Б01: 10.31249/аре/2024.04.12
Трунов Ф.О.1
Подход ФРГ к противостоянию США - КНР к середине 2020-х годов: политические и военные аспекты
Аннотация. ФРГ взяла курс на утверждение своего полноценного военно-политического присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), в связи с чем официальному Берлину пришлось четко определить параметры подхода страны к противостоянию между США и КНР. Если в 2021 г. Германия занимала скорее неопределенную позицию по этому вопросу, то в 2022-2023 гг. она закономерно начала подключаться к «сдерживанию» КНР. На концептуальном уровне это нашло отражение в стратегиях национальной безопасности (непосредственно связанных с ее политикой по отношению к Китаю). В статье показывается, какое значение для подключения Германии к противостоянию с КНР имели решения администрации Дж. Байде-на по свертыванию присутствия США в Афганистане и созданию в бассейне Тихого океана системы форматов антикитайской направленности (AUKUS, «Partners in the Blue Pacific», «треугольник» Республика Корея - США - Япония). Углубление разногласий между ФРГ и КНР выявлялось во время встреч на высшем уровне и в процессе работы формата межправительственных консультаций (межправительственная встреча в Берлине в июне 2023 г. не помогла сдержать рост разногласий). Попытки ФРГ стать одним из «мостов» в контактах
1 Трунов Филипп Олегович - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ИНИОН РАН; [email protected] ОЯСГО: 0000-0001-7092-4864.
США - КНР не привели к успеху. Одновременно Германия взяла курс на сближение с оппонентами КНР, проявляя особый интерес не только к контактам с США, но и к взаимодействию с Японией, Австралией и Сингапуром как в политическом, так и в военном отношениях. ФРГ последовательно апробировала развертывание в ИТР сил бундесвера: фрегата (2021-2022), группы самолетов (2022), наземных подразделений (2023). К середине 2020-х годов становится очевидно, что Германия плавно, но последовательно продвигается к созданию на Дальнем Востоке системы своего стратегического присутствия с антикитайской направленностью.
Ключевые слова: Германия, Китай, США, Индо-Тихоокеанский регион, Дальний Восток, противостояние, «сдерживание», переговоры, бундесвер, Япония, Австралия, Сингапур.
Наличие или, напротив, отсутствие сильных стратегических позиций в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) - один из индикаторов глобальной субъектности для любой державы. Этот вопрос весьма чувствителен для ФРГ, которая с начала XXI в. стала продвигаться к положению мировой державы (хотя еще слишком рано говорить об успешном завершении этого процесса). В начале 2020-х годов Германия утратила большую часть своих позиций в зонах нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке (прежде всего, в Афганистане [Новикова, 2022]), в зоне Африканского Рога и Сахаро-Сахельском регионе (в первую очередь, в Мали [Сидоров, 2022]). Эти потери побуждали Берлин ускоренно искать новые направления стратегической активности: на доктринальном уровне в сентябре 2020 г. в число таких направлений вошел Индо-Тихоокеанский регион [Leitlinien..., 2020]. Момент принятия решения - во время первых волн пандеми COVID-19, сопровождавшихся мощным «подмораживающим» эффектом в политической сфере, - лишь подчеркивал его важность.
В условиях формирования нового мирового порядка Берлин, сохранив неизменной свою основную цель - обретение положения полновесного глобального игрока, - заметно видоизменил тактику ее достижения. ФРГ традиционно позиционировала себя как органичную часть «коллективного Запада». По этой причине рост числа и мощи источников влияния вне Евро-Атлантического сообщества она воспринимала как системную угрозу. Парадигма «Запад -не-Запад», подразумевающая переход первого к «сдерживанию» и
«отбрасыванию» наиболее активных держав второго, во все большей степени становилась лейтмотивом внешней политики ФРГ (как и других западных государств). Так, Германия вносила последовательно наращиваемый, а в начале 2020-х годов ставший весьма масштабным вклад в «сдерживание» РФ. Это наиболее заметный, но отнюдь не единственный пример участия ФРГ в «сдерживании» держав не-Запада. В число таких держав постепенно вошли также Иран и Китай.
Задача статьи - исследовать подход ФРГ к противостоянию между США (и группой их партнеров) и КНР в политическом и военном отношениях. В работе активно использовался метод сравнительного анализа. В настоящее время интерес иностранных и отечественных специалистов к стратегической активности официального Берлина в ИТР заметно возрос, однако комплексных исследований в этой области пока немного (см., напр.: [Арзаманова, 2022; Чихачев, Гуляев, 2022; Heiduk, 2024]. Чаще всего изучались только отдельные аспекты активности ФРГ [Dieter, 2021].
Концептуальный срез: к вопросу о моменте перехода ФРГ к «сдерживанию» КНР
Общие контуры стратегической линии Германии в ИТР док-тринально оформили два концептуальных документа - «Руководящие принципы политики в ИТР» (опубликованы 2 сентября 2020 г.) [Leitlinien..., 2020] и «Стратегия в отношении Китая» (принята 13 июля 2023 г.) [China-Strategie..., 2023].
Эти документы, разработанные совместно Ведомством федерального канцлера и МИД ФРГ, заметно различались по степени критичности в отношении КНР. «Руководящие принципы» (2020) были приняты на фоне «ледяного» периода в отношениях ФРГ и США при Д. Трампе и в то время, когда Берлин лишь планировал проникновение в ИТР. Отсюда осторожность формулировок, в том числе применительно к Китаю. Вполне очевидно, что на рубеже 2010-2020-х годов, на момент принятия «Руководящих принципов», ФРГ еще не была готова в принципе подключиться к «сдерживанию» КНР.
В «Стратегии в отношении Китая» (2023) тезисы о конкуренции с КНР (особенно в сфере безопасности и обороны) встре-
чаются почти так же часто, как и тезисы о кооперации [ChinaStrategie..., 2023, S. 21, 55-57]. Стоит отметить, что в германской внешнеполитической практике это едва не единственный доктри-нальный документ высшего уровня, в котором обозначена политическая линия, относящаяся не к определенному региону или функциональной области, а к конкретному государству - Китаю. Не менее важно и другое: хронологически этот концептуальный акт был принят одновременно с прецедентной для практики ФРГ Стратегией национальной безопасности (СНБ); оба документа были тесно увязаны по содержанию. В СНБ говорилось, что «Китай является одновременно партнером, конкурентом и системным соперником» ФРГ [Nationale Sicherheitsstrategie..., 2023, S. 12]; таким образом, ФРГ официально провозгласила свой переход к «сдерживанию» КНР.
Возникает вопрос: в какой момент между принятием этих двух доктринальных документов (сентябрь 2020 г. и июль 2023 г.) официальный Берлин принял принципиальное решение о подключении к противостоянию с КНР? Великобритания и США (особенно при администрации Дж. Байдена), проявлявшие наибольший интерес к подключению европейских континентальных государств -членов НАТО к противостоянию в ИТР, заговорили об этом уже в июне 2021 г. на саммитах G7 и НАТО [Dieter, 2021]. Однако тогда канцлер А. Меркель дала скорее неопределенный ответ.
По мнению автора, ужесточение позиции Германии в отношении Китая во многом было обусловлено рядом последующих шагов Белого дома. Решение администрации Дж. Байдена все же имплементировать «сделку» с Талибаном (заключенную при Д. Трампе 29 февраля 2020 г.), принятое вопреки ожиданиям Берлина, уже к июлю 2021 г. привело к тому, что ФРГ и страны «коллективного Запада» в целом утратили бульшую часть своих позиций в Афганистане [Новикова, 2022]. Потери были весьма чувствительными, и это побудило Германию компенсировать их, увеличив свою стратегическую активность на новых направлениях - прежде всего, в ИТР. Тем самым действия США стимулировали повышенный интерес ФРГ к региону.
В сентябре 2021 - июне 2022 г. США при поддержке Великобритании учредили в ИТР систему форматов антикитайской направленности (AUKUS, «Partners in the Blue Pacific» (PBP), «тре-226
угольник» Южная Корея - США - Япония1) [Васильев, 2022; Joint statement..., 2023]. В их состав вошли практически все союзники США в этом регионе, а также часть их ближайших партнеров. В свою очередь, данные государства должны были побуждать заинтересованные в углублении сотрудничества с ними третьи страны (прежде всего, континентальные европейские государства -члены ЕС и НАТО) соучаствовать в «сдерживании» Китая. Эти шаги уже направляли стремление ФРГ к укреплению своих позиций в ИТР в русло дальнейшего развития противостояния с КНР.
Следует подчеркнуть, что ужесточение подхода к Китаю со стороны Германии и других западных стран, взаимосвязано с их усилиями по противодействию РФ при проведении СВО (с 24 февраля 2022 г.). Моментом, когда ФРГ принципиально определила критерии своего долгосрочного подхода к Китаю, автор считает Мадридский саммит НАТО (28-30 июня 2022 г.), на котором были согласованы новая Стратегическая концепция и новая модель войск Альянса (англ. New NATO Force Model, NNFM): первый документ на высшем доктринальном уровне указывал, что противодействие КНР является одним из приоритетов НАТО [NATO 2022..., 2022, p. 5], второй предполагал значительное увеличение потенциала блока (нарастить основные силы до 0,8 млн военных), в том числе в перспективе - для противодействия Китаю [New NATO..., 2022].
Политико-дипломатическое измерение вклада ФРГ в противостояние с Китаем
Важным индикатором углубления разногласий между ФРГ и КНР стало состояние межгосударственного диалога, особенно на высшем уровне. На первый взгляд, в начале 2020-х годов ситуация не особенно изменилась. Двусторонние контакты на высшем уровне происходили не реже, чем раз в год; продолжали функционировать различные переговорные площадки, в том числе ключевой формат межправительственных консультаций (действующий с 2011 г.), проводившихся каждые два года (2018; 2021 - с хронологической поправкой на первые волны пандемии COVID-19; 2023 г.). Более того, для Ли Цяна, ставшего премьером Государственного
1 Формально нацелен на противодействие КНДР, но де-факто также и КНР.
227
совета КНР в марте 2023 г., первой заграничной командировкой в этой должности стало участие в работе этого формата в Берлине (20 июня 2023 г.) [Pressestatements..., 2023].
Однако на деле ситуация была очень противоречивой. Вопросов, касающихся безопасности и обороны, по которым стороны демонстрировали хотя бы условное согласие, в 2022-2023 гг. стало гораздо меньше. До 2018 г. включительно межправительственные консультации завершались принятием развернутого совместного заявления: в документе, принятом по итогам 5-х консультаций (9 июля 2018 г.), китайская сторона приветствовала стремление ЕС стать актором, стремящимся обеспечить мир и стабильность на Дальнем Востоке, а также с удовлетворением отмечала, что ФРГ в очередной раз получила место непостоянного члена Совета Безопасности ООН [Gemeinsame Erklärung..., 2018, S. 2-4]. При этом официальный Берлин трактовал первое положение как готовность партнера не препятствовать распространению влияния ЕС на Индо-Тихоокеанский регион, а второе - как потенциальную готовность КНР поддержать претензии ФРГ на постоянное место в СБ ООН. Но на практике подход КНР был иным - гибким и весьма осторожным, с потенциальной возможностью изменить курс в ответ на изменение позиции самой ФРГ.
Совместное заявление не было опубликовано ни по итогам шестых (28 апреля 2021 г.), ни по итогам седьмых (20 июня 2023 г.) межправительственных консультаций. И если в 2021 г. это можно было объяснить дистанционным (из-за пандемии) характером встречи (хотя за неделю до встречи стороны приняли краткое коммюнике по линии МИДа [Deutsch-Chinesisches..., 2021]), то в 2023 г. отсутствие совместного заявления уже безальтернативно свидетельствовало о значительном росте разногласий. Поездка Ли Цяна с делегацией министров была попыткой убедить Берлин не идти на дальнейшее вовлечение в противостояние на Дальнем Востоке. Весьма показательна совместная пресс-конференция глав правительств ФРГ и КНР по итогам переговоров 20 июня 2023 г. О. Шольц уделил основное внимание торгово-хозяйственной повестке, а затем сосредоточился на критике СВО РФ. Ли Цян сфокусировался на экономических вопросах, указал на развитие процессов деглобализации и оставил без внимания критику О. Шольца в адрес РФ [Pressestatements..., 2023]. Вскоре после переговоров бы-228
ли опубликованы Стратегия национальной безопасности ФРГ и концептуальный документ «Стратегия в отношении Китая», док-тринально оформившие сдержанно-критическое отношение ФРГ к КНР [Nationale Sicherheitsstrategie..., 2023; China-Strategie..., 2023].
Ранее те же различия во взглядах прослеживались по заявлениям канцлера ФРГ, Председателя КНР и Премьера Госсовета КНР (на тот момент этот пост занимал Ли Кэцян) во время визита О. Шольца в Китай 4 ноября 2022 г. [Pressestatements..., 2022 a; Pressestatements..., 2022 b]. Стороны закономерно соглашались по вопросу о необходимости скорейшего урегулирования украинского кризиса. Китайская сторона подчеркнула недопустимость эскалации напряженности [Pressestatements... , 2022 a], к которой могут привести прежде всего поставки Киеву ВиВТ, осуществляющиеся государствами группы Рамштайн. ФРГ и КНР заявили о своей приверженности мультилатерализму [Ibid.], что для Пекина означало, в первую очередь, - неприятие закрытых форматов антикитайской направленности. Однако уже в 2023 г. Германия присоединилась к неформальному альянсу «Partners in the Blue Pacific» [Joint statement..., 2023]; кроме того, она проявляла дружественное отношение не только к «треугольнику» Южная Корея - США -Япония, но и к AUKUS.
Вместе с тем ФРГ стремилась избежать резкой деградации диалога с КНР. Она подчеркивала, что заинтересована в дальнейшем функционировании формата межправительственных консультаций [China-Strategie..., 2023, S. 21; Pressestatements..., 2023]. Визит О. Шольца в Китай 4 ноября 2022 г. был приурочен к 50-летию установления дипломатических отношений [Pressestatements..., 2022 b].
Следующий визит канцлера ФРГ в КНР 14-16 апреля 2024 г. был приурочен к 10-летию провозглашения стратегического партнерства между двумя государствами. Это была попытка найти баланс между подключением ФРГ к «сдерживанию» Китая и стремлением не допустить не только резкой, но и просто заметной деградации отношений с ним. На переговорах с Си Цзиньпином и Ли Цяном О. Шольц, как и в 2022 и 2023 гг., уделил первоочередное внимание украинской тематике. Канцлер старался отыскать максимум точек соприкосновения в позициях КНР и стран «коллективного Запада», а его главной задачей было обеспечить непротивление Китая переговорным инициативам западных стран.
Однако Си Цзиньпин не проявил готовности к тому, чтобы направить делегацию КНР на посвященную украинской проблематике встречу в Швейцарии 15-16 июня 2024 г. ФРГ и КНР высказывали единое мнение о необходимости достижения мира, однако Китай указывал, что необходимо учитывать интересы всех игроков и никакие переговоры невозможны без участия РФ. Германия и Китай в очередной раз заявили о недопустимости применения ядерного оружия и подчеркнули опасность атак на ядерные объекты (в частности, на Запорожскую АЭС). Тем не менее о глубине расхождений в позициях ФРГ и КНР свидетельствовал тот факт, что на пресс-конференциях с Си Цзиньпином и Ли Цяном канцлер ФРГ уделял основное внимание украинской тематике, а его китайские визави практически не обращались к ней [Pressestatements..., 2024 a; Pressestatements..., 2024 b].
Основными «раздражителями» для КНР в диалоге с ФРГ были вопросы о правах человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и Гонконге - внутренних субъектах КНР, которые ФРГ (вслед за США) неоднократно затрагивала на переговорах. По «тайваньскому вопросу» официальный Берлин декларировал свою приверженность формуле «одного Китая», указывая, что готов принять изменения в статус-кво, но лишь в случае их осуществления мирным путем и по обоюдному согласию [Pressestatements... , 2022 a]. На практике эта позиция была очень близка к позиции США: сохранение «тайваньской проблемы» в неизменном, отложенном состоянии, что, с учетом политической линии тайваньских властей, вызывало острое неприятие со стороны КНР. МИД ФРГ максимально оперативно признал результаты президентских выборов на о. Тайвань 13 января 2024 г., - даже в отсутствие официальных дипотношений с властями в Тайбэе1. Победу на выборах одержал выдвиженец от Демократической прогрессивной партии Лай Циндэ, сторонник независимости Тайваня и сближения с США [Auswärtiges Amt zu den Wahlen..., 2024].
ФРГ также пыталась играть роль одного из «мостов» в диалоге США - КНР на фоне роста его конфронтационности. Так, переговоры О. Шольца и Си Цзиньпина в 2022 и 2023 гг. проходили 4 и
1 Как и США, ФРГ не имеет посольства на острове Тайвань, однако функции посольства выполняет Институт Тайваня [Leitlinien..., 2020, S. 64]. 230
3 ноября соответственно [Pressestatements..., 2022 b; Videokonferenz..., 2023], т.е. чуть более чем за десять дней до встреч Си Цзиньпина и Дж. Байдена, которые в 2022 и 2023 гг. проводились 15 ноября (на о. Бали и в Сан-Франциско соответственно). Однако едва ли Берлину удалось справиться со столь амбициозной задачей. Если переговоры на высшем уровне 4 ноября 2022 г. проходили очно и торжественно и были посвящены достаточно широкой проблематике [Pressestatements..., 2022 b], то встреча год спустя была дистанционной (хотя все пандемийные ограничения уже были сняты), а спектр тем - весьма ограниченным. ФРГ прежде всего стремилась побудить КНР оказать влияние на РФ по вопросам, касающимся СВО: в первую очередь - не допустить применения ЯО [Videokonferenz..., 2023], а в более широком плане - умерить реакцию РФ на наиболее чувствительные недружественные действия западных стран. Повышенное внимание Берлина к этой проблематике, свидетельствовавшее о том, что ФРГ продолжает наращивать свой вклад в «сдерживание» РФ и в целом держав не-Запада, в том числе КНР, привело к возрастанию настороженности в отношении Германии со стороны Пекина, что и проявилось в ходе контактов на высшем уровне и в работе межправительственных консультаций (вопрос об их трансформации в межгосударственные Китай не ставил в принципе).
В любом случае, позиции ФРГ в ИТР были недостаточно сильны, чтобы претендовать на какую-либо значимую роль в контактах США - КНР. Стремясь нарастить свое стратегическое влияние в регионе, Германия стала предпринимать заметные усилия для сближения с расположенными в ИТР союзниками Запада и их ближайшими партнерами. Весной и в начале лета 2021 г. официальный Берлин учредил форматы «2+2» (двусторонние переговоры глав внешнеполитических и военных ведомств) с Канберрой и Токио [Außen- und sicherheitspolitische..., 2021; Gemeinsame Presseerklärung..., 2021]. В случае Японии это стало прологом к запуску в марте 2023 г. формата межправительственных консультаций: на первой встрече в центре внимания оказались вопросы «сдерживания» РФ и взаимной поддержки в ИТР (де-факто имеющей антикитайскую направленность) [Pressekonferenz..., 2023]. Вкупе с достаточно высоким уровнем диалога с Сеулом это озна-
чало, что ФРГ установила доверительные контакты с государствами - членами «треугольника» РК - США - Япония.
Более сложным для ФРГ оказалось сближение с Австралией как страной - участницей AUKUS. В диалоге с ней в 2022-2023 гг. встречи в формате «2+2» не проводились, а главное - Канберра, в отличие от Токио, не демонстрировала готовности к запуску формата межправительственных консультаций с ФРГ. Показательно, что США занимали такую же позицию, а Великобритания отложила запланированный на 2023 г. запуск формата межправительственных консультаций с Германией. Одной из причин подобного поведения триумвирата создателей AUKUS было стремление побудить ФРГ более активно участвовать в противостоянии с КНР.
В 2023 г. Германия первой из континентальных европейских государств присоединилась к работе неформальной площадки «Partners in the Blue Pacific». Такой шаг был вполне логичен: к середине 2020-х годов Берлин проявлял готовность вовлекаться в «сдерживание» КНР, но намеревался делать это достаточно плавно, в смягчено-выверенной форме. Еще одно подтверждение этому -интерес ФРГ к сближению с рядом государств Юго-Восточной Азии (ЮВА), прежде всего с Индонезией и Сингапуром, которые сами занимали взвешенную позицию в отношении КНР, а потому вполне разделяли германский подход. В ЮВА Германия также активно использовала возможности диалога ЕС-АСЕАН для укрепления своего влияния [Heiduk, 2024].
В рамках реализации подхода к «сдерживанию» КНР ФРГ стратегически действовала преимущественно в национальном качестве. Представляется, что из основных евро-атлантических институтов Берлин на ближайшую перспективу будет отводить намного большую роль ЕС, а не НАТО. Схожее отношение к использованию данных структур ФРГ проявляла по вопросам противодействия Ирану и хуситам в Йемене, а также по наиболее чувствительным вопросам поддержки Украины (прежде всего, в деле подготовки кадров ВСУ).
Вклад бундесвера в «сдерживание» КНР
В начале 2020-х годов ФРГ последовательно продемонстрировала, что имеет возможность направить в ИТР контингенты от всех трех основных родов войск: ВМС (август 2021 - февраль 232
2022 г., фрегат «Бавария»), ВВС (август-сентябрь 2022 г., операция «Rapid Pacific 22»), армии (июль-август 2023 г., участие в учениях «Talisman Sabre 23»). Каждый из этих эпизодов был кратковременным (даже в случае ВМС, учитывая дальность плавания фрегата и то, что его пребывание в портах каждого государства-партнера составляло не более нескольких недель), и число военных в каждой миссии было относительно небольшим (примерно 250 человек); однако каждый эпизод был стратегически значим -даже по отдельности, а тем более - суммарно. Официальный Берлин стремился не подчеркивать антикитайскую направленность данных эпизодов с использованием ВС, но Пекин расценил их именно так. Поэтому КНР отклонила заявку ФРГ на заход фрегата «Бавария» в порт Шанхая во время его военно-дипломатической миссии в ИТР [Арзаманова, 2022, с. 266-267], хотя еще в 2018 г. стороны обсуждали возможность проведения совместных учений и в целом углубления кооперации по линии ВС (в частности, в зоне нестабильности в Сахаро-Сахельском регионе). Одновременно весьма динамично развивалось сотрудничество ФРГ по линии ВС с оппонентами КНР - прежде всего, с Белым домом, Канберрой и Токио. Тем самым ФРГ подводила военно-практическую основу под сближение с ведущими государствами - членами форматов AUKUS и PBP.
Помимо захода в порты Австралии и Японии, важнейшим эпизодом плавания фрегата «Бавария» стало его участие в ноябре-декабре 2021 г. в военно-морских учениях ANNUALEX-2021 в Филиппинском море [Indo-Pacific deployment..., 2022], - крупномасштабных маневрах, в которых участвовали 20 кораблей (вертолето-носцы, фрегаты, эсминцы, вспомогательные суда и подводная лодка), выделенных Силами самообороны Японии и 7-м оперативным флотом США, а также ВМС Австралии и Канады [Marinemanover...,
2021]. Таким образом, бундесвер продемонстрировал способность и готовность участвовать в комплектовании крупного соединения ВМС с участием англо-саксонских держав и Японии. Особенно явственно антикитайская направленность миссии «Баварии» проявилась при прохождении фрегата вблизи спорных островов в Южно-китайском и Восточно-китайском морях с заходом в порты Токио и Хо Шин Мин соответственно [Indo-Pacific deployment...,
2022]. Тем самым ФРГ де-факто обозначила, что поддерживает
Японию и Вьетнам в их территориальных спорах с КНР в указанных акваториях. На обратном пути «Бавария» совершила также дружественный визит в Сингапур [Ibid.], завершив обозначение списка фактических партнеров Германии в ИТР.
В ходе операции «Rapid Pacific 22» была отработана оперативная (в течение суток 15 августа 2022 г.) трансконтинентальная переброска в Сингапур группы боевых и вспомогательных машин люфтваффе, в составе которой было шесть истребителей Eurofighter, четыре военно-транспортных самолета А400 М и три многофункциональных заправщика (250 человек летного и обслуживающего персонала) [Rapid Pacific..., 2022]. Затем одна часть этого отряда отправилась в Японию для участия в военно-воздушных учениях, а другая - с той же задачей в Австралию (маневры «Pitch Black») [Ibid.]. Таким образом, ФРГ продемонстрировала наличие стратегических позиций в Юго-Восточной Азии, а также углубила связи с ключевыми (помимо США) государствами-участниками противостояния с КНР.
В июле 2023 г. в Австралию на маневры «Talisman Sabre 23» были направлены подразделения 1-й воздушно-десантной бригады от армии и батальон морской пехоты от ВМС (суммарно более 200 военнослужащих). Всего в учениях приняли участие контин-генты общей численностью в 30 тыс. военнослужащих из 13 государств, в том числе Великобритании и Франции, а основные силы были выделены Австралией и США [Talisman Sabre..., 2023]. Хотя абсолютный и удельный (0,7%) вклад бундесвера был невелик, его подразделения были использованы в составе многонациональной сводной бригады в самых различных видах учений, в том числе амфибийных и десантных тренировках, отработке тактических рейдов [Ibid.]. Своим участием в «Talisman Sabre 23» бундесвер продемонстрировал, что имеет возможность и способность усилить относительно средние по размеру (менее 45 тыс. военных) ВС Австралии, особенно их ударные компоненты, предназначенные к использованию одновременно в двух средах (на земли и в воздухе; на земле и на воде).
Ключевую роль в обеспечении присутствия ФРГ в ИТР играли: от ВМС - эскадра фрегатов из 2-й оперативной флотилии (и батальон морской пехоты), от армии - 1-я воздушно-десантная бригада из дивизии быстрого реагирования. Оба эти соединения в 234
бундесвере ответственны за деятельность в отдалении от зоны ответственности НАТО. Что же касается ВВС ФРГ, то отсутствие в их составе подобного профильного (по вооружению, экипировке и подготовке) формирования ограничивало их оперативные возможности в ИТР, вынуждая создавать сводные группы из самолетов разных воздушных эскадр.
Очередность использования родов войск в ИТР (ВМС -ВВС - армия) была обусловлена, во-первых, географическими характеристиками региона (наличие огромных по протяженности акваторий двух океанов и относящихся к ним морей), во-вторых, отсутствием у ФРГ здесь постоянных баз, и, наконец, - чувствительностью данных шагов для КНР. Наименее провокационным было военно-морское присутствие: большая часть плавания «Баварии» проходила в нейтральных водах Мирового океана. В случае ВВС фокус был сделан на сотрудничестве с Сингапуром - государством, стремящимся не только к тесному сотрудничеству с США, но и к взаимодействию с КНР. А удаленность района учений «Talisman Sabre 23» от Китая примерно на 8 тыс. км должна была «смягчить» в глазах Пекина тот факт, что в ИТР появились
германские наземные подразделения.
***
Движение ФРГ по пути создания своих стратегических позиций в ИТР во все большей степени сочетается с ее подключением к «сдерживанию» КНР. Данный подход со стороны Берлина принципиально сформировался к июню 2022 г. и стал особенно отчетливым уже год спустя. На ранних этапах своего участия в противостоянии Германия в политическом и особенно военном отношении стремилась действовать плавно, не допуская чрезмерного «раздражения» оппонента, но была достаточно последовательна. Эта позиция получила одновременное отражение как на концептуальном, так и на практическом уровнях. Из числа ключевых оппонентов КНР, помимо США, Германия наиболее активно сближалась с Японией, медленнее - с Австралией; ценность для Берлина представлял также Сингапур, близкий к позициям Запада и одновременно имеющий взвешенную позицию по отношению к Китаю.
В среднесрочной перспективе можно ожидать, что указанный подход ФРГ к противостоянию с КНР сохранится без измене-
ний, однако вопрос о ее готовности к критическому снижению доверия в диалоге с Китаем пока открыт.
Литература / References
Арзаманова Т.В. (2022). Отдельные аспекты стратегического планирования Германии в Индо-Тихоокеанском регионе в условиях возвращения соперничества великих держав // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва. - № 4. - С. 258-284 [Arzamanova T.V. (2022). Some aspects of German strategic planning in Indo-Pacific region facing the return of great power rivalry [Otdel'nye aspekty strategicheskogo planirovaniya Germanii v Indo-Tikhookeanskom regione v usloviyakh vozvrashcheniya sopernichestva velikikh derzhav] // Current problems of Europe / RAN, INION. - Moscow. - N 4. - P. 258-283]. (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2022.04.11.
Васильев В.С. (2022). Англосаксонские скрижали нарастающего глобального цивилизационного противостояния // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва. - № 4. - С. 234-257 [Vasiliev V.S. (2022). Anglo-Saxon guidestones of growing global confrontation between civilizations [Anglosaksonskie skrizhali narastayushchego global'nogo tsivilizatsionnogoprotivostoyaniya] // Current problems of Europe / RAN, INION. - Moscow. - N 4. - P. 234-257]. (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2022.04.10.
Новикова О.Н. (2022). Четвертая афганская война Великобритании // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва. - № 4. - С. 213-233 [Novikova O.N. (2022). Britain's Fourth Afghan war [Chetvertaya afganskaya voina Velikobritanii] // Current problems of Europe / RAN, INION. - Moscow. - N 4. -P. 213-233]. (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2022.04.09.
Сидоров А.С. (2022). Военно-политический баланс возможностей Франции в Сахеле: этапы и механизмы выхода с ТВД // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва. - № 4. - С. 79-108 [Sidorov A.S. (2022). The military-political balance of France's capabilities in the Sahel: stages and mechanisms of exit from the theater of operations [Voenno-politicheskii balans vozmozhnostei Frantsii v Sakhele: etapy i mekhanizmy vykhoda s TVD] // Current problems of Europe / RAN, INION. - Moscow. - N 4. - P. 79-108]. (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2022.04.04.
Чихачев А.Ю., Гуляев Е.В. (2022). Стратегии Франции и Германии в Индо-Тихоокеанском регионе // Мировая экономика и международные отношения / РАН, ИМЭМО. - Москва. - № 5. - С. 59-67 [Chikhachev A.Yu., Guliaev E.V. (2022). French and German strategies in the Indo-Pacific [Strategii Frantsii i Germanii v Indo-Tikhookeanskom regione] // World economy and international relations / RAS, IMEMO. - Moscow. - N 5. - P. 59-67]. (In Russian). DOI: 10.20542/0131-22272022-66-5-59-67.
Außen- und sicherheitspolitische Konsultationen zwischen Japan und Deutschland. (2021) / Auswärtiges Amt. - Berlin. - 13.04. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/service/laender/japan-node/aussen-sicherheitspolitische-konsultationen-mit-japan/2453644 (date of access: 09.08.2024).
Auswärtiges Amt zu den Wahlen in Taiwan am 13. Januar 2024. (2024) / Auswärtiges Amt. - Berlin. - 14.01. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/ newsroom/-/2640282 (date of access: 09.08.2024).
China-Strategie der Bundesregierung. (2023) / Auswärtiges Amt. - Berlin. -64 S. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2608578/810fdade376b1467f20bdb 697b2acd58/china-strategie-data.pdf (date of access: 04.08.2024).
Deutsch-Chinesisches Kommunique. (2021) / Auswärtiges Amt. - Berlin. -21.04. - 3 S. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2456728/f6d00e5852f84e 6cfb14d02a3b5ec0e5/210428-am-erklaerung-data.pdf (date of access: 09.08.2024).
Dieter H. (2021). First summit of the Anti-China coalition / SWP. - Berlin. -URL: https://www.swp-berlin.org/10.18449/2021C36/ (date of access: 02.08.2024).
Gemeinsame Erklärung anlässlich der 5. Deutsch-Chinesischen Regierungskonsultationen: Pressemitteilung № 245/18. (2018) / Bundesregierung. - Berlin. - 09.07. - 10 S.
Gemeinsame Presseerklärung: Deutsch-Australische 2+2-Konsultationen auf Ministerebene. (2021) / Auswärtiges Amt. - Berlin. - 10.06. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/2-2-australien/2465256 (date of access: 09.08.2024).
Heiduk F. (2024). Deutschlands Wertepartnerschaften im Indo-Pazifik / Stiftung Wissenschaft und Politik. - Berlin. - 26 S.
Indo-Pacific deployment 2021: Mit der Fregatte «Bayern» hat Deutschland maritime Präsenz im Raum Indo-Pazifik gezeigt. (2022) / BMVg. - Berlin. - URL: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/marine/aktuelles/indo-pacific-deployment-2021 (date of access: 09.08.2024).
Joint statement on the Partners in the Blue Pacific foreign ministers meeting. (2023) / US Department of State. - Washinton, D.C. - 22.09. - URL: https://www.state.gov/joint-statement-on-the-partners-in-the-blue-pacific-foreign-ministers-meeting/ (date of access: 09.08.2024).
Leitlinien zum Indo-Pazifik. (2020) / Bundesregierung, Auswärtiges Amt. -Berlin. - 01.09. - 68 S. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2380500/ 33f978a9d4f511942c241eb4602086c1/200901-indo-pazifik-leitlinien--1--data.pdf (date of access: 09.08.2024).
Marinemanöver: die «Bayern» bei ANNUALEX 2021. (2021) / BMVg. - Berlin. -09.12. - URL: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/marine/aktuelles/manoever-fregatte-bayern-annualex-2021-5311952 (date of access: 09.08.2024).
Nationale Sicherheitsstrategie: Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig: Integrierte Sicherheit für Deutschland. (2023) / Bundesregierung, Auswärtiges Amt. - Berlin. -76 S. - URL: https://www.nationalesicherheitsstrategie.de/Sicherheitsstrategie-DE.pdf (date of access: 09.08.2024).
NATO 2022 strategic concept. (2022) / NATO. - Brussels. - 13 p. - URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf72022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (date of access: 09.08.2024).
New NATO force model. (2022) / NATO. - Brussels. - 08.07. - 1 p. - URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/220629-infographic-new-nato-force-model.pdf (date of access: 09.08.2024).
Pressekonferenz von Bundeskanzler Scholz und dem japanischen Ministerpräsidenten Kishida zum Abschluss der deutsch-japanischen Regierungskonsultationen. (2023) / Bundesregierung. - Berlin. - 19.03. - URL: https://www.bundesregierung. de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzler-scholz-und-dem-japanischen-ministerpraesidenten-kishida-zum-abschluss-der-deutsch-japanischen-regierungskonsultationen-2172340 (date of access: 09.08.2024).
Pressestatements von Bundeskanzler Scholz und Ministerpräsident Li Keqiang. (2022 a) / Bundesregierung. - Berlin. - 04.11. - URL: https://www.bundesregierung.de/ breg-de/suche/pressestatements-von-bundeskanzler-scholz-und-ministerpraesident-li-keqiang-am-4-november-2022-in-peking-2139982 (date of access: 09.08.2024).
Pressestatements von Bundeskanzler Scholz und Präsident Xi Jinping. (2022 b) // Bundesregierung. - Berlin. - 04.11. - URL: https://www.bundesregierung.de/ breg-de/suche/pressestatements-von-bundeskanzler-scholz-und-praesident-xi-jinping-am-4-november-2022-in-peking-2139834 (date of access: 09.08.2024).
Pressestatements von Bundeskanzler Scholz und Ministerpräsident Li Qiang zu den 7. Deutsch-Chinesischen Regierungskonsultationen. (2023) / Bundesregierung. -Berlin. - 20.06. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressestatements-von-bundeskanzler-scholz-und-ministerpraesident-li-qiang-zu-den-7-deutsch-chinesischen-regierungskonsultationen-am-20-juni-2023-2197574 (date of access: 09.08.2024).
Pressestatements von Bundeskanzler Olaf Scholz und Staatspräsident Xi Jinping. (2024 a) / Bundesregierung. - Berlin. - 16.04. - URL: https://www.bundesregierung.de/ breg-de/suche/pressestatements-von-bundeskanzler-olaf-scholz-und-staatspraesident-xi-jinping-am-16-april-2024-2271328 (date of access: 09.08.2024).
Pressestatements von Bundeskanzler Scholz und dem chinesischen Ministerpräsidenten Li Qiang nach dem gemeinsamen Gespräch. (2024 b) / Bundesregierung. -Berlin. - 16.04. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressestatements-von-bundeskanzler-scholz-und-dem-chinesischen-ministerpraesidenten-li-qiang-nach-dem-gemeinsamen-gespraech-am-16-april-2024-in-peking-2271460 (date of access: 09.08.2024).
Rapid Pacific 2022: Einsatzbereitschaft. (2022) / BMVg. - Berlin. - URL: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/luftwaffe/team-luftwaffe-auf-uebung/rapid-pacific-2022 (date of access: 16.04.2024).
Talisman Sabre 23: Partnerschaft ausbauen. (2023) / BMVg. - Berlin. - URL: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/heer/aktuelles/schwerpunkte/talisman-sabre (date of access: 09.08.2024).
Videokonferenz von Bundeskanzler Scholz mit dem chinesischen Staatspräsidenten Xi Jinping. (2023) / Bundesregierung. - Berlin. - 03.11. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/videokonferenz-von-bundeskanzler-scholz-mit-dem-chinesischen-staatspraesidenten-xi-jinping-2234894 (date of access: 09.08.2024).
DOI: 10.31249/ape/2024.04.12
Trunov Ph.O.1 FRG's approach to the US - China rivalry by the mid-2020s: political and military aspects
Abstract. Germany has set a course towards establishing its full-fledged military-political presence in the Indo-Pacific region (IPR), and therefore Berlin had to define the parameters of the country's approach to the rivalry between the United States and China. If in 2021 Germany had taken rather uncertain position on this issue, then in 2022-2023 it naturally began to participate in the deterrence of the PRC. At a conceptual level, this is reflected in its national security strategies (directly related to its China policy). The article shows the significance of Joe Biden's decisions to withdraw the US troops from Afghanistan and to create a system of anti-Chinese formats in the Pacific Ocean (AUKUS, «Partners in the Blue Pacific», the «triangle» South Korea - the USA - Japan) for Germany's involvement in the rivalry with China. In the FRG - PRC dialogue, growing disagreements were manifested at high-level meetings and intergovernmental consultations (the intergovernmental meeting in Berlin in June 2023 did not help to reduce tensions). Germany's attempts to become one of the «bridges» in the US-China contacts were ineffective. At the same time, Germany set a course for rapprochement with China's opponents, showing particular interest not only in contacts with the United States, but also in interaction with Japan, Australia and Singapore, both politically and militarily. Germany has consistently tested the deployment of Bundeswehr forces in the ITR: a frigate (2021-2022), a group of aircraft (2022) and ground units (2023). By the mid-2020s, it becomes obvious that Germany is gradually but consistently moving towards creating a system of its strategic presence in the Far East with an anti-Chinese orientation.
Keywords: Germany, China, USA, Indo-Pacific region, Far East, rivalry, deterrence, negotiations, Bundeswehr, Japan, Australia, Singapore.
Статья поступила в редакцию (Received) 05.04.2024 Доработана после рецензирования (Revised) 16.04.2024 Принята к публикации (Accepted) 27.04.2024
1 Trunov Philipp Olegovich - PhD in Political Sciences, Leading Researcher, INION RAN; [email protected] ORCID: 0000-0001-7092-4864