решения социальной проблемы».
• ИМ «Презентационный буклет и корпоративная многотиражная газета организации по инновационному проектированию пиара решения социальной проблемы».
• Модель «Туристическое агентство» в MS Access.
• Модель презентации «Организации по инновационному проектированию пиара решения социальной проблемы».
• Модель главной домашней страницы информационного сайта профессиональной деятельности «Возможности (ИМ) Интернет для решения проблемы СО (по теме своего исследования)».
• ИМ страницы промо-сайта профессиональной деятельности «Телекоммуникационные информационные сети: группы новостей; конференции в режиме реального времени (интерактивное общение) (по теме своего исследования)».
• ИМ страницы сайта интернет-магазина «Сетевые специализированные агентства; брифинги; пресс-релизы; электронные доски объявлений и т. п.».
• ИМ страницы сайта информационного портала «Использование сетевых ресурсов в крупных коммуникационных проектах».
• Оформление сайта. Редакторы сайтов (например, CMS SiteEdit).
• ИМ сайта-портала «Решения проблемы в профессиональной деятельности» (на примере своей темы исследования).
Содержательной линией всех занятий является использование региональных материалов и определение своего стиля в дея-
тельности по связям с общественностью для развития имиджа своего региона.
Описанные процессы являются вариантом реализации одного из выявленных принципов разработки научно-методического обеспечения подготовки кадров информатизации региональной системы образования [15], такого, как принцип динамического обновления содержания адекватно достижениям научно-технического прогресса. Он предполагает описание методических приемов и организации по выявлению понятий и фактов в области информатики, информатизации и опыта реализации последних достижений в области средств информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Из них необходимо выделить множество учебных элементов в зависимости от конкретного контингента обучаемых. Реализация данного принципа обеспечивает преподавательскому составу вузов и научно-исследовательских учреждений:
• корректировку имеющихся программ дисциплин или разработку набора новых дисциплин;
• использование переподготовки педагогических кадров как основной формы внедрения результатов педагогических исследований в практику;
• разработку проектов и программ по разворачиванию информатизации образования органами управления образованием совместно с научно-исследовательскими организациями и вузами региона.
Этот принцип предполагает также постоянное обновление соответствующих технических средств. В Хабаровском крае выявлена необходимость обеспечения соответствия российским стандартам по техническому обеспечению, необходимость быстрого внедрения элементов автоматизации управления. Реализация этого принципа позволит уменьшить имеющийся разрыв между темпами внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в региональных системах образования и современными российскими и мировы-
№ 2(26) 2010
ми тенденциями в области информатизации образования.
Описок литературы
1. Российская Федерация. Правительство. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы: Постановление Правительства Росссийской Федерации от 23.12.2005 г. №803. <http://mon.gov.ru/dok/prav/ оЬг/2048/>.
2. Борцовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. — СПб.: Издательство РХГИ. — 2001. — 512 с.
3. Ткаченко Е. В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития / Е. В. Ткаченко, А. Т. Глазунов — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. — 2001. — 253 с.
4. Долингер Л. И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы / Л. И. Долингер // Информатика и образование. — 2003. — №6. — с. 125-128.
5. Урнов В. А. «Цифровая школа» XXI века / В. А. Урнов. — 2003. — № 10. — с. 5-12.
6. Казиев В. М. Некоторые системно-методологические аспекты региональной информатизации // Известия КБНЦ РАН. — 1998. — т. 1. — №2. <http://www.kbsu.ru/~sage/imoas/kaziev/html/ МЕТООЗ.МтЬ.
7. Елисеева Е. В. Формирование информационно-технологической культуры современного педагога как важное направление информатизации образования России / Е. В. Елисеева, Т. И. Татаринцева, Ю. Т. Трифанков // 1Ю-2001. <http://ito.edu.rU/2001/ito/i/3/l-3-8.html>.
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон №24-ФЗ от 20.02.95 «Об информации, информатизации и защите информации».
9. Российская Федерация. Министр общего и профессионального образования. (1998-; А. Н. Тихонов). Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Бюллетень 3-4 (13-14) «Проблемы информатизации высшей школы». — М.: ГосНИИ системной интеграции, 1998. — 322 с. (27.07.98) Утверждена Министром ОиПО РФ 10.07.1998 г.
10. Российская Федерация. Министерство образования. Концепция информатизации высшего об-
разования Российской Федерации, утвержденная 28 сентября 1993 года.
11. Экономический совет Содружества Независимых Государств. Концепция международной инновационной политики Содружества Независимых Государств на период до 2005 года. 22.06.2001. <http://ktpp.kursk.ru/inn/zakon-inn. Мт>.
12. Российская Федерация. Министерство образования. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы. Приказ от 06.06.2000 №1705. <http://ktpp.kursk.ru/inn/ гакопчпп. Итх
13. Российская Федерация. Правительство. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Минобразование России. Приказ от 11.02.2002, №393. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
14. Российская Федерация. Правительство. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). Распоряжение от 10 июля 2001 г. №910-р.
15. Поличка А. Е. Теоретические аспекты реализации информатизации общего образования в Дальневосточных регионах: организационное обеспечение развития информатизации региональных систем общего образования. Часть 2. Монография. — Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. — 288 с.
16. Поличка А. Е. Особенности подготовки кадров информатизации образования в региональных условиях//Ученые записки. В. 28. Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании. — М.: ИИО РАО, 2008. — С. 194-196.
17. Поличка А. Е. Научно-методические основы создания инфраструктуры подготовки кадров информатизации региональной системы образования (на примере Хабаровского края) // Информационные и коммуникационные технологии в образовании и научной деятельности: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Хабаровск, 21-23 сентября 2009 г. / под науч. ред. А. И. Мазура. / А. Е. Поличка. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. — С. 55-63.