Рослякова Светлана Васильевна, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Roslyakova Svetlana Vasilievna, Associate Professor of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Хасенгалиев, А. Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к организации воспитательной работы с детьми и подростками в условиях современной школы / А. Л. Хасенгалиев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 131-140.
УДК 377 ББК 74.479
подготовка студентов педагогического колледжа
к организации воспитательной работы с детьми
и подростками в условиях современной школы
А. Л. Хасенгалиев
В данной статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогического колледжа к организации воспитательной работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации воспитательной работы с детьми и подростками в образовательной организации. Перечислены различные виды деятельности, используемые в педагогической практике работы с детьми и подростками. Представлен опыт образовательных учреждений по организации воспитательной работы, обозначены основные мероприятия. Обобщен опыт совершенствования содержания практической подготовки студентов, модернизации средств и методов практического обучения в профессиональной образовательной организации. Проанализированы различные позиции исследователей по отношению к проблеме организации практической подготовки студентов. Сделана попытка выявить и охарактеризовать реальные возможности педагогической практики профессиональной подготовки в условиях педагогического колледжа по применению наиболее успешных педагогических технологий в организации воспитательной работы, приведены примеры эффективной деятельности в этом направлении. Обоснована идея о том, что педагогическая практика является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая направлена на формирование общих и профессиональных компетенций. В связи с этим особую роль приобретает будущая профессиональная деятельность начинающего педагога, которая невозможна без практических навыков, приобретенных в педагогическом колледже, особенно когда речь идет об организации воспитательной работы с детьми и подростками в образовательной организации.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, воспитание, студенты, педагогический колледж, современная школа, образовательный процесс.
Изменения, происходящие в среднем профессиональном образовании, применение инновационных форм и средств организации педагогической деятельности, внедрение новых образовательных стандартов делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности педагога, методологии и технологиях ее осуществления. Реализация национального проекта «Образование», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, Федерального закона от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» связана с проблемой профессиональной подготовки студентов к будущей практической деятельности в современной школе, что предопределяет поиски наиболее действенных путей ее решения. Проведенные исследования по данной проблеме показывают, что главная трудность
подготовки педагогических кадров — это оторванность от тех реалий, которые имеют место в школе. Связано это, с точки зрения авторов, прежде всего с несогласованностью требований главных рамочных документов системы образования — федеральных государственных образовательных стандартов [1]. Однако профессиональные образовательные организации имеют право вносить самостоятельно в основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) результаты обучения сверх того, что устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Это значит, что для формирования устойчивых знаний, умений, приобретения практического опыта возможно внести необходимые изменения в рамках успешной организации практической деятельности будущих педагогов. Такой вариант представляется нам наиболее перспективным, так как он ориентирован на активизацию познавательной и социальной активности будущих педагогов.
Проблемы, связанные с профессиональной подготовкой будущих педагогов, изучаются в рамках нескольких направлений: формирование личности специалиста (А. В. Блинова, Ю. П. Ветрова, Т. И. Руднева); подготовка специалистов для работы в различных социально-педагогических учреждениях (Н. М. Борытко, Т. В. Коновалова, В. И. Спирина, Т. А. Фокина). Психолого-педагогические аспекты формирования готовности отражены в исследованиях М. И. Дьяченко, Г. А. Ковальчук, К. К. Платонова. Структура готовности педагога к профессиональной деятельности рассматривается З. Ю. Кутузовой, Л. И. Родиной, Т. И. Рудневой.
В своей профессиональной деятельности педагоги выполняют ряд социальных ролей: учитель, воспитатель, посредник, наставник, помощник, общественный деятель. В этой связи выявляется необходимость особой организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования по подготовке будущих педагогов к выполнению практической профессиональной деятельности. Согласно профессиональному стандарту «Педагог», который определяет уровень профессиональных компетенций и личностных качеств учителя, современный учитель должен выполнять следующие трудовые действия в сфере воспитательной деятельности [2]:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- проектирование и реализацию воспитательных программ;
- реализацию воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка и т. д.
Совокупность современных педагогических технологий, по нашему мнению, может выступать в качестве педагогических условий профессиональной готовности специалистов к успешной деятельности в сфере организации воспитательной работы с детьми и подростками. Именно технологии преподавания и организации образовательного процесса в педагогическом колледже являются внешним обстоятельством, фактором, оказывающим существенное влияние на протекание образовательного процесса, сознательно сконструированного педагогическим коллективом колледжа, интенционально предполагающего определенный результат процесса обучения [3].
В ходе совместной деятельности педагогического сообщества Волгоградской области и студентов ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А. П. Маресьева», ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий им Ю. Гагарина» мы постарались определить основные направления профессиональной подготовки будущего специалиста по организации воспитательной работы с детьми и подростками в современной школе. По нашему мнению, данное направление подготовки может включать в себя такие направления будущей воспитательной деятельности в образовательной организации, как:
- реализация программно-целевого и межведомственного подходов в решении социально-педагогических проблем;
- организация культурно-досуговой работы с детьми и взрослыми по месту жительства (групповые и индивидуальные формы);
- методика выявления и изучения воспитательного и развивающего потенциала социальной среды;
- поддержка детских и подростковых инициатив, общественных объединений и организаций;
- организация социального взаимодействия в интересах самореализации личности детей и подростков, развития их креативности;
- помощь детям, нуждающимся в улучшении взаимоотношений со сверстниками, родителями и педагогами;
- деятельность педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- реализация системного подхода в организации воспитательной работы;
- программно-целевой подход к решению наиболее острых социально-педагогических проблем;
- изучение социокультурного окружения школы и использование его потенциала в социальном воспитании учащихся.
Мощным инструментом совершенствования образовательного процесса является унификация требований к будущим специалистам образовательной сферы и создание единых требований к уровню подготовки студента в педагогическом колледже.
Рассмотрим наиболее успешные и эффективные, на наш взгляд, формы и технологии практического обучения, внедряемые в образовательном процессе в ходе подготовки будущих педагогов в сфере организации воспитательной работы с детьми и подростками (опыт работы ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А. П. Маресьева»).
Для того чтобы организация воспитательной работы была более эффективной, необходимо формировать профессиональную готовность (совокупность общих и профессиональных компетенций) к налаживанию воспитательного процесса в образовательной организации с первого года обучения в колледже. Студенты Камы-шинского индустриально-педагогического колледжа им. А. П. Маресьева знакомятся со всей нормативной базой современной системы воспитания, от Федерального закона «Об образования в Российской Федерации» и федеральных подзаконных актов до системы подзаконных актов региона, муниципалитета, и анализируют ее. Проанализировав назначение и роль каждой составной части воспитательных мероприятий, студенты вместе с преподавателями выделяют составные части федеральной, региональной системы воспитания, муниципальных программ, стараются выделить и охарактеризовать основные направления, формы и методы воспитания, на которых строится весь образовательный процесс в школе. Обучающиеся педагогического колледжа на практических и семинарских за-
нятиях получают представление о многообразии авторских и рабочих программ воспитания, а начиная с 2020 года стараются самостоятельно представить идеи по разработке инвариативных и вариативных модулей программ воспитания по разделам: «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», «Цель и задачи воспитания», «Виды, формы и содержание деятельности», «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Формирование профессиональной готовности будущего педагога — это процесс его становления под влиянием внешних воздействий обучения, воспитания, социальной среды, а развитие — процесс закономерного изменения в результате вхождения студента в профессиональную среду [3].
Следует отметить, что профессиональная подготовка студентов в педагогическом колледже должна носить практическую направленность. Педагогическая практика должна предоставить студенту как будущему специалисту возможность реализовывать все виды предстоящей профессиональной деятельности (учитель, воспитатель, вожатый, тьютор, педагог-организатор). Современная практическая деятельность студентов педагогического колледжа направлена на формирование общих и профессиональных компетенций. Качество профессиональной подготовки — это категория, связанная с уровнем сформированности теоретических знаний, практических навыков, способностью качественно осуществлять свою профессиональную деятельность, а также стремлением к самосовершенствованию [4]. Работа начинающего педагога невозможна без практических навыков, приобретенных в профессиональной организации, особенно когда речь идет об организации воспитательной работы с детьми и подростками в образовательном учреждении, школе. В отечественной специальной литературе отмечается, что педагогическая практика студентов — полифункциональная. Анализ позволил выделить основные ее функции: адаптивную, воспитательную, интегра-тивную, обучающую, ориентирующую, инновационную, развивающую, пропагандистскую, управленческую, формирующую. Подготовка студентов к воспитательной работе — это целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков по решению задач воспитания, опыта деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности и к себе, результатом чего является готовность студентов к воспитательной работе [5].
В МБОУ «Новонадеждинская СШ» организация воспитательной работы является особой, неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Воспитательная работа среди детей и подростков осуществляется администрацией образовательной организации, учителями, социальным педагогом, педагогом-организатором. На втором курсе студенты непосредственно знакомятся с практической деятельностью педагогического коллектива (методистов, психологов, классных руководителей) по реализации воспитательных мероприятий в соответствии с инвариативным и вариативным компонентами программы воспитания образовательной организации, включая следующие модули:
- «Ключевые общешкольные дела»;
- «Классное руководство»;
- «Курсы внеурочной деятельности»;
- «Школьный урок»;
- «Самоуправление»;
- «Детские общественные объединения»;
- «Экскурсии, экспедиции, походы»;
- «Профориентация».
На основе планирования воспитательных мероприятий 2020/21 учебного года (табл. 1) студентам предлагается определить наиболее значимые моменты, на которые необходимо обратить особое внимание в ходе организации воспитательной работы с детьми и подростками в образовательной организации.
Таблица 1
Планирование воспитательных мероприятий на 2020/21 уч. г. в МБОУ «Новонадеждинская СШ» (сокращенный вариант)
Содержание мероприятия Сроки выполнения Ответственный
Первая ступень (младшие классы)
День знаний. Праздничная линейка, посвященная началу учебного года 1 сентября 2020 г. Педагог-организатор
Тематические классные часы в 1-4 классах 1 сентября 2020 г. Классные руководители 1-4 классов
День солидарности в борьбе с терроризмом, День окончания Второй мировой войны 3 сентября 2020 г. Классные руководители 1-4 классов
Смотр отрядных уголков и уголков ПДД Четвертая неделя сентября Совет старшеклассников
Участие во Всероссийской акции «Телефон доверия» Сентябрь 2020 г. Классные руководители 1-4 классов
Проведение урока безопасности школьников в сети Интернет Октябрь 2020 г. Классные руководители 1-4 классов
Проведение месячника по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма Ноябрь 2020 г. Классные руководители 1-4 классов
День матери в России Четвертая неделя ноября 2020 г. Классные руководители 1-4 классов
День Неизвестного Солдата Декабрь 2020 г. Классные руководители 1-4 классов
День Героев Отечества Декабрь 2020 г. Классные руководители 1-4 классов
Уроки по финансовой грамотности В течение учебного года Классные руководители 1-4 классов
Вахта Памяти, посвященная 78-й годовщине победы под Сталинградом, изготовление открыток ветеранам труда, детям военного Сталинграда Январь — февраль 2021 г. Классные руководители 1-4 классов
Уроки мужества в классных коллективах, посвященные годовщине победы в Сталинградской битве Четвертая неделя января — первая неделя февраля 2021 г. Классные руководители 1-4 классов
Организация и проведение тематических уроков, классных часов, интерактивных занятий, посвященных празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского и 350-летия со дня рождения Петра I Февраль — август 2021 г. Классные руководители 1-4 классов
Праздничные мероприятия ко дню 8 Марта Первая неделя марта 2021 г. Классные руководители 1-4 классов
Продолжение таблицы 1
Содержание мероприятия Сроки выполнения Ответственный
Всероссийская Неделя детской и юношеской книги для 1-4 классов Дни весенних каникул 2021 г. Иванов И. И.
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос — это мы» (60-летие полета в космос Ю. А. Гагарина) 12 апреля 2021 г. Классные руководители 1-4 классов
День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны 22 июня 2021 г. Отряд пришкольного лагеря «Звездопад», юнармейский отряд «Надежда России», волонтерский отряд «Дружба»
Вторая ступень (средние классы)
День знаний. Праздничная линейка, посвященная началу учебного года 1 сентября 2020 г. Педагог-организатор
Участие в открытых онлайн-уроках «Проек-тория», «Уроки настоящего», направленных на раннюю профориентацию В течение учебного года Классные руководители 5-9 классов
Поздравление ко Дню пожилого человека подшефных ветеранов труда, вдов погибших в Великой Отечественной войне 1 октября 2019 г. Волонтерский отряд «Дружба», юнармейский отряд «Надежда России»
Проведение социально-психологического тестирования обучающихся в образовательной организации Сентябрь 2020 г. Классные руководители 7-9 классов
Тематические классные часы в 5-9 классах, посвященные Дню народного единства Первая неделя ноября 2020 г. Классные руководители 5-9 классов
Школьный конкурс агитбригад «Светофор», участие в районном конкурсе агитбригад «Светофор» Октябрь — ноябрь 2020 г. Иванов И. И.
День здоровья Ноябрь 2020 г. Иванов И. И.
Районный Детский экологический парламент Ноябрь 2020 г. Иванов И. И.
Участие во Всероссийской акции, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом Декабрь 2020 г. Классные руководители 5-9 классов
Новогодние праздники по возрастным группам Четвертая неделя декабря Классные руководители 5-9 классов, ДК
Тематические классные часы ко Дню памяти танкистов Январь 2021 г. Иванов И. И., классные руководители 5-9 классов
Уроки мужества в классных коллективах, посвященные годовщине победы в Сталинградской битве Четвертая неделя января — первая неделя февраля 2021 г. Классные руководители 5-9 классов, РДШ
Участие школьной команды в районных военно-исторических чтениях Февраль 2021 г. Иванов И. И.
Тематические классные часы, посвященные 23 Февраля Третья неделя февраля 2021 г. Классные руководители 5-9 классов
Праздничные мероприятия ко дню 8 Марта Первая неделя марта 2021 г. Классные руководители 5-9 классов
Участие в районном фестивале учебных проектов Апрель 2021 г. Руководители проектов
Всероссийская неделя детской и юношеской книги для 5-9 классов Дни весенних каникул 2021 г. Иванов И. И.
Уроки здоровья и День здоровья в рамках Всероссийского дня здоровья 7 апреля 2021 г. Классные руководители 5-9 классов
Участие в районном месячнике по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних Апрель 2021 г. Классные руководители 5-9 классов, члены классных и школьного родительского комитета, состав СП
Окончание таблицы 1
Содержание мероприятия Сроки выполнения Ответственный
Участие в районном слете юных экологов и лесоводов Апрель 2021 г. Иванов И. И.
День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ 30 апреля 2021 г. Классные руководители 5-9 классов
Участие в акции «Бессмертный полк», посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2021 г. Классные руководители 5-9 классов, юнармейский отряд «Надежда России», волонтерский отряд «Дружба», РДШ
Общешкольный поход на природу Четвертая неделя мая 2021 г. Классные руководители 5-9 классов
Рейды по проверке сохранности учебников Каждая учебная четверть Учебный сектор совета старшеклассников
Праздник открытия пришкольного оздоровительного лагеря «Звездопад» Первая неделя июня 2021 г. Воспитатели
Проведение мероприятий, посвященных Дню России В рамках работы пришкольного оздоровительного лагеря, июнь 2021 г. Воспитатели отрядов совместно с СДК, РДШ, юнармейский отряд «Надежда России», волонтерский отряд «Дружба»
День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны 22 июня 2021 г. Отряд пришкольного лагеря «Звездопад», РДШ, юнармейский отряд «Надежда России», волонтерский отряд «Дружба»
Инструктажи по технике безопасности В течение учебного года Классные руководители 5-9 классов
Субботники по благоустройству территории школы, поселения, памятника героям-танкистам, памятника на территории поселения Сентябрь — октябрь, апрель — май Администрация школы, классные руководители 5-9 классов, юнармейский отряд «Надежда России», волонтерский отряд «Дружба», РДШ
Реализация проектов социальной направленности В течение учебного года по планам руководителей проектов Руководители проектов
Библиотечные уроки в 5-9 классах В течение года по плану школьной библиотеки Иванов И. И.
Участие в этапах муниципального, регионального уровней конкурсов и фестивалей, соревнований, в выставках декоративно-прикладного творчества По плану Отдела по образованию, Отдела по культуре, социальной и молодежной политике, спорту Руководители проектов
Как показывают представленные в таблице сведения, коллектив МБОУ «Новонадеждинская СШ» выстраивает свою работу на базе основных принципов воспитательной работы: комплексности, массовости, систематичности и последовательности, сочетания различных методов и средств воспитания. Данный вид работы со студентами позволяет сформировать навыки методической работы педагога в образовательной организации.
Особое место в системе практической подготовки студентов педагогического колледжа
занимает формирование профессиональных компетенций в сфере организации работы с родителями. Данное направление определяется как приоритетное в любой образовательной организации, поскольку позволяет более эффективно достичь основных целей процесса воспитания (табл. 2).
В ходе практического обучения студенты получают представление о наиболее успешных методах и формах работы с родителями: деловые игры, выставки, буклеты, памятки, семейный клуб, тренинги. Студенты получают
знания и приобретают профессиональный практический опыт применения основных правил общения и выстраивания диалога с родителями. Задача педагогических коллективов школ заключается в обучении студентов педагоги-
В результате анализа зарубежного и отечественного опыта подготовки педагога мы определили конкретные задачи, позволяющие рассматривать педагогическую практику как многофункциональную деятельность, которая заключается в следующем:
- изучение передового опыта и инноваций в педагогической деятельности;
- развитие интереса к научно-исследовательской деятельности;
- поиск индивидуальных способов и приемов педагогического взаимодействия;
- активизация способности к собственному саморазвитию;
- реализация собственных творческих планов и развитие креативных способностей.
Связь теории с практикой — один из основных принципов готовности специалиста к будущей профессиональной деятельности. Критерии
ческому мастерству, ознакомлении их с педагогическим опытом, в постепенном раскрытии перед студентами творческой лаборатории учителя, в увлечении их педагогической профессией [6].
оценок за педагогическую практику разработаны во всех профессионально-педагогических учебных заведениях. Эти критерии были доведены до сведения руководителей баз практики, общеобразовательных школ, дошкольных организаций и учреждений дополнительного образования, которым предлагалось оценить теоретические знания студентов по учебным дисциплинам и умение реализовать их на практике, знание современных образовательных технологий, а также развитость профессиональных умений. Однако профессиональная подготовка педагога предусматривает также и возможность студента самостоятельно оценить себя в практической деятельности. Студентам ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А. П. Маресьева» была предложена форма самооценки профессиональной готовности в области владения современными технологиями (табл. 3).
Таблица 3
Показатели владения современными технологиями
Показатели Уровни
низкий средний высокий
Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему 1 2 3
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями 1 2 3
Организует сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при разрешении поставленной проблемы, учит детей работе в группе 1 2 3
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории поведения 1 2 3
Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве 1 2 3
Организует проектные и событийные формы работы 1 2 3
Таблица 2
Основные формы работы с родителями в МБОУ «Новонадеждинская СШ»
№ Индивидуальные формы работы с родителями ООШ Кол-во за 2020/21 уч. г. Коллективные формы работы с родителями ООШ Кол-во за 2020/21 уч. г.
1 Индивидуальные беседы 60 Групповые беседы 10
2 Индивидуальные консультации 44 Групповые консультации 8
3 Поручения родителям 75 Классные родительские собрания (1-9 классы) 90
4 Посещения семьи ребенка 10 Общешкольные родительские собрания (онлайн) 3
5 Памятки для родителей 522
Окончание таблицы 3
Показатели Уровни
низкий средний высокий
Организует совместно-распределенную деятельность детей во вне-учебной работе 1 2 3
Обеспечивает включение детей в социально значимые проекты 1 2 3
Применяет информационные технологии в образовательном процессе 1 2 3
Анализ результатов самооценки уровня владения современными технологиями показал следующее: большинство студентов оценили свои знания максимальными баллами, что в 90 % случаев совпадает с оценками «хорошо» и «отлично», выставленными руководителями педагогической практики. Это позволяет сделать вывод, что студенты готовы к будущей профессиональной педагогической деятельности.
ФГОС СПО, профессиональный стандарт, должностные инструкции, локальные акты образовательной организации определяют конкретные требования к подготовке в учреждениях среднего профессионального образования. Они дают ответ на вопрос: «Что требуется специалисту для успешной практической деятельности в сфере организации воспитательного процесса?» [3]. Современная школа — это учителя, открытые всему новому, знающие педагогику, детскую и возрастную психологию. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые всему новому учителя — ключевая особенность современной школы. Будущие педагоги в практической деятельности с детьми и подростками проводят работу через организацию индивидуальных бесед, используют комплекс упражнений коммуникатив-
ной направленности, деловые и ролевые игры; проводят воспитательные мероприятия, направленные на формирование у подростков культуры поведения и межличностных отношений [3]. Большинство студентов отмечают в отчетах о практике, что только в процессе прохождения практики в школе поняли, насколько сложно решается проблема организации воспитательной работы среди обучающихся. Анализ итогов педагогической практики (совместная беседа студентов, учителей школы, кураторов) показал, что знания студентов об организации воспитательной работы стали практико-ориентирован-ными, нацеленными на решение проблем конкретного подростка.
Таким образом, мы рассмотрели современную практику подготовки студентов ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А. П. Маресьева» к организации воспитательной работы в современной школе. Абсолютно очевидно, что представленные материалы не охватывают всех аспектов подготовки обучающихся СПО к организации воспитательной деятельности с детьми и подростками и не претендуют на исчерпывающую полноту рассмотрения проблемы. Данный опыт может быть использован в практической деятельности профессиональной подготовки студентов к организации воспитательного процесса (работы) в современной школе.
Библиографический список
1. Федина, Н. В. Проблемы педагогической практики и пути их решения / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, В. С. Зияутдинов, Д. В. Кретов, М. Ю. Смирнов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2016. — № 3. — С. 75-81.
2. Маркова, С. М. Научно-методические основы разработки содержания профессионально-педагогического образования / С. М. Маркова. — Н. Новгород, 2019.
3. Хасенгалиев, А. Л. Педагогические условия подготовки студентов педагогического колледжа к профилактической работе среди подростков / А. Л. Хасенгалиев, В. И. Спирина // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70-2. — С. 285-288.
4. Цгоева, З. Г. Педагогическая практика как фактор профессионального роста бакалавров / З. Г. Цгоева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2020. — № 5. — С. 79-82.
5. Гревцева, Г. Я. Теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе / Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 4. — С. 9-14.
6. Гаврилова, Н. Г. Подготовка будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики / Н. Г. Гаврилова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2010. — № 1 (65). — С. 90-97.
For citation: Khasengaliev, A. L. Training of pedagogical college students for organization of educational work with children and adolescents in the conditions of a modern school / A. L. Khasengaliev // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 131-140.
training of pedagogical college students for organization of educational work with children and adolescents in the conditions of a modern school
A. L. Khasengaliev
This article examines the problem of training students of a pedagogical college for the organization of educational work in a modern school. The features of the organization of educational work with children and adolescents in an educational organization are highlighted and characterized. The various types of activities used in the teaching practice of working with children and adolescents are listed. The experience of educational institutions in organizing educational work is presented, the main activities are indicated. The experience of improving the content of practical training of students, modernizing the means and methods of practical training in a professional educational organization is generalized. Various positions of researchers on the problem of organizing practical training of students are analyzed. An attempt is made to identify and characterize the real possibilities of pedagogical practice of vocational training in the conditions of a pedagogical college for the use of the most successful pedagogical technologies in the organization of educational work, examples of effective activities in this direction are given. The idea is substantiated that teaching practice is an integral part of the educational process, which is aimed at the formation of general and professional competencies. In this regard, a special role is acquired by future professional activity of a novice teacher, which is impossible without the practical skills acquired in a teacher training college, especially when it comes to organizing educational work with children and adolescents in an educational organization.
Key words: vocational training, education, students, teacher training college, modern school, educational process.
References
1. Fedina N. V., Burmykina I. V., Zijautdinov V. S., Kretov D. V., Smirnov M. Ju. Problemy pedagogicheskoj praktiki i puti ih reshenija [Problems of pedagogical practice and ways to solve them], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obra-zovanija [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2016, no. 3, pp. 75-81. (In Russian)
2. Markova S. M. Nauchno-metodicheskie osnovy razrabotki soderzhanija professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija [Scientific and methodological foundations for the development of the content of vocational pedagogical education]. N. Novgorod, 2019. (In Russian)
3. Khasengaliev A. L., Spirina V. I. Pedagogicheskie uslovija podgotovki studentov peda-gogicheskogo kolledzha k profilakticheskoj rabote sredi podrostkov [Pedagogical conditions for preparing students of a pedagogical college for preventive work among adolescents], Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 70-2, pp. 285-288. (In Russian)
4. Tsgoeva Z. G. Pedagogicheskaja praktika kak faktor professional'nogo rosta bakalavrov [Pedagogical practice as a factor of professional growth of bachelors], Jekonomicheskie i gumanitar-nye issledovanija regionov [Economic and humanitarian studies of regions], 2020, no. 5, pp. 79-82. (In Russian)
5. Grevtseva G. Ya., Tsiulina M. V. Teoreticheskie aspekty pedagogicheskogo soprovozh-denija podgotovki studentov k vospitatel'noj rabote [Theoretical aspects of pedagogical support for preparing students for educational work], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 4, pp. 9-14. (In Russian)
6. Gavrilova N. G. Podgotovka budushhih uchitelej k vypolneniju funkcij klassnogo ruko-voditelja v processe pedagogicheskoj praktiki [Preparation of future teachers to perform the functions of a class teacher in the process of pedagogical practice], Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. named after I. Ya. Yakovlev], 2010, no. 1 (65), pp. 90-97. (In Russian)
Хасенгалиев Алексей Львович, преподаватель ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий им. Ю. Гагарина», Российская Федерация, г. Волгоград, e-mail: alkhasengaliev@ yandex.ru
Khasengaliev Alexey Lvovich, lecturer, Volgograd College of Management and New Technologies named after Yuri Gagarin, Russian Federation, Volgograd, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Чекменева, О. Ю. Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона / О. Ю. Чекменева, Е. А. Гнатышина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 140-145.
УДК 377 ББК 74.47
педагогические условия организационно-педагогического
сопровождения профессиональной навигации
будущих специалистов среднего звена
в образовательном пространстве региона
О. Ю. Чекменева, Е. А. Гнатышина
В статье анализируются педагогические условия организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона. Профессиональная навигация трактуется нами как помощь обучающимся в их профессиональном самоопределении. Организационно-педагогическое сопровождение профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена предполагает скоординированную на всех уровнях управления систему работы, направленную на повышение эффективности этого процесса, включая организационно-управленческое, научно-методическое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение. В качестве необходимых условий реализации организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона мы рассматриваем: 1) формирование инфраструктуры взаимодействия субъектов профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона; 2) применение skills-технологий в процессе организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона; 3) организацию наставничества в условиях образовательного пространства региона.
Ключевые слова: профессиональная навигация будущих специалистов среднего звена, профессиональное самоопределение, образовательное пространство региона, организационно-педагогическое сопровождение.
Повышение потребности в профессионально-трудовой успешности молодого поколения напрямую связано с удовлетворением эконо-
мики региона и Российской Федерации в квалифицированных кадрах и объективно актуализирует профориентационную проблематику