Научная статья на тему 'Подготовка учителя технологии в вузе для проведения в школе элективных курсов (на примере курса «Гидравлика и насосы»)'

Подготовка учителя технологии в вузе для проведения в школе элективных курсов (на примере курса «Гидравлика и насосы») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY TEACHER / ОБЩЕИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / GENERAL ENGINEERING TRAINING / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ГИДРАВЛИКА И НАСОСЫ" / ELECTIVE COURSE "HYDRAULICS AND PUMPS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калекин А.А.

Профильное обучение в школе требует по-новому готовить в вузе учителей технологии. На примере возможного элек-тивного курса «Гидравлика и насосы» автор обосновывает необходимость общеинженерной подготовки учителя, используя которую, будущий учитель сможет помочь профессиональному самоопределению школьников в сфере современного матери-ального производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY TEACHER TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR GIVING OF ELECTIVE COURSE AT SCHOOL (CASE STUDY "HYDRAULICS AND PUMPS")

Specialized education proposes a new method of training of technology teachers. As exemplified by the elective course "Hydraulics and Pumps", the author proves the necessity of general engineering training of teachers, in order to help pupils to self-determinate in the sphere of material production.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя технологии в вузе для проведения в школе элективных курсов (на примере курса «Гидравлика и насосы»)»

ностную основу реального элективного обучающего курса, который можно было бы назвать «Практическое введение в нанотехнологии».

Таким образом, изучение основ нанотехнологий в школе перестаёт быть абстрактным обзором и переходит в практическое введение в эту чрезвычайно перспективную и нужную область современной науки. Университет при реализации таких форм ранней профессиональной ориентации целенаправ-

ленно готовит абитуриентов, что весьма актуально в ситуации падения престижа естественнонаучных специальностей.

Литература

1. Разумовская И.В. Программа элективного курса «На-нотехнология». Программы элективных курсов: Физика. Профильное обучение. - М.: Дрофа, 2006.

2. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию / Пер. с японск. - М.: БИНОМ, 2008.

УДК 372 ББК 74.00

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

(НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ГИДРАВЛИКА И НАСОСЫ»)

А.А. Калекин, профессор, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета, (4862) 77-73-18, kalekinogu@Jist.ru

Профильное обучение в школе требует по-новому готовить в вузе учителей технологии. На примере возможного элективного курса «Гидравлика и насосы» автор обосновывает необходимость общеинженерной подготовки учителя, используя которую, будущий учитель сможет помочь профессиональному самоопределению школьников в сфере современного материального производства.

Ключевые слова: учитель технологии, общеинженерная подготовка, элективный курс «Гидравлика и насосы».

TECHNOLOGY TEACHER TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR GIVING OF ELECTIVE COURSE AT SCHOOL (CASE STUDY "HYDRAULICS AND PUMPS")

Kalekin A.A.

Specialized education proposes a new method of training of technology teachers. As exemplified by the elective course "Hydraulics and Pumps", the author proves the necessity of general engineering training of teachers, in order to help pupils to self-determinate in the sphere of material production.

Keywords: technology teacher, general engineering training, elective course "Hydraulics and Pumps".

П ^ рофильное обучение в общем образовании определяется школы.

как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Поэтому учитель профильной школы обязан быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности.

Требования, предъявляемые к учителю технологии в условиях перехода к профильному обучению, обусловливают необходимость совершенствования педагогического образования в вузе, а именно: расширения спектра специализаций; модернизации содержания и форм организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

В Орловском государственном университете у специальности 050502 «Технология и предпринимательство» имеются две специализации - «Строительство и ремонт индивидуального жилья» и «Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)», - в учебный план которых введен блок гидравлических дисциплин: «Гидравлика», «Гидравлические машины» и «Гидравлический привод машин».

Современная гидравлика представляет собой органический сплав науки и практики, опирающийся на такие науки, как высшая математика, физика, теоретическая механика, сопротивление материалов. В свою очередь гидравлика служит базой для проектирования насосов, турбин и в целом гидравлических систем, а также оборудования для водоснабжения, водоотведения и отопления различных объектов, включая

Следует заметить, что для учителей технологии овладение законами и методами преподавания гидравлики имеют большое практическое значение не только с узкоспециальной точки зрения, но и для формирования их общеинженерной компетентности, так как гидравлика является важнейшей общеинженерной дисциплиной в системе образования.

Законы гидравлики объясняют физическую картину подъема воды в инженерных сетях (в водопроводе, водоотве-дении и отоплении), эксплуатационные возможности индивидуальных водозаборов (скважин и шахтных колодцев), сведения о мелиоративных работах и т. д. Наконец, во всех сельскохозяйственных машинах (включая трактора и автомобили), без которых немыслимо крестьянское хозяйство, имеются гидравлические приводы.

Интерес к изучению гидравлики при подготовке учителей технологии вызван особенностями размещения школ в нашей стране. Как известно, в Российской Федерации из большого числа школ более 70% сельских, причем малокомплектных, а в Орловской области - более 80%, и вопросы эксплуатации гидравлических систем водоснабжения, водоотведения и отопления занимают большое место в жизнеобеспеченности объектов образования, то есть школ. Учитель технологии в ряде случаев является практически единственным специалистом в той местности, где размещена школа.

Для изучения гидравлических дисциплин на кафедре технологии и предпринимательства Орловского государственного университета подготовлены соответствующие учебные пособия [1, 2, 3]; студентами-дипломниками сконструированы и изготовлены настольные лабораторные установки (рис. 1).

Рис 1. Гидравлическая схема настольной лабораторной установки: 1 - насосный агрегат; 2 - напорная емкость вертикальная; 3 - емкость резервная; 4 - распределитель трубный; 5 - емкость мерная; 6 - кран; 7 - трубопровод для измерения коэффициентов местного сопротивления; 8 - трубопровод для демонстрации уравнения Бернулли; 9 - трубопровод для определения коэффициента гидравлического трения (коэффициента Дарси); 10 - стеклянный трубопровод для демонстрации режимов движения жидкости; 11 - трубопровод подачи красителя жидкости (1...7); 12 - блок пьезометров; 13 - трубка переливная; 14 - сосуд с красителем; 15 - манометр; 16 - дроссель регулируемый.

Разработанная установка может быть изготовлена в школьных установках. Лабораторные занятия позволяют повысить ак-

мастерских, ввиду своей несложной конструкции.

Рассматривая фундаментальную подготовку будущего учителя технологии, основное внимание следует сосредоточить на курсе общей физики, который имеет особое значение для становления учителя технологии [4]. С одной стороны, он является основой для дальнейшей фундаментальной подготовки специалиста в области прикладных дисциплин, а с другой - основы этого курса учитель излагает учащимся в процессе своей профессиональной деятельности.

При изложении учебного материала необходимо акцентировать внимание студентов на взаимосвязи физики с другими научными областями (гидравлика, гидромашины, гидропривод) и с техникой. Это поможет им осознать фундаментальную роль физики для современной техники [5].

Визуализацию гидравлических явлений и процессов мож-

тивность студентов при усвоении данного курса. Гидравлика является экспериментальной наукой, поэтому для успешного ее усвоения большое значение имеет оптимальное сочетание теоретической и экспериментальной части элективного курса. От будущего учителя требуется не только умение подготовить и провести эксперимент на имеющемся демонстрационном и лабораторном оборудовании, но и способность самостоятельно разрабатывать и изготавливать необходимые экспериментальные установки, т. е. применять свои умения и навыки в условиях школы.

Прослушав теоретические курсы гидравлических дисциплин и выполнив лабораторные работы на установках, учитель технологии при работе в профильных школах (классах) сможет предложить элективный курс «Гидравлика и насосы».

В состав элективного курса «Гидравлика и насосы» вхо-

/п Название раздела Кол-во час.

Основы гидростатики 4

Основы гидродинамики 4

Классификация насосов 1

Принцип действия и устройство центробежных насосов 1 0

Принцип действия и устройство поршневых насосов 1 0

Использование насосов в инженерном оборудовании школы 3

Итого: 3 2

Программа этого курса поможет школьникам в выборе будущей профессии.

Подобная организация изучения элективного курса в профильных школах не только позволит повысить качество обучения, но и будет способствовать выбору школьниками таких важных профессий, как слесарь-сантехник, машинист насосной установки и др.

Литература

1. Калекин А.А. Гидравлика и гидравлические машины: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Мир, 2005.

2. Калекин А.А. Гидравлические и пневматические

приводы сельскохозяйственных машин: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Мир, 2006.

3. Калекин А.А. Основы гидравлики и технической гидромеханики: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Мир, 2008.

4. Агибова И.М., Крахоткина В.К. Подготовка преподавателя физики в университете к работе в профильных классах // Профильная школа. - 2004. - № 3.

5. Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа. - 2004. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.