62 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ВАЛИТОВА Юлия Олеговна,
кандидат педагогических наук, доцент факультета инфо-коммуникационных технологий Университета ИТМО, Санкт-Петербург
БАУЭР
Владислав
Сергеевич,
инженер факультета инфокоммуникаци-онных технологий Университета ИТМО, Санкт-Петербург
Ключевые слова:
онлайн-обучение, дистанционное обучение, выпускная квалификационная работа, ZOOM
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Подготовка ВКР в условиях дистанционного обучения
Практически сразу после введения режима самоизоляции в Университете ИТМО были скорректированы нормативно-методические документы, регламентирующие работу над ВКР и порядок ее защиты. Если с появлением названных выше документов с процедурой защиты ВКР все стало ясно, то вопросы подготовки к ней не показались до конца решенными, что и привело к возникновению ряда проблем, которые раньше удавалось решать в рабочем порядке и без особых трудностей.
Первая проблема, связанная с оценкой готовности ВКР и организацией предзащиты, решилась довольно просто. Видеоконференция на платформе ZOOM, по сути, позволила воспроизвести ситуацию живого общения, в режиме которого традиционно проходили как «заслушивания степени готовности ВКР», так и предзащиты. Студенты, абсолютное большинство которых хорошо владеют современными информационными системами и технологиями, продемонстрировали презентацию доклада и разработанные программные продукты.
Вторая проблема подготовки ВКР связана с проверкой ее оформления на соответствие требованиям. Важность решения этой задачи определяется тем, что оформление отчетной документации различного уровня в соответствии с ГОСТами и нормативными актами Университета ИТМО является необходимой составляющей корпоративного стиля. В очном режиме нормоконтроль ВКР осуществлялся двумя способами. Первый из них состоял в совместной работе студента и нормоконтро-лера над выявлением ошибок в тексте ВКР. Второй предполагал поэтапность процесса: нормоконтролер самостоятельно изучал ВКР, затем информировал студента о типовых ошибках в оформлении, после чего студент вносил в работу необходимые исправления. При дистанционной работе применим только второй способ, но реализация его требует больших временных затрат и обязательной повторной проверки. Для решения этой проблемы предлагается использовать «Сервис автоматизированного нормоконтроля документов и обучения оформлению документации» на основе разработанной классификации элементов оформления документов и их последовательности (таблицы, изображения, абзацы и т. д.). Автоматизированная проверка соответствия оформления документации требованиям с помощью сервиса основана на использовании алгоритмов машинного обучения. Сервис представляет собой веб-сайт и RESTful API для предоставления доступа к функциям:
Валитова Ю. О., Бауэр В. С. Подготовка ВКР в условиях дистанционного обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 62-63. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10215.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
- обеспечение автоматизированного контроля корректности оформления документации с формированием рекомендаций по исправлению ошибок;
- реализация доступа к справочной системе по оформлению документации (рекомендации и указания по оформлению документации, примеры, типичные ошибки и др.);
- проведение обучения оформлению документации в соответствии с ГОСТами;
- проведение самооценки и взаимной оценки работ пользователями системы.
Так как сервис работает автоматизированно, даже многократные проверки ВКР на выявление ошибок в оформлении не занимают много времени и не требуют участия нормоконтролера, который подключается только на этапе заключительной проверки.
Рассматриваемый сервис имеет универсальную структуру, которая позволяет подстраиваться под требования ГОСТов или нормативных документов организации, тексты которых нужно проверять на оформление. Построение сервиса на REST-архитектуре позволит как интегрировать его с существующей информационной инфраструктурой Университета ИТМО, так и предоставить доступ другим образовательным учреждениям.
Совокупность инструментов дистанционного взаимодействия, таких как Skype, ZOOM, Google Диск и т. п., а также использование «Сервиса автоматизированного нормоконтроля документов и обучения оформлению документации» позволит эффективно организовать подготовку ВКР к защите.
2/2020 | 63
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Дистанционные технологии в преподавании
общеобразовательных дисциплин в колледже
Специфика общеобразовательных дисциплин в СПО состоит в том, что программы рассчитаны на один год (в отличие от школьных программ) и должны содержать воспитательный компонент (в отличие от профессиональных дисциплин), в связи с чем возникает закономерный вопрос: как воспитывать студента во время видеоурока через Zoom (Skype, Discord, etc.) и успеть изложить весь материал, предполагаемый программой?
Гладышев Д. Е. Дистанционные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 63-65. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10216.
ГЛАДЫШЕВ Дмитрий Евгеньевич,
кандидат философских наук, преподаватель общеобразовательных дисциплин Свердловского областного педагогического колледжа, Екатеринбург
Ключевые слова:
онлайн-обучение, дистанционное обучение, общеобразовательные дисциплины в СПО, видеоурок