Научная статья на тему 'Подход к согласованию целей и показателей для различных периодов планирования на машиностроительном предприятии'

Подход к согласованию целей и показателей для различных периодов планирования на машиностроительном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЦЕЛЬ / PURPOSE / СИСТЕМА / SYSTEM / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Галина Ильинична

Статья посвящена решению проблемы согласования целей и показателей на стратегическом, тактическом и оперативном уровне управления на машиностроительном предприятии. Методом исследования является комплексный подход к выбору целей. Предложены инструменты для согласова ния различных целей. Подход является универсальным и может применяться на всех машиностроительных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Галина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approach to coordination of the purposes and indicators for various periods planning at a machine-building enterprise

Today there is an inconsistency issue between taking the management decisions and the required production condition at machine-building enterprises, including high production costs, long period of a production cycle and the operational delays. For solving the problem the author of the work has investigated production and management at machine-building enterprise on the basis of system analysis. The approach for coordinating purposes and indicators at the strategic, tactical and operational level of management at machine-building enterprise is offered. The proposed technical solutions are introduced in CJSC CC Bryansk Engineering Plant and universal theu can be applied at all machine-building enterprises of the country.

Текст научной работы на тему «Подход к согласованию целей и показателей для различных периодов планирования на машиностроительном предприятии»

УДК 338.45

DOI: 10.12737/article 58f9c4d9a91f53.64413840

Г.И. Коновалова

ПОДХОД К СОГЛАСОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРИОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Статья посвящена решению проблемы согласования целей и показателей на стратегическом, тактическом и оперативном уровне управления на машиностроительном предприятии. Методом исследования является комплексный подход к выбору целей. Предложены инструменты для согласова-

ния различных целей. Подход является универсальным и может применяться на всех машиностроительных предприятиях.

Ключевые слова: предприятие, управление, цель, система, производство, показатели.

G.I. Konovalova

APPROACH TO COORDINATION OF THE PURPOSES AND INDICATORS FOR VARIOUS PERIODS PLANNING AT A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

Today there is an inconsistency issue between taking the management decisions and the required production condition at machine-building enterprises, including high production costs, long period of a production cycle and the operational delays. For solving the problem the author of the work has investigated production and management at machine-building enterprise on the basis of system analysis. The approach for coordinating

Введение

Стратегия машиностроительного предприятия характеризуется совокупностью взаимосвязанных целей, которые определяют направления развития и задают показатели, с помощью которых можно установить степень достижения целей. Цели должны быть достижимыми, конкретными, измеримыми и совместимыми, формулироваться на определенный период времени. В зависимости от горизонта планирования цели подразделяются как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Поскольку на предприятии существуют различные виды деятельности, то оно ставит перед собой одновременно несколько целей - финансовые, рыночные, производственные, ресурсные, обучения персонала. В результате выстраивается иерархия целей [3].

Требование конкретности и измеримости означает, что при формулировании цели должны быть предусмотрены показатели, которые позволят определить, достигнута ли цель. Показатели должны по-

purposes and indicators at the strategic, tactical and operational level of management at machine-building enterprise is offered. The proposed technical solutions are introduced in CJSC CC Bryansk Engineering Plant and universal theu can be applied at all machinebuilding enterprises of the country.

Keywords: enterprise, management, purpose, system, production, indicators.

зволять проводить измерение цели как по окончании процесса реализации решения, так и в ходе его. Предлагается осуществлять контроль достижения целей предприятия на основе показателей результатов и факторов их достижения, взаимосвязанных на основе причинно-следственных отношений [2].

Следовательно, для оценки результатов деятельности предприятия в текущем и долгосрочном периоде требуется совокупность взаимосвязанных количественных и качественных показателей.

Схема согласования целей и показателей

Согласование целей и показателей показано на рис.1. Показано, что для формулирования целей и определения показателей используются планы-графики, которые являются элементами универсальной системы оперативного управления динамичным разнотипным производством [1]. Поскольку планы-графики строятся на долгосрочный период, то можно опреде-

лить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели и соответствующие им отсроченные и опережающие показатели. Отсроченные показатели отражают конечные цели и результаты предприятия, опережающие показатели определяют то, что необходимо сделать для достижения результатов.

Согласование целей и показателей достигается:

1) взаимосвязью планов-графиков;

2) последовательным переходом от стратегического к тактическому уровню управления, от тактического к оперативному уровню управления.

Рис.1. Согласование целей и показателей

Формулирование целей и показателей

Формулирование целей и показателей представлено в табличной форме. Финансовые цели и показатели приведены в табл.1.

Таблица 1

Финансовые цели и показатели

Период планирования Цели Показатели Название плана-графика

Отсроченные Опережающие

Долгосрочный Сокращение затрат Целевые затраты Структура затрат Планы-графики производственных затрат

Среднесрочный Управление затратами Целевая себестоимость изделия Мероприятия по усовершенствованию

Краткосрочный Оперативное управление затратами Плановые затраты валовой продукции Отклонение фактических и плановых затрат

Финансовые цели описывают желаемые экономические результаты машиностроительного предприятия. В долгосроч-

ном периоде экономические результаты могут быть улучшены посредством сокращения затрат. Поэтому в качестве показа-

теля результатов выбраны целевые затраты, а фактором достижения целевых затрат - структура затрат. Показатель «целевые затраты» определяет себестоимость продукции, которую необходимо достигнуть при разработке и производстве изделий. Общая задача снижения затрат на предприятии подразделяется на отдельные задачи отделов, цехов и производственных участков.

В среднесрочном периоде машиностроительное предприятие должно осуществлять управление затратами с учетом основных направлений сокращения расходов. В качестве показателя результатов выбрана целевая себестоимость изделия, соответствующая целевым затратам на

данный период планирования. Фактором достижения целевой себестоимости изделия становятся мероприятия по непрерывному усовершенствованию структуры и снижению затрат за счет внутренних резервов производства.

В краткосрочном периоде машиностроительному предприятию требуется осуществлять оперативное управление затратами. В качестве показателя результатов выбраны плановые затраты валовой продукции, а фактором достижения их является отклонение фактических и плановых затрат.

Рыночные цели и показатели приведены в табл.2.

Таблица 2

Рыночные цели и показатели

Период планирования Цели Показатели Название плана-графика

Отсроченные Опережающие

Долгосрочный Расширение базы клиентов Доля рынка целевых клиентов Изучение сегментов рынка Планы-графики выполнения заказов

Среднесрочный Управление маркетингом Прибыльность клиента Удовлетворение потребностей клиентов

Краткосрочный Управление заказами Соблюдение срока выполнения заказов Отклонение от срока выполнения заказов

Рыночная стратегия машиностроительного предприятия определяется сегментом рынка и группой клиентов, которые выбраны как целевые клиенты. К целевым сегментам рынка относятся предложения большей потребительской стоимости. Предприятие может увеличить прибыль, если в своей рыночной стратегии поставит цель расширения клиентской базы в выбранном сегменте рынка. В связи с этим в долгосрочном периоде показателем результатов является доля рынка целевых

клиентов, а фактором достижения выбранного показателя является изучение сегментов рынка.

Для того чтобы обеспечить расширение клиентской базы, увеличение доли рынка целевых сегментов необходимо в среднесрочном периоде осуществлять эффективное управление маркетингом. В среднесрочном периоде показателем результатов является прибыльность клиента, а фактором достижения этого показателя -удовлетворение потребностей клиентов,

учитывающее их предпочтения с помощью таких характеристик, как цена, качество, функциональность, обслуживание.

В краткосрочном периоде требуется осуществлять управление выполнением заказов. Поэтому показателем результатов является соблюдение срока выполнения заказов, а фактором достижения этого показателя является отклонение от срока выполнения заказов. Срок выполнения заказов выбран в качестве показателя потому, что является одним из основных факторов репутации предприятия на рынке как надежного поставщика.

Производственные

Производственные цели и показатели приведены в табл.3. Производственные цели показывают, какими способами следует реализовывать избранную стратегию. Машиностроительное предприятие может увеличить выпуск продукции, если в своей производственной стратегии поставит цель организации эффективного производства. В долгосрочном периоде показателем результатов является показатель эффективности производственного цикла, а факторами достижения этого показателя - модернизация оборудования, совершенствование технологии и организации труда.

Таблица 3

цели и показатели

Период планирования Цели Показатели Название плана-графика

Отсроченные Опережающие

Долгосрочный Эффективное производство Показатель эффективности производственного цикла Модернизация оборудования. Совершенствование технологии, организации труда Планы -графики выпуска деталей

Среднесрочный Создание комплектного незавершенного производства Коэффициент комплектности незавершенного производства Мероприятия по непрерывному усовершенствованию

Краткосрочный Выполнение оперативных плановых заданий Коэффициент комплектности незавершенного производства Отставание, сверхплановое превышение в днях

Модернизация оборудования, совершенствование технологии и организации труда являются наиважнейшей задачей для машиностроительных предприятий в настоящее время, так как способствуют сокращению затрат, уменьшению длительности производственного цикла и созданию на этой основе эффективного производства.

В среднесрочном периоде в качестве цели выбрано создание комплектного незавершенного производства. Поэтому показателем результатов является коэффициент комплектности незавершенного производства, а факторами достижения этого

показателя - мероприятия по непрерывному усовершенствованию. Мероприятия по непрерывному усовершенствованию предполагают сокращение «бесполезных» действий и разного рода потерь (сверхнормативных запасов материалов, заделов деталей, запасов готовой продукции и др.). Данная цель ориентирует цехи на организацию ритмичной работы и равномерный в соответствии с установленным графиком выпуск продукции.

Так как в краткосрочном периоде планируются конкретные действия над предметами, то в качестве цели выбрано выполнение оперативных плановых зада-

ний. Показателем результатов является коэффициент комплектности незавершенного производства на текущий рабочий день, а факторами достижения данного показателя - отставание и сверхплановое превышение по деталям в днях.

Ресурсные цели и показатели показаны в табл.4. Ресурсные цели определяют потребность в материальных ресурсах для достижения производственных целей. Машиностроительное предприятие может

создать эффективное производство, если в своей ресурсной стратегии поставит цель снижения материалоемкости продукции. В долгосрочном периоде показателем результатов является доля снижения расхода материалов на изделие, а фактором достижения этого показателя - структура материальных ресурсов. Общая задача снижения материалоемкости производства подразделяется на конкретные задачи отделам, цехам, участкам.

Таблица 4

Ресурсные цели и показатели

Период планирования Цели Показатели Название плана-графика

Отсроченные Опережающие

Долгосрочный Снижение материалоемкости продукции Доля снижения расхода материалов на изделие Структура материальных ресурсов Планы -графики потребностей материалов

Среднесрочный Управление материальными ресурсами Расход материалов на плановый период Мероприятия по снижению материалоемкости изделий

Краткосрочный Экономия материальных ресурсов Расход материалов на сутки Рациональное использование материалов

В краткосрочном периоде требуется эффективно управлять материальными ресурсами. Показателем результатов является расход материалов на плановый период, а фактором достижения этого показателя -мероприятия по снижению материалоемкости изделий. Данный подход позволяет выявить те виды материальных ресурсов, экономия которых преимущественно обеспечивает эффективность производства.

На оперативном уровне целью управления является экономия материальных ресурсов. Поэтому в краткосрочном периоде в качестве показателя результатов выбран расход материалов на сутки, фактором достижения этого показателя является рациональное использование материалов.

Цели и показатели обучения работников приведены в табл.5.

Долгосрочным результатом работы машиностроительного предприятия могут быть улучшения посредством обучения работников. В долгосрочном периоде показателем результатов является коэффициент обучения работников, а фактором достижения этого показателя - повышение эффективности деятельности работников.

В среднесрочном периоде в качестве цели выбрано сохранение работников. Показателем результатов является процент текучести кадров, а фактором достижения этого показателя - удовлетворенность работников. Цель сохранения персонала направлена на сбережение работников, в которых предприятие заинтересовано. Удовлетворенность работников способствует повышению производительности труда, качества продукции и степени обслуживания потребителей.

Таблица 5

Цели и показатели обучения работников

Период планирования Цели Показатели Название плана-графика

Отсроченные Опережающие

Долгосрочный Обучение работников Коэффициент обучения работников Повышение эффективности деятельности работников Планы -графики затрат труда

Среднесрочный Сохранение работников Процент текучести кадров Удовлетворенность работников

Краткосрочный Мотивация работников Заработная плата работников Поощрительные выплаты

В краткосрочном периоде в качестве цели выбрана мотивация работников. Показателем результатов является заработная плата работников, а фактором достижения этого показателя - поощрительные выплаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коновалова, Г.И. Методология внутрифирменного управления на основе системной интеграции/ Г.И. Коновалова// Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №2. - С. 109-118.

2. Коновалова, Г.И. Методология внутрифирменного управления на основе системной оптимизации/ Г.И. Коновалова// Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №5. - С. 121-128.

3. Коновалова, Г.И. Развитие методологии внутрифирменного управления: монография / Г.И. Коновалова. - Брянск: БГТУ, 2014. - 375 с.

Заключение

Предложенный подход внедрен в ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод», имеет универсальный характер и может быть применен на всех машиностроительных предприятиях страны.

1. Konovalova, G.I. Methodology of intercompany management based on system integration / G.I. Konovalova // Management in Russia and abroad. -2015. - №2.

- P. 109-118.

2. Konovalova, G.I. Methodology of intercompany management based on system integration / G.I. Konovalova // Management in Russia and abroad. -2015. - №5.

- P. 121-128.

3. Konovalova, G.I. Development of intercompany management methodology: Monograph / G.I. Konovalova.

- Bryansk: BSTU, 2014. - 375 p.

Статья поступила в редколлегию 21.07.2016. Рецензент: д-р экон. наук, профессор зав кафедрой «Экономика, менеджмент и социально-гуманитарные дисциплины" Брянского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожерельева Марина Викторовна

Сведения об авторах:

Коновалова Галина Ильинична

канд. экон. наук,

профессор кафедры «Экономика, организация производства и управление» Брянского государственного технического университета, телефон: 8-910-336-28-50, E-mail:: [email protected]

Konovalova Galina Ilyinichna

Can. Ec.,

Prof. of the Dep. "Economics, Organization of Production, Running the Enterprise" Bryansk State Agricultural University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.