ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
вести валовое производство молока до 555 тыс. т. В ближайшие годы для увеличения запланированного производства молока необходимы не только стабилизация поголовья коров, но и рост их численности не менее чем на 400—500 тыс. голов. Развитие отрасли в современных условиях и на перспективу направлено на увеличение производства продукции за счет повышения продуктивности всех видов животных, улучшения селекционно-племенной работы, технологии содержания и кормления и на этой основе улучшения обеспечения населения республики продуктами питания.
АПК в зарубежных странах является дотационным. Так, субсидирование в США молочного подкомплекса осуществляется в размере 46%, из которых 20% расходуется на строительство объектов сельскохозяйственного назначения (ферм, загонов и т.д.). В нашей стране оказываемое в последние годы внимание со стороны государства к проблемам АПК дает надежду на развитие молочной отрасли. Для решения этой проблемы требуются государственная поддержка и значительный приток инвестиций. По заявлению А. Гордеева, зару-
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
бежные инвестиции в российское сельское хозяйство не достигли даже 2% общего объема среднегодовых зарубежных капитальных вложений. Обусловлено это прежде всего нежеланием «подпитывать» конкурента. Россия при сохранении нынешних тенденций развития уже в ближайшие годы восстановит позиции, утерянные в 1917 г. [3].
Экономический механизм управления предприятиями АПК требует создания системы управления качеством и конкурентоспособностью, которая учитывала бы интересы производителей, потребителей и инвесторов. В сложившейся ситуации от повышения конкурентоспособности молочной продукции зависит будущее не только молочного продуктового комплекса, но и АПК.
Литература
1. Отчет министерства сельского хозяйства «О состоянии АПК Республики Дагестан за 2009 г.
2. Российская бизнес-газета. 2006.
3. Стенограмма из выступления Министра А. Гордеева от 28 июня 2006 г.
ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Р.Н. ФЕОКТИСТОВ,
аспирант кафедры информационных систем и безопасности Воронежского института высоких технологий
A.А. ВОРОНОВ,
доцент кафедры информационных систем и безопасности Воронежского института высоких технологий
И.Я. ЛЬВОВИЧ,
профессор кафедры информационных систем и безопасности Воронежского института высоких технологий
B.А. ВОРОНОВ,
соискатель кафедры информационных систем и безопасности Воронежского института высоких технологий 05.13.10 — управление в социальных и экономических системах
Аннотация. Рассматриваются проблемы разработки и интеграции компонентов корпоративных информационных систем. Представлены модели и подходы к созданию информационных систем, отвечающих современным реалиям в области организации безопасности. Ключевые слова: база данных, информационные системы, интеграция, корпоративная среда.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ А И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
THE APPROACH TO INTEGRATION OF INFORMATION SYSTEMS OF MANAGING SUBJECTS WITH A VIEW OF INCREASE OF EFFICIENCY OF THEIR FUNCTIONING
R.N. FEOKTISTOV,
post-graduate student of the department of Information Systems and Security Voronezh Institute of High Technologies
A.A. VORONOV, dotsent of the department of Information Systems and Security Voronezh Institute of High Technologies
I.J. LIVOVICH,
professor of the department of Information Systems and Security Voronezh Institute of High Technologies
V.A. VORONOV,
post-graduate student of the department of Information Systems and Security Voronezh Institute of High Technologies
The summary. In article problems of working out and integration of components of corporate information systems are considered. Models and approaches to creation of the information systems answering to modern realities in the field of the organisation of safety are presented.
Key words: database, information systems, integration, the corporate environment.
Увеличивающаяся скорость изменения требований современных форм коллективной деятельности (предприятий, учреждений, организаций) и необходимость в повышении доходов и оптимизации затрат на производственную деятельность вынуждают руководство компаний осуществлять вложение значительных средств в ^-структуру предприятий для достижения гибкости корпоративных информационных систем (ИС), а также их соответствия требованиям современной экономической деятельности. Одна из важнейших проблем в области построения корпоративных ИС — интеграция отдельных компонентов и подсистем в единую инфраструктуру, поддерживающую бизнес-процессы предприятия.
Среди проблем, с которыми сталкиваются разработчики интеграционных решений, можно назвать следующие.
Ненадежность конфигурации сети передачи данных. При разработке решений, связанных с интеграцией компонентов корпоративных ИС в одно целое, зачастую возникает ситуация, когда интегрируемые приложения работают не просто на разных компьютерах в пределах локальной сети, но разнесены географически, и для их соединения необходимо использовать линии территориальных сетей связи.
Низкая скорость передачи данных. Время доставки данных через сетевую среду оказывается, как правило, на порядки больше времени, затрачиваемого на вызовы внутри одной операционной системы. Этот факт существенно модифицирует принципы проектирования распределенных решений.
Различия между средами разработки и технологиями, использовавшимися при создании и внедрении
корпоративной ИС. Различия возникают не только из-за использования решений разных поставщиков, но и из-за разницы в возрасте внедренных приложений: некоторые приложения могут работать в составе корпоративной ИС десятилетиями. Этот факт зачастую создает препятствия технического характера (различие платформ, форматов данных и т.д.) для проведения полноценной интеграции приложений.
Изменчивость корпоративной среды. Как правило, любое интеграционное решение (как и любой компонент корпоративной ИС) имеет свой срок службы. Изменения в составе корпоративной ИС приводят к появлению новых интеграционных задач. В свою очередь, какие-либо внедренные решения могут повлечь за собой непредсказуемые последствия для других компонентов системы. Все это обусловливает необходимость уменьшения взаимозависимости отдельных приложений корпоративной ИС.
Традиционно способы взаимодействия приложений друг с другом делятся на синхронные и асинхронные. Синхронный способ взаимодействия, при котором сообщение между приложениями осуществляется путем вызова процедур, является более простым и исторически более ранним. К его достоинствам относятся:
$ простота в программировании — как правило, библиотеки среднего слоя, осуществляющего связь компонентов системы, инкапсулируют в себе достаточно обширную функциональность, облегчая работу программиста и упрощая вызовы. Работа с удаленными объектами не слишком отличается от работы с локальными объектами, что позволяет разрабатывать
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
распределенные системы, не меняя парадигмы их проектирования;
® высокая производительность — при вызовах процедур, даже через механизмы удаленного доступа, время, затрачиваемое на обмен информацией между компонентами, невелико или по крайней мере предсказуемо.
В отличие от синхронного способа взаимодействия асинхронное позволяет распределить приложения ИС не только «территориально», но и по времени, создавая несколько параллельных потоков выполнения. Инструментом обеспечения связи между приложениями служит сообщение. Проектирование распределенных приложений позволяет достичь следующих преимуществ:
® обеспечить отказоустойчивое удаленное взаимодействие компонентов ИС за счет инфраструктурных механизмов передачи сообщений. Для обеспечения взаимодействия приложений необходим только эпизодический доступ к сети, что позволяет расширить сферу действия корпоративной ИС, включив в работу мобильные устройства, КПК и ноутбуки с нестабильным доступом к сети, а также обеспечивает широкие возможности использования интернет-технологий для передачи данных;
организовать независимую работу связанных между собой приложений для достижения их максимальной производительности. При синхронном взаимодействии приложение — отправитель вызова обязательно дожидается завершения обработки вызова получателем, прежде чем сделать новый вызов. Асинхронное взаимодействие позволяет размещать и обрабатывать вызовы с разной скоростью, что существенно повышает эффективность взаимодействия между приложениями;
осуществлять регулирование нагрузки на узлы распределенной системы корпоративной ИС. Система обмена сообщениями, формируя очередь запросов, позволяет получателю контролировать время их обработки. Это автоматически снижает вероятность блокировки или отказа приложения за счет множества удаленных вызовов в единицу времени.
Основной недостаток асинхронно ориентированных систем — сложная модель проектирования и программирования, а также трудности в процессе отладки как отдельных компонентов ИС, так и их совместной работы.
В качестве технологических подходов к организации среды интеграции приложений в настоящее время выделяют следующие.
Интеграция на основе передачи файлов. Одно приложение создает файл, а другое — считывает его.
Приложения должны согласовать имя файла, его расположение, формат, время записи (чтения), а также процедуру удаления (занесения в архив).
Способ интеграции на основе файлов является одним из самых простых способов интеграции приложений. При этом существенное влияние на характер этого решения оказывает выбор общего формата файлов. Преимущества этого способа, с точки зрения интеграции, неоспоримы, когда речь заходит о структурировании передаваемой информации.
Недостаток использования файлов для интеграции приложений — низкая скорость прохождения информации по системе. Попытки увеличить частоту обмена информацией через файлы приводят к резкому увеличению нагрузки на операционные системы узлов КИС, что существенно замедляет производительность самой корпоративной системы.
Общая база данных. Несколько приложений используют общую логическую структуру данных, которой соответствует одна физическая база данных или система из нескольких физических баз данных, соединенных между собой через предусмотренные механизмы связи. Наличие единого хранилища данных устраняет проблему передачи информации между приложениями.
Удаленный вызов процедуры. Приложение предоставляет доступ к части своей функциональности посредством удаленного вызова процедуры. Взаимодействие между приложениями осуществляется синхронно, в режиме реального времени.
Интеграция на основе наборов процедур, доступ к которым обеспечивается средой взаимодействия, позволяет в полной мере использовать достоинства инкапсуляции (сокрытия) ненужной функциональности. В отличие от общей базы данных, где инкапсуляция принципиально невозможна, здесь система обладает некоторым запасом гибкости, позволяющим пережить изменения достаточно большого объема функциональности сравнительно легко (до достижения определенного предела «прочности» системы).
Обмен сообщениями. Приложение размещает в общем канале сообщение, которое затем считывается другим приложением. Приложения должны согласовать канал, а также формат сообщения.
Асинхронный обмен сообщениями устраняет большинство недостатков распределенных систем. Для передачи сообщения не требуется одновременной доступности отправителя и получателя. Более того, сам факт асинхронного обмена данными побуждает разработчиков к созданию компонентов, не требующих частого удаленного взаимодействия.