ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ
Л.В. Женина, А.А. Маткин
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается роль и значение ИКТ для модернизации процесса обучения истории в средней школе, сформулированы цели и задачи подготовки учителя истории к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, обозначены методические аспекты такой подготовки, дана характеристика программных средств и ресурсов Интернета, которые могут использоваться в преподавании истории.
Актуальность использования ИКТ
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности.
Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Преподавание истории не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие ин-
© Л.В. Женина, А.А. Маткин, 2005
терактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а также содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web - страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся [3].
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Цель и задачи подготовки учителя истории к использованию ИКТ
Основной целью подготовки учителей истории является содействие формированию готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Компоненты ИКТ (технический, программный, методический и информационный) позволяют определить систему задач при планировании процесса подготовки учителей.
1. Совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.
2. Ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе.
3. Овладение методиками преподавания истории с использованием ИКТ.
4. Развитие умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.).
При подготовке учителей к работе с ИКТ необходимо учитывать 2 фактора: уровень освоения ИКТ учителем как пользователем и уровень внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя. Можно выделить 3 уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя также различны, они определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Для определения уровня освоения учителем ИКТ необходимо проведение диагностики, результаты которой позволят сформировать группы для подготовки учителей. Для каждой из них должны быть предложены особые программы, позволяющие наиболее полно реализовать поставленную цель.
Программные средства, используемые в процессе обучения истории
Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого [5]. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете можно найти коллекции готовых учебных презентаций по предмету история ( например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования: http ://center.fio.ru/ som/). Кроме того, сегодня широко
практикуется создание презентаций для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).
Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение и пр.
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены в основном для обработки числовых данных. Тем не менее возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально -экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.
Опыт использования Microsoft Office 2000 в школе представлен в бесплатно распространяемом компанией Microsoft комплекте учебно-методических пособий для школьных учителей, состоящем из нескольких брошюр и CD.
В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенные на ПК, CD или в Интернете. Рассмотрим основные программно-педагогические средства (ППС), предназначенные для преподавания истории.
Энциклопедии. ППС этого вида предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD
«Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие, можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга»,«Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр» И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» -«Биографии: Россия», CD «Библейский компьютерный справочник».
Электронные библиотеки (сборники различных текстов) представляют собой в большинстве случаев электронные версии полиграфических изданий. Они снабжены удобными поисковыми системами. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.
Программы-репетиторы. Эти обучающие программы ориентированы на заключительный этап обучения (в частности, на подготовку к экзамену). Примером в этом ряду является тестирующая программа для школьников и абитуриентов на CD «Репетитор по истории».
Задачники. ППС это вида позволяют организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Обучающие программы этого типа напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса».
Электронные учебники совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения [1]. На сайте издательства по адресу http://www.history.ru/ можно скачать обновление к данной программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и др.
Использование возможностей Интернета на уроках истории
Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.
Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru).
Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/). На сайте имеется библиотека электронных ресурсов (http://www.hist.msu.ru/ER/index.html), содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX - начала XX в., аннотации книг, подготовленных преподавателями исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.
Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу: http://cyrill.newmail.ru/index2.html. В глобальной сети имеются уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: сайт по истории Древней Месопотамии (http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/), сайт о Древнеримской цивилизации (http://rome.webzone.ru/) и Древнеегипетской цивилизации (http://www.kemet.ru/ ). На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и раз-
личные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые предоставляют большие возможности по их использованию в педагогическом процессе [2].
При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции» (http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm), на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движений.
Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» (http://www.1september.ru/ru/) и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 - 2003 гг. (http://his.1septemb er.ru/index.php), и сайт «Я иду на урок истории» (http://his.1september.ru/urok/). На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» (http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm), созданном Алтайским отделением Федерации интернет- образования.
Учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее, в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http ://center. fio.ru/som/ .
Интересный проект, получивший название «Хронос - всемирная история в Интернете», был осуществлен в Интернете под руководством Б.В. Румянцева (http://www.hronos.km.ru/). Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных региоНях мира [-серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт» (http://www.history.ru) и на сайте исторического факультета МГУ.
Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Методическая подготовка учителя
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов. Методику использования электронных учебных пособий еще надо создавать. В этих условиях наиболее адекватной формой подготовки кадров выступает организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ.
Назовем основные содержательные блоки курсов подготовки учителей:
1. Технологический блок. Предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
2. Программно-методический блок. Нацелен на формирование умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями. Важной составляющей этого блока является систематизация Интернет - ресурсов по истории.
3. Содержательный блок. Направлен на совершенствование информационной компетентности преподавателя: способности понимать суть обработки информации, находить информацию в различных источниках, пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации, интерпретировать информацию, конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему, широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений, производить анализ информационных моделей и пр.
Библиографический список
1. Антонова, Т.С. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век» / Т.С. Антонова, Т.В. Батаева // Преподавание истории в школе. -1998. - № 4. - С.57-61.
2. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. -С.169.
3. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. - Пермь: ПРИПИТ, 2004. - С.14.
4. Румянце, В.Б. Всемирная истории в Интернете / В.Б. Румянцев // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 8. - С.75-77.
5. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и
обществознания / Чернов А.В. // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 8.-
С.40-46.