Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогического ВУЗа к взаимодействию с семьей как путь к укреплению института семьи и семейных ценностей'

Подготовка студентов педагогического ВУЗа к взаимодействию с семьей как путь к укреплению института семьи и семейных ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY VALUES / PARENTAL / FAMILY UPBRINGING / FAMILY FORMULA / FAMILY INSTITUTE / CONSCIOUS PARENTAL / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / РОДИТЕЛЬСТВО / ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМУЛА СЕМЬИ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Оксана Анатольевна, Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна

Статья посвящена проблемам укрепления института семьи и семейным ценностям. Предметом рассмотрения стали отдельные методики, способствующие подготовке студентов педагогического ВУЗа к взаимодействию с семьей как путь к укреплению института семьи и семейных ценностей. Представленные в статье материалы станут полезными социальным педагогам, преподавателям педагогических ВУЗов, студентам педагогических факультетов колледжей и ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Оксана Анатольевна, Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPORATION STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTIONS TO INTERCOURSE A FAMILY AS A WAY OF STRENGTHENING THE INSTITUTE FAMILY AND FAMILY VALUES

The article is devoted to strengthening the institute of family values. The subject matter of the article are certain methods, which help us to prepare students of a pedagogical institute to intercourse with a family, as the way to strengthen the institute of family and family values. The given material in the article will be useful for social tutors, teaches of the pedagogical institutions, students of pedagogical faculties and colleges and higher institutions.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогического ВУЗа к взаимодействию с семьей как путь к укреплению института семьи и семейных ценностей»

УДК 374

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ КАК ПУТЬ К УКРЕПЛЕНИЮ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Тихонова О.А., Шарафетдинова З.Г.

Статья посвящена проблемам укрепления института семьи и семейным ценностям. Предметом рассмотрения стали отдельные методики, способствующие подготовке студентов педагогического ВУЗа к взаимодействию с семьей как путь к укреплению института семьи и семегтых ценностегt. Представленные в статье материалы станут полезными социальным педагогам, преподавателям педагогических ВУЗов, студентам педагогических факультетов колледжей и ВУЗов.

Ключевые слова: семейные ценности; родительство; осознанное родительство; семейное воспитание: формула семьи; институт семьи.

PREPORATION STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTIONS TO INTERCOURSE A FAMILY AS A WAY OF STRENGTHENING THE INSTITUTE FAMILY AND FAMILY VALUES

Tikhonova O.A., Sharafetdinova Z.G.

The article is devoted to strengthening the institute of family values. The subject matter of the article are certain methods, which help us to prepare students of a pedagogical institute to intercourse with a family, as the way to strengthen the institute of family and family values. The given material in the article will be useful for social tutors, teaches of the pedagogical institutions, students ofpedagogical faculties and colleges and higher institutions.

Ключевые слова: family values; parental; family upbringing; family formula; family institute; conscious parental.

Введение

Кризис института семьи и семейный образ жизни приобретает сегодня глобальные масштабы. В связи с этим, по мнению исследователей (И.В. Бестужев-Лада, И.В. Добряков, Г.Г. Лидере, И.А. Хомен-ко, Г.Г. Филипова, В.К. Шабельников), представляется немаловажно осознать, что происходит с современной, молодой семьей и оказать психолого-педагогическое сопровождение в создании нового стиля ее жизни, утверждающего развитие воспитательной функции семьи. Большое значение и помощь в решении этой проблемы могут оказать педагоги, которые соприкасаются с институтом социального воспитания как семья.

Молодые люди часто выходят замуж или женятся по ряду не правильных причин, таких как, освобождение от опеки родителей, психологическое давление сверстников, ранняя беременность.

Согласитесь, что молодые люди в нашем современном мире получают прекрасное образование в различных сферах деятельности: в математике, педагогике, лингвистике, науке и т.д. Но, к сожалению, они минимум получают знаний - как найти себе вторую половинку, как построить счастливую семью, как спасти семью от развода. Их не учат, как стать заботливой любящей женой, мамой. Как стать внимательным, верным мужем, папой. Они не получают самую нужную и главную профессию в жизни: Профессию: Муж, Профессию Жена, Профессию Родитель!

Исходя из этого, возникает потребность подготовки студентов педагогического ВУЗа к взаимодействию с семьей для развития у них общекультурных и педагогических компетенций в области семейного воспитания и способности к полноценному сотрудничеству с родителями учащихся образовательных учреждений в будущей профессиональной деятельности, а также к созданию своей собственной семьи и осознанному родительству.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, беседа.

Результаты и обсуждения исследования

В рамках исследования было нами проведено анкетирование среди студентов факультета педагогики и психологии Набережно-челнинского государственного педагогического университета, в г. Набережные Челны, для того чтобы определить их представление о семье, об осознанном родительстве, о семейных ценностях, проблемах, которые, по мнению студентов, могут возникнуть при создании собственной семьи, а также, чтобы определить в дальнейшем тематику и содержание курсов по выбору в центре «Формула семьи», которые могут способствовать качественной подготовке бакалавров по эффективному взаимодействию с семьей. Анкетирование проводилось среди студентов 1-2 курса и выпускников, что позволило получить разносторонний взгляд на исследуемую проблему.

Проанализировав ответы студентов, мы получили такие результаты: 89% от общего числа опрошенных согласны с утверждением, что современной системе образования требуются специалисты, способные эффективно взаимодействовать с семьей; 82% - опрошенных осознают, что нужно со школьной скамьи готовить учащихся к созданию семьи и осознанному родительству. При этом студенты указывают следующие причины: проблемы взаимодействия в семье, выбор второй половины, осуществление недостаточно эффективного воспитания подрастающего поколения со стороны родителей, отсутствие тесного взаимодействия между семьей и школой. В то же время ряд студентов высказали мнение о том, что современной семье не требуется помощь извне (11%), так как не стоит вторгаться во внутрисемейные проблемы, работать необходимо только с детьми, а не с родителями. 18% респондентов считают, что готовить молодежь к созданию семьи и осознанному родительству не надо.

В понимании студентов «образованный родитель» - это: успешный, ответственный, саморазвивающийся человек с системой семейных ценностей, способный сформировать эти ценности у своих детей (33%); пример для подражания (27%); помощник, психолог, наставник для своих детей (19%); компетентный в вопросах семьи и семейного воспитания специалист (16%); человек, получивший среднее или высшее образование (11%).

Основными проблемами, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей, являются следующие: проблема непонимания между поколениями (49%); различные психологические проблемы (агрессивность, замкнутость, гиперактивность, конфликты с окружающими) (30%), проблема компьютерной зависимости (14%); отсутствие у детей желания учиться (24%); проблемы подросткового возраста (19%).

На вопрос: «Нужно ли готовить молодежь к созданию семьи и осознанному родительству?» - 85% - ответило, что нужно.

Считают ли студенты необходимым обучение молодежи и супругов, имеющих детей, по специальным образовательным программам, ориентированным на интересы и проблемы, с которыми родители сталкиваются в жизни, на данный вопрос положительной ответили 95% опрашиваемых. Лишь 5% сомневаются в такой необходимости.

Нами осуществлялся анализ учебных планов по направлению подготовки «Педагогическое образование». Были выявилены специальные дисциплины, в рамках которых возможно готовить студентов к взаимодействию с семьей, к созданию семьи и осознанному родительству.

Содержание дисциплин «Семейная педагогика», «Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи» позволило включить материал о формировании мотивации к семейным ценностям, подготовке осознанному родительству, взаимодействии с семьей, а также специальных знаний и практических умений, относящихся к сфере семейных ценностей.

Был создан общественный центр «Формула семьи» по подготовке молодежи к взаимодействию с семьей, к созданию семьи и осознанному родительству. Его содержание включает изучение семейных ценностей, феномен родительства, моделирование стратегии родительского поведения и личностной позиции «Я - будущий родитель».

Деятельность студентов предполагала осознание цели и мотивов выполнения самостоятельной работы, готовящей их к взаимодействию с семьей, осознанному родительству, планирование ее этапов, определение средств, необходимых для проделывания заданий.

Педагогическими условиями эффективности самостоятельной работы студентов в центре «Формула семьи» были определены: готовность к самостоятельной деятельности; мотивация к приобретению знаний; оказание консультативной помощи; создание ситуаций успеха на занятиях для развития у студентов уверенности в своих силах, адекватной самооценки, раскрытия индивидуальных способностей.

В ходе реализации проекта студенты-участники центра строили занятия на основе диалога, взаимопонимания, сопереживания. Они выполняли задания в парах и небольших группах. Здесь демонстрировалось умение слушать друг друга, высказывать собственные мнения, проявлять согласованность в принятии совместных решений. Характеристика категорий «материнство» и «отцовство» была дана на основе их сравнительного анализа. Студентами проводились городские мероприятия для молодежи, носящие воспитательный характер: «За жизнь» (проблемы репродуктивного здоровья женщины), «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мама» (литературно-музыкальная композиция). При рассмотрении воспитательного потенциала семьи студентам предлагалась подготовить презентации о проделанной работе в школе.

Использование достаточно разнообразных по содержанию и разной степени сложности заданий для самостоятельной деятельности в центре «Формула семьи» позволило обеспечить личностно-дея-тельностный подход к работе со студентами.

Работа студентов в центре способствовало более качественному усвоению и расширению информации о семейных ценностях, подготовке к взаимодействию с семьей и осознанному родительству.

Заключение

В результате работы повысился познавательный интерес и активность студентов. Следует отметить возросшую способность студентов к реконструкции и использованию теоретического материала в заданных ситуациях, связанных с семейными ценностями.

Промежуточный контроль знаний студентов, школьников о семье, о семейных ценностях показал их заинтересованность в изучении данного феномена и его осмысления.

Студенты понимают актуальность и необходимость подготовки к взаимодействию с семьей, знают основные проблемы, которые возникают у современных родителей, рассматривают «Центр «Формула семьи», где можно пройти необходимое обучение в данном направлении.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания: педагогическое эссе. СПб.: Москва, Амрита Русь, 2016. 335 с.

2. Ильдарханова Ф.А. Кризис и семья - стратегия выживания: монография. СПб.; Казань: НИЦ семьи и демографии АН РТ, 2009. 104 с.

3. БобюваЕ.Ю., Магсумов Т.А., МаксимовЯ.А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. 168 с. DOI: 10.12731/profstandart2017.

4. Тихонова O.A. Молодежное крыло - родительская забота: методические материалы и рекомендации (региональный опыт). Набережные Челны, 2018. 65 с.

References

1. Amonashvili. Sh.A. (2016). The art of family upbringing pedagogical essay. SPb; Moscow.

2. IldarhanovaF.A. (2009). Crisis andfamily strategy of 'surviving. SPb.; Kazan.

3. Bobkova E.Yu., Magsumov, T.A., Maksimov, Ya.A. (2017). Professional 'nye standarty г' sfere obrazovaniya: innovatsii v organizatsii obrazovatel 'nogoprotsessa: uchebnik [Professional standards in education: innovations in the organization of educational process: textbook], Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, [in Russian], DOI: 10.12731/profstandart2017.

4. Tihonova О.А. (2018). Youthful wing-parentals care Metodical materials and recommendations (regional experience). N. Chelny.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Тихонова Оксана Анатольевна, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, кандидат биологических наук

Набережночелнинский государственный педагогический университет

ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Россия maloks 76(a)mail. ru

Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, кандидат филологических наук

Набережночелнинский государственный педагогический университет

ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Россия gazega(a)mail. ru

DATA ABOUT AUTHORS Tikhonova Oksana Anatoljevna, associate professor of the department of theory and methods of primary and preschool education, candidate of biological sciences

Naberezhnye Chelny Pedagogical University

28, Nizametdinov Str., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia

maloks 76(d)mail. ru

Sharafetdinova Zemfira Gabdrakhmanovna, associate professor of the department of theory and methods of primary and preschool education, candidate of philological sciences

Naberezhnye Chelny Pedagogical University

28, Nizametdinov Str., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia

gaze ga(a> mail, ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.