Научная статья на тему 'ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ'

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РЕАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викуленко А.Е.

В статье даётся характеристика понятия "инвестиции" с позиций: финансового (ресурсного) и экономического (затратного подходов) ; рассматриваются реальные инвестиции как вложение в основной капитал и прирост оборотного капитала, и как вложение средств в материальные и нематериальные активы; выделяются прямые и косвенные (портфельные) инвестиции; "реальные инвестиции", т.е. все виды ценностей, которые вкладываются в материальные и нематериальные активы, преимущественно с целью обновления; поэтому предлагается рассмотреть проблему, с позиции системного подхода; инновационно-инвестиционная (смешанная) политика государства должна сочетать установку на экономическое развитие общества, включая ориентацию на научно-технический прогресс и модернизацию производства, т.е. вести прямую и косвенную инвестиционную политику. Согласно теории инвестиций, основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность. Поэтому инновационно-инвестиционная политика государства обязательно должна давать синергетический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO MANAGEMENT OF INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY OF ENTERPRISES IN THE PROCESS OF THEIR TECHNICAL RE-EQUIPMENT

The article describes the concept of "investment" from the positions of: financial (resource) and economic (cost-based approaches); real investments are considered as: investment in fixed capital and working capital growth, and as: investment in tangible and intangible assets; allocated direct and indirect (portfolio) investments; "real investments", i.e. all types of values that are invested in tangible and intangible assets, mainly for the purpose of updating; therefore, it is proposed to consider the problem from the position of a systematic approach; innovation and investment (mixed) policy of the state should combine the installation on the economic development of society, including orientation on scientific and technological progress and modernization of production, that is, to conduct direct and indirect investment policy. According to the theory of investments, the main principles of investment policy are: focus, efficiency, multivariance, consistency, flexibility, readiness to use resources, regularity of actions, complexity and social, environmental and economic security. Therefore, the innovation and investment policy of the state must necessarily give a synergetic effect.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ»

VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

УДК 38.262(100)

A.E. Vikulenko

APPROACH TO MANAGEMENT OF INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY OF ENTERPRISES IN THE PROCESS OF THEIR TECHNICAL RE-EQUIPMENT

The article describes the concept of "investment" from the positions of: financial (resource) and economic (cost-based approaches); real investments are considered as: investment in fixed capital and working capital growth, and as: investment in tangible and intangible assets; allocated direct and indirect (portfolio) investments; "real investments", i.e. all types of values that are invested in tangible and intangible assets, mainly for the purpose of updating; therefore, it is proposed to consider the problem from the position of a systematic approach; innovation and investment (mixed) policy of the state should combine the installation on the economic development of society, including orientation on scientific and technological progress and modernization of production, that is, to conduct direct and indirect investment policy. According to the theory of investments, the main principles of investment policy are: focus, efficiency, multivari-ance, consistency, flexibility, readiness to use resources, regularity of actions, complexity and social, environmental and economic security. Therefore, the innovation and investment policy of the state must necessarily give a synergetic effect.

Keywords: investment, real investment, a systematic approach, the main principles of investment policy; a synergistic effect.

А.Е. Викуленко1

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

В статье даётся характеристика понятия "инвестиции"с позиций:финансового (ресурсного) и экономического (затратного подходов); рассматриваются реальные инвестиции как вложение в основной капитал и прирост оборотного капитала, и как вложение средств в материальные и нематериальные активы; выделяются прямые и косвенные (портфельные) инвестиции; "реальные инвестиции", т.е. все виды ценностей, которые вкладываются в материальные и нематериальные активы, преимущественно с целью обновления; поэтому предлагается рассмотреть проблему, с позиции системного подхода; инновационно-инвестиционная (смешанная) политика государства должна сочетать установку на экономическое развитие общества, включая ориентацию на научно-технический прогресс и модернизацию производства, т.е. вести прямую и косвенную инвестиционную политику. Согласно теории инвестиций, основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность. Поэтому инновационно-инвестиционная политика государства обязательно должна давать синергетический эффект.

Ключевые слова: инвестиции, реальные инвестиции, системный подход, основные принципы инвестиционной политики, синергетический эффект.

1 Викуленко А.Е., заведующий кафедрой финансов и статистики, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург Vikulenko A.E., Head of the Department of Finance and Statistics, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: Viku20078@rambler.ru

В современных условиях функционирования экономики Российской Федерации инвестиционная деятельность с точки зрения её места и значения в восстановлении и расширении производственного потенциала является одним из определяющих факторов возрождения отечественного производства. Это предопределяет объективную потребность в определении основных положений теории развития производства и страны в целом, и обеспечения его социально-экономического уровня и повышения конкурентоспособности на рынке в условиях ускорения интеграционных и глобализационных процессов.

Исследование и обобщение фундаментальных работ отечественных и зарубежных учёных-экономистов прошлого и современности обнаруживает множество различных подходов толкования сущности и экономического содержания инвестиционно-инновационного подхода к развитию предприятий, отражающего инвестиционный процесс и, в частности, понятия теории инвестирования - "инвестиции". Важность развития и усовершенствование понятийного аппарата, преодоление многозначности и упорядочение терминологии важно не только в теории для более глубокого исследования и изучения инвестиционных процессов, но и на практике. Это указывает на необходимость обобщения подходов к определению сущности понятия "инвестиции", с целью закладки на этой основе теоретического основания для разработки комплексной концепции инвестиционно-инновационной деятельности предприятий в условиях современной экономики России [1].

Понятие "инвестиции" (от лат. invest - вкладывать) выступает одной из фундаментальных категорий, которая отражает наиболее существенные закономерные связи и отношения в экономической действительности, имеет сложную по проявлениям общественную природу, которая и предопределяет характер научных дискуссий в этой предметной области исследования.

Многие авторы (Балабанов И.Т., Бочаров В.В., Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А., Зеленкова Н.М., Канторович Л.В. и др.) [2]-[7] определяют инвестиции в широком понимании, как инновационное вложение капитала с целью следующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным, чтобы дать более большую прибыль, увеличить производительность труда работников предприятия, компенсировать инвестору отказ от использования средства альтернативным способом в текущем периоде, в частности на собственные нужды, вознаградить его за риск и защитить покупательную способность средств от инфляции в будущем периоде. Такой подход является господствующим в зарубежной методологии.

Научные работы отечественных учёных-экономистов, в которых отмечались отличия в понятиях "капитальные вложения" и "инвестиции" и делался акцент, как на материальном, так и на финансовом характере последних, начали появляться лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия. Толкования понятия "инвестиции" различаются также и среди сфер экономической науки. Так, в макроэкономике под ними понимается часть ВВП, которая не была потреблена в текущем периоде и обеспечивает прирост капитала в экономике [8. С. 18], или часть дохода за определённый период, которая не была направлена на потребление, т.е. имеющиеся в распоряжении неиспользованные сбережения. Приведённая трактовка рассматривает инвестиции как долгосрочное вложение капитала в предприятия разных областей экономики, предпринимательские и инновационные проекты, социально-экономические программы и т.п. В микроэкономике (теории производства) инвестиции - это инновационный процесс образования нового, более прогрессивного капитала (включая как средства производства, так и человеческий капитал). В финансовой теории инвестиции рассматриваются как приобретение реальных или финансовых активов, т.е. это сегодняшние затраты, целью которых являются получения будущих удобств, - обмен определённой сегодняшней стоимости на возможно неопределённую будущую стоимость [9].

Значительное количество отечественных учёных рассматривает сущность инвестиций с двух позиций: финансовой (ресурсный подход) и экономической (затратный подход). Так, по финансовому определению, под инвестициями понимаются средства, которые вкладываются в определённые объекты: инвестиции - это все виды активов (средств), которые вкладываются в хозяйственную деятельность с целью получения дохода и сопутствующих эффектов. Под капитальными вложениями понимаются средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизведения, единовременные затраты, которые черпаются из фонда накопления. Экономический подход рассматривает инвестиции с точки зрения затрат на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала, нематериальных активов, которые зависят от направления затрат на

основной капитал, т.е. материально-технические ресурсы и денежные средства на воспроизведение основных фондов и их увеличение и усовершенствование [10].

Разнообразие трактований термина "инвестиции" в значительной мере объясняется многоаспектностью сущностных сторон этой экономической категории и её сложностью. Так, понятие "инвестиции" рассматривается как прирост ценности капитального имущества, увеличение капитала; обмен сегодняшней стоимости на будущую, отказ от текущего потребления ради получения доходов в будущем; затрата ресурсов, капитала, совокупность затрат; вложение средства (ресурсов, капитала) (Табл. 1). Кроме наиболее распространённых и применяемых определений, в экономической литературе существуют довольно оригинальные подходы к понятию "инвестиции".

Таблица 1 - Определение понятий "инвестиции", "инвестирование"

Определение Автор, источник

Инвестиции - текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода Дж. Кейнс

Инвестиции - экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, т.е. на расширение или модернизацию производственного аппарата О.Д. Данилов и др.

Инвестиция - увеличение объёма капитала, который функционирует в экономической системе, т.е. увеличение предложения продуктивных ресурсов, которое осуществляется людьми; отказ от текущего потребления в пользу будущего Э. Дж. Долан, Д. Линдсей

Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизведения и состоит в использовании части дополнительного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы продуктивных сил общества В.П. Савчук и др.

Инвестиции - увеличение национального капитала в виде дополнительных зданий, оборудования и товарно-материальных запасов на протяжении года; инвестирование - производство капитальных благ продолжительного пользования; сокращение определённой меры текущего потребления в пользу увеличения будущего потребления Г. Самуельсон, В. Нордхаус

Инвестиции имеют место в том случае, если часть текущего производства используется для увеличения основных фондов С. Фишер и др.

Инвестиции - материальные блага, от которых необходимо отказаться сейчас, чтобы получить добавочную стоимость в будущем В.М. Аньшин

Инвестирование - акт вложения денежных средств (что именуются инвестициями) с целью получения дохода в будущем П.Л. Виленський и др.

Инвестиции - акт обмена сегодняшнего удовлетворения определённой потребности на ожидание удовлетворить её в будущем с помощью инвестиционных благ Г. Массе

Инвестировать означает развестись с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем У. Шарп и др.

Инвестирование - долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем, которая превышает общую начальную величину инвестиций (вложенного капитала) Я.С. Мелкумов

Вложение денежного средства и других капиталов в реализацию разного рода экономических проектов с целью следующего их увеличения называется инвестированием, а сами средства, которые вкладываются, - инвестициями В.Г. Серов

Итак, разнообразие приведённых определений понятия "инвестиции" свидетельствует о незавершённости исследования этой проблемы. Если абстрагироваться от цели и объектов осуществления инновационно-инвестиционной деятельности, обобщение научной мысли разрешает свести большинство дефиниций к двум подходам. Согласно первому, инвестиции трактуются как процесс инновационных вложений капитала (средств), что отражает эффективное движение стоимости, а второму - как все виды ценностей (капитал, средства), которые вкладываются для повышения эффективности производства. Именно второй подход является более релевантным относительно определения понятия "инвестиции", тогда как первый - характеризует понятие "инвестирование" [3].

Таким образом, анализ дефиниции "инвестиции" позволяет её научно обобщить как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате чего предполагается получение роста прибыли (дохода) или возникновение других положительных явлений, достижение которых связано с факторами времени и риска.

Раскрытие экономической природы и многоаспектности проявления инвестиций связано с актуальной задачей усовершенствования их классификации. Несмотря на то, что исследователями этой проблемы предлагается множество классификаций инвестиций по разным признакам, ни одна из них не является универсальной и достаточной для подробного их представления и анализа из-за отличия в подходах к их формированию.

Это указывает на целесообразность дальнейшего изучения этого направления, как для приведения к однозначности в толковании понятий теории инвестирования, так и грамотного учёта, оценки и планирования инвестиций с целью получения на этой основе возможности принимать экономически взвешенные решения в процессе управления инвестиционной деятельностью, направленной на повышение её эффективности [8].

В практике классификации инвестиций идут по следующим признакам:

- по форме собственности на инвестиционные ресурсы - частные, государственные, смешанные;

- по региональным признакам - отечественные, иностранные;

- относительно предприятия-инвестора - внутренние, внешние;

- по характеру использования капитала в инвестиционном процессе - первичные, реинвестиции, дезинвестиции;

- по источникам финансирования - собственные, привлечённые, заёмные;

- по таксономическим уровням - макроуровневые, мезоуровневые, микро-уровневые;

- по отраслевой направленности - инвестиции в разрезе видов экономической деятельности согласно их классификатору;

- по периодам инвестирования - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

- по уровню доходности - высокодоходные, среднедоходные, низкодоходные, бездоходные;

- по уровню инвестиционного риска - безрисковые, низкорисковые, средне-рисковые, высокорисковые;

- по уровню ликвидности - высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные, неликвидные;

- по масштабом инвестирования - незначительные, значительные, масштабные;

- по степени предсказуемости - запланированные (предусмотренные), незапланированные (непредвиденные);

- по характеру влияния на достижение поставленной цели - основные, вспомогательные;

- по степени обязательности осуществления - обязательные, произвольные

[10].

Приведённые виды инвестиций и критерии классификации унифицированы и не вызывают расхождений в толковании, однако, не учитывают большинство других классификационных признаков, поэтому необходимо дать новое значение этого аспекта с целью дальнейшего усовершенствования классификации инвестиций.

По характеру участия в инвестиционном процессе различают прямые инвестиции, которые допускают непосредственное участие инвестора в процессах выбора объектов и форм инвестирования, вложения капитала и управления сформированным инвестиционным портфелем, и косвенные (портфельные) инвестиции, которые осуществляются пассивными инвесторами по средствам разного рода финансовых посредников.

Большинство учёных-экономистов считают классификацию инвестиций по объектам вложения, как виды инвестиций, которые выделяются по этим признакам. Так, по объектам вложения, разделяют инвестиции на финансовые и реальные, а иногда, как отдельные виды, также и инновационные и интеллектуальные или только интеллектуальные, социальные. Исследование подходов к определению финансовых инвестиций выделяет две группы специалистов по этому вопросу. Специалисты первой группы определяют финансовые инвестиции, как вложение средства (размещение финансовых ресурсов) в обмен на обязательства, в финансовые активы, которые содержат все виды платёжных и финансовых обязательств, так и в права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах активов фирм и долговых прав. Такой подход правомерен, но в то же время несколько ограничен, так как увязывание финансовых инвестиций лишь с получением долговых и финансовых обязательств, а также прав на участие в управлении одной стороной и возникновением соответствующих обязательств у другой, не в полной мере учитывает возможности инвестирования в производные ценные бумаги и продукты финансового инжиниринга. Другая группа учёных правильно рассматривает финансовые инвестиции как вложение средства в разные финансовые инструменты (активы) - ценные бумаги (фондовые инструменты), банковские депозиты (денежные инструменты), паи (финансовое имущество) и т.п., как вложение в активы денежного рынка и рынка капиталов [10].

Анализ научных взглядов относительно толкования сущности реальных инвестиций также свидетельствует об отличии подходов к этой проблеме. Так, некоторые экономисты определяют реальные инвестиции (в обобщённом виде) как вложение в основной капитал и прирост материально-производственных запасов (оборотного капитала), тогда как другие - приводят более широкое определение, по которому реальные инвестиции представляют собой вложение средств в материальные и нематериальные активы. Поэтому некоторые учёные отождествляют нематериальные и интеллектуальные, нематериальные и инновационные, интеллектуальные и инновационные инвестиции, характеризуя последние как часть нематериальных инвестиций, а их оппоненты - выделяют интеллектуальные и инновационные инвестиции в самостоятельные виды. Реальные инвестиции, с точки зрения объектной направленности, делятся на материальные (приобретение материально-ощутимых активов) и нематериальные (приобретение нематериальных благ). Инновационные и интеллектуальные инвестиции считаются уточняющими классификацию реальных инвестиций по признакам "объекта вложения" [12]. Они вводятся с целью внедрения достижений НТП в производство и социальную сферу, что приводит к количественным или качественным их усовершенствованиям.

Интеллектуальные инвестиции осуществляются в объекты интеллектуальной собственности, которые исходят из авторского, изобретательского и патентного права, в виде: приобретения прав владения или пользования (патентов, лицензий, товарных знаков, прав на промышленные образцы и полезные модели); приобретения научно-технической продукции, в виде носителей информации (интеллектуальных товаров в материальной форме - программ, методик, ноу-хау, проектно-сметной документации); информационных услуг (экспертизы, консультации), в человеческий капитал (затрат на образование, программ обучения, повышение квалификации и переподготовки персонала, программ и мероприятий социальных направлений), творческого потенциала предприятий.

Несогласование взглядов среди учёных-экономистов относительно определения и классификации инвестиций по объектной направленности частично может объясняться тем, что разнообразие объектов, в которые направляются реальные инвестиции, по смыслу совпадает с разнообразием форм, которые последние могут принимать. Под понятием "реальные инвестиции" понимаются все виды ценностей, которые вкладываются в материальные и нематериальные активы, преимущественно с целью обновления, расширения и развития имеющихся и создания новых активов, которые по объектной направленности могут относиться к таким видам, как материальные и нематериальные, производственные и непроизводственные, инновационные и интеллектуальные инвестиции.

Учитывая сложность природы инвестирования как экономического явления для решения обозначенной проблемы, целесообразно представление её с позиции системного подхода, который является эффективным инструментом изучения экономических объектов, явлений, процессов.

Инвестиционную деятельность можно представить в виде общеизвестной модели "чёрного ящика", входом которой являются инвестиционные решения и инвестиции, а выходом - результат их реализации.

Такой подход является целостным и завершённым, но для применения оказывается слишком общим и не обеспечивает полноценного раскрытия содержания рассматриваемого понятия. Эта совокупность действий находит свою конкретизацию внутри чёрного ящика, содержание которого и представляет собой инвестиционный процесс, который согласовывает с семантикой понятия процесса вообще как хода любого явления, последовательного изменения фаз его развития и прохождение им разных состояний и стадий [11]. Инновационный процесс, как совокупность параметров и новых состояний системы, показывает, каким образом протекает его деятельность, её осуществление и моделирование перспектив развития, т.е. ряд общих этапов инвестирования (мотивацию решений, анализ инвестиционного рынка, обоснование целесообразности инвестиций, оценку эффективности и рисков, формирование инвестиционной политики, планирование инвестиционной программы, как с учётом выбора и привлечения источников инвестиционных ресурсов, так и множеством их особенностей реализации на предприятиях).

Государственное инвестиционно-инновационное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Его объективная необходимость объясняется потребностью преодоления недостатков рыночного саморегулирования и выполнение экономических функций государства. Государственное регулирование экономики является чистым общественным товаром, потребителями которого являются все члены общества, субъекты хозяйствования, общественные организации и т.п. Этот товар

превращается в общественное благо в том случае, когда государственное регулирование обеспечивает экономическую эффективность и социальную справедливость.

Сложной теоретической проблемой являются определения объекта государственного регулирования экономики, особенно это касается инвестиционно-инновационной сферы. Исследования учёных и практическая деятельность государства в этой сфере хотя и имеют фундаментальный характер, однако отсутствует единое мнение относительно объекта непосредственного прямого регулирования. Наиболее агрегированным объектом государственного регулирования инновационных процессов является экономическая система государства. Сложность воплощения объектов государственного регулирования в чёткие организационные формы предопределяет, как правило, опосредованное влияние государства на функционирование и развитие подсистем, процессов, отношений, рынков и т.п. Непосредственным объектом государственного регулирования является инновационно-инвестиционная деятельность в химической промышленности.

Её регулирование осуществляется через государственное управление и рыночный механизм. Как показывает мировой опыт, рынок является наиболее эффективным механизмом, который стимулирует рост производительности общественного труда. Родовые признаки рынка - это наличие большого количества экономически независимых субъектов хозяйствования, экономическая конкуренция между агентами рынка, рыночное ценообразование и наличие стабильного государственного правового обеспечения норм поведения участников рыночных отношений. Именно рыночный механизм создаёт условия для реализации личной заинтересованности экономически независимых производителей в высокопроизводительной работе ради получения прибыли, которая, в конечном счёте, обеспечивает производство продуктов и услуг, необходимых для каждого потребителя в частности и общества в целом.

Государство посредством ответствующих органов и служб совершенно и конкретно обязано влиять на экономические инновационно-инвестиционные процессы, такое влияние гораздо менее эффективно рыночного влияния [14].

Институционализация рыночных форм хозяйствования в России, изменение социально-политической структуры общества и необходимость обеспечения стабильности актуализируют потребности страны в разработке и реализации такой государственной политики, что:

Во-первых, государственная инвестиционная политика выступает фактором, ведущим к модернизации производства, обеспечивая рост ВВП и объёмов производства, фактором социальной стабильности, обеспечивая занятость населения, фактором поддержания равновесного состояния национальной экономики.

Во-вторых, мобильная инфраструктура государственного регулирования рынка инвестиций позволяет государству, с одной стороны, реализовать свои функции в сфере содействия экономическому развитию, а с другой, - обеспечить продуктивную координацию работы государственных и негосударственных структур по обеспечению эффективности производства.

Продуманная государственная инновационно-инвестиционная политика должна сочетать установку на экономическое развитие общества, включая ориентацию на научно-технический прогресс и модернизацию производства, с инфраструктурой обеспечения занятости населения, что, несомненно, может явиться фактором социально-политической стабилизации.

Такая смешанная политика, как и финансовая, является составной частью экономической политики государства, как важный рычаг воздействия, как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность её хозяйствующих субъектов. Под такой политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъёма экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем [10]. Политика государства должна обеспечить решение таких задач, как:

- увеличение объёмов инвестиционных ресурсов, которые формируют инновационный производственный потенциал на основе новейший научной базы;

- обоснование приоритетных секторов производства, которые определяют конкурентные позиции страны на мировом рынке;

- развитие внутренней и внешней кооперации продукции производственно-технологического назначения.

Государство может влиять на инвестиционную активность и при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных

инвестиций, правового механизма. Последний, поскольку в современных условиях экономики капиталовложения производятся лишь в те системы, где прозрачно обозначен механизм вращения средств, и так же прозрачен механизм получения прибыли, и именно правовая система государства является базисным критерием при выборе объекта капиталовложения. В данном случае под объектом понимается экономика государства в целом, а под критерием - определённая качественная характеристика объекта. Таким образом, государство должно создавать прозрачные правила участия инвесторов в собственной экономике в форме нормативно-правовых актов (разработку, принятие и издание нормативно-правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов; заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений); принятие государственных программ; систему реализации и соблюдения законодательства) [15].

Кроме правового закрепления определённых принципов и правил осуществления государственной инвестиционной политики, очень важным элементом является их практическая реализация. С этой точки зрения очень актуальной для инвесторов является амортизационная политика государства, являющаяся основным механизмом, который устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определённой мере для расширенного воспроизводства основных фондов. Данная составляющая государственного регулирования инвестиционной деятельности субъектов инвестиций, особенно прозрачность реализации данного инструмента, повышает инвестиционную привлекательность государства, а, следовательно, уровень их конкурентоспособности и государства в целом, это особенно важно с точки зрения тематики данного исследования. Промышленные комплексы являются желанным с точки зрения государства и перспективным с точки зрения частных инвесторов, объектом капиталовложений, приобретают особенную привлекательность с учётом разработки и реализации на практике эффективной амортизационной политики. Это объясняется тем, что в условиях рассматриваемых предприятий амортизационная составляющая имеет огромное влияние на менеджмент, поскольку позволяет создавать фонд амортизационных отчислений, который впоследствии направляется на возобновление основных фондов предприятия, что позволяет инвесторам осуществлять некоторую экономию средств.

Не менее важной составляющей государственной инвестиционной политики является научно-техническая политика государства, под которой следует понимать систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В условиях химического комплекса это очень важная составляющая, особенно в настоящее время. Это вызвано практически развитием общего экономического кризиса и спадом производства, в результате относительно медленного инновационного и инвестиционного внедрения и развития химических предприятий в период 2008-2017 гг. [15].

В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении инновационного развития химических предприятий, направленного на углубление использования новейших собственных ресурсов, повышение квалификации национальных кадров. Причём, сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем инвестировать производство и его экономику.

Государственная политика реализуется посредством конкретных инновационных мероприятий. Так, государственные мероприятия по привлечению инновационных инвестиций для повышения эффективности деятельности со стороны государства, подразумевают непосредственно инструменты государственного финансирования инновационно-инвестиционных проектов (поддержки финансами), налоговой и административной поддержки. Государственная поддержка может осуществляться, как в прямой, так и косвенной формах. В соответствии с Концепцией государственной инвестиционной политики, прямая государственная политика реализуется посредством: финансов (предоставление средств бюджетов развития РФ, бюджетных ссуд, предоставляемых в счёт государственных внешних заимствований РФ); предоставление инвестиционных налоговых кредитов; возмещение из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, предоставление отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями и организациями, производимые за счёт государствен-

ных и муниципальных средств; активов; государственных гарантий [15]. Косвенная государственная политика реализуется посредством применения таких инструментов как квоты; тарифы и пошлины (таможенные); льготы при уплате налогов и сборов; отдельные соглашения, затрагивающие будущие доходы государства (включая и последующее финансирование проектов в рамках межправительственных соглашений).

Прямое государственное участие в инновационно-инвестиционной деятельности включает в себя следующие виды:

1) разработку, утверждение, экспертизу в соответствии с законодательством РФ и финансирование проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также за счёт средств федерального бюджета и бюджетов РФ;

2) формирование перечня строек и объектов технического перевооружения за счёт средств федерального бюджета;

3) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

4) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования проектов;

5) защиту российских организаций от поставок морально устаревших и т.п. технологий, оборудования, конструкций и материалов;

6) разработку и утверждение стандартов, и осуществление контроля за их соблюдением;

7) выпуск облигационных и гарантированных целевых займов;

8) предоставление концессий инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) [7].

Данный перечень инструментов и механизмов недостаточно полный, что требует в процессе реализации государственной и отраслевой политики, применения инструментов антикризисного управления или риск-менеджмента, что в условиях мирового экономического кризиса актуально в свете преодоления его последствий [18].

Такая политика обеспечивает экономическую и оборонную безопасность регионов и страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу. Она в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные региональной экономической и социальной политикой, величиной имеющегося производственного потенциала; природно-климатическими условиями; географическим местонахождением и геополитическим положением; состоянием окружающей среды; демографической ситуацией; привлекательностью региона для инвестиций и др.

Всё большую роль в инвестиционной деятельности предприятий в последнее время играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого, существенно повышается роль инновационно-инвестиционной политики предприятия - т.е. комплекса мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заёмных и других средств, с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе [18].

Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

В современных условиях, эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырёх базовых принципов [19]:

1) совершенствование законодательного обеспечения инновационно-инвестиционной деятельности;

2) концентрация инновационно-инвестиционной политики на стратегических направлениях развития регионов и страны;

3) реализация взаимных интересов предприятий и региона в развитии инновационно-инвестиционной политики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Синергетический эффект от комплексной и взаимосвязанной реализации данных принципов позволит не только достичь качественно нового уровня в сфере государственного управления инновационно-инвестиционными процессами, но и повысить уровень

конкурентоспособности отечественной экономики в целом, позволит повысить рейтинг России и приведёт к активизации процессов, без которых невозможно осуществление многих качественных преобразований.

Поэтому целесообразно применение системного подхода при формировании инновационно-инвестиционной политики на государственном уровне, который даёт возможность рассматривать её, как единство взаимосвязанных компонентов (цели, ограничений, входа процесса и выхода) (Рис. 1).

ЦЕЛЬ

Ин н ое аци онно-инве стициэнная г олитика ОГРАНИЧЕНИЯ

социальный, бюджетный.

экономический, синергетический эффект

- опенка инвестиционного климата;

- итоги реализации инноваиионно-

инЕе стици онных программ;.

- развитие инфраструктуры;

- нормативно-правовое обеспечение

Ин стру м е н ты инн о в а и и онио-инве стици онн ой политики:

- налог, бюджета, политика;

- инвестиционные программы;

- государственные закупки;

- денежно-кредитная политик а;

- амортизационная политика;

- экспортно-илтортнал политика

ПРОЦЕСС

Этапы принятия решений:

1. Сбор информации (спрос и предложение инвестиций)

2. Разработка альтернатив Оценка альтернатив

4. Выбор оптимального варианта

ре сурсные, ин ституци он альные

Инвестиционные потоки из: L.Бюджетных средств:

- из государственного бюджета;

- из отраслевых, региональных бюджетов субъектов федерации.

2.Внебюджетных средств:

- собственный капитал;

- привлечённый капитал;

- иностранный капитал.

s

£

С

=

5

о

Ч

с с.

■5

Рис. 1 - Системный подход при формировании государственной инновационно-

инвестиционной политики

Главной целью реализации инновационно-инвестиционной политики является социальная, бюджетная и экономическая, и синергетическая эффективность, достижение которых зависит, прежде всего, от ресурсного и институционального потенциала и от качества разработки самой политики.

Таким образом, продуктивная инновационно-инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, и обязана давать синергетическую эффективность. Все эти политики являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из неё и способствовать её реализации.

Список использованных источников

1. Аньшин В.Н. Инвестиционный анализ: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2009. - 280 с.

2. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. -

519 с.

3. Борхунов Н. Инвестиционная политика в 2002-2003 гг. / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 4. - С. 20.

4. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Серия "Оценочная деятельность": Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2012. - 248 с.

5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и др. - СПб., 2014. - 448 с.

6. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -542 с.

7. Производственный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2009. -

491 с.

8. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Пер. с англ. - М.: АОЗТ "Интерэксперт", "ИНФРА-М", 2012. - 528 с.

9. Артёмова Л.В., Бор М.З. и др. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от А до Я / Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова. - М.: Изд-во "ДИС", 2008. - 208 с.

10. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях / К.Л. Астапов // Законодательство и экономика. - 2009. - № 5. - С. 21-26.

11. Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере в России / М.В. Данилина // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 7. - С. 60-68.

12. Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе / Н.В. Воронина // Финансы и кредит. - 2012. - № 4. - С. 31-40.

13. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. - М.: Дело, 2013. - 888 с.

14. Газеев М.Х. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. - М.: ВНИИОЭНГ, 2010. - 286 с.

15. Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. - 2012. - № 3. - С. 23-33.

16. Брынцев А.Н. Формирование инвестиционного климата в промышленности в условиях свободной экономической зоны: автореф. дисс... д-ра экон. наук: 08.00.05., 2011.

17. Блохина В.Г. Инвестиционный анализ. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 320 с.

18. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция). Официальное издание. - М.: Экономика, 2010. - 421 с.

19. Гуткевич С.А. Теоретические основы инвестиционного процесса // Актуальные проблемы экономики. - 2009. - № 5(47). - С. 20-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.