Научная статья на тему 'Подготовка управленческих кадров для транспортных предприятий в Волжской государственной академии водного транспорта'

Подготовка управленческих кадров для транспортных предприятий в Волжской государственной академии водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильющенко И. Г.

Современное состояние транспортной отрасли требует готовить учащихся экономических специальностей («Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент») для работы в кризисных условиях. Такого рода подготовка осуществляется в процессе изучения дисциплины «Антикризисное управление». В статье рассматриваются основные теоретические и практические вопросы, составляющие структуру данного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managerial staff training for transport enterprises by Volga State Academy of Water Transport

The modern state of the transport branch requires students' training of economic specialities ("Economics and management on enterprises" and "Management") for work in crisis situations. Such training is made by studying "Anticrisis management" study. The main theoretical and practical questions of this study are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Подготовка управленческих кадров для транспортных предприятий в Волжской государственной академии водного транспорта»

Вестник ВГАВТ

Может ли иметь большое значение эффект в размере 1% от первоначальной стоимости за весь срок эксплуатации объекта? Напомним, что в соответствии с НК нелинейный метод может применяться для объектов со сроком полезного использования от 5 лет. Наверно, 1 % это много, если стоимость основных фондов измеряется миллионами или миллиардами рублей. Но много ли это для такой крупной компании (владеющей такими основными средствами), особенно, если учесть, что этот эффект будет получен за весь срок эксплуатации объекта или их группы? Вероятно, это все же не столь существенно. Поэтому необходимо искать дополнительные способы повышения эффективности деятельности компании от использования объектов ОС. Это может быть использование объекта ОС (нелинейный способ) до тех пор, пока амортизационные отчисления при нелинейном методе превышают амортизационные отчисления при линейном методе, это первая треть срока использования (рис. 2), и последующая продажа по рыночной цене, превышающей остаточную. Конечно, это возможно, если позволяют условия производства и рыночная конъюнктура. Возможны и другие варианты. В любом случае всегда необходим тщательный расчет всех вариантов и оценка возможности их применения.

INFLUENCE OF THE AMORTIZATION POLICY ON FINANCIAL RESULTS OF THE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

P. S. Salmin, I. V. Garahina, A. A. Rossiev

Questions of amortization, methods its charge which are necessary for all firms and enterprises which have a problem of a choice of a registration policy in the field of amortization of long-term assets are considered in the given article.

УДК 338.24

И. Г. Ильющенко, к. э. н., старший преподаватель, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВОЛЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Современное состояние транспортной отрасли требует готовить учащихся экономических специальностей («Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент») для работы в кризисных условиях. Такого рода подготовка осуществляется в процессе изучения дисциплины «Антикризисное управление». В статье рассматриваются основные теоретические и практические вопросы, составляющие структуру данного курса.

Сложившиеся ситуация на рынке транспортных услуг является весьма противоречивой. С одной стороны, рынок транспортных услуг начиная с 2000 года является отраслью, имеющей самый большой процент убыточных предприятий (по данным 2004 г. количество убыточных транспортных предприятий России составляет примерно 47 %). С другой стороны, этот вид деятельности привлекает большое количество частных предпринимателей (например, на первое января 2006 года количество предприятий-перевозчиков, работающих на внутреннем водном транспорте, составило около 1500), что свидетельствует о его перспективности.

Экономика и управление на транспорте

Убыточность транспортной отрасли вызвана рядом взаимосвязанных причин, в основе которых лежат, прежде всего, проблемы, связанные с управлением транспортными предприятиями. Последствием управления последних пятнадцати лет можно считать снижение уровня управляемости, значительный износ основного капитала и, как следствие этого, резкое снижение производительности работы транспортных предприятий.

По данным Российского Речного Регистра средний возраст речных судов на 1 января 2006 года составил 28,8 лет, средний возраст транспортных судов превысил 32 года, и это при том, что на конец 2002 года средний возраст речных судов составлял около 22 лет, а средний возраст транспортных судов составлял 26,7 лет. В результате этого происходит резкое сокращение списочной численности речных судов. Так по состоянию на 11 ноября 2002 года в организациях внутреннего водного транспорта на учете в Российском Речном Регистре состояло 30,2 тыс. судов, а на 01 января 2006 года около 29,0 тыс. судов.

Еще одним негативным последствием можно считать отсутствие обновления управленческих кадров, имеющих специальную отраслевую подготовку. Эта проблема в настоящее время является наиболее актуальной. Дефицит квалифицированных управленческих кадров наблюдается практически на всех транспортных предприятиях.

В связи с этим при подготовке учащихся экономических специальностей («Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент») большое значение приобретает подготовка специалистов для работы в кризисных условиях. Такого рода подготовка осуществляется в процессе изучения дисциплины «Антикризисное управление». Структура данного курса условно может быть разделена на три раздела:

Первый раздел предполагает определение понятия экономического кризиса, выявление его особенностей, видов и причин возникновения.

В рамках второго раздела изучаются основы антикризисного управления на предприятии, где дается понятие антикризисного управления, его принципы, отличительные особенности, а также изучается модель антикризисного управления предприятием. Второй составляющей этого раздела является изучение элементов государственного антикризисного регулирования, где выявляется роль государства в процессе регулирования кризисных ситуаций, видах государственного регулирования.

Третий раздел изучает основные элементы антикризисного управления, к которым относятся анализ финансово-экономического состояния предприятия (комплексная оценка и методика экспресс-диагностики банкротства), анализ внешней среды функционирования предприятия и определение его конкурентной позиции, стратегический анализ и механизмы финансовой стабилизации, которые служат основой для преодоления кризиса ликвидности и управления, а также стратегического кризиса.

Наибольшее значение, на наш взгляд, получают навыки практической подготовки специалистов, направленные.на выработку умения прогнозировать кризисные ситуации на предприятии, выполнять диагностику финансов'о-экономического состояния предприятия и разрабатывать комплекс мероприятий, направленный на их преодоление.

Это достигается за счет проведения практических занятий, в ходе которых проводятся семинарские занятия, решение задач и разбор деловых ситуаций. Завершением подготовки является написание и защита контрольной работы.

Тематик^ семинарских занятий подобрана таким образом, чтобы способствовать оптимальному самостоятельному изучению дисциплины. Решение задач предусматривает оценку вероятности банкротства, экспресс-диагностику кризисной ситуации на предприятии, оценку внешней среды функционирования предприятия и его конкурентной позиции, а также оценку эффективности применения методов финансовой стабилизации и инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых в процессе антикризисного управления. Деловые ситуации позволяют разобрать конкретные ситуации деятельности предприятий, связанные с проведением стратегического анализа, и алгоритм антикризисного управления предприятием.

Вестник ВГАВТ

Существенно дополняет практическую сторону подготовки студентов проведение деловой игры. В начале проведения деловой игры студенты делятся на группы (6-7 человек), после чего получают данные по конкретным предприятиям, общие для всех групп. Первое из рассматриваемых предприятий является эффективно работающим, второе - испытывает временные затруднения, а третье - банкрот.

На первом этапе игры проводится оценка финансово-экономического состояния предприятия за последние 2-3 года, результатом чего является заключение о финансово-экономическом состоянии исследуемых предприятий и аргументированные выводы о причинах выявленных недостатков.

Второй этап предусматривает выработку мероприятий направленных на стабилизацию положения предприятия, предотвращение кризиса или вывод из него предприятия. Основой для выбора мероприятий является диагностика финансово-экономического состояния предприятия, внешней среды и конкурентный анализ.

Заключением деловой игры служит обоснование и защита своего варианта предлагаемых мероприятий.

Такой подход, по нашему мнению, позволяет обеспечить подготовку управленческих кадров для транспортных предприятий, способных обеспечить проведение ранней диагностики кризисных явлений в деятельности предприятий, срочно и адекватно реагировать на кризисные явления, с учетом степени реальной угрозы финансовому состоянию предприятий, а также полностью использовать все внутренние возможности выхода предприятия из кризисного состояния.

MANAGERIAL STAFF TRAINING FOR TRANSPORT ENTERPRISES BY VOLGA STATE ACADEMY OF WATER

TRANSPORT

I. G. Iljuschenko

The modern state of the transport branch requires students' training of economic specialities ("Economics and management on enterprises" and "Management") for work in crisis situations. Such training is made by studying "Anticrisis management" study. The main theoretical and practical questions of this study are considered in thé article.

УДК 656.078

И. Б. Мухаметдинов, к. э. «., соискатель. В. В. Гарькавый, соискатель, ГУУ. 109542, Москва, Рязанский проспект, 99.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА

В статье анализируется зарубежный опыт налогового регулирования на транспорте и сформулировано предложение о его использовании в отечественной практике.

Ключевой проблемой в решении многих практических задач предприятий транспорта стало финансовое обеспечение их деятельности. С каждым годом растут убытки от городских и пригородных перевозок. Резко упали темпы обновления подвижного состава из-за недостаточных капиталовложений. Постепенно осознавалась необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.