Научная статья на тему 'Подход к разработке программного обеспечения исполнительного механизма рулевых поверхностей беспилотного летательного аппарата'

Подход к разработке программного обеспечения исполнительного механизма рулевых поверхностей беспилотного летательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТРОЙСТВО / КОМПЛЕКС / ИНТЕРФЕЙС / ПРОГРАММНЫЙ / АЛГОРИТМ / SERVO DEVICE / COMPLEX / INTERFACE / SOFTWARE / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дерябкин В.Д., Гудаева Е.Г., Макаров И.В.

В современных беспилотных летательных аппаратах применяется множество исполнительных механизмов, что ставит вопрос об их унификации и формировании подхода комплексного тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дерябкин В.Д., Гудаева Е.Г., Макаров И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO SOFTWARE DEVELOPMENT OF EXECUTIVE MECHANISMS OF STEERING SURFACES OF A DRONE

In modern unmanned aerial vehicles, many executive mechanisms are used, which raises the question of their unification and the formation of an integrated testing approach.

Текст научной работы на тему «Подход к разработке программного обеспечения исполнительного механизма рулевых поверхностей беспилотного летательного аппарата»

Решетневскуе чтения. 2017

УДК 004.4:629.73

ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РУЛЕВЫХ ПОВЕРХНОСТЕН БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

В. Д. Дерябкин1*, Е. Г. Гудаева1, И. В. Макаров2

1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 2ООО НПП «Автономные аэрокосмические системы - ГеоСервис» Российская Федерация, 660079, г. Красноярск, ул. Электриков, 156/1 E-mail: Deryabkinda@mail.ru

В современных беспилотных летательных аппаратах применяется множество исполнительных механизмов, что ставит вопрос об их унификации и формировании подхода комплексного тестирования.

Ключевые слова: устройство, комплекс, интерфейс, программный, алгоритм.

APPROACH TO SOFTWARE DEVELOPMENT OF EXECUTIVE MECHANISMS

OF STEERING SURFACES OF A DRONE

V. D. Deryabkin1*, E. G. Gudaeva1, I. V. Makarov2

:Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

2Limited Liability Company Scientific-Production Enterprise "Autonomous Aerospace Systems - GeoService" 156/1, Electricov Str., Krasnoyarsk, 660079, Russian Federation E-mail: Deryabkinda@mail.ru

In modern unmanned aerial vehicles, many executive mechanisms are used, which raises the question of their unification and the formation of an integrated testing approach.

Keywords: servo device, complex, interface, software, algorithm.

В области беспилотных летательных аппаратов самолетного типа, существует ряд задач и их архитектурных решений, когда стандартных сервоприводов недостаточно [1]. Требуется работа в широком диапазоне питающего напряжения, помехозащищенность коммуникационного интерфейса, возможность само диагностики и многое другое. В авторском коллективе было разработано решение, работающее в диапазоне 12-36 В постоянного тока, при температурах «-40 +60 С», имеющий дублированный интерфейс RS-485.

В процессе разработки программного обеспечения возникали следующие проблемы:

1. Код устройства получался сложно воспринимаемым из-за перекрестных вызовов методов без применения операционной системы и слабо защищенным из-за ручного управления режимами ядра и динамическим распределением памяти.

2. Тестирование аппаратной и программных частей были неразделимы и проводились методом «черного ящика».

3. Каждый конкретный комплекс обладал собственными параметрами, которые было необходимо учитывать внутри исполнительного механизма.

С целью снижения сложности программы был осуществлен переход с процедурно-ориентированного стиля на объектно-ориентированный [2]. Все логиче-

ские блоки программы были представлены в виде взаимосвязанных статических объектов. Динамическое выделение памяти было заменено на распределение памяти времени компиляции [3]. Был запрещен вызов исключений. Каждое прерывание имело свой собственный обработчик. Для четкого разделения времени выполнения каждой задачи и формировании четкой иерархии приоритетов была задействована операционная система реального времени FreeRTOS [4], сконфигурированная в режиме вытесняющей многозадачности без использования динамической памяти.

С целью разделить тестирование алгоритмов поведения и аппаратного управления были задействованы интерфейсы [5], которые предоставляют возможность тестирования алгоритмов поведения устройства на имитационных моделях, после которого можно производить тестирование с реальным устройством.

Для решения проблемы «доводки» устройства для каждого конкретного комплекса была заложена возможность конфигурации индивидуальных параметров, таких как конечные точки, ограничение потребляемой мощности, параметры ПИД-регулятора [6] «на месте» при помощи интерфейса командной строки.

Разработанный подход к разработке программного обеспечения позволяет писать надежный и легко поддерживаемый код, а так же отлаживать логику поведения устройства обособленно от аппаратного

Системы управления, космическая навигация и связь

обеспечения. В будущем это позволит имитировать весь конечный комплекс, что снизит затраты на разработку.

Библиографические ссылки

1. Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Сервопривод (дата обращения: 12.09. 2017).

2. Лафоре Р. Объектно-ориентированное программирование в С++.

3. Хантер Р. Основные концепции компиляторов. М. : Вильямс, 2002. 36 с.

4. Грэхем И. Объектно-ориентированные методы. Принципы и практика. 3-е изд. М. : Вильямс, 2004. С. 256.

5. Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. и др. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. 2016.

6. Карпов В. Э. ПИД-управление в нестрогом изложении. М., 2012.

References

1. Wikipedia [An electronic resource]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Servoprivod (accessed 12.09. 2017).

2. Lafore R. Object-oriented programming in With ++.

3. Hunter R. The main concepts of compilers. M. : Williams, 2002. p. 36.

4. Graham I. Object-oriented methods. Principles and practice. 3rd prod. M. : Williams, 2004. p. 256.

5. Helm R., Johnson R., Vlissides J., etc. Methods of object-oriented design. Design patterns. 2016.

6. Karpov V. E. PID-management in mild statement. M., 2012.

© Дерябкин В. Д., Гудаева Е. Г., Макаров И. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.