УДК 338.45
DOI: 10.12737/article 58f9c4d9a91f53.64413840
Г.И. Коновалова
ПОДХОД К СОГЛАСОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРИОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Статья посвящена решению проблемы согласования целей и показателей на стратегическом, тактическом и оперативном уровне управления на машиностроительном предприятии. Методом исследования является комплексный подход к выбору целей. Предложены инструменты для согласова-
ния различных целей. Подход является универсальным и может применяться на всех машиностроительных предприятиях.
Ключевые слова: предприятие, управление, цель, система, производство, показатели.
G.I. Konovalova
APPROACH TO COORDINATION OF THE PURPOSES AND INDICATORS FOR VARIOUS PERIODS PLANNING AT A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE
Today there is an inconsistency issue between taking the management decisions and the required production condition at machine-building enterprises, including high production costs, long period of a production cycle and the operational delays. For solving the problem the author of the work has investigated production and management at machine-building enterprise on the basis of system analysis. The approach for coordinating
Введение
Стратегия машиностроительного предприятия характеризуется совокупностью взаимосвязанных целей, которые определяют направления развития и задают показатели, с помощью которых можно установить степень достижения целей. Цели должны быть достижимыми, конкретными, измеримыми и совместимыми, формулироваться на определенный период времени. В зависимости от горизонта планирования цели подразделяются как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Поскольку на предприятии существуют различные виды деятельности, то оно ставит перед собой одновременно несколько целей - финансовые, рыночные, производственные, ресурсные, обучения персонала. В результате выстраивается иерархия целей [3].
Требование конкретности и измеримости означает, что при формулировании цели должны быть предусмотрены показатели, которые позволят определить, достигнута ли цель. Показатели должны по-
purposes and indicators at the strategic, tactical and operational level of management at machine-building enterprise is offered. The proposed technical solutions are introduced in CJSC CC Bryansk Engineering Plant and universal theu can be applied at all machinebuilding enterprises of the country.
Keywords: enterprise, management, purpose, system, production, indicators.
зволять проводить измерение цели как по окончании процесса реализации решения, так и в ходе его. Предлагается осуществлять контроль достижения целей предприятия на основе показателей результатов и факторов их достижения, взаимосвязанных на основе причинно-следственных отношений [2].
Следовательно, для оценки результатов деятельности предприятия в текущем и долгосрочном периоде требуется совокупность взаимосвязанных количественных и качественных показателей.
Схема согласования целей и показателей
Согласование целей и показателей показано на рис.1. Показано, что для формулирования целей и определения показателей используются планы-графики, которые являются элементами универсальной системы оперативного управления динамичным разнотипным производством [1]. Поскольку планы-графики строятся на долгосрочный период, то можно опреде-
лить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели и соответствующие им отсроченные и опережающие показатели. Отсроченные показатели отражают конечные цели и результаты предприятия, опережающие показатели определяют то, что необходимо сделать для достижения результатов.
Согласование целей и показателей достигается:
1) взаимосвязью планов-графиков;
2) последовательным переходом от стратегического к тактическому уровню управления, от тактического к оперативному уровню управления.
Рис.1. Согласование целей и показателей
Формулирование целей и показателей
Формулирование целей и показателей представлено в табличной форме. Финансовые цели и показатели приведены в табл.1.
Таблица 1
Финансовые цели и показатели
Период планирования Цели Показатели Название плана-графика
Отсроченные Опережающие
Долгосрочный Сокращение затрат Целевые затраты Структура затрат Планы-графики производственных затрат
Среднесрочный Управление затратами Целевая себестоимость изделия Мероприятия по усовершенствованию
Краткосрочный Оперативное управление затратами Плановые затраты валовой продукции Отклонение фактических и плановых затрат
Финансовые цели описывают желаемые экономические результаты машиностроительного предприятия. В долгосроч-
ном периоде экономические результаты могут быть улучшены посредством сокращения затрат. Поэтому в качестве показа-
теля результатов выбраны целевые затраты, а фактором достижения целевых затрат - структура затрат. Показатель «целевые затраты» определяет себестоимость продукции, которую необходимо достигнуть при разработке и производстве изделий. Общая задача снижения затрат на предприятии подразделяется на отдельные задачи отделов, цехов и производственных участков.
В среднесрочном периоде машиностроительное предприятие должно осуществлять управление затратами с учетом основных направлений сокращения расходов. В качестве показателя результатов выбрана целевая себестоимость изделия, соответствующая целевым затратам на
данный период планирования. Фактором достижения целевой себестоимости изделия становятся мероприятия по непрерывному усовершенствованию структуры и снижению затрат за счет внутренних резервов производства.
В краткосрочном периоде машиностроительному предприятию требуется осуществлять оперативное управление затратами. В качестве показателя результатов выбраны плановые затраты валовой продукции, а фактором достижения их является отклонение фактических и плановых затрат.
Рыночные цели и показатели приведены в табл.2.
Таблица 2
Рыночные цели и показатели
Период планирования Цели Показатели Название плана-графика
Отсроченные Опережающие
Долгосрочный Расширение базы клиентов Доля рынка целевых клиентов Изучение сегментов рынка Планы-графики выполнения заказов
Среднесрочный Управление маркетингом Прибыльность клиента Удовлетворение потребностей клиентов
Краткосрочный Управление заказами Соблюдение срока выполнения заказов Отклонение от срока выполнения заказов
Рыночная стратегия машиностроительного предприятия определяется сегментом рынка и группой клиентов, которые выбраны как целевые клиенты. К целевым сегментам рынка относятся предложения большей потребительской стоимости. Предприятие может увеличить прибыль, если в своей рыночной стратегии поставит цель расширения клиентской базы в выбранном сегменте рынка. В связи с этим в долгосрочном периоде показателем результатов является доля рынка целевых
клиентов, а фактором достижения выбранного показателя является изучение сегментов рынка.
Для того чтобы обеспечить расширение клиентской базы, увеличение доли рынка целевых сегментов необходимо в среднесрочном периоде осуществлять эффективное управление маркетингом. В среднесрочном периоде показателем результатов является прибыльность клиента, а фактором достижения этого показателя -удовлетворение потребностей клиентов,
учитывающее их предпочтения с помощью таких характеристик, как цена, качество, функциональность, обслуживание.
В краткосрочном периоде требуется осуществлять управление выполнением заказов. Поэтому показателем результатов является соблюдение срока выполнения заказов, а фактором достижения этого показателя является отклонение от срока выполнения заказов. Срок выполнения заказов выбран в качестве показателя потому, что является одним из основных факторов репутации предприятия на рынке как надежного поставщика.
Производственные
Производственные цели и показатели приведены в табл.3. Производственные цели показывают, какими способами следует реализовывать избранную стратегию. Машиностроительное предприятие может увеличить выпуск продукции, если в своей производственной стратегии поставит цель организации эффективного производства. В долгосрочном периоде показателем результатов является показатель эффективности производственного цикла, а факторами достижения этого показателя - модернизация оборудования, совершенствование технологии и организации труда.
Таблица 3
цели и показатели
Период планирования Цели Показатели Название плана-графика
Отсроченные Опережающие
Долгосрочный Эффективное производство Показатель эффективности производственного цикла Модернизация оборудования. Совершенствование технологии, организации труда Планы -графики выпуска деталей
Среднесрочный Создание комплектного незавершенного производства Коэффициент комплектности незавершенного производства Мероприятия по непрерывному усовершенствованию
Краткосрочный Выполнение оперативных плановых заданий Коэффициент комплектности незавершенного производства Отставание, сверхплановое превышение в днях
Модернизация оборудования, совершенствование технологии и организации труда являются наиважнейшей задачей для машиностроительных предприятий в настоящее время, так как способствуют сокращению затрат, уменьшению длительности производственного цикла и созданию на этой основе эффективного производства.
В среднесрочном периоде в качестве цели выбрано создание комплектного незавершенного производства. Поэтому показателем результатов является коэффициент комплектности незавершенного производства, а факторами достижения этого
показателя - мероприятия по непрерывному усовершенствованию. Мероприятия по непрерывному усовершенствованию предполагают сокращение «бесполезных» действий и разного рода потерь (сверхнормативных запасов материалов, заделов деталей, запасов готовой продукции и др.). Данная цель ориентирует цехи на организацию ритмичной работы и равномерный в соответствии с установленным графиком выпуск продукции.
Так как в краткосрочном периоде планируются конкретные действия над предметами, то в качестве цели выбрано выполнение оперативных плановых зада-
ний. Показателем результатов является коэффициент комплектности незавершенного производства на текущий рабочий день, а факторами достижения данного показателя - отставание и сверхплановое превышение по деталям в днях.
Ресурсные цели и показатели показаны в табл.4. Ресурсные цели определяют потребность в материальных ресурсах для достижения производственных целей. Машиностроительное предприятие может
создать эффективное производство, если в своей ресурсной стратегии поставит цель снижения материалоемкости продукции. В долгосрочном периоде показателем результатов является доля снижения расхода материалов на изделие, а фактором достижения этого показателя - структура материальных ресурсов. Общая задача снижения материалоемкости производства подразделяется на конкретные задачи отделам, цехам, участкам.
Таблица 4
Ресурсные цели и показатели
Период планирования Цели Показатели Название плана-графика
Отсроченные Опережающие
Долгосрочный Снижение материалоемкости продукции Доля снижения расхода материалов на изделие Структура материальных ресурсов Планы -графики потребностей материалов
Среднесрочный Управление материальными ресурсами Расход материалов на плановый период Мероприятия по снижению материалоемкости изделий
Краткосрочный Экономия материальных ресурсов Расход материалов на сутки Рациональное использование материалов
В краткосрочном периоде требуется эффективно управлять материальными ресурсами. Показателем результатов является расход материалов на плановый период, а фактором достижения этого показателя -мероприятия по снижению материалоемкости изделий. Данный подход позволяет выявить те виды материальных ресурсов, экономия которых преимущественно обеспечивает эффективность производства.
На оперативном уровне целью управления является экономия материальных ресурсов. Поэтому в краткосрочном периоде в качестве показателя результатов выбран расход материалов на сутки, фактором достижения этого показателя является рациональное использование материалов.
Цели и показатели обучения работников приведены в табл.5.
Долгосрочным результатом работы машиностроительного предприятия могут быть улучшения посредством обучения работников. В долгосрочном периоде показателем результатов является коэффициент обучения работников, а фактором достижения этого показателя - повышение эффективности деятельности работников.
В среднесрочном периоде в качестве цели выбрано сохранение работников. Показателем результатов является процент текучести кадров, а фактором достижения этого показателя - удовлетворенность работников. Цель сохранения персонала направлена на сбережение работников, в которых предприятие заинтересовано. Удовлетворенность работников способствует повышению производительности труда, качества продукции и степени обслуживания потребителей.
Таблица 5
Цели и показатели обучения работников
Период планирования Цели Показатели Название плана-графика
Отсроченные Опережающие
Долгосрочный Обучение работников Коэффициент обучения работников Повышение эффективности деятельности работников Планы -графики затрат труда
Среднесрочный Сохранение работников Процент текучести кадров Удовлетворенность работников
Краткосрочный Мотивация работников Заработная плата работников Поощрительные выплаты
В краткосрочном периоде в качестве цели выбрана мотивация работников. Показателем результатов является заработная плата работников, а фактором достижения этого показателя - поощрительные выплаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коновалова, Г.И. Методология внутрифирменного управления на основе системной интеграции/ Г.И. Коновалова// Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №2. - С. 109-118.
2. Коновалова, Г.И. Методология внутрифирменного управления на основе системной оптимизации/ Г.И. Коновалова// Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №5. - С. 121-128.
3. Коновалова, Г.И. Развитие методологии внутрифирменного управления: монография / Г.И. Коновалова. - Брянск: БГТУ, 2014. - 375 с.
Заключение
Предложенный подход внедрен в ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод», имеет универсальный характер и может быть применен на всех машиностроительных предприятиях страны.
1. Konovalova, G.I. Methodology of intercompany management based on system integration / G.I. Konovalova // Management in Russia and abroad. -2015. - №2.
- P. 109-118.
2. Konovalova, G.I. Methodology of intercompany management based on system integration / G.I. Konovalova // Management in Russia and abroad. -2015. - №5.
- P. 121-128.
3. Konovalova, G.I. Development of intercompany management methodology: Monograph / G.I. Konovalova.
- Bryansk: BSTU, 2014. - 375 p.
Статья поступила в редколлегию 21.07.2016. Рецензент: д-р экон. наук, профессор зав кафедрой «Экономика, менеджмент и социально-гуманитарные дисциплины" Брянского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Ожерельева Марина Викторовна
Сведения об авторах:
Коновалова Галина Ильинична
канд. экон. наук,
профессор кафедры «Экономика, организация производства и управление» Брянского государственного технического университета, телефон: 8-910-336-28-50, E-mail:: [email protected]
Konovalova Galina Ilyinichna
Can. Ec.,
Prof. of the Dep. "Economics, Organization of Production, Running the Enterprise" Bryansk State Agricultural University