Научная статья на тему 'Подход к формированию описания обстановки на территории субъектов РФ в информационно-аналитических системах органов власти'

Подход к формированию описания обстановки на территории субъектов РФ в информационно-аналитических системах органов власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миргалеев А.Т., Тутов А.А.

Рассмотрен подход к формированиюописания обстановки на территориисубъектов РФ в информационно-аналитических системах органов власти,учитывающий особенности данных идеятельности сотрудников подразделенийМЧС и аналитических подразделений ОВсубъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к формированию описания обстановки на территории субъектов РФ в информационно-аналитических системах органов власти»

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

УДК 004.91

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 гг.», государственный контракт № 07.514.11.4115.

Миргалеев А.Т., Тутов А.А.

ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОПИСАНИЯ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Рассмотрен подход к формированию описания обстановки на территории субъектов РФ в информационноаналитических системах органов власти, учитывающий особенности данных и деятельности сотрудников подразделений МЧС и аналитических подразделений ОВ субъектов РФ.

С целью определения этапов формирования описаний обстановки и необходимых для этого исходных данных проведен анализ деятельности сотрудников комитета агропромышленного комплекса Правительства Курской области по формированию описаний обстановки на территориях Курской области.

В ходе исследования выявлена типовая структура органов власти (ОВ) для всех субъектов РФ, состоящая из следующих комплексов: экономический, экологический, промышленный, строительства и ЖКХ, связи и информационных технологий, транспортный, агропромышленный, социальный, правовой и комплекс по ЧС.

101

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 -Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

С целью определения форм представлений описаний обстановки определены основные задачи (сферы деятельности) и соответствующие им выходные (отчетные) документы для комитета агропромышленного комплекса Правительства Курской области. Указанные данные представлены в табл. 1 в виде перечня задач и соответствующих им отчетных документов.

Таблица 1 - Основные задачи и выходные документы комитета агропромышленного комплекса Правительства Курской области______________

Основные задачи Выходные документы

Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Курской области, обеспечение населения качественными продовольственными товарами Предложения по основным направлениям аграрной политики, о совершенствовании организационной и финансовоэкономической системы управления в агропромышленном комплексе и её структурной перестройке

Обеспечение эффективного функционирования агропродовольственного рынка и развитие его инфраструктуры Проекты законодательных и иных правовых актов по вопросам функционирования и развития агропромышленного комплекса

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости и повышения уровня жизни сельского населения Предложения о целевом распределении лимитов бюджетных ассигнований и других централизованных средств

Сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, сохранение природной среды и агроландшафтов Целевые программы и мероприятия, направленные на поддержку сельскохозяйственного производства и развитие сельских территорий

Обобщение показателей и анализ результатов хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса Перспективные и текущие прогнозы социальноэкономического развития агропромышленного комплекса

102

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

Основные задачи Выходные документы

Организация работы по семеноводству, сортоиспытанию, сортообновлению, сортосмене, производству и реализации посадочного материала, по защите растений и продукции растительного происхождения от вредителей и болезней Целевые программы Курской области

Основные задачи Выходные документы

Мониторинг обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей материальнотехническими ресурсами для производства сельскохозяйственной продукции Прогноз социальноэкономического развития Курской области по отрасли сельского хозяйства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу

Разработка, планирование и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и по вопросам ГО и ЧС План мероприятий по мобилизационной подготовке и по вопросам ГО и ЧС

Анализ данных, представленных в табл. 1, показал, что значительная часть задач осуществляет аналитическую обработку разнородных данных в интересах формирования отчетного (выходного документа), который, фактически, представляет собой описание обстановки, сформированное по данным за определенный промежуток времени.

Вместе с тем, формируемое описание обстановки по своему содержанию представляет собой агрегированные данные, не учитывающие возможность наступления природных и техногенных катастроф (ЧС), а также их последствий. Поэтому сформированные таким образом описания обстановки, как правило, не могут использоваться руководством комитета агропромышленного комплекса для поддержки принятия решений при прогнозировании и ликвидации последствий ЧС.

С целью поиска путей повышения полноты информации, необходимой для принятия решений необходимо провести анализ процессов формирования описаний обстановки в ИАС ОВ субъектов РФ.

Формирование описаний обстановки в ИАС ОВ субъектов РФ осуществляется путем последовательного объединения данных из распределенных источников. Автоматизация процесса объединения данных предполагает создание подсистем формирования описаний обстановки ИАС ОВ. Все информационные ресурсы интегрируются в рамках единой системы с обеспечением оперативного обмена важнейшей информа-

103

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

цией на основе согласованных форматов данных и единого информационного пространства.

Предлагается рассмотреть следующую схему управления (рис. 1).

Отображенный на схеме блок формирования описания обстановки обеспечивает предоставление автоматизированной системе информации, необходимой для корректной, обоснованной и эффективной выработки управленческих решений. Содержательно эта информация представляет собой класс той обстановки, которая сложилась в некоторый момент времени, а, следовательно, типизированное состояние внешней по отношению к объекту управления среды.

О

и

§

0

Г

1

сЗ

о

К

S

и

о

г

е

К

и

и

о

я

я

н

о

ю

о

«

К

я

я

о

К

я

о-

Мониторинговые данные о текущей обстановке

Информационное

обеспечение

ИАС

Рис. 1 - Схема реализации описания обстановки в системе управления с использованием ИАС

Синтезирован метод формирования описаний обстановки на территории субъектов РФ (рис. 2).

Существо разработанного метода состоит в следующем.

Шаг 1. Определение множества ЧС, развитие которых возможно на территории субъекта РФ.

В соответствии с существующей классификацией ЧС выделяют чрезвычайные ситуации природного, техногенного, экологического и социального характера, перечень которых приведен в [1].

104

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 -Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

Для каждого субъекта РФ в зависимости от его географического положения, политической ситуации и множества других факторов выбираются те чрезвычайные ситуации из общего перечня, развитие которых возможно на территории субъекта РФ.

Шаг 2. Осуществление уяснения задачи формирования описания обстановки (требуемые сроки подготовки описания, форма его представления и т.д.).

Шаг 3. Анализ априорной информации и формирование замысла (общего плана) решения задачи.

Замысел определяет базисные факторы, значения которых должны быть получены, а также особенности стратегии получения этих значений. Под особенностями стратегии понимаются принципы организации решения задачи формирования описания обстановки.

105

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов.

Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

Рис. 2 - Метод формирования описаний обстановки на территории субъектов РФ

Вып. 4 -

Анализ значений факторов-индикаторов, постановка зада формирования описания обст

Исходные (мониторинговые) об обстановке на территории субъекта РФ

Описание сложившейся обст;

106

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

Одним из вариантов является организация поиска решения по принципу «сверху-вниз» - с целью поиска значений требуемых базисных, первичных, вторичных и т.п. факторов.

Вторым вариантом является преимущественная организация решения «снизу-вверх» - для получения интегрального описания обстановки путем абстракции мониторинговых данных. В целом же решение предусматривает скоординированное чередование принципов «сверху-вниз» и «снизу-вверх» при организации сбора данных и формировании значений показателей различных уровней общности.

Шаг 4. Поиск исходных данных для решения задачи.

1 Выбор факторов, влияющих на определение типа обстановки (благоприятная, напряженная, угрожающая, кризисная, чрезвычайная) на территории субъекта РФ в зависимости от ЧС.

2 Определение наблюдаемых факторов, характеризующих обстановку, описывающую ситуацию на территории субъекта РФ, сложившуюся в результате развития чрезвычайной ситуации.

Шаг 5. Классификация данных - выделение данных, семантически значимых в контексте решаемой задачи.

Шаг 6. Обобщение и агрегация данных с использованием модели описания обстановки.

Шаг 7. Выбор методик прогнозирования развития ЧС и ее последствий.

Шаг 8. Расчет прогнозных значений возникшей чрезвычайной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаг 9. Расчет значений поражающих факторов, характерных для возникшей ЧС.

Шаги 4 - 9 повторяются для множества временных интервалов: до возникновения чрезвычайной ситуации, при возникновении и развитии ЧС, во время ликвидации последствий возникшей ЧС.

Шаг 10. Анализ соответствия запланированных и фактических результатов, уточнение плана решения задачи.

Шаги 4 - 10 играют основную роль в решении задачи формирования описания обстановки. Здесь в соответствии с воспринимаемыми текущими данными мониторинга обстановки конкретизируется и практически реализуется общий план решения задачи.

Указанные шаги связаны между собой прямыми и обратными связями, образуя ряд локальных подсистем, решающих отдельные подзадачи общей задачи формирования описаний (на рис. 2 условно показана одна такая подсистема). Наличие этих подсистем определяется тем, что процесс формирования описания имеет многоуровневую структуру, т.е. реализуется как процесс соотнесения априорно сформированных подмоделей описания обстановки (совокупностей либо первичных, либо вторичных и т.п. показателей) и сущностей, выделяемых в мониторинговых данных. При этом в многоуровневом процессе каждому уровню присущи: своя целевая установка; характер и степень общности используемых

107

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

исходных данных (или отдельных их фрагментов); соответствующий набор поисковых и логических операций.

Шаг 11. Оценка полноты и достоверности данных.

Шаг 12. Представление результатов решения задачи в требуемом виде, т.е. формирование модели обстановки, сложившейся на территории субъекта РФ в данный момент времени.

Шаг 13. Определение перечня органов власти, участвующих в управлении деятельностью по поддержанию благоприятной обстановки на территории субъекта РФ в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией.

Шаг 14. Определение поступающей в органы власти информации, характеризующей обстановку, описывающую ситуацию на территории субъекта РФ, сложившуюся в результате развития ЧС.

Для каждого органа власти производится выбор ряда показателей из модели обстановки в соответствии со сферой его деятельности и формируется информация, характеризующая обстановку, описывающую ситуацию на территории субъекта РФ, сложившуюся в результате развития ЧС.

Шаг 15. Формирование сценария действий органа власти по поддержанию благоприятной обстановки на территории субъекта РФ.

Шаг 16. Формирование отчетной документации, вырабатываемой органами власти в качестве управляющих воздействий.

Таким образом, разработан подход к формированию описаний обстановки, учитывающий особенности данных и деятельности сотрудников подразделений МЧС и аналитических подразделений ОВ субъектов РФ при обработке мониторинговых данных и сообщений, позволяющий формировать отчетные документы, содержащие данные мониторинга и их обобщение в рамках функционирования каждого ОВ.

Библиографический список

1. Отчет о научно-исследовательской работе (промежуточный, этап №1) «Анализ существующих методов сбора и интеллектуальной обработки разнородных данных в распределенных интеллектуальных системах». ФГУП «Курский НИЙ». - Курск: Изд-во ФГУП «Курский НИИ», 2010.

2. Миргалеев, А.Т. Подход к организации информационного обеспечения оценки угроз локальной безопасности субъектов Российской Федерации /А.Т. Миргалеев, В.А. Игнатов, И.Б. Родионов //Материалы 8-й Санкт-Петербургской междунар. конф. «Региональная информатика 2002», 26-28 ноября, г. Санкт-Петербург, С.-Пб, 2002.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.