Научная статья на тему 'ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМОЙ СВЯЗИ НЕПРЕРЫВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В ПРИМОРСКИХ РЕГИОНАХ'

ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМОЙ СВЯЗИ НЕПРЕРЫВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В ПРИМОРСКИХ РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА СВЯЗИ / ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Коробков Валерий Анатольевич, Федюнин Павел Александрович, Белоусов Сергей Сергеевич

Рассмотрены роль и место системы связи в обеспечении непрерывности управления силами истребительной авиации в прогнозируемых условиях ведения боевых действий в приморских регионах, а также предложен подход к адаптации системы управления путем передачи управления авиацией на пункт управления наиболее оптимальный по ресурсу связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Коробков Валерий Анатольевич, Федюнин Павел Александрович, Белоусов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACH TO ENSURING CONTINUOUS CONTROL OF FIGHTER AIR FORCES IN MARITIME AREAS THROUGH COMMUNICATIONS

The paper looks at the role and place of the communications system in ensuring continuous control of fighter aircraft forces in prognosticated conditions of combat in maritime regions, and also suggests a way of adjusting the control system by means of delegating aircraft control to the control point with the best communication resource.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМОЙ СВЯЗИ НЕПРЕРЫВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В ПРИМОРСКИХ РЕГИОНАХ»

Подход к обеспечению системой связи непрерывности управления силами истребительной авиации в приморских регионах

Генерал-майор В.А. КОРОБКОВ

Полковник П.А. ФЕДЮНИН, доктор технических наук

Подполковник С.С. БЕЛОУСОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены роль и место системы связи в обеспечении непрерывности управления силами истребительной авиации в прогнозируемых условиях ведения боевых действий в приморских регионах, а также предложен подход к адаптации системы управления путем передачи управления авиацией на пункт управления наиболее оптимальный по ресурсу связи.

The paper looks at the role and place of the communications system in ensuring continuous control of fighter aircraft forces in prognosticated conditions of combat in maritime regions, and also suggests a way of adjusting the control system by means of delegating aircraft control to the control point with the best communication resource.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Непрерывность управления, система управления, система связи, истребительная авиация, мониторинг, адаптация.

Continuity of control, control system, communications system, fighter aircraft, monitoring, adjustment.

КАК ПОКАЗЫВАЕТ опыт ведения локальных войн и вооруженных конфликтов, их успех во многом зависит от эффективности применения авиации. При этом рациональная реализация боевых возможностей авиационных комплексов во многом определяется качеством управления ими как при подготовке, так и в ходе выполнения поставленных задач1.

Рассматривая геополитическое значение таких приморских регионов, как Балтийский и Черноморский, можно с уверенностью говорить о том, что на сегодняшний день они является ареной пересечения экономических, политических и военных интересов различных региональных и глобальных игроков. К основным признакам наращивания усилий по сдерживанию РФ в данных приморских регионах можно отнести: организацию передового военного присутствия воинских формирований государств Североатлантического союза, активизацию всех видов разведки, привлечение дополнительного количества истребителей ВВС ведущих государств альянса к охране воздуш-

ного пространства сопредельных стран участниц НАТО, усиленное патрулирование постоянными группами объединенных ВМС НАТО акваторий Черного и Балтийского морей, изменение направленности оперативной и боевой подготовки ОВС блока в сторону отработки вопросов «коллективной обороны» и проведение масштабных войсковых учений в регионе.

Силы альянса используют любую возможность, чтобы отправить в Черное и Балтийское моря боевые корабли. Эсминцы ВМС США, вооруженные крылатыми ракетами и оснащенные элементами противоракетной системы, в последние годы все чаще приближаются к российским морским границам (фото 1).

Фото 1. Корабль ВМС США «Портер» во время маневрирования с румынским фрегатом «Регина Мария» в Черном море

Возрастает интенсивность применения разведывательной авиации сил Североатлантического альянса над

Балтийским морем и вблизи Крымского полуострова. Самолеты-разведчики (фото 2) приближаются

Фото 2. RQ-4 Global Hawk — стратегический разведывательный БПЛА США (слева), P-8A противолодочный самолет Boeing Poseidon (справа)

к российским границам на 30—60 километров, тем самым создавая напряженность в и без того сложной военно-политической обстановке под предлогом «обеспечения безопасности и усиления оборонительного присутствия».

Перспективные концепции применения вооруженных сил НАТО предусматривают применение на начальном этапе военных действий сил авиации, задачей которой является снижение боевого потенциала противоборствующей стороны до уровня, позволяющего провести наземную операцию. В свою очередь, руководящие документы в области защиты воздушных границ Российской Федерации регламентируют создание зон ответственности по противовоздушной обороне (ПВО) в целях отраже-

ния средств воздушного нападения (СВН) противника. При этом возрастает зависимость выполнения задачи по отражению нападения на охраняемые объекты от эффективности применения ВКС, в которых немаловажную роль играет истребительная авиация (ИА), а непрерывность управления ее силами и средствами становится решающим фактором достижения успеха в современных операциях (боевых действиях).

Подразделения ИА, выполняя ряд задач по предназначению, являются важнейшим элементом борьбы с СВН противника, в рамках которых одной из приоритетных является поражение воздушного противника при прикрытии войск и назначенных объектов от ударов и разведки с воздуха (фото 3).

Фото 3. Авиационные комплексы истребительной авиации при выполнении поставленных задач

Рассмотренные выше условия для ведения боевых действий в приморских регионах определяют особенности как организации управления частями (подразделениями) ИА с наземных, воздушных и корабельных пунктов управления (ПУ), так и особенности организации взаимодействия в районе ПВО подразделений ИА, зенитных ракетных войск (ЗРВ), войск ПВО Сухопутных войск и сил ПВО Флота. Процесс управления подразделением ИА характеризуется иерархичностью организации, целенаправленностью функционирования, большим числом объектов и субъектов управления, наличием множества информационных связей между ними.

В соответствии с изложенным возникает необходимость заблаговременного решения вопросов по рациональной реализации боевых возможностей межвидовых сил и средств ПВО в приморских регионах, а также обеспечения их взаимной безопасности при выполнении поставленных задач. Успешность выполнения поставленных задач силами ИА напрямую зависит от качества управления, в связи с чем исследование вопросов, направленных на его повышение в приморских регионах, является актуальным.

Результаты анализа источников в области оценки качества управления авиационными частями и подразделениями показывают, что наиболее проработанными на сегодняшний день являются такие частные свойства процесса управления, как устойчивость, оперативность и скрытность управления. При этом наименее раскрытым является базовое свойство, а именно непрерывность управления. Под непрерывностью управления авиационным формированием в целом в статье понимается способность системы управления обеспечить как свое-

временную выработку и реализацию управляющих воздействий в соответствии с темпом изменения обстановки, так и действия управляемых сил без снижения их боевой готовности, устойчивости и эффективности2. Таким образом, непрерывность управления имеет интеллектуальную и техническую составляющие.

Интеллектуальная составляющая связана со своевременной и адекватной выработкой органом управления (лицом, принимающим решение, — ЛПР) управляющего воздействия. Соответственно, техническая составляющая тесно и гармонично привязана к первой и включает своевременное информационное обеспечение органа управления (ЛПР) и оперативное доведение управляющего воздействия до исполнителя (исполнителей) и их реализацию. Материальной основой технической составляющей является система связи.

Существующее состояние систем управления авиационными формированиями характеризуется значительными изменениями их технической основы — системы связи, связанными с развертыванием и модернизацией стоящих на вооружении современных цифровых образцов техники связи и комплексов средств автоматизации. Целью статьи является выработка подхода к гарантированному обеспечению системой связи непрерывности управления силами истребительной авиации в приморских регионах, в основу которого положена методика оценки функционального состояния системы связи в прогнозируемых условиях воздействия вероятного противника.

Любая система с точки зрения управления и с позиции кибернетического подхода независимо от ее физической природы имеет структуру, включающую субъекты управления {5^...^}, объекты управления {О^..., ОJ и каналы связи между ними,

представляющие собой ресурс системы связи, обеспечивающий процесс управления (рис. 1).

Для обеспечения потребности органа управления (ЛПР) в информационном обмене и решения задач управления на базе системы связи создаются информационные направления, которые реализуются направлениями связи. Таким образом, направление связи является тем звеном, которое связывает в единое

целое систему связи (так как информационное направление базируется на направлении связи) и систему управления (так как она создается в целях решения задач управления)3. Поэтому в целях оценки влияния системы связи на непрерывность управления в статье рассматриваются наиболее значимые показатели, характеризующие количество и качество функционирующих направлений связи.

Рис. 1. Структура управления

На рисунке 2(а) показаны варианты влияния состояния системы связи на процесс управления на условном интервале времени выполнения задачи от момента tQ до t5, где I. — темп изменения обстановки, требующий соответствующей реакции органа управления (ЛПР). Управление будет непрерывным, если система связи обеспечит функционирование тре-

буемого числа направлений связи N > N ,, при этом указанное требо-

нс треб ^ 1 £

вание выполняется на интервалах с t0 до tl, а также с t до t5 В период с t до t в результате невыполнения требований по функционированию заданного количества направлений связи N < N , управление не обеспечено

нс треб

(дезорганизовано) и восстановлено только с момента t.

Рис. 2(а). Контур управления силами ИА, учитывающий влияние состояния системы связи

На интервале времени с 1Ъ до рассмотрен частный случай, когда субъекту управления нет необходимости оказывать управляющее воздействие на объект, от которого только поступает отчет о его состоянии, т. е. управление в данный период находится в стадии контроля обстановки, что графически раскрывает суть понятия «требуемого темпа управления». Непрерывность управления будет обеспечена, если система связи будет способна своевременно гибко реагировать на соответствующие изменения обстановки (деструктивное воздействие противника) при наличии требуемого ресурса связи на всем временном ин-

тервале выполнения поставленной задачи с t0 до

Рассмотренная ситуация представлена в графическом виде на рисунке 2(б), где по оси абсцисс показано время t выполнения поставленной задачи с t0 до t5, по оси ординат Р (О уровень вероятности непрерывности управления (при Р (О = 1 управление идеальное, при Р (0 < 0,8 управление считается потерянным)4. Оценка непрерывности управления силами ИА основана на вероятностном подходе как наиболее приемлемом в связи с тем, что ряд исходных данных по огневому и радиоэлектронному воздействию противника на систему связи имеет прогнозируемых характер.

Рис. 2(б). График зависимости вероятности непрерывности управления силами ИА от структуры обеспечивающей системы связи

В случае снижения боевых возможностей основного ПУ в соответствии с утвержденным решением командира, в целях обеспечения непрерывности, управление должно быть передано на другой ПУ, способный предоставить требуемый ресурс связи. В ходе выполнения задач по

предназначению часть сил ИА может быть оперативно подчинена и управляться с пунктов наведения авиации вышестоящих органов управления, в отдельных случаях с авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения (АКРЛДН), а в приморских районах с корабельного ПУ

ИА. Вариант зависимости вероятности непрерывности управления Р (О силами ИА от организации требуемых родов Я и видов связи V для каждого ПУ представлен на рисунке 3.

С учетом анализа сложившейся обстановки (наличия оперативного состава на каждом из ПУ, сил, непосредственно выполняющих поставленную задачу, обеспечивающих подразделений, других условий и факторов) во избежание потери

управления подчиненными силами ИА командир должен своевременно принять решение на передачу управления с основного ПУ на другой. В статье предлагается подход к оценке возможностей системы связи обеспечить непрерывность управления силами ИА, основанный на проведении мониторинга и адаптации ресурса связи за всю сеть ПУ, осуществляющих управление силами ИА.

Рис. 3. Гистограмма обеспечения системой связи непрерывности управления силами ИА системой ПУ в ходе выполнения поставленной задачи

Для оценки состояния боеготовности ПУ (и), с которого производится управление силами ИА, командиру требуется оценить вклад каждого из составляющих этого состояния по показателям и категориям укомплектованности и обеспеченности:

иБГ = /(и , иВВСТ, и , и ),

БГ -1 4 лс' ВВСТ мс' ссу'

где: илс — уровень укомплектованности личным составом;

иввсТ — уровень обеспеченности вооружением, военной и специальной техникой;

имс — уровень обеспеченности материальными средствами;

исс — уровень функциональности системы связи.

Под непрерывностью управления авиационным формированием в целом в статье понимается способность системы управления обеспечить как своевременную выработку и реализацию управляющих воздействий в соответствии с темпом изменения обстановки, так и действия управляемых сил без снижения их боевой готовности, устойчивости и эффективности. Таким образом, непрерывность управления имеет интеллектуальную и техническую составляющие.

Основное внимание в статье уделяется влиянию вклада показателя и , характеризующего предоставление требуемого ресурса связи на ПУ. В качестве критериев

Анализ реакции системы связи ПУ на огневое и радиоэлектронное воздействие противника, а также меры по восстановлению нарушенного состояния позволяют оценить динамику переходов из одного г-го состояния в другое с вероятностью р1 = р.(О, а вектор вероятностей состояний системы связи примет вид

Р = Р P2, Pз, Р4).

Тогда по результатам мониторинга дежурной службой состояния функциональности системы связи на каждом из ПУ, управляющих

оценки способности системы связи обеспечить непрерывность управления силами ИА предлагается принять шкалу, представленную в таблице.

силами ИА в ходе выполнения поставленной задачи, командир авиационного формирования на основании предложений должностных лиц, ответственных за функционирование технической основы, с учетом единой классификации состояний сможет своевременно оценить обстановку в отношении оптимального ПУ по ресурсу связи и принять решение на передачу управления.

Интервал мониторинга Дт задается исходя из соображений своевре-

Для обеспечения потребности органа управления в информационном обмене и решения задач управления на базе системы связи создаются информационные направления, которые реализуются направлениями связи. Таким образом, направление связи является тем звеном, которое

связывает в единое целое систему связи и систему управления (так как она создается в целях решения задач управления). Поэтому в целях оценки влияния системы связи на непрерывность управления в статье рассматриваются наиболее значимые показатели, характеризующие количество и качество функционирующих направлений связи.

Т а б л и ц а

Критерии оценки функционального состояния системы связи ПУ истребительной авиации

№ п/п Оценка функционального состояния системы связи ПУ Критерий оценки (количество функционирующих направлений связи)

1 Полноценное функционирование 70 % < < 100 %

2 Незначительная потеря функциональности 50 % < < 70 %

3 Значительная потеря функциональности 30 % < < 50 %

4 Прекращение функционирования < 30 %

менного реагирования на снижение функциональности системы связи ПУ т. е. не должен превышать интервала времени, принятого в руководящих документах за потерю управления. Так, при наведении истребителя (группы истребителей) на воздушную цель неинформирование экипажа группой руководства полетами по его запросу в течение времени более N б периодов обзора радиолокатора

(обновления информации) или неинформирование экипажа воздушного судна офицером боевого управления (расчета пункта управления авиации) по его запросу в течение более

Д^еб секунд.

При определении в интервал времени мониторинга Дт находится число точек мониторинга, начиная с момента тпг за весь период выполнения задачи Т:

В результате мониторинга могут быть получены номера . тех ПУ, на которые в моменты Шк целесообраз-

но передавать управление по критерию наилучшего состояния системы связи Р (Ш)

Рл (Шк) = т&х(Рп (Щ), 1\ (1тк)), к = 0,т.

Л

В статье предлагается подход к оценке возможностей системы связи обеспечить непрерывность управления силами ИА, основанный на проведении мониторинга и адаптации ресурса связи за всю сеть ПУ, осуществляющих управление силами ИА.

Таким образом, предлагаемый подход к оценке функционального состояния системы связи позволит органу управления (ЛПР), на основании результатов его предварительного мониторинга за всю систему ПУ и анализа сложившейся обстановки,

повысить на 15—20 % оперативность выбора наиболее рационального по состоянию ресурса связи ПУ и тем самым обеспечить непрерывность управления силами истребительной авиации особенно в приморских регионах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Усиков А.В., Бурутин Г.А. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. М.: Воениздат, 2008. С. 764.

2 Алтухов П.К. Основы теории управления войсками. М.: Воениздат, 1984. С. 221.

3 Боговик А.В., Игнатов В.В. Теория

управления в системах военного назначения: учебник. СПб.: ВАС, 2008. С. 460.

4 Белоусов С.С., Донсков Ю.Е., Федюнин П.А. Подход к построению пространственно-временной модели управления подразделением истребительной авиации при выполнении задач по предназначению // Военная Мысль. 2021. № 5. С. 65—76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.