Статья посвящена изучению вопросов, связанных с анализом конкурентоспособности предприятий. Авторами разработан алгоритм по исследованию конкурентоспособности, включающий шесть этапов: определение целевой аудитории; определение предприятий-конкурентов; формирование команды экспертов; осуществление поиска товарной категории в сети Интернет; оценка сайтов интернет-магазинов; формирование рекомендаций по повышению конкурентоспособности интернет-магазина. Алгоритм разработан с учетом требований и интересов потребителей продукции (они же являются и пользователями сайтов), специфики реализуемой продукции и особенностей функционирования интернет-магазинов текстильной продукции. Исследование конкурентоспособности предприятий базируется на оценке сайтов интернет-магазинов. Информация, полученная в процессе анализа, может позволить разработать стратегию продвижения предприятия в интернет-среде, концепцию сайта или мероприятия по совершенствованию сайта.
Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность предприятия; розничная торговля; интернет-магазин; сайт.
DOI: 10.24411/2071-3762-2020-10013
ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Колочева Влада Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса, Новосибирский государственный
технический университет; 630073, Новосибирск, пр-т К.Маркса, 20
Голобородова Ксения Алексеевна,
маркетолог, ООО «Центр Сервисных Решений»; 654063, Кемеровская область - Кузбасс,
г. Новокузнецк, ул. Рудокопровая, д. 1
На протяжении последних лет услуги розничной торговли занимают одно из ведущих мест в экономике страны.Увеличение количества торговых сетей и точек, с одной стороны, ведет к созданию дополнительных возможностей расширения рынка, при этом повышается прозрачность торговых операций, увеличиваются налоговые поступления, внедряются новые технологии в процессы. С другой стороны, происходит усиление конкуренции на рынке, что требует от торговых предприятий поиска подходов и мер по повышению конкурентоспособности.
Одним из способов привлечения большей аудитории является ведение бизнеса в интернет-среде. Это может быть как дополнительный вид деятельности к обычному формату торговли, так и самостоятельный вид деятельности без наличия стационарной торговой точки.
И действительно, в настоящее время сложно представить реализацию услуг розничной торговли без глобальной сети, являющейся мощной платформой для создания и функционирования интернет-магазинов, а также предоставления таких возможностей, как круглосуточные продажи; охват большей аудитории; сокращение расходов относительно персонала и аренды помещения; небольшие инвестиции на открытие магазина.
Междутем,конкуренция характерна и для этого формата торговли, в связи с чем перед руководством организаций появляются задачи определения уровня конкурентоспособности магазинов и нахождения способов для формирования устойчивых конкурентных преимуществ.
Подходов и методов оценки конкурентоспособности торговых предприятий обычного формата
разработано достаточно много. Но интернет-магазины отличаются организацией и технологиями предоставления услуг, для оценки их конкурентоспособности требуется подход, адаптированный под специфику этого формата торговли, позволяющий провести анализ максимально достоверно и менее затратно.
В проведенном авторами исследовании рассматривается рынок текстильной продукции г. Новокузнецка. Данный рынок насыщен различными магазинами, которых, по данным электронного ресурса 2ГИС, более 90. Большинство этих магазинов имеют собственные сайты и только несколько — осуществляют интернет-торговлю. Последние стали объектом наблюдения по определению интересов и мотивов покупателей при выборе сайтов, на которых они готовы совершить покупку.
Для исследования конкурентоспособности интернет-магазинов предлагается алгоритм, включающий следующие этапы (рис. 1):
1. Определение целевой аудитории.
2. Определение предприятий-конкурентов.
3. Формирование группы экспертов.
4. Осуществление поиска товарной категории в сети Интернет.
5. Оценка сайтов интернет-магазинов.
6. Формирование рекомендаций по повышению конкурентоспособности интернет-магазина.
Рассмотрим более подробно каждый этап.
1. Определение целевой аудитории
Данный этап посвящен выявлению характеристик потребителей текстильной продукции, их предпочтений и требований при выборе данной продукции. В опросе приняли участие 300 человек: 275 респондентов — покупатели, которые стабильно приобретают ткани и фурнитуру, и 25 респондентов — сотрудники (менеджеры, продавцы) торговых предприятий. В результате проведенного опроса было выявлено, что наиболее активными покупателями продукции являются потребители двух возрастных групп: 25 — 35 лет (41%) и 36-45 лет (36%).
При проведении анализа покупателей была определена следующая целевая аудитория: 1) специалисты, занимающиеся индивидуальным пошивом одежды (могут порекомендовать своим клиентам магазин для приобретения ткани, фурнитуры, а также стабильно приобретают продукцию сами);
2) покупатели, которые предпочитают отшивать одежду по собственным параметрам и вкусу (обычно выбирают эксклюзивный вид ткани высокого качества);
3) домохозяйки (довольно часто занимаются рукоделием);
4) представители творческих школ (закупают материалы для изготовления костюмов и декораций к различным мероприятиям);
5) сотрудники и ученики центров обучения кройки и шитью (часто в целях обучения закупают недорогие ткани).
В ходе исследования были выявлены характеристики текстильной продукции, на которые прежде всего обращают внимание покупатели при осуществлении выбора: приятный товарный вид; структура и состав ткани; цена товарной категории; качество товара; соответствие тренду сезона; ассортимент.
В процессе исследования обнаружено, что большая часть покупателей отдает предпочтение на-
С-\
Исследование стратегии поискового продвижения
ч_У
туральным тканям — 67%, товарам отечественного производства — 25%, товарам импортного производства — 33%. Большинству респондентов (42%) не важно, где произведены ткани.
2. Определение предприятий-конкурентов
Для выявления наиболее сильных субъектов данного рынка было проведено маркетинговое исследование по выяснению мнений респондентов о магазинах текстильной продукции. Личное интервью проводилось в торговых центрах, в опросе приняли участие 30 человек. Анкетирование было проведено в центрах кройки и шитья, творческих школах, ателье по пошиву одежды, анкеты заполнили 45 человек.
После проведенного исследования и анализа полученных данных, выявлены следующие магазины: Логос — 29%, Миртек — 23%, НК-текс — 21%, Брависсимо — 15%, другие магазины — 12%.
Ниже представлены краткие характеристики магазинов.
/* N С N
Анализ Анализ РЯ-
ЕтаП- +> активности
маркетинга
ч Ч У
7
1. Определение целевой аудитории
2. Определение предприятий-конкурентов
3. Формирование группы экспертов
4. Осуществление поиска товарной категории в сети Интернет
О
5. Оценка сайтов интернет-магазинов
/•-\
Изучение посещаемости сайта
ч_/
У
6. Формирование рекомендаций по повышению конкурентоспособности интернет-магазина
Рис. 1. Алгоритм исследования конкурентоспособности интернет-магазинов
Анализ юзабилити сайта
Логос. Компания основана в 1991 году. Это крупнейший поставщик тканей, фурнитуры и швейной техники в Сибирском регионе. Также компания производит ремонт оборудования швейной техники. Магазины расположены в шести городах Сибирского региона, в каждом из которых есть несколько филиалов. У магазина имеется веб-сайт, а также интернет-магазин.
Миртек. Является одним из лидеров на текстильном рынке Сибири. На рынке более 22 лет. В магазине представлен большой ассортимент товаров: ткани для одежды, фурнитура, домашний текстиль, готовые шторы собственного производства, карнизы. У магазина есть собственный веб-сайт, интернет-магазин отсутствует.
НК-текс. Является оптово-розничным магазином текстильной продукции. На рынке существует с 2007 года. В г. Новокузнецке расположено четыре оффлайн магазина. Есть веб-сайт, а также интернет-магазин.
Брависсимо. Розничный магазин, осуществляющий продажу итальянских тканей и фурнитуры. На рынке существует с 2015 года. Веб-сайт отсутствует.
На основе проведенного исследования можно выделить четверых наиболее сильных игроков, у двух из которых имеется интернет-магазин.
3. Формирование группы экспертов
Исследование предполагает оценку интернет-магазинов с помощью экспертной комиссии, состоящей из 8—12 независимых специалистов (в данном исследовании приняли участие 10 экспертов). Эксперты выбирались из групп целевой аудитории, чтобы их требования к текстильной про-
дукции и интересы в отношении магазинов максимально соответствовали требованиям и интересам потребителя.
4. Осуществление поиска товарной категории в сети интернет
На данном этапе эксперты осуществляют поиск товара в сети интернет с целью изучения механизма принятия решения потребителями.
Специалисты производят поиск обозначенного товара по стандартным запросам, представив, что данный товар им необходим, и они собираются совершить покупку. Эксперты будут использовать для поиска Google и Яндекс.
В процессе работы экспертов необходимо проводить наблюдение, как они «ходят» по сайту, где возникают сложности, понять, по каким параметрам принимают решение. Желательно снять процесс эксперимента на видео, которое в дальнейшем поможет провести более детальный анализ.
После проведения эксперимента необходимо собрать данные и проанализировать. Для корректного анализа была разработана анкета, которая заполнялась экспертами после завершения эксперимента, направленная на выявление основополагающих факторов для принятия решения. Также велось видеонаблюдение с целью более углубленного изучения поведения экспертов.
По результатам исследования были внимательно изучены механизмы принятия решения выбора товарной категории на сайтах определенных магазинов. В процессе анализа выявлены следующие магазины в интернет-среде: «Логос» выбрали 50% экспертов; «Миртек» — 30%; «НК-текс» — 20%. Как сказано выше, два ма-
газина — «Логос» и «НК-текс» — предоставляют возможность потребителям приобрести товар в интернет-среде, они и были взяты для проведения следующего этапа.
5. Оценка сайтов интернет-магазинов
Это самый главный этап анализа, так как сайт компании занимает важное место среди факторов конкурентоспособности практически любого предприятия, а для интернет-магазинов — является решающим при выборе товаров потребителями. Грамотный анализ сайтов компаний-конкурентов позволит выявить их сильные стороны, которые можно учесть при разработке или совершенствовании своего сайта и слабые, которые необходимо не допустить. В данной работе исследование конкурентоспособности предприятий осуществляется через оценку сайтов компаний по пяти составляющим.
1. Анализ юзабилити сайта Юзабилити сайта характеризует простоту и удобство использования сайта посетителями. Основным показателем юзабилити, прежде всего, является конверсия сайта (доля пользователей от общего количества посетителей сайта, выполнивших целевые действия: звонок в компанию, заказ продукции и др.)
При проведении анализа юзаби-лити сайта необходимо рассмотреть следующие характеристики:
♦ Расположение товара — оценка удобства навигации по группам товаров и времени, потраченного пользователем на поиск необходимого товара.
♦ Описание товара — оценка информативности описания главных характеристик товара.
♦ Сопутствующие товары — оценка наличия информации о таких товарах.
♦ Оформление заказа — оценка удобства оплаты и способа доставки заказа.
♦ Консультация — оценка онлайн-чата, компетентности специалистов, скорости ответа на запрос, наличия функции заказа обратного звонка.
♦ Доступность информации — оценка возможности клиентом, впервые посетившим сайт, сразу найти необходимый товар.
♦ Ссылки на социальные сети — оценка наличия ссылок, количества и активности подписчиков.
Так, при анализе юзабилити сайта одного из ведущих игроков данного рынка — «Логос», были выявлены следующие сильные и слабые стороны. Главная страница сайта магазина «Логос» представлена на рисунке 2*. Сильные стороны.
♦ Дизайн сайта является спокойным, не навязчивым, не вызывает раздражения и отторжения.
♦ Навигационное меню не перегружено, содержит пять пунктов: «О компании», «Сеть магазинов», «Интернет-магазин», «Вакансии», «Контакты».
♦ При переходе на сайт, первое, на что большинство экспертов обратили внимание, это уникальное торговое предложение (УТП): «3=4 нитки», спустя несколько секунд, оно сменяется другим УТП, что удерживает внимание пользователей.
♦ Присутствует поле поиска в верхней части главной страницы сайта, что упрощает навигацию для пользователя.
♦ Представлено полное описание товара.
♦ При оформлении заказа, у экспертов не возникло сложностей.
♦ Внизу сайта расположены кнопки перехода на социальные сети.
Вместе с тем были выявлены некоторые недостатки:
♦ На главной странице отсутствует корзина с выбранными покупками.
♦ Контактная информация расположена в правом верхнем углу, но не указано время, в которое можно совершить звонок и получить обратную связь.
♦ На сайте не предусмотрена консультация, чат-бот, обратный звонок.
В целом сайт удовлетворяет требованиям юзабилити и содержит больше сильных сторон, чем недостатков.
Далее был проанализирован
сайт магазина «НК-текс». Главная
страница сайта «НК-текс» представлена на рисунке 3**. Сильные стороны.
♦ Присутствует навигационное меню.
♦ Имеется уникальное торговое предложение, на котором сразу фокусируется внимание.
♦ В левом нижнем углу фигурируют кнопки перехода на социальные сети.
♦ Есть возможность проконсультироваться онлайн с чат-ботом и заказать обратный звонок. Недостатки.
♦ Дизайн не привлекает внимание.
♦ Отсутствует возможность поиска по сайту.
♦ На главной странице не прописана контактная информация.
Рис. 2. Главная страница сайта магазина Логос
Рис. 3. Главная страница сайта магазина НК-текс
'Главная страница сайта магазина Логос [Электронный ресурс] URL: https://www.logos-group.ru/ (дата обращения 17.12.2019).
* * Главная страница сайта магазина «НК-текс» [Электронный ресурс] URL: http://nk-teks.ru (дата обращения 17.12.2019).
♦ На сайте есть информация о том, что можно приобрести товар через интернет-магазин, но не совсем понятно, как это сделать, у экспертов возникли трудности, необходима дополнительная консультация со специалистом.
♦ Отсутствует описание товара и цена, размещенные фотографии очень большого размера.
Проведя оценку юзабилити сайта конкурентов можно сделать вывод, что сайт магазина «НК-текс» значительно уступает сайту магазина «Логос».
2. Исследование стратегии поискового продвижения компаний
Правильно выбранная стратегия поискового продвижения во многом определяет скорость и успех продвижения сайта. Основной целью 5£0-оптимизации является продвижение сайта в поисковых системах.
На сайты, которые расположены на первых десяти позициях (первые страницы выдачи в поисковой системе), обратят внимание гораздо большее количество пользователей. Поэтому чем выше позиция сайта, тем больше у него трафик.
По результатам запроса в поисковой системе Google «Магазин тканей город Новокузнецк» в выпадающем списке представлен только магазин «Логос» на 7-м месте (рис. 4*).
3. Изучение посещаемости сайта компаний
Посещаемость сайта — один из важнейших показателей, информацию о котором необходимо знать. С помощью этой информации можно рассчитать примерный
трафик, который получает интернет-магазин.
Существует несколько способов определить посещаемость стороннего сайта:
♦ По данным счетчика посещаемости в футере сайта, если компания его не закрыла.
♦ По данным счетчика Яндекс метрики, если таковой установлен на сайте.
♦ По данным счетчика Liveinternet.ru.
♦ При помощи сервиса И^рв:// 2ip.ru/site-statistics, но данный сервис редко предоставляет нужные данные.
Как видно, способов получить статистику посещения сайта достаточно, но это не всегда возможно. Если получится, то можно составить полную картину потока трафика, что является важнейшим показателем при составлении маркетинговой кампании. Существуют несколько сервисов для анализа сайтов компаний,которыми можно воспользоваться, такие как: Alexa.com и Spywords. С по-
мощью данных сервисов можно
узнать:
♦ Географию пользователей, откуда на сайт чаще всего заходят посетители.
♦ Динамику посещаемости сайта. Можно понять, растет ли трафик у сайта или наоборот, наблюдаются просадки по посетителям. Данная информация особенно полезна для сезонного бизнеса.
♦ Процент отказов. Очень важный показатель, позволяющий оценить сразу два пункта: юзабили-ти и конкурентоспособность.
♦ Узнать основные запросы, по которым данный сайт получил трафик — полезная информация, дающее понимание популярности того или иного товара.
♦ Информацию о целевой аудитории сайта (пол, возраст, интересы и др.).
♦ Анализ контекстной рекламы интернет-магазина Яндекс Ди-рект и Google AdWords, запущенных для данного сайта.
♦ Об изменениях в поисковой выдаче на Google и Яндекс.
Со д1е магазин тканей "С20Д Новокузнецк Н |< 1
Магазины тканей в Новокузнецке с адресами, отзывами и ...
https://nDVGkuznetsk.zoon ги > > В Типы магазинов -
Магазины тканей в Новокузнецка. 99 мест, магазины тканей — мы нашли дпя вас 99
магазинов в городе Новокузнецк;: актуальная информация об
Магазины тканей в Новокузнецке - адреса, справочная ...
\^т.огдраде ш : Торговля -
магазины тканей в городе Новокузнецк - актуальные адреса и телефоны 91 организации,, гучшие предложения и услуга в Новокузнецке рядом с вами:...
ПРОДАЖА ТКАНИ ОПТОМ - НОВОКУЗНЕЦК | ВКонтакте
https://vk.com > 1кат_с^от_поуоку2песк ▼
Оптовый онлайн магазин г Новокузнецк Весь ассортимент заказывается через администраторов группы, по телефону или при личной встрече.
ТКАНИ, ШВЕЙНАЯ ФУРНИТУРА - Весь город Новокузнецк
потокигг^эк all-gorod.ru > тадаг1пу_-_1кат_зЬуе]пауа_Тит11ига Т
17 фирм из Новокузнецка в рубрике МАГАЗИНЫ — ТКАНИ. ШВЕЙНАЯ ФУРНИТУРА
Магазины тканей, фурнитуры, товаров для рукоделия ...
https://www.logos-group.ru ~
Оптовый и розничный интернет-магазин тканей, швейной техники и фурнитуры в Новосибирске, Кемерово, Ленинске-Кузнецком. Новокузнецке. Й^Г Вы посещали эту страниц 11.1219
Рис. 4. Выпадающий список в поисковой системе Google по запросу «Магазин тканей город Новокузнецк»
* Поисковая страница Google [Электронный ресурс] URL: https://www.google.com/search? (дата обращения 20.12.2019).
После того, как данные собраны вышеперечисленными методами, остается их проанализировать: во-первых, сколько приблизительно зарабатывает компания, во-вторых, рассчитать конверсию сайта. Безусловно, все эти данные приблизительны, но эта информация поможет составить картину успешности интернет-магазина.
Указанными в алгоритме способами удалось получить следующие данные:
На сайте магазина «Логос» установлен счетчик Яндекс метрики, с помощью которого удалось узнать посещаемость сайта — приблизительно 500 человек в день.
Посещаемость сайта «НК-текс» узнать согласно представленным методам не удалось.
4. Анализ Ema¡/-маркетинга
Для изучения этой составляющей анализа необходимо подписаться на рассылки компаний, оформить заказ в интернет-магазине, оставить заявку, чтобы проанализировать письма и контент, который они высылают своим подписчикам.
5. Анализ PR-активности
Коммуникации должны способствовать донесению до потребителя «правильного позиционирования», повышению лояльности целевых аудиторий [1]. Важно понимать, какие материалы, какую рекламу и на каких ресурсах размещают компании. Такие публикации легко найти по названию компании, адресу сайта и другим контактным данным.
Активное продвижение на ресурсе Instagram ведет магазин «Логос»: стабильно выкладывает посты, привлекает целевую ауди-
торию с помощью акций, познавательных видео-роликов, информирует об ассортименте товаров, устраивает розыгрыши. Количество подписчиков — 8 358 человек.
Количество подписчиков в Instagramу магазина «НК-текс» 18 человек. На ресурсе размещено несколько фотографий.
При отслеживании активности компаний-конкурентов в интернет-среде, была обнаружена реклама на ресурсе «2ГИС». Реклама размещена у компании «НК-текст» (рис. 5*).
Обе компании ведут страницы в следующих социальных сетях: «Одноклассники», Facebook, «ВКонтакте», но с небольшой активностью.
6. Формирование рекомендаций по совершенствованию сайта для повышения конкурентоспособности интернет-магазина
На этом этапе проводится анализ сильных и слабых сторон компаний-конкурентов по ведению сайтов, по использованию инструментов интернет-маркетинга, на основе чего разрабатываются рекомендации для сайта своего интернет-магазина.
На основе проведенного исследования конкурентоспособности магазинов в интернет-среде с целью формирования конкурентных преимуществ на рынке можно сделать следующие предложения и рекомендации по ведению сайта компании:
е магазины тканей •
— ФИЛЬТРЫ Места [89]
На карте Розница И нтер нет-магазин Опт С сайтом С фото
Расчет по картам
ВРЕМЯ РАБОТЫ Открыто сейчас Круглосуточно В указанное время
НК-Текс
оптовая фирма
Пряжа, вышивка, декупаж, мулине. Оптовые цены - реклама
Тольятти, 46 5 филиалов
МИРТЕК
столица текстильных идей
Шторы, карнизы, домашний текстиль, ткани для одежды, швейная фурнитура - реклама
Комета, Павловского, 13
Швейный клуб
сеть магазинов
Все для творчества и рукоделия. Техника, аксессуары, ткани, фурнитура. - реклама
Курако проспект, 25
Теория уюта
ателье-салон
Новое поступление махровых и трикотажных простыней на резинке - реклама
Полёт, Шахтеров проспект, 19а
Рис. 5. Реклама компаний на ресурсе «2ГИС»
* Справочник «2 ГИС» [Электронный ресурс] URL: https://2gis.ru/novokuznetsk/search/
%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B9/ rubricId/508 (дата обращения 20.12.2019).
♦ Содержание сайта должно соответствовать бизнес-задачам компании. При создании страниц сайта необходимо иметь представление, во-первых, о функциях, которые несут страницы, например, информирование, реклама, побуждение к осуществлению заказа, а во-вторых, о взаимосвязи этих страниц.
♦ При разработке и совершенствовании структуры сайта необходимо соблюдать правила юзабилити, касающиеся расположения и описания товаров, возможности 30 просмотра товара, наличия сопутствующих товаров, способов оформления заказов и получения консультации, техники навигации по сай-
ту, наличия ссылок на социальные сети.
♦ При разработке дизайна сайта необходимо использовать хорошую инфографику, единый фирменный стиль.
♦ Использовать £-тс/У-маркетинг посредством почтовых электронных рассылок целевой аудитории информации о новых поступлениях товаров, уникальных торговых предложениях, расширении предоставляемых услуг и т.п.
♦ Постоянно контролировать сайт с помощью 5£0-специалистов по таким показателям, как видимость, поисковый трафик, конверсия, качество аудитории, позиция в рейтинге конкурен-
тов, позиции по отдельным запросам [2].
Таким образом, оценка сайтов компаний-конкурентов на постоянной основе позволяет вовремя заметить свежие тенденции в продвижении интернет-магазинов, новые виды товаров и услуг, новых игроков рынка, определить свою позицию с вытекающими преимуществами и недостатками. На основе такого анализа руководство компаний может принять адекватные меры по обеспечению и повышению конкурентоспособности.
Стоит всегда помнить, простота и удобство сайта — это залог успеха, ведущий к повышению конверсии в интернет-магазине.
ИСТОЧНИКИ
1. Хлебович Д.И., Сергушкина И.В. Сайт театральной организации: проект изменений // Практический маркетинг. — 2019. - № 4. - С. 14-21.
2. Ашманов И.С. Оптимизация и продвижение в поисковых системах — СПб.: Питер, 2019. — 513 с.
An Approach to Research the Competitiveness of Online Textile Stores Kolocheva Vlada Vladimirovna,
Candidate of Science (in Economics), Associate Professor, Department Marketing and Service, Novosibirsk State Technical University; Karl Marx avenue 20, Novosibirsk, Russia, 6300073 ([email protected])
Goloborodova Kseniya Alekseevna,
Marketing specialist, LLC «Service Solutions Center»; Street Rudokoprovaiy 1, Novokuznetsk, Kuzbass, Russia, 654063 ([email protected])
The article is devoted to the study of issues related to the analysis of the competitiveness of enterprises. The authors developed an algorithm for the study of competitiveness, which includes six stages: defining the target audience; defining of competing enterprises; recruitment of experts; search for a product category on the Internet; evaluation of online store sites; creating recommendations for improving the competitiveness of an online store. The algorithm is developed taking into account the requirements and interests of consumers of products that are users of sites. It also takes into account the characteristics of the products sold and the functioning of online stores of textile products. The study of the competitiveness of enterprises is based on the evaluation of online store sites. The information obtained may allow to develop a strategy for promoting the company in the Internet environment, a site concept, or measures to improve the site.
Keywords: competition; enterprise competitiveness; retail; online store; website. REFERENCES
1. Khlebovich, D.I.; Sergushkina, I.V. (2019) Development project of theatre website. Practical/marketing, 2019, No. 4, pp. 14—21.
2. Ashmanov, I.S. (2019) Optimization and promotion in search engines. [In Russian]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2019, 513 p.