Научная статья на тему 'Подготовка специалистов, владеющих информационными технологиями — опыт фирмы «1C»'

Подготовка специалистов, владеющих информационными технологиями — опыт фирмы «1C» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.М. Диго

В статье освещен более чем десятилетний опыт сотрудничества фирмы «1С» с образовательными учреждениями по подготовке специалистов, владеющих современными информационными технологиями. Этот опыт может быть полезен как образовательным учреждениям, так и софтверным фирмам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов, владеющих информационными технологиями — опыт фирмы «1C»»

С.М. Диго,

доктор экономических наук, профессор кафедры проектирования экономических информационных систем МЭСИ,

руководитель направления по работе с образовательными учреждениями и авторизованными учебными центрами «1С»

Подготовка специалистов, владеющих информационными технологиями — опыт фирмы «1С»

В статье освещен более чем десятилетний опыт сотрудничества фирмы »1С» с образовательными учреждениями по подготовке специалистов, владеющих современными информационными технологиями. Этот опыт может быть полезен как образовательным учреждениям, так и софтверным фирмам.

Введение

Бурное развитие ИТ-отрасли, активная информатизация всех отраслей деятельности остро ставит проблему подготовки/переподготовки кадров, владеющих современными информационными технологиями. Важность этой проблемы осознается органами власти, софтверными фирмами, работниками образования, студенческим сообществом, большим количеством работников разных сфер занятости, использующих ИТ-технологии в своей повседневной деятельности. Важно подчеркнуть, что речь идет не только об ИТ-специалистах, а о других категориях работников.

Подготовка специалистов по ИТ не успевает за бурным развитием отрасли. Повсеместно наблюдается нехватка квалифицированных кадров для оказания услуг по внедрению ПП, нехватка квалифицированных преподавателей. Кроме того, подготовка специалистов в учебных заведениях не всегда отвечает современным потребностям общества. Так же ощущается острая необходимость повышения уровня владения современными программными средствами специалистами разных предметных областей.

В связи со сложившейся ситуацией предпринимаются активные действия по решению указанных проблем, и, что особенно приятно отметить, наметилась тенденция согласованного решения стоящих задач всеми заинтересованными сторонами, в том числе системой образования и ИТ-сообществом.

1. Разработка профессиональных и образовательных стандартов

В настоящее время появилось осознание того, что при подготовке специалистов должны учитываться требования работодателей. Начата разработка профессиональных стандартов, на основе которых должны быть скорректированы образовательные стандарты. Фирма «1С» осознает важность этой работы и активно участвует в ней. В частности экспертами от «1С» предложена профессия специалиста по прикладным экономическим системам управления предприятием и характеристика профессиональных компетенций для нее. Кроме того, эксперты от «1С» принимают активное участие при разработке профессиональных стандартов и по другим ИТ-профессиям.

С другой стороны, вузовское сообщество в лице УМО продолжает активную деятельность по разработке образовательных стандартов третьего поколения. «1С» принимает участие и в этой работе. Так, например, «1С» принимало активное участие в подготовке образовательного стандарта по специальности «Прикладная информатика». Совместная работа над стандартом

Экономика, Статистика и Информатика 53 №1, 2007

принесла положительные результаты — повышение качества стандарта отметило как вузовское сообщество, так и представители ИТ-индустрии.

2. Непрерывное образование

Лозунг «Образование — в течение всей жизни» в области ИТ особенно актуален. В связи с этим, очевидна необходимость создания системы образования, которая позволили бы быстро и качественно осваивать новые ИТ-технологии, обеспечила бы непрерывность образования. Большую роль в решении этой задачи играют Учебные Центры (УЦ). Они могут быть построены на разных принципах (отраслевые, «продукто-ориен-тированные» и др.). Но в любом случае необходим отлаженный механизм взаимодействия УЦ с производителями (правообладателями).

В «1С» имеются разные формы организации такого взаимодействия. Исторически первыми в партнерской сети «1С» возникли авторизованные учебные центры (АУЦ). АУЦ обладают свободой при формировании программ читаемых курсов, преподаватели АУЦ должны быть аттестованы на знание программных продуктов «1С».

С августа 2003 г. фирма «1С» совместно с партнерами развивает новый проект — центры сертифицированного обучения (ЦСО). Особенность данного способа обучения в состоит в том, что во всех региональных ЦСО читаются стандартные учебные курсы по системе программ «1С: Предприятие 8.0». Преподаватели, читающие авторизованные курсы в региональных ЦСО, проходят обучение в фирме «1С», сдают экзамен именно по этому курсу и получают сертификат преподавателя ЦСО. Слушатели авторизованных курсов получают методические материалы, слушают лекции сертифицированных преподавателей, выполняют практические задания, а по окончании обучения каждый слушатель получает свидетельство фирмы «1С» о прохождении курса обучения.

ЦСО являет собой индустриаль-

№1, 2007! 54

ный подход к организации обучения. Именно такой подход обычно используется в авторизованных учебных центрах и других софтверных фирмах. Такой подход имеет много преимуществ: гарантированное качество обучения, экономия на разработку курсов (разрабатываются централизованно), возможность выдачи единых документов по окончанию обучения; более легкая процедура оценки подготовки преподавателей.

Обучение ПП в виде краткосрочных курсов является очень востребованным. Так, «1С» имеет сеть АУЦ, насчитывающую более тысячи центров, ЦСО являются 110 организаций. За 3 года через сеть ЦСО обучила 15 тыс. человек, в том числе за последний год — 10 тыс. человек.

Все возможности, которые имеются у других категорий партнеров «1С», предоставляются и для учебных заведений, но на еще более выгодных условиях. Так, для УЗ имеется специальное Соглашение о сертифицированном обучении учащихся, а с января 2006 г. проводится эксперимент «Сертифицированные курсы по «1С: Предприятие 8.0» — ведущим вузам», который дает возможность использовать сертифицированные курсы в учебном процессе на особо льготных условиях.

В настоящее время по разным причинам студенты параллельно с обучением в институте обучаются на различных курсах. Это, в принципе, не плохо. Но все-таки можно порекомендовать учебным заведениям вводить в учебный процесс курсы по выбору, создавать АУЦ для своих студентов и для внешних клиентов, чтобы большую часть необходимых знаний студенты получали все-таки в рамках своего учебного заведения, а также чтобы полнее использовался потенциал учебного заведения.

3. Использование ПП «1С» в УЗ разных уровней

Система образования включает в себя разные уровни: дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее (бакалавры, магистры, специалисты), послевузовское (аспирантура,

докторантура, MBA), дополнительное образование.

Программные продукты «1С» широко используются в УЗ разных уровней. Если говорить о дошкольном образовании, то здесь речь идет о различных обучающих и игровых программах. В школах используются не только обучающие, но и экономические ПП. Для всех остальных уровней образования, безусловно, речь в основном идет об использовании экономических ПП и правовых баз данных.

Изучение программных ПП «1С» включается и в программы MBA. Но до недавнего времени в программы MBA включение курсов с использованием ПП «1С» носило «эпизодический» характер и происходило практически без участия «1С». В настоящее время совместно с ВШУБ осуществляется проект по комплексной интеграции учебных дисциплин MBA Высшей школы управления и бизнеса РосНОУ. Программные продукты «1С» будут использоваться при преподавании курсов «Управление производством», «Бухгалтерский учет», «Управленческий учет», «Логистика», «Управление человеческими ресурсами», «Финансовый менеджмент», «Управление проектом», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Информационные технологии». Программы всех курсов согласовываются ведущими преподавателями ВШУБ и «1С». Предполагается создание сквозного примера, связывающего большинство изучаемых дисциплин в единый проект. Такой подход возможен только с участием ИТ-фирм, обладающих достаточно широкой номенклатурой программных средств, способной покрыть потребность большинства курсов, включенных в программу MBA.

Демонстрация возможностей использования различных программных средств одного производителя для решения различных задач управления в процессе обучения имеет следующими преимуществами: единый подход, информационная совместимость, схожий интерфейс различных программных продуктов. Это

позволяет экономить время на изучении «технических» вопросов.

Такой подход реализовать в MBA легче, чем на других уровнях образования, так как на этом уровне образования наиболее подходящий срок обучения (обычно два года), большая свобода в формировании учебных программ. Но, с другой стороны, MBA — это не массовый вид образования, и он не может решить проблему подготовки кадров для ИТ-отрасли. Более того, MBA по своей сути не предназначено для реализации этой цели, и изучение ПП в учебном процессе в MBA имеет специфический характер, а именно — демонстрация возможностей ПП именно для делового администрирования.

В свою очередь АУЦ и ЦСО решают проблему обучения отдельным ПП. Это обычно краткосрочные не связанные с друг с другом курсы. Поэтому для ИТ-отрасли актуальной является задача создания ИПК, ориентированных на комплексное изучение ПП и ИТ-технологий.

Быстрое изменение информационных технологий требует постоянной переподготовки преподавателей, владеющих этими технологиями. Но в настоящий период наблюдается практически полное разрушение системы повышения квалификации преподавателей в рамках самой системы образования. Поэтому ИТ-компании вынуждены решать эту проблему своими силами. Разные фирмы подходят к решению этой проблемы по разному. В «1С» наиболее используемой формой является предоставление ценовых льгот преподавателям учебных заведений при обучении в УЦ «1С».

4. Новые

информационные технологии организации учебного процесса

Новые информационные технологии широко применяются и при организации учебного процесса. Их комплексное использование часто называется модным в настоящее время термином e-Learning. Использование элементов e-Learning как при

организации учебного процесса в УЗ, так и в УЦ является достаточно распространенным явлением. Интерес может представить сочетание средств электронного обучения, разработанного в УЗ, с элементами систем электронного обучения, имеющегося в ИТ-фирмах. Так, например, в «1С» имеется набор интернет-курсов (http://edu.1c.ru/), которые могут использоваться не только в процессе подготовки преподавателей, но к ним может быть предоставлен доступ студентов.

Во всех интернет-курсах «1С» обучение ведется на основе сквозного примера. Обучаемый шаг за шагом самостоятельно, опираясь на материалы курса, выполняет задания в "1С:Предприятие 8.0". Материалы курсов поделены на темы или главы. В состав каждой главы входит теоретический материал, практические задания, система помощи и система контроля.

Пользователь выполняет практические задания сразу же после изучения небольшой части теоретического материала. Каждое последующее задание строится на основе данных, полученных при правильном выполнении всех предыдущих. Если возникают затруднения при выполнении поставленного задания, пользователь может воспользоваться системой помощи, которая состоит из:

1) анимационной подсказки, позволяющей обучаемому визуально проследить последовательность действий, которые необходимо выполнить для успешного выполнения задания;

2) помощи преподавателя (можно отправить электронное письмо);

3) базы данных с уже выполненным заданием, которая позволяет изучать курс дальше даже в случае, если пользователь по каким-то причинам не смог выполнить поставленное задание.

В состав каждой темы входит тест, оценивающий степень усвоения изученного материала. Тестовое задание формируется случайным образом на основе базы вопросов. Ответы на вопросы представлены выбором од-

ного правильного ответа из нескольких, нескольких правильных или вводом произвольного текста.

После изучения всех материалов конкретного курса пользователь может попытаться сдать итоговый тест, в состав которого входят выборочно вопросы из всех тем данного курса.

В систему контроля качества усвоения материала входят также самостоятельные работы, которые состоят из заданий, отличающихся тем, что у пользователя нет возможности просмотреть анимационную подсказку по выполнению задания.

Как видно, принципы, на которых построены интернет-курсы «1С», полностью отвечают требованиям, предъявляемым к учебным материалам при организации е-Ьеагш^ в УЗ.

5. Проверка знаний обучаемых

Необходимым элементом е-Ьеагш^ является система тестирования знаний учащихся. Как указывалось выше, в каждый интернет-курс включена система проверки знаний обучающихся.

В настоящее время очень распространенной формой подтверждения квалификации специалистов является их сертификация/аттестация в специализированных центрах сертификации. В «1С» система сертификация/аттестация является очень развитой. Помимо официальной сдачи экзаменов с получением соответствующих сертификатов в «1С» имеется возможность бесплатно сдавать пробные тесты через Интернет. Эту возможность можно использовать как еще один элемент контроля знаний студентов. Кроме того, после успешного прохождения теста тестируемый получает электронное письмо с электронной ссылкой на справку, подтверждающую успешную сдачу теста. Полученная справка может быть предъявлена преподавателю, работодателю, вывешена на персональной страничке и т.д.

Кроме возможностей пробного тестирования студенты могут сдавать обычные сертификационные экзамены непосредственно в своем

Экономика, Статистика и Информатика 55 №1, 2007

учебном заведении. Так как сертификационные экзамены в «1С» являются автоматизированными и выполняются по единым правилам, то качество тестирования не зависит от того, в каком центре сертификации этот экзамен принимается. Студенты имеют ценовые льготы при сдаче сертификационных экзаменов. Во всем остальном сдача экзамена учащимися любой ступени обучения не отличается от сдачи аналогичного экзамена специалистами. Поэтому эти сертификаты очень ценятся на рынке труда.

Преподаватели УЗ могут сдавать любые сертификационные и аттестационные экзамены бесплатно.

6. Специальные продукты для организации учебного процесса

Организация учебного процесса предполагает не только аудиторную, но и внеаудиторную самостоятельную работу учащихся. В настоящее время большинство студентов имеют дома компьютеры, и желательно обеспечить возможность их работы дома на программных продуктах, установленных легально. «1С» решает эту проблему выпуском специальных продуктов. Эти продукты имеют низкую цену, что делает возможность их приобретения учащимися вполне реальной. Сами эти продукты могут быть разными. Например, продукт «1С: Школа. Вычислительная математика и программирование» — типичный обучающий продукт. Кроме курсов по математике и программированию на универсальных языках программирования, в него вошел курс по программированию на платформе «1С: Предприятие 7.7». Продукт кроме электронных обучающих курсов содержит учебную версию платформы «1С: Предприятие 7.7», которая может работать без ключа защиты.

К началу нового 2006/07 учебного года были выпущены продукты «1С: Бухгалтерия 8.0. Учебная версия» и «1С: Предприятие 8.0. Версия для обучения программированию». "1С: Бухгалтерия 8.0. Учебная версия" — это программа для обучения ведению бухгалтерского и налогового учета и

подготовки регламентированной отчетности. "1С: Бухгалтерия 8.0. Учебная версия" поставляется в виде книги с диском. Книга содержит полное описание функциональных возможностей прикладного решения и необходимых приемов работы с программой. В состав диска входит учебная версия платформы "1С: Предприятие 8.0", конфигурация "Бухгалтерия предприятия", интерактивный обучающий курс "Эффективная работа с 1С: Предприятием 8.0" и электронные руководства, которые до изучения книги помогут быстро установить программу "1С: Бухгалтерия 8.0. Учебная версия" и сделать первые шаги в ее освоении.

Основу программного продукта "1С: Предприятие 8.0. Версия для обучения программированию" составляет учебная версия платформы "1С: Предприятие 8.0" — это реально действующая платформа "1С: Предприятие 8.0" с некоторыми ограничениями, которые не дают возможность ее использования в реальных проектах. В продукт входит конфигурация "Бухгалтерия предприятия", а также ряд демонстрационных конфигураций и универсальных обработок. На отдельном диске поставляются информационные материалы по технологической платформе "1С: Предприятие 8.0". Комплект поставки также руководство по установке и запуску, руководство по конфигурированию и администрированию, а также книгу "1С: Предприятие 8.0. Практическое пособие разработчика", позволяющую быстро освоить приемы разработки и модификации прикладных решений на платформе "1С: Предприятие 8.0".

Как мы видим, во всех приведенных примерах предлагаемые продукты являются программно-методическими комплексами, так как содержат не только сам программный продукт, но и методические материалы, необходимые для обучения.

Несмотря на наличие учебных версий ПП мы рекомендуем при организации учебного процесса в аудитории использовать промышленные версии ПП. Решения, полученные с

использованием учебных версий, также возможно использовать в аудитории при работе с промышленными версиями.

7. Организация практики студентов

Важной задачей учебного процесса в УЗ является привитие практических навыков обучаемых. В УЗ это частично достигается курсовым проектированием, а также организацией разнообразных практик, которые являются необходимым элементом учебного процесса. Так как в настоящее время практически отсутствует механизм регулирования организации студенческой практики, то разные УЗ решают эту проблему по-разному, иногда очень не эффективно, а зачастую просто подменяя реальную практику работой в студенческих аудиториях.

«1С» и ее партнеры принимают студентов на практику и стажировку. Но и сами УЗ могут и должны предпринимать шаги в этом направлении. Это, прежде всего, выполнение реальных проектов силами коллективов сотрудников и учащихся.

В партнерской сети «1С» внедренческой деятельностью занимаются партнеры, имеющие статус «1С: Фран-чайзи». УЗ имеют возможность заключать договора франчайзинга. Опыт сотрудничества «1С» с УЗ показывает, что пока этой возможностью пользуется очень небольшое число УЗ.

Выполнение реальных проектов по договорам с заказчиками дело действительно очень ответственное и требующее высокой квалификации и исполнительской дисциплины и под силу далеко не всем УЗ. Но в любом УЗ имеются задачи внутренней автоматизации деятельности этой организации. Привлечение студентов к этой работе может дать неоценимый опыт реальной проектной работы для студентов и принести пользу для УЗ.

8. Внеаудиторные формы работы

Важным является не только организация основного учебного процесса, но и проведение разнообразных

№1, 2007

_

мероприятий, повышающих интерес учащихся к обучению и способствующих выявлению талантливой молодежи. Одним из таких мероприятий является проведение студенческих олимпиад. Так стала традиционной открытая студенческая олимпиада по разработке учетно-экономических приложений. Уже одиннадцатый год она проводится с использованием системы «1С: Предприятие» как средства разработки. Организаторами олимпиады являются: фирма «1С», Финансовая академия при Правительстве РФ и журнал «Бухгалтерский учет». С 2003 г. олимпиада проводиться в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ и в настоящее время приобрела статус международной («Международная олимпиада по объектно-ориентированному программированию учетно-аналитических задач»), так как в ней традиционно участвуют студенты не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран ближнего зарубежья.

С 2004 г. организуются региональные туры этой олимпиады, которые проводят партнеры «1С» и учебные

заведения (часто совместно). Региональные туры позволяют:

ц более тщательно произвести оценку возможностей конкурсантов и отбор участников на второй тур;

ц предоставить материальную поддержку участникам олимпиады от партнеров и других организаторов;

ц повысить престиж как партнеров, так и УЗ;

ц наладить разнообразные контакты между партнерами и вузами (и студентами, их представляющими).

Кроме того, партнерами «1С» совместно с органами образования, учебными заведениями проводятся профессиональные конкурсы по использованию программного продукта «1С:Бухгалтерия». В этом учебном году решено сделать такой конкурс Всероссийским.

Заключение

Сотрудничетво ИТ-индустрии и системы образования является важной предпосылкой повышения качества подготовки специалистов. Формы этого сотрудничества постоянно совершенствуются и расширяются, а его эффективность — растет.

Литература:

1. Андреев И.А. Использование интернет-технологий в обучении студентов практическим навыкам работы с системой «1С: Предприятие» // Новые информационные технологии в образовании: Доклады и выступления участников пятой научно практической конференции «Использование программных продуктов фирмы «1С» в учебных заведениях» (1—2 февраля 2005 г.). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. С. 235—240.

2. Андреев И.А. Опыт применения интерактивных практических заданий (лабораторных работ) в проектах интернет-обучения сферы дополнительного профессионального образования // XV конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участника конференции. Ч. IV. м.: Бит про, 2005. С. 37—39.

3. Диго С. М. Обучение программным продуктам фирмы «1С». Методические рекомендации для партнеров. М.: 1С, 2006.

Экономика, Статистика и Информатика

57

№1, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.