Научная статья на тему 'Подход к формированию компонентной структуры компетенций'

Подход к формированию компонентной структуры компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE APPROACH / COMPONENT COMPETENCE STRUCTURE / ELEMENTS OF DISCIPLINE COMPETENCES / FORMING AND CHECKING OF THE ELEMENTS OF DISCIPLINE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кон Ефим Львович, Фрейман Владимир Исаакович, Южаков Александр Анатольевич, Кон Екатерина Михайловна

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы разработки методического обеспечения основных образовательных программ, построенных на основе ФГОС. В частности, представлены предложения по структурированию элементов компонентной структуры компетенций, а также по подбору наиболее эффективных способов их формирования, контроля и оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кон Ефим Львович, Фрейман Владимир Исаакович, Южаков Александр Анатольевич, Кон Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approach to formation of the competence component structure

This article focuses on the methodical solutions for formation of the basic educational programs, which are constructed on the Federal state educational standards of the third generation. In particular, there are given the recommendations concerning the structuring of the competences component elements, and also about the selection of the most effective method of their creation, checking and assessment.

Текст научной работы на тему «Подход к формированию компонентной структуры компетенций»

Подход

к формированию компонентной структуры компетенций

Е.Л. КОН, профессор В.И. ФРЕЙМАН, доцент А.А. ЮЖАКОВ, профессор Пермский национальный исследовательский политехнический университет Е.М. КОН, профессор Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы разработки методического обеспечения основных образовательных программ, построенных на основе ФГОС. В частности, представлены предложения по структурированию элементов компонентной структуры компетенций, а также по подбору наиболее эффективных способов их формирования, контроля и оценки.

Ключевые слова: компетентностный подход, компонентная структура компетенции, элементы дисциплинарных компетенций, способы формирования и контроля элементов дисциплинарных компетенций

Постановка задачи. Система ВПО находится на этапе реализации компетентност-ного подхода к формированию содержания и структуры основных образовательных программ (ООП) направлений и специальностей подготовки. В нормативныхдокумен-тах (ФГОС) приведена компонентная и дисциплинарная структура ООП [1, таблица 2]:

• перечень компетенций, обязательных для освоения в рамках каждого цикла дисциплин или раздела;

• минимальная совокупность элементов каждого из трех компонентов компетенций (знания, умения, владения - ЗУВ). Она определяет минимум того, что студент при освоении дисциплин данного цикла (раздела), в том числе и в рамках вариативной (профильной) части цикла, должен «знать», «уметь» и какими навыками, необходимыми для его профессиональной деятельности, должен «владеть »;

• список обязательных дисциплин базовой части каждого цикла;

• перечень разделов (практика, научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация);

• список закрепленных за каждым циклом или разделом компетенций.

При этом четкой однозначной взаимосвязи между данными элементами струк-

туры ООП в стандартах не установлено, что дает разработчикам возможность установления таких связей в зависимости от ее содержания (профиля). Это - одна из задач, решаемых на этапе разработки основного документа образовательной программы -компетентностной модели выпускника (КМВ).

Задачу установления взаимосвязей между элементами структуры ООП предлагается разбить на частные задачи, ориентированные на пары элементов. Формально решение частных задач может быть представлено в виде матричных структур, устанавливающих отношения между тремя основными элементами: компетенциями, их компонентной структурой (ЗУВ) и дисциплинами:

- матрица (таблица) соответствия дисциплин и компетенций, указывающая, какими дисциплинами формируется каждая из реализуемых в рамках ООП компетенций;

- матрица (таблица) соответствия дисциплин и элементов компетенций, указывающая, какие ЗУВ формируются в каждой дисциплине ООП;

- матрица (таблица) соответствия компетенций и элементов компетенций, указывающая компонентную структуру каждой компетенции.

38 Высшее образование в России • № 7, 2013

Построенные матрицы являются основой для разработки рабочих учебных планов направлений (специальностей) подготовки, паспортов компетенций, а также учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), в частности рабочих программ дисциплин и контрольно-измерительных материалов. Также матрицы как формальное средство описания могут дать возможность для анализа структуры ООП с точки зрения содержания (например, сравнить две компетенции по трудоемкости, интервалу освоения, исключить дублирование содержания, и т.д.). С помощью матричного представления структуры ООП можно учесть влияние на содержательную сторону таких компонентов, как вектор развития направления (современные и перспективные технологии, тенденции развития отрасли) и квалификационные требования работодателей, которые наряду с ФГОС являются исходными данными при проектировании УМКД и осуществлении контроля результатов обучения для конкретного профиля ООП.

Целью настоящей статьи является разработка предложений по определению и выбору элементов компонентной структуры компетенций, а также по подбору наиболее эффективных способов их формирования, контроля и оценки. Даются практические рекомендации, позволяющие формализовать и упростить разработку основных документов основных образовательных программ.

Определение, способы формирования и средства контроля элементов дисциплинарных компетенций. Рассмотрим определения компонентов компетенций (ЗУВ) и примем их уточненные формулировки для решения поставленных частных задач эффективного формирования, контроля и оценивания их элементов.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные пробле-

мы, возникающие в её процессе. Знание в широком смысле - субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле - обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющее решать поставленную задачу [2].

С целью построения объектов контроля для формализованного представления авторами предлагается использовать следующие формы знаний: принципы; подходы; модели; процессы; методы (методики); алгоритмы; термины (терминология); определения; аксиомы (теоремы, утверждения); формулы; характеристики (параметры); операторы (операции); конструкции (логические, функциональные, семантические).

Предполагается, что элементы компонента «Знания » формируются (приобретаются) студентами в процессе следующих видов аудиторной и самостоятельной работы [3]:

• лекции, в том числе с использованием современных образовательных технологий, мультимедийной и презентационной техники;

• самостоятельное изучение теоретического материала;

• подготовка рефератов, докладов и др.

Контроль знаний, на наш взгляд, эффективнее всего осуществлять такими методами, как:

■ тестирование (например, тесты закрытого типа, тесты на соответствие, тесты на упорядочивание);

■ оценивание докладов на семинарах, конференциях;

■ рецензирование научно-технических статей;

■ проверка рефератов и т.д.

Умение - это промежуточный этап

овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач; здесь способность к действию еще не достигает уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в фор-

ме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом [2].

Для задач формализации построения модели учебного процесса примем, что умения представляют собой способность применить знания при соблюдении следующих условий:

1) учебный характер поставленной задачи;

2) полные исходные данные и очевидный детерминированный вариант решения поставленной задачи;

3) обязательное обеспечение студента подробными методическими материалами;

4) активное консультирование и текущий детальный контроль со стороны педагога.

С целью построения объектов контроля для формализованного представления компонента «Умение» предлагается выделить следующие формы умений: применение методик, подходов; построение моделей; исследование процессов; осуществление расчетов; выполнение анализа схем; исследование характеристик; работа с инструментарием.

Предполагается, что элементы компонента «Умения» формируются (приобретаются) студентами в процессе следующих видов аудиторной и самостоятельной работы:

♦ практические занятия;

♦ лабораторные работы (с учебными стендами, инструментарием моделирования);

♦ семинары;

♦ самостоятельное выполнение домашних заданий, расчетно-графических работ и т.п.

Контроль умений эффективнее всего осуществлять такими методами, как:

■ тестирование (например, тесты от-

крытого типа, оформленные в виде учебных задач);

■ проверка домашних заданий, расчет-но-графических работ, индивидуальных заданий;

■ выступления на семинарах, конференциях и т.д.

Термин «владение» заимствован из юриспруденции, он подразумевает присутствие чего-либо (в рассматриваемом контексте - знаний, умений, практического опыта, личностных качеств и т.п.) в достаточно большом объеме и заменяет в ФГОС термин «навык». Навык- это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматически, без осознания промежуточных шагов [2].

Владение подразумевает способность применения знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности при решении сложных проектныхи исследовательских практических задач, а не адаптированных, учебных, упрощенных заданий. Они должны быть сформулированы в профессиональной (предметной, профильной) сфере или в смежных областях науки и техники. Условия для формирования владений:

1) практический (прикладной, в том числе инновационный) характер поставленной задачи;

2) неполнота исходных данных и неочевидность вариантов и критериев оценки решения поставленной задачи;

3) самостоятельность при решении задачи;

4) обеспечение методическими материалами, направленными на организацию самостоятельной работы, но подразумевающими обязательный поиск основных источников информации для решения поставленной задачи;

5) консультирование и рубежный контроль со стороны педагога;

6) наличие элементов реализации в предложенном или самостоятельно и обоснованно выбранном аппаратно-программном базисе.

40

Высшее образование в России • № 7, 2013

В формулировке компонента «Владение» необходимо предусмотреть такие конструкции, как «... опытом применения ...», «... навыками использования...» приведенных выше форм знаний и умений. Логично, что навыки и опыт могут быть сформированы в основном в рамках лабораторных практикумов, различных видов практик и в ходе научно-исследовательской работы.

С целью построения объектов контроля для формализованного представления компонента «Владение» предлагается использовать следующие формы владений:

♦ обоснование и выбор платформы реализации;

♦ построение и выбор методов исследования модели, процессов, явлений и т.п.;

♦ разработка комплекта документации (паспорт проекта, технико-экономическое обоснование, сметы, схемы, чертежи и т.д.);

♦ реализация проекта;

♦ разработка информационного, программного, аппаратного обеспечения объекта или системы;

♦ освоение и применение инструментария для решения задач исследования, моделирования, проектирования.

Предполагается, что элементы компонента «Владения» формируются (приобретаются) студентами в процессе следующих видов аудиторной и самостоятельной работы:

♦ лабораторные работы (с лабораторными стендами, построенными на промышленном оборудовании, с использованием распространенного прикладного программного обеспечения);

♦ курсовое проектирование;

♦ практики;

♦ научно-исследовательская работа (НИРС).

Контроль владений желательно осуществлять:

■ при защите отчетов (по лабораторным работам, практикам, НИРС);

■ при защите курсовых проектов (работ);

■ в процессе демонстрации практи-

ческих результатов работы (практик, НИРС и т.д.).

Заметим, что множества видов занятий, формирующие компоненты компетенций (ЗУВ), в общем случае являются пересекающимися. И только для задачи формализации выбора эффективных средств формирования и контроля без учета минимизации и оптимизации определенные виды занятий закрепляются за каким-либо одним компонентом компетенции.

Органичное сочетание способов формирования и средств контроля позволит повысить эффективность организации учебного процесса и уровень освоения закрепленных за дисциплиной компетенций.

Особенности содержания компонентной структуры компетенций для разных уровней подготовки выпускников технических направлений. Для выпускников разных уровней подготовки (бакалавр, специалист, магистр) требования к характеристикам знаний (например, широта, глубина, фундаментальность и т.п.) должны отличаться. Например, для технических (инженерных) направлений и специальностей подготовки Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) сформулированы следующие требования к знаниям в разных областях науки и техники (естественно-научной, математической, социально-экономической, профессиональной и т.д.) [4]:

• бакалавр должен обладать базовыми и углубленными знаниями;

• специалист должен обладать базовыми и специальными знаниями;

• магистр должен обладать глубокими и фундаментальными знаниями.

С нашей точки зрения, представленные требования к знаниям весьма условны, неоднозначны и требуют уточнения. С учетом реальной ориентации выпускников на соответствующие виды профессиональной деятельности они могут быть сформулированы в таком виде [5]:

• бакалавр должен иметь общее представление о применяемыхи перспективных

технологиях, принципах построения и функционирования устройств и систем в своей предметной области, а также углубленные знания в вопросах эксплуатации, сопровождения и обслуживания;

• специалист должен иметь общее представление об используемых и перспективных технологиях, их сравнительном анализе и области применения, принципах построения и функционирования устройств и систем в своей предметной области, углубленные знания в вопросах эксплуатации, сопровождения и обслуживания, а также разработки и проектирования;

• магистр должен обладать углубленной подготовкой в вопросах сравнительного анализа, целесообразной области применения, моделирования, исследования используемых и перспективных технологий, функционирования устройств и систем на всех этапах их жизнедеятельности, а также участия в инновационных проектах и коммерциализации полученных научно-технических результатов.

Требования к характеристикам умений и владений (например, уровень поставленных и решаемых задач, особенности условий реализации, уровень ответственности за принятые решения и т.п.) также должны различаться. Например, для технических направлений и специальностей подготовки АИОР сформулировала следующие требования к умениям и владениям [4]:

V бакалавр должен проводить комплексные инженерные исследования, выполнять комплексные инженерные проекты, осуществлять коммуникации в профессиональной сфере с применением базовых и углубленных знаний;

V специалист должен проводить комплексные инженерные исследования, выполнять комплексные инженерные проекты, осуществлять коммуникации в профессиональной сфере с применением базовых и специальных знаний;

V магистр должен проводить инновационные инженерные исследования, выполнять инновационные инженерные про-

екты, осуществлять коммуникации в профессиональной сфере с применением глубоких и фундаментальных знаний.

Все требования нуждаются в уточнении и конкретизации с учетом квалификационных требований работодателей, вектора развития направления и сформулированных в соответствии с ними компетенций в определенной профессиональной сфере деятельности выпускников. Указанные обобщенные требования должны быть учтены при разработке ООП соответствующих уровней подготовки выпускников.

Предлагаемые в статье решения поставленных частных задач находятся на этапе апробации при поэтапной разработке и внедрении методического обеспечения системы управления качеством учебного процесса в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

Литература

1. www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_09/

m785.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Яндекс.Словари. URL: http://slovari. yandex.ru

3. Кон Е.Л, Фрейман В.И, Южаков А.А. Проблема оценки качества обучения в вузах с системой подготовки «бакалавр -магистр» (на примере технических направлений) // Открытое образование. 2013. № 1. С. 23-31.

4. Чучалин А.И, Герасимов С.И. Компетен-

ции выпускников инженерных программ: национальные и международные стандарты // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 3-14; Ассоциация инженерного образования России. URL: http://aeer.ru

5. Кон Е.Л, Фрейман В.И., Южаков А.А. Подход к разработке основной образовательной программы с учетом требований международных образовательных стандартов в области инженерной деятельности // XL Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной педагогики в контексте развития международных образовательных стандартов». URL: http://gisap.eu/ru/ node/18665

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.