Научная статья на тему 'Подготовка студентов к ознакомлению детей с миром окружающих предметов в процессе специального курса'

Подготовка студентов к ознакомлению детей с миром окружающих предметов в процессе специального курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС / МИР ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ / ДЕТИ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ / SPECIAL COURSE / OUTWARD THINGS / CHILDREN / STUDENTS / METHODS AND FORMS OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыбина Ольга Витальевна

Данная статья посвящена подготовке студентов к ознакомлению детей с предметным миром. Проведенное исследование позволяет утверждать, что при использовании специального курса у будущих специалистов складывается целостное представление о специфике содержания, методах и формах педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметным миром. Данная проблематика имеет многогранный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS TO INTRODUCE OUTWARD THINGS TO CHILDREN DURING SPECIFIC COURSE

The article deals with training students to introduce outward things to children. The undertaken study shows that a specific course allows future specialists to form an integral idea about content, methods and forms of educational work aimed to introduce the outward things to preschool age children. The subject matter under consideration is of a many-sided nature.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к ознакомлению детей с миром окружающих предметов в процессе специального курса»

УДК 37

Дыбина Ольга Витальевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета dom-hors@mail.ru

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С МИРОМ ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА

Dybina Olga Vitalyevna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Preschool Education and Psychology Subdepartment, Togliatti State University dom-hors@mail.ru

TRAINING STUDENTS TO INTRODUCE OUTWARD THINGS TO CHILDREN DURING SPECIFIC COURSE

Аннотация:

Данная статья посвящена подготовке студентов к ознакомлению детей с предметным миром. Проведенное исследование позволяет утверждать, что при использовании специального курса у будущих специалистов складывается целостное представление о специфике содержания, методах и формах педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметным миром. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова:

специальный курс, мир окружающих предметов, дети, студенты, методы и формы работы.

Summary:

The article deals with training students to introduce outward things to children. The undertaken study shows that a specific course allows future specialists to form an integral idea about content, methods and forms of educational work aimed to introduce the outward things to preschool age children. The subject matter under consideration is of a many-sided nature.

Keywords:

special course, outward things, children, students, methods and forms of work.

В настоящее время в дошкольной педагогике, детской психологии и других науках накоплен достаточный теоретический и методический материал, который позволяет выделить вопросы ознакомления детей с миром взрослых, предметным миром и другими объектами окружения в самостоятельный курс - «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» (имеющий раздел «Предметный мир»). Содержание данной дисциплины представлено в учебной программе, разработанной С.А. Козловой [1, с. 3]. Преподавание дисциплины ведется в отдельных вузах страны (Московский городской педагогический университет, Тольяттинский государственный университет) и педагогических колледжах. Из-за необязательности ее преподавания наблюдается низкий уровень подготовки к работе по ознакомлению с окружающей жизнью, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере добиться успехов в развитии и социализации детей. Задачи данного исследования требуют более детального рассмотрения вопросов, связанных с содержанием образования студентов по ознакомлению детей с предметным миром.

Для определения содержательных и процессуальных аспектов подготовки специалистов дошкольного образования мы исходили из системного и деятельностного подходов, что позволило рассматривать подготовку педагогов к ознакомлению детей с предметным миром с позиции связей, взаимодействий теоретической и практической деятельности студентов и внутренних связей каждой названной деятельности.

В целостной системе подготовки будущих педагогов к ознакомлению детей с предметным миром является изучение разработанных специального курса «Предметный мир как источник познания социальной действительности» [2] и специального семинара «Ребенок в мире предметов».

В спецкурсе определяются теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с предметным миром, разрабатываются его задачи и содержание. Актуальность спецкурса обусловлена необходимостью решения важнейшей социальной и педагогической задачи - развития сознания ребенка путем установления взаимосвязей с людьми и окружающим миром. Спецкурс поможет студентам осознанно и грамотно приобщать детей к предметному миру, учить постигать смысл мира, понимать значение человеческой деятельности, видеть в предмете способ его изготовления и качества того, кто сделал предмет.

Содержание спецкурса направлено на формирование у будущих воспитателей представления о роли и сущности ознакомления с предметным миром в целостной системе образования и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрение социально -философского аспекта ознакомления с предметным миром позволит будущим специалистам глубже осознать причины низкой культуры и низкого уровня социализации современного общества, понять причины неудовлетворительной адаптации людей к новым социальным условиям. Это должно помочь студентам осознать необходимость образования и воспитания подрастающего поколения на более высоком уровне.

Изучение психологических и педагогических основ ознакомления дошкольников с предметным миром, предусмотренное содержанием спецкурса, формирует у будущих воспитателей правильное представление о важнейших категориях теории и методики ознакомления с предметным миром, о задачах, которые должны решать дошкольные образовательные учреждения.

Изучая специальный курс, студенты осваивают методику организации процесса ознакомления с предметным миром непосредственно в детском саду, анализируют аспекты работы дошкольного образовательного учреждения с целью выявить их потенциальные возможности для ознакомления детей с предметным миром и овладевают умением осуществлять интегрированный подход при приобщении дошкольников к окружающему миру.

Изучение методов и форм ознакомления дошкольников с предметным миром ориентирует будущих воспитателей на использование активных методов и форм организации педагогического процесса (ролевых и дидактических игр, экскурсий, ситуаций и т.д.). Это будет способствовать развитию активности детей, что является основой педагогической технологии ознакомления с предметным миром.

Среди разнообразия методов и форм обучения, используемых в исследовании, приоритет отдается игровым, занимательным методам и формам. В связи с этим содержание подготовки будущих специалистов предусматривает самостоятельную разработку студентами разнообразного дидактического материала игрового характера, который впоследствии может быть использован в практической деятельности.

Важным условием успешного педагогического руководства ознакомлением детей с предметным миром является умение диагностировать дошкольников. Формированию профессионально-педагогического качества воспитателя способствует изучение критериев и методов, с помощью которых выявляется отношение дошкольников к предметному миру.

Значимым моментом в процессе ознакомления дошкольников с предметным миром является включенность ребенка в социальный институт семьи. Поэтому необходимым элементом подготовки педагога к реализации задач социализации дошкольников, его творческого развития должно быть умение оказать помощь родителям в воспитании детей в семье. Для формирования данного умения студенты изучают вопросы семейного воспитания дошкольников, формы организации педагогической работы с родителями.

Особое внимание уделяется разработке заданий, направленных на изучение состояния проблемы (ознакомления с предметным миром) в массовой практике. Например, студентам предлагается проанализировать содержание работы дошкольных учреждений с семьей по ознакомлению дошкольников с человеком - преобразователем предметного мира на основе следующих вопросов:

- Каковы у детей знания, представления о мире семьи, предметах каждого члена семьи?

- Какими методами можно развить у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между миром семьи и миром предметов?

- Упражняет ли семья детей в проявлении сопереживания, любви и заботы к близким людям?

- Как осваивает ребенок способы получения информации о мире семьи?

- Приобщают ли ребенка к семейным ценностям, становятся ли они интересными и значимыми для ребенка, осознает ли дошкольник свое место в семье, осваивает нормы взаимодействия с членами своей семьи?

При этом у студентов вырабатываются навыки профессиональной деятельности, навыки самоконтроля, самоуправления познавательной деятельностью.

Студенты знакомятся с приемами итогового контроля, которые позволяют им понять, достигнуты ли цели обучения. Например, использовались контрольные вопросы типа:

1. Как доказать, что укрепление чувства семейной общности, стимулирование творческого потенциала каждого члена семьи зависит от организации совместной детско-родительской деятельности?

2. По какому принципу строится работа по созданию у родителей мотивации на «исследование» своей собственной семьи, желания поделиться своим опытом с ребенком?

3. Как доказать, что осмысленность правил и норм поведения ребенка и взрослых в семье способствует приобретению опыта подтверждения и закрепления различных семейных устоев и приоритетов?

Деятельность специалиста складывается только в результате активной деятельности студента во время обучения. Активная позиция студентов является результатом реализации мотивационноличностного компонента подготовки. Деятельность преподавателя выступает как средство организации такой активности, а именно ее коммуникативной составляющей.

Коммуникативная составляющая активности должна быть обязательно сформирована у каждого студента к моменту окончания вуза. Так как сформированный коммуникативный компонент является предпосылкой и залогом успешной творческой деятельности будущего профессионала [3]. В этом плане большое значение имеет подбор форм и методов работы со студентами.

Рассмотрим более подробно формы и методы обучения при подготовке будущих специалистов для ознакомления дошкольников с предметным миром, которые составляют организационнодидактический компонент.

Формы организации обучения представляют собой согласованную деятельность преподавателя и студентов, осуществляемую в определенном порядке. К активным формам работы со студентами относятся социально-психологический тренинг, деловые игры, практикумы.

1. Социально-психологический тренинг является эффективной и универсальной формой адаптации его участников к новым и трудным условиям. Один из разработанных тренингов посвящен личностному развитию, овладению искусством межличностного общения, познанию себя и окружающих людей, формированию адекватной самооценки. Неформальная, теплая и дружеская обстановка тренинговой группы позволяет студентам освободиться от многих комплексов, скованности, обрести радость от общения с людьми.

Второй тип тренинга - деловое общение - специализируется на освоении способов общения в деловых ситуациях: переговорах, семинарах, конференциях. Особое внимание уделяется профилактике конфликтов, продуктивному взаимодействию с партнером в условиях конфликтной ситуации.

2. Деловая игра позволяет значительно повысить заинтересованность студентов в овладении материалом по ознакомлению с предметным миром. Во-первых, в игре моделируются социальные отношения и ситуации, в которые будущий специалист может включиться вместе со своими воспитанниками, во- 144 -

вторых, игра носит ярко выраженный эмоциональный характер, позволяющий студентам проверить свои способности по преобразованию предметов, проявить творчество и т.д.

3. Практикум - одна из форм детального изучения дисциплины. В ходе практикума преподаватель обращается к знаниям студентов, к их представлениям об изучаемом вопросе. Практикумы позволяют овладеть реальным инструментарием и сформировать навыки конкретных действий.

Практикум «Проект-преобразование» - это особая форма подготовки студентов к организации преобразовательной деятельности дошкольников. Сначала каждый студент индивидуально или в группе составляет детальный проект конкретной преобразовательной деятельности, в которую он может включаться вместе с детьми. После тщательного изучения и консультаций с преподавателем студенты приступают к реализации проекта, то есть находят способы изменения и совершенствования предметов.

При профессиональной подготовке студентов к работе по ознакомлению дошкольников с предметным миром важно тщательно продумать не только формы организации работы будущих специалистов, но и методы, приемы и средства. Они должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям студентов, учитывать последние научные исследования.

В педагогической науке сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий педагогического процесса.

В широком спектре современных методов обучения, используемых в высшей школе, значительной ценностью обладают методы, позволяющие активизировать учебную деятельность.

С помощью активных методов обучения можно достаточно эффективно решать задачи, трудно решаемые при традиционном обучении:

- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы, и интересы студентов;

- развивать системное мышление, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, свое место в мире;

- давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее аспектах;

- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива и общества в целом.

Формирование профессионального мышления - это выработка творческого, по своей сути проблемного подхода. Вузовская подготовка специалиста должна сформировать у него важнейшие творческие способности: самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть гипотезу, найти способ ее проверки, собрать данные, предложить методику их обработки, проанализировать данные, сформулировать выводы, увидеть возможности применения полученных результатов и т.д.

Решение любой проблемы (новой учебно-познавательной задачи) требует творческого мышления, так как здесь нельзя использовать лишь известные способы, применение которых обусловлено репродуктивными психическими процессами, связанными с воспроизведением шаблонов поведения, усвоенных путем подражания. Учебную проблемную ситуацию можно охарактеризовать как психическое состояние мыслительного взаимодействия данного субъекта (студента, группы) с объектом (проблемой) под руководством другого субъекта (преподавателя). Таким образом, в учебной проблемной ситуации возникают отношения вида «субъект - объект - субъект». Проблемная ситуация - это совокупность параметров, описывающих состояние познающей личности, которая включена в организованную особым образом учебную среду, объективную по своему содержанию. Проблемная ситуация характеризует субъекта познания (студента) и его окружение, создаваемое субъектом обучения (преподавателем).

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а ставит перед студентами проблемные задачи, побуждает искать пути и средства для их решения. То, что новые знания вводятся не для получения следующей порции сведений, а для решения проблемы или серии проблем, принципиально важно. Элементы проблемного обучения были использованы в экспериментальном обучении студентов при проведении лекций проблемного характера, семинаров-дискуссий, организации самостоятельной работы студентов.

Итак, при использовании специального курса у будущих специалистов складывается целостное представление о специфике содержания, методах и формах педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметным миром, по формированию у них стремления участвовать в творческом преобразовании предметов.

Ссылки:

1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

2. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: учебное пособие. Самара, 1997.

3. Анфисова С.Е. Влияние форм организации педагогического взаимодействия на творческое саморазвитие студента //

Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76-2.

References (transliterated):

1. Kozlova S.A. Teoriya i metodika oznakomleniya doshkol'nikov s sotsial'noy deystvitel'nost'yu. M., 1998.

2. Dybina-Artamonova O.V. Predmetniy mir kak istochnik poznaniya sotsial'noy deystvitel'nosti: manual. Samara, 1997.

3. Anfisova S.E. Vliyanie form organizatsii pedagogicheskogo vzaimodeystviya na tvorcheskoe samorazvitie studenta //

Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 76-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.