Научная статья на тему 'Подход к управлению инновационными проектами на основе инструментов партисипативного управления'

Подход к управлению инновационными проектами на основе инструментов партисипативного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / MANAGEMENT OF PROJECTS / ПАРТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PARTISIPATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сольская Ирина Юрьевна, Грошева Надежда Борисовна

Партисипативное управление это управление, основанное на участии. В проектном менеджменте оно позволяет повышать эффективность управления за счет привлечения знаний о проблемах и возможностях на уровне стейкхолдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACH TO MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS ON THE BASIS OF TOOLS OF THE PARTISIPATIVE MANAGEMENTS

Partisipative management is the management based on participation. In design management it allows to raise management efficiency at the expense of attraction of knowledge of problems and possibilities at the stakeholder's level.

Текст научной работы на тему «Подход к управлению инновационными проектами на основе инструментов партисипативного управления»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

устранению посредством вагона-дефектоскопа неравномерной намагниченности рельсовых плетей при движении поезда со скоростью 25 км/ч.

Сравнение результатов измерений до и после равномерного намагничивания рельсов показывает, что напряженность магнитного поля на исследуемом отрезке рельсовой плети стала однополюсной со средним значением напряженности + 16,5 А/см с одной стороны и -12,5 А/см с другой. Флуктуации напряженности магнитного поля после размагничивания остались незначительными.

Выводы

1. Предварительное размагничивание рельсов при подготовке их к эксплуатации создаёт разные по амплитуде и полярности пики намагниченности по концам этих рельсов, что не решает указанную проблему в целом.

2. Устранение неравномерной намагниченности уложенных в путь рельсов по их длине равномерным намагничиванием является эффективным способом уменьшения отрицательного влияния её на устойчивость работы АЛСН. Однако это может создать повышенный уровень напряженно-

сти магнитного поля на концах рельсов в районе изолирующих стыков.

3. Для повышения устойчивости работы АЛСН на участках железных дорог, электрифицированных переменным током, необходимо применять комплекс мер, включающий в себя предварительное размагничивание и равномерное намагничивание рельсов до и во время эксплуатации, а также изменение частоты полезного сигнала кодов АЛСН на 75 Гц.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бадёр М. П. Электромагнитная совместимость. - М. : УМК МПС, 2002. - 638 с.

2. Шаманов В. И. Помехи и помехоустойчивость автоматической локомотивной сигнализации. - Иркутск : ИрИИТ, 2005. - 236 с.

3. Бессонов Л. А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. - М. : Высш. шк., 1996. - 640 с.

4. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ : ЦП-485. - М. : Транспорт, 1997. - 140 с.

УДК 65.012.4 Сольская Ирина Юрьевна,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Финансы и антикризисное регулирование», ИрГУПС тел.: 608-461, e-mail: [email protected] Грошева Надежда Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ИрГУПС, тел.: 608-461, e-mail: [email protected]

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

I. Yu.Solskaya, N.B.Grosheva

THE APPROACH TO MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS ON THE BASIS OF TOOLS OF THE PARTISIPATIVE MANAGEMENTS

Аннотация. Партисипативное управление -это управление, основанное на участии. В проектном менеджменте оно позволяет повышать эффективность управления за счет привлечения знаний о проблемах и возможностях на уровне стейкхолдеров.

Ключевые слова: управление проектами, партисипативное управление.

Abstract. Partisipative management is the management based on participation. In design man-

agement it allows to raise management efficiency at the expense of attraction of knowledge of problems and possibilities at the stakeholder's level.

Keywords: management of projects, partisipa-tive management.

Партисипативное управление (participative management) в общем случае - это управление, основанное на участии. Развитие экономических субъектов невозможно при игнорировании акти-

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство

ш

вов взаимоотношении, в том числе знании и способностей населения, передачи управленческих полномочий от монопольных бизнес-единиц к органам, представляющим интересы широких групп стейкхолдеров[1]. Партисипативность, то есть вовлечение, позволяет повышать эффективность управления за счет привлечения знаний о проблемах и возможностях на уровне стейкхолдеров.

Можно выделить несколько уровней парти-сипативного управления:

- глобальный (государственный и региональный) [2];

- корпоративный;

- внутренний (управление персоналом).

К глобальному партисипативному управлению можно отнести подход к управлению экономикой на государственном и региональном уровне. Существует термин «рагесоп», отражающий современные тенденции управления на глобальном уровне. При этом под партисипативным зачастую понимают децентрализованное [3] управление с максимальной передачей властных полномочий на уровень местного самоуправления тем органам, которые являются независимыми и заинтересованными в результате управления. При этом партисипативное управление является высшим уровнем децентрализации управления.

Так, Рондинелли [4] выделяет четыре базовые формы децентрализации:

- деконцентрация;

- делегирование;

- деволюция;

- партнерство.

Деконцентрация представляет собой систематическую передачу властных полномочий на местный уровень, деволюция подразумевает реорганизацию и создание автономных органов власти и управления, делегация власти предполагает передачу властных полномочий внешним стейкхол-дерам, партнерство подразумевает передачу ответственности за ряд общественных функций и проектов специализированным организациям.

Принципы успешнойпартисипативности на глобальном уровне идентифицированы Х.Блером

[5]:

- широкое привлечение заинтересованных лиц к участию в процессе;

- транспарентность принятия решений на региональном и местном уровне;

- система отчетности и ответственности за принятие решений.

Несомненно, партисипативное управление не только является важным аспектом реализации устойчивового развития региона, но и повышает его потенциал.

На корпоративном уровне [6] управленческую децентрализацию разделяют на географическую, бюджетную, систему принятия решений. При этом рост эффективности управления возникает за счет механизма распознавания и реагирования на местные предпочтения при принятии решений [7].

На корпоративном уровне партисипативное управление рассматривается, как правило, в моти-вационном контексте, однако важно отметить, что вовлечение подразумевает в том числе и передачу прав, в частности:

- права работников на принятие решений по осуществлению деятельности компании в целом, по поводу конкретной выполняемой работы, ее целей и задач;

- права контроля за качеством труда и ответственности за результат.

Основные формы партисипативного управления на корпоративном уровне подразделены на три группы в зависимости от финансовых интересов:

- участие в прибыли;

- участие в доходах и управлении;

- участие в собственности.

В данном случае партисипативное управление применяется как схема мотивации для ключевых работников, позволяющая не только заинтересовать персонал в развитии компании, но и повысить эффективность бизнеса в целом. Так, участие в прибыли предполагает, что в случае снижения затрат или роста выручки работники получают свою долю наравне с собственниками бизнеса, что не только мотивирует их изыскивать новые способы оптимизации процессов, но и разделяет ответственность в случае негативных результатов.

Форма партисипативного управления на корпоративном уровне реализуется в виде двух вариантов управления, первым из которых является изменение структуры органов управления, вторым - коллегиальность управления без создания формальных организационных структур. Участие в управлении подразумевает возможность принимать решения по деятельности компании на основе учета общих интересов. Примером инструмента партисипативного управления является двухуровневая модель советов директоров в Германии, подразумевающая участие в управлении не только представителей работников, но и кредиторов.

Для успешной реализации партисипативного управления необходимо оценить ограничения, возможности и достоинства такой формы управления.

Ограничения применения партисипативного управления на корпоративном уровне можно раз-

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

делить на три группы: рыночные, со стороны компании и со стороны работников.

Рыночные ограничения - это те, которые могут повлиять на стратегическое развитие компании во внешней среде, в частности по причине следующих управленческих дисбалансов:

- ориентация работников-стейкхолдеров на текущий доход, а не на долгосрочные инвестиции;

- принятие менее рискованных решений;

- отказ от инноваций как рискованных и долгосрочных проектов.

К ограничениям со стороны компании относятся:

- готовность руководителя к передаче части влияния и ответственности на других работников;

- острая потребность в формализованном управлении (в том числе возникновение кризисных ситуаций, реинжиниринг систем управления);

- необходимость изменения парадигмы ведения бизнеса при партисипациистейкхолдеров, в том числе построение транспарентной структуры принятия решений.

К ограничениям со стороны работников можно отнести:

- информационные;

- консультационные;

- кадровые;

- ограничения в профессиональной востребованности.

Преимуществами партисипативного управления является:

- интеграция стейкхолдеров и рост заинтересованности в результате деятельности;

- рост информированности и снижение конфликтных ситуаций, связанных с неравномерным распространением информации;

- рост социальной стабильности на корпоративном уровне, что позволит увеличить стратегическую стабильность.

Глубина вовлечения стейкхолдеров в управление определяется выбором формы партисипа-тивного участия[8]:

- манипулирование (выражение предложений);

- консенсус (разработка альтернатив);

- разделение риска (выбор решений);

- партнерство (реализация решений);

- самоуправление (управление).

Несомненно, внедрение партисипативного

управления должно проводиться поэтапно, так как препятствиями для его внедрения являются:

недостаточное доверие между участника-

ми;

- недостаточная информированность о правах, обязанностях и ответственности;

- конфликт интересов.

Особо значимы данные препятствия при внедрении партисипативного управления в общественном секторе, когда ценности и установки административного сектора, коммерческого сектора и населения часто противоречат друг другу.

Внедрение принципов партисипативного управления в общественный сектор используется в зарубежной практике на муниципальном уровне, в частности в США, Канаде, Европе. Так, попытки внедрения партисипативного проектирования (PD) в общественном секторе реализованы в Норвегии в рамках проектов приоритезации социальных программ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

1. Ostrom E. Neither Market nor State : Governance of Common-Pool Resources in the Twenty-first Century / International food Policy Research Institute. - Lecture Series No. 2 : Washington D. C., 1994.

2. Ascher W., Healy, R. Natural Resource Policymak-ing in Developing Countries / Duke University Press. - Durham N. C., 1990.

3. Саханова А. Н. Децентрализация и партисипа-тивность в системе государственного управления // Казахстан-Спектр. - 2003. - № 3. - С. 2834.

4. Rondinelli D.A., Nellis J. R. Assessing Decentralization Polices in Developing Countries. The Case For Cautious Optimism / Development Policy. -Review 4: 3. - 1986.

5. Blair H. Spreading Power to the Periphery. An Assessment of Democratic Local Governance. -USAID : Washington D.C., 1998.

6. World Development Report. 1993 : Investing in Health. - Oxford : Oxford University Press, 1993. - 329 p.

7. Klooster D. Institutional Choice, Communit, and Struggle : A Case Study of Forest Co-Management in Mexico. - World Development 28(1): 1-20. 2000

8. Virchow D. The Contribution of Voluntcerism to Sustainable Development in the Twenty / University of Born. - First Century, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.