Научная статья на тему 'Подготовка специалистов туризма в университетах Таиланда к профессиональной межкультурной коммуникации'

Подготовка специалистов туризма в университетах Таиланда к профессиональной межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNATIONALIZATION / CROSS-CULTURAL PROFESSIONAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривощеков Пётр Петрович

В статье показана ориентация сервисного и туристского образования в Таиланде на формирование готовности к межкультурной коммуникации. Изучены задачи формирования навыков профессиональной межкультурной коммуникации. Рассмотрены пути и возможности формирования навыков межкультурного взаимодействия в профессиональной среде: введение информации о других странах в содержание учебных курсов, международные курсы, изучение нескольких иностранных языков, прохождение зарубежной практики, участие в программах двойного диплома и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism Specialists’ Training at the Universities of Thailand to Professional Cross-cultural Communication

The article shows the orientation of the service and tourism education in Thailand to the developing cross-cultural communication readiness. The objectives of formation professional skills in cross-cultural communication are studied. The author shows the ways and possibilities of mastering cross-cultural communication skills in professional sphere: including information about other countries into the course content; international courses, studying several foreign languages, training abroad, double degree programmes, etc.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов туризма в университетах Таиланда к профессиональной межкультурной коммуникации»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 371.671.12:241(47)

Подготовка специалистов туризма в университетах Таиланда к профессиональной межкультурной коммуникации

П. П. Кривощеков

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск

АннотациЯ. В статье показана ориентация сервисного и туристского образования в Таиланде на формирование готовности к межкультурной коммуникации. Изучены задачи формирования навыков профессиональной межкультурной коммуникации. Рассмотрены пути и возможности формирования навыков межкультурного взаимодействия в профессиональной среде: введение информации о других странах в содержание учебных курсов, международные курсы, изучение нескольких иностранных языков, прохождение зарубежной практики, участие в программах двойного диплома и др.

Ключевые

слова: интернационализация, межкультурная профессиональная ком-

муникация, профессиональное образование.

Приобщение личности к другой культуре и её участие в диалоге культур считается основной целью профессиональных программ обучения, которая достигается путём формирования готовности к межкультурной коммуникации. Особо значима проблема межкультурной коммуникации для будущих работников туристской сферы, чья деятельность в значительной мере предполагает взаимодействие представителей разных культур в процессе совместной профессиональной деятельности (выпускники работают в многонациональных организациях и находятся в контакте с клиентами различного культурного происхождения). Так как индустрия туризма и гостеприимства по своей природе является международно-ориентированным бизнесом, специалистам нужны знания и опыт, чтобы адаптироваться к малоизвестной культуре и работать в многообразной культурной среде.

Обобщение опыта подготовки специалистов сферы туризма в Королевстве Таиланд представляет интерес для отечественного высшего образования, так как данная страна имеет давнюю историю подготовки квалифицированных специалистов для индустрии туризма. Соответственно, современное профессиональное образование в сфере сервиса и туризма ставит перед собой цель - обеспечить студентов всеми необходимыми инструментами для участия в мировом культурном процессе: диалоге и полилоге культур. В программах подготовки специалистов обозначены цели подготовки студентов, способных:

1) мыслить глобально и включающе, рассматривать проблему с разных точек зрения;

Педагогический ИМИДЖ

2) понимать базовые принципы мультикультурного мира;

3) осознавать собственные культурные традиции в отношении к другим культурам;

4) понимать особенности своей профессии на местном и глобальном уровнях [6, с. 8].

Специалистами в области образования признаётся тот факт, что обучение с учётом особенностей многих культур имеет больше перспектив, чем монокультурное образование. Разработка учебного плана, отвечающего потребностям отрасли и готовящего выпускников в глобальном масштабе, - важная задача тайского образования. Соответственно, тайские университеты ориентированы на разработку учебных курсов, которые дают возможность студентам изучать более чем одну страну (вдобавок к собственной). В учебные планы программ подготовки специалистов туризма вводятся курсы, в рамках которых рассматривается опыт нескольких стран (регионоведение или сравнительный туризм). Примером могут служить следующие дисциплины: «Кросс-культурное изучение поведения туристов», «Сравнительное изучение политики туризма в Азии», «Развитие туристских дестинаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Специалисты считают, что данные учебные дисциплины существенно расширяют знания студентов и помогают им получать более глубокое понимание процессов развития индустрии туризма в других странах.

В подготовке культурно-компетентных специалистов сервиса и туризма особая роль принадлежит как языковой, так и межкультурной, культурологической подготовке, способной помочь будущим специалистам в преодолении культурных барьеров, понимании межкультурных различий и приобретении навыков работы в многокультурной среде, овладении арсеналом разнообразных форм и средств межкультурного общения, основами психологических знаний поведения своих партнёров по общению. Большое значение для получения межкультурных знаний имеют курсы, ориентированные на изучение международного опыта. В учебных планах факультетов и отделений туризма и гостеприимства включены следующие дисциплины: «Международный отельный менеджмент», «Международный бизнес туризма и гостеприимства», «Международные конференции и ивент-менеджмент», «Менеджмент глобального туризма» и др. Кроме того, достижению поставленной цели способствует ориентация выполнения выпускных квалификационных работ на межкультурный контекст. Специалисты обращают внимание на тот факт, что исследовательские работы должны быть посвящены межкультурным аспектам индустрии туризма и гостеприимства.

Особое значение приобретает специальная межкультурная подготовка с учётом специфики культуры и реалий стран и регионов, с которыми осуществляется профессиональное сотрудничество: знание речевых и этикетных норм, составляющих культуру речи специалистов сервиса и туризма; владение профессиональным языком; умение ориентироваться в психологических характеристиках партнёра по коммуникации; знание особенностей национального характера и культуры собеседника, следование принципам гостеприимства и т. д. При составлении учебных планов особое место отводится изучению иностранных языков как средству более глубокого понимания других культур, в этой связи иностранный язык становится важным средством в формировании межкультурной компетенции. Соответственно, при подготовке специалистов сферы туризма особое место отводится изучению иностранных языков, при этом подразумевается изучение двух иностранных языков (английский считается обязательным международным языком, выбор и изучение второго иностранного языка является обязательным и обусловлен преобладающим количеством туристов из зарубежных стран - Японии, Китая, Кореи, Франции, Германии, Испании). Поэтому изучение, анализ, сравнение языка, норм поведения, культуры, традиций и обы-

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION

чаев будет иметь огромное значение для расширения межкультурной коммуникации, которая приобретает всё большее значение в сферах профессиональной деятельности [6, с. 11].

Профессиональная подготовка в вузе должна быть ориентирована на будущую профессиональную деятельность в условиях международного рынка труда, трудовую мобильность, работу в транснациональных компаниях, для этого уровень подготовки выпускников должен соответствовать не только тайским, но и международным стандартам. Достижение данной цели возможно в процессе интеграции тайских вузов в международное образовательное пространство. Тесное сотрудничество с зарубежными колледжами и университетами содействует включению различных международных аспектов в учебную, исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней. Развитию профессиональных межкультурных навыков способствуют программы двойного диплома, и тайские университеты совместно с зарубежными вузами активно работают в этом направлении [4].

Обзор высшего образования по туризму и гостеприимству в Таиланде показывает, что тайские университеты активно устанавливают взаимоотношения с международными альянсами, создают международные альянсы на базе вузов, чтобы интернационализировать высшее образование по туризму и гостеприимству: разрабатывать программы обмена, организовывать образовательные туры, вводить международную практику, совершенствовать учебные планы (новые курсы, совместные программы). Студенты могут принимать участие в программах обмена с иностранными университетами и международными организациями в Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе [5].

В рамках сотрудничества с зарубежными университетами возможно прохождение практики, что даёт возможность знакомства с международной системой стандартов обслуживания. Международная практика в колледжах и университетах-побратимах предоставляет студентам возможность развивать практические навыки по своей специальности, приобщаться к новым тенденциям мирового развития.

Таким образом, очевидно, что межкультурная коммуникация становится основополагающим принципом построения системы и формирования содержания профессионального образования в туризме. Программы подготовки специалистов туризма в университетах Таиланда ориентированы на подготовку выпускников, владеющих мировой культурой коммуникации и труда, на работу в международном, межкультурном контексте.

Список литературы

1. Дедусенко, Е. А. Зарубежный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма / Е. А. Дедусенко // Туризм и сервис. Подготовка кадров, проблемы и перспективы развития : сб. науч. ст. - М. : Изд-во РГУТиС, 2010. - 303 с.

2. Якименко, Р. В. Сотрудничество факультета сервиса и туризма СахГУ с вузами Республики Корея и Тайланда: состояние, проблемы, перспективы / Р. В. Якименко // Сервис и туризм на Сахалине : сб. науч. ст. «Туризм и гостеприимство: опыт, проблемы, перспективы» ; вып. 3. -Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2012.

3. Якименко, Р. В. Образовательные центры Восточной и Юго-Восточной Азии по развитию академической мобильности студентов и преподавателей сервисных специальностей СахГУ / Р. В. Якименко // Образование и межнациональные отношения. International Interethnic Relations -IEIR 2012 / сост., ред. Э. Р. Хакимов. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - Ч. 1. - С. 322-332.

4. Chan, W.Y. 2004. International cooperation in higher education: Theory and Practice. Journal of Studies in International Education, 8: 32-55. [CrossRef]

5. Mok, K.H. 2007. Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical reflection. Journal of Studies in International Education, 11:433-454. [CrossRef]

6. Songpikul, A. 2009 Internationalization of Hospitality and Tourism higher education: a perspective from Thailand. Journal of Teaching in Travel and Tourism, Vol.9, 1-2: 2-20.

Педагогический ИМИДЖ

Tourism Specialists' Training at the Universities of Thailand to Professional Cross-cultural Communication

P. P. Krivoshchekov

Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract. The article shows the orientation of the service and tourism education in Thailand to the developing cross-cultural communication readiness. The objectives of formation professional skills in cross-cultural communication are studied. The author shows the ways and possibilities of mastering cross-cultural communication skills in professional sphere: including information about other countries into the course content; international courses, studying several foreign languages, training abroad, double degree programmes, etc.

Keywords: internationalization, cross-cultural professional communication, professional education.

Кривощеков Пётр Петрович Krivoshchekov Petr Petrovich

аспирант, кафедра теории и методики Postgraduate student, Theory and

сервисной деятельности и туризма Methodology of Service and Tourism

Сахалинский государственный универ- Department

ситет Sakhalin State University

693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Лени- 290 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693000

на, 290

тел.: 8(4242)450331 tel.: 8(4242)450331

e-mail: dispeter.k@gmail.com e-mail: dispeter.k@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.