Научная статья на тему 'ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ'

ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратманова Ирина Дмитриевна

На основе детального исследования законодательной базы определены основные составляющие информационно-аналитического сопровождения региональной энергетической политики. Разработа- на технология организации информационной поддержки принятия решений на основе региональной информационно-аналитической системы ведения топливно-энергетических балансов. Использование полученных результатов направлено на повышение энергетической эффективности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ратманова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACH TO THE ORGANISATION OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL SUPPORT OF REGIONAL ENERGY POLICY

The paper defines the main components of the informational and analytical support of the regional energy policy based on the detailed research of regulatory environment. The paper presents the technology of organization of the informational support of decision-making based on regional informational and analytical system of fuel and energy balances. The use of the results is expected to lead to the increase of energy efficiency in the region.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 004.6:620.9 И.Д. Ратманова1

ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

На основе детального исследования законодательной базы определены основные составляющие информационно-аналитического сопровождения региональной энергетической политики. Разработана технология организации информационной поддержки принятия решений на основе региональной информационно-аналитической системы ведения топливно-энергетических балансов. Использование полученных результатов направлено на повышение энергетической эффективности в регионе.

Ключевые слова: региональная энергетическая политика, энергосбережение, информационная поддержка принятия решений, информационно-аналитическая система.

Происходящие в России структурные изменения в энергетике обострили ситуацию и вызвали повышенный интерес к проблемам региональной энергетики. Учитывая большую размерность структуры топливно-энергетического комплекса региона, пересечение интересов ряда ведомственных вертикалей, объединение нескольких десятков видов экономической деятельности, многоуровневую территориально распределенную структуру, возникает очевидная проблема организации эффективного управления ТЭК. При этом проведение обоснованной энергетической политики невозможно без соответствующей информационной поддержки.

Роль региональной энергетической статистики для поддержки принятия решений по развитию и совершенствованию ТЭК

Учитывая сложность и масштабность объекта управления, целесообразно применение принципа управления «от данных», развиваемого концепцией контроллинга [1]. Представляется, что формирование на региональном уровне интегрированной базы статистических данных по поставщикам и потребителям топливно-энергетических ресурсов необходимо в целях принятия обоснованных решений по стратегии развития ТЭК региона. Комплексный анализ ретроспективы накопленной информации обеспечивает оценку состояния то-

пливно-энергетического комплекса для определения ориентиров дальнейшего развития. В целях определения состава информационной базы был проведен анализ соответствующих нормативных документов.

Согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 (гл. 5, ч. 4, ст. 21), «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике, в том числе: утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, а также контроль за реализацией таких программ; согласование размещения объектов электроэнергетики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации; создание штабов по обеспечению безопасности электроснабжения и обеспечение их функционирования».

В целях информационного обеспечения деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики перед субъектами Российской Федерации, согласно Постановлению Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 823 ««О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», поставлена задача разработки планов развития энергетики региона. Минэнерго России, в свою очередь, подготовило Методические рекомендации по разработке схем и программ развития электроэнергетики

1 Ирина Дмитриевна Ратманова - заместитель директора информационно-вычислительного центра Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина, д.т.н., профессор, e-mail: idr@osi.ispu.ru

субъекта РФ на 5-летний период (Приложение к Протоколу совещания Минэнерго России от 09 ноября 2010 г. № АШ-369 пр.). В документе констатируется, что основными задачами разработки региональной программы являются: «планирование развития сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей для обеспечения удовлетворения среднесрочного спроса на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию, формирование стабильных и благоприятных условий привлечения инвестиций для создания эффективной и сбалансированной энергетической инфраструктуры, обеспечивающей социально-экономическое развитие и экологически ответственное использование энергии и энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации». Отметим, что согласно указанным Методическим рекомендациям при составлении Программы должна быть проанализирована представительная ретроспектива статистических данных (за последние пять лет) по региону в целом, отдельным муниципальным образованиям, а также по конкретным поставщикам и потребителям топливно-энергетических ресурсов.

В принятом Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности (ст. 7): «.. .установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации; осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» рекомендует (п. 4, 5): «Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации. Также устанавливается, что планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации программ».

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 593 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Приложение № 1 к постановлению Правительства от 31 декабря 2009 г. № 1225) утвержден конкретный перечень целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В целях оценки эффективности программных мероприятий необходим регулярный мониторинг и оценка значений целевых показателей энергетической эффективности по региону (муниципальным образованиям) в целом, в государственном и муниципальном секторе, промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры, жилищном фонде, транспортном комплексе. Минэнерго России, в свою очередь, в Приказе от 30 июня 2014 г. № 399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» определило порядок расчета значений целевых показателей, включая общие показатели региональных и муниципальных программ энергосбережения, государственный и муниципальный сектор, промышленность, энергетику, системы коммунальной инфраструктуры.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» определяется состав обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения, включая балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей, а также топливные балансы источников тепловой энергии. В связи с этим следует заметить, что интеграция данных по перспективным балансам разработанной Схемы теплоснабжения и собранным в результате мониторинга фактическим показателям позволит контролировать выполнение программных мероприятий и оценивать эффективность принятых решений.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» на муниципальном уровне необходимо определять мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности и технического уровня объектов, входящих в состав систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, и объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. При этом также возникает необходимость информационно-аналитической поддержки этого процесса.

В Приказе Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован при разработке региональных муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» отмечается (раздел VII, п. 2): ««Организация информационно-аналитического обеспечения государственной политики в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения с целью сбора, классификации, учета, контроля и распространения информации в данной сфере, включая: составление, оформление анализ топливно-энергетических балансов, а также единых методологических основ формирования текущих, ретроспективных и перспективных топливно-

энергетических балансов и основных индикаторов, демонстрирующих эффективность использования топливно-энергетических ресурсов».

В настоящее время основным источником сведений о состоянии ТЭК и отдельных его элементов являются формы Федеральной службы государственной статистики. Их использование сопряжено с рядом проблем. Имеют место двойной учет, противоречивость информации, неполнота охвата (применение тактики «досче-тов»). Формы Росстата делятся на группы по разделам ОКВЭД. Различные виды деятельности организаций ТЭК в рамках определенного энергетического ресурса разнесены по нескольким веткам ОКВЭД. Кроме того, если в регионе определенным видом деятельности в ТЭК занимается одна или две крупные организации, то получить информацию в территориальном органе статистики даже в целом по региону невозможно. Такое положение не может обеспечить формирование полноценной картины состояния ТЭК региона. Вместе с тем информация федерального статистического наблюдения необходима, а в некоторых случаях является единственным источником информации, в частности, для определения отраслевой структуры конечного потребления ТЭР, объема валового регионального продукта (ВРП) в целом по региону и в отраслевом разрезе и т.п.

Учитывая выше сказанное и многолетний опыт региональной информатизации, можно утверждать, что для принятия решений на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления целесообразно создание и использование региональной информационно-аналитической системы, в которой планомерно накапливается энергетическая статистика в целях обоснованного планирования программных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование ТЭК, а также на оценку эффективности программных мероприятий. При этом необходимо поддерживать информационные взаимодействия с федеральными информационными системами в рамках принятых унифицированных форматов. В частности, с функционирующими на федеральном уровне государственными информационными системами ГИС «Энергоэффективность», ГИС ТЭК, ГИС ЖКХ.

Балансовый подход - как основа интеграции данных по состоянию ТЭК

Как уже отмечалось, характерными свойствами ТЭК региона является многоотраслевая и территориально распределенная структура, значительная длительность жизненного цикла, принадлежность большому количеству ведомств, объединение объектов различных видов деятельности, форм собственности и принципов работы. В связи с этим в качестве одного из возможных путей исследования состояния ТЭК целесообразно применение балансового метода.

Балансовый метод довольно часто используется в практической деятельности при оценке экономичности и устойчивости функционирования различного рода социально-экономических и технических систем. С его помощью осуществляются увязка потребностей и ресурсов, соизмерение затрат и результатов, обеспечивается единство и сбалансированность всех элементов. Балансовый метод также используется для нахождения и определения путей преодоления отдельных диспропорций в исследуемой системе.

Для реализации балансового подхода в ТЭК составляется топливно-энергетический баланс (ТЭБ). ТЭБ представляет собой систему показателей, отражающих соответствие между приходом и расходом топливно-энергетических ресурсов, источники их поступления и направления использования. Различают сводный ТЭБ и балансы по отдельным видам ТЭР (однопродук-товые балансы), плановые и отчетные балансы. ТЭБ региона необходим для понимания, на какие цели расходуются те или иные энергоресурсы, как они трансформируются из одних форм в другие, в каких секторах экономики и в каких пропорциях они потребляются. ТЭБ можно рассматривать как один из видов информационных моделей ТЭК, который позволяет отразить важнейшие энергетические связи и пропорции.

В целях формирования целостной информационной модели сводного ТЭБ региона были исследованы подходы к формированию топливно-энергетических балансов как в отечественной практике, так и за рубежом (Южной Кореи, Японии, США, Великобритании) [2-6]. Изучен также подход Международного энергетического агентства (МЭА) [7].

ТЭБ региона может быть представлен уравнением баланса первичной поставки всех энергетических ресурсов и их расхода, включая конечное потребление и потери в процессе трансформации и транспортировки:

Xп, = Xк,я, + г,,

г г г г у

где П. - первичная поставка 1-го ТЭР, которая определяется как сумма добычи (для первичных энергоресурсов), импорта и объема в запасах ресурса за вычетом его экспорта;

К. - конечное потребление 1-го ТЭР, которое определяется как сумма потребления ресурса населением, хозяйствующими субъектами и расхода на неэнергетическое использование (например, в качестве сырья);

И. - потери 1-го ТЭР, которые определяются как сумма использования ресурса на собственные нужды субъектов ТЭК (потерь ТЭР в процессе преобразования) и потерь при транспортировке ресурса;

Т.. - потери при трансформации /-го ТЭР в у-м субъекте ТЭК, которые определяются как разность объема потраченных и произведенных ресурсов.

Таким образом, сводный ТЭБ включает три основных раздела: «Первичное энергопотребление (валовые первичные поставки)», «Преобразование (трансформация) энергоресурсов», «Конечное энергопотребление» (см. рис. 1). К топливно-энергетическим ресурсам относим:

- сырую нефть, газ попутный нефтяной;

- нефтепродукты (газ нефтеперерабатывающих предприятий, мазут топочный, топливо дизельное, топливо печное бытовое, бензин автомобильный, авиабензин, керосин, газотурбинное и прочее моторное топливо, прочие нефтепродукты);

- газ природный, газ сжиженный, биогаз; вторичные горючие энергоресурсы (доменный газ, прочие отходы технологических процессов производства);

- каменный уголь, сланцы, кокс, газ горючий искусственный коксовый;

- торф, дрова, прочее твердое топливо;

- произведенную электрическую и тепловую энергию.

г» 7_ ЭлСКфПК в«

1 II тчпли.с ри

Доб.«* ^риг^оалжо! 31 в:« 10« «2 148 ЬП 5 2*4 М1:

Имкр« 211» вв! I рлг 7я> 1171 г 6 г-ьк п »413»

Эклере <»нтн» .мш як

гак ник« 1: »4 -1В54 -Е1 13 ^

Ээгепж-ммлш (ТЭЦ т» аишп ю* пирци -1 ок «11 «4 -иг» ш ■"•¿и

Киомак ■УКШ •1 И» 7« •31 1« 17*!

ЭзмфОсСТмшяыт 1Й6 -1»1

Тотупвишюннкм )ШЖП 1« ж!

х .фп> |

1ген [11.1Я

ОбогниСМОС \1.г» ГкШШТйЛМЫс

С№1№»1< Ну*» 218 -V Т» г»

■2» -га« 3 "14 !3!

Отуск хюяАготеишм -су™»™« №2» 1 ИТ Ж »1 $$} 134 гм 10?! и* Ж7М 1 ягят Ш8С ято?! 3024 244

Сяам шп«кпй

ГТрмганючкт»

Трнстгкуг иг*

<Ччмус*уг Т9+ЛТ

Рис. 1. Сводный топливно-энергетический баланс, сформированный в рамках региональной ИАС

Субъектами ТЭК в сводном балансе выступают группы производственных установок, осуществляющих трансформацию топливно-энергетических ресурсов, включая: электростанции (ТЭС, ГЭС, АЭС, НВИЭ, промышленные блок-станции и прочие энергоустановки), котельные, теплоутилизационные установки, нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие предприятия, предприятия по переработке (обогащению) угля, установки, по которым осуществляется транспортировка ТЭР. По каждому субъекту ТЭК определяется расход первичных ТЭР, приход вторичных ТЭР с определением потерь в процессе преобразования энергоресурсов.

Например, потери при трансформации ресурсов на тепловых электростанциях (ТЭС) региона можно определить как:

т _гурасход расход расход тпр-во грпр-во

ТЭС газ нефпрод. уголь ЭЭ ТЭ

Ретроспективный анализ сводных топливно-энергетических балансов региона целесообразно использовать для оценки эффективности энергетической политики в ТЭК региона. Сводный ТЭБ служит информационной базой для расчета валового потребления ТЭР, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, нефтедобычи и нефтепереработки, добычи и переработки других видов топлива, потребителями или группами потребителей, а также позволяет определить эффективность использования энергетических ре-

сурсов в различных сферах экономики. Баланс является источником информации для определения индикаторов энергетической эффективности региональной энергетической политики.

К индикаторам энергетической эффективности ТЭК региона можно отнести следующие: коэффициенты полезного действия ТЭК региона и отдельных субъектов ТЭК; энергоемкость ВРП; энергоемкость отдельных видов экономической деятельности; коэффициент энергетической самостоятельности региона; долю потерь в объеме валового первичного потребления ТЭР и ряд других; доля ВЭР и НВЭИ в объеме валового первичного потребления ТЭР и др. Ниже приведены некоторые индикаторы эффективности функционирования ТЭК региона.

Коэффициент полезного действия ТЭК региона определяется как отношение конечного потребления всех топливно-энергетических ресурсов к их первичной поставке:

X к,

КПДтэк = ^ -100%.

(

В частности, эффективность региональной генерации определяется как отношение произведенной энергии к суммарному расходу топлива:

Ч 1 пр — вО ^ Ч 1 пр -во ЭЭ,] ^ ТЭ,]

К^п = _I_»100°/ •

гА генерации ^ ^ ^расход

] '

Энергоемкость ВРП определяется как отношение валового потребления топливно-энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта:

э

ВРП

I п,

ВРП

Энергетическую самостоятельность региона можно определить как отношение суммы первичных энергетических ресурсов, добытых на территории региона, к общей первичной поставке энергоресурсов:

IП?

эс = ■

I д-

■100% •

На рис. 1 для примера показан фрагмент отчета по сводному топливно-энергетическому балансу одного из регионов ЦФО, сформированный в рамках региональной информационно-аналитической системы. Ниже приведен расчет ряда индикаторов, отражающих функционирование ТЭК региона в отчетном году:

КПДтэк

^^Дгенераиш

5 756 433 12 240 187

_ 1 346 282 " 2 090 379

■100% = 47%; •100% = 64,4%;

ЭС = 1 254 310 >100% _ 12 240 187

где ЭС - энергетическая самостоятельность региона.

Следует заметить, что для выполнения оценки энергоемкости в разрезе основных видов экономической деятельности необходимы сведения о потреблении ТЭР в основных сферах экономической деятельности региона. При этом информации нижней полки баланса «Конечное потребление» в разрезе видов экономической деятельности недостаточно для оценки энергоемкости валового регионального продукта в от-

раслевом разрезе. В данном случае отраслевой разрез ВРП следует соотносить с валовым первичным потреблением определенной сферы экономической деятельности (например, транспорт, сельское хозяйство, промышленность и т.д.), а указанная информация учтена в двух разделах ТЭБ («Преобразование (трансформация) энергоресурсов», «Конечное энергопотребление»).

Опыт региональной информатизации показывает, что для формирования полноценного топливно-энергетического баланса региона целесообразна организация энергетического мониторинга на региональном уровне. При этом собранная от поставщиков и потребителей ТЭР информация используется для ретроспективного анализа целевых показателей; оценки эффективности программ энергосбережения; разработки энергетических стратегий; анализа уровня энергетической безопасности; анализа динамики, факторов и причин изменения энергоемкости валового регионального продукта; формирования прогнозных балансов в целях планомерного развития социально-экономического положения территорий.

Мониторинг и оценка состояния ТЭК в рамках региональной информационно-аналитической системы

В Ивановском государственном энергетическом университете разработана и внедрена в ряде регионов России Информационно-аналитическая система ведения топливно-энергетических балансов региона (ИАС ТЭБ) [8]. Целью создания системы является повышение эффективности государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса за счет организации адекватной информационно-аналитической поддержки процесса принятия решений. Система ориентирована на обеспечение исполнительных органов государственной власти региона актуальной информацией по добыче, производству, поставкам, распределению и потреблению первичных и вторичных ТЭР. Основные задачи, решаемые системой: - информационная поддержка принятия решений по стратегии развития ТЭК региона (инвестиционная политика, участие в федеральных целевых программах, формирование областных и муниципальных программ и др);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценка энергетической безопасности региона;

- информационное сопровождение разработки долгосрочных и среднесрочных программ развития ТЭК, прогнозирования энергопотребления;

- оценка эффективности использования топлива и энергии в регионе в целях оптимального размещения производительных сил региона;

- оценка состояния использования топливно-энергетических ресурсов в экономике, населением и организациями бюджетной сферы;

- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- информационное обеспечение мероприятий, направленных на комплексное развитие коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

- создание и совершенствование системы учета и отчетности за расходом энергетических ресурсов;

- поддержание информационных взаимодействий с Государственной информационной системой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Государственной информационной системой ТЭК; Государственной информационной системой ЖКХ.

ИАС ТЭБ автоматизирует деятельность:

- по сбору информации по технико-экономическим показателям топливно-энергетических балансов организаций ТЭК и принадлежащих им энергетических объектов;

- сбору информации по технико-экономическим показателям энергопотребления в основных отраслях экономики региона, бюджетной сфере и жилищном фонде;

- согласованию и интеграции собранной информации в едином хранилище данных по поставщикам и потребителям топливно-энергетических ресурсов;

- предоставлению доступа к хранилищу данных с возможностью поиска и обработки накопленной информации в целях удовлетворения информационно-анали-

тических потребностей должностных лиц исполнительных органов государственной власти региона и исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов и городских округов области;

- подготовке ежегодных аналитических отчетов по топливно-энергетическим балансам региона в целом, а также отдельным муниципальным районам и городским округам в разрезе всех используемых видов топливно-энергетических ресурсов;

- подготовке прочих аналитических материалов, включая ретроспективную оценку целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Информационная поддержка принятия решений в сфере региональной энергетики на базе ИАС ТЭБ включает в себя следующие аналитические сервисы:

оценка целевых показателей энергоэффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории региона;

- нормирование и лимитирование энергопотребления организациями с участием государства или муниципального образования [9];

- оценка целевых показателей энергоэффективности в бюджетной сфере области (государственном и муниципальном секторе);

- оценка состояния объектов коммунальной инфраструктуры с определением дефектных зон и планированием мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности [10];

- оценка показателей энергетической безопасности региона в целях планирования развития и реконструкции ТЭК региона [11].

К основным этапам организации мониторинга относятся следующие:

определение в результате информационного обследования круга организаций ТЭК, подлежащих ежегодному мониторингу;

- формирование информационной модели ТЭК региона;

- законодательное утверждение форм сбора показателей, методики их заполнения и регламента предоставления отчетных данных;

- сбор сведений непосредственно от организаций ТЭК под управлением соответствующего исполнительного органа;

- анализ накопленной информации в целях программно-целевого планирования. Специально разработанный документ «Порядок ведения топливно-энергетических балансов с использованием региональной информационно-аналитической системы» регламентирует организацию информационных взаимодействий.

К числу организаций ТЭК относятся:

- организации, занимающиеся производством электрической и тепловой энергии, в том числе для собственного энергопотребления;

- теплоснабжающие организации;

- организации, осуществляющие передачу и распределение электрической и (или) тепловой энергии;

- организации, занимающиеся оптовой торговлей электрической и (или) тепловой энергией;

- организации, занимающиеся добычей, переработкой, транспортированием, хранением топлива (нефть, газ попутный нефтяной, природный газ, нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, дрова, биогаз, ВЭР, пр.);

- организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей топливом (твердым, моторным, прочим жидким, газообразным);

- организации, являющиеся мелкими коммунально-бытовыми потребителями, использующими топливо (электроэнергию) на обогрев помещений (с годовым расходом топлива от 10 до 25 т у.т.).

В качестве технологической платформы создания ИАС использован комплекс инструментальных средств организации информационной поддержки принятия решений ИнфоВизор, разработанный в Ивановском государственном энергетическом университете. Это набор СА8Е-средств, ориентированных на разработку кор-

поративных информационно-аналитических систем в различных сферах применения. Инфо-Визор полностью покрывает все аспекты организации корпоративной информационно-аналитической системы. При этом следует отметить, что в процессе разработки ИАС используется ряд дизайнеров (ER-дизайнер для организации хранилища данных и формирования гибких навигационных моделей, OLAP-дизайнер для проектирования аналитических моделей, редактор отчетов - для создания шаблонов регламентированных аналитических отчетов, редактор сценариев - для создания сценариев загрузки данных из внешних источников). В процессе проектирования системы формируется хранилище данных с метаданными, которые интерпретируются в процессе эксплуатации системы соответствующими клиентскими приложениями (сервисами).

Отработанная технология организации информационно-аналитического сопровождения региональной энергетической политики позволяет в течение длительного жизненного цикла поддерживать функционирование ИАС в целях накопления и комплексного анализа статистических данных по развитию энергетической инфраструктуры региона. При этом в основе мониторинга лежит оригинальная многомерная гиперкубическая модель данных (рис. 2).

В процессе эксплуатации ИАС ТЭБ накоплен опыт использования методов интеллектуального анализа данных (ИАД) в целях формирования шаблонов знаний из ретроспективы региональной энергетической статистики. В частности, кластерный анализ данных используется в процессе нормирования и лимитирования энергопотребления в бюджетной сфере для определения средних норм энергопотребления; корреляционно-регрессионный анализ используется в целях прогнозирования развития систем теплоснабжения в муниципальных образованиях; комбинация методов многомерной теории полезности и анализа иерархий положена в основу методики экспертной оценки состояния котельных в разрезе муниципальных образований для выявления проблемных зон и планирования программных мероприятий; индексные методы используются для оценки уровня энергетической эффективности функционирования ТЭК в процессе анализа сводного топливно-энергетического баланса и т.д. Поиск закономерностей в

ПОСТАВЩИК

Ивановская область —

Вичуга

Иваново ЮТ* г. ^Ьаною ООО "Иеановосиликат* ОАО "Ивановогланонаб"

Киисшма—

ИСТОЧНИКДАННЫХ -- Администрация

* ГКО ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖКХ -

РСТ _ 40.10*

■ ■ ■ в

40.10

.11

т

А

л

ОТРАСЛЬ

Промышленность

Транспорт" ПЕРИОД

3 кв

1 не.

2 КБ.

3 кв.

Тепловая энергия 11р1|ровный гы

ПОКАЗАТЕЛЬ

ЭгеЫрИЧасжЗА энвргин ЦкичещствЗЗ, тс «Етч Расвд на СИ элйпкюсшшй. тыс. кВрч

Ошус^ннс-ныы н1рвби_елин "ьк. иВтч

~I I I I

2002 2003 2004 2005 2АМ

-год

Рис. 2. Многомерная модель показателей топливно-энергетических балансов региона

развитии региональной энергетической инфраструктуры служит основой поддержки принятия решений, направленных на ее дальнейшее развитие и совершенствование. При этом следует заметить, что все перечисленные методы ИАД реально используются в функционирующих региональных ИАС ТЭБ.

Выводы

1. Интеграция данных по энергетической статистике на региональном уровне является основой информационной поддержки принятия обоснованных решений по развитию и совершенствованию энергетической инфраструктуры.

2. В основе информационной модели ТЭК региона лежит система топливно-энергетических балансов поставщиков и потребителей ТЭР, на основе которой формируется сводный ТЭБ региона. Сводный топливно-энергетический баланс является основой ежегодной оценки эффективности региональной энергетической политики.

3. Мониторинг состояния ТЭК включает: паспортизацию поставщиков и потребителей ТЭР с формированием целостной информационной модели топливно-энергетического комплекса региона; сбор информации по топливно-энергетическим балансам организаций; ведение многомерной базы данных показателей ТЭБ в рамках региональной ИАС с обеспечением агрегации данных до уровня городских округов, муниципальных районов и региона в целом;

4. Накопленная ретроспектива энергетической статистики обеспечивает возможность извлечения шаблонов знаний для поддержки управления ТЭК, включая обоснованные средние нормы энергопотребления; прогностические модели, увязывающие показатели интенсивного развития социально-экономического положения региона с соответствующими показателями энергопотребления; методики экспертной оценки состояния энергетических объектов; методики оценки энергетической безопасности региона и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / под ред. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.П. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.

2. Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 4 января 2013 г. № 2 «Методика по формированию топливно-энергетического баланса и расчету энергоемкости валового внутреннего продукта и энергетической самостоятельности».

3. Башмаков И.А. Энергетические балансы РФ и субъектов РФ как основа разработки и мониторинга программ повышения энергоэффективности // Энергосовет. 2012. № 4 (23). С. 21-29.

4. ИНЭС [Электронный ресурс]. URL: http:// www. ines-ur. ru/enersave_ 19 78. html.

5. OECD [Электронный ресурс]. URL: http:// www.oecd-ilibrary.org/energy/data/iea-world-energy-statistics-and-balances_enestats-data-en.

6. KEEI [Электронный ресурс]. URL: http:// www.keei.re.kr.

7. IEA [Электронный ресурс]. URL: http:// www.iea.org/statistics/topics/energybalances.

8. Организация мониторинга состояния ТЭК на региональном уровне / И.Д. Ратманова, Н.В. Железняк // Энергосбережение и водоподготов-ка. 2009. № 4. С. 57-67.

9. Автоматизация нормирования и лимитирования в бюджетной сфере региона / И.Д. Ратманова, Е.Р. Травников // Вестник ИГЭУ. 2012. Вып. 6. С. 64-69.

10. Подход к организации технического контроллинга в сфере коммунального теплоснабжения /И.Д. Ратманова, О.М. Гурфова //Вестник ИГЭУ. 2012. Вып. 4. С. 71-76.

11. Информационно-аналитическое сопровождение управления энергетической безопасностью на региональном уровне / В.А. Савельев, В.В. Батаева, И.Д. Ратманова //Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики: Вып. 63. Проблемы надежности систем энергетики в рыночных условиях. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2013. С. 187-199.

Поступила в редакцию 08.06.2015 г.

I. Ratmanova2

THE APPROACH TO THE ORGANISATION OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL SUPPORT OF REGIONAL ENERGY POLICY

The paper defines the main components of the informational and analytical support of the regional energy policy based on the detailed research of regulatory environment. The paper presents the technology of organization of the informational support of decision-making based on regional informational and analytical system of fuel and energy balances. The use of the results is expected to lead to the increase of energy efficiency in the region.

Key words: regional energy policy, energy saving, informational support of decision-making, informational and analytical system.

2 Irina D. Ratmanova - Deputy Director of Data-Computing Center of Ivanovo State Energy University after V.I. Lenin, Doctor of Engineering, Professor, e-mail: idr@osi.ispu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.