Научная статья на тему 'Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности на основе компетентностного подхода'

Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДИСЦИПЛИНА / КОМПЕТЕНЦИИ / СПОСОБНОСТИ / INNOVATIVE ACTIVITY / INTEGRATED DISCIPLINE / COMPETENCES / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошева Елена Петровна, Наумкин Николай Иванович, Фролова Наталья Николаевна

На примере общетехнической дисциплины «Основы инженерного творчества и патентоведения» анализируются возможности интегрированных дисциплин в формировании у студентов способностей к инновационной инженерной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО РФ третьего поколения. Делается вывод о том, что в процессе изучения дисциплины у студентов формируются все компетенции, необходимые для успешного осуществления инновационной инженерной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грошева Елена Петровна, Наумкин Николай Иванович, Фролова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Students in National Research Universities for Innovative Activity in Conditions of a Competence Approach

Describing the technical discipline "Fundamentals of engineering creativity and patenting" the article discusses the potential of integrated academic disciplines for shaping students ability to conduct innovative engineering activity as to the requirements of the Federal State Education Standard of Higher Professional Education of the third generation. The authors come to the conclusion that studying the above mentioned discipline students acquire all competences necessary for a successful implementation of innovative engineering activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности на основе компетентностного подхода»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Е. П. Грошева, Н. И. Наумкин, Н. Н. Фролова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

На примере общетехнической дисциплины «Основы инженерного творчества и патентоведения» анализируются возможности интегрированных дисциплин в формировании у студентов способностей к инновационной инженерной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО РФ третьего поколения. Делается вывод о том, что в процессе изучения дисциплины у студентов формируются все компетенции, необходимые для успешного осуществления инновационной инженерной деятельности.

Ключевыге слова: инновационная деятельность; интегрированная дисциплина; компетенции; способности.

В настоящее время для России первостепенными являются задачи модернизации экономики и придания ей инновационного характера. Если о модернизации особенно активно начали говорить только в последнее время, то переход на инновационный путь развития осуществляется около десяти лет. За это время инновационные процессы в своем развитии приняли форму целостной инновационной системы — совокупности субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции.

Инновационная система имеет свою развитую структуру, субъектами которой выступают новаторы, инноваторы, инфраструктура. К инфраструктуре относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. Объектами инновационной системы и ее целью являются инновации. Инструментарием для достижения этой цели служит инновационная деятельность (ИД) — цикл работ, начиная с создания перспективного инновационного продукта, доведения его до состояния инновационного (обретение исключительных прав на него, освоение его промышленного производства) и заканчивая реализацией на рынке. Данный цикл составляют следующие стадии ИД:

1) научные исследования и разработки;

2) подготовка и организация производства;

3) подготовка персонала;

4) пуск производства;

5) маркетинг новых продуктов;

6) продажа, приобретение неовеще-ствленной технологии (патенты, лицензии);

7) продажа овеществленного инновационного продукта.

Для успешного осуществления ИД необходимы специалисты, способные воспроизводить инновации. На решение этой задачи направлено создание вузов нового типа — национальных исследовательских университетов. Такие университеты представляют собой единый комплекс образовательной, научной, инновационной и информационной деятельности, базирующийся на принципах фундаментальности, профессиональности и качества.

Сегодня в России можно выделить два ключевых направления подготовки специалистов к инновационной деятельности в рамках высшей профессиональной школы. Первое из них связано с непосредственной подготовкой студентов к ИД по направлению «Инноватика», а второе — с подготовкой к инновационной инженерной деятельности (ИИД) на основе формирования у студентов способностей к такой деятельности в рамках интеграции всех компонентов инженер-

© Грошева Е. П., Наумкин Н. И., Фролова Н. Н., 2010

111!111Й1И1!Ш № 4,

ного образования. Второе направление предполагает включение в учебный процесс интегрированных дисциплин с опорой на междисциплинарный подход. Примером может служить спроектированная нами интегрированная общетехническая дисциплина «Основы инженерного творчества и патентоведения», которая преподается в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете. Ее структура адекватна алгоритму производства инновационных продуктов, а в качестве важнейших разделов выделены основы инженерного творчества, основы патентного права, патентные исследования.

Раздел «Основы инженерного творчества» объединяет теорию эвристических методов и теорию решения изобретательских задач и является базой обучения техническому творчеству и формирования способностей к ИИД, а также инструментом гарантированного решения творческих технических задач на высоком (конкурентоспособном) уровне и эффективнейшим средством развития творческого мышления обучающихся и квалифицированных специалистов.

Раздел «Основы патентного права» посвящен вопросам исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в области технических и художественно-конструкторских решений: как выделить охраноспособные результаты творческого труда; как оформить охранные документы, чтобы остаться автором своего решения, но донести его до общества; как сделать его полезным; как превратить его в инновационный продукт и ввести в хозяйственный оборот; как индивидуализировать тот продукт; как не нарушить чужие права и как соблюсти свои права и т. д. Чтобы творчество было по-настоящему квалифицированным, результативным, специалист должен обладать хотя бы минимумом необходимых знаний в сфере интеллектуальной собственности.

Раздел «Патентные исследования» направлен на развитие навыков проведения патентных исследований — исследований технического уровня и тенденций

развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) с помощью патентной и другой информации. Изучение основ патентных исследований является необходимой составной частью подготовки высококвалифицированного инженера, так как позволяет понять возможности использования патентной информации (ее правовых и технических аспектов) для создания конкурентоспособной продукции, свободного выхода этой продукции на рынок, снижения уровня юридических и экономических рисков, связанных с охраной и защитой объектов интеллектуальной собственности. Они представляют собой действенный и значимый инструмент эффективного управления процессом создания, освоения, производства и сбыта продукции, повышения ее конкурентоспособности, т. е. процессом инновационной инженерной деятельности.

Таким образом, в рамках указанной дисциплины рассматривается единый процесс проектирования, разработки и создания инновационных продуктов, в котором студенты включаются в следующие виды ИИД:

— инновационно-инженерное понимание (анализ), предполагающее такую деятельность студентов, которая позволяет развивать умения быстро и точно усваивать принцип работы и устройство технических объектов, пользоваться наиболее общими методами их исследования, по чертежам и схемам анализировать их работу, определять кинематические и динамические параметры, широко используя при этом компьютерные технологии;

— субъективная научно-исследо-вателъская и опыгтно-конструктор-ская деятелъностъ (синтез), предусматривающая такую деятельность студентов при формировании способностей к ИИД, в которой развиваются умения конструировать как типовые, так и оригинальные конструкции и разрабатывать техническую документацию на них,

а также умения решать творческие инженерные задачи на уровне изобретений на основе теории решения изобретательских задач, алгоритма решения изобретательских задач, программы «Изобретающая машина», эвристических методов и др.;

— инновационная исполнителъская деятелъностъ (изготовление), предполагающая вовлечение студентов в такую деятельность при формировании способностей к ИИД, которая требует от них владения технологией производства, умений разрабатывать технологический про-

цесс изготовления изделий по технической документации.

Все сказанное свидетельствует о том, что в процессе изучения вышеназванной дисциплины студенты погружаются в инновационную среду.

Рассмотрим возможности дисциплины по формированию способностей к ИИД в свете содержания образовательного стандарта нового поколения и необходимого минимума компетенций, обеспечивающих подготовку студентов к ИИД, сформулированного Н. И. Наум-киным [1] (рис. 1).

Общекультурная Общекультурные компетенции

компетентность Умения:

Владение знаниями: фундаментальными, принимать решение, работать в команде,

междисциплинарными, добывать и использовать

правовыми, информацию,

экономическими, пользоваться нормативно-

этическими, законодательной информацией

экологическими ч

/ Способности

/ к инновационной

^ инженерной

N. деятельности

Профессиональная Профессиональные компетенции

компетентность Способности:

выделять проблему,

Владение знаниями: анализировать,

общетехническими, ставить задачу,

специальными, синтезировать решение,

технологии производства проектировать, изобретать, управлять результатами интеллектуальной деятельности, представлять решение в конечном виде, представлять и адаптировать технические системы

Р и с. 1. Характеристика способностей к ИИД — необходимый минимум компетенций

11111111111* № 4,

Реализация положений Болонской декларации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. № 40, и необходимость подготовки специалистов к ИД предопределили введение новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, основанных на компетентностном подходе. Он выступает как новый подход к целепо-лаганию в образовании, а компетенция и компетентность утверждаются как новые целевые категории, означающие сдвиг профессионального образования от предметно-центристской ориентации образовательного процесса к его «студен-то-центрированной» направленности. При этом важнейшим фактором признания компетентностного подхода становится перенос акцентов от содержания к результатам, от знаний — к развитию личности обучающегося.

«Стратегия модернизации содержания общего образования» (2001 г.), разработанная в России, определяет компетентность как понятие, которое «шире понятия знания, или умения, или навыка», оно включает их в себя, причем не только и не столько когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Сегодня существует множество определений того и другого, что объясняется разными задачами, которые ставят перед собой исследователи, и методологическими подходами, которых они придерживаются. Одни исследователи используют эти понятия как синонимы, другие указывают на различия между ними.

Мы будем придерживаться мнения второй группы авторов, а именно считать, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности

по отношению к ним. Компетент-ностъ — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, а также его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Ключевыге компетенции — это то, что дает ключ к становлению компетентности.

Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает усвоение не просто суммы отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, включающую соответствующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности.

Таким образом, в качестве интегральных базовых составляющих компетентности можно выделить ориентацию в познавательно-знаниевых системах, опыт, ценностно-смысловую направленность личности и ее способности. Ниже представлена предлагаемая структурная модель компетентности (рис. 2).

В ФГОС ВПО по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия» (квалификация «бакалавр») в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» бакалавриата приводится перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. В перечень входят 15 общекультурных и 25 профессиональных (10 — общепрофессиональных, 4 — производственно-технологической деятельности, 4 — организационно-технологической деятельности, 3 — научно-исследовательской деятельности, 4 — проектной деятельности) компетенций, из которых только 3 общекультурных и 7 профессиональных непосредственно или косвенно направлены на подготовку к инновационной инженерной деятельности:

общекулътурныге: 1) владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; 2) готовность к кооперации с коллегами по работе в коллективе; 3) способность к принятию организационно-управленческих решений и готовность нести за них ответственность;

Р и с. 2. Структурная модель компетентности

общепрофессионалъныге: 1) способность к использованию основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности; 2) способность разрабатывать и использовать графическую техническую документацию;

3) способность решать инженерные задачи с использованием основных законов механики, электротехники и других дисциплин;

производственно-технологическая деятелъностъ: готовность к профессиональной эксплуатации машин и технологического оборудования для производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции, ремонта и восстановления изношенных деталей и др.;

огранизационно-управленческая деятелъностъ: способность организовывать работу исполнителей, находить и принимать решения в области организации и нормирования труда;

проектная деятелъностъ: 1) готовность к участию в проектировании технических средств и технологических процессов производства; 2) готовность к участию в проектировании новой техники и технологии.

Сопоставим перечисленные компетенции с необходимым минимумом ком-

петенций Н. И. Наумкина (таблица). Из 13 компетенций необходимого минимума в ФГОС ВПО только 7 представлены в явном виде и 4 — в косвенном, хотя стандарт призван решать проблемы перехода экономики страны на инновационный путь развития. Подчеркнем, что 12 способностей к ИИД, за исключением владения технологией производства, в полной мере формируются в рамках дисциплины «Основы инженерного творчества и патентоведения».

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что, во-первых, образовательные стандарты третьего поколения, направленные непосредственно на подготовку специалистов к профессиональной инновационной деятельности, не в состоянии в полной мере обеспечить эту подготовку, во-вторых, интегрированная дисциплина «Основы инженерного творчества и патентоведения», включенная в вариативную часть профессионального цикла дисциплин как дисциплина по выбору, обеспечивает формирование у студентов национальных исследовательских университетов практически обязательного минимума способностей к ИИД и позволяет готовить их к такой деятельности.

ШЖШЖЖШ № 4, 2010

Компетенции, формирующие готовность студентов к ИИД

Виды компетенций Компетенции по ФГОС ВПО 3-го поколения Необходимый минимум компетенций Возможности дисциплины

Общекультурные 1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения 1. Способность к постановке задачи 2. Способность к изобретательству 3. Умение представлятъ решения в конечном виде Формируются

2. Готовность к кооперации с коллегами по работе в коллективе 1. Умение работать в команде Формируется

3. Способность к принятию решений и готовность нести за них ответственность 1. Умение принимать решения Формируется

Общепрофессиональ- ные 4. Способность к использованию основных законов естественно-научных дисциплин 1. Владение фундаментальными знаниями Формируется

5. Способность разрабатывать и использовать графическую техническую документацию 1. Способность к проектированию Формируется

6. Способность решать инженерные задачи с использованием основных законов механики, электротехники и других дисциплин 1. Способность решать инженерные задачи 2. Владение общетехническими знаниями 3. Владение междисципли-нарныгми знаниями Формируются

Производственные 7. Готовность к профессиональной эксплуатации машин и технологического оборудования 1. Способностъ разрабатыг-ватъ и адаптироватъ механические системыы Формируется

Организационные 8. Способность организовывать работу исполнителей, находить и принимать решения в области организации и нормирования труда 1. Способностъ решатъ ин-женерныге задачи 2. Умение представлятъ решения в конечном виде Формируются

Проектные 9. Готовность к участию в проектировании технических средств и технологических процессов производства 1. Способность к проектированию Формируется

10. Готовность к участию в проектировании новой техники и технологии 1. Способность к проектированию 2. Способностъ разрабатыг-ватъ и адаптироватъ механические системыы Формируются

Примечание. В таблице курсивом обозначены компетенции, представленные в ФГОС ВПО в неявном виде, обычным текстом — в явном виде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наумкин, Н. И. Методическая система формирования у студентов технических вузов спо-

собностей к инновационной инженерной деятельности : моногр. / Н. И. Наумкин ; под ред. П. В. Се-нина, Л. В. Масленниковой, Д. Я. Тамарчака ; Моск. пед. гос. ун-т. — Саранск : Изд-во Мор-дов. ун-та, 2008. — 172 с.

Поступила 05.08.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.