Научная статья на тему 'Подход к анализу особенностей социально-экономического развития ресурсных регионов'

Подход к анализу особенностей социально-экономического развития ресурсных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ РЕГИОН / КЛАСТЕР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ / РЕСУРСОЗАВИСИМОСТЬ / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / RESOURCE REGION / CLUSTER / SOCIO-ECONOMIC EFFECTS / RESOURCE-DEPENDENCE / GROSS REGIONAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарев Анатолий Николаевич

Проведена кластеризация российских ресурсных регионов. Показана необходимость учета динамических аспектов освоения сырьевых провинций при анализе социально-экономического развития ресурсных регионов. Предложены рекомендации по увеличению роли субъектов Федерации в регулировании минерально-сырьевого комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO THE ANALYSIS OF FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RESOURCE REGIONS

Clustering Russian resource regions performed. The need to consider the dynamic aspects of the development of raw provinces under the analysis of socio-economic development of the resource regions is shown. Recommendations to increase the role of regions in the regulation of the mineral complex are proposed.

Текст научной работы на тему «Подход к анализу особенностей социально-экономического развития ресурсных регионов»

УДК 332.14

ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСУРСНЫХ РЕГИОНОВ

Анатолий Николаевич Токарев

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, тел. (383)330-09-62, e-mail: Anatoli-3@ngs.ru

Проведена кластеризация российских ресурсных регионов. Показана необходимость учета динамических аспектов освоения сырьевых провинций при анализе социально-экономического развития ресурсных регионов. Предложены рекомендации по увеличению роли субъектов Федерации в регулировании минерально-сырьевого комплекса.

Ключевые слова: ресурсный регион, кластер, социально-экономические эффекты, ре-сурсозависимость, валовый региональный продукт.

APPROACH TO THE ANALYSIS OF FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RESOURCE REGIONS

Anatoli N. Tokarev

Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Akademik Lavrentiev Prospect, D. Sc., senior researcher, tel. (383)330-09-62, e-mail: Anatoli-3@ngs.ru

Clustering Russian resource regions performed. The need to consider the dynamic aspects of the development of raw provinces under the analysis of socio-economic development of the resource regions is shown. Recommendations to increase the role of regions in the regulation of the mineral complex are proposed.

Key words: resource region, cluster, socio-economic effects, resource-dependence, gross regional product.

Минерально-сырьевой комплекс (МСК) имеет ключевое значение для социально-экономического развития как ресурсных регионов страны, так и России в целом. Важнейший аспект развития МСК - это региональные вопросы. Один из подходов к анализу особенностей развития ресурсных регионов связан с их классификацией. К настоящему времени проведен целый ряд классификаций российских регионов по потенциалу и типу социально-экономического развития [1]. Целью разработки таких типологий является анализ и мониторинг экономической ситуации в регионах, а также разработка рекомендаций по мерам региональной политики. В данной статье акцент сделан на особенностях ресурсных регионов.

Цель классификации ресурсных регионов - выявление особенностей и общих характеристик таких регионов для формирования государственной политики и совершенствования системы регулирования в МСК. Основная задача -более детальное исследование специфики ресурсных регионов на общем рос-

сийском фоне, анализ влияния этих особенностей на различные аспекты социально-экономического развития таких регионов.

Для идентификации и анализа ресурсных стран и регионов может применяться целый ряд показателей, например, показатели ресурсозависимости и богатства ресурсами - объемы производства и запасы на душу населения, показатели экспорта продукции МСК [2]. В качестве показателей для идентификации российских ресурсных регионов приняты:

- доля вида экономической деятельности (ВЭД) «добыча полезных ископаемых» в валовом региональном продукте (ВРП) субъекта Федерации;

- доля занятых в МСК в общей среднегодовой численности занятых в экономике региона;

- объем отгруженной продукции МСК региона в расчете на душу населения [3].

Для идентификации и группировки ресурсных регионов была применена иерархическая кластеризация на основе метода Варда. В результате все субъекты Федерации были разделены на три кластера:

I - регионы с доминирующей ролью добычи полезных ископаемых;

II - субъекты Федерации с высокой ролью ресурсного сектора;

III - нересурсные регионы.

Субъекты Федерации из первых двух кластеров (I и II) рассматриваются как ресурсные регионы. Далее 11-й кластер был разделен на группы на основе показателей: доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (ТЭПИ) в структуре объема отгруженной продукции МСК; доля ВЭД «обрабатывающие производства» в ВРП субъекта Федерации.

Такой подход обусловлен специфической ролью ТЭПИ, а также целесообразностью выделения группы ресурсных регионов с относительно диверсифицированной экономикой. ТЭПИ (прежде всего углеводороды) по сравнению с другим минеральным сырьем имеют особое значение для России с точки зрения генерации рентных доходов, наполнения федерального и региональных бюджетов, формирования валютных доходов. Так на добычу ТЭПИ приходится около 90% объема отгруженной продукции в целом по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых». ТЭПИ генерируют более 90% общей суммы налоговых поступлений от МСК в бюджетную систему России.

В результате было сформировано три группы регионов в рамках кластера субъектов Федерации с высокой ролью ресурсных отраслей:

- группа 11.1 - регионы с высокой долей ТЭПИ в добыче полезных ископаемых, средней и низкой ролью обрабатывающих производств;

- группа 11.2 - субъекты Федерации с высокой долей ТЭПИ и относительно развитой обрабатывающей промышленностью;

- группа 11.3 - регионы с низкой долей ТЭПИ в добыче и слабым развитием обрабатывающих производств (таблица).

Таблица

Кластеры и группы ресурсных регионов России_

Кластер, Количество Регионы

группа регионов

I 4 Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа (АО); Сахалинская область

II 22

11.1 11 Астраханская, Иркутская, Кемеровская, Оренбургская, Томская области; Республики Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Удмуртия; Забайкальский край

11.2 4 Самарская, Тюменская области; Красноярский, Пермский края

11.3 7 Амурская, Белгородская, Курская, Магаданская, Мурманская области; Республика Карелия; Чукотский АО

III 57 Остальные регионы

Выделенные ресурсные регионы (кластеры I и II) занимают доминирующее положение по всем показателям в рамках МСК. Они обеспечивают около 78% занятых в добыче полезных ископаемых, около 95% инвестиций в основной капитал, около 95% добавленной стоимости МСК, более 80% объема отгруженной продукции МСК.

Особенностью ресурсных регионов является то, что показатели их социально-экономического развития в значительной степени зависят от динамики освоения сырьевых провинций, состояния минерально-сырьевой базы. Например, в начальный период освоения нового региона значительны инвестиции, которые направляются на развитие инфраструктуры и разработку объектов. Затем уровень инвестиций обычно сокращается. На поздних этапах освоения ресурсных территорий в связи с истощением сырьевой базы обычно происходит рост удельных издержек, снижение объемов добычи и, соответственно, добавленной стоимости в МСК.

«Зрелые» ресурсные регионы требуют значительных инвестиций уже не в увеличение добычи, а на поддержание достигнутых объемов. Особенно это становится заметным на поздних стадиях освоения нефтегазовых провинций. Характерный пример - современная ситуация в Томской области. Наблюдающаяся несколько лет стабилизация объемов добычи нефти на территории области на уровне 10-11 млн т нефти и 4-5 млрд куб. м газа сопряжена со значительным объемом инвестиций. В 2011-2014 гг. объем капиталовложений в добычу ТЭПИ находился на уровне 30 млрд руб., что составило, например, в 2014 г. около 40% инвестиций в основной капитал на территории области по всем видам экономической деятельности.

Одним из важнейших обобщающих показателей динамики развития регионов являются темпы роста ВРП. Среднегодовые темпы роста ВРП в период 2001-2013 гг. (рисунок) показывают, что в целом ресурсные регионы росли меньшим темпом, чем нересурсные регионы (и в среднем все субъекты Федерации). Среди ресурсных регионов относительно высокие темпы роста были достигнуты регионами 1-го кластера (наиболее ресурсозависимые субъекты

Федерации). Наименьшие темпы роста показали ресурсные регионы группы 11.3 - субъекты Федерации, где роль ТЭПИ незначительна. При этом среди ресурсных регионов самые высокие темпы роста были достигнуты группой с относительно диверсифицированной экономикой (группа 11.2).

0 1 2 3 4 5 6

□ Россия ■ Кластер I □ Кластер II □ Группа П.1

И Группа 11.2 И Группа П.3 ■ Кластер III 13 Кластеры I и II

Рис. Среднегодовые темпы прироста ВРП в период 2001-2013 гг. по кластерам

и группам регионов, %

Влияние МСК на социально-экономическое развитие ресурсных регионов в значительной степени зависит от особенностей и динамики добычи минерального сырья, стадий и этапов освоения сырьевых провинций. Замедление темпов роста ВРП в ресурсных регионах может происходить в результате объективных обстоятельств - истощения ресурсной базы. Например, с 2008 г. происходит падение добычи в основном нефтяном регионе России - ХМАО, которое замедляет показатели экономического развития в округе, что находит отражение и в темпах роста в целом по 1-му кластеру. При этом доля МСК в ВРП ХМАО имеет тенденцию к снижению: если в 2005 г. эта доля достигала 75%, то в 2013 г. она сократилась до 65%.

Динамический характер освоения сырьевых провинций обуславливает необходимость активного участия регионов в процессах регулирования МСК. При этом на разных стадиях освоения сырьевых провинций существенно изменяется роль регионов. Механизмы регулирования МСК должны адаптироваться в соответствии с особенностями динамики освоения сырьевых провинций, что эффективнее осуществлять на региональном уровне [4]. Для эффективного выполнения своей роли регионы должны иметь адекватные финансовые ресурсы и сферу компетенции.

Динамика освоения сырьевых провинций определяет с позиций повышения социально-экономических выгод значительную и изменяющуюся роль субъектов Федерации в регулировании МСК [5].

• На стадии геологоразведочных работ основная роль регионов должна быть связана со стимулированием этих работ, с реализацией мер, направленных на сокращение рисков для недропользователей, включая участие регионов в формировании и развитии инфраструктуры.

• На этапе растущей добычи важен мониторинг и контроль процессов освоения недр, соответствия применяемых технологий нормам и правилам освоения и разработки, прецедентам лучшей практики.

• На стадиях ранней добычи и зрелости особенно важен мониторинг и контроль параметров, определяющих уровень налоговой нагрузки (включая производственные и экономические показатели).

• На этапе падающей добычи важно продление добычи на старых объектах, что особенно значимо для решения социальных задач (прежде всего поддержания уровня занятости населения).

Расширение полномочий и возможностей регионов по регулированию МСК будет способствовать повышению социально-экономических выгод освоения недр.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 14-18-02345).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации /Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. - М.: ТЕИС, 2011. -357 с.

2. Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2007. - № 6. - С. 4-27.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. - 1266 с.

4. Крюков В.А., Токарев А.Н. Особенности недропользования в России: анализ с позиции институционального подхода //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2005. - Т. 5. - № 2. - С. 110-123.

5. Токарев А.Н. Влияние институциональных условий на реализацию социально-экономических выгод освоения нефтегазовых ресурсов /под ред. В.А. Крюкова; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2007. - 240 с.

© А. Н. Токарев, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.