Научная статья на тему 'Подготовка учителей к формированию у школьников обобщенных приемов действий'

Подготовка учителей к формированию у школьников обобщенных приемов действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ОБОБЩЕННЫЙ ПРИЕМ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / FORMING PUPILS' SKILLS IN SOLVING MATHEMATICAL PROBLEM / TEACHING MATHEMATICS / GENERALIZED METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арюткина Светлана Владимировна

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты подготовки учителей математики к формированию у школьников обобщенных приемов решения математических задач, возможности ее организации в рамках вузовского (довузовского и послевузовского) педагогического образования, в частности, на занятиях специального курса по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of pupils' skills in using the generalized methods of tasks solutions: special course for mathematics teachers

Some methodic aspects of training teachers to form pupils' skills in using the generalized methods of tasks solutions are discussed.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителей к формированию у школьников обобщенных приемов действий»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

)

С.В. АРЮТКИНА, доцент Арзамасский государственный педагогический институт

Подготовка учителей к формированию у школьников обобщенных приемов действий

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты подготовки учителей математики к формированию у школьников обобщенных приемов решения математических задач, возможности ее организации в рамках вузовского (довузовского и послевузовского) педагогического образования, в частности, на занятиях специального курса по выбору.

Ключевые слова: математическая задача, обобщенный прием, обучение математике.

В основе разработки стандартов нового поколения лежит системно-деятельност-ный подход, направленный на развитие личностного потенциала обучающегося. В современной системе образования оно обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов. Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Они формируются при изучении как отдельного учебного предмета, так и их совокупности [1, 2]. Применительно к математике следует говорить в первую очередь о необходимости овладения учащимися обобщенными приемами решения математических задач, полученными на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач [3].

Учителя математики зачастую оказываются неготовыми к формированию названных приемов. В связи с этим следует говорить о необходимости специальной подготовки учителей математики к решению данной педагогической задачи. Такая подготовка может осуществляться в процессе обучения будущих учителей математики в

педагогических ссузах (училищах, колледжах и др.) и вузах(институтах, университетах и др.), а в дальнейшем - на курсах повышения квалификации (при институтах развития образования).

Наиболее широкие возможности осуществления специальной подготовки буду-щихучителей математики к формированию у школьников обобщенных приемов решения математических задач имеются в рам-кахвузовского обучения, поскольку здесь этот процесс отличается широтой тематики курсов по выбору в рамках общепрофессиональной подготовки, разнообразием форм самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам, богатым методическим обеспечением учебного процесса, многообразием тематики курсовых выпускных квалификационных работ, а также более высоким уровнем профессиональной подготовки преподавательского состава. В рамках традиционной системы обучения студентов физико-математических факультетов педагогических вузов подготовка будущих педагогов может проводиться при изучении таких дисциплин, как «Элементарная математика», «Теория и методика обучения математике », а также в рамках отдельных курсов, например курса по выбору «Формирование обобщенных приемов решения школьных математических

150

Высшее образование в России • № 1, 2012

Возможности организации подготовки учителей математики к формированию у школьников обобщенных приемов решения математических задач

Педагогические ссузы

« 13

го

Педагогические вузы

ю о

[2 § 5 й

и

к Р

« Й

а

а о ё

я и

о «

С о К

« а

¡3

« к

к в

й

го и

н

т

н о ю й Л

л и о о

Л &

и

о §

т

а к в о т о

г

д

о п о м а

о

Институты развития образования

3

к

н о ю й Л

о §

т

задач ». Основными целями такого курса являются:

1) повышение уровня математической и методической культуры студентов для практической работы в школе; формирование у них системы знаний и умений, необходимых для организации обучения школьников приемам рационального выполнения деятельности, в том числе обобщенным приемам решения математических задач;

2) развитие у студентов исследовательских навыков и креативности;

3) воспитание у студентов научного мировоззрения, самостоятельности, целеустремленности и других личностных качеств.

Теоретической базой курса «Формирование обобщенных приемов решения школьных математических задач» служат математические знания, полученные в школе и вузе, а также знания в области психологии и педагогики.

На занятиях этого курса студенты должны овладеть следующими умениями: определять составы обобщенных приемов решения школьных математических задач,

составлять к ним инструкции и блок-схемы; использовать различные подходы к построению методического обеспечения процесса их формирования; анализировать методическое обеспечение этого процесса, имеющееся в школьных учебниках математики, с точки зрения достаточности для формирования обобщенных приемов решения школьных математических задач.

Основное содержание описываемого курса составляют следующие темы [4]:

1. Роль математических задач в современном математическом образовании школьников (задача и упражнение в теории и методике обучения математике, основные функции задач в обучении математике).

2. Основные положения теории поэтапного формирования умственной деятельности и теории формирования обобщенных приемов умственной деятельности как основы процесса формирования обоб-щенныхприемов решения школьных математических задач.

3. Основные предпосылки формирования обобщенных приемов решения матема-

Редакционная почта

151

тических задач (психологические, дидактические, организационно-методические).

4. Этапы формирования обобщенных приемов решения математических задач.

5. Различные подходы к определению состава действий обобщенныхприемов решения основных типов школьных математических задач различными методами (аналитическими, графическими, методом интервалов и др.).

6. Методические аспекты формирования обобщенных приемов решения задач, анализ существующего методического обеспечения обучения решению математических задач, требования и различные подходы к его построению.

7. Циклы задач как средство формирования обобщенных приемов решения школьных математических задач с помощью различных способов и методов (аналитических, графических, метода интервалов и др.).

Отметим также, что формирование обобщенных приемов математической деятельности у многих студентов - будущих

учителей математики может происходить при выполнении ими курсовых и выпускных квалификационных работ методического характера.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володар-

ская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г, Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

2. Рыжаков М.В. О некоторых подходах к раз-

работке стандарта общего образования второго поколения // Профильная школа. 2005. № 4. С. 5-9.

3. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школь-

ников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности. М.: Просвещение, 1990. 128 с.

4. Арюткина С.В. Формирование обобщен-

ных приемов математической деятельности школьников в условиях профильного обучения. Арзамас: АГПИ, 2010. 255 с.

ARYUTKINA S. FORMATION OF PUPILS' SKILLS IN USING THE GENERALIZED METHODS OF TASKS SOLUTIONS: SPECIAL COURSE FOR MATHEMATICS TEACHERS

Some methodic aspects of training teachers to form pupils' skills in using the generalized methods of tasks solutions are discussed.

Key words: teaching mathematics, forming pupils' skills in solving mathematical problem, generalized method.

Развитие творческой

Е.В. ЛЕОНОВА, доцент личности студента

нияу«мифи» (Обнинский в исследовательском

институт атомной энергетики)

университете

Рассматривается проблема развития творческой личности студентов. Раскрывается потенциал адаптационного периода для развития творческой активности. Показана эффективность деловых игр и тренингов креативности с применением теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Обоснована необходимость и описаны методы привлечения студентов к научным исследованиям. Изложены стратегии педагогической деятельности преподавателя по развитию креативности студентов.

Ключевые слова: развитие творческой личности, новые образовательные технологии, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.