Научная статья на тему 'Подход к оценке эффективности формирования финансовых диполей в пассивах и активах с высокой эластичностью'

Подход к оценке эффективности формирования финансовых диполей в пассивах и активах с высокой эластичностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПОЛЕ / АКТИВЫ / ПАССИВЫ / ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / A DIPOLE / ASSETS / LIABILITIES / A PERCENTAGE / A BANK OF COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Димаков С. А.

В статье рассмотрены основные проблемы структуры пассивов коммерческого банка в зависимости от проактивной или пропас-сивной стратегии, а также модель распределения пассивов в активы по критерию максимизации чистого процентного дохода на основе транспортной задачи оптимизации для управления структурой пассивов коммерческого банка в неидеальной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACH TO PERFORMANCE EVALUATION OF FINANCIAL DIPOLES FORMATION IN LIABILITIES AND ASSETS WITH HIGH ELASTICITY

In the article the basic problems of structure of liabilities of a bank of commerce depending on proactive or propassive strategy, and also model of distribution of liabilities in assets by criterion of maximisation of a pure percentage on the basis of a transportation problem of optimisation for management of structure of liabilities of a bank of commerce in nonideal model are considered.

Текст научной работы на тему «Подход к оценке эффективности формирования финансовых диполей в пассивах и активах с высокой эластичностью»

мого возмещения убытков и инфляцией.

Возможность самостоятельного урегулирования ДТП без привлечения органов ГИБДД существенно увеличит также роль аварийного комиссара - лица, способного дать экспертную оценку дорожной ситуации. Эксперты сходятся во мнении, что должен быть введен в действие закон, регламентирующий правовой статус аварийного комиссара, и закрепляющий его функции и полномочия.

Вторым направлением развития транспортного страхования, как указывалось выше, является развитие страхования ответственности авиаперевозчиков.

В июне 2008 года были введены в действие поправки к Воздушному кодексу. 27 октября 2008 года были утверждены Типовые правила обязательного страхования гражданской ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами, которые вступят в действие с 1 января 2010 года.

Вместе с тем, принятие поправок в кодекс и разработка типовых правил не устранили ряд проблем в данном виде страхования.

Первая проблема заключается в том, что правки в Воздушный кодекс вступили в действие с 2008 года, а типовые правила страхования вступают в действие с 2010 года. Поэтому в настоящее время Федеральная служба страхового надзора официально разрешила авиакомпаниям и страховщикам работать на основании правил добровольного страхования ответственности.

Вторая проблема связана с распределением минимальной гарантированной суммы, положенной по закону родственникам. Предполагается, что после предоставления необходимых документов оно распределяется пропорционально между лицами, имеющими право на это возмещение. Причем выплата должна быть произведена в течение 30 дней со дня даты представления документов. Однако закон не ограничивает сроки подачи таких документов. Поэтому может создаться ситуация, кода после распределения выплаты между родственниками, могут найтись другие выгодоприобретали желающие получить возмещение.

Третья проблема связана с тем, что для получения выплаты в

случае смерти пассажира необходимо предъявить в страховую компанию помимо других документов свидетельство о смерти пассажира. Однако получение свидетельства может длиться достаточно долго (даже более полугода), что вызвано необходимостью проведения экспертизы ДНК.

Четвертая проблема вызвана отсутствием учета при осуществлении выплаты упущенной выгоды, убытков из-за нарушений сроков доставки пассажиров или багажа.

Еще один неясный момент связан с международными рейсами. Согласно Воздушному кодексу ответственность авиакомпании распространяется и на внутренние и на международные рейсы. Также, и в законе, и в правилах страхования сказано, что при выполнении международных воздушных перевозок размеры страховой выплаты не должны быть менее размеров, установленных в соответствии с международными договорами РФ. С рядом стран у нас продолжает действовать Варшавская конвенция, по которой лимит ответственности ниже, чем по новому варианту Воздушного кодекса. Поэтому чем будет руководствоваться суд или страховая компании при определении размера выплат - не известно.

Возможно, часть этих проблем на законодательном уровне будет разрешена.

Кроме того, в настоящее время рассматривается возможность появления страхования ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами за задержку рейсов. При этом возмещение ущерба не должно занимать много времени: пассажир сможет сдать билет и воспользоваться услугой другой авиакомпании. Сама же процедура возмещения расходов будет проходить уже без участия пассажира.

Для этих целей предлагается сформировать пул страховых компаний, которые будут в рамках договора с государством возмещать риски по перевозке пассажиров.

Есть также вариант, при котором авиакомпании напрямую смогут заключать договоры со страховщиками, правда при этом строго оговаривается, что страховые компании не должны являться дочерними предприятиями этих авиаперевозчиков.

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ДИПОЛЕЙ В ПАССИВАХ И АКТИВАХ С ВЫСОКОЙ ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ

Димаков С.А., соискатель МФПА

В статье рассмотрены основные проблемы структуры пассивов коммерческого банка в зависимости от проактивной или пропас-сивной стратегии, а также модель распределения пассивов в активы по критерию максимизации чистого процентного дохода на основе транспортной задачи оптимизации для управления структурой пассивов коммерческого банка в неидеальной модели.

Ключевые слова: диполе, активы, пассивы, процентный доход, коммерческий банк.

THE APPROACH TO PERFORMANCE EVALUATION OF FINANCIAL DIPOLES FORMATION IN LIABILITIES AND ASSETS WITH HIGH ELASTICITY

Dimakov S., MFPA, competitor

In the article the basic problems of structure of liabilities of a bank of commerce depending on proactive or propassive strategy, and also model of distribution of liabilities in assets by criterion of maximisation of a pure percentage on the basis of a transportation problem of optimisation for management of structure of liabilities of a bank of commerce in nonideal model are considered.

Key words: a dipole, assets, liabilities, a percentage, a bank of commerce.

В настоящее время, величина чистого процентного дохода по где

каждому диполю определяется по следующей формуле: ПД. - процентные доходы по i-ому диполю;

ЧПД. = ПД.. - ПР,, (7) ПР - процентная расходы по i-ому диполю.

Портфель 1 ::- Портфель 2 Портфель 3 > у Портфель 4 Портфель 5

Активі* коммерческой банка

Портфель 1 7~ Портфель 2 с Портфель 3 Портфель 4 Портфель 5 и

Пассивы коммерческого банка

Рис. 1. Дипольная модель финансирования коммерческого банка

Портфель 1 ::- Портфель 2 Портфель 3 > у Портфель 4 Портфель 5

Активі* коммерческой банка

Портфель 1 Портфель 2 с Портфель 3 Портфель 4 Портфель 5 Ь

Пассивы коммерческого банка

Рис. 2. Ситуация неидеального диполя при группировке портфелей активов и пассивов коммерческого банка

IЧПД, ^ тах;

Процентные доходы - это:

1) повышение удельного веса активов с более высокой процентной ставкой;

2) повышение процентной ставки по существующим активам;

3) повышение удельного веса пассивов с более низкой процентной ставкой;

4) снижение процентной ставки по существующим пассивам.

В свою очередь, процентные расходы представляют собой результат обратных операций, т. е. снижение удельного веса активов с более высокой процентной ставкой, снижение процентной ставки по существующим активам, повышение удельного веса пассивов с более высокой процентной ставкой.

Величина процентного дохода зависит от следующих факторов: разницы между активами и пассивами, чувствительными к изменению процентных ставок; изменения процентных ставок пассивов; изменения процентных ставок активов; структуры активов и пассивов. Изменения процентных ставок могут быть прогнозируемыми и случайными. К прогнозируемыми (ожидаемым) изменениям можно заранее подготовиться, сократив их влияние до минимума и предусмотрев альтернативные источники восполнения, либо переструктурировать активы и пассивы в ожидании прибылей.

Вторым критерием оптимальности группировки портфелей активов и пассивов коммерческого банка является разница стоимости портфелей внутри диполя. В идеальном случае, при наличии «идеального диполя» выполняется следующее условие:

ХІ4І = о

(8)

где

Л $ $

А = а - Р1;

а$ - стоимость (в денежном выражении) 1-го портфеля

активов;

$$ - стоимость (в денежном выражении) 1-го портфеля пассивов.

В работе отмечено, что ситуация «идеального диполя» встречается редко. Как правило, возникает разница стоимости, когда стоимость портфеля пассивов отличается от стоимости активов,

$ , $

финансируемых из этого портфеля. В ситуации, когда а . ^ р . вычисляется общая разница стоимостей по всем диполям

IN

) (рисунок 4).

После построения множества диполей осуществляется пошаговое повышение оптимальности множества диполей по следующим целевым функциям:

Таблица 1. Матрица попарного распределения нетто-маржи

IN il ^ min.

(9)

(10)

Данная оптимизация заключается в определении максимального чистого процентного дохода путем создания такого множества диполей, которое удовлетворяет описанным выше условиям. Основной особенностью данного этапа является определение руководством банка единой портфельной стратегии. Так, проактивная стратегия выражается в приведении структуры пассивов коммерческого банка к структуре его активов, пропассивная стратегия направлена на корректировку активных операций под соответствующую структуру пассивных. Таким образом, в результате выбора той или иной стратегии объектом корректировок являются либо активные операции, либо пассивные операции коммерческого банка. Оптимизация может производиться не только в рамках диполей, но и путем формирования других диполей, которые удовлетворят требованиям финансовой стратегии.

В результате реализации описанного выше алгоритма все активы и пассивы с высокой эластичностью упорядочиваются таким образом, чтобы приносить максимальный процентный доход коммерческому банку при соблюдении сроков, ликвидности и обеспеченности активных операций. Для портфелей с низкой эластичностью создание диполей нецелесообразно ввиду низкой взаимной зависимости доходов и расходов от структуры и состава активов и пассивов. Но с учетом того, что стоимость активов с низкой эластичностью равна стоимости аналогичных пассивов на основании балансового уравнения, требование максимально эффективного распределения источников в активы остается. Для достижения максимальной эффективности пассивы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечить максимальную нетто-маржу коммерческому банку.

В силу того, что множества активов и пассивов с низкой эластичностью неравномощны, целесообразно использовать для оптимизации структуры пассивов транспортную задачу закрытого типа. Общая постановка транспортной задачи состоит в определении оптимального плана размещения т источников р1, р2, ..., рт в п активов а1, а2, ..., ап. При этом в качестве критерия оптимальности рассматривается нетто-маржа коммерческого банка. В качестве исходных данных используется матрица размерности М х N в которой столбцами являются активы, а строками - пассивы коммерческого банка. В ячейках указывается нетто-маржа конкретного варианта размещения, которая является разницей между стоимостью привлечения средств и доходом от их размещения (таблица 1).

Нетто-маржа представляет собой чистую удельную процентную разницу между ставкой привлечения конкретного источника и ставкой размещения в конкретный вид активов. Нетто-маржа не учитывает различные виды рисков и не содержит поправок на временной интервал. Нетто-маржа является текущим срезом финансовых условий на момент совершения операций.

Активы

ai а2 ün

Л Pi Sn Sl2 Sln

« S Р2 S21 $22 S2n

о а

С Pm Sml Sm2 Sinn

Таблица 2. Матрица стоимостей размещения

Активы

dj a2 ... ün

S Pl S'il S'l2 ... S\n

« s P2 Sn S?2 ... S'2n

о cd . . .

Ul Pm s'ml S'm2 ... Ç' mn

Для решения транспортной задачи необходимо преобразовать ^ к корректному виду, т.е. заменить нетто-маржу на показатель, позволяющий решить задачу минимизации. В работе показано, что замену можно осуществить следующим образом:

- SIJ

(таблица 2). Таким образом, максимальной нетто-марже будет соответствовать минимальная

стоимость размещения и источники будут размещены с максимальной эффективностью.

В результате решения транспортной задачи появляется таблица результатов, в которой источники размещены с наивысшей эффективностью для коммерческого банка. На шестом этапе при достижении оптимальности всех портфелей (с низкой и высокой эластичностью) на основе концепции финансового потока применяется финансовый механизм управления портфелями коммерческого банка.

СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Сидячев К.Н., соискатель ФГУП «Стандартинформ»

В российской деловой культуре сложилось довольно своеобразное деление страны на «Москву и регионы». В большинстве крупных стран, подобных нашей, сложился полицентричный экономический ландшафт, в котором столица - один из регионов, а не уникальный по степени концентрации инвестиционных ресурсов и возможностей рынок, отделённый от остального пространства страны мощным социально-экономическим градиентом.

Ключевые слова: торговая недвижимость, девелоперские проекты, офисная недвижимость, локальная экономика, инвестиционная деятельность.

SPECIFICITY OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE MARKET OF THE COMMERCIAL REAL ESTATE IN REGIONS OF RUSSIA

Sidjachev K., standartinform, FSOU, Competitor

In the Russian business culture there was original enough division of the country on «Moscow and regions». In the majority of the large countries similar to ours, has developed polycentric an economic landscape, in which capital - one of regions, instead of unique on degree of concentration of investment resources and possibilities the market separated from other space of the country by a powerful social and economic gradient.

Key words: the trading real estate, developer projects, office real estate, local economy, investment activity.

Рассмотрим историю возникновения данного противоречия. Преобразования конца 1980-90-х гг. на постсоветском пространстве сопровождались процессами реконцентрации основных активов и ресурсов, сворачивания социальной и региональной политики. Следствием было не только прекращение неэффективного финансово-экономического обслуживания депрессивных и менее развитых территорий, но и нарушение коммуникаций между разными частями страны, в первую очередь, коммуникаций экономических и информационных. Страна распалась на ряд локальных рынков, из которых интересным для инвестиций оказался по большому счёту лишь московский. Только здесь на протяжении 1990-х гг. можно было говорить о качественном развитии рынка коммерческой недвижимости. Основными факторами были: концентрация финансовых ресурсов в столице страны, присутствие сектора компаний, ориентирующихся на международные стандарты ведения бизнеса, на порядок больший объём спроса на офисную недвижимость, наличие качественного спроса.

На региональных рынках также создавались предпосылки к развитию коммерческой недвижимости. Речь, однако, шла преимущественно о соединении хозяйственной инфраструктуры советского времени и отношений собственности. На рынок попадали приватизированные помещения административных зданий, встроено-пристроенные помещения (непрофильные помещения, чаще жилые, с выгодным местоположением - в основном переведённые в офисный фонд квартиры на первых этажах жилых домов, расположенных на центральных улицах или некапиталоёмкие пристройки к

существующим зданиям - built-in premises and appendixes). Ключевым арендатором были и являются до сих пор компании мелкого и среднего бизнеса. Единичные компании, обладавшие доступом к серьёзным финансовым ресурсам, создавали нехарактерные для рынка уникальные объекты «под себя».

Обратная централизация, распространение своего влияния и инвестиций игроками московского рынка на регионы начались после 1998 года. Накопление достаточного инвестиционного потенциала, экономическая стабилизация и стремление российских и международных компаний, обосновавшихся в Москве, к экспансии на новые рынки привели к бурному развитию жилой и торговой недвижимости в регионах. Общая логика развития региональных рынков потребовала следующей стадии: существовавших до 1990 года помещений стало не хватать, возросли требования к качеству, увеличилось количество платёжеспособных арендаторов, появились новые точки концентрации инвестиционных ресурсов, начали распространяться представления о западных подходах и стандартах в сфере коммерческой недвижимости.

В тоже время, учитывая большую территориальную распределенность России, регионы также существенно распределены по своим экономическим характеристикам. В первую очередь, речь идёт о рынках одиннадцати городов с населением более миллиона человек (всего таких городов тринадцать, два из них - Москва и СПб.). Предполагается, что концентрация населения, производства, сферы услуг и инфраструктуры создают в этих городах условия достаточные для успешного развития рынков коммерческой недви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.