Научная статья на тему 'Подход к проектированию приводов газодинамического управления ракетой'

Подход к проектированию приводов газодинамического управления ракетой Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
394
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВОД ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОМАГНИТ / РЕАКТИВНАЯ СИЛА / ОДНОКАСКАДНЫЙ ПРИВОД / ДВУХКАСКАДНЫЙ ПРИВОД / A DRIVE OF GAS DYNAMIC MANAGEMENT / DESIGNING / AERODYNAMIC MANAGEMENT / GAS DYNAMIC MANAGEMENT / AN ELECTROMAGNET / JET FORCE / AN ONE-CASCADE DRIVE / A TWO-CASCADE DRIVE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Васильев Александр Анатольевич, Александров Николай Алексеевич, Савенко Дмитрий Юрьевич

Рассмотрен подход к проектированию привода газодинамического управления ракетой при изменении требований к управляющему усилию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Васильев Александр Анатольевич, Александров Николай Алексеевич, Савенко Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACH TO DESIGNING OF DRIVES GAS DYNAMIC MANAGEMENT

The approach to designing of a drive of gas dynamic management by the rocket is considered at change of requirements to operating effort.

Текст научной работы на тему «Подход к проектированию приводов газодинамического управления ракетой»

УДК 62-8

ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИВОДОВ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ

А.А. Васильев, Н.А. Александров, Д.Ю. Савенко

Рассмотрен подход к проектированию привода газодинамического управления ракетой при изменении требований к управляющему усилию.

Ключевые слова: привод газодинамического управления, проектирование, аэродинамическое управление, газодинамическое управление, электромагнит, реактивная сила, однокаскадный привод, двухкаскадный привод.

Наиболее распространёнными видами управления летательными аппаратами являются аэродинамическое и газодинамическое управление. При аэродинамическом управлении одним из факторов, определяющих мощность привода, является нагрузка на рулях, определяемая стабильностью положения центра давления на руль. Максимальное смещение центра давления потока на руль происходит в области трансзвуковых скоростей, поэтому для получения минимальных нагрузок на рулевой привод диапазон скоростей работы рулевого привода желательно ограничивать или дозвуковым диапазоном скорости, или сверхзвуковым, при этом мощность привода и его габариты будут минимальны.

Газодинамическое управление используется на разгонном участке полета летательного аппарата, а также на большой высоте в разряженных слоях атмосферы, где аэродинамическое управление неэффективно [3]. С этой целью рационально использовать привод газодинамического управления с малым временем работы.

При проектировании приводов газодинамического управления основным требованием является создание управляющего реактивного усилия FУUР заданной величины [1], которое определяется секундным расходом источника и скоростью истечения газа через сверхзвуковое сопло:

F = G-У,

УПР '

где G - секундный массовый расход газа; У - скорость истечения газа из сопла.

Для создания относительно небольшого усилия величиной до 20 Н применимы однокаскадные электромагнитные приводы [2], в которых электрический сигнал преобразуется в механическое перемещение распределительного устройства, перекрывающего отверстия в предсопловые полости. Вариант однокаскадного привода в качестве примера показан на рис. 1.

Рис. 1. Однокаскадный привод газодинамического управления

Управляющий электромагнит в таких приводах - единственная ступень в управлении реактивной силой. Широкое использование приводов подобного типа объясняется тем, что нагрузка на управляющий электромагнит (УЭМ) небольшая, а сам привод конструктивно и технологически прост.

При изменении требований к реактивной силе, в частности, увеличении свыше 20 Н, как показывают расчёты (рис. 2), нагрузка, которую должен преодолеть УЭМ, резко возрастает, что требует увеличения габаритов и мощности источника питания Nист :

N = /2 • Я,

ист ?

где ¡, Я - ток и сопротивление обмотки УЭМ.

В свою очередь это влечёт за собой резкое увеличение габаритов элементов электромагнита, а также всей системы в целом. Как правило, при разработке изделий существуют некоторые ограничения как по массо-габаритным параметрам, так и по мощности источника.

Возникающая проблема разрешается использованием двухкаскад-ного газодинамического привода. В качестве второй ступени используется высокоэффективный привод на горячем газе высокого давления, что позволяет реализовать высокую выходную мощность в значительно меньших габаритах.

N источ, Вт \VraM 10, мм

25

20

15

10

60

48

42

36

30

24

18

12

N ИСТОЧ X / / / \ Муэм

10 20 30 40 50 60 70 80

Рупр, Н

0,02 0.04 0,06 0,08 0,1 0,12 0,14 0,16

_1_I-

Л_|_

_!_1_

Мне, Н-м

Рис. 2. Зависимость объёма и мощности источника управляющего электромагнита от управляющей силы и момента нагрузки

На рис. 3 приведена в качестве примера схема такого привода, в котором электромагнит перекрывает каналы подвода горячего газа от источника высокого давления к газодинамической системе.

Рис. 3. Двухкаскадный газодинамический привод: 1 - корпус; 2 - дроссель; 3 - сопло; 4 - поршень; 5 - УЭМ

Нагрузка на УЭМ при этом уже небольшая (рис. 4). За счет перепада давлений в полостях поршень приходит в движение и перекрывает отверстия в предсопловую полость.

УЛ™ 10, мм

л I я 3" м о Двухкаскадный привод

П. х о. о с г?

5 баритное ограничение

- - -е-

0,02 0,04 0,06 0,08 0,1 0,12 0,14 0,16

Мн I, Н'М

Рис. 4. Зависимость объёма УЭМ от момента нагрузки при двухкаскадном приводе

Таким образом, увеличение расхода газа источника приводит к повышенным нагрузкам на УЭМ, с которыми он должен справляться путём увеличения мощности и, как следствие, увеличения габаритов. И задачи, где требуется получить повышенные значения управляющего усилия, не всегда решаются путем увеличения мощности и габаритов УЭМ и системы в целом. Поэтому одним из вариантов проектирования является установка дополнительного каскада усиления привода.

Список литературы

1. Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1969.

824 с.

2. Александров А.В., Александров В.С. Поисковое конструирование регулирующих, распределительных и исполнительных устройств и агрегатов пневмогидроавтоматики: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. 246 с.

3. Шипунов А.Г., Фимушкин В. С., Никаноров Б. А. Системный подход к проектированию, конструированию и экспериментальной отработке ВДРП // Известия ТулГУ. Сер. «Проблемы специального машиностроения». Вып. 2.Тула: Изд-во ТулГУ, 1999. 226 с.

Васильев Александр Анатольевич, инженер-исследователь 2-й категории, alexander5151@rambler.ru, Россия, Тула, ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова»,

Александров Николай Алексеевич, инженер-исследователь 2-й категории, kbkedr@tula.net, Россия, Тула, ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова»,

Савенко Дмитрий Юрьевич, ведущий инженер-конструктор, kbkedr@tula.net, Россия, Тула, ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А . Г. Шипунова»

THE APPROACH TO DESIGNING OF DRIVES GAS DYNAMIC MANAGEMENT N. A. Alexandrov, A.A. Vasilyev, D.YSavenko

The approach to designing of a drive of gas dynamic management by the rocket is considered at change of requirements to operating effort.

Key words: a drive of gas dynamic management, designing, aerodynamic management, gas dynamic management, an electromagnet, jet force, an one-cascade drive, a two-cascade drive.

Vasilev Alexander Anatolevich, 2nd category research engineer, alexan-der5151@rambler.ru, Russia, Tula, KBP named after academician A.G. Shipunov,

Alexandrov Nikolay Alexeevich, 2nd category research engineer, kbkedr@tula.net, Russia, Tula, KBP named after academician A.G. Shipunov,

Savenko Dmitriy Yurevich, chief design engineer, Russia, Tula, kbkedr@tula.net, KBP named after academician A.G. Shipunov

УДК 623.467

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОМ ПРИВОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЭГП ЗЕНИТНОГО РАКЕТНО-ПУШЕЧНОГО

КОМПЛЕКСА

О.В. Горячев, И. А. Шигин, В.В. Артющев, А. А. Новиков

Предложен способ пуска асинхронного приводного двигателя электрогидравлического привода при ограниченной мощности системы электропитания зенитно-ракетного пушечного комплекса.

Ключевые слова: асинхронный трехфазный двигатель, автономный инвертор напряжения, система электропитания, трехфазный ключ.

Электрогидравлические приводы (ЭГП) в настоящее время широко используются в качестве силовых систем мехатронных комплексов средней и большой мощности, работающих от автономных источников питания -

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.