УДК 159.923 ББК 88.40 С 56
Е.Е. Сова
Старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин филиала Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Т. Алиева в г. Кропоткине; sovamaxim@mail.ru
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье обоснованы стратегические направления подготовки студентов к профессиональной карьере, выделены проблемные области, реализация которых обеспечивает подготовку студентов к учебной и профессиональной карьере, представлена эффективная гуманно ориентированная модель подготовки будущих специалистов физической культуры к профессиональной карьере, и доказана эффективность реализации этой модели в процессе подготовки специалистов физической культуры.
Ключевые слова: профессиональная карьера, подготовка специалистов, физическая культура, содержание профессиональной подготовки.
E.E. Sova
Senior Lecturer of Sports Disciplines Department of the U. T.Aliev Karachaevo-Circassian State University’s Branch in Kropotkin; E-mail: sovamaxim@mail.ru
PREPARATION OF THE FUTURE EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS FOR PROFESSIONAL CAREER
Abstract. The paper substantiates strategic directions of preparation of students to professional career and distinguishes the problem areas the realization of which provides preparation of students for educational and professional career. The author presents the effective humanely focused model of preparation of the future experts of physical training to professional career and proves the efficiency of realization of this model in the course of preparation of experts of physical training.
Keywords: professional career, preparation of experts, physical training, the contents of professional training.
Важнейшей внутрисистемной проблемой высшего профессионального образования является подготовка личности к трудовой деятельности и, как отмечается в доктрине образования, «кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики...». Поэтому в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается: «Предстоит существенная модернизация содержания и структуры
профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.».
Таким образом, социальный заказ общества системе профессионального образования включает в себя подготовку к жизни образованных людей, способных самостоятельно добывать знания и уверенно ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, готовых к профессиональному росту и карьере в условиях рыночных отношений.
Однако система высшего образования не создает достаточных условий для подготовки личности к продвижению в профессии [А.Ф. Бондаренко, 1993; Э.Ф. Зеер, 2002; О.Л. Подлиняев, 1999; А.В. Серый, 2000, И.Н. Хабаху, 2006].
Не определены средства и методы подготовки личности к продвижению в профессии,
не выявлены организационные формы активного изменения жизненных устремлений будущих специалистов, не в полной мере разработано содержание процесса подготовки к карьерному росту.
Карьера в структуре жизненных потребностей специалистов по физической культуре и спорту всегда занимала важное место. Соревновательность и конкурентность в процессе физического воспитания является не только сутью деятельности, но и сутью организации отрасли физической культуры и спорта. При этом из основных векторов возможной карьеры (должностной, профессиональной, статусной или монетарной) продвижение обсуждалось и планировалось в плане профессионального развития личности и частично во взаимосвязи с этим в статусном плане. Однако в процессе подготовки специалистов по физической культуре вопросы, связанные с развитием личности в профессии, слабо представлены и не систематизированы. Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью формирования у будущих специалистов по физической культуре и спорту готовности к профессионально-личностному росту и недостаточной разработанностью способов и содержания ее реализации в системе вузовского обучения. Противоречие определило цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель подготовки специалистов по физической культуре и спорту к личностному карьерному росту.
Разработка модели подготовки специалистов физической культуры и спорта к эффективной профессиональной деятельности и профессиональной карьере включала в себя два взаимосвязанных, но одновременно самостоятельных этапа:
1) определение содержательных составляющих (определение цели и задачи модели, условий функционирования и реализации, факторов, обеспечивающих эффективность модели, факторов риска, средств и методов решения задач);
2) выявление формализованных (количественных) параметров соответствия (измерение объекта и математический анализ результатов).
Основными формами реализации процесса подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к профессиональному росту и карьере являются профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, профессиональная диагностика, мониторинг развития личностных и профессионально значимых качеств. При этом каждая из них решает свой спектр профессионально значимых задач.
Модель подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к профессиональному росту и профессиональной карьере (рис. 1) предполагало формирование общепрофессиональных и проектно-профессиональных компетентностей как системы возобновляемых ресурсов для карьерного продвижения в профессии, что обеспечивается за счет реализации двух стратегических направлений: подготовка к учебной карьере; подготовка к профессиональной карьере (рис. 2).
При этом второе стратегическое направление представляет логическое завершение процесса подготовки специалистов и отражает содержание дальнейшего восхождения к вершинам профессионального мастерства.
В стратегии подготовки к учебной карьере реализуются стратегические задачи по формированию общих представлений о профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта и способах подготовки в ней, а также по достижению успехов в учебе.
В ходе решения первой стратегической задачи следует помочь студенту в определении и оценке своих профессиональных склонностей, способностей, личностных потребностей в выборе вида будущей деятельности, собственных притязаний в трудовой сфере, получении общих и профессиональных представлений о труде, возможностях самореализации. Проблемными областями проектирования в этом случае являются процессы формирования:
- общих знаний о труде, представлений о самореализации в профессии, типах карьеры и видах профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- умений анализировать структуру и конъюнктуру рынка профессионального труда в сфере физической культуры;
- умений анализировать направления и потребности в повышении квалификации;
- умений определять жизненные и профессиональные ценности, идеалы, нравственные основы профессиональной карьеры.
Проблемными областями проектирования достижения успехов в учебе могут быть определены следующие:
- развитие личностных профессиональных склонностей и общих способностей;
- достижение успеха в избранном виде спорта;
- развитие самостоятельности в учебе и овладении профессией;
- формирование учебных и профессиональных навыков и умений.
Второе стратегическое направление - подготовка к профессиональной карьере призвано формировать знания, навыки и умения по исследованию, оценке и коррекции профессиональной карьеры. В процессе реализации данного направления следует согласовать жизненные и карьерные ценности, рефлексировать трудности и риски, возникающие на пути профессиональной карьеры.
Важнейшим направлением в аспекте реализации стратегии подготовки к профессиональной карьере является осознание процесса обучения как начального этапа ее реализации. В этой связи специалист физической культуры и спорта должен овладеть профессиональными и психологическими технологиями, техникой самомаркетинга. У него должны быть сформированы профессиональное мышление и нравственные принципы, реализуемые в карьерном продвижении.
Понятно, что формирование готовности к профессиональной карьере не завершается окончанием вуза. Реализация плана карьеры является протяженным во времени. Но именно в вузе закладываются ее основы, в силу чего и выделены проблемные области проектирования по формированию готовности к будущей самостоятельной деятельности по карьерному продвижению.
К таковым относятся:
- представления о профессиограмме и видах профессиональной деятельности;
- умения ставить профессиональные цели (рефлексии) и выбрать оптимальные средства их достижения;
- умения планирования текущей и перспективной карьеры;
- готовность и умения к объективной оценке и коррекции плана профессиональной карьеры.
Принципы
з
Управляемости
Целенаправленности
Интегрированно сти
Взаимопроникновения социального и когнитивного
Стратегического единства педагогического воздействия и самостоятельной познавательно-воспитательной деятельности
Факторы, определяющие содержательно-организационные и методические
особенности системы
Реализация личностно-ориентированной модели профессиональной подготовки
Нравственная подготовка к профессиональной карьере и формирование знаний о
профессиональной этике
Обеспечение интеграции социальных и жизненных смыслов
Активизация самостоятельной работы
Формы подготовки
Диагностируемые
признаки
Профессиональное
просвещение
Профессиональное
консультирование
Профессиональная
диагностика
Мониторинг развития личностных и профессионально значимых качеств
Показатели, характеризующие уровень знаниевой и технологической компетенции студентов
Показатели, характеризующие профессиональную самоидентификацию, устойчивость интереса к профессиональной деятельности, склонность к профессиональной деятельности
Показатели соответствия сформированности профессиональных качеств требованиям ГОС и
профессионального сообщества
Рис. 1. Модель подготовки студентов к будущей профессиональной карьере
Стратегия подготовки будущих специалистов физической кулыурь) к профессиональной карьере (процессуальная модель)
и
Формирована навыков и у
Разви' самостоятел учебе и ов. профес<
Достижение избранном ви
Развитие ли1 профессиоі склонностей способн
киїгеяосіихязосіи чхэотдо квнмзігдосіц
Формирование знаний о труде, представлений о саморе в профессии, типах карьеры
Формирование умений анализировать структуру и кон' рынка профессионального труда
Формирование умений анализировать возможности по образования и повышения квалификации в сфе профессиональной деятельности
Формирование жизненных и профессиональных цені идеалов, нравственных основ профессиональной ка
Формирование знаний, навыков и умений по планир оценке и коррекции профессиональной карье
кин^аос[ихяэос[п чхэотдо квнмэ1гдос[ц
Формирование представлений о профессиограмме профессиональной деятельности
Формирование умений ставить профессиональные (рефлексии) и выбирать оптимальные средства их до1
Формирование умений планирования профессион; карьеры (перспективного и текущего)
Формирование готовности и умений к оценке и корреь профессиональной карьеры
Рис.2. Стратегические направления и проблемные области модели фо готовности будущих специалистов физической культуры и спо профессиональной карьере
Уровень подготовленности будущих специалистов к профессионально-личностному росту является системным эффектом комплексного воздействия учебного процесса, чем вызвана потребность предметной интеграции для управления ее развитием. Видом широкомасштабной интеграции представляется совокупность личностно-ориентированных специальных курсов, устраняющих выявленные несоответствия между потребным будущим и содержанием государственного образовательного стандарта, с учетом этапа профессиональной подготовки («Введение в специальность» - 1 семестр,
«Профессиональное самоопределение и его роль в жизни человека» - 2 семестр), «Проектирование собственной карьеры» - 6 семестр, «Самодиагностика и карьерный рост специалиста физической культуры и спорта» - 7 семестр).
Данная модель реализована в условиях эксперимента. В процессе направленной подготовки к профессиональной карьере на основании предложенной модели у представителей экспериментальной группы происходят позитивные изменения в понимании ценности профессиональной деятельности, принятии ответственности за профессиональное будущее на себя в структуре профессиональных и жизненных желаний.
Изменение смысложизненных ориентаций в экспериментальной группе характеризуется достоверным усилением определенности будущего (с 28,4±5,3 до 34,1±5,0), эмоциональный насыщенности жизни (с 23,9±5,6 до 35,0±6,3); веры в управляемость жизни (с 26,3±5,8 до 32,6±5,0); увеличением способности управления жизнью (с 17,8±4,6 до 29,1±4,7). Такая динамика не свойственна представителям контрольной группы. Здесь основные показатели остаются неизменными. Успех в жизни не подкрепляется собственной ответственностью.
В экспериментальной группе увеличивается степень выраженности склонности к профессии, это приводит к увеличению наполняемости группы с высоким (с 22,6% до 49,8%) уровнем склонности за счет уменьшения количества представителей в группе со средним (с 40,3% до 32,6%) и низким (с 37,1% до 18,6%) уровнями. Аналогичное явление наблюдается и по устойчивости профессионального интереса.
В экспериментальной группе уровень устойчивости профессионального интереса (начальный 3,2±1,8; конечный 4,1±0,8), склонности к профессиональной деятельности (начальный 3,2±0,9; конечный 4,0±0,8) достоверно увеличились. Возросли также интеллектуальный и эмоциональный компоненты профессионального интереса. В контрольной группе достоверное изменение (Р<0,05) произошло только по показателю устойчивости профессионального интереса.
Полученные позитивные изменения в понимании ценности профессиональной деятельности студентами, принятии ими ответственности за профессиональное будущее на себя в структуре профессиональных и жизненных желаний доказывают ее состоятельность и эффективность предложенной модели.
Примечания:
1. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63-76.
2. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002.
126 с.
3. Подлиняев О.Л. Теория и практика гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и послевузовского образования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Хабаровск, 1999. 36 с.
4. Серый А.В. Смысловые компоненты деятельности как фактор интеграции личности психолога-практика // Интегральная психология личности. Кемерово, 2000. С. 59-64.
5. Хабаху И.Н. Подготовка студентов к проектированию своей будущей профессиональной карьеры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 27 с.