Научная статья на тему 'Подготовка учителей естественнонаучного цикла в системе повышения квалификации к реализации метапредметного подхода в образовании'

Подготовка учителей естественнонаучного цикла в системе повышения квалификации к реализации метапредметного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / МЕТАПРЕДМЕТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / METAOBJECTIFICATION / METAOBJECTIFICATION APPROACH / METASUBJECTS / METAOBJECTIFICATION RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Елена Ивановна, Щербакова Татьяна Константиновна

В данной статье речь идет о подготовке учителей ЕНЦ к реализации метапредметного подхода в свете внедрения новых стандартов второго поколения в систему общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with training of teachers specialized in natural sciences subjects for the realization of the metaobjectification approach in the light of introducing the new 2nd generation standards into the system of general education.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителей естественнонаучного цикла в системе повышения квалификации к реализации метапредметного подхода в образовании»

ПЕЛНГОГПЧЕОКНЕ ИНУК!

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Е. И. Еремина, Т. К. Щербакова

TRAINING TEACHERS OF NATURAL SCIENCES SUBJECTS IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING FOR REALIZING METAOBJECTIFICATION APPROACH IN EDUCATION

Eremina E. I., Scherbakova T. K.

The article deals with training of teachers specialized in natural sciences subjects for the realization of the metaobjectification approach in the light of introducing the new 2nd generation standards into the system of general education.

Key words: metaobjectification, metaobjectification approach, metasubjects, metaobjectification results.

В данной статье речь идет о подготовке учителей ЕНЦ к реализации метапредметно-го подхода в свете внедрения новых стандартов второго поколения в систему общего образования.

Ключевые слова: метапредметность, ме-тапредметный подход, метапредметы, мета-предметные результаты.

УДК 378.147:574/577:004

В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Понятие метапредметности входит в систему российского образования вместе с нынешней версией Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Мета-предметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы.

Что такое метапредметные образовательные результаты, как они связаны с учебными предметами, как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении биологии, географии, химии, физики и других учебных предметов? В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредмет-ного подхода для большинства учителей осталась малопонятным.

Современные ученые, разрабатывающие основы метапредметного подхода в образовании (А. Г. Асмолов, Ю. В. Громыко, А. В. Хуторской и др.), считают, что метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Углубляя собственную предметную специализацию, учителя порой очень плохо ориентируемся в устройстве другого учебного предмета, считая, что главное - хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «вникать» в чужую. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественнонаучных дисциплин. Но и учителя, каза-

м

ШЕ. И. Еремина, Т. К. Щербакова

Подготовка учителей естественнонаучного цикла в системе повышения квалификации.

лось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, географии и биологии, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов (1).

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка идти навстречу новым потребностям и новым вызовам XXI века, который характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие.

В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги-теоретики и педагоги-практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапред-метный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредмет-ный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях (1).

Работая с определенным предметным понятием, учитель передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, или с идеализацией, поднимаясь с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый способ является универсальным и применим в случае работы с понятием, с моделью или с идеализацией к разным предметным областям.

Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая, являющиеся основным показателем качества образова-

тельной работы и также определяет специфику метапредметной интеграции.

Учитывая перечисленные особенности ме-тапредметной интеграции, уже понятно, как сце-нировать учебное занятие с элементами мета-предметного подхода. Такое занятие должно быть посвящено метапредметному вопросу, ме-тапредметной теме, то есть такой теме, которая может быть раскрыта на разном предметном материале: «Классификация», «Система», «Моделирование», «Знание и незнание». Раскрывая эту тему на своем учебном предмете, учитель должен показать, например, как создается классификация, что есть классификационные признаки и почему их нужно придерживаться. Учащиеся смогут в дальнейшем определять классификационные признаки любой предметной классификации. Такой способ, средство различения, присваиваемые учащимся не информативно, но деятельностно, и будут в этом случае деятельностной единицей содержания. Если в конце урока предложить учащимся разработать классификацию на другом предметном материале, это позволит проверить, насколько это метаумение действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на разных учебных предметах.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Учителя XXI века - специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, потому возникают новые требования к педагогу XXI века. XXI век - век рефлексивных форм знания. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.

В отношении метапредметного подхода требуется специально организованная подготовка учителей. Директору школы или завучу недостаточно провести педсовет, на котором объявить, что теперь все будем достигать метапредметных образовательных результатов. Нужна оргдея-тельностная технология по постепенному выявлению и включению метапредметных элементов в обучение обычным предметам. Учителям нужно выделить фундаментальные образовательные объекты, запланировать соответствующую учебную деятельность по отношению к ним, сделать первичную диагностику ученической подготовленности. Затем, проведя систему занятий, про-диагностировать полученные учениками результаты, скорректировать дальнейшую методику (2).

В логике нашего исследования нам необходимо реализовать проект с целью подготовки учителей естественнонаучного цикла к работе в контексте метапредметного подхода, позволяющий развивать базовые компетентности педагога, необходимые для работы в новых условиях. Констатирующий эксперимент показал, что лишь незначительная часть учителей имеет понятие о данном нововведении в образовании. В соответствии с этим мы определяем следующую проблему: как научить учителей реализовывать метапредметный подход в образовательном процессе. Представленная проблема может найти свое решение через обучение учителей в системе курсов повышения квалификации.

В рамках метапредметного подхода учитель должен демонстрировать:

• приёмы рационального использования резервов мозга;

• приёмы работы с информацией;

• представлять возможность - учиться самим, выражаясь в письменной и устной речи;

• научиться самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).

В рамках проведения курсов повышения квалификации учителей ЕНЦ реализуются как теоретические оставляющие метапредметного подхода, так и прикладные. Прикладное значение имеет обучение учителей проведению мета-

ЛИТЕРАТУРА

1. Громыко Н. В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. [Электронный ре-

предметного занятия, составления метапредмет-ных программ.

Особенности метапредметного занятия определены как:

• интегрированное занятие;

• деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи им способов работы со знанием;

• содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т. д.;

• системная работа со способом: если ученик освоил составление классификации в биологии, учитель даёт ему задание по составлению классификации в химии или географии;

• учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Разработка надпредметных программ как программ достижения конкретных метапредмет-ных результатов получила развитие во многих школах России.

Такие программы могут быть рассчитаны на отдельную ступень школьного образования и даже на меньший период времени. В надпред-метной программе указываются: ключевые компетентности, для формирования которых она составлена; предметы, на материале которых реализуется программа; виды познавательной и практической деятельности; формы совместной работы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля).

По надпредметным программам можно работать на уроках (и других видах занятий) по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Разработка надпредметных программ может стать одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программ может и должно учитывать особенности конкретной школы — социальной среды, состава учащихся, потенциала педагогического коллектива.

сурс], 07.09. 2010 г. - http:// ug.ru/ archive/ 36681

2. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообраз-ности. [Электронный ресурс] // Вестник Ин-

Е. И. Еремина, Т. К. Щербакова Подготовка учителей естественнонаучного

ститута образования человека;

02.03.2012 г. - http: // eidos-institute.ru/ journal/ 2012/ 0302.htm

Об авторах

Еремина Елена Ивановна, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, соискатель Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - реализация метапредметного подхода в образовании. [email protected]

цикла в системе повышения квалификации...

Щербакова Татьяна Константиновна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономической, социальной и политической географии». Сфера научных интересов - развитие систем образования, подготовки учителей. Автор более 100 научных публикаций.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.