Научная статья на тему 'Подход к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона'

Подход к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1452
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / МУЛЬТИПЛИКАТОР / TOURISM / EVENT TOURISM / ECONOMIC BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Ольга Валентиновна

В статье рассмотрены основные подходы к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона, такие как прямое воздействие (рентабельность инвестиций в проведения ивента) и косвенное воздействие (эффект мультипликатора)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона»

Подход к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона

Алексеева Ольга Валентиновна

Аспирантка

Российская Международная Академия Туризма

b-blackberry@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона, такие как прямое воздействие (рентабельность инвестиций в проведения ивента) и

косвенное воздействие (эффект мультипликатора)

Ключевые слова: туризм, событийный туризм, экономический эффект, мультипликатор

Abstract: This article reviews the means of evaluation and impact assessment of special events, such as ROI measures and multiplier concept.

Key words: tourism, event tourism, economic benefits

В современном мире туризм рассматривается как один из факторов социально-экономического развития страны в целом и одним из существенных факторов развития ее регионов. Развитие туристской отрасли позволит диверсифицировать источники доходов регионального бюджета, что в совокупности с другими его источниками может стать фактором синергетического эффекта социально-экономического развития отдельной территории.

Экономическое развитие туризма способствует через налоги пополнению доходной части бюджета, что стимулирует через реализацию социальных программ повышение уровня и качества жизни и платежеспособного спроса населения. Одновременно с этим увеличиваются инвестиционные ресурсы отрасли и «туризм развивает

туризм». На очередном обороте средств объем доходов от туризма возрастает совокупно за счет возросшего туристского потока по нелинейной прогрессивной модели (фактор роса платежеспособного населения) и за счет воздействия инвестиционного фактора. При этом вместе с экономической функцией должна реализовываться в аналогичной пропорции социальная функция туризма, направленная на физическое и духовное оздоровление нации, в том числе повышение качества человеческих ресурсов. Это, в свою очередь, трансформируется через повышение производительности труда и увеличение доходной части бюджета в экономическую составляющую.

Посредством экономического развития туризма решается еще ряд важных социальных задач. Туристская сфера становится крупнейшим работодателем, создавая новые рабочие месса, как в собственной инфраструктуре, так и в других отраслях национальной экономики через мультипликативный фактор.

Событие - важнейший мотивирующий фактор в туризме. Ивенты заметно влияют на развитие и маркетинговые планы большинства туристских дестинаций. Роль и влияние заранее спланированных событий в сфере туризма подтверждены документально, особо сильное воздействие ивенты оказывают на конкурентоспособность туристской дестинации. Событийный туризм как отрасль упрочился в научном сообществе и индустрии туризма два десятилетия назад, что повлекло последующий впечатляющий рост данного сектора.

Блок событийного туризма включает в себя ряд мероприятий культурного, спортивного, этнографического, выставочного (делового) видов туризма. Событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Ряд экспертов полагает, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров.

Одна из самых важных функций властей регионов, в которых развивается событийный туризм - это оценка эффективности событийных мероприятий. Оценка экономической эффективности для региона от проведенного событийного мероприятия может быть оценена в зависимости от формата мероприятия. Рассмотрим основную классификацию форматов ивентов в целях оценки экономической эффективности (табл.1.)

Таблица 1

Классификация форм проведения ивентов в целях оценки экономической

эффективности

Мероприятие со свободным входом Участие в мероприятии ограничено (по билетам)

Оценка экономического воздействия туризма Оценка экономического воздействия туризма на мероприятиях со свободным входом Оценка экономического воздействия туризма на мероприятиях с ограниченным входом

Оценка локальных расходов Оценка локальных расходов на мероприятиях со свободным входом Оценка локальных расходов на мероприятиях с ограниченным входом

Мероприятия со свободным входом проходят, как правило, на открытых площадках, где вход не ограничен. Оценка таких мероприятий представляется достаточно трудоемким процессом, вследствие необходимости подсчета количества участников «по головам».

Мероприятия с ограниченным входом предполагают проход участников через пункты пропуска по билетам или пригласительным. Подсчет участников на таком мероприятии осуществляется по количеству реализованных билетов.

Экономическое воздействие туризма - это изменение продаж, доходов, рабочих мест в связи с прямыми, косвенными тратами туристов в определенном регионе. В расчете берутся траты людей, постоянно проживающих на данной территории.

Локальные расходы - это расходы все участников мероприятия, в том числе местных жителей, включая стоимость входных билетов на

мероприятие, в кино, на концерты, расходы на парковку, напитки, сувениры, и др.

Экономическое воздействие событийного мероприятия - это оценка изменения экономической активности региона, вызванной туристами, посетившими регион в целях посещения событийного мероприятия. Данный показатель выражается в количестве туристов, посетивших регион в целях участия в событийном мероприятии; экономическом воздействии - количестве денежных средств которые потратили туристы в связи с участием в событийном мероприятии; количестве вновь созданных рабочих мест, количестве налоговых отчислений. В расчет также берутся так называемые «дифференциальные» или увеличивающиеся расходы туристов, которые покидают свой населенный пункт в целях посещения событийного мероприятия, проходящего за пределами места их постоянного проживания. Дифференциальные расходы - это денежные средства, которые потрачены в связи с участием в событийном мероприятии. В противном случае, эти средства не были бы потрачены.

Основная цель оценки экономического воздействия туризма -измерить воздействие отдельного событийного мероприятия на экономику.

Основной метод оценки влияния событийных мероприятий основан на спросе. Ключевой метод измерения спроса - это количество туристов и, как следствие, совокупность денежных средств потраченных данными туристами в дестинации. На рис. 1 представлен разработанный механизм опроса туристов в ходе проведения ивента. Траты туристов - посетителей ивента, рассчитанные при помощи данного механизма, отражают прямое влияние ивента на экономику. Также, к сфере прямого влияния относятся гранты, спонсорские средства, а также региональные и федеральные субсидии на проведение ивента. Прямое влияние - результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение

работников туризма и создание новых рабочих мест.

4

Рис. 1. Процесс исследования трат туристов на событийном мероприятии

Оценка прямого экономического воздействия проведенного в регионе ивента связана с расчетом такого показателя как рентабельность инвестиций (ROI). Данный показатель наглядно иллюстрирует уровень доходности или убыточности ивента, учитывая сумму государственных инвестиций, вложенных в проведение ивента. Рентабельность государственных инвестиций в проведение ивента рассчитывается по следующей формуле (1):

где:

ROI = (GM - E) - E

5

Е - затраты государственных структур на проведение ивента GM - валовая прибыль, принесенная туристами в связи с посещением ивента

Результат выражает процентное отношение. Ноль означает безубыточную программу, а отрицательные показатели означают потери инвестиций. Валовая прибыль используется вместо выручки, потому что более наглядно показывает роль ивента. Валовую прибыль ^М) на ивента наиболее целесообразно рассчитывать посредством социологического опроса. Таким образом, используя разработанный в рамках данной работы механизм (рис.1) используем для оценки трат туристов, связанных с посещением ивента. Количество опрошенных туристов (выборка) должно составлять минимум 200 человек на каждые 2000. Таким образом, формула расчета валовой прибыли ивента выглядит следующим образом (2):

GM =ТЕа + ТЕd + TEs + ТЕе (2)

где:

GM - валовая прибыль

ТЕа - средние расходы туристов на проживание

TEd - средние расходы туристов на питание

ТЕs - средние расходы туристов на сувениры и аттракции

ТЕе - средние расходы туристов на экскурсии

Рассчитаем средние расходы туристов на проживание во время посещения ивента (3):

1 п

ТЕа = — V х{ х т х V (3)

п i=—

где:

ТЕа - средние расходы туристов на проживание х - сумма рублей, потраченная одним туристом на проживание п - количество опрошенных туристов в ходе социологического исследования

т - общее количество туристов посетившее мероприятие м - вероятность покупки той или иной услуги/товара в ходе участия в мероприятии

Таким же способом рассчитываем средние расходы туристов на питание, сувениры, аттракции и экскурсии.

Определим вероятность покупки той или иной услуги/товара в ходе участия в мероприятии (4):

где:

V - вероятность покупки той или иной услуги/товара 1 - количество опрошенных туристов, которые воспользовались той или иной услугой/товаром

п - количество опрошенных туристов в ходе социологического

Таким образом, формула рентабельности инвестиций в проведение ивента приобретает следующий вид (5):

V = - X 100%

(4)

опроса

(5)

где:

т - общее количество туристов, посетившее мероприятие п - количество опрошенных туристов в ходе социологического

исследования

V - вероятность покупки той или иной услуги/товара с - средняя сумма затрат одного туриста

При использовании данной формы расчета трат туристов на каждом проводимом в регионе ивенте, представится возможным прогнозирование туристских расходов и соответственно планирование расходования бюджетных денежных средств на каждый из ивентов.

Кроме прямого влияния туристских расходов на ивенте на развитие региона существует также косвенное влияние, называемое «эффект мультипликатора», который проявляется по мере циркуляции туристских расходов. Но не все денежные средства, полученные организаторами, остаются в экономике региона. Та часть денежных средств, которая расходуется на призовые, налоги в бюджеты вышестоящих уровней, импортированные товары и услуги - считается «утечкой денежных средств». Таким образом, ивенты, проводимые в регионе более эффективны для экономики в том случае, если при организации используется больше местных поставщиков и производителей. И, следовательно, уменьшается утечка денежных средств. Механизм действия туристского мультипликатора в контексте событийного мероприятия изображен на рис.2.

Полученные гранты, Событийные

инвестиции и туристы

спонсорская помощь на проведение ивента

Утечка денежных средств <----------------

Утечка денежных средств <----------------

Утечка денежных средств <----------------

I

Организаторы ' ивента

Утечка д енежных средств ---------->

я|^

Другие расходы участников в . дестинации проведения ивента

Расходы на ивенте

г Местные Увеличение

поставщики и расходов

рабочая сила ' участников

ивента

Утечка денежных средств --------->

Утечка денежных средств ---------->

Нарастающая прибыль и дополнительные факторы положительного влияния (через внутренние взаимосвязи)

Рис.2. Механизм действия туристского мультипликатора в контексте оценки

эффективности ивента

Таким образом, проанализировав возможные пути утечки денежных средств, выделяем следующие пути повышения эффективности событийных мероприятий:

• Привлечение большего числа туристов в регион с целью посещения ивента;

• Привлечение грантов, спонсорских и других внешних финансовых источников для организации проведения ивента;

• Формировать «событийный турпакет» включая туристские услуги местных поставщиков и продавцов, препятствуя таким образом утечке денежных средств;

• Растягивание программы ивента на несколько дней, стимулируя тем самым туристов дополнительно воспользоваться услугами размещения и питания в месте проведения ивента. Программа должна быть привлекательной и интересной. Обеспечить туристов информацией и доступными местами для размещения в средствах разной категории звездности;

• Привлечь местных жителей к популяризации ивента: жители могут приглашать своих знакомых и друзей из других городов приехать погостить и посетить ивент;

• Обеспечить должный уровень мерчандайзинга, тем самым стимулировать повышение туристских трат на ивенте;

• При организации и поведении ивента в большинстве своем должны

быть задействованы местные жители;

• Преимущество в организации и предоставлении сопутствующих ивенту услуг должно быть отдано местным организациям и фирмам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Создать в регионе целый ивент-комплес - систему ивент-мероприятий которорые будут привлекать туристов в регион;

• Предусмотреть абсолютно все потребности туриста на ивенте (размещение, питание, развлечения, сувенирная продукция, топливо и пр.);

• Провести необходимые исследования рынка для определения мест утечки денежных средств при проведении ивента.

Библиографический список:

1. Getz, Donald. Event management and event tourism (2nd ed.) - New York:Cognizant, 2005

2. Getz D. Event tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management. 2008 №29

3. События глазами организаторов // Арт-Премьер URL: http://www.art-premier.ru/articles/detail.htm?id=900242 (дата обращения: 02.09.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.