дент получает 10 баллов, что заставляет его готовиться к выполнению и защите других работ. Сумма баллов, набранных студентом, при выполнении всех лабораторных работ данного модуля суммируется.
Защита лабораторной работы осуществляется по следующим критериям: 1) овладение теоретическим материалом; 2) овладение методами постановки эксперимента; 3) умение обработки экспериментальных данных; 4) формулировка выводов 5) составление отчета; 6) выполнение элементов проектной деятельности. Лабораторные работы должны быть выполнены и защищены в установленные сроки.
Защита творческих проектов осуществляется по следующим критериям: 1) полнота тематической разработки, 2) оформление проекта, 3) краткое сообщение, 4) обсуждение, 5) оценка. За выполнение творческих проектов рейтинг - 20 баллов.
Затем определяется максимальное количество баллов, которое может заработать студент, полностью отчитавшийся за все виды деятельности. Эта сумма принимается за 100%. Однако рейтинг студента может быть больше 100%, так как дополнительные баллы студент набирает за счет необязательной индивидуальной творческой деятельности, в которой участвует на протяжении всего времени обучения: участие в олимпиадах - 20 баллов, участие в науч-
но-практических конференциях (выступление с докладами, конкурс рефератов и творческих проектов) - 20 баллов.
По окончании изучения дисциплины «Теория механизмов и машин» подводятся итоги, студенты сдают экзамен. Для получения отметки «отлично» студенту необходимо набрать баллов не менее 90% от общей суммы; отметка «хорошо» ставится при наборе 80% баллов от указанной суммы; отметка «удовлетворительно» - не менее 70% от общей суммы баллов и затем студент может сдать экзамен. Экзамен должен подтвердить полученный рейтинг или повысить его.
Модульно-рейтинговая система организации образовательного процесса позволяет студенту самому влиять на процесс формирования профессиональной компетентности, участвуя в научных исследованиях, в организации учебного процесса, в разработке творческих проектов, а в дальнейшем при выборе места практики и написания выпускной квалификационной работы. Применение модульно-рейтинговой технологии организации учебного процесса позволяет гибко управлять деятельностью студентов со стороны преподавателя и осуществлять текущий контроль обучения.
Список литературы
1. Артемов А., Павлов Н. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 1999. - С.87-92.
2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
3. Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - 156 с.
4. Калашникова Л.Я. Профессионально ориентированная подготовка будущего учителя технологии в цикле предметных дисциплин (на примере курса «Прикладная механика»): дис... канд. пед. наук. - Чита, 2007. - 226 с.
УДК 53 (07)
ББК Ч 426.51
Н.В. Кочергина, А.А. Машиньян
Подготовка учителя к использованию компьютера и аудиовизуальных устройств в процессе преподавания физики
В обновленные ГОС ВПО II поколения по специальности 032200 в курс «0ПД.Ф.04: Теория и методика обучения физике» в 2005 году были включены темы: «Аудиовизуальные технологии обучения физике» и «Использование современ-
ных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». В статье предлагаются теоретические и практические механизмы реализации материала этих тем на основе накопленного многолетнего опыта по подготовке будущих учителей физики к созданию и применению комплексных средств обучения физике на цифровой основе.
Ключевые слова: методическая подготовка учителя физики; применение компьютера в обучении; аудиовизуальные, информационные и коммуникационные технологии; методика обучения физике, технологии обучения физике.
N.V. Kochergina, A.A. Mashinyan
Teachers' Training in Computer and Audiovisual Equipment Usage in the Process of Teaching Physics
In 2005 the themes "Audiovisual Technologies of Teaching Physics" and "The Use of Contemporary Information and Communicative Technologies in Educational Process" were added to the course "GPD. F. 04: Theory and Teaching Physics Methodic" of SES of HPE of the second generation on 032200 specialty. The authors suggest theoretical and practical mechanisms of these themes realization on the basis of the long-term experience in training future Physics teachers for digital complex teaching aids usage.
Key words: methodic training of Physics teacher, computer use in education, audiovisual, informational and communicative technologies, teaching Physics methodic, teaching Physics technologies.
С конца 90-х гг. ХХ в. во многих педагогических вузах в рамках программы подготовки учителей физики были внедрены новые элементы методической подготовки в форме инновационного учебного курса «Новые технологии преподавания физики» («Информационные технологии в обучении физике» или др.). Такие курсы предназначены для оказания помощи будущим учителям физики в освоении вопросов, связанных с применением в образовательном процессе средств новых аудиовизуальных, информационных и коммуникационных технологий. Справедливым и прогрессивным стало включение обновленными стандартами ВПО этого материала в структуру курса теории и методики обучения физике.
Под современными аудиовизуальными, информационными и коммуникационными технологиями в широком смысле понимаются всевозможные алгоритмы применения современных технических устройств в качестве аудиовизуальных, информационных и коммуникационных средств.
Опыт и апробация подсказывают, что создавать такие информационные средства обучения должен тот же, кто их будет применять, то есть сам учитель. В противном случае их применение становится малоэффективным и методически напряженным. Для формирования у учителя данной компетенции требуется специальная подготовка. Создаваемые средства должны быть рассчитаны на комплексное решение методических и учебных задач в образовательном процессе. Еще одной особенностью создания таких средств является практически неизбежная предварительная дидактическая и технологическая
обработка всего смыслового информационного содержания. Она может быть выполнена, в том числе, и программными средствами персонального компьютера (обработка видео и звуковых дорожек, программное сопровождение и т.п.). Такие средства обучения, рассчитанные на школьную дисциплину «Физика», получили название: «Комплексные средства обучения физике» (КСОФ).
Важную роль в содержании и структуре теоретической и практической подготовки играет технологическая составляющая учебного курса. Уже давно и прочно укрепилось соотнесение понятия «технология» с информационными средствами (так называемые, информационные технологии). За каждым информационным элементом стоит большая технологическая работа по его получению, обработке, хранению, передаче и представлению. Каждый этап этой работы технологичен, а значит, четко организован и алгоритмизирован. Однако это не единственное и даже не самое главное, что оказало определяющее значение в выборе именно технологической направленности компонента курса. Не менее значимыми для использования средств современных аудиовизуальных, информационных и коммуникационных технологий в обучении являются педагогические технологии, на основе которых стали возможными разработка теоретического обеспечения создания комплексного средства обучения физике и его включение в программу подготовки учителя физики.
Информационные технологии и аудиовизуальные средства изучаются в педагогическом вузе не один десяток лет. Теория создания и использования персональных педагогических технологий обучения, начиная с 2000 г., рядом педвузов включена в программу подготовки учителя физики как составляющая методической подготовки. Объединение этих подходов позволило разработать теоретические и технологические основы создания и использования современных информационных комплексных средств обучения физике. Весь механизм такого объединения представлен в обобщенном виде на схеме 1.
Схема 1. Место предмета в системе педагогического образования
Для достижения стоящей перед курсом цели необходимо изучить теорию и овладеть практическими умениями создания и использования комплексных средств обучения физике. С учетом этого, в задачи освоения курса входит приобретение:
- умений анализировать учебную и методическую литературу, относящуюся к созданию и применению средств обучения физике;
- знаний и умений использования современной аудиовизуальной, информационной и компьютерной техники в обучении физике;
- знаний и умений, необходимых для обоснования и разработки комплексных средств обучения физике;
- знаний и умений создания учебного видеосюжета;
- умений создания учебно-методической презентации;
- умений практической реализации комплексных средств обучения.
Все содержание курса генерализовано вокруг понятия комплексного средства обучения физике. Суть комплексного средства обучения можно понять, если представить педагогические возможности объединения на базе компьютерной техники или аппаратуры, воспроизводящей видеоизображение, в один комплекс таких средств обучения, как специальные приборы и оборудование; таблицы, чертежи и графики; модели, макеты и муляжи; все аппараты представления звуковой и видео информации в любом формате и другие. Фактически, комплексное средство обучения (КСО) - концентрированное объединение на базе современной аудиовизуальной, информационной и компьютерной техники любых возможных средств обучения, соответствующее всем требованиям учебного комплекса, как в отношении методических, так и в отношении эр-гономических1 характеристик, основной задачей которого является достижение наибольшего педагогического эффекта.
Концентрированным считается такое объединение, в результате которого перед обучающимся предстают не сами средства обучения, но их реалистичные образы (например, изображения). Важным условием такой концентрации является ознакомление учащихся с характеристиками реальных прообразов всех изображений и, по возможности, реальное их представление. Другое, не менее важное условие - понимание учениками экспериментальных задач каждого средства в опыте и целевого назначения всех дейст-
1 Напомним, что Эргономика - наука, изучающая условия и характер взаимодействия человека с техникой и нацеленная на создание максимального комфорта человеку.
вий, выполняемых при работе с ними. Учитывая информационную основу объединения реальных средств обучения и демонстрационный характер дидактического назначения комплексного средства обучения, совокупность дидактического и методического обеспечения применения комплексного средства обучения в образовательном процессе составляет демонстрационно-информационный комплекс (ДИК).
Таким образом, демонстрационноинформационный комплекс играет роль методической оболочки комплексного средства обучения, используемого в реализации образовательного процесса. Комплексными средствами обучения физике, например, могут быть
- всевозможные компьютерные модели физических явлений, объектов и технических устройств;
- учебные физические устройства, функционирующие под управлением компьютера;
- лабораторные и демонстрационные установки, собранные на базе компьютера;
- отснятые и специальным образом обработанные на компьютере учебные видеосюжеты различного характера и назначения;
- обучающие и контролирующие программы и др.
Рассмотрим, что составляет суть комплексного средства обучения. С одной стороны, оно, как и любое средство обучения, должно быть нацелено на какой-то конкретный дидактический материал, который, по сути, закладывается в него и определяет его предметное содержание. С другой стороны, комплексное средство обучения, являясь современным информационным продуктом, должно быть динамичным, информативным и интерактивным, что, по сути, предполагает наличие у него особого интегративного качества - сюжета. Содержание и сюжет - две составные части комплексного средства обучения, разработка которых и является предметом рассмотрения в учебном курсе.
Итак, содержание комплексного средства обучения физике должно, прежде всего, определяться тем дидактическим материалом школьного курса физики, который составляет предмет непосредственного изучения школьников. Рассмотрим основные положения разработки содержания комплексных средств обучения физике, на которых будут основаны практические механизмы.
1. Для создания и использования комплексных средств обучения физике в учебном процессе непосредственно перед его разработкой учителю необходимо с практической позиции ответить на следующие вопросы, касающиеся его содержания:
- Какие методические трудности препятствуют эффективному решению образовательных задач? Например, ученики плохо понимают материал, материал недостаточно наглядно представлен для воображения школьников или учитель не может его хорошо объяснить без вспомогательного средства, подчеркивающего и раскрывающего основную суть.
- Какое средство обучения позволит преодолеть выявленные трудности? Так, исходя из понимания основных трудностей и содержания сущностных элементов содержания, учитель осуществляет моделирование средства обучения, основным качеством которого должно быть содействие в преодолении выявленных трудностей посредством концентрированного представления и выделения сущностных элементов содержания изучаемого материала.
- На каком этапе наиболее продуктивно использовать комплексное средство обучения, и насколько это может быть методически обеспечено? Если трудности возникают только при объяснении нового материала и новое средство может помочь в их преодолении, его следует использовать на этапе объяснения. При необходимости применения на другом этапе его следует соответствующим образом модернизировать и приспособить к требованиям другого этапа (например, этапа закрепления или повторения).
- Какова основная цель применения комплексного средства обучения? Цель определяется в соответствии с общими методическими целями этапа, на котором оно применяется. Для тактических целей всего этапа она должна выступать частной оперативной задачей и вести к их достижению. Для этапа закрепления, например, целью может быть представление ученикам ориентировочной основы практических действий, основанных на применении только что сформированных теоретических знаний, а на этапе повторения - актуализация и репродукция ранее сформированных качеств. Для развития у школьников мыслительных качеств, например, комплексное средство обучения может способствовать постановке или разрешению проблемных ситуаций. Важно, чтобы всякая цель отвечала пяти основным требованиям: диагностичности, осознанности, преемственности, системности и достижимости.
- Какие дополнительные задачи могут быть решены с его помощью? Все задачи должны логически вытекать из цели использования комплексного средства обучения физике. Они являются конкретными проявлениями цели в отношении его применения: задачи конкретизируют цель. Зачастую, новое средство позволяет решать и такие задачи, которые ранее специально не рас-
сматривались и не осознавались методистами и разработчиками. Только появление нового средства иногда предоставляет возможность решения новых задач, благодаря чему может быть пересмотрен объем материала, его глубина или характер изучения.
- Соответствует ли пропедевтика комплексному средству обучения физике исходному состоянию учащихся? Под пропедевтикой в данном случае понимается теоретическая и практическая подготовка учащихся к его применению и введению в учебную работу. Для выяснения соответствия пропедевтики исходному состоянию учащихся необходимо понять, способны ли они понимать предлагаемое объяснение сути вопроса и принципов, заложенных в основу функционирования комплексного средства обучения физике, физические законы и постулаты, на которые опирается описание представленного с его помощью события, факта и т.п. В содержании не должны использоваться термины и слова, недоступные для понимания учениками данной возрастной категории. Материал должен предлагаться ученику в оптимальном для восприятия виде. В предельном случае, предполагаемое приращение, получаемое учеником в работе с комплексным средством обучения, не должно выходить за границы сферы его ближайшего развития.
- Как наиболее эффективно использовать комплексное средство обучения физике в дидактическом плане и какие для этого необходимо создать условия? Например, можно использовать в процессе групповой работы учеников, можно применить для индивидуальной работы, а можно - в коллективной работе, когда с ним вначале работают 2-3 ученика, а затем они с помощью этого же средства обучают своих одноклассников - учеников, которые, в силу разных причин, самостоятельно не смогут освоить весь материал. Можно разработать и использовать комплексное средство обучения физике целенаправленно для подготовки учеников к обобщению определенной порции материала и формулировке вывода. Для того чтобы средство ориентировать на личностные качества учеников, необходимо заложить в него многоуровневую вариативность или разработать несколько вариантов одного и того же комплексного средства обучения, ориентированных на разные группы личностных приоритетов и личностных качеств.
Основными методическими требованиями к любым средствам обучения всегда были и оста-
ются для комплексных средств обучения следующие:
- полное соответствие средства обучения теоретическому материалу;
- преемственность традиционных и комплексных средств обучения;
- органичное сочетание комплексных средств обучения физике с реализуемыми методами работы учителя и учащихся.
При ориентации на технологический подход помимо методических требований должны учитываться и личностные особенности учеников. Ниже будут предложены соответствующие практические механизмы и алгоритмы, которые позволят разработчикам и учителям не только с точки зрения методической целесообразности, но и с точки зрения личностного развития ученика создавать и применять комплексные средства обучения физике.
2. Основными проблемами теоретической разработки комплексных средств обучения являются:
- конкретизация актуальной темы комплексного средства обучения;
- теоретическая разработка содержания;
- определение оптимальных условий его реализации;
- разработка пропедевтики использования;
- планирование результатов использования;
- разработка формы реализации содержания;
- выбор средств создания программного обеспечения.
Точная формулировка, конкретизация актуальной темы комплексного средства обучения физике является первой архиважной задачей, с которой сталкивается разработчик. Для того чтобы правильно сформулировать тему, необходимо, с одной стороны, точно отразить теоретический состав проблемы, на решение которой направлено применение комплексного средства обучения, а с другой - максимально представить выбранный способ ее решения. Так, например, рассматривая проблему формирования у школьников представления о явлении инерции, можно воспользоваться разными вариантами демонстрации этого явления, разными способами, с применением различных приборов и средств.
Первый пример. Используя тележку и кубик, можно представить три разных примера проявления инерции. При резком разгоне тележки стоящий на ней кубик упадет в направлении, противоположном направлению движения, стремясь сохранить состояние покоя. При плавном разгоне и резком торможении тележки
кубик, устоявший на ней во время движения, упадет при торможении в сторону, совпадающую с направлением движения, стремясь сохранить набранную скорость. При движении тележки по дуге с постоянной по модулю скоростью кубик «свалится» с тележки наружу дуги, стремясь сохранить направление движения.
Второй пример. В салоне автобуса устанавливаются стационарные видеокамеры, и в двух измерениях производится регистрация движения пассажиров на этапах ускорения, торможения и поворотов. Ускорение, испытываемое автобусом на этих участках, может фиксироваться видеокамерами, установленными на автомобилях, движущихся параллельно с автобусом и в отдалении за ним. Все отснятые сюжеты должны синхронно выводиться на один экран. Торможение или ускорение автобуса при равномерном движении автомобиля приведет к его смещению в видоискателе видеокамеры и, соответственно, на экране. По быстроте смещения можно судить об ускорении. Педагогический эффект будет примерно таким же, как и в случаях тележки с кубиком, но более впечатляющим и жизненным. Кроме того, благодаря синхронным видеосъемкам можно установить сравнительные параметры зависимости инерционного движения пассажиров от испытываемого автобусом ускорения. К преимуществам этого способа представления явления инерции относится опора на чувственно воспринимаемые образы и примеры из личного опыта ученика.
Все представленные примеры хорошо характеризуют инерцию как явление сохранения состояния движения, но они не всегда могут быть взаимозаменяемы в методическом плане. Значит, для того, чтобы при прочтении темы (названия) у учителя даже без просмотра сложилось адекватное представление о существе демонстрируемых явлений, в ней необходимо отразить суть комплексного средства. В первом случае комплексное средство обучения физике можно назвать, например: «Проявление инерции кубика при разгоне, торможении и движении тележки по дуге».
Таким образом, помимо учебной проблемы в теме должны отражаться состав используемых средств и процессуальные действия, если они имеют определяющий характер для педагогического результата.
Теоретическая разработка содержания является следующим шагом в создании комплексного средства обучения физике. После выбора опыта и способов его представления необходимо разработать его теоретическое содержание. По сути, необходимо ответить на вопрос: как в содержа-
нии комплексного средства обучения с помощью выбранных средств представить материал ученикам, чтобы они сделали правильные выводы? Содержание комплексного средства обучения физике должно быть нацелено именно на то, чтобы ученики как бы сами пришли к нужным выводам, ради которых оно и создавалось. Физические явления, которые предлагаются ученикам, они неоднократно видели и лично сталкивались с ними, даже были их непосредственными участниками. Но образовательных выводов они не делали, так как события не воспринимались ими в информационно-теоретическом освещении и «обрамлении», которые могут быть обеспечены комплексными средствами обучения.
Оптимальные условия реализации комплексного средства обучения физике складываются из человеческого фактора (возможности учителя и учеников, предшествующее состояние учеников - уровни их развития, обученности, нацеленности) и материально-технических факторов - доступных технических и материальных ресурсов (в том числе эргономические возможности). Эти условия являются, с одной стороны, ограничениями, за которые ни создатель, ни потребитель не смогут выйти. С другой стороны, их нужно хорошо знать, чтобы на них можно было грамотно ориентироваться и использовать их по назначению как доступные ресурсы.
Важным моментом является содержательная пропедевтика использования комплексного средства обучения. Создавая и применяя комплексное средство обучения физике, необходимо отчетливо представлять, какие опорные знания, умения, навыки и мыслительные операции уже сформированы у учеников. Малейшие ошибки или неточности в этих вопросах чреваты полной непригодностью средства, так как ученики в какой-то момент могут перестать понимать его содержание. Многие пропедевтические нюансы могут быть включены в само содержание комплексного средства обучения физике. Например, в начале видеосюжета может быть дано разъяснение содержания основных элементов и определено нужное понятие.
Так, для работы с комплексным средством обучения физике по инерции учащиеся должны иметь представление о системе отсчета. В противном случае, объяснить возникновение движения в неинерциальной системе отсчета без введения понятия силы инерции невозможно. К пропедевтике относятся, например, умения учеников считывать показания со шкал приборов, которые используются в комплексном средстве обучения. При отсутствии пропедевтических знаний или умений их формирование нужно
включать в структуру самого комплексного средства обучения физике.
Создавая и планируя применение комплексного средства обучения, необходимо точно просчитать, спрогнозировать и спланировать результаты от его использования, то есть конкретный образовательный личностный прирост, который получит каждый ученик. Без такого расчета невозможно в принципе определить, насколько правильно оно спроектировано и реализовано, а также, какова его эффективность. Затем, после его использования, можно будет проверить, насколько реализовалось задуманное и сравнить расчетную эффективность с фактически достигнутой.
Под формой реализации содержания понимается не только сам физико-технический способ представления предметного теоретического материала, но и фактическая инфраструктура, без разработки которой этот способ не примет по-настоящему образовательное значение. В частности, имеются в виду различные вспомогательные приставки, рисунки, указатели, укрупненные шкалы, анимационные картинки, звуковые информационные вставки и т.д. Эти инфраструктурные элементы требуют большой проработки, но они играют огромную роль для достижения образовательной цели и для обеснече-ния эргономического соответствия всем необходимым нормам. В конечном счете, все инфраструктурные элементы комплексного средства обучения позволяют методически грамотно и ненавязчиво управлять вниманием и мышлением учеников.
Комплексные средства обучения в большей или меньшей степени предполагают некоторое компьютерное сопровождение. Для большинства комплексных средств обучения требуется не такое уж сложное программное обеспечение. Как правило, оно может быть реализовано средствами визуализированных языков программирования (например, средствами языка «Visual Basic», который включен в программу подготовки учителя информатики). Средства для создания программного обеспечения должны выбираться в соответствии с имеющимися возможностями, сам язык программирования не имеет принципиального значения, но результат программирования должен отвечать всем проектным требованиям.
После теоретико-методического обоснования содержания КСОФ можно приступать к практической работе. В основу его практической разработки, с одной сгороны, должны быть положены алгоритмы современных аудиовизуальных, информационных и коммуникационных технологий, а с другой - технологические механизмы
педагогики личностно ориентированного обучения. И те, и другие технологии имеют совершенно конкретные, надежные, отработанные и проверенные механизмы, основанные на современных достижениях в соответствующих научных областях. Эти механизмы специально доработаны с учетом предмета комплексного средства обучения физике и предлагаются в виде алгоритмических процедур, готовых к использованию студентом в рамках методической подготовки и учителем в процессе создания и применения комплексного средства обучения физике в школьной образовательной практике. Ко всем основным этапам разработки содержания и сюжета комплексного средства обучения физике в алгоритмической последовательности разработаны соответствующие механизмы:
- обоснования целесообразности содержания и эффективности сюжета;
- составления письменного обоснования содержания и письменно-графического сюжетного проекта;
- подготовки выступления с презентацией содержания и сюжета.
Все алгоритмические действия представлены с учетом последовательности их выполнения и характера получаемых от них результатов. Многие этапы представлены в виде вопросов, отвечая на которые разработчик, фактически, осуществит выполнение намеченного алгоритмом действия. Составление подробного обоснования в полном соответствии с предлагаемым механизмом обеспечит фактическое соблюдение при разработке комплексного средства обучения физике всех предъявляемых к нему требований.
Таблица 1.
Этапы создания комплексного средства обучения физике
№ п/п ЭТАП Чем следует руководствоваться (что необходимо знать разработчику)
l Выявление необходимости в комплексном средстве обучения физике - методической литературой, - нормативными документами, - программными материалами, - учебной литературой, - спецификой класса, школы
ll Установление целей, задач и функциональных возможностей комплексного средства обучения физике 1) возрастными, индивидуальными и личностными особенностями, 2) степенью развития учащихся, 3) степенью их обученности
lll Определение содержания комплексного средства обучения физике 1) научным содержанием вопроса, 2) математическим аппаратом, 3) программными возможностями
lV Овладение методами разработки комплексного средства обучения физике 1) программно-целевым методом, 2) системно-комплексным подходом, 3) средствами программирования
V Выявление особен- 1) методикой изучения вопроса,
ностей комплекс- 2) используемыми способами, мето-
ного средства обу- дами, формами и средствами обу-
чения физике чения физике,
3) эргономическими требованиями
Вся теоретическая работа над созданием содержания комплексного средства обучения физике может быть представлена в виде нескольких этапов. Знание этих этапов обязательно для технологичной организации процесса его разработки. Их представление поможет разработчикам грамотно организовать свою работу и правильно распределить силы. Для каждого этапа в табл. 1 приведены перечни основных требований и условий, на которые обязательно должен обращать внимание разработчик, чтобы создаваемое им средство обучения максимально соответствовало методическим задачам и дидактическим условиям.
УДК 62(07)
ББК Ч 486.88
О.В. Манухина
К вопросу о методике формирования понятия «база данных» у студентов педвуза
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования специальной методики для формирования понятия «база данных» у студентов педвуза. Предлагаемая методика включает ряд этапов, каждый из которых иллюстрируется конкретными примерами проектирования, создания или использования баз данных. Для каждого этапа приведены задания, предлагаемые студентам для выполнения, двух уровней сложности (базового и повышенного).
Ключевые слова: методика, формирование понятия, база данных.
O.V. Manukhina
On the Question of "Data Base" Concept Formation Technique of Pedagogical University Students
The article considers the question of special methodology usage for the formation of "data base" concept among pedagogical university students. The suggested methodology includes the row of stages, each of which is illustrated by the concrete examples of data base projection, crea-