Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ ЗАБЕГАХ НА ОСНОВЕ УЧЁТА БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКИ БЕГА'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ ЗАБЕГАХ НА ОСНОВЕ УЧЁТА БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКИ БЕГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / БЕГ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТЕХНИКА БЕГА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинин Александр Дементьевич, Марьина Наталия Владиславовна, Кашенков Юрий Борисович, Качалова Татьяна Анатольевна

В последнее время специалистами высказываются суждения о том, что оздоровительный бег слишком нагрузочное физическое упражнение и приводит к травмам ОДА. При построении физкультурно-оздоровительных программ со студентками необходимо учитывать их индивидуальные особенности, степень их физической активности и функциональные возможности. Цель исследования - повысить эффективность техники бега у студенток при подготовке их к участию в массовых забегах на основе учёта биомеханических показателей. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Кинематический анализ постановки ноги на опору и отталкивания проводился на основе анализа видеозаписи с помощью программного обеспечения «Silicon Coach». Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, г. Москва, в 2021 году. Разработана программа рекреационно-оздоровительных занятий подготовки студенток 2 курса к участию в массовых забегах на основе учёта биомеханических показателей техники бега. В рамках разработанной программы предложен комплекс упражнений по общей физической подготовке, специальные беговые упражнения и силовые упражнения в зависимости от периода цикла подготовки. Занятия проводились в течение 16 недель 3 раза в неделю по 90 мин. Результаты исследования. Многие занимающиеся выполняют движения с большой амплитудой и ярко выраженной постановкой на опору ноги с носка, другие выполняют движения с малой амплитудой и постановкой ноги на опору на полную стопу или с пятки. Угол отталкивания в ходе итогового тестирования в среднем составил 64,8±1,7°, против аналогичного показателя исходного тестирования 67,4±1,5°, сократившись на 2,6° (при р < 0,05). Разгон ОЦМТ осуществляется преимущественно за счёт рекуперированной энергии (кинетической, преобразованной в фазе амортизации в потенциальную энергию). В фазе отталкивания используются два вида энергии - метаболическая и рекуперированная. Выводы. Разработанная программа рекреационно-оздоровительных занятий подготовки студенток 2 курса способствует выстраиванию правильной техники бега, коррекции биомеханических показателей, активной постановке ноги на опору «сверху-вниз-назад», по отношению к ОЦМТ и формированию навыка активного включения стопы, сгибания в коленном суставе в момент приземления с целью включения в процесс амортизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинин Александр Дементьевич, Марьина Наталия Владиславовна, Кашенков Юрий Борисович, Качалова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS RACES STUDENTS ’PREPARATION FOR PARTICIPATION ON THE RUNNING TECHNIQUE BIOMECHANICAL INDICATORS BASIS

Recently, experts have expressed opinions that health-improving running is too stressful physical exercise and leads to injuries of the musculoskeletal system. When building sports and recreation programs with female students, it is necessary to consider their individual characteristics, the degree of their physical activity and functionality. The purpose of the study is to improve the efficiency of running technique among female students in preparing them for participation in mass races based on biomechanical indicators. Research methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. The kinematic analysis of placing the foot on the support and repulsion was carried out based on the analysis of the video recording using the Silicon Coach software. Organization of the study. The study was carried out on the base of the Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, in 2021. A program of recreational and health-improving classes was developed to prepare 2nd year female students for participation in mass races based on the biomechanical indicators of running technique. Within the framework of the developed program, a set of exercises for general physical training, special running exercises and strength exercises are proposed, depending on the period of the training cycle. Classes were held for 16 weeks 3 times a week for 90 minutes. Research results. Many practitioners perform movements with a large amplitude and a pronounced setting of the foot on the support from the toe, others perform movements with a small amplitude and setting the foot on the support on the full foot or from the heel. The repulsion angle during the final test averaged 64.8±1.7°, against the same indicator of the initial test 67.4±1.5°, having decreased by 2.6° (at p < 0.05). The acceleration of the OCMT is carried out mainly due to the recuperated energy (kinetic, converted into potential energy in the depreciation phase). In the repulsion phase, two types of energy are used - metabolic and recuperated. Conclusions. The developed program of recreational and health-improving classes for the preparation of 2-nd year female students contributes to building the correct running technique, correcting biomechanical parameters, actively placing the foot on the support “top-down-back”, in relation to the GCMT and forming the skill of actively engaging the foot, bending in the knee joint at the landing moment to be included in the depreciation process.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ ЗАБЕГАХ НА ОСНОВЕ УЧЁТА БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКИ БЕГА»

6. Sultanakhmedov, G.S. (2020), Fundamentals of physical training in freestyle wrestling, Soviet Sport, Moscow.

7. Tagirova N.P., Zainullin S.R. and Kudyasheva A.N. (2016). "The effectiveness of the use of martial arts in physical education lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 214-218.

8. Aidarov, R.A. and Kalina, I.G. (2017). "Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution", Modern journal of language teaching methods, Vol. 7, № 9.1, pp. 164.

Контактная информация: KalinaIrinaGenn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2022

УДК 796.012.412.5:378.18

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ ЗАБЕГАХ НА ОСНОВЕ УЧЁТА БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКИ БЕГА

Александр Дементьевич Калинин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, г. Москва; Наталия Владиславовна Марьина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет; Юрий Борисович Кашенков, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Татьяна Анатольевна Качалова, старший преподаватель, Московский архитектурный институт, Москва

Аннотация

В последнее время специалистами высказываются суждения о том, что оздоровительный бег слишком нагрузочное физическое упражнение и приводит к травмам ОДА. При построении физкультурно-оздоровительных программ со студентками необходимо учитывать их индивидуальные особенности, степень их физической активности и функциональные возможности. Цель исследования - повысить эффективность техники бега у студенток при подготовке их к участию в массовых забегах на основе учёта биомеханических показателей. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Кинематический анализ постановки ноги на опору и отталкивания проводился на основе анализа видеозаписи с помощью программного обеспечения «Silicon Coach». Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, г. Москва, в 2021 году. Разработана программа рекреационно-оздоровительных занятий подготовки студенток 2 курса к участию в массовых забегах на основе учёта биомеханических показателей техники бега. В рамках разработанной программы предложен комплекс упражнений по общей физической подготовке, специальные беговые упражнения и силовые упражнения в зависимости от периода цикла подготовки. Занятия проводились в течение 16 недель 3 раза в неделю по 90 мин. Результаты исследования. Многие занимающиеся выполняют движения с большой амплитудой и ярко выраженной постановкой на опору ноги с носка, другие выполняют движения с малой амплитудой и постановкой ноги на опору на полную стопу или с пятки. Угол отталкивания в ходе итогового тестирования в среднем составил 64,8±1,7°, против аналогичного показателя исходного тестирования 67,4±1,5°, сократившись на 2,6° (при р < 0,05). Разгон ОЦМТ осуществляется преимущественно за счёт рекуперированной энергии (кинетической, преобразованной в фазе амортизации в потенциальную энергию). В фазе отталкивания используются два вида энергии - метаболическая и рекуперированная. Выводы. Разработанная программа рекреационно-оздоровительных занятий подготовки студенток 2 курса способствует выстраиванию правильной техники бега, коррекции биомеханических показателей, активной постановке ноги на опору «сверху-вниз-назад», по отношению к ОЦМТ и формированию навыка активного включения стопы, сгибания в коленном суставе в момент приземления с целью включения в процесс амортизации.

Ключевые слова: рекреационно-оздоровительные занятия, бег, физическая подготовка студентов, биомеханические показатели, техника бега.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p169-175

MASS RACES STUDENTS' PREPARATION FOR PARTICIPATION ON THE RUNNING TECHNIQUE BIOMECHANICAL INDICATORS BASIS

Alexander Dementievich Kalinin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Pi-rogov Russian National Research Medical University, Moscow; Natalia Vladislavovna Marjina, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Samara State University of Social Science and Education, Samara; Yury Borisovich Kashenkov, senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Tatiana Anatolievna Kachalova, senior teacher, Moscow Institute of Architecture, Moscow

Abstract

Recently, experts have expressed opinions that health-improving running is too stressful physical exercise and leads to injuries of the musculoskeletal system. When building sports and recreation programs with female students, it is necessary to consider their individual characteristics, the degree of their physical activity and functionality. The purpose of the study is to improve the efficiency of running technique among female students in preparing them for participation in mass races based on biomechanical indicators. Research methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. The kinematic analysis of placing the foot on the support and repulsion was carried out based on the analysis of the video recording using the Silicon Coach software. Organization of the study. The study was carried out on the base of the Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, in 2021. A program of recreational and health-improving classes was developed to prepare 2nd year female students for participation in mass races based on the biomechanical indicators of running technique. Within the framework of the developed program, a set of exercises for general physical training, special running exercises and strength exercises are proposed, depending on the period of the training cycle. Classes were held for 16 weeks 3 times a week for 90 minutes. Research results. Many practitioners perform movements with a large amplitude and a pronounced setting of the foot on the support from the toe, others perform movements with a small amplitude and setting the foot on the support on the full foot or from the heel. The repulsion angle during the final test averaged 64.8±1.7°, against the same indicator of the initial test 67.4±1.5°, having decreased by 2.6° (at p < 0.05). The acceleration of the OCMT is carried out mainly due to the recuperated energy (kinetic, converted into potential energy in the depreciation phase). In the repulsion phase, two types of energy are used - metabolic and recuperated. Conclusions. The developed program of recreational and health-improving classes for the preparation of 2-nd year female students contributes to building the correct running technique, correcting biomechanical parameters, actively placing the foot on the support "top-down-back", in relation to the GCMT and forming the skill of actively engaging the foot, bending in the knee joint at the landing moment to be included in the depreciation process.

Keywords: recreational and health-improving activities, running, physical training of students, biomechanical indicators, running technique.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации, неблагоприятной экологической обстановки и напряженной эпидемиологической ситуации наиболее остро встаёт вопрос о состоянии здоровья студентов [5, 6]. В силу вышеперечисленных негативных факторов, а также вследствие снижения физической активности у студенток происходят нарушение состояния здоровья, осанки, проявляются деформационные явления позвоночного столба, а также прослеживаются определенного рода дисфункции, связанные со слабым развитием мышечного корсета, брюшных мышц. В последнее время отмечен интерес со стороны студенток к занятиям оздоровительным бегом [1, 3, 7]. Поддерживая возрастающую заинтересованность. необходимо обучить занимающихся правильной технике бега с учётом биомеханических особенностей во избежание травм и болевых ощущений, которые могут способствовать отказу девушек от занятий рекреативным оздоровительным бегом [2, 4, 8].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе научного исследования был реализован педагогический эксперимент (июнь-сентябрь, 2021 г.), который включал в себя три основных этапа: исходный (констатирующий), формирующий и итоговый (контрольный). На формирующем этапе педагогического эксперимента в процесс подготовки студенток была внедрена разработанная программа рекреационно-оздоровительных занятий на основе учёта биомеханических показателей техники бега. В педагогическом эксперименте приняли участие 14 студенток 2 курса. Тренировочные занятия проводились на протяжении 16 недель 3 раза в неделю в закрытом помещении и в условиях рекреативной местности на протяжении 1-1,5 ч, на дорожке 50-70 мин. Тренировочное занятие состояло из разминки (10-15 мин.), заминки (10-15 мин.), растяжки, отдыха, консультации занимающихся. В процесс подготовки на основе методических рекомендаций были включены упражнения по общей физической подготовке (ОФП), специальные беговые упражнения (СБУ), силовые упражнения (СУ), а также различные типы беговых тренировок, различающихся по степени интенсивности.

Для контроля тренировочной нагрузки применялся пульсометр. При увеличении пульса у занимающихся до 160 уд/мин. бег сменялся ходьбой с глубоким дыханием (процесс восстановления), при снижении пульса до 120-130 уд/мин. тренировка продолжалась. После проведения педагогического эксперимента испытуемые принимали участие в массовом забеге в дистанции на 5 км.

Кинематический анализ постановки ноги на опору и отталкивания проводился на основе анализа видеозаписи с помощью программного обеспечения «Selicon Coach». Видеозапись производилась на смартфоне Apple на расстоянии 10 м от беговой дрожки. В ходе проводимого исследования анализировались угловые характеристики (угол приземления, угол отталкивания, угол вылета ОЦМТ, угол сгибания опорной ноги в коленном суставе в момент вертикали, угол сгибания опорной ноги в тазобедренном суставе в момент вертикали) и кинематические характеристики (вертикальные колебания, длина амортизационной фазы, длина фазы отталкивания, каденс).

Статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных осуществлялась посредством Microsoft Excel 2020.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Цикл подготовки продолжительностью в 16 недель (112 дней) включал следующие тренировочные периоды:

1. Период базовой (вводной) тренировки (6 недель (18-19 тренировок)) -отличается недельным увеличением тренировочного объёма на 10% на второй, третьей и четвертой неделях. Еженедельная пробежка в этот период не должна превышать 33% от общего объёма недельных тренировок. Беговые тренировки следует дополнить силовыми тренировками, особое внимание уделяя технике выполнения упражнений, а не весу отягощений и количеству повторений. Силовые тренировки в базовый период представляют комплекс из 5 упражнений и выполняются в объёме 1 раз в неделю по 2 подхода по 10-12 повторений с целью развития силы мышц всего тела. В ходе базовых тренировок ОФП целесообразно отводить до 60-75% тренировочного времени. Основные средства - медленный бег, продолжительность которого увеличивается постепенно и равномерно.

2. Период пороговой тренировки - чуть более короткий, тем не менее достаточно продолжительный период тренировки с использованием средств повышения порога анаэробного обмена и дополняемый средствами повышения силовых показателей бега. Силовые упражнения выполняются с увеличением веса отягощений. Основные средства - переменный бег с лёгкими непродолжительными ускорениями и повторный бег не чаще 1 раза в неделю. Такой тренировке предшествовал разминочный бег в невысоком темпе, чередующийся с ходьбой, плюс ускоренные пробежки на расстояние 40-60 м за день до

занятий, а также пробежка в спокойном темпе через день после тренировки.

3. Период высокоинтенсивной тренировки - короткий период высокоинтенсивной (УО2шах) беговой тренировки. Силовые тренировки на данной стадии должны включать комплекс упражнений, имеющих заданную функциональность и подобранных с учётом специфики соревнований, к которым готовится бегун, а также его силовых качеств. Занимающиеся, готовящиеся к забегу на 5 км, основной целью которого является скорость, могут продолжать заниматься по программе пороговой тренировки с низким числом повторений и высоким весом отягощений, особое внимание уделяя проработке мышц бёдер, средней и верхней части тела.

4. Предсоревновательный и соревновательный период (1 неделя (7 дней)) - фаза участия в спортивном забеге на 5 км. Для формирования правильной структуры движения и исправления ошибок техники бега были разработаны специальные беговые упражнения. Комплекс СБУ входит в состав разминки в период пороговой и высокоинтенсивной тренировки, что особенно важно для начинающих, и включает, как правило, не менее 5 упражнений в серии. Для специальной разминки - от 20-40 м; для тренировки - 60-70 м. Количество повторений от 1 до 6 раз.

СБУ использовались в трех целях: 1) как часть разминки, длительность и интенсивность упражнений небольшая (20-40 м; 1-2 серии); 2) как средство исправления физических недостатков техники бега; 3) как средство СФП занимающегося. Например, упражнение «бег прыжками» использовалось в качестве основного блока на тренировке, и выполнялось повторениями по 4-6 раз с максимальной интенсивностью, продолжительностью 60-100 м.

В случае возникновения технических ошибок были рекомендованы следующие упражнения для их устранения (рисунок).

Помимо комплекса СБУ для овладения правильной техникой бега применялся комплекс силовых упражнений, поскольку систематические силовые тренировки увеличивают объем и силу мышц. Укрепляя связочный аппарат, значительно сокращается риск получения травмы [2].

Данные упражнения применялись только после получения консультации у врача, участвующих в эксперименте студенток. В ходе консультации было установлено, что занимающиеся не имеют заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы и проблем с позвоночником, поэтому могут использовать предложенный комплекс СУ.

СУ рекомендовано выполнять с 6 по 13 неделю регулярно (1 раз в неделю).

Упражнения по общей физической подготовке (ОФП) необходимы для профилактики беговых травм и увеличения выносливости организма. В ходе подготовки к забегу в 5 км на каждой тренировке в течение первых 5 недель включалось по 5 упражнений из представленного в таблице комплекса. Упражнения выполнялись по 10-15 повторений в 3 подхода.

Результаты угловых и кинематических характеристик техники бега участниц педагогического эксперимента в ходе исходного и итогового тестирования представлены в таблице.

В ходе исходного тестирования отмечена пассивность при постановке опорной ноги на твёрдую поверхность, что в свою очередь влекло снижение продолжительности амортизационной фазы, снижение положения ОЦМТ в момент вертикали, что в свою очередь явилось причиной увеличения нагрузки на опорно-двигательный аппарат и возрастания нагрузочного действия на ахиллесово сухожилие.

За время эксперимента в угловых характеристиках максимальное относительное отклонение отмечено в показателе «Угол вылета ОЦМТ» -достоверное уменьшение среднего значения составило 8,5% (при р<0,05). Угол сгибания опорной ноги в коленном суставе в момент вертикали в ходе итогового тестирования в среднем составил

142,0±1,2°, достоверно увеличившись против аналогичного показателя исходного тестирования 133,0±2,0° (при р<0,05) на 6,8%.

Рисунок - Упражнения, рекомендованные для устранения ошибок

Таблица - Угловые и кинематические характеристики техники бега девушек в ходе исходного и итогового тестирования (п=14)_

№ Показатели Этап тестирования Лот, %. Р

июнь, 2021 г. сентябрь, 2021 г.

X о X о

Угловые характеристики

1 Угол приземления, ° 69,8 0,6 72,2 0,3 3,4 <0,05

2 Угол отталкивания, ° 67,4 1,5 64,1 1,2 -4,9 >0,05

3 Угол вылета ОЦМТ, ° 9,4 0,2 8,6 0,2 -8,5 <0,05

4 Угол сгибания опорной ноги в коленном суставе в момент вертикали, ° 133,0 2,0 142,0 1,2 6,8 <0,05

5 Угол сгибания опорной ноги в тазобедренном суставе в момент вертикали, ° 142,6 0,5 145,6 0,3 2,1 <0,05

Кинематические характеристики

6 Вертикальные колебания, см 8,1 0,5 7,0 0,3 -13,6 <0,05

7 Длина амортизационной фазы, см 52,7 2,1 44,3 1,2 -15,9 <0,05

8 Длина фазы отталкивания, см 47,4 2,3 47,8 1,8 0,8 >0,05

9 Каденс, кол-во шагов в минуту 171,3 1,5 180,2 2,2 5,2 <0,05

Угол приземления в ходе итогового тестирования в среднем составил 72,2±0,3°, против аналогичного показателя исходного тестирования 69,8±0,6°, увеличившись на 2,4°

(при р<0,05). Это значит, что нога ставится на опору более «вертикально», за счёт включения мышц задней поверхности маховой ноги.

Длина амортизационной фазы достоверно снизилась на 15,9% (при р<0,05), а длина фазы отталкивания недостоверно увеличилась в среднем на 0,8% (при р>0,05). Также за ход педагогического эксперимента достоверно увеличился каденс занимающихся - в среднем на 8,9 шагов в минуту (при р<0,05). Так, показатель исходного тестирования ка-денса составил 180,2±2,2 шагов в минуту, против 171,3±1,5 шагов в минуту на исходном этапе тестирования (при р<0,05).

Анализ технических параметров бега в ходе проведенного педагогического эксперимента показал, что коррекция отдельных двигательных действий у студенток в рамках тренировочного процесса прошла достаточно результативно, а характеристики, лимитирующие нагрузку на ОДА имели позитивную динамику на статистически достоверном уровне (при р<0,05).

ВЫВОДЫ

По результатам проведённого педагогического эксперимента были предложены комплексы корректирующих упражнений для устранения недостаточного выноса маховой ноги вперёд-вверх, выполнения активного отталкивания и исправления ошибок в работе рук. В занятиях со студентками в процессе подготовки к забегам использовались комплексы упражнений силовой направленности для мышечных групп, участвующих в беге. После проведённого педагогического эксперимента средние показатели угловых параметров группы улучшились, так показатель углов приземления статистически достоверно увеличился на 3,4% (при р<0,05), а также уменьшился средний показатель группы фазы амортизации на 15,9% (при р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Дэниелс Д. От 800 метров до марафона. Проверенные методы и программы подготовки для успеха в беге на выносливость / Д. Дэниелс - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 304 с.

2. Заиченко О. А. К программе контроля физической подготовленности женщин 20-25 лет / О. А. Заиченко // Тезисы докладов XXXXI научной конференции студентов и молодых учёных вузов Южного Федерального округа. Материалы конференции - Краснодар. 2014. - С. 50.

3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом /

A.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

4. Карпов В.Ю. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста /

B.Ю. Карпов, Н.В. Марьина, К.К. Скоросов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 6 (124). - С. 91-96.

5. Карпов В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

6. Карпов В.Ю. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины / В.Ю. Карпов, К.К. Скоросов, М.С. Антонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 86-91.

7. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - No. 10 (164). - С. 43-52.

8. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина //Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

REFERENCES

1. Daniels, D. (2020), From 800 meters to marathon. Verified methods and preparation programs for success at long-running, Publishing house "Mann, Ivanov and Ferber", Moscow, 304p.

2. Zaichenko, O.A. (2014), "To the of 20-25-th aged women physical readiness controlling program", Materials ofXXXXI-st Science conference of South federal districts' students and youth scientists, Krasnodar, pp.56.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Karpov, V.Yu., Maryina, N.V. and Skorosov, K.K. (2015), "Theoretical and methodological aspects of the conjugate development of physical qualities and the formation of the technique of motor actions in girls of secondary school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 91-96.

5. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, G.A (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", Proceedings of The Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

6. Karpov, V.Yu., Skorosov, K.K. and Antonova, M.S. (2015), "Modern types of physical activity in forming woman healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No.5, pp. 86-91.

7. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Nogina, E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

8. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021), "Motor skills training model to improve school physical education service quality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 61-63.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2022

УДК 796 (075.8)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 40-Е (ПОСЛЕВОЕННЫЕ) ГОДЫ XX ВЕКА

Сергей Анатольевич Касинцев, кандидат исторических наук, доцент, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Нурлан Мирзаджан оглы Руста-мов, магистрант, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, Уссурийск; Ольга Викторовна Скрынник, старший преподаватель, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск

Аннотация

В настоящее время в России идет процесс совершенствования физического воспитания и спорта. Для решения различных проблем в области физической культуры и спорта, актуальным является изучение культурно-исторических традиций нашей страны, как на общегосударственном, так и региональном уровнях. Спортивная история страны на Дальнем Востоке в 40-е (послевоенные) годы заслуживает тщательного изучения и анализа с целью использования опыта физкультур-но-спортивной работы тех лет в современных условиях. В статье рассматриваются особенности развития физической культуры и спорта на Дальнем Востоке в сороковые послевоенные годы. Освещена деятельность местных спорткомитетов, добровольных спортивных обществ по популяризации разных видов спорта, восстановлению лыжных кроссов, сдачи норм ГТО. Отмечено возрождение спортивных соревнований между городами, отраслевых спартакиад, соревнований школьников и учащихся средних специальных учебных заведений, соревнований по национальным видам спорта.

Ключевые слова: физкультурно-спортивное движение, спортивные общества, отраслевые спартакиады, национальные виды спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.