Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15215. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15215.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 15215 УДК 334.021
Дмитриева Елена Олеговна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономи ки, государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Самар ский государственный экономический университет», г. Самара [email protected]
Соколова Иоанна Александровна,
студентка ФГБОУ ВО «(Самарский государственный экономический университет», г. Самара [email protected]
Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы
Аннотация. В статье сформирован подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы как пространства и информационно-коммуникативного инструмента взаимодействия творческой молодежи с бизнес-сообществом и органами регионального управления. Описаны участники и знаниевые процессы в рамках платформы.
Ключевые слова: креативно-знаниевая платформа, знания, управление знаниями, молодежная политика. Раздел: (04) экономика.
Экономика знаний основывается на создании и использовании знаний и информации, инвестировании в сферы высоких технологий, характеризуется высококвалифицированной рабочей силой. С точки зрения Д. Форая [1], экономика знаний -это экономика, в которой доля наукоемких рабочих мест высока, определяющим является экономический вес информационного сектора при преобладании доли нематериальных активов. По мнению Л. М. Гохберга, «экономика знаний - это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний» [2].
В то же время Г. Б. Клейнер рассматривает экономику знаний как такое состояние экономики данной страны, при котором, во-первых, знания становятся полноценным товаром; во-вторых, любой товар несет в себе уникальные знания; в-третьих, знание становится одним из основных факторов производства» [3].
Наиболее креативной силой общества, которая наилучшим образом осуществляет знаниевые функции, является молодежь.
В молодежной политике России выделены следующие ведущие направления:
- развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи;
- создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта»;
- формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15215. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15215.htm. -ISSN 2304-120X.
Следовательно, с точки зрения государственного управления проблема активизации творческого потенциала молодежи через создание новых знаний в виде научных исследований и инновационных проектов является актуальной задачей.
В то же время в аналитических материалах Федерального агентства по делам молодежи показано [4], что стал расти поток российских студентов в зарубежные вузы, прежде всего развитых стран, а также выпускников российских вузов на работу в другие (развитые и быстроразвивающиеся) страны.
Пока еще баланс экспорта и импорта высшего образования в пользу России, однако тренд таков, что в течение 10-15 лет ситуация может измениться существенным образом.
Вместе с тем снижение численности российской молодежи в 2025 г., отток наиболее мобильной и образованной ее части в дальнее зарубежье и замещение ее мигрантами из стран СНГ, даже при некотором улучшении структуры (частично выпускниками российских вузов из Казахстана и Беларуси, а также, хотя и весьма ограниченно, из других стран СНГ) - все это ведет в целом к ухудшению качества трудовых ресурсов (поток низкоквалифицированных работников растет, высококвалифицированных остается постоянным), что негативно скажется на модернизации российской экономики и рынка труда, существенно ограничит переход России на инновационный путь развития.
Для удержания инновационно настроенной молодежи в России необходимо обеспечить ее условиями продвижения и реализации ее креативных идей и проектов.
В настоящее время существует большое количество региональных коммуникативных площадок молодежи для обмена знаниями, имеющих форму молодежных форумов:
http://ivolgaforum.ru/ - 18-28 июня, ПФО, Самарская область. http://forum-volga.ru/ - 2-9 июля, ЮФО, Волгоградская область. http://timbiryusa.ru/ - 28 июня - 08 сентября, СФО, Красноярский край. http://www.utro-ural.ru/ - 13-17 июля, УФО, Свердловская область. http ://www.baltartek.ru/ - 7-15 августа, СЗФО, Калининградская область. машукфорум.рф - 14-28 августа, СКФО, Ставропольский край. http://forumostrova.ru - 17-26 августа, ДВФО, Сахалинская область. Но они имеют ограниченный во времени характер, не решают задачи постоянного обмена креативными идеями и проектами среди молодежи региона.
Для решения данной задачи предлагается формирование региональной молодежной знаниевой платформы.
Региональная молодежная креативно-знаниевая платформа - это среда и информационно-коммуникационный инструмент для активизации процесса взаимодействия молодежи, ориентированной на научные исследования, научно-техническое творчество, научное предпринимательство, с представителями бизнеса и органов власти с целью взаимовыгодного взаимодействия по развитию, реализации и внедрению творческих идей и проектов молодежи в организациях региона и формирования молодежных предпринимательских структур в сфере высоких технологий.
Региональная молодежная креативно-знаниевая платформа - это пространство, в котором создаются условия для генерации молодыми людьми новых идей, разработки проектов и доведения их до стадии реализации на предприятиях и в организациях.
Региональная молодежная креативно-знаниевая платформа имеет следующие функции:
- формирование межвузовских творческих и предпринимательских команд молодежи с целью реализации актуальных для региона научных и инновационных проек-
Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15215. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15215.htm. -ISSN 2304-120X.
тов и проведение молодыми учеными, студентами и школьниками под руководством ведущих ученых региона высококонкурентных исследований мирового уровня;
- аккумуляция креативных идей молодежи и их анализ со стороны экспертов для продвижения и развития в рамках региона;
- создание инновационных проектов молодыми людьми и их доведение до опытного образца и внедрения в соответствии с потребностями региона;
- выявление спонсоров финансирования молодежных научных и инновационных проектов и разработка механизмов финансирования молодежных проектов;
- выстраивание индивидуальной линии профессионального обучения наиболее одаренных молодых людей в соответствии с их склонностями и требованиями бизнес-сообщества и экономики региона;
- трудоустройство молодежи в соответствии с полученной подготовкой и творческими склонностями;
- подготовка кадров, имеющих и способных реализовать свой научный потенциал, так как в науке ощущается острый дефицит кадров, способных понимать возможности науки, нужды и потребности промышленности.
Под знанием в рамках разрабатываемой платформы понимается: креативная идея, результаты научного исследования (на различных уровнях подготовленности), инновационный проект (на различных уровнях подготовленности), предпринимательский проект (на различных уровнях подготовленности), экспертная оценка, экспертное заключение, управленческое решение о развитии, реализации креативной идеи, научного исследования, инновационного и предпринимательского проекта.
Участниками знаниевых процессов являются: представители креативной молодежи, представители бизнес-сообщества, представители органов власти, эксперты.
К представителям креативной молодежи будем относить молодых людей, активно занимающихся творческой научной, научно-технической деятельностью, продвижением научных и технических проектов из числа: школьников старших классов, учащихся техникумов, студентов вузов (бакалавров, магистров), аспирантов, молодых ученых и предпринимателей.
Представители бизнес-сообщества - это руководители предприятий, руководители организаций сферы услуг, руководители финансовых организаций.
Представители органов власти - это представители региональных и городских структур управления.
Группа экспертов включает в себя экспертов в области образования, науки, технологий, управления, экономики.
Знаниевые процессы в рамках региональной молодежной креативно-знаниевой платформы можно разделить на процессы обмена знаниями, процессы создания новых знаний, процессы аккумуляции новых знаний, процессы обучения.
Процессы обмена знаниями включают в себя процессы обмена знаниями внутри каждой группы (представители креативной молодежи, представители бизнес-сообщества, представители органов власти, эксперты), а также попарно между группами платформы:
- представители креативной молодежи - представители бизнес-сообщества;
- представители креативной молодежи - представители органов власти, представители креативной молодежи - эксперты;
- представители бизнес-сообщества - представители органов власти, представители бизнес-сообщества - эксперты.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15215. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15215.htm. -ISSN 2304-120X.
Процесс создания новых знаний и обучения в рамках платформы осуществляется представителями креативной молодежи.
Аккумулирование знаний осуществляется внутри каждой группы участников платформы.
Выбор методов определяется знаниевыми процессами внутри платформы.
Для создания нового знания основополагающим является метод Нонака, известный как «модель SECI» [5]. Он основывается на существовании явного и неявного знания. Явное знание - это то, что зафиксировано в отчетах и других документах. Неявные знания - это личные знания субъекта, не зафиксированные каким-либо способом, это то, что он передает другому в процессе рассказа. Сущность «модели SECI» заключается в том, что она описывает создание знаний как спиралевидный процесс, включающий в себя социализацию (переход знаний из «скрытого» в «скрытое»), экстернализацию (переход знаний из «скрытого» в «явное»), комбинацию (переход знаний из «явного» в «явное») и интернализацию (переход знаний из «явного» в «скрытое»).
Социализация предполагает передачу «скрытого» знания другим субъектам в процессе общения. Экстернализация заключается в процессе преобразования «скрытого» знания в «явное» посредством его фиксации в виде документов. Комбинирование, или преобразование знания из «явного» в «явное», представляет собой процесс, в котором описанное явное знание изменяется, совершенствуется, превращаясь в новое знание. Интернализация - это преобразование «явного» знания в «скрытое», иначе - получение опыта, новая интерпретация знания.
Аккумуляция знаний возможна на основе базы знаний. На основании работы А. Ф. Тузовского можно сделать вывод [6], что все множество знаний организации может быть разделено на знания активных объектов (люди) и знания пассивных объектов (информационные системы).
Знания могут также аккумулироваться с помощью карт знаний, которые являются графической моделью принадлежности знания носителям [7], с обозначением источников знаний, каналов их передачи и ограничения этих каналов.
Карты рассматриваются как процедурные, связанные с бизнес-процессами, концептуальные, фиксирующие процесс аккумуляции знаний, профессиональные, отражающие компетенции субъектов, и карты анализа социальных связей, воспроизводящие социальные взаимодействия между людьми и группами [8].
Процедурные карты связаны с бизнес-процессами. При их составлении исходят из предположения, что в каждом бизнес-процессе имеется некоторое знание, а сами процедурные карты выявляют эти знания. Подразумевается, что сама организация прежде всего способствует передаче знаний от одних сотрудников к другим, а от отдельных людей к организации в целом. Подобное взаимодействие необходимо для генерации и внедрения инновационных знаний.
Концептуальные карты знаний контролируют накопление знаний. Они определяют принципы управления знаниями, собранными в хранилищах знаний. Концептуальные карты разрабатываются с учетом современных информационных технологий.
Согласно [9], высокоуровневый поиск знаний, который осуществляется с помощью карт знаний, способен отыскать точные и актуальные знания в огромном числе источников и очень важен для работы в современных условиях.
С помощью профессиональных карт фиксируются навыки, должностные инструкции и заслуги сотрудников. На основе профессиональных карт формируются внутренние «желтые страницы», благодаря которым в рамках организации можно будет оперативно получать необходимые знания от своих коллег.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15215. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15215.htm. -ISSN 2304-120X.
Карта анализа социальных связей воспроизводит социальные взаимодействия между отдельными людьми или группами. На ее основе можно исследовать каналы обмена информацией в организации.
Исследования картографической школы позволили определить возможности организации для упорядочения каналов обмена и трансформации знаний. Эффективное использование знаний в организации посредством каналов обмена знаниями было разработано представителями картографической школы.
Методы обмена знаниями могут применяться по взаимной договоренности, и в этом случае трансфер знаний имеет фазы целеобразования и движения. Они присущи любому трансферу знания независимо от его объема. Фаза целеобразования характеризуется наличием цели у отдельных сотрудников или групп. Фаза движения означает перемещение неявного и явного знания между участниками процесса. Для трансфера неявного знания используются методы, базирующиеся на личных контакты и совместных мероприятиях участников процесса. Трансфер неявного знания осуществляется в ходе встреч, неформальных мероприятий в нерабочее время, ротации рабочих мест и обмена персоналом. При трансфере явного знания могут использоваться документация, публикации научных работ, словарей и справочников, электронные материалы, выложенные в сеть Интернет, хранящиеся в базах данных, экспертных системах.
В том случае, если необходимо осуществить трансфер знаний с неизвестными ранее субъектами знаний, предварительно осуществляют активный поиск знаний, так называемое «согласованное выталкивание», когда пользователь определяет собственные потребности в знаниях, передает их, а затем ожидает поступления знаний в ответ на свой запрос [10].
Обучение сотрудников является активным типом трансфера знаний.
Обучение новым знаниям можно осуществлять на основе обучения действием [11], сущность которого - в изучении собственного опыта решения реальной задачи в сравнении с опытом других коллег через интерактивный обмен мнениями и задавание вопросов. Это помогает всем участникам обучения найти максимально полное решение и обменяться методиками и подходами к решению.
Основным органом управления региональной молодежной креативно-знание-вой платформой является Совет платформы, куда входят представители молодежи региона, представители бизнес-сообщества и представители организационных структур региона. Совет платформы формирует рабочие административные органы платформы: экспертные комиссии, офис управления научными исследованиями, офис аккумуляции и управления креативными идеями, офис управления инновационными проектами, офис управления молодежными предпринимательскими структурами в области высоких технологий. Наряду с ними на основе самоорганизации в вузах, техникумах, школах, на предприятиях и в организациях формируются молодежные группы по следующим направлениям: молодежные группы по генерации креативных идей, молодежные группы по проведению научных исследований, молодежные группы по разработке и продвижению инновационных проектов, молодежные группы по научному и инновационному предпринимательству.
Виртуальная модель региональной молодежной креативно-знаниевой платформы включает в себя четыре системы: база знаний, краудсорсинговый портал, система сайтов представителей платформы, система блогов представителей платформы.
База знаний является основой виртуальной модели, она включает в себя базу креативных идей, базу результатов научных исследований, базу инновационных
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15215. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15215.htm. -ISSN 2304-120X.
проектов и соответствующие им базы экспертных заключений по креативным идеям, по результатам научных исследований, по инновационным проектам.
Системы сайтов и блогов включают соответственно сайты и блоги всех участников знаниевых процессов: представителей креативной молодежи, представителей бизнес-сообщества, представителей органов власти, экспертов.
Краудсорсинговый портал предназначен для совместной работы над проектом или научной идеей представителей всех участников платформы и формирования коллективного решения.
Таким образом, нами представлен методический подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы как среды и информационно-коммуникационного инструмента, описаны ее основные функции, выявлены процессы обмена знаниями, процессы обучения, процессы создания знаний, разработаны структура региональной молодежной креативно-знаниевой платформы и ее виртуальная модель.
Ссылки на источники
1. Foray D. The Economics of Knowledge. - Cambridge, MA: The MIT Press, 2004.
2. Гохберг Л. M. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. - 2003. - № 3.
3. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.
4. Nonaka, Toyama R., Коппо N. SECI, Ва, and Leadership: a Unified Model of Dynamic Knowledge Creation // Long Range Planning. - 2000. - Vol. 33 (1).
5. Тузовский А. Ф., Чириков С. В., Ямпольский В. 3. Системы управления знаниями (методы и технологии) / под общ. ред. В. 3. Ямпольского. - Томск: Изд-во НТЛ, 2005.
6. Koulopoulos Т., Frappaolo С. Smart things to know about knowledge management. - Milford: Capstone, 1999.
7. Gotta M. Social Computing: Getting Ahead of the Blog. April 20, 2004. - URL: http://techupdate.zdnet.com/techupdate/stories/ main/Social_Computing.html
8. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ. - М.: ИН-ФРА-М, 2002.
9. Погорелова Е. В. Интеграционно-целевая методология управления знаниями: монография. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010.
10. Резанович В. И. Применение метода обучения действием в системе внутрифирменного повышения квалификации // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40). - С. 156-158.
11. Погорелова Е. В. Указ. соч.
Elena Dmitrieva,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Regional Economics, State and Municipal Man-agement, Samara State University of Economics, Samara [email protected] loanna Sokolova,
Student, Samara State University of Economics, Samara [email protected]
The approach to the creation of regional youth creative-knowledge platform
Abstract. The paper deals with the approach to creation of regional youth creative-knowledge platform as space and information-communication tool of creative youth interaction with business community and regional administration. The authors describe participants and knowledge processes within the platform. Key words: creative-knowledge platform, knowledge, knowledge management, youth policy. References
1. Foray, D. (2004) The Economics of Knowledge, The MIT Press, Cambridge, MA (in English).
2. Gohberg, L. M. (2003) "Nacional'naja innovacionnaja sistema Rossii v uslovijah 'novoj jekonomiki"', Vo-prosyjekonomiki, № 3 (in Russian).
3. Klejner, G. B. (2006) "Mikrojekonomika znanij i mify sovremennoj teorii", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 9 (in Russian).
Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15215. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15215.htm. -ISSN 2304-120X.
4. Nonaka, Toyama, R. & Koppo, N. (2000) SECI, Va, and Leadership: a Unified Model of Dynamic Knowledge Creation, Long Range Planning, vol. 33 (1) (in English).
5. Tuzovskij, A. F., Chirikov, S. V. & Jampol'skij, V. Z. (2005) Sistemy upravlenija znanijami (metody i tehnologii), Izd-vo NTL, Tomsk (in Russian).
6. Koulopoulos. T. & Frappaolo. S. (1999) Smart things to know about knowledge management, Capstone, Milford (in English).
7. Gotta, M. (2004) Social Computing: Getting Ahead of the Blog. April 20. Available at: http://techupdate.zdnet.com/techupdate/stories/ main/Social_Computing.html (in English).
8. Bukovich, U. & Uill'jams, R. (2002) Upravlenie znanijami: rukovodstvo k dejstviju: per. s angl., INFRA-M, Moscow (in Russian).
9. Pogorelova, E. V. (2010) Integracionno-celevaja metodologija upravlenija znanijami: monografija, Izd-vo Samar. gos. jekon. un-ta, Samara (in Russian).
10. Rezanovich, V. I. (2013) "Primenenie metoda obuchenija dejstviem v sisteme vnutrifir-mennogo pov-yshenija kvalifikacii", Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, № 3(40), pp. 156-158 (in Russian). Pogorelova, E. V. (2010) Op. cit.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 22.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.06.15
Принята к публикации Accepted for publication 22.06.15 Опубликована Published 23.06.15
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Дмитриева Е. О., Соколова И. А., 2015