Научная статья на тему 'Подготовка в Азербайджане специалистов в области информационных технологий'

Подготовка в Азербайджане специалистов в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИТ-СПЕЦИАЛИСТЫ / ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТИ / МОНИТОРИНГ РЫНКА ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ / IT-SPECIALISTS / IT-PROFESSIONS / MONITORING OF IT-SPECIALISTS MARKET / EVALUATION OF IT-SPECIALIST TRAINING QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агаев Т. А., Джабраилова З. Г., Мамедова М. Г.

Одним из основных факторов успешной информатизации общества является наличие соответствующей интеллектуальной поддержки, предполагающей, с одной стороны, эффективное использование имеющегося научно-технического потенциала, с другой подготовку высококвалифицированных кадров. В настоящей статье рассмотрены современное состояние и проблемы, существующие в области подготовки кадров в сфере информационных технологий в Азербайджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of specialists in sphere of information technologies in Azerbaijan

One of the principal factors of successful informatization of the society is appropriate intelligent support presuming, on the one hand, effective use of available scientific and technical potential, and on the other hand, training of highly qualified personnel. In present article the author considers modern state and problems existing in the sphere of personnel training in the field of Information technologies in Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Подготовка в Азербайджане специалистов в области информационных технологий»

Представляется, что Президент РФ Д.А.Медведев глубоко понимает эту проблему и предпринимает конкретные шаги по ее решению.

Литература

1. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. - СПб.: Наука, 2000.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

3. Фролов Д.Б. Информационная геополитика и вопросы информационной безопасности // Национальная безопасность. - 2009. - № 1.

4. Роговский Е.А. Лидерство США в глобальных технологиях и международная безопасность // США, Канада. - 2007. - № 9.

5. Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. - М.: МЦНМО, 2002.

6. Перминов С.Б. Информационные технологии как фактор экономического роста. - М.: Наука,

2007.

7. Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. - СПб.: Наука, 2006.

8. http://www.e-azerbaijan.info/site/print/news/3558/.

9. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации. Мировой опыт / Под ред. В.И.Дрожжинова. - М.: Эко-Трендз, 2002.

УДК 331.5.024.5

ПОДГОТОВКА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т. А. Агаев, асп.

Тел.:(+99412) 439-97-39; E-mail:depart15@iit.ab.az З.Г. Джабраилова, к.т.н.,зав. сектором Тел.:(+99412) 439-97-39; E-mail: djabrailova_z@mail.ru М.Г. Мамедова, д.т.н., зав. отделом Тел.:(+99412) 562-34-48, E-mail:mmg51@mail.ru Институт информационных технологий Национальной академии наук Азербайджана http://www.ikt.az

One of the principal factors of successful informatization of the society is appropriate intelligent support presuming, on the one hand, effective use of available scientific and technical potential, and on the other hand, training of highly qualified personnel. In present article the author considers modern state and problems existing in the sphere of personnel training in the field of Information technologies in Azerbaijan.

Одним из основных факторов успешной информатизации общества является наличие соответствующей интеллектуальной поддержки, предполагающей, с одной стороны, эффективное использование имеющегося научно-технического потенциала, с другой - подготовку высококвалифицированных кадров. В настоящей статье рассмотрены современное состояние и проблемы, существующие в области подготовки кадров в сфере информационных технологий в Азербайджане.

Ключевые слова: ИТ-специалисты, ИТ-специальности, мониторинг рынка ИТ-специалистов, оценка качества подготовки ИТ-специалистов.

Keywords: IT-specialists, IT-professions, monitoring of IT-specialists market, evaluation of IT-specialist training quality.

Введение

Сформировавшаяся в Азербайджане за последние десятилетия ситуация в социально-экономической, научно-технической и культурной сферах, развитие отечественного рынка телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг, постепенное превращение знаний в главное достояние и важнейший фактор экономического развития создали предпосылки для перехода к информационному обществу. Объявление сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) одной из приоритетных сфер экономического развития страны, массовая компьютеризация и превращение информации в глобальный ресурс, активизация социального партнерства создали благоприятную почву для построения информационного общества.

Неоспоримую роль в превращении сектора ИКТ в одно из приоритетных направлений экономического развития сыграла целенаправленная систематическая политика высшего руководства страны, нашедшая свое отражение в таких стратегических документах, как «Национальная стратегия по информационно-коммуникационным технологиям, направленная на благо развития Азербайджанской Республики (2003-2012 гг.)» [1], определившая основные направления деятельности в этой сфере; Государственная программа «Электронный Азербайджан (2003-2008 гг.)» [2], предусматривающая информатизацию различных сфер общества; принятый парламентом страны Закон Азербайджанской Республики «О специальных экономических зонах» (2009 г.) [3], предусматривающий создание производственных, инфраструктурных, инновационных, смешанных зон и зон свободной торговли.

Динамика развития сектора ИКТ, государственная политика и стратегические документы в области развития ИКТ, направленные на интеграцию страны в глобальное информационное пространство, темпы роста азербайджанской ИТ-индустрии обусловили резко возросший спрос на ИТ-специалистов. Ежегодный рост доходов отрасли ИКТ Азербайджана за последние годы, составивший 30-35% и выведший сектор ИКТ по темпам роста на второе место в экономике страны после энергетики, а также оценки экспертов относительно сохранения данного тренда дают возможность предположить, что в ближайшие годы падения спроса на ИТ-специалистов не ожидается. Более того, без соответствующего кадрового потенциала реализация довольно масштабных проектов и мероприятий, запланированных на перспективу в проекте очередной Государственной программы «Электронный Азербайджан (2009-2013 гг.)», может быть обречена на провал. В этой связи приобретают актуальность вопросы эффективного использования как имеющегося научно-технического потенциала, так и подготовки квалифицированных кадров, которые могли бы произвести конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и способствовали бы формированию экономики, основанной на знаниях.

Анализ ситуации на международном рынке ИТ-технологий и прогнозные оценки его развития на ближайшие годы показывают, что особенно перспективной для Азербайджана является область создания так называемых интеллектуальных технологий. Ожидается, что именно они окажутся наиболее востребованными в будущем. Следовательно, для достижения экономически значимых успехов в данной области потребуется, прежде всего, обеспечить переподготовку имеющихся кадров, в первую очередь преподавательских, с одной стороны, и подготовку молодых конкурентоспособных на международном рынке труда кадров - с другой.

Следует отметить, что вопросы подготовки конкурентоспособных на рынке труда кадров, реформирования и модернизации образования как основного средства формирования человеческих ресурсов для современной экономики, переориентации образования на по-

требности рынка труда входят в разряд основных приоритетов правительства Азербайджана. Не случайно в таких политических документах, как государственные программы «Электронный Азербайджан» (2003-2008 гг.), (2009-2013 гг.), Государственная программа по имплемен-тации стратегии занятости (2007-2015 гг.), Государственная программа по обучению азербайджанской молодежи за границей (2007-2015 гг.), предусмотрено решение следующих важных задач: 1) выявление спроса и предложения на различные профессии и специальности; 2) совершенствование подготовки кадров, конкурентоспособных на рынке труда; 3) переориентация системы образования на потребности рынка труда, т.е. на требования работодателей к знаниям, навыкам и умениям выпускников [2, 4, 5]. Решение указанных задач предопределяет необходимость проведения широкомасштабных обследований рынка труда, в том числе и по его отдельным отраслям и сегментам.

В этом контексте исследование ИТ-сегмента рынка труда по всем уровням образования в целях выявления текущей ситуации по кадровому обеспечению сектора ИТ, взаимоотношений структуры спроса и предложения на рынке ИТ-специалистов позволило бы через призму спроса и предложения получить необходимую информацию о структуре и динамике, количественных и качественных показателях этого сегмента рынка труда, оценить ИТ-готовность последнего, выявить степени соответствия уровня подготовки ИТ-специалистов реальной структуре рынка труда и требованиям работодателей и принять действенные меры по регулированию ситуации в области кадровой поддержки сектора ИТ.

Учитывая актуальность проблемы, сотрудники Института информационных технологий провели мониторинг спроса и предложения на рынке труда ИТ-специалистов и сделали попытку ответить на ряд насущных вопросов, в т.ч. связанных с подготовкой ИТ-специалистов.

Информационную базу исследования для выявления состояния рынка ИТ-специалистов, его динамики и перспектив развития составили результаты выборочного опроса среди трех типов респондентов: 1) ИТ-специалистов (основная выборка); 2) ИТ-экспертов; 3) работодателей, представленных хозяйствующими субъектами всех форм собственности. Анализ данных социологического опроса среди ИТ-специалистов, работодателей и ИТ-экспертов позволил выявить тенденции, имеющие место в этом сегменте ИТ-рынка, структуру спроса на ИТ-специальности, отражающую наиболее востребованные из них на рынке труда, требования работодателей к ИТ-специалистам, их оценки качества современного ИТ-образования и т.п. [6].

В настоящей статье нашли отражение вопросы подготовки квалифицированных ИТ-кадров, в частности, анализ состояния подготовки ИТ-специалистов системой образования Азербайджана, количественная и качественная оценки ИТ-подготовки, проблемы, тенденции, имеющие место в системе ИТ-образования, подходы к обеспечению конкурентоспособности ИТ-выпускников и т.п.

1. Подготовка ИТ-специалистов в системе образования Азербайджана

С позиций подготовки ИТ-кадров специальности высшего профессионального образования (ВПО) можно разделить на две группы: ИТ-профильные специальности (основные), предусматривающие углубленное изучение ИТ, и специальности, потенциально готовящие специалистов для этой отрасли (дополнительные) [7]. Исследование данных относительно специальностей ВПО в Азербайджане позволило выделить списки вузов с ИТ-профильными факультетами, предусматривающими непосредственную подготовку ИТ-специалистов по соответствующим специальностям, охватывающим области профессиональной деятельности, связанные с разработкой и внедрением ИТ, составляющие основную группу специальностей. Вторая дополнительная группа специальностей, косвенно охватывающих области профессиональной деятельности, связанные с разработкой и внедрением ИТ, представлена не ИТ-профильными факультетами университетов (технические вузы), выпускники которых при необходимости имеют потенциал для освоения ИТ и могут войти в эту сферу.

В результате анализа данных относительно подготовки ИТ-специалистов в системе образования страны выяснилось, что в настоящее время вузы Азербайджана ежегодно по специальностям, охватывающим области профессиональной деятельности, связанные с разработкой и внедрением ИТ, принимают: 1) 2285 студентов по 20 специальностям, включенным в основную группу специальностей высшего образования; 2) 2148 студентов по 33 специальностям, включенным в дополнительную группу специальностей высшего образования [8-10]. Итоговые результаты определяют общий список специальностей, которые покрывают потребности рынка ИТ и в то же время предоставляют информацию о предложении ИТ-специалистов.

Будущее развитие сектора информационных технологий в Азербайджане в большой степени зависит от подготовки специалистов, соответствующих требованиям информационного общества к знаниям, умениям и навыкам. Гибкость и динамичность сектора ИТ, систематическое появление новых технологий, программных платформ и методологий решения ИТ-задач приводят сегодня к тому, что полученные ИТ-студентами знания, умения и навыки быстро устаревают. Поскольку образование как более инертная система не успевает за развитием ИТ, то это, естественно, вызывает неизбежный дефицит ряда компетенций (знаний и навыков), особенно для новых направлений в ИТ. Данное обстоятельство, в свою очередь, оказывает влияние на динамику изменения профессиональных квалификаций и отражается на объеме и структуре спроса и предложения на ИТ-специалистов.

2. Анализ уровня и качества подготовки ИТ-специалистов

Наличие кадров с адекватной современной подготовкой становится одной из главных предпосылок экономического роста в мире. При этом спрос на рабочую силу, его качественные параметры, квалификационные требования, ключевые компетенции формируются рынком труда, т. е. рынок труда является той исходной точкой, от которой надо отталкиваться при оценке и модернизации образования. В свою очередь, эти требования удовлетворяются через рынок образовательных услуг, т.е. через обучение, конечным продуктом которого является трудовой потенциал выпускника. Поэтому в качестве образования заинтересованы как обучающиеся, так и работодатели. Это означает, что при разработке эталонных требований к качеству образования следует ориентироваться как на прямых потребителей образовательных услуг, которые рассчитывают по завершении образования успешно трудоустроиться или продолжить образование на более высоком уровне, так и на заинтересованные стороны - работодателей (потребителей трудового потенциала выпускников) и государственные органы, регулирующие образовательную деятельность.

Специалисты в области ИТ являются важнейшим компонентом ИТ-индустрии, обеспечивающим ее поддержку и развитие. Поэтому в качестве объекта настоящего исследования рассмотрены человеческие ресурсы в сфере ИТ, представленные как работающими в данной области профессиональной деятельности ИТ-специалистами, так и обучающимися по ИТ-специальностям.

Для выявления ситуации в области кадрового обеспечения сектора ИТ существенное значение в процессе мониторинга рынка труда ИТ-специалистов имеют оценка качества подготовки ИТ-кадров в системе образования с позиций самих специалистов, непосредственно влияющая на трудоустройство и карьерный рост последних, с одной стороны, и выявление мнений работодателей относительно уровня подготовки ИТ-специалистов и их соответствия требованиям рынка труда - с другой.

Проведен социологический опрос среды 278 респондентов, работающих в качестве ИТ-специалистов и среды 102 работодателей, в качестве которых выступили руководители предприятий, их заместители, начальники отдела кадров, заведующие отделом, ведущие специалисты учреждений. Основная выборка, определенная на основе метода кластерного отбора, состоит из гомогенных (однородных) групп, распределенных как по регионам страны, так и по основным направлениям экономики, что позволяет в определенной мере обеспечить репрезентативность полученных данных.

3. Оценка ИТ-образования ИТ-специалистами

Проведенный опрос среды респондентов, работающих в качестве ИТ-специалистов, как в столице, так и в регионах Азербайджана, выявил, что большинство из них имеют высшее образование или же учатся в вузах страны. Этот результат подтверждается рис. 1.

21,9%

] 53,4%

С] высшее

□ незаконченное высшее

□ среднее специальное □ компьютерные курсы

Рис. 1. Распределение респондентов по образованию

Подобная тенденция наблюдается также среди опрашиваемых респондентов по регионам страны (рис. 2).

■■,78,4%

ШШШ

.. высшее

□ средгсее

□ компьютерные куриы

□ незаконченное высшее

Б ¿жук Апшкрон

Другие регаокы

Рис. 2. Уровень образования респондентов по регионам страны

Сравнительный анализ полученных результатов по Баку-Абшерону и другим регионам показывает, что в столице и его пригородах среди работающих в качестве ИТ-специалистов лиц со средним специальным образованием и окончивших компьютерные курсы (в настоящем исследовании под компьютерными курсами понимается проводимое для широких слоев населения рядом организаций (государственных или негосударственных) кратковременное обучение основам информационных технологий, специализированным языкам программирования, навыкам работы с различными офисными программами и т.д.) в два раза меньше, чем в других регионах, однако лиц с незаконченным высшим образованием в 2 раза больше. Эти данные свидетельствуют о том, что в столице, являющейся крупным научным, культурным и промышленным центром, в котором сосредоточено большинство учреждений высшего образования, индустриальные, научные, государственные и культурные учреждения, ИТ-специалисты достаточно востребованы, и нередко возникает необходимость в компенсировании кадрового голода за счет использования труда студентов соответствующего профиля.

Возрастающий спрос на ИТ-специалистов, порождающий соответствующий рост уровня заработной платы последних, становится причиной перехода специалистов из других стратегически важных секторов экономики в сферу информационных технологий. Этот факт нашел свое отражение в ответах ИТ-специалистов на вопрос о специальности, которую они приобрели в вузах. Так, среди работающих в качестве ИТ-специалистов 45% имеют профильное ИТ-образование, 29% имеют дипломы со специальностями, потенциально близкими к ИТ (инженерно-технические), 26% являются обладателями вузовских дипломов со специальностями, не имеющими совершенно никакого отношения к ИТ (биолог, врач, юрист, журналист, экономист, архитектор, химик, преподаватель русского языка и литературы и т.п.). Это означает, что более четверти респондентов, участвующих в опросе в качестве ИТ-специалистов, имеют базовое образование по специальностям, абсолютно далеким от информационных технологий. Такая ситуация, с одной стороны, свидетельствует о роли и престиже сферы ИТ в Азербайджане, с другой - демонстрирует потребность в ИТ-кадрах.

Повышенный интерес молодежи к компьютерным специальностям постоянно повышается, что подтверждается также данными Государственного комитета по приему студентов (ГКПС). Так, среди абитуриентов, обратившихся в ГКПС для получения второй специальности и прошедших тестовые экзамены, предпочитающие ИТ составляют большинство.

Большой интерес представляет характеристика ИТ-специалистами полученного ими ИТ-образования. 22,5% опрашиваемых при оценке качества ИТ-образования в образовательных учреждениях, которые они закончили (или учатся), считают, что предпочтение отдается в основном теоретической подготовке. Общая картина результатов опроса по данному вопросу отражена на рис. 3.

Наряду с проблемами, имеющими место в ИТ-образовании, 53,5% респондентов с точки зрения требований рынка труда достаточно высоко оценивают свою специальность, 42,1% дают среднюю оценку, только небольшая доля - 4,4% считает свою специальность малоперспективной. Это естественно, поскольку образовательный и интеллектуальный уровень субъектов обучения различен, и не все обучающиеся одинаково осваивают знания и навыки по специаль-

ности: среди них имеются как очень талантливые, так и со средним уровнем подготовки и достаточно слабыми способностями, знаниями и навыками, что в дальнейшем отражается на занимаемой ими позиции, карьерном развитии, взглядах и пр.

Рис. 3. Характеристика ИТ-образования, полученного респондентами в вузах

С точки зрения выявления соответствия полученного образования требованиям учреждения, в котором работают ИТ-специалисты, большинство респондентов отметили полное соответствие (рис. 4).

нижи и уровень практической подготовки

4,0%

слабое соответствие

6,6%

частичное соответствие

23,2%

полное соответствие

>1,2%

Рис. 4. Результаты ответов респондентов о соответствии полученного образования

требованиям учреждений

Анализ степени соответствия полученных ИТ-специалистами знаний и навыков требованиям учреждений, в которых они работают, через призму форм собственности показывает, что среди респондентов, выбравших вариант «полное соответствие», большинство (79,6%) работают в государственных учреждениях. Тот факт, что сегодня на фоне средней заработной платы на рынке труда в секторе ИТ в большинстве государственных учреждений, особенно научного направления, заработная плата ИТ-специалиста довольно низкая, а возможности поощрения профессионалов ограничены, безусловно влияет на кадровое распределение ИТ-специалистов. Так, сегодня прием на работу студентов или выпускников вузов, имеющих небольшой опыт работы либо такового вообще не имеющих, со стороны чаще всего государственных учреждений и затраты усилий на их «доучивание» являются обычным явлением. Последние, будучи прежде всего заинтересованы в приобщении к реальной рабочей среде и повышении профес-

сионального уровня, соглашаются работать за ту небольшую заработную плату, которая сегодня предусмотрена в штатных расписаниях государственных учреждений, временно заполняя имеющиеся вакансии.

4. Оценка ИТ-образования работодателями

Как уже отметили, в рамках мониторинга рынка ИТ-специалистов был проведен выборочный опрос работодателей, цель которого сводилась к оценке последними качества подготовки ИТ-специалистов в вузах республики, а также выявлению их мнения относительно более тесного взаимодействия с системой образования.

Анализ ответов на вопрос о причинах, отрицательно влияющих на подготовку образовательными учреждениями ИТ-специалистов, соответствующих требованиям рынка труда показал, что 20,5% работодателей в качестве такой причины видят морально устаревшие учебные программы и материально-техническую базу. Действительно, сегодня в большинстве вузов Азербайджана в преподавании языков программирования лидируют Паскаль, С++, тогда как современные программные платформы преподаются только в отдельных университетах страны. Далее, 18,5% респондентов указывают на оторванность знаний и навыков, предоставляемых в вузах, от реальной рабочей обстановки, т.е. требований рынка труда, что создает препятствия при трудоустройстве; 17,2% отмечают ограниченные возможности прохождения студентами практики, вследствие чего последние не могут приобрести прикладные знания и конкретные навыки; 15% подчеркивают несоответствие существующих профессиональных и образовательных стандартов реальным требованиям рынка труда, 14,5% констатируют низкий уровень квалификации многих преподавателей, вызванный чаще всего старением как самих преподавателей, так и их знаний и навыков; 14,3% обращают внимание на неудовлетворительный уровень заработной платы в образовательных учреждениях и, соответственно, отсутствие стимулов для систематического «самообразования», являющегося необходимым и приоритетным источником повышения квалификации специалистов в сфере ИТ.

Таким образом, более половины респондентов указали на наличие пробелов в области предоставления вузами современных прикладных знаний и навыков. Если учесть тот факт, что система образования готовит кадры именно для рынка труда, значит, требования работодателей к выпускникам должны быть учтены системой образования. Для этого в основу новых образовательных стандартов должны лечь реальные требования отрасли, сформулированные представителями ИТ-индустрии в профессиональных стандартах, что будет содействовать устранению препятствий, мешающих установлению эффективного диалога сферы труда и образования.

Эти ответы согласуются с мнениями ИТ-специалистов и студентов относительно необходимости самостоятельного восполнения недополученных прикладных знаний. Доучивать молодых специалистов приходится на рабочем месте предприятиям и компаниям (в том числе и ИТ-профиля), принимающим к себе на работу вчерашних выпускников, что требует значительных финансовых и временных затрат. По оценкам экспертов, даже выпускников профильных специальностей после прихода на работу приходится дополнительно обучать не менее 6 месяцев, а для других специальностей затраты на «доводку» еще больше.

Для выявления отно-шения респондентов к этой проблеме был поставлен вопрос о том, нужно ли участие работодателей в разработке учебных программ и курсов, планировании и реализации обучения по ИТ-специальностям в учебных заведениях соответствую-щего профиля. На рис. 5 отражены результаты опроса по данному вопросу. Из полученных ответов явно прослеживается заинтересованность работодателей в сотрудничестве ИТ-индустрии и образования.

Рис. 5. Ответы респондентов о необходимости участия работодателей в разработке учебных программ и курсов

17%

33%

25%

25%

□ непосредственно сотрудничаем с учебными заведениями

□ не имеем каких-либо'; связей с системой ■образования

□ сотрудничаем с некоторыми учебными заведениями

□ низкий уровень сотрудничества

Выше было сказано о неготовности выпускников работать в реальной обстановке. В качестве главных причин были отмечены отдаленность полученных выпускниками знаний от реальной практики, предоставление в учебных заведениях ИТ-профиля предпочтительно теоретических, зачастую устаревших знаний. В качестве выхода из такой ситуации вновь можно указать на усиление социального партнерства, предоставление со стороны работодателей возможности для прохождения студентами Рис. 6. Состояние сотрудничества учебных заведений ИТ-профиля производственной

с работодателями практики. Подобное

решение проблемы поддержали значительное большинство опрошенных: 75,6% считают, что имеется большая необходимость в прохождении производственной практики, 17,7% указывают на частичную необходимость практики.

Анализ ответов на вопрос о сотрудничестве учебных заведений ИТ-профиля с работодателями позволил выявить картину, отраженную на рис. 6.

Для выявления причин неудовлетворительного уровня взаимодействия учебных заведений, готовящих ИТ-специалистов, работодателями был поставлен соответствующий вопрос, ответы на который отражены на рис. 7.

Согласно результатам опроса, 64% работодателей считают целесообразным установление непосредственной связи с образовательными учреждениями ИТ-профиля. Это достаточно обнадеживающий ре-зультат, который еще раз подтверждает акту-альность учета на современном этапе социально-экономического развития страны требований рынка труда в системе образования путем активного участия работодателей в образовательных процессах. 78% работодателей выразили свою заинтересованность в участии в процессах планирования и составления учебно-производственных программ по ИТ-специальностям, в которых они заинтересованы, что отражает осознание важности непосредственного участия представителей ИТ-индустрии в подготовке кадров для отрасли.

Рис. 7. Взаимодействие учебных заведений, готовящих ИТ-специалистов, с работодателями

Рис. 8. Оценка качества подготовки ИТ-кадров системой образования работодателями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественно, что подготовка квалифицированных специалистов для такого динамичного сектора, как информационные технологии, требует прямого сотрудничества образования с работодателями, одним из направлений которого может быть предоставление последними возможности прохождения студентами производственной практики. Согласно результатам опроса, 51,5% респондентов положительно отнеслись к вопросу о приеме студентов для прохождения практики по интересующим их направлениям ИТ, 36,5% - отметили наличие как заинтересованности, так и возможности.

Анализ ответов опрошенных в отношении качества подготовки ИТ-кадров системой образования предоставил следующее распределение: 62,5% работодателей оценили теоретические профессиональные знания выпускников ИТ-профильных образовательных учреждений средне, 32,5% - высоко, 5% - низко. Полная картина ответов по данному вопросу дана на рис. 8.

Обобщенный анализ ответов работодателей относительно качества ИТ-образования показывает, что большинство из них оценивают уровень подготовки ИТ-выпускников как средний. Это делает актуальным вопрос адекватности ИТ-образования требованиям рынка труда (работодателей).

5. Подходы к качественной модернизации ИТ-образования

Международная практика последнего десятилетия свидетельствует о том, что сегодня базовым принципом качественной модернизации образования является его переориентация на потребности рынка труда. При этом упор должен быть сделан на стандартизацию требований к процессу и результатам обучения, максимальное приближение этих требований к реальным и потенциальным потребностям рынка труда.

Основным инструментом качественной модернизации образования является новая модель образовательных стандартов, учитывающая реальные требования отрасли к выпускникам. Фундамент новых образовательных стандартов составляют разработанные при участии работодателей профессиональные стандарты, подробно описывающие знания, навыки и умения, которыми должен обладать ИТ-специалист, базирующиеся на компетентностном подходе, ставшем одной из ведущих инноваций в современной системе профессионального образования, включая все его уровни.

Профессиональные стандарты в рамках конкретной области профессиональной деятельности определяют требования к содержанию и условиям труда, подробно описывают квалификации и компетенции, которыми должны обладать работники различного квалификационного уровня. При этом каждый уровень квалификации описан четким набором требований к знаниям, умениям и навыкам работников. Выявление и описание функций и требований к качеству их выполнения позволяет обоснованно определить уровни квалификации, которые связаны не только с получением профессионального образования, но и опытом практической работы по определенному виду трудовой деятельности на рабочем месте [11, 12].

Компетенция представляет собой набор навыков и связанных с ними знаний, сопровождаемый готовностью адекватно применить их на рабочем месте в соответствии с функциональными требованиями. Иначе говоря, компетенция - это подтвержденная способность применения знаний, навыков, индивидуальных, социальных и/или методологических способностей на рабочем месте для успешной производственной и творческой деятельности с учетом понимания проблемы, в учебной ситуации, в профессиональном и/или личностном развитии. Как следует из определения, компетенции описывают требования сферы труда и результаты, которые должны быть достигнуты для обеспечения соответствия этим требованиям [13]. Компетентно-стный подход при оценке качества подготовки специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют их успешную адаптацию в производственном и научном сообществах.

С учетом международного опыта для качественной модернизации ИТ-образования в Азербайджане представляется целесообразным формирование новой модели образовательных стандартов, учитывающих реальные требования отрасли ИТ к выпускникам. Для подготовки новых образовательных стандартов, прежде всего, необходимо формирование списка основных ИТ-профессий и их специализаций. Далее, при участии работодателей (представителей ИТ-индустрии и науки) разработка для каждой них профессиональных стандартов, являющихся базой для новых образовательных стандартов. В профессиональных стандартах ИТ-индустрия должна детально описать, какими квалификациями и компетенциями (знаниями и навыками) должны обладать ее кадры на разных позициях (уровнях) и в разных профессиях. Подробное описание по квалификационным уровням ИТ-требований к квалификации и компетенциям позволит сформировать более четкое определение требований к выпускникам ИТ-специальностей средних и высших учебных заведений, что в свою очередь находит отражение в новых образовательных стандартах по подготовке ИТ-специалистов и соответствующих программах для разных уровней подготовки - в колледжах, бакалавриате и магистратуре [14-16].

Разработка и внедрение стандартов, базирующихся на результатах обучения, позволяют привести профессиональные и образовательные стандарты к новому, универсальному формату, который будет одинаково понятен как для сферы образования, так и для труда, что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению открытости и прозрачности процесса подготовки специалиста для общества. В данном контексте под «результатом обучения» подразумеваются знания, навыки и компетенции, полученные обучающимися после завершения учебного процесса.

Заключение

Учитывая перспективы развития сектора информационных технологий в Азербайджане, уже сегодня необходимо принятие мер по обеспечению кадровой поддержки запланированных на ближайшие годы программ и проектов. Это связано с решением ряда проблем, зависящих как от государства в лице профильных ведомств (Министерство связи и информационных технологий - МСИТ, Министерство образования, ИТ-профильные научные учреждения), так и от ИТ-индустрии.

Так, для удовлетворения существующего спроса на ИТ-специалистов и повышения качества ИТ-образования необходимо выработать эффективные стратегии решения кадровой проблемы, направленные на наращивание количества и качества выпускаемых ИТ-специалистов. В этой связи, прежде всего, напрашивается предложение о необходимости создания в Азербайджане специализированных вузов для подготовки ИТ-кадров, причем определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Однако, как известно, создание специализированного вуза требует значительных финансовых, кадровых, инфраструктурных, временных и пр. затрат. Также следует учесть тот факт, что конкретная отдача от нового образовательного направления будет только через несколько лет.

Одним из путей обеспечения конкурентоспособности ИТ-выпускников может быть тесное сотрудничество образования с представителями научных учреждений соответствующего профиля и ИТ-индустрии и систематическое внедрение при непосредственной поддержке и участии последних в систему образования инновационных учебных программ. В этой связи наиболее реальным представляется сегодня краткосрочная подготовка или переподготовка специалистов путем создания при ИТ-профильных научно-исследовательских институтах инновационных научно-образовательных центров (ИНОЦ), которые могли бы служить «мостиком» между ИТ-индустрией и ИТ-образованием. Результаты проведенного исследования дают основание выделить функции, которые могли бы быть возложены на ИНОЦ:

• обеспечение эффективного взаимодействия всех социальных партнеров - государства в лице МСИТ, образования, науки и ИТ-индустрии;

• совместно с ИТ-сообществом разработка концепции построения национальной системы ИТ-образования для профильных факультетов университетов;

• определение ИТ-профессий и их специализаций и разработка соответствующих этой структуре профессиональных стандартов, учитывающих требования ИТ-сообщества, которые должны служить основой для подготовки новых образовательных стандартов;

• разработка и внедрение инновационных методов и форм обучения на всех уровнях ИТ-образования;

• создание возможности прохождения студентами производственной практики, в том числе и в ИТ-компаниях, а также предоставление помощи в получении временной работы;

• систематическое повышение квалификации как ИТ-специалистов, так и преподавателей, ведущих курсы по современным информационным технологиям;

• переподготовка не ИТ-профильных специалистов;

• создание условий для привлечения квалифицированных ИТ-специалистов ИНОЦ и ИТ-компаний к преподаванию в вузах.

Другими мерами по решению кадровой проблемы в области ИТ могут быть:

1) разработка соответствующих законодательных и институциональных рамок для взаимодействия ИТ-индустрии и профильных вузов (например, для создания и функционирования базовых кафедр);

2) увеличение количества приема ИТ-специалистов;

3) повышение качества выпускаемых ИТ-специалистов путем разработки и внедрения новых образовательных стандартов, базой для которых будут служить профессиональные стандарты, подготовленные представителями ИТ-сообщества;

4) увеличение объема ИТ-составляющей в учебных планах некомпьютерных специальностей.

Литература

1. Национальная стратегия по информационно-коммуникационным технологиям, направленная на благо развития Азербайджанской Республики (2003-2012 гг.). - Баку, 17 февраля 2003 г.

2. Государственная программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике («Электронный Азербайджан») (2003-008 гг.). - Баку, 21 октября 2005 г.

3. Закон Азербайджанской Республики «О специальных экономических зонах». - Баку, 4 июня 2009 г.

4. Государственная программа по имплементации стратегии занятости (2007-2010 гг.). - Баку, 15 мая 2007 г.

5. Государственная программа по обучению азербайджанской молодежи за границей (2007-2015 гг.). - Баку, 16 апреля 2007 г.

6. Mammadova M.H., Cabrayilova Z.Q., Manafli M.i. informasiya texnologiyalan mütaxassislarina talabatin monitorinqi. Baki, 2009, 199 sah.

7. Анализ контингента студентов ИКТ-специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации в 2006 году // ИНТУИТ по заказу АП КИТ// http://www.apkit. ru/default.asp?artD=5836

8. О списке магистерских программ. Указ Кабинета министров Азербайджанской Республики № 54 от 1997 г. http://www.edu.gov.az

9. Объявление о приеме студентов в высшие учебные заведения на 2006/2007 учебный год. -журнал Абитуриент. - №3. - 2006 г.

10. Объявление о приеме студентов в высшие учебные заведения на 2007/2008 учебный год. -журнал Абитуриент. - №3. - 2007 г.

11. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: взгляд работодателей Республики Татарстан. http://www.labourmarket.ru/conf3/viewforum.php?f=3

12. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных кадров: Методич. пособие / Привезенцев М.В., Олейникова О.Н., Муравьева А. А. и др., 2007. - 159 С.

13. Christof Wielemaker (2007). CEDEFOP study on knowledge, skills and competences/ Исследование CEDEFOP о знаниях, навыках и компетенциях.

14. Андреева В. В. Совершенствование государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования как фактор повышения качества специалистов в области информаци-оннных технологий //Матер. 5-й Открытой Всерос. конф. «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» -Тверская область, 13-15 мая 2007 г. http: //www.it-education.ru.

15. Чаплыгин Ю.А., Поспелов А.С., Гагарина Л.Г., Кальней С.Г. Разработка методики оценки качества подготовки выпускников, обучавшихся по специальностям в области информационных технологий, с использованием компетентностного подхода //Матер. круглого стола по «Профессиональным стандартам в ИТ». http://it-education.ru.mastertest.ru/2007/reports/Table3.htm.

16. Каменских Н.А. Стратегическое партнерство между бизнес-сообществом и вузом как необходимое условие реализации инноваций в социально-экономической сфере //Матер. 7-й Открытой Всерос. конф. «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации». - Республика Марий Эл, 18-19 мая 2009 г. http://www.it-education.ru/2009/about/release.htm.

УДК 001.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Н.В. Комлева, к.э.н., доц., зав. каф. МОиАИС Тел.: +7(495)442-80-98; E-mail: NKomleva@mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

http://www.mesi.ru

The key trend in the development of Global Higher Education is ensuring its quality. One of the tools for achieving this goal is creation of «communities of practice» which provide learners with new opportunities of acquiring knowledge and offer innovative educational methods. The article focuses on the issues of creating the web-portal of the «community of practice» for developing quality online courses by means of ongoing updating of educational content based on Open Educational Resources and other Internet resources.

Ключевым направлением развития Глобального Высшего Образования является обеспечение его качества. Одним из инструментов достижения этой цели становятся профессиональные сообщества, предоставляющие новые возможности приобретения знаний и инновационные способы обучения. В статье рассматриваются вопросы построения информационного пространства профессионального сообщества для создания качественных электронных курсов путем непрерывной актуализации образовательного контента с использованием открытых образовательных ресурсов и других источников сети Интернет.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, открытые образовательные ресурсы, образовательный контент, качество образования, электронный курс, знания.

Keywords: community of practice. Open Educational Resources. educational content, quality of education. online course, knowledge.

Введение

В настоящее время уделяется большое внимание вопросам реализации национальных проектов в области образования. Правительство РФ оказывает специальную поддержку тем учреждениям, которые могут наиболее эффективно переподготавливать специалистов, давая им новые знания и компетентность, чтобы они были востребованными в меняющейся экономике. Важное направление деятельности связано с созданием национальных исследовательских университетов. Это будут как раз те учреждения, которые, с одной стороны, обеспечат достаточно серьезный уровень исследований внутри высшей школы, а, с другой стороны, позволят создать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.