Научная статья на тему 'Подход к созданию академических массовых открытых онлайн курсов'

Подход к созданию академических массовых открытых онлайн курсов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1281
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МООК / ВИДЕО / ЗВУКОЗАПИСЬ / UDEMY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кольбе А. С.

Рост популярности Массовых Открытых Онлайн Курсов (МООК MOOC ) и нужд общества ставят проблему создания в больших объемах онлайн-версий курсов, читаемых в учебных заведениях очно. При этом МООК имеют некоторые особенности, отличные от привычных методов обучения; а создание может подразумевать некоторые условия как: ограниченность ресурсов, средств и главное времени что, в свою очередь, также ставит вполне определенную задачу разработки технологии по быстрому и эффективному созданию МООК, поставленному на поток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к созданию академических массовых открытых онлайн курсов»

Подход к созданию академических массовых открытых онлайн курсов

Аннотация. Рост популярности Массовых Открытых Онлайн Курсов (МООК - МООС) и нужд общества ставят проблему создания в больших объемах онлайн-версий курсов, читаемых в учебных заведениях очно. При этом МООК имеют некоторые особенности, отличные от привычных методов обучения; а создание может подразумевать некоторые условия как: ограниченность ресурсов, средств и главное времени - что, в свою очередь, также ставит вполне определенную задачу разработки технологии по быстрому и эффективному созданию МООК, поставленному на поток.

Ключевые слова: МООК, Шету, видео, звукозапись

1 Введение

Главной идеей МООК является распространение образования в массы, давая возможность каждому, имеющему доступ в интернет, изучать курсы уровня университетов или колледжей мира, находясь при этом в любой точке мира. А само явление МООК можно сравнить с появлением книгопечатания - образование становится все более доступным массам.

Кольбе А.С. МИЭМНИУВШЭ ко1Ье. аИсе @ gmail. сот

I

X1- instruct¡vist

I

С1- соппесШ'^

Рисунок 1. хМООСв и сМООСв наглядно

Таблица 1. Характеристики МООК.

МООСв

хМООСв - «тШисгтЫ» сМООСв - «соппесНуШ»

Масштабируемость предоставления Сообщества и связи - общение

Открытый доступ Открытый доступ

Ограниченная лицензия Открытая лицензия

Индивидуальное обучение на единственной платформе Обучение на взаимодействии - сеть несколько платформ и сервисов

Определенный учебный план знаний и навыков Понимание, развитие навыков, применение на практике

Не претендуя на полноту, Массовые Открытые Онлайн Курсы можно разделить на две большие группы: курсы, строящиеся на теории инструктивизма [1] (хМООС), и курсы, строящиеся на теории коннективизма [2] (сМООС). Как видно из рисунка 1 и таблицы 1 хМООСб ближе к традиционному методу обучения, подразумевающего преподавателя, как источника распространения информации, а также определенный учебный план, включающий в себя ограниченный набор навыков и знаний, полученный по завершению курса. Именно хМООСб будут рассмотрены далее.

2 Постановка задачи

Полем деятельности для данной работы были выбраны курсы, создаваемые частным лицом с учетом ограничений. В связи с этим, постановка задачи включает в себя исследование области МООК, а также дальнейшую разработку технологии, позволяющей создавать продукт в короткие сроки, затрачивая ограниченное количество средств и не имея много ресурсов.

3 Исследовательская часть

3.1 Выбор платформы

Обращаясь к рисунку 1, видно, что хМООСб (далее просто - МООК) обладают большим выбором платформ для размещения. При этом какие-то платформы имеют довольно формальный характер и строгие требования к созданию, а также подразумевают наличие времени, выделенного на ведение курса после публикации, то есть высокий уровень ответственности. Для работы с данными платформами необходим определенный опыт, поэтому из списка популярных платформ, предоставляющих возможность публикации частных курсов, была выбрана ийету, имеющая достаточные характеристики и рейтинг среди аналогов [3]. Соответственно, дальнейший анализ будет проведен относительно выбранной платформы.

3.2 Методы представления информации

Самым распространенным наглядным методом представления информации является screencast, который позволяет генерировать материалы в короткие сроки. Методу характерны простота исполнения, наглядность демонстрации действий, но также однообразие и скудность видеоряда, что негативно сказывается на удержании внимания и концентрации зрителя.

Другой крайностью записи является формат "говорящей головы" (italking head), то есть статическая запись преподавателя с веб-камеры. В большинстве случаев данный метод является более примитивным и совершенно ненаглядным (в расчет не берутся такие курсы, где это необходимо, например, фонетика).

Дополнительно стоит отметить вариант съемки курса, как художественного фильма. На данном методе, используемом в образовательных целях стоит поставить однозначный крест, хотя бы потому, что это не формат МООК.

Возможности платформы позволяют использовать такие методы, как:

■ аудио файлы;

■ видео файлы;

■ текстовые файлы;

■ документы (PDF);

■ презентации;

■ mashup (комбинация из видео и презентации, например).

Говоря о методах представления информации, стоит так же обратиться к guidelines [4] от разработчиков платформы. В руководстве представлен список программных инструментов, облегчающих генерацию материалов; редакторы обладают возможностями: сопровождения видеоряда титрами, дублирования нажатия клавиш на экране, акцентирование внимания зрителя на нужной области экрана путем увеличения области под курсором и другими (на примере Camtasia Studio и Camtasia 2 for Mac by Tech Smith).

Из дополнительных возможностей платформы стоит выделить дополнение видеоматериалов файлами для загрузки, комментариями к фрагментам, тестирование, интегрированное в курс, проведение "живых" видеовстреч по назначенному расписанию.

Очевидно, что авторами видеокурсов редко используется единственный метод. Однако, рассматривая проблему с двух сторон, можно обозначить две возможные крайности.

1) Используется комбинация нескольких методов с привлечением небольших затрат времени - курс имеет качество ниже среднего.

2) Используется комбинация подходящих методов с выверенными чередованием и применением, с привлечением дополнительных возможностей программного инструмента и платформы - тщательное,

но медленное создание курса - высокое качество курса.

Вполне естественным является преимущество пункта 2. Однако большие затраты ресурсов, средств и времени противоречат постановке задачи.

3.3 Инструменты: hardware & software

Поскольку задачей является не только быстрое создание курса, но и качественное, необходимо уделить должное внимание оборудованию, при помощи которого будет проводиться запись, а также программному обеспечению, позволяющему эффективно и быстро создавать продукт.

Обращаясь к вышеупомянутым руководствам от разработчиков платформы, стоит отметить, что качество звука и картинки играет значительную роль, поскольку они являются главными составляющими, влияющими на восприятие материала.

С выбором микрофона, камеры, а также настройкой света поможет tutorial [5]. Кратко подытожив, можно сказать, что для съемки видео подойдет любая камера, позволяющая снимать в HD разрешении, вплоть до того, что можно снимать на iPhone (или любой другой гаджет, отвечающий данным требованиям). Поскольку звук в лекции является ведущим компонентом, а видео лишь сопровождает и подкрепляет его (если говорить грубо, суть хМООС заключается в предоставлении инструкции), то к выбору звукозаписывающего устройства стоит подходить ответственно. В своих рекомендациях Udemy предлагают к использованию недешевые микрофоны, демонстрируя разницу звука между профессиональным и непрофессиональным оборудованием. Однако покупка только микрофона не решит проблему, поскольку часто профессиональное оборудование не совместимо с бытовой аппаратурой, как минимум, по разъемам, что приводит к нелучшим последствиям.

Так же исходя из guidelines, были выбраны необходимые программы, обеспечивающие полноценную работу и быструю генерацию видеоконтента.

■ Camtasia Studio (windows)/ Camtasia 2 (mac) - главный инструмент, обеспечивающий монтаж и сборку проекта. Предоставляет возможность записи нескольких потоков данных: аудио, видео, скринкаст, гибкий и понятный инструмент, заточенный под создание видеокурсов.

■ Adobe Photoshop (windows/mac) или другой аналогичный графический редактор - инструмент для создания и редактирования графического контента.

■ Microsoft PowerPoint (windows/mac) - создание презентаций, анимации процессов.

3.4 Структура курса

11с1ету имеют четкие требования к структуре курса, которая представлена на рисунке 2.

Course

Consequent Logical concise

\ 1 /

Section 1

Lecture 1

Lecture k

Section m

f^^Lectu г ÊI^h ^ Lecture п ')

О © О

Рисунок 2. Структура курса на \Jdemy.

Минимальные требования к размещаемому курсу:

■ 1 секция;

■ 5 лекций;

■ 1 час контента;

■ 60% - видеоматериалы.

При этом специфика МООК заключается в том, что они отличны от традиционного обучения: курс включает в себя несколько секций, которые являются "большими" темами (главами); лекции, включенные в секции, резко отличаются от привычных лекций, читаемых в университете.

Главной задачей лекции является четкое донесение единственной мысли без отягощения дополнительной информацией, из этого так же следует, что длина лекции (длина видеоролика) должна быть небольшой -3-20 минут.

Как уже было сказано выше, лекции не обязательно могут состоять из видеоматериалов. При этом частое переключение от видео к другим видам представления нежелательно, потому что частая смена пассивного восприятия на активное может быть неприемлема в некоторых условиях -платформа имеет мобильную версию, что делает возможным просмотр, например, в транспорте. Нельзя однозначно утверждать, что принудительная смена активности зрителя имеет отрицательный характер,

однако всегда стоит учитывать этот факт при создании: на кого ориентирован курс, какова степень его формальности, кто есть зритель.

3.5 Пост-публикация

Как только курс продуман и собран, следует его публикация. Тем не менее, на этом не всегда заканчивается процесс. Но поскольку в данной работе рассматривается преимущественно проблема создания курса ориентированного на академическую среду, то к изучению могут быть привлечены учащиеся, слушающие этот курс очно (или как-то связанные с этим). Соответственно, какое-то количество аудитории уже есть. Вопрос поддержания жизни в курсе сужается до "обратной связи". Однако в случае, если курс делается без расчета на уже существующих слушателей, то он нуждается в рекламе, которая, по рекомендациям разработчиков, может быть организованна на уровне "сарафанного радио"; при этом так же остается необходимость некоторой обратной связи.

3.6 Выводы

Если собрать все факты воедино, получается следующая картина: начиная работу с МООК изнутри, желательно сразу отказаться от привычных, традиционных представлений о преподавании. Монотонность видеоряда способствует потере концентрации внимания, а если она при этом подкреплена неправильными методами, получается бестолковая потеря обеих сторон.

Важным этапом создания является выбор аппаратуры и ПО, что весомо при определении качества продукта, а также скорости и эффективности при сборке. Собирая "начинку", желательно помнить о рекомендациях от разработчиков и разнообразии способов подачи материала. Последовательность, логичность, четкость, наглядность должны быть всегда применимы к структуре курса.

4 Экспериментальная часть

В этом разделе упор сделан на техническую реализацию в выбранном ранее ПО, а также на выбор звукозаписывающего устройства. Были опробованы рекомендации от разработчиков \Jdemy, вместе с тем были внесены некоторые замечания и дополнения.

4.1 Структурирование материалов

Предполагается наличие готовых материалов по курсу, например, конспекты лекций. В случае автора это были лекции по дисциплине "Компьютерная графика". Как уже упоминалось неоднократно, формат МООК разнится с обычными лекциями, поэтому любой конспект требует адаптации. Решение изложенное ниже подходит так же и для работы с нуля.

Текст должен быть адаптирован под устную речь, легко воспринимаемую в совокупности с видеорядом; также стоит помнить о "одна лекция - одна мысль". Поэтому проще всего справиться с данной задачей может написание сценария-таблицы, в котором прописываются:

■ номер лекции

■ реплика

■ визуальная составляющая (презентация/видео)

■ примечания (например эффекты)

В ходе эксперимента было выявлено, что сценарий существенно упрощает и ускоряет работу при записи звука, сборке проекта, а также дает четкое представление об общей стилистике, что тоже важно.

4.2 Запись звука

В целях экономии времени, многие записывают звук синхронно с видеорядом (скринкаст), однако данный метод имеет свои недостатки: во-первых, ограниченность видеоряда, о котором речь пойдет позже, во-вторых, шероховатость речи, которая на живой лекции может остаться незамеченной, но в случае видео сильно режет слух. Поэтому решением автора является запись звука отдельной дорожкой, которая может быть очищена от ошибок либо вообще записана по дублям. К счастью, выбранный программный продукт (СшпГбш'а) позволяет воспользоваться возможностями нелинейного монтажа без особых усилий.

4.3 Видеоряд

Шету использует широкоформатное соотношение сторон 16:9, с чем невсегда красиво согласуются скринкасты презентаций, обычно подготовленных в соотношении 4:3. Особенно в совокупности с синхронной записью звука, подкрепленным окошком с "говорящей головой", перекрывающей кусок слайда. Описанное явление - самая распространенная и невсегда очевидная авторам ошибка, которую желательно не допускать, в случае подготовки качественно курса. Соответственно, стоит уделить некоторое время правильной компоновке экрана в случае использования объектов с соотношением сторон неравному 16:9.

Что касаемо визуализации, в своем пилотном проекте по компьютерной графике, автором использовались собственные отснятые материалы для внесения разнообразия и наглядности, а также материалы взятые из внешних источников, однако данный вариант подразумевает затраты на изучение прав и стилистическую подборку. Уместным случаем использования скринкаста является, например, демонстрация действий в какой-либо программе, но нежелателен в презентации. В случаях, когда необходимо было выводить информацию слайдами, использовались изображения, подготовленные на стилизованном под тематику лекций

шаблоне в Photoshop, вставлялись в дорожку и, как и видео, соотносились со звуком.

Будучи противниками монотонности видеоряда, нельзя не отметить, что по правилам телевидения, один и тот же кадр не должен задерживаться на экране дольше 20-30 секунд (в исключительных случаях - 40 секунд). Этот факт так же подкрепляет мысль о том, что формат МООК сильно отличается от обычных лекций - время зрителя дороже времени студента на паре; именно для этого и существуют всевозможные способы сделать быстро и наглядно.

4.4 Выбор микрофона

Поскольку в первой части работы было сказано о необходимости тщательного выбора звукозаписывающего устройства, было проделано небольшое сравнение на имеющейся аппаратуре как на профессиональной, так и на бытовой.

Таблица 2. Тестирование звукозаписывающих устройств.

Windows Dell laptop Mac Mini ¡Pad

Built-in mic Шумно п/а Громко и чисто

Web cabera (Logitech HD) Шумно, записывает все вокруг п/а п/а

USB Headset (Logitech) Громко, но хрипло Умеренный, но хриплый п/а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Audio-Technica AT8531 wired mic (lapel microphone) -analog input Низкий уровень Нестандартный разъем, не тестировался п/а

XLR-2-USB cable digital input Низкий уровень, с увеличением шипит Низкий уровень, не повышается, шипит п/а

Shure mic (handheld microphone) Низкий уровень Нестандартный разъем, не тестировался п/а

Cheap voice microphone for XLR analog input Низкий уровень Нестандартный разъем, не тестировался п/а

XLR-2-USB cable digital input Очень плохо Очень плохо п/а

iPhone headset Хрипит и шипит Громко и чисто Громко и чисто

Как видно из таблицы 2, профессиональные микрофоны несовместимы с потребительскими компьютерами - не хватает напряжения сигнала. Использование переходника XLR на USB должно было решить проблему, однако тесты показали, что этот переходник и USB гарнитура дают слегка хриплый звук, по сравнению с той же гарнитурой от iPhone или же встроенным микрофоном iPad.

Таким образом, были получены хотя бы по одному решению на платформу:

■ ноутбук с Windows + микрофон петличка с усилением + XLR-USB. Богатый звук с минимальным внешним шумом, однако слышится шипение.

■ Mac/iPad + гарнитура iPhone. Чистый звук без шумов, но менее насыщенный.

4.5 Работа над проектом

В ходе работы выяснилось, что оптимальное количество человек -

три.

■ Редактор - материалы, сценарий, звукозапись.

■ Иллюстратор.

■ Человек, обеспечивающий монтаж и сборку.

Для удобства, работа была перенесена в облако Google, чтобы каждый имел доступ к файлам в режиме реального времени, а также просто для единства хранения материалов.

5 Промежуточные итоги

Ввиду проделанной работы, были сделано следующее заключение по последовательности действий:

3) Производится выбор аппаратуры и ПО;

4) Адаптируются материалы:

a. Написание сценария - реплики,

b. Продумывается видеоряд;

5) Записывается звук;

6) Подготавливается визуальная составляющая;

7) Сборка проекта:

a. нарезка

b. синхронизация

c. эффекты

8) Выпуск.

Вся работа строится относительно сценария, что существенно экономит время и дает наглядную картину.

Особое внимание было уделено выбору звукозаписывающего устройства, поскольку уровень и качество звука действительно важны. Так же были сделаны некоторые выводы по поводу видеоряда, как структуры. Однако на настоящий момент не была раскрыта тема обратной связи в виде тестов, интегрируемых в курс.

6 Список литературы

1. Linda S Pogue, "Instructivism Vs Constructivism" URL: http://ezinearticles.com/7Instructivism-Vs-Constructivism&id=185783

2. Wikipedia "Connectivism" URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Connectivism

3. Find The Best "Provider Information - Udemy" URL: http://online-learning.findthebest. com/1/17/U demy

4. Udemy Support "How To Teach Online at Udemy - Getting Started Guidelines" URL: http://support.udemy.com/knowledgebase/articles/276430-how-to-teach-online-at-udemy-getting-started-gu

5. Udemy "How to Create a Udemy Course" URL: https://www.udemy.com/official-udemy-instructor-course/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.