в
•ЩШИ1Ж Розанова Е. и.
УНИВЕРСИТЕТА Подготовка студентов к компоненту 5Э1
имени o.e. кугафина (мгюа) Speaking (говорение) экзамена ILEC: Tabula Rasa
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К КОМПОНЕНТУ SPEAKING (ГОВОРЕНИЕ) ЭКЗАМЕНА ILEC: TABULA RASA
В статье кратко описывается порядок проведения компонента Speaking экзамена ILEC, а также предлагаются методы обучения говорению и возможные варианты упражнений и заданий в формате, адаптированном к требованиям данного экзамена. Статья также содержит рекомендации студентам, которые планируют сдачу ILEC.
Ключевые слова: ILEC, юридический английский язык, экзамен, speaking, экзаменатор, студент.
ROZANOVA E.I.,
Associate professor, Kutafin Moscow State Law University, English Department № 1
PREPARATION FOR THE SPEAKING COMPONENT
OF INTERNATIONAL LEGAL ENGLISH
CERTIFICATE (ILEC) EXAMINATION: TABULA RASA
This article is designed for all those who are preparing students for the Cambridge ESOLInternational Legal English Certificate (ILEC) examination. The article describes briefly the procedure of conducting the part Speaking of ILEC examination, along with the ways of teaching and possible variants of exercises and tasks adjusted to the requirements of the exam. The article also gives instructions to the students who intent to pass ILEC exam. Keywords: ILEC, legal English, exam, speaking, examinator, student.
Елена
Игоревна
РОЗАНОВА,
доцент кафедры английского языка № 1 Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
m ч
П □
4
ше
ш □
те
ê >
□à ш>
Ш±
5 ^ "0
s п s
x m П
Подготовить студентов к сдаче части Speaking экзамена ILEC значит научить их рассуждать на предложенную тему без предварительной подготовки, быстро отвечать на неожиданные вопросы, задавать уточняющие вопросы, аргументированно высказывать свою точку зрения, принимать совместные решения.
Вместе с тем стоит отметить, что на этом экзамене в первую очередь оценивается знание английского языка, а не юриспруденции. Знание английского языка будет оцениваться по следующим критериям: умение говорить по-английски
ê
s к
вузе
© Е. И. Розанова, 2015
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
свободно c использованием надлежащих грамматических форм и различных языковых структур, умение демонстрировать активное употребление специальной юридической терминологии, правильное произношение (интонация, ударения), а также коммуникативные навыки.
Основным учебником для подготовки к ILEC является учебник « International Legal English by Amy Krois-Lindner and Translegal», каждый Юнит которого содержит раздел Speaking. Задания этого раздела часто аналогичны заданиям Speaking экзамена ILEC (например, предлагается высказать свое мнение по какому-либо вопросу или обсудить что-либо в паре), но в формулировках заданий учебника не установлены временные рамки, в то время как соблюдение временного регламента очень важно для успешной сдачи экзамена, не предлагается также формат выполнения заданий. Таким образом, требования и форма проведения экзамена ILEC могут стать для студентов неожиданными. В связи с этим основная идея подготовки к успешной сдаче экзамена — это выполнение заданий Speaking учебника ILE в новом формате, адаптированном к требованиям компонента Speaking (говорение) экзамена ILEC. Кроме того, для эффективной подготовки студентов к сдаче экзамена необходимо разработать некоторое количество дополнительных интерактивных упражнений на формирование таких умений, как умение активно участвовать в дискуссии, демонстрируя при этом умение слушать и слышать собеседника, умение принимать совместные решения, умение вежливо, но аргументированно возражать или соглашаться.
Но прежде чем говорить о новом формате привычных заданий, думаю, что стоит кратко напомнить порядок проведения компонента Speaking экзамена ILEC. Компонент Speaking состоит из 4 этапов и продолжается 16 минут, в нем принимают участие четыре человека: два экзаменатора и два студента. Один из экзаменаторов принимает активное участие в разговоре, задает вопросы, направляет дискуссию и одновременно оценивает уровень знаний студентов, другой экзаменатор только оценивает речь экзаменующегося по перечисленным выше критериям.
Теперь можно более подробно остановиться на каждом этапе компонента Speaking экзамена ILEC и предложить возможные варианты упражнений и заданий.
Первый этап Speaking — «интервью» продолжительностью 2 минуты, по одной минуте на каждого экзаменуемого, 3 минуты — если студентов трое. Во время проведения этого этапа Speaking оценивается умение студента подробно, но без подготовки, отвечать на вопросы, соблюдая временной регламент (ровно 1 минута). Интервью можно условно разделить на две части: в первой — речь идет о юридическом образовании и профессии юриста, экзаменатор расспрашивает студентов об их личном опыте; во второй — просит высказать свое мнение по тому или иному юридическому вопросу
Начать подготовку к этапу «интервью» можно уже после изучения Юнита 1. Для отработки первой части «интервью» можно предложить студентам выполнить упражнение «ручеек», взяв несколько вопросов из буклета по подготовке к ILEC: Where are you from? What kind of qualities do you think a good lawyer needs? Could you tell us what made you decide to study law? Эти вопросы студенты задают друг другу в течение 15—20 секунд, затем по сигналу преподавателя меняются
"TDECTHMK позанова EИ 1=2
УНИВЕРСИТЕТА Подготовка студентов к компоненту
L_У имени o.e. кугафина(мгюд) Speaking [говорение] экзамена ILEC: Tabula Rasa
местами. Упражнение длится не более 5 минут, после чего преподаватель делит студентов на две группы, и они пытаются в течение 1 минуты суммировать то, что услышали и запомнили. Затем кто-то один из первой группы рассказывает второй группе все, что удалось запомнить, а студенты из второй группы добавляют то, что пропустили или не слышали студенты из первой группы. Таким образом отрабатывается несколько необходимых навыков, а именно — умение говорить спонтанно, слушать и слышать, работать в группе.
Очень важно отметить, что прежде чем начать выполнение любого упражнения, необходимо многократно объяснить студентам цель задания с тем, чтобы это задание выполнялось осмысленно и мотивированно.
Для отработки второй части этапа «интервью», где студент должен высказать свое мнение, можно составить вопросы по материалам Юнита, например по Юниту 1 вопросы могут быть следующими: In your opinion what are the main advantages and disadvantages of a clerkship at a large (small) firm?; Do you think legal education in your country is more similar to the UK or the US model? From you point of view in the split legal professions are there more advantages or disadvantages? Написав эти вопросы на карточках, можно предложить студентам имитацию данной части экзамена. Для выполнения этого упражнения студенты делятся на группы из трех человек, где один из студентов играет роль экзаменатора и задает вопросы, слушает ответы, оценивает, затем роли меняются. Преподаватель следит за регламентом (2 минуты), а после того, как студенты закончат упражнение, делает необходимые замечания и дает рекомендации.
Поскольку одна из задач при подготовке к ILEC — научить студентов высказывать свое мнение на самые разные темы, целесообразно выполнять подобные упражнения регулярно на материале разных юнитов.
Повторно имитацию всего этапа « интервью» можно провести по окончании курса, непосредственно перед сдачей экзамена ILEC, дополнив вторую часть новыми вопросами по пройденным темам. j ^
Второй этап ILEC (всего 7 минут) — монолог по заданной теме (1 минута) ^ ^
и последующий вопрос от второго студента. Цель данного этапа экзамена — НЕ
оценить умения монологической речи, а именно, способность студента генери- > д
ровать и логически-последовательно излагать свои мысли в течение опреде- j ^
ленного промежутка времени. Студент выбирает один из двух предложенных ^ Н
вопросов c тремя «подсказками», которые помогают ему сориентироваться (од- ^ ™
нако « подсказками» можно не пользоваться). Время на выбор темы и подготов- ШО
ку — 1 минута, продолжительность высказывания — 1 минута, затем вопрос от д>
□ Ш в
второго студента, и роли меняются. Следует заметить, что монолог не прерывается, а вопрос задается по окончании высказывания. щ и В качестве подготовки к этому этапу устного экзамена можно предложить д я упражнение с использованием карточек, на которых написано название темы, и но без «подсказок» («подсказки» задают теме определенное направление, д не давая студенту возможности размышлять самостоятельно, кроме того, ч «подсказки» на экзамене могут оказаться совсем другими). Студенты делятся на группы из трех человек и вновь имитируют формат экзамена: один студент в течение ровно одной минуты делает сообщение по заданной теме, другой слушает и в конце задает вопрос, третий оценивает, затем роли меняются. вузе
11/2015
m П
>
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
В этом упражнении роль оценивающего можно усложнить, предложив ему записывать все так называемые слова-связки и полезные фразы (linking-words/ useful phrases), которые прозвучали в монологе.
Пример вопроса с «подсказками».
Intellectual property Law
— An example what is copyrightable in your country.
— The rights that copyright provides.
— The differences between intellectual property protection from one country to another.
Третий этап — это общее задание для обоих экзаменуемых. Цель этого этапа — оценить умение студентов участвовать в дискуссии, вести переговоры, способность к сотрудничеству и другие коммуникативные навыки. На этом этапе экзаменатор дает студентам устные инструкции и задание, написанное в буклете. Время — 4 минуты (включая 3 минуты обсуждения). Студенты беседуют друг с другом, но так, чтобы экзаменатор мог их хорошо слышать.
Для подготовки к третьему этапу экзамена можно порекомендовать выполнять в классе коммуникативные задания по обсуждению различных вопросов в парах или в группах из трех человек с обязательным ограничением времени, что поможет студентам наилучшим образом использовать 3 минуты, данные на выполнение задания. Здесь важно научить студентов эффективно работать в парах, принимать совместные решения, обсуждая каждый вопрос задания прежде, чем сделать вывод или принять решение, а также уметь слушать собеседника, не перебивая, аргументированно соглашаться или не соглашаться.
Четвертый этап — это продолжение дискуссии на тему, которая обсуждалась на третьем этапе. Продолжительность — 3 минуты. Экзаменатор направляет дискуссию, задавая вопросы в продолжение обсуждаемой темы.
На этом этапе студенты должны продемонстрировать способность не просто пересказывать заученные тексты, а рассуждать и размышлять на заданные темы на более глубоком уровне.
Пример темы для обсуждения.
Investing in Another Country
— Your company is thinking of investing in another country. The Managing Director has asked the legal department for some recommendations.
— Discussion points.
— What investing in another country means.
— The types of regulation your company might be subjected to in another country.
— The possible results of not complying with local regulations.
Примеры вопросов в продолжение обсуждения заданной темы.
— What other important issues should people consider when they are thinking of investing in another country?
— Do investors from other countries have to worry about restrictions when buying real?
— How important is Government and currency stability when considering investing in another country?
— What can investors do to protect their investments in another country?
"7^ЕСТНИК Розанов. Л.
//S )УНИВЕРСИТЕТА Подготовка студентов к компоненту »Э^Э
L_У именио.Е.кугафина(мгюд) Speaking [говорение] экзамена ILEC: Tabula Rasa
Одним из вариантов подготовки к этому этапу может стать проведение дискуссии в следующем формате: преподаватель задает группе альтернативный вопрос, студенты А и В без подготовки выражают противоположные точки зрения, приводя аргументы «за» и « против» (3 минуты), другие студенты из группы по окончании дискуссии высказывают свое мнение в поддержку той или иной точки зрения (каждый — не более 1 минуты). Регулярное выполнение упражнений такого типа поможет студентам почувствовать себя увереннее, выступая перед публикой, научит спонтанно высказывать свое мнение по вопросам, о которых они раньше не задумывались. Здесь важно научить студентов реагировать на вопрос незамедлительно, возможно, «размышлять вслух», возможно, обратиться к собственному опыту, например: «Well, I have never actually thought about that, but, on reflection, I would say that...».
Незадолго до сдачи экзамена ILEC, когда уже изучены все темы, можно порекомендовать провести пробный 16-минутный экзамен («mock» test) с соблюдением точного временного регламента, предусмотренного для каждого этапа, с тем чтобы у студентов было точное представление о продолжительности экзамена, а также понимание того, как максимально эффективно они могут использовать данное им время, чтобы продемонстрировать свои знания экзаменатору.
В заключение хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на использование студентами в своей речи такого инструмента, как слова-связки, которые помогают выражать мысли наиболее точно, связывать идеи, противопоставлять, обобщать, сравнивать, подводить итог. В процессе обучения можно посоветовать студентам составить свой список полезных фраз для различных ситуаций и не забывать активно ими пользоваться в устных ответах.
Рекомендации студентам, которые планируют сдачу ILEC:
1. Внимательно слушать инструкции по выполнению заданий и точно помнить, какое было дано задание.
2. Выражать свои мысли ясно и говорить четко, чтобы быть услышанными и понятыми, научиться объяснять и перефразировать, если вдруг вы не знаете или не помните нужное слово.
3. Не делать длинных пауз, отвечать на вопрос незамедлительно, чтобы не лишать себя возможности в полной мере продемонстрировать свои знания.
4. Не пытаться вспомнить заученный текст, а размышлять или рассуждать на заданную тему, активно используя полезные (функциональные) фразы, высказывать свое мнение аргументированно, помня, что в первую очередь на этом экзамене проверяется знание английского языка, а не законов.