Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / КАЗАХСТАН / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПЕХОТНЫЕ / ТАНКОВОЕ / АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩА / ВОЕННЫЕ АВИАШКОЛЫ / ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аккузинов Асет Кайролдинович

В статье представлены результаты анализа информации архивных и иных источников о передислокации военно-учебных заведений на территорию Казахстана во время Великой Отечественной войны, их размещении, организации подготовки офицерских кадров и других военных специалистов. Проведённое исследование позволило уточнить количество и профили эвакуированных в Казахскую ССР военно-учебных заведений, численность подготовленных на казахстанской земле военных кадров, а также резервов для Вооружённых сил СССР, обученных в структурах Всевобуча, Осоавиахима Казахской ССР, спортивных организациях. Эти данные привели к выводу о весомом вкладе Казахстана в подготовку офицерских и других военных кадров, а также вневойсковым порядком - резервов для Красной армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MILITARY MANPOWER IN KAZAKHSTAN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper presents the results of the analysis of information from archival and other sources on the relocation of military educational institutions to the territory of Kazakhstan during the Great Patriotic War, their dislocation, the organization of training of officers and other military experts. The conducted study allowed to specify the number and profiles of military educational institutions evacuated to the Kazakh SSR, the number of soldiers trained on Kazakh soil, as well as the reserves for the Armed Forces of the USSR, trained in the structures of the Universal Military Training (Vsevobuch), the Society for the Promotion of Aviation and Chemical Defense (Osoaviakhim) Kazakh SSR, and sports organizations. These data allowed authors to conclude that Kazakhstan made a significant contribution to the training of officers and other military personnel, as well as non-military reserves for the Red Army.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 ГГ.

А.К. Аккузинов

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Сведения об авторе. Аккузинов Асет Кайролдинович — докторант Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, полковник Вооружённых сил Республики Казахстан, кандидат политических наук (Москва. E-mail: altinay_akku@mail.ru).

Аннотация. В статье представлены результаты анализа информации архивных и иных источников о передислокации военно-учебных заведений на территорию Казахстана во время Великой Отечественной войны, их размещении, организации подготовки офицерских кадров и других военных специалистов. Проведённое исследование позволило уточнить количество и профили эвакуированных в Казахскую ССР военно-учебных заведений, численность подготовленных на казахстанской земле военных кадров, а также резервов для Вооружённых сил СССР, обученных в структурах Всевобуча, Осоавиахима Казахской ССР, спортивных организациях. Эти данные привели к выводу о весомом вкладе Казахстана в подготовку офицерских и других военных кадров, а также вневойсковым порядком — резервов для Красной армии.

Ключевые слова: СССР; Казахстан; Великая Отечественная война; Среднеазиатский военный округ; военно-учебные заведения; пехотные, танковое, артиллерийское училища; военные авиашколы; офицерские кадры; военные специалисты.

К началу Великой Отечественной войны единственным военно-учебным заведением Наркомата обороны СССР в Казахстане было Алма-Атинское военное пехотное (бывшее стрелково-пулемётное) училище1. Оно в 1941—1945 гг. выпустило 6333 офицера, а также отправило на фронт в курсантских бригадах 7001 сержанта и красноармейца2.

В годы войны в Казахской ССР, по подсчётам автора, были размещены во всех областях республики, кроме Акмолинской, 44 военно-учебных заведения (их

дислокация представлена на схеме). В это число включены объединённые после передислокации в Казахстан и созданные новые, а также спецшколы (артиллерийские и ВВС), учебные заведения подчинённого в оперативном отношении Наркомату обороны с началом войны Гражданского воздушного флота (ГВФ), 51-я учебная авиаэскадрилья и размещавшиеся в Казахстане эскадрильи дислоцированных в соседних республиках Одесской авиашколы и Высшей школы штурманов и лётчиков авиации дальнего действия.

Благодаря энергичным мерам республиканских, областных и районных органов государственной власти во взаимодействии с командованием и органами управления военными округами, в состав которых входили области Казахстана, — Среднеазиатским,

Уральским и Южно-Уральским3 — были созданы условия для функционирования военно-учебных заведений, и в дальнейшем они пользовались неизменной поддержкой властей и населения.

В Семипалатинске (ныне г. Семей в Восточно-Казахстанской обл.) с осени 1941

года Тамбовское Краснознамённое пехотное училище до июня 1943 года по шестимесячной, затем по годичной программе подготовило 2725 офицеров и в апреле 1944-го возвратилось в Тамбов4. Всего за годы Великой Отечественной войны училище выпустило 5114 офицеров, а также

подготовило для фронта 1614 политбойцов и 7441 младшего командира5.

С сентября 1941 по июнь 1946 года в административном цен-

тре Западно-Казахстанской области Уральске находилось Одесское пехотное училище, награждённое 15 апреля 1944 года в ознаменование его 25-й

годовщины и за успехи в подготовке офицерских кадров орденом Красного Знамени6.

Постановлением Совета народных комиссаров и ЦК

Схема дислокации военно-учебных заведений на территории Казахстана в годы Великой Отечественной войны

Актюбинск: 2-е Бердичевское пехотное училище; Актюбинская авиашкола пилотов Гражданского воздушного флота (ГВФ); 41-я отдельная учебная авиаэскадрилья ГВФ; 121-я отдельная учебная авиаэскадрилья ГВФ; 46-я учебно-техническая эскадрилья ГВФ; 14-я артиллерийская спецшкола.

Актюбинская область: Камышинское танковое училище (пос. Шахтстрой в 300 км юго-восточнее Актюбинска).

Алма-Ата: Алма-Атинское военное пехотное училище; Харьковское авиационное училище штабных командиров; 22-я военная авиашкола первоначального обучения; Высшая ордена Ленина школа войск НКВД; Московское пехотное училище войск НКВД; Ленинградское пехотное училище войск НКВД; Пехотное военное училище войск НКВД, впоследствии переименованное в Ленинградское военное училище войск НКВД; Харьковское кавалерийское пограничное училище НКВД имени Ф.Э. Дзержинского, переименованное в 1945 г. в Алма-Атинское военное училище войск НКВД.

Алма-Атинская область: Рязанское артиллерийское училище (г. Талгар); учебная эскадрилья ГВФ (г. Талды-Курган).

Восточно-Казахстанская область: Астраханская военная авиашкола механиков (ВАШМ) (г. Усть-Каменогорск); 15-я артиллерийская спецшкола (г. Лениногорск).

Гурьев: Гурьевское военное пехотное училище.

Джамбульская и Чимкентская области: Чугуевская военная авиашкола пилотов (города

Чимкент, Джамбул, а также пос. Арысь и населённый пункт Манкент); эскадрилья Одесской авиашколы (станция Луговая в Джамбульской обл.).

Караганда: 6-я Воронежская спецшкола ВВС.

Кзыл-Ординская (Кызылординская) область: Военно-ветеринарная академия РККА (г. Аральск); Серпуховская ВАШМ (г. Кзыл-Орда, Кызылорда).

Кустанай: 51-я учебная авиаэскадрилья; Сталинградская военная авиашкола пилотов им. Сталинградского Краснознамённого пролетариата; 12-я Харьковская артиллерийская спецшкола.

Павлодар: пехотное училище; Авиашкола первоначального обучения пилотов.

Петропавловск: Авиашкола первоначального обучения пилотов; Селищенская ВАШМ.

Семипалатинск: Тамбовское Краснознамённое пехотное училище; 2-я и 5-я авиаэскадрильи Высшей школы штурманов и лётчиков авиации дальнего действия (АДД, с марта 1944 г. — 1-й Рязанской высшей офицерской школы ночных экипажей АДД); 229 ВАШМ; 16-я артиллерийская спецшкола; Харьковская спецшкола ВВС.

Уральск: Одесское пехотное училище; Ленинградское военное училище связи имени Ленсовета; 15-я военная авиашкола первоначального обучения; Ворошиловградская военная авиашкола пилотов имени Пролетариата Донбасса; 22-я школа младших авиаспециалистов (ШМАС), в 1942 г. переименованная в 22-ю военную авиашколу воздушных стрелков-радистов; 40 ШМАС; Московская школа радиоспециалистов.

Составлена по источникам, указанным в примечаниях № 2, 5, 7—9,11—26, 28—37.

КП(б) Казахстана от 21 октября 1941 года № 129, принятым по телеграмме командующего 53-й отдельной среднеазиатской армией (53 ОСАА), планировалось разместить в городах республики ряд военно-учебных заведений7. В том числе в Павлодаре (административном центре Павлодарской обл.) — пехотное училище. Оно находилось там короткое время и затем было передислоцировано8. Этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Также в Павлодаре планировали разместить 2-ю Московскую школу военно-музыкантских воспитанников, но позже решение о школе было изменено — бу-

дущих военных музыкантов разместили в г. Намангане Узбекской ССР9. В феврале 1942 года в Гурьеве (административном центре Гу-рьевской обл.) было создано Гурьевское военное пехотное училище10. В конце мая того же года в Актюбинске разместили 2-е Бердичевское пехотное училище11.

В Южно-Уральский военный округ, в посёлок Шахтстрой (300 км юго-восточнее Актюбинска, в 18 км от железнодорожной станции Берчогур), осенью 1942 года было передислоцировано Камышинское танковое училище. В следующем году его перевели в Омск12.

С осени 1941 года в Казахстане развернулась подготовка артиллеристов. В октябре— ноябре в станицу Талгар Алма-Атинской области было передислоцировано и находилось в ней до февраля 1945 года Рязанское артиллерийское училище13. Наряду с ним в республику эвакуировали артиллерийские спецшколы Наркомпроса14, готовившие школьников 8—10-х классов к поступлению в артиллерийские училища: 12-ю Харьковскую — в Кустанай, 14-ю — в Актюбинск, 15-ю — в Ленино-горск Восточно-Казахстанской области, 16-ю — в Семипала-

тинск15.

Осенью 1941 года в Алма-Ату эвакуировались Высшая

ордена Ленина школа войск НКВД (из Москвы), а также Ленинградское и Московское пехотные училища войск НКВД. После прибытия в столицу Казахстана училища объединили в Пехотное военное училище войск НКВД, впоследствии переименованное в Ленинградское военное училище войск НКВД. Летом 1944 года его перевели в Пе-тродворец под Ленинградом, Высшую офицерскую школу войск НКВД — в Москву, Харьковское кавалерийское пограничное училище НКВД имени Ф.Э. Дзержинского — из Ташкента в столицу Казахстана и в 1945 году переименовали в Алма-Атинское военное

училище войск НКВД. В 1958 году оно стало Алма-Атинским пограничным, в 1960-м — высшим, в 1993 году — военным институтом, в 2011-м — Пограничной академией, в следующем году — Академией Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан16.

В Уральске наряду с другими военно-учебными заведениями размещались Ленинградское военное училище связи имени Ленсовета и Московская школа радиоспециали-

стов17.

В ноябре 1941 года в райцентр Кзыл-Ординской (Кызылординской) области Аральск из Москвы прибыла Военно-ветеринарная академия Красной армии в составе 2000 человек. Слушатели её 3-го курса в связи с отсутствием в Аральске клинической базы проходили обучение на базе Алма-Атинского зооветеринарного института18.

Около половины всех передислоцированных в Казахстан и созданных в нём в годы Великой Отечественной войны военно-учебных заведений готовили специалистов для ВВС. Их разместили в Актюбинске, Алма-Ате, Ку-станае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Чимкенте и на станции Луговая в Джамбульской области. В 1941—1945 гг. без учёта выпускников размещённых в Алма-Ате Московского авиационного института19 и Харьковского авиационного училища штабных командиров в Казахстане были подготовлены 39 197 специалистов для ВВС, включая 7300 пилотов и 13 300 получивших первоначальную лётную подготовку, 6238 стрелков-бомбардиров, воздушных стрелков, стрелков-радистов и 12 359 авиа-

механиков20.

Около половины всех передислоцированных в Казахстан и созданных в нём в годы Великой Отечественной войны военно-учебных заведений готовили специалистов для ВВС

Созданная в столице Казахстана на базе местного аэроклуба в мае 1941 года 22-я военная авиашкола первоначального обучения начала готовить лётчиков с 1 августа. В конце того же года на базе школы сформировали 662-й лёгкий бомбардировочный авиаполк, в августе 1942-го - 991-й, 992-й ночные бомбардировочные авиаполки и в сентябре 1942 года школу расформировали. Часть личного состава и авиатехники передали в Одесскую авиаш-колу21, которая находилась в столице Киргизской ССР г. Фрунзе, одна из её эскадрилий — в Джамбульской области Казахстана, на станции Луговая22.

В сентябре—октябре 1941 года в Казахстан перебазировалась Чугуевская военная авиашкола пилотов, в которой в то время служил лётчиком-инструктором будущий легендарный ас, трижды Герой Советского Союза маршал авиации И.Н. Кожедуб23. В Чимкенте (ныне Шымкент) школе выделили два здания для размещения штаба, курсантов и столовой, оборудовали аэродромы в городах Чимкент и Джамбул (ныне Тараз), посёлке Арысь24, населённом пункте Манкент25 и др. В конце 1941 года из лётчиков-инструкторов школы был сформирован и отправлен на фронт 728-й истребительный авиаполк под командованием майора И.Ф. Ос-макова, входивший в состав действующей армии с 15 января 1942 до 10 мая 1945 года. В апреле 1943 года при школе были организованы курсы лётчиков-инструкторов, на которых обучались пилоты из Армавирской, Бирмской, Воронежской, Сталинградской, Одесской, Черниговской и Краснодарской школ. В школе

Здание в г. Атырау (ранее — Гурьев), в котором в годы Великой Отечественной войны располагалось Гурьевское пехотное училище

Отъезд из столицы Казахстана бойцов 316-й стрелковой, будущей прославленной 8-й гвардейской стрелковой Режицкой ордена Ленина, Краснознамённой, ордена Суворова дивизии им. Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова

Алма-Ата, 1941 г.

Будущие красноармейцы отрабатывают приёмы штыкового боя

Фрунзенский район Алма-Аты, 1941—1942 гг.

также переучивали инженеров и лётчиков на новый в то время тип самолёта Як-7б. За годы войны она подготовила 3375 лётчиков-истребителей26.

В Уральске на базе местного аэроклуба создали 15-ю военную авиашколу первоначального обучения27. В ноябре

эскадрилья ГВФ находилась на юго-востоке Казахстана, в Тал-ды-Кургане33 (с 1944 г. — город), авиашколы первоначального обучения пилотов — в Петро -павловске34 и Павлодаре35.

С июля 1942 по сентябрь 1943 года в Семипалатинске дислоцировались 2-я и 5-я ави-

С начала войны до конца 1941 года в военно-учебные заведения были отобраны более 12 тыс. казахстанцев, в 1941—1944 гг. из областей Казахстана, входивших в состав Среднеазиатского военного округа, — 42 439 жителей

республики

1941 года туда перебазировалась Ворошиловградская военная авиашкола пилотов им. Пролетариата Донбасса, которая за время войны подготовила 2856 лётчиков28 и в апреле 1946-го вернулась в Ворошиловград (ныне Луганск).

В мае 1941 года в Кустанае была создана 51-я учебная авиаэскадрилья29. В 1942 году её курсантов отправили доучиваться в Алма-Ату и Чебоксары, а в Кустанай перебазировалась Сталинградская военная авиашкола пилотов имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата. За годы войны она подготовила 2099 лётчиков30.

В Актюбинске находилась 41-я отдельная учебная авиаэскадрилья Гражданского воздушного флота, с началом войны подчинённого в оперативном отношении Наркомату обороны31. Туда же из Минска перевели 121-ю отдельную учебную авиаэскадрилью ГВФ. В 1943 году их объединили в Актюбинскую авиашколу пилотов ГВФ32. Ещё одна учебная

аэскадрильи Высшей школы штурманов и лётчиков авиации дальнего действия (АДД, с марта 1944 г. — 1-й Рязанской высшей офицерской школы ночных экипажей АДД), другие эскадрильи которой были размещены в Узбекистане36.

Казахстан принял и ряд школ младших авиаспециалистов (ШМАС). В Актюбинске на эвакуированной в 1941 году базе Киевского авиационного института была сформирована 46-я учебно-техническая эскадрилья ГВФ, готовившая младших авиаспециалистов. В 1960 году там организовано Актюбинское авиационно-тех-ническое училище, в 1974-м — Высшее лётное училище гражданской авиации, преобразованное в 1996 году в Актюбинское высшее военное авиационное училище имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова, переименованное в 2003 году в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова37.

Прибывшая в 1941 году в Уральск 22-я школа младших авиаспециалистов, в следующем году переименованная в 22-ю военную авиашколу воздушных стрелков-радистов, за годы войны подготовила их 4159, а также 698 воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению и 692 радиотелеграфиста. В Уральск также передислоцировалась 40-я школа младших авиаспециалистов. Военные авиашколы механиков (ВАШМ) находились: с 1941 года в Петропавловске — эвакуированная из Ленинградской области Селищенская, в Усть-Каменогорске — Астраханская, с 1942 года в Семипалатинске — 229 ВАШМ, в Кзыл-Орде — Серпуховская38.

В Казахстан эвакуировали и две из созданных в 1940 году специальных школ ВВС — средних общеобразовательных заведений Наркомпро-са, готовивших школьников 8—10-х классов к поступлению в учебные заведения Военно-воздушных сил. В Караганду в октябре 1941 года прибыла 6-я Воронежская спецшкола ВВС. В 1944-м она была переведена в Липецк. Харьковская спецшкола ВВС, эвакуированная в Семипалатинск, находилась там до её расформирования в 1955 году39.

В число важных направлений взаимодействия органов государственной власти и военного управления входил отбор кандидатов в военно-учебные заведения, которым при военкоматах занимались специально созданные для этого комиссии. С начала войны до конца 1941 года в военно-учебные заведения были отобраны более 12 тыс. казахстанцев40, в 1941—1944 гг. из областей Казахстана, входивших в состав Среднеазиатского военного округа, — 42 439 жителей республики41.

Часть из них обучались на территории Казахстана. В ноябре 1941 — феврале 1942 года во время создания в Казахстане национальных воинских формирований их командиры и политработники из запаса прошли переподготовку в военно-учебных заведениях. Всего из казахстанских областей, входивших в Среднеазиатский военный округ, с начала войны до 1 января 1945 года Вооружённые силы СССР пополнили более 15 тыс. офицеров, призванных из запаса42.

Таким образом, анализ архивных документов и других источников показал: в годы Великой Отечественной войны в Казахстане находились 44 военно-учебных заведения. Они, по неполным данным,

подготовили 66 700 офицеров, а также военных специалистов в сержантских званиях43. Кроме того, в связи с острой нехваткой пополнений в первые месяцы войны 10,5 тыс. курсантов до окончания учёбы отправили на фронт сержантами и 10 тыс. красноармейцами44.

Созданию и поддержанию условий для массовой подготовки в республике военных кадров способствовала активная целенаправленная поддержка прибывших в республику и сформированных в ней военно-учебных заведений органами государственной власти Казахской ССР, её областей и районов, населением и трудовыми коллективами во взаимодействии с командованием и органами

управления Среднеазиатского, Уральского, Южно-Уральского военных округов, в состав которых входили казахстанские области.

Массовая подготовка пополнения для Красной армии в Казахстане была организована в рамках выполнения постановления Государственного Комитета Обороны от 17 сентября 1941 года «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Его вневойсковым порядком было обязано пройти всё мужское население от 16 до 50 лет. Обучение по 6 воинским специальностям в Казахской ССР вели 385 военно-учебных пунктов (ВУПов), созданных во всех районах и на некоторых крупнейших пред-

Студентки Казахского государственного университета, ушедшие на фронт добровольцами

Алма-Ата, 1941 г.

приятиях45. Кроме того, Осо-авиахим Казахстана развернул учебные подразделения воинского типа. В 1943 году в их число входили 19 учебных батальонов, 341 рота, 1860 взводов и 4454 отделения. В 1941—1945 гг. структуры Осоавиахима Казахской ССР обучили воинским специальностям 736 лётчиков, 667 705 стрелков, 16 055 кавалеристов, 42 925 связистов, 18 745 шофёров и мотоциклистов, 8568 моряков. Специально созданные ВУПы и Всесоюзная горнострелковая школа вблизи Алма-Аты подготовили 1500 инструкторов и 16 575 горных стрелков46.

Активно велась и военная подготовка студентов вузов. Так, в Казахском государственном университете имени С.М. Кирова (в Алма-Ате, ныне

Казахский национальный университет имени Аль-Фараби) в 1942/43 учебном году четверокурсники физико-математического факультета освоили курс радиотехники, третьекурсники того же факультета — курс внутренней и внешней баллистики, артиллерийских приборов и управления огнём артиллерии. 150 первокурсников всех факультетов, кроме химического, получили подготовку санинструктора, все студенты 1—3-х курсов химфака — инструктора по противовоздушной и химической обороне47.

В целом около 2 млн казахстанцев освоили курс начальной военной подготовки или программы обучения пулемётчиков, миномётчиков, горных стрелков, моряков, получили другие военные специальности в структурах Всевобуча48,

Осоавиахима, спортивных организациях. 1 196 164 жителя Казахской ССР пополнили Красную армию в годы

войны49.

Активное содействие деятельности военно-учебных заведений по подготовке военных кадров и массовое обучение военному делу вневойсковым порядком резервов для действующей армии вошли в число слагаемых весомого вклада Казахстана в достижение победы СССР в Великой Отечественной войне.

Фото из Архива Президента Республики Казахстан. Ф. 893. Оп. 1. Д. 16. Ед. хр. 37, 41; Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан, а также с сайтов: аЪт.кх; noma.dmgz.kz.

И\

П

РИМЕЧАНИЯ

1 См.: Приказ НКО СССР от 24 августа 1940 г. № 0195 «О переподчинении военных академий, училищ и школ главным управлениям НКО СССР и расформировании Управления высших учебных заведений Красной армии» // Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2—1). М.: ТЕРРА, 1994. С. 165; Приказ НКО СССР от 3 сентября 1941 г. № 0337 «Об отмене наименований военных училищ после их передислоцирования и с объявлением перечня наименований военно-учебных заведений Красной армии (по Главному управлению формирования и укомплектования войск Красной армии)» // Сборник приказов народного комиссара обороны СССР (1941—1944) о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Красной армии. М.: Б.и., 1945. С. 23.

2 Центральный государственный архив Республики Казахстан. Ф. 1146. Оп. 1. Д. 351. Л. 52.

3 Среднеазиатский военный округ к началу Великой Отечественной войны включал территории Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР. 26 ноября 1941 г. 4 области Казахской ССР были переданы в состав других военных округов: Актюбинская, Гурьев-ская, Западно-Казахстанская — ЮжноУральского, Кустанайская — Уральского. См.: Среднеазиатский военный округ // Военная энциклопедия в 8 т. Т. 7. М.: Воениздат, 2003. С. 624.

4 Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 158. Оп. 12836. Д. 1. Л. 97, 100.

5 Из справки командования Тамбовского Краснознамённого пехотного училища имени Б.Н. Шапошникова в обком ВКП(б) об истории создания и деятельности училища за период его существования. 27 февраля 1946 г. // Центр документации новейшей истории Тамбовской области. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 5471. Л. 103. Цит. по: Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: сборник документов в 2 т. Т. 1. Тамбов: Б.и., 2007. С. 358, 359.

6 Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении Одесского пехотного училища имени К.Е. Ворошилова орденом Красного Знамени».

15 апреля 1944 г. // Красная звезда. 1944.

16 апреля. С. 1.

7 Постановление Совета народных комиссаров и ЦК КП(б) Казахстана от 21 октября 1941 г. № 129 «О размещении военных школ и учебных заведений на территории КазССР согласно телеграмме комвойска-ми 53 ОСАА за № 7637 от 17 октября с.г.» // Архив Президента Республики Казахстан (АП РК). Ф. 708. Оп. 1.1. Д. 3. Л. 129.

8 Государственный архив Павлодарской области. Ф. 400. Оп. 3. Д. 1, 50, 61, 98; Попандопуло М.П. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в.. Дисс. ... канд. искусствовед. Барнаул, 2016. С. 23.

9 Московское военно-музыкальное училище // Музей истории российского кадетства. URL: https://cadethistory.ru.

10 Перечень наименований военных училищ, формируемых согласно приказу НКО № 0106 от 15 февраля 1942 г. // Сборник приказов народного комиссара обороны СССР (1941—1944) о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Красной армии. С. 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Постановление бюро Актюбинского обкома партии от 29 мая 1942 г. о расквартировании 2-го Бердичевского пехотного училища // Сайт «История Актюбинской области». URL: https:// myaktobe.kz/archives/32453.

12 Иванов С.Н. Военные училища Наркомата обороны СССР на территории Сибирского военного округа в годы Великой Отечественной войны // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология, 2010. Т. 9. № 1. С. 304; Омское высшее танковое инженерное училище // Сайт «Уральский институт безопасности». URL: https://uralinbez.ru/.

13 Ларин Г.В. Военно-учебные заведения Рязанской области в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2021. № 10. С. 100.

14 См.: Артиллерийские спецшколы // Сайт «Московские суворовцы». 2022. 5 мая. URL: https://www.mccvu.ru.

15 АП РК. Ф. 708. Оп. 1.1. Д. 3. Л. 129; Оп. 6/1. Д. 1185. Л. 1992; Оп. 8. Д. 1614. Л. 3; ИсмаиловА.И. Военно-мобилиза-

ционная работа партийных организаций республик Средней Азии и Казахстана в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Дисс. ... д-ра ист. наук. Чирчик, 1989. 431 с.

16 Проценко Е.Д., Байкеев Е.В. Деятельность военно-учебных заведений войск НКВД по подготовке офицерских кадров в годы Великой Отечественной войны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 2. С. 72—75; Климов А., Чернуха Р. Развитие системы военно-учебных заведений войск НКВД накануне и в период Великой Отечественной войны // Академический вестник внутренних войск МВД России. 2015. № 3. С. 58—63; Академия Пограничной службы КНБ Республики Казахстан // Казахстанская энциклопедия. URL: http://ru.encyciopedia.kz/.

17 Уральск прифронтовой // Сетевое издание Западно-Казахстанской области «Надежда». 2015. 27 июля. URL: https://nadezhda.kz.

18 АП РК. Ф. 708. Оп. 5/1. Д. 1158. Л. 102.

19 Постановление СНК и ЦК КП(б) Казахстана «О размещении Московского авиационного института в г. Алма-Ата» от 9 ноября 1941 года // Рассекреченная война: «особые папки» ЦК КП(б) Казахстана. 1941—1945 гг.: сборник документов. Алматы: LEM, 2020. С. 141.

20 Стешенко В.Н. История авиации Казахстана (1941—1945 годы) // Сайт Aviaengeneer.ru. URL: http://aviaengeneer. ru; Коэмец Е. Казахстанские соколы Великой Отечественной // Караван. 2015. 31 июля.

21 Дроздов С. Авиация силовых ведомств Казахстана // Авиация и космонавтика. 2021. № 8. С. 36; Тасбулатов А., Аманжолов К. Военная история Казахстана: очерки. Алматы: Рауан, 1998. С. 122—124.

22 Одесская военная авиационная школа пилотов (2-го формирования) // Сайт «Авиаторы Второй мировой». URL: http://aiiaces.ru.

23 Кожедуб И.Н. Верность Отчизне. М.: Воениздат, 1975. С. 121.

24 АП РК. Ф. 708. Оп. 5.1. Д. 1138. Л. 57.

25 Кожедуб И.Н. Указ. соч. С. 127.

26 АП РК. Ф. 708. Оп. 6.1. Д. 1185. Л. 2; 728 истребительный авиационный полк (728 иап) // Государственная информационная система «Память народа». URL:

https://pamyat-naroda.ru; Историческая справка о Чугуевском ВАУЛ (1930—1945 годы) // Сайт «ХВВАУЛ-87». URL: https:// hvvaui-87.su; Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. в цифрах. Глава V. Подготовка кадров и резервов Военно-воздушными силами. М.: Главный штаб ВВС, 1962.

27 Дроздов С. Указ. соч. С. 36.

28 Советская авиация в Великой Отечественной войне...

29 История авиации Кустаная // Сайт Aviaengeneer.ru.

30 Советская авиация в Великой Отечественной войне.; История авиации Кустаная; 7-я военная школа лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата, Сталинградское военное авиационное училище им. Сталинградского Краснознамённого пролетариата, Сталинградская военная авиационная школа пилотов имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата // Сайт «Авиаторы Второй мировой».

31 Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг. М.: Воздушный транспорт, 1995. С. 6.

32 История училища // Сайт Бугурус-ланского лётного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова (колледжа). URL: https:// www.bluga.ru.

33 Коэмец Е. Указ. соч.; История авиации Талды-Кургана // Сайт Aviaengeneer. ru.

34 История авиации Петропавловска // Сайт Aviaengeneer.ru.

35 История авиации Павлодара // Сайт Aviaengeneer.ru.

36 43-й центр боевого применения и подготовки лётного состава дальней авиации // Авиация и космонавтика. 2004. № 4. С. 2, 3.

37 История // Сайт Военного института Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельди-нова. URL: http://visvo.mii.kz.

38 История авиации Казахстана (1941 — 1945 годы); Уральск прифронтовой.

39 См.: Попова Ю.А. Методы обучения и воспитания в педагогической деятельности отечественных специальных средних школ ВВС в 1940—1955 гг. (на примере 6-й Воронежской специальной средней школы ВВС). Дисс. ... канд.

пед. наук. Воронеж, 2016. 212 с.; Толмачёв Е.П. «Организовать, авиационные спецшколы, по типу артиллерийских» // Военно-исторический журнал. 2006. № 1. С. 61—63; АП РК. Ф. 708. Оп. 6.1. Д. 1185. Л. 1.

40 АП РК. Ф. 708. Оп. 6.1. Д. 1189. Л. 20.

41 Белан П.С. На всех фронтах: казах-станцы в сражениях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Алматы: Гылым, 1995. С. 76.

42 АП РК. Ф. 708. Оп. 9. Д.1461. Л. 1, 2, 105.

43 Приведённые сведения — результат научного поиска автора. Так как многие военные училища стали школами, их выпускникам присваивали сержантские звания, выяснение числа подготовленных военно-учебными заведениями, находившимися в Казахстане, офицеров, а также ставших ими позже требует продолжения исследования.

44 См.: Белан П.С., Балакаев Т.Б. (сост.) Исторический опыт защиты Отечества. Военная история Казахстана: учебное пособие для курсантов военных училищ и студентов гражданских учебных заведений. Алматы: БОРКИ, 1999. С. 235; Вклад Казахстана в развитие ВВС в годы Великой Отечественной войны // Сайт Aviaengeneer.ru.

45 Ковалёва А. Подготовка резервов и офицерских кадров в годы Великой Отечественной войны на территории Казахстана // Сайт Pandia.ru. URL: https:// pandia.ru/text/80/387/106.php.

46 Там же.

47 Нурумбетова К.К. Казахский государственный университет им. С.М. Кирова в годы Великой Отечественной войны // Электронный научный журнал «Edu.e-history.kz». 2022. № 4.

48 Всевобуч — всеобщее военное обучение населения без отрыва от основной работы во время Гражданской 1917—1922 гг. и Великой Отечественной войн, форма военной подготовки населения и один из способов создания резервов для Красной армии. См.: Всевобуч // Большая российская энциклопедия: электронная версия. URL: https://bigenc.ru.

49 Белан П. Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941—1945) // Nomad-Kazakhstan. 2005. № 2.

A.K. Akkuzinov

TRAINING OF MILITARY MANPOWER IN KAZAKHSTAN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Information about author. Aset Akkuzinov — doctoral student at the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, colonel of the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan, Cand. Sc. (Pol.) (Moscow. E-mail: altinay_akku@mail.ru).

Summary. The paper presents the results of the analysis of information from archival and other sources on the relocation of military educational institutions to the territory of Kazakhstan during the Great Patriotic War, their dislocation, the organization of training of officers and other military experts. The conducted study allowed to specify the number and profiles of military educational institutions evacuated to the Kazakh SSR, the number of soldiers trained on Kazakh soil, as well as the reserves for the Armed Forces of the USSR, trained in the structures of the Universal Military Training (Vsevobuch), the Society for the Promotion of Aviation and Chemical Defense (Osoaviakhim) Kazakh SSR, and sports organizations. These data allowed authors to conclude that Kazakhstan made a significant contribution to the training of officers and other military personnel, as well as non-military reserves for the Red Army.

Keywords: USSR; Kazakhstan; Great Patriotic War; Central Asian Military District; military educational institutions; infantry, tank, artillery schools; military aviation schools; officers; military experts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.