• Создание условий для автоматичес кой обработки информационных объектов.
Логический язык описания спецификаций используется для формально строгого описания такой сущности как образовательная система. Работа по развитию общей теории логических языков спецификаций ведется в настоящее время в , .
В заключении надо отметить, что создание модели ИОС ОО позволит использовать ее на всем протяжении жизненного цикла данной информационной .
проекты совершенствования ИОС ОО, до их реализации. Кроме того, модель позволит формализовать процесс интеграции различных информационнообразовательных ресурсов в ИОС ОО и ее самой с иными образовательными сис-, , , -ционно-обр^овательной среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лобачев СМ., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования. Сборник научных статей «Интернет-порталы: содержание и технологии», вып. 1, «Просвещение». - М., 2003. - С.182-218.
2. Маккаи М. Допустимые множества и бесконечная логика. Справочная книга по математической логике. - М., 1982. - С.235-288.
3. Гончаров С.С., Свириденко ДМ. Сигма-программировапие. Вычислимые системы, вып. 107, 1985. - С.3-29.
4. Манцивода А.В. Сигма-программирование и проблемы дискретной оптимизации. ИГУ, 1994. - 245с.
5. Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов/ Е.И. Горбунова, Лобачев С.Л., Малых А А., Манцивода А.В., Поляков А А., Солдаткин В.И.; Отв. ред. Лобачев С.Л. и Манцивода А.В. - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. МА.Шолохова, 2003. - 215с.
УДК 658.512
В.В. Марков
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Одним из наиболее значимых явлений в последние десятилетия существования и развития российского общества можно назвать его информатизацию, переход от энергетических к информационным технологиям; при этом достаточно бурный рост наблюдается в информатизации социальной сферы, и, в частности, информатизации образования [1]. Несмотря на то, что курс информатики был введен в программу общеобразовательной школы почти двадцать лет назад, целый ряд возникших в то время проблем не нашел своего решения и до сих пор. Так, например, в силу высоко динамичных темпов развития средств и методов информатики (в том числе средств ВТ и информационных технологий), до сих пор оста-
ются открытыми такие вопросы, как формулирование целей и задач обучения информатике (спектр выставляемых целей колеблется от обучения основам программирования в качестве главной цели до изучения теоретических вопросов при),
(
). , пространства Российской Федерации поднимает и целый ряд других проблем [2], среди которых можно выделить:
• , -шению проблем информатизации на различных уровнях вертикали власти;
• кадровы е проблемы, связанные с необходимостью подготовки учителей информатики, а также администраторов образования по использованию информационных технологий;
• технические проблемы: из-за их глобальности невозможно построить единое техническое решение проблемы информатизации образовательного про, .
По мнению ряда ведущих российских специалистов в области образования, за последние годы в отечественном образовании проявилось отставание от современных технических и методических тенденций, стимулирующих интеллектуальное развитие нации. По сравнению с западными странами слабо используются информационные и интеллектуальные ресурсы общества. Не внедряются или внедряются разрозненно информационные технологии, т.к. отсутствует организация и систематичность новаций в информационной области. Наукоемкие технологии не доходят до сферы образования, хотя должны появляться здесь в первую очередь. Малочисленность серьезных примеров использования информационных технологий в гуманитарных областях (медицина, культура, языкознание, история, искус) - . Поэтому нельзя не признать важными и актуальными усилия, направленные на ликвидацию этого отставания. В национальном докладе РФ на II международном конгрессе ЮНЕСКО было отмечено: "Отличительными особенностями современной концепции преподавания информатики в учреждениях образования России являются:
•
ей статуса фундаментальной дисциплины;
;
ранее использовавшегося дисциплинарного;
модульного формирования содержания подготовки, основанных на деятельностном подходе и позволяющих, исходя из государственных образовательных , , -щей профессиональной деятельности обучаемого с учетом его личностных интересов и особенностей;
• ориентация на новые информационные технологии обучения.
,
, -
ров. Известно, что основными «поставщиками» педагогических кадров в систему
образования являются педагогические ВУЗы и университеты. Именно они с сере-80- -тических или физических факультетах. Однако, следует признать, что у выпускавшихся специалистов - учителей математики и информатики, физики и информатики и т.д., квалификация «учитель информатики» выступала в качестве второй (и никогда не первой) специализации. Сегодня, в связи рассмотренными выше , , такое положение вряд ли можно признать удовлетворительным. Именно поэтому педагогические ВУЗы страны, исходя из задач совершенствования системы подготовки будущих учителей информатики, подводятся к необходимости создания , , возложена задача подготовки высоко квалифицированных специалистов в указанной образовательной области [4]. Анализируя сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в области высшего педагогического образования, можно с сожалением ,
пути. В качестве выхода (временного или постоянного - пока судить трудно) может быть предложен вариант подготовки учителей информатики на соответствующей специальности в технических ВУЗах, обладающих университетской образовательной средой и готовящих специалистов по техническим специальностям информатики. Такой опыт подготовки с 1997 г. учителей информатики накоплен в Таганрогском государственном радиотехническом университете. Забегая вперед, ,
образования было продолжено и с 2003 г. в ТРТУ открыта еще одна, родственная специальность - 073700 «Информационные технологии в образовании», готовящая администраторов образования по использованию информационных технологий.
Учебный план подготовки специалистов опирался на Государственный об-
( 1995 .).
реализации образовательной программы по специальности 030100 с самого начала упор был сделан на комплексный подход в преподавании двух важнейших для специальности линий - линии педагогических технологий и линии компьютерных информационных технологий в образовании. Учитывая особенности и традиционную систему подготовки специалистов в техническом ВУЗе, большое внимание было уделено построению курсов педагогико-психологической и методической , , , -товки «Методика преподавания информатики», содержание которого было направлено на изучение организационных форм и методов и средств обучения информатике в школе. Такой подход оправдал себя, и был продолжен с переходом на 2000 .
пересмотра существовавшего учебного плана специальности 030100, а также пересмотра содержания отдельных читавшихся ранее дисциплин. Все учебные курсы плана подготовки учителя информатики теперь можно распределить по трем образовательным линиям (имея в виду федеральный компонент учебного плана специальности) [3]: теоретической (математика, физика, дискретная математика, теория алгоритмов, педагогика, психология и др.), технической (программирование на языках высокого уровня, архитектура компьютера, сети ЭВМ и телекоммуникации, и др.) и специальной подготовки (теория и методика преподавания информатики, информационные и коммуникационные технологии в образовании, совре-
менные языки и технологии программирования и др.). Накопленный в направлении преподавания технических специальностей научный и методический потенциал позволяет обеспечить достаточно высокий уровень подготовки учителей информатики с точки зрения их фундаментальной теоретической и технической подготовки. Изучение дисциплин теоретической и технической линий по всем компонентам учебного плана (федеральному, региональному и внутривузовскому) в полной мере обеспечивает формирование у подготавливаемого специалиста современного информациологического мировоззрения и возможность квалифицированного использования профессионального инструментария в расчете на более или менее длительную перспективу и безотносительную к локальным изменениям в области информационных технологий и компьютерной техники. Именно поэтому основные изменения, проведенные в связи с переходом на новый стандарт, позволили сбалансировать и совершенствовать содержание в первую очередь дисцплин педагогико-психологической и методической подготовки.
Профильный предмет специальности - «Теория и методика преподавания » - ( 7- 9- ) .
( ) , . , . -жением курса является педагогическая практика. Временное расположение дидактических единиц курса показано на рисунке. Теоретическое содержание курса разбито на три части: «Методологические основы общей дидактики», «Методико», « -
»;
теоретических частей курса соответствует семестровой загрузке по учебному пла-.
. -
формирование у будущих учителей умений и навыков педагогической деятельности. Темами практических занятий становятся такие вопросы, как создание и реализация проблемных ситуаций, логико-дидактический анализ содержания отдельных дидактических компонентов и курса информатики в целом, формирование содержания курса и построение элементов образовательных траекторий обучения информатике в зависимости от условий образовательного учреждения, формирование и ведение специальной технологической документации и т.д. Подготовка к практическим занятиям осуществляется на основе выполнения типовых учебных заданий, что обеспечивает возможность индивидуальной работы обучаемых, с последующим обсуждением темы и выработкой общего подхода и методологии решения поставленных в задании учебно-методических проблем. Лабораторный , , на совокупность приобретенных к этому моменту знаний, умений и навыков и предлагает выполнение ряда лабораторно-практических заданий. Тематика работ лабораторного практикума включает решение таких задач, как создание оболочек для тестового контроля знаний, создание демонстраций по отдельным темам базового курса информатики, создание элементов обучающих систем и электронных учебников (как правило, обучающих модулей) с использованием средств мультимедиа. Особенностью лабораторного практикума является свободный режим вы-
полнения поставленной задачи, т.е. в качестве лабораторного задания предлагается только тема и кратко излагаются необходимые теоретические и методические ма, . выбирают методы и способы решения проблемы на основе анализа собранного теоретического материала по проблеме (дая этого им обеспечен доступ к вузов-
- , -по сети Шете!). Таким образом, в рамках лабораторного практикума реализуется сочетание плановой и самостоятельной работы студентов, вырабатывающее гибкую систему знаний, формирующее устойчивый характер знаний и навыки самообразования. Дальнейшим развитием самостоятельной творческой работы будущих учителей информатики является выполнение ими курсовой работы, целью которой является расширение и углубление методической подготовки будущих специалистов на основе самостоятельной исследовательской работы.
Параллельно курсу «Теория и методика преподавания информатики» учебным планом предусмотрена педагогическая практика, являющаяся одной из значимых составных частей освоения педагогической профессии учителя информатики. Естественно, что подготовка учителя информатики для работы в конкретной школе носит отчетливо выраженный индивидуальный характер; это связано с различным уровнем обеспечения средних школ региона компьютерной техникой, постоянным обновлением программных средств и рядом других причин. Педагогическая практика ставит своей задачей завершение образования конкретного студента в условиях технического университета и закрепление полученных знаний, включение студента в целостный учебно-воспитательный процесс как учителя -воспитателя, а также овладение практическими приемами использования полученных педагогических знаний и навыков, организаторскими приемами работы со .
специальности в техническом ВУЗе, а также, сообразуясь с локальными задачами различных видов педагогической практики и имеющимся багажом теоретических знаний, педагогическая практика разделена на две части - пассивную и активную, каждая из которых реализуется в свой промежуток времени. Было признано целесообразным проведение пассивной педагогической практики в 8 семестре (после
), 10 -
( « -») - . -, -самоанализ уроков информатики; практическая подготовка и проведение уроков информатики различных типов, с применением различных средств компьютерных информационных технологий, разнообразных форм работы с классом (фронтальная, групповая, индивидуальная) и методов активизации познавательной деятель; , -ков, полученных во время предшествующего обучения в университете, и тренинг применения этих знаний на практике.
Завершение обучения по специальности 030100 в университете сопровождается государственной аттестацией выпускников. Государственная аттестация состоит из двух частей - итогового государственного экзаменационного испыта-
ния и защиты выпускной квалификационной работы. Итоговые государственные экзаменационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя информатики к выполнению профессио-, , продолжению образования в аспирантуре. Государственный экзамен является межпредметным, а его содержание, в силу причин, изложенных выше, включает проверку знаний по педагогике и методике преподавания информатики. Темы выпускных аттестационных работ формируются в соответствии с учебным планом и квалификационными требованиями к выпускникам специальности 030100 и связаны с педагогическим, методическими или дидактическим аспектами профессиональной деятельности будущих специалистов - учителей информатики. Основные направления выпускных квалификационных дипломных работ:
• ;
•
использования в учебном процессе; уровней и условий образовательного процесса;
• ;
• -ния и их компоненты;
• -работы в школе.
В качестве примеров тем выпускных квалификационных работ можно привести следующие: «Инструментальная среда компьютерного обучения. Подсисте-
», «
информатики», «АРМ школьного администратора», «АОМ по теме «Логика», « », «Подсистема формирования школьного расписания с учетом психофизиологиче-
». -
( ). -рами таких тем могут служить: «Интеллектуальная обучающая система с адапта-
», « -
», « -». , -
,
которого в образовательном процессе демонстрируются во время защиты выпускной работы. Результаты государственной аттестации по специальности 030100 показывают стабильно высокий уровень качества подготовки специалистов в техническом университете (количество выпускных работ, защищенных с оценкой «отлично» ежегодно более 60%, отличных оценок по итогам государственного экзамена - более 40%, от 10 до 20% выпускников получают дипломы с отличием).
, , -лей информатики в техническом университете при наличии соответствующих условий является эффективной, обеспечивая в полной мере требуемые Государственным образовательным стандартом квалификационные требования к будущим специалистам и качество их педагогико-психологической, методической и пред.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. . . . - -ренции ИТО-99. - метод доступа: <http://vio.fio.ru/>
2. Филиппов В.М. Российская школа и Интернет. - материалы конференции, СПб, 2001. -метод доступа: <http://www.cross-edu.ru/>
3. . .
информатики на профильном факультете педагогического ВУЗа. - метод доступа: <http://www.prof.msu.ru/>
4. . ., . ., . ., . . -
товки учителя по специальности 030100 - «Информатика». - метод доступа: http://www.curator.ru/pedagog/informatika.html
УДК 658.512
Л А. Гладков, А. А. Лежебоков
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ПОДХОДОВ К ПОСТРОЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1. Постановка задачи. В современном обществе потоки информации очень , -. -, , ,
, , -ступающей из внешней среды. Таким образом, разработка новых эффективных информационных систем (ИС) на сегодняшний день весьма актуальна. В данной статье представлен новый подход к построению информационной системы средней общеобразовательной школы. Разработка и внедрение такой ИС позволило бы облегчить работу всех участников образовательного процесса, благодаря возникновению единого информационного пространства.
В зависимости от области применения ИС могут различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Но можно выделить, по крайней мере, два свойства, которые являются общими для всех ИС [1].
Во-первых, любая информационная система предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в ее основе лежит среда хранения и доступа к данным, которая должна обеспечивать надежность хранения и эффективность доступа к данным.
- , -, . , персональный компьютер или рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их собственной профессиональной деятельности. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфей,
его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо лишние действия.
Обобщённая модель ИС представлена на рис.1. Данная модель отражает структуру любой ИС, независимо от области её использования [1].