Научная статья на тему 'Подход к совершенствованию организации и оплаты труда при ремонте оборудования обогатительной фабрики'

Подход к совершенствованию организации и оплаты труда при ремонте оборудования обогатительной фабрики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ / СТАНДАРТ / ОПЕРАЦИЯ / ПРОЦЕСС / ПРОИЗВОДСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ОПЛАТА ТРУДА / РЕМОНТ / ПЕРСОНАЛ / ОБОРУДОВАНИЕ / NORMS / STANDARDS / OPERATION / PROCESS / PRODUCTION / OPERATION FLOW CHART / LABOR REMUNERATION / REPAIR / PERSONNEL / EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров Игорь Владимирович, Лахин Алексей Алексеевич, Воронин Виктор Васильевич, Марьясов Иван Владимирович, Хажиев Вадим Аслямович

Представлен подход совершенствования организации и оплаты труда работников энерго-механической службы обогатительной фабрики. Совершенствование организации основывается на стандартизации ремонта оборудования. Стандартизация осуществляется в три этапа: на ежесменном наряд-задании осуществляется фиксация планового и фактического времени выполнения операций в результате разрабатываются экспертные нормы на операции ремонта; на еженедельном и месячном наряд-задании осуществляется фиксация экспертных норм на процессы (комплекс операций) в результате разрабатываются стандарты на выполнение видов работ (комплекс процессов); на ежесменном и квартальном наряд-задании осуществляется фиксация экспертных норм на виды работ в результате разрабатываются стандарты на производственное процессы (комплекс видов работ). Кроме этого, осваивается новое условие премирования ремонтного персонала, которое обеспечивает их заинтересованность на качественное выполнение разработанных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пивоваров Игорь Владимирович, Лахин Алексей Алексеевич, Воронин Виктор Васильевич, Марьясов Иван Владимирович, Хажиев Вадим Аслямович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO IMPROVING LABOR MANAGEMENT AND REMUNERATION IN EQUIPMENT REPAIR AT PROCESSING PLANT

The article presents an approach to improvement of labor management and remuneration system for energy and mechanics service personnel at a processing plant. The improvement consists in standardization of equipment repair. The standardization has three stages: every shift work-sheet registers scheduled and actual operating time-judgmental standards of repair operations are developed as a result; every week or month work-sheet registers judgmental standards for processes (a package of operations)judgmental standards for execution of classes of works (a package of processes) are developed as a result; every shift or quarter work-sheet registers judgmental standards for execution of classes of worksstandards of production processes (a package of classes of works) are developed as a result. Moreover, the new bonus conditions are introduced, which ensures the personnel motivation for high-performance accomplishment of the developed standards.

Текст научной работы на тему «Подход к совершенствованию организации и оплаты труда при ремонте оборудования обогатительной фабрики»

--© И.В. Пивоваров, А.А. Лахин,

В.В. Воронин, И.В. Марьясов, В.А. Хажиев, 2015

УЛК 331.255:622.333.5+331.28:622.333.5

И.В. Пивоваров, А.А. Лахин, В.В. Воронин, И.В. Марьясов, В.А. Хажиев

ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА ПРИ РЕМОНТЕ ОБОРУДОВАНИЯ ОБОГАТИТЕЛЬНОЙ ФАБРИКИ

Представлен подход совершенствования организации и оплаты труда работников энерго-механической службы обогатительной фабрики. Совершенствование организации основывается на стандартизации ремонта оборудования. Стандартизация осуществляется в три этапа: на ежесменном наряд-задании осуществляется фиксация планового и фактического времени выполнения операций - в результате разрабатываются экспертные нормы на операции ремонта; на еженедельном и месячном наряд-задании осуществляется фиксация экспертных норм на процессы (комплекс операций) -в результате разрабатываются стандарты на выполнение видов работ (комплекс процессов); на ежесменном и квартальном наряд-задании осуществляется фиксация экспертных норм на виды работ - в результате разрабатываются стандарты на производственное процессы (комплекс видов работ). Кроме этого, осваивается новое условие премирования ремонтного персонала, которое обеспечивает их заинтересованность на качественное выполнение разработанных стандартов.

Ключевые слова: нормы, стандарт, операция, процесс, производство, технологическая карта, оплата труда, ремонт, персонал, оборудование.

Лля повышения качества ремонта оборудования, сокращения времени ремонта и увеличения времени работы между отказами, руководством обогатительной фабрики (ОФ) было принято решение о стандартизации процессов ремонтов оборудования.

Стандартизацию процессов обеспечения работоспособности оборудования было решено осуществлять тремя основными этапами (рис. 1).

На первом этапе при выдаче наряда на смену инженерно-техническими работниками на каждую операцию экспертно, на основе опыта работы, устанавливаются нормы времени, выполнение которых анализируется. При необходимости они (нормы) корректируются по итогам анализа. В результате формируется

I ЭТАП

II ЭТАП

III ЭТАП

Рис. 1. Этапы стандартизации процессов обеспечения работоспособности оборудования

база норм, для конкретных условий предприятия, которая позволяет разработать экспертные нормы на процессы (комплекс операций) и далее технологические карты на виды работ. Пример учета норм времени на операции представлен в табл. 1.

На сформированной базе норм времени на операции и на основе экспертной оценки продолжительности и трудоемкости процессов была начата разработка норм на выполнение ремонтов. Пример разработки экспертных норм на процессы представлен в табл. 2.

На следующем этапе, после разработки экспертных норм, разрабатываются и осваиваются визуализированные технологические карты на ремонт оборудования.

Визуализированная технологическая карта имеет типовую структуру, которая включает:

а) последовательность и продолжительность выполнения основных операций, приемы, инструменты, средства труда;

б) описание возможных нештатных ситуаций и последовательность операций по их устранению;

в) карты рисков травмирования персонала.

Пример визуализированной технологической карты представлен на рис. 2.

Основным предназначением визуализированных технологических карт является упорядочивание процессов ремонта для повышения их эффективности и безопасности. Технологические карты используются не только при подготовке и выполнении ремонтных операций, но и при обучении, повышении квалификации слесарей, специалистов.

Таблица 1

а>

Плановые и фактические нормы времени на выполнение операций бригадой Воронина В.В.

№ п/п Операции Звено Продолжительность, час Примечание (по чьей вине простой)

план факт

1 Ремонт центрифуги ТЕМА 407.2 (питающая труба, загрузочная воронка) 1 4,0 4,0

2 Фильтр-пресс №1. Демонтаж фильтровальных полотен, демонтаж металлоконструкций 1 4,0 3,0

3 Грохот 403.1. (замена фартука в течке, хомут крепления шпальтов) 2 3,0 4,0

4 Плужок 442. Доработка конструкции 2 2,0 1,0

5 Фильтр-пресс №1. Разборка конструкции 2 1,0 2,0

6 Сварочные работы по замечаниям (ванна 413, трубы 405 (1,2), труба перепуска с 406.1 на 442, течка на 403.1) 3 4,0 4,0

7 ЦОФ ТЕМА 407.2 Сварка питающей трубы 3 1,0 2,0

8 Грохот 401 (1,2). Сварка окожушивания 3 2,0 1,0

: суэк

ВИЗУАЛИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2 РЕМОНТ БОРТОВИН ГРОХОТА ГИСЛ-82

Общее время на выполнение работы: 5 ч 00 мин

КОМПЛЕКТ ИНСТРУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ РЕМОНТА БОРТОВИН ГРОХОТА

КОМПЛЕКТ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ. Н

10. Лестница БХОДИМЫЙ ДЛЯ РЕМОНТА БОРТОБИН ГРОХОТА

0

в о

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕМОНТА БОРТОВИН ГРОХОТА

Рис. 2. Пример визуализированной технологической карты

Таблица 2

Время на выполнение ремонтов грохотов ГИСТ-72, ГИС/1-82

№ п/п Наименование работ, узла Трудозатраты Подготовительные работы

Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3

1 Замена вибратора 360-480 мин (не менее 4-х человек) 240 мин (слесарь - 3-4 чел., сваршик - 1 чел.) 180-240 мин (4-5 чел.) Подготовка резервного вибратора; подготовка резервных шпилек; наличие исправного инструмента, строп

2 Замена гибкого соединения 15 мин (1 лепесток) (1 слесарь) 60-90 мин (6-8 лепестков) (слесарь - 1 чел.) Подготовка резервных лепестков

3 Замена штампа 30-120 мин (2 слесаря, сваршик) 20-60 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2-3 чел.) Подготовка резервных штампов; наличие исправных инструментов, метизов, строп

4 Замена шпальта 30-120 мин (2 слесаря, сваршик) 60-120 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2-3 чел.) Подготовка резервных хомутов, метизов

5 Замена уголка шиной 1200 мм 120-240 мин 150 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) Резерв уголка

6 Замена пружины 15-30 мин (1 слесаря) 15-30 мин (слесарь - 2 чел.) до 30 мин (2 чел.) Резерв пружин

7 Замена футеров™ шиной 1200 мм 15-30 мин 15-20 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) Резерв футеров™

8 Замена связь балки (ГИСТ-72) 60-90 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2 чел.) Подготовка резервных метизов

9 Замена резиновой сетки (ЭПП) 20 мин (1 шт.) (1 слесарь) 20 мин (1 сетка); 90 мин (3-4 сетки) (слесарь - 1 чел.) до 240 мин (частично); 720-960 мин (все 40 сеток) (3 чел.) Резервные резиновые сет™ (ЭПП)

10 Замена связь балки (ГИСЛ-82) 60 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2 чел.) Подготовка резервных метизов

11 Замена колосников 180-240 мин (слесарь -2 чел., сваршик - 1 чел.) Подготовка резервных колосников

12 Замена канилиро-ванной сетки 120 мин (1 сетка); 260 мин (5 сеток) (с учетом подготовительно-заключительных работ) (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) Подготовка канилированных сеток; наличие запасных гаек, шайб

13 Ремонт брызгала 30 мин (слесарь - 1 чел., сваршик - 1 чел.)

14 Замена ванны грохота (кап. ремонт) (слесарь - 3 чел., сваршик - 1 чел.)

15 Ремонт ванны грохота 30-90 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.)

16 Ремонт штампа 20 мин (слесарь, сваршик) 20-60 мин (слесарь - 1 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2-3 чел.) Подготовка металлических заготовок

17 Ремонт шпальта 30-60 мин (слесарь - 1 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2-3 чел.) Подготовка металлических заготовок

18 Протяжка (замена) хомута 20 мин 20-40 мин (слесарь - 1 чел.)

19 Ремонт связь балки (ГИСТ-72) 30-72 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2 чел.) Подготовка резервных метизов

20 Ремонт устройства загруз™ (разгрузки) 30-120 мин (слесарь - 1 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2 чел.) Подготовка металлических заготовок

21 Ремонт колосников 120-180 мин (слесарь -1 чел., сваршик - 1 чел.) Подготовка металлических заготовок

22 Ремонт бортовины 300 мин (с учетом подготовительно-заключительных работ) (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.)

23 Ремонт канилиро-ванной сетки 30-60 мин (слесарь - 1 чел.)

Таблица 3

Осваиваемые персоналом условия оплаты труда Условие №1

№ варианта Время на выполнение работы Расчет стоимости работы

1 по норме Тариф х Норма

2 меньше нормы Тариф х Норма + возможность выполнить дополнительную работу

3 больше нормы по вине ремонтного персонала Тариф х Нормах ( ^°Рма | Факт )

4 больше нормы по вине ИТР Тариф х Факт

Условие №2

Рис. 4. Осваиваемые персоналом условия оплаты труда

Количество работников

25 20 15 10 5 О

п

ПН ВТ

Распределение работников:

День недели

ср чт пт

□ по существующей схеме

□ по экспертным нормам

Рис. 3. Распределение работников, привлекаемых для ремонтов оборудования на ОФ по дням недели

Таблица 4

Сравнение заработной платы ремонтного персонала по предлагаемым и существующим условиям оплаты труда

Дни апреля Сдельная оплата Повременная оплата Разница,

2014 г. (по предлагаемым условиям), руб. (по существующим условиям), руб. руб.

3 5819,23 5034,43 784,80

4 5539,99 5034,43 505,56

5

6

7 6639,21 6639,21 0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 6278,40 6278,40 0,00

9 7084,37 6278,40 805,97

10 6278,40 6278,40 0,00

11 6278,40 6278,40 0,00

12

13

14 6278,40 6278,40 0,00

15 9417,60 6278,40 3139,20

16 6278,40 6278,40 0,00

17 6278,40 6278,40 0,00

18 8385,31 6278,40 2106,91

19

20

21 6278,40 6278,40 0,00

22 10830,24 10830,24 0,00

ИТОГО 86834,51 79492,07 7342,44

На базе разработанных норм и технологических карт осуществляется перераспределение персонала по процессам в зависимости от их загруженности. Для примера, на рис. 3, показано, что по существующей схеме ежедневно занимается ремонтом оборудования 25 слесарей, в то время как по экспертным нормам такая численность необходима только в дни проведения ремонтов (понедельник, пятница). В другие дни, когда ремонтный персонал занят подготовкой к ремонту, необходимая численность составляет: во вторник и четверг - до 15 чел., в среду - 5 чел.

Для повышения заинтересованности персонала, участвующего в ремонте оборудования обогатительной фабрики, было разработано и опробуется Положение о премировании. Основные условия Положения представлены на рис. 4 и в табл. 3. Выполнение первого условия обеспечивает повышение заинтересованности в оперативном выполнении операций, а второе — повышение ответственности за качество работ.

Сравнение заработной платы ремонтного персонала по предлагаемым и существующим условиям оплаты услуг показывает, что бригаде Воронина В.В. за экспериментальный месяц удалось увеличить объем работ и заработать на 8 % (7342 руб.) больше в сравнении с существующим Положением об оплате труда (табл. 4).

Таким образом, поставленная задача обеспечения заинтересованности работников энерго-механической службы в увеличении времени безотказной работы оборудования решается посредством стандартизации процессов ремонта и повышения тесноты связи размера их премии со значениями этого показателя.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Создание системы непрерывных улучшений производственных процессов ООО «СУЭК-Хакасия»// Отчет по результатам работы во втором учетном периоде по договору № 75/12 СХ-12/805У от 20 сентября 2014 г. - С. 34. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Пивоваров Игорь Владимирович - главный инженер обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия», Pivovaroviv@suek.ru,

Лахин Алексей Алексеевич - главный механик обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия», LahinAA@suek.ru,

Воронин Виктор Васильевич - механик обогатительной фабрики ООО «СУ-ЭК-Хакасия», VoroninVV@suek.ru,

Марьясов Иван Владимирович - механик-обогатитель обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия», MaryasovIV@suek.ru,

Хажиев Вадим Аслямович - кандидат технических наук, заведующий лабораторией эффективной эксплуатации оборудования ООО «НИИОГР», Vadimkhazhiev@gmail.ru.

UDC 331.255:622.333.5+331.28:622.333.5

APPROACH TO IMPROVING LABOR MANAGEMENT AND REMUNERATION IN EQUIPMENT REPAIR AT PROCESSING PLANT

Pivovarov I.V., Principal Engineer, Processing Plant, SUEK-Khakassia, Pivovaroviv@suek.ru, Russia,

Lakhin A.A., Principal Mechanical Engineer, Processing Plant, SUEK-Khakassia, Lahi-nAA@suek.ru, Russia,

Voronin V.V., Mechanical Engineer, Processing Plant, SUEK-Khakasia, Voron-inVV@suek.ru, Russia,

Mar'yasov I.V., Mechanical Engineer-Dresser, Processing Plant, SUEK-Khakassia, Maryaso-vlV@suek.ru, Russia,

Khazhiev Vadim- Candidate of Engineering Sciences, Head of Efficient Equipment Operation Research Laboratory, NllOGR, Vadimkhazhiev@gmail.ru, Russia.

The article presents an approach to improvement of labor management and remuneration system for energy and mechanics service personnel at a processing plant. The improvement consists in standardization of equipment repair. The standardization has three stages: every shift work-sheet registers scheduled and actual operating time—judgmental standards of repair operations are developed as a result; every week or month work-sheet registers judgmental standards for processes (a package of operations)— judgmental standards for execution of classes of works (a package of processes) are developed as a result; every shift or quarter work-sheet registers judgmental standards for execution of classes of works— standards of production processes (a package of classes of works) are developed as a result. Moreover, the new bonus conditions are introduced, which ensures the personnel motivation for high-performance accomplishment of the developed standards.

Key words: norms, standards, operation, process, production, operation flow chart, labor remuneration, repair, personnel, equipment.

REFERENCES

1. Sozdanie sistemy nepreryvnyh uluchshenij proizvodstvennyh processov OOO «SUJeK-Hakasija» (The creation of a system of continuous improvement of the production process of LLC "SUEK-Khakassia") // Otchet po rezul'tatam raboty vo vtorom uchetnom periode po dogovoru No 75/12 SH-12/805U ot 20 sentjabrja 2014. 34 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.