Научная статья на тему 'Подготовка специалистов на основе современных представлений о самоорганизации сложных развивающихся систем'

Подготовка специалистов на основе современных представлений о самоорганизации сложных развивающихся систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ / SELF-ORGANIZATION AND SELF-DEVELOPMENT / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ГОРОДА / TRANSPORT SYSTEM OF THE CITY / ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ / INTEGRATION OF NATURAL SCIENCES / ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / HUMANITIES AND TECHNICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аухадеев Авер Эрикович

Рассматривается актуальная проблема привлечения внимания специалистов к представлениям современной науки о сложных самоорганизующихся системах. Цель работы рассмотреть в среде специалистов технического профиля процессы самоорганизации сложных систем на примере развития транспортной системы современных городов. Базовым материалом для рассмотрения проблемы явились учебно-методические и научные источники: «Современные концепции естествознания» (дисциплина, отвечающая государственному вузовскому образовательному стандарту), научные монографии о сложных самоорганизующихся системах, специальные источники естественнонаучных знаний. Методами работы явились: основной теоретический поиск модели управления развитием транспортных систем, вспомогательный использование дидактических схем и рисунков. Статья состоит из разделов, рассматривающих следующие аспекты проблемы. 1. Развитие транспортной системы, включающей социальный и технический компонент, в свете «интеграции естественнонаучной и гуманитарной культуры» общества. 2. Противоречивые тенденции развития транспортной системы в свете представлений о «Хаосе» и «Порядке», сформулированных Лауреатом нобелевской премии И. Пригожиным и о «Синергетике», сформулированной Г. Хакеном. 3. Сравнение сложности транспортной системы с человеческим организмом, с «ЧеловекомЛичностью», а механизмы управления его функциями и развитием с человеческим мозгом, устройство и функции которого описаны Н.А. Бернштейном. 4. Сравнение человеческого мозга с компьютером в свете выдвинутой концепции американского ученого М. Арбиба об аналогиях в его книге «Метафорический мозг». 5. Возможности создания модели интеллектуальной системы управления развитием транспортной системы по аналогии с Человеческим мозгом по Бернштейну. Основные выводы. 1. Представления о сложноорганизованных самоорганизующихся системах позволяют глубоко проникнуть в проблему управления их противоречивым, плохо предсказуемым развитием. 2. Человеческий мозг является «самой сложной» из известных науке систем, его устройство и функции наиболее полно отражают суть сложной организации; только системы, организованные более сложно, могут раскрыть проблемы развития систем менее сложных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALISTS''S TRAINING BASED ON MODERN CONCEPTS OF SELF-ORGANIZATION OF COMPLEX SYSTEMS

The article considers the actual problem attracting the attention of specialists to the concepts of modern science of complex self-organizing systems. The article aims at considering among technical specialists the processes of self-organization of complex systems on the example of modern urban transport system. The base material for the consideration of the problems has become the educationalmethodical and scientific sources like “Modern concepts of natural science” (a discipline that meets state educational standards to high school), monographs of the complex self-organizing systems, special sources of scientific knowledge. The methods of operation are as follows: basic Search theoretical model of management of development of transport systems, auxiliary the use of didactic schemes and drawings. The article is divided into sections covering the following aspects of the problem. 1. The development of the transport system, including the social and technical component within “the integration of natural science and humanitarian culture” of society. 2. Conflicting trends in the development of the transport system within the concepts of “chaos” and “order” formulated by the Nobel Prize winner I. Prigogine and “Synergetics” stated by G. Haken. 3. A comparison of the complexity of the transport system with the human body, with “human-person”, and control mechanisms and the development of its functions with the human brain, the device and the functions of which are described by N.A. Bernstein. Comparison of the Human brain with a computer in the light of the concept put forward by the American scientist M. Arbib about analogies in his book “The metaphorical brain”. 5. Ability to create models of intelligent control system development of the transport, by analogy with the human brain of Bernstein. Main conclusions. 1. The concept of complex self-organizing systems allows to penetrate deeply into the problem of the management of their contradictory, poorly predictable development. 2. The human brain is the “most difficult” systems known to science, its structure and function more fully reflect the essence of a complex organization; only the system organized more difficult, may reveal problems of less complex systems.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов на основе современных представлений о самоорганизации сложных развивающихся систем»

УДК 378.6 ББК Ч 481.2

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМООРГАНИЗАЦИИ СЛОЖНЫХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СИСТЕМ

А.Э. Аухадеев

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема привлечения внимания специалистов к представлениям современной науки о сложных самоорганизующихся системах. Цель работы - рассмотреть в среде специалистов технического профиля процессы самоорганизации сложных систем на примере развития транспортной системы современных городов. Базовым материалом для рассмотрения проблемы явились учебно-методические и научные источники: «Современные концепции естествознания» (дисциплина, отвечающая государственному вузовскому образовательному стандарту), научные монографии о сложных самоорганизующихся системах, специальные источники естественнонаучных знаний. Методами работы явились: основной - теоретический поиск модели управления развитием транспортных систем, вспомогательный - использование дидактических схем и рисунков. Статья состоит из разделов, рассматривающих следующие аспекты проблемы.

1. Развитие транспортной системы, включающей социальный и техни-20 ческий компонент, в свете «интеграции естественнонаучной и гуманитарной культуры» общества. 2. Противоречивые тенденции развития транспортной системы в свете представлений о «Хаосе» и «Порядке», сформулированных Лауреатом нобелевской премии И. Пригожиным и о «Синергетике», сформулированной Г. Хакеном. 3. Сравнение сложности транспортной системы с человеческим организмом, с «Человеком-Личностью», а механизмы управления его функциями и развитием - с человеческим мозгом, устройство и функции которого описаны Н.А. Бернштейном. 4. Сравнение человеческого мозга с компьютером в свете выдвинутой концепции американского ученого М. Арбиба об аналогиях в его книге «Метафорический мозг». 5. Возможности создания модели интеллектуальной системы управления развитием транспортной системы по аналогии с Человеческим мозгом по Бернштейну.

Основные выводы. 1. Представления о сложноорганизованных самоорганизующихся системах позволяют глубоко проникнуть в проблему управления их противоречивым, плохо предсказуемым развитием.

2. Человеческий мозг является «самой сложной» из известных науке систем, его устройство и функции наиболее полно отражают суть

сложной организации; только системы, организованные более сложно, могут раскрыть проблемы развития систем менее сложных.

Ключевые слова: самоорганизация и саморазвитие; транспортная система города; интеграция естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний.

SPECIALISTS'S TRAINING BASED ON MODERN CONCEPTS OF SELF-ORGANIZATION OF COMPLEX SYSTEMS

А.Е. Auhadeev

Abstract. The article considers the actual problem attracting the attention of specialists to the concepts of modern science of complex self-organizing systems. The article aims at considering among technical specialists the processes of self-organization of complex systems on the example of modern urban transport system. The base material for the consideration of the problems has become the educational-methodical and scientific sources like "Modern concepts of natural science" (a discipline that meets state educational standards to high school), monographs of the complex self-organizing systems, special sources of scientific knowledge. The methods of operation are as follows: basic - Search theoretical model of management of development of transport systems, auxiliary - the use of didactic schemes and drawings. The article is divided into sections covering the following aspects of the problem. 1. The development of the transport system, including the social and technical component within "the integration of natural science and humanitarian culture" of society. 2. Conflicting trends in the development of the transport system within the concepts of "chaos" and "order" formulated by the Nobel Prize winner I. Prigogine and "Synergetics" stated by G. Haken. 3. A comparison of the complexity of the transport system with the human body, with "human-person", and control mechanisms and the development of its functions with the human brain, the device and the functions of which are described by N.A. Bernstein. Comparison of the Human brain with a computer in the light of the concept put forward by the American scientist M. Arbib about analogies in his book "The metaphorical brain". 5. Ability to create models of intelligent control system development of the transport, by analogy with the human brain of Bernstein.

Main conclusions. 1. The concept of complex self-organizing systems allows to penetrate deeply into the problem of the management of their contradictory, poorly predictable development. 2. The human brain is the "most difficult" systems known to science, its structure and function more fully reflect the essence of a complex organization; only the system organized more difficult, may reveal problems of less complex systems.

21

Keywords: self-organization and self-development; transport system of the city; integration of natural sciences, humanities and technical knowledge.

22

Актуальность рассматриваемой

проблемы состоит в необходимости привлечения внимания специалистов любой сферы деятельности, в первую очередь, создающих сложные технические системы, оказывающие влияние на человека и среду его обитания, к активно развивающимся представлениям современной науки о сложных, нередко противоречивых, явлениях самоорганизации и саморазвития.

Целью работы явилась популяризация в среде специалистов технического профиля современных представлений об открытых, слож-ноорганизованных, саморазвивающихся системах на примере поиска инновационных методов исследования и решения проблем развития транспортной системы современных растущих городов.

Материал и методы.

Материалом работы явились учебно-методические и научные источники. 1. Учебники по дисциплине «Современные концепции естествознания», подготовленные в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для вузов разных профилей. 2. Научные монографии отечественных и зарубежных авторов, обосновывающие и развивающие представления о сложных самоорганизующихся системах. 3. Специальные источники естественнонаучных знаний.

Методами работы явились: основной — теоретический поиск модели исследования и решения проблем управления развитием транспортной системы современных городов, вспомогательный — обсуждения значений новых терминов и понятий с

использованием дидактических (от греческого слова didaktikos - поучающий) схем и рисунков.

Содержание работы.

Подготовка специалистов в современной профессиональной высшей школе предъявляет к ее преподавателям требования, исходящие из концептуальных - общенаучных, методологических достижений науки, основанных на интеграции различных отраслей знания. В каждой специальности общие методологические концепции конкретизируются, находят свое особое теоретическое и прикладное развитие. Это требует от преподавателей высшей школы широкой эрудиции и глубокой компетентности, такое сочетание достигается с большим трудом.

Так, в подготовке специалистов транспорта - представителей технических дисциплин - получают развитие понятия о транспортной системе как о сложноорганизованной развивающейся системе, для осмысления которых необходимы различные знания не только собственно техники, но также из области естественнонаучных и гуманитарных наук.

В поиске модели управления развитием городской транспортной системой (не путать с управлением транспортным движением) была выдвинута эвристическая идея, имеющая четыре основные теоретические позиции:

1. Рассмотреть транспорт современных городов как социально-техническую систему на основе концепций современного естествознания об открытых сложноорганизованных системах, имеющих свойства самоорганизации и саморазвития подобно биологическим, живым организмам. Акцентировать внимание на неустой-

чивости состояния таких систем, на непредсказуемости направлений развития в гуманитарном отношении.

2. Развитие транспортной системы, включающей в себя гуманитарно-социальный и технический, природный и культурный компоненты, рассмотреть в модели формирования и развития сложноорганизованной природной и культурной системы — «Человек-Личность» с ее основными компонентами: Деятельность и Сознание.

3. Управление развитием транспортной системы города рассмотреть в диалектике отношений между внутренними спонтанными процессами и внешними влияниями со стороны систем, находящихся с ней в иерархических отношениях и неиерархических связях. В качестве систем, с которыми транспорт находится в иерархических отношениях, рассмотреть Общество, Культуру, Цивилизацию. Акцентировать внимание на влияниях со стороны этих систем, отвечающих общим и перспективным гуманитарным интересам в противовес интересам частным и временным.

4. В качестве возможной для практической реализации модели управлении развитием транспортной системы городов рассмотреть модель структурно-функциональной организации мозга животных и Человеческого мозга — материального носителя Сознания, Интеллекта и Разума. Человеческий мозг является естественной системой, самой сложной из всех известных науке систем управления. Имея в виду, что системы могут быть успешно познаны, если они рассматриваются с позиций моделей, аналогий, «метафор» систем более сложных, биологическая структурно-функциональная модель именно человеческого мозга

может служить разработке социально-технической модели сознательного и разумного управления развитием транспортной системой города, отвечающего гуманитарным требованиям.

Устройство и функции человеческого мозга требуют особого внимания. Этому есть примеры со стороны инженеров-теоретиков, стремящихся создать «искусственный интеллект» и подробнейшим образом, на уровне нейрофизиологов, изучающих и описывающих мозг [1]. Необходимо достаточно глубокое проникновение в представления о том, что значат системы «Человек-Личность», «Общество», «Культура», «Цивилизация». Обращение к понятиям «Инстинкт», «Сознание», «Разум» необходимы для их уточнения в целях применения по отношению к техническим системам. Это — в связи с тем, что транспортная система имеет «интеллектуальные» и «разумные» свойства, будучи явлением гуманитарным — явлением духовной и материальной культуры.

Современная наука рубежа XX— XXI веков небывало глубоко проникн ла в наноизмерения вещества материи и в бесконечно огромные космические пространства. Одновременно она достигла значительных успехов в познании того, как возникают и развиваются сложные образования материи. Созданы представления об открытых, спонтанно возникающих сложных в своей организации системах физической и биологической природы, обладающих свойствами самоорганизации и саморазвития [2; 3 и др.]. Не только мир естественной природы, но и мир культуры — того, что создано самим человеком — пронизывается представлениями о

23

24

единстве процессов возникновения, организации и развития сложных систем. Они сформулированы как современные концепции естествознания, оказавшие влияние на научное мировоззрение общества в форме «единения естественнонаучной и гуманитарной культур» [4; 5; 6 и др.].

Глубокое методологическое значение имеют представления о «Хаосе», царящем в мире, и о «Порядке»; обусловленности и не обусловленности (детерминизма и индетерминизма); предсказуемости и непредсказуемости событий и о многом другом [7; 2 и др.]. Основными инициаторами такого научного мировоззрения, получившего название эволюцион-но-генетического синергетического и ставшего общепризнанной парадигмой, являются: Илья Пригожин — Лауреат Нобелевской премии бельгийский физик-химик и Герман Ха-кен — выдающийся немецкий физик-математик.

Эволюционные и генетические понятия, термины, принадлежащие многие столетия биологическим наукам, в начале нынешнего, XXI века вошли в методологический арсенал других наук, выражая подобие механизмов происхождения и развития сложных систем и «организмов» другой, не биологической, природы. Теперь с биологических эволюционных и генетических позиций могут быть рассмотрены такие системы, как Человек-Личность, Общество, культура, Цивилизация, Техника и технологии, социально-экономические организации, интеллектуальные системы — теории, материальная и духовная культура в целом. Современная наука глубоко обосновывает этот подход и на теоретиче-

ском, и на эмпирическом уровне, исследуя реальные процессы развития небиологических сложноорга-низованных систем. Транспортные системы городов специально на этой методологической основе еще не рассматривалась. Одним из направлений углубленного обоснования для применения эволюционной и генетической методологии в использовании социальных систем являются представления о развитии локальных и мировых цивилизации как одной из самых сложно организованных культурологических систем. Для того, чтобы подчеркнуть методологическую значимость этого подхода, он назван его авторами «наукой ХХ1-го века» [8]. В нем сформулировано понятие «социоэкономической генетики» как новой методологической концепции исследования и решения проблем социальных, экономических и глубоко связанных с ними технологических проблем с использованием биологических понятий.

Одной из особенно сложных систем является техника, сотворенная руками и разумом человека, возникшая на вершине развития бесконечно сложной иерархии систем [9 и др.] материального мира Земли.

Альянс техники и науки образуют сложноорганизованную систему еще более высокого иерархического порядка, которая приобретает характерные для таких систем свойства, именуемые эмерджентными — неожиданными по характеру («сверхъестественными») и чрезвычайно высокими по эффекту воздействия на природу, человека и культурную среду его обитания. Наблюдаемый «научно-технический прогресс», более того — «научно-техническая ре-

волюция» чревата эмерджентнои неожиданностью, могущей привести к катастрофе, гибели системы самого высокого порядка на Земле, находящейся непосредственно над техникой и наукой — материальной и духовной культуры в целом, цивилизации и биологической жизни. Уже теперь мы видим и ощущаем усиливающийся антигуманный эффект некоторых технических достижений, ставший наиважнейшей проблемой современного общества. Однако здравый смысл говорит, что Homo sapiens (Человек разумный) должен найти способ придать эмерджентно-сти альянса техники и науки позитивное гуманное значение по отношению к самому человеку и природе.

Город и его транспорт — огромнейшая техническая система. Она включает в себя и ее окружают системы иного характера: социальные, экономические, энергетические, экологические. Такая сложноорганизованная система по представлениям современной науки может сравниваться с живым организмом по ряду его свойств: возникнув, она обретает способность самоорганизации и саморазвития, взаимодействия и конкуренции с другими системами [2 и др.], наконец — интеллектуальные свойства. Техническая система реализует эти свойства своими, присущими только ей средствами, которые и требуется раскрыть, понять, чтобы иметь возможность воздействовать на них, управлять ими.

Требуется раскрыть диалектику отношений между спонтанной самоорганизацией и саморазвитием — «самоуправлением», являющимся внутренним свойством сложноорга-низованных систем, с одной стороны, и внешним, необходимым управле-

нием такими системами, с другой. Нужна теоретическая модель этих отношений, которая удовлетворяла бы требованиям исследования сложного объекта на основе аналогии с объектом еще более сложным, способным не редуцируя представления об объекте, раскрыть всю полноту содержания и процессов его развития. С этой целью, учитывая современное единение естественнонаучных и гуманитарных знаний, для изучения и решения проблем сложных технических систем методологически допустимо использование естественной, реально существующей и действующей в живой природе, биологической модели — Человеческого мозга.

Мозг животных является предметом исследования биологов, достигших в последние годы значительных знаний о его глубоком детальном, на уровне молекулярных процессов, устройстве. Получены весьма важные для неврологической теории и практики представления о целостном и системном структурно-функциональном устройстве именно Человеческого мозга. Интерес к мозгу уже с давних времен и теперь с особой силой и значимостью проявлен инженерно-техническим сообществом, занимающимся разработкой «искусственного интеллекта» и проблемами его использования в различных сферах человеческой деятельности. Мозг Человека-Личности устроен и функционирует особым образом, он развит под влиянием деятельности человека в социальных условиях и его модель имеет принципиальное значение для исследования проблем управления развитием транспортной системы, имеющей социально-гуманитарный компонент.

25

Широкое историко-философское, общенаучное методологическое и глубокое специально-теоретическое рассмотрение основ происхождения и развития техники является условием конкретного теоретического определения и эмпирического поиска того, что представляет собой реально существующий и развивающийся современный городской транспорт как открытая сложноорганизованная система.

Прежде всего — происхождение техники, в том числе транспортной, ее «генетика» (греческое слово genesis — происхождение) и ее историческое развитие - «филогенез». В применении к технике термины генетика и филогенез взяты в кавычки, потому что ими, как правило, обозначают явления биологического мира. Филогенез — процесс исторического развития растительных и животных организмов, их видов, родов и т.д. (греч. phylon — род, вид). Филогенез рассматривается в единстве и взаимообусловленности с индивидуальным развитием био-__ логических организмов — «онтоге-26 незом» (греч. ontos — сущее). Если рассматривать технику как способ, прием, умелость добывания, транспортировки и хранения первейших жизненно необходимых средств, то определенной «техникой», «техническим арсеналом» обладали уже многие из первых видов животных (термины также взяты в кавычках как традиционно не применимые к животному миру). Это может быть основанием для того, чтобы метафорически говорить о «филогенезе техники» — «техногенезе».

В биологическом филогенезе выделяется этап происхождения и развития Человека как вида живот-

ных, постепенно приобретающего особе свойство — Разум, общественное и индивидуальное Сознание. Он носит название антропогенеза (греч. anthropos — человек). Техногенез и антропогенез обретают тесную, органичную связь между собой, взаимообусловленность: Человек создает Технику особого рода — человеческую, она становится антропогенной; Техника глубоко преобразует, совершенствует Человека, создает Общество, оснащенное техникой — техническое, технологическое общество.

В антропогенезе выделяются три основных периода: становление Человека умелого — «Homo habilis» (по латыни), длившееся около миллиарда лет; Человека прямоходящего — «Homo erectus», длившееся несколько миллионов лет, наконец, Человека разумного — «Homo sapiens», длившееся сотни тысячелетий и продолжающееся теперь. Каждый период антропогенеза сопровождался своими орудиями жизнедеятельности — техникой, которой пользовался Человек.

В дидактических целях и наглядного восприятия мысли о гене-зе техники приводится схема, представленная на рис. 1.

Рассматривая собственно транспортную технику, естественно, возникает вопрос о ее генезе как системы, сначала относительно простой, затем — сложноорганизованной, спонтанно саморазвивающейся, как отрасли материальной и духовой культуры. Самые простые формы транспортной «техники» мы наблюдаем уже у животных: муравьи и жуки «коллективно транспортирующие» соломинку или толкающие

* s

Н и о § а =

Ü S

^ о

s 2 х о g ¡

3 § 2 ! S| $ !

8 § S

i" ¡3 § 1

h с O !

Э u с

й cu IS

w S я

I g g

Щ M 5 3 8 o

■ Й « ° ! S Д 4

' Я S u

! И Й >S ' И П (ü , OSO

! H S ! & Й " ! 8 * g 1 g £ Я 8 5 H

rx ^ O

Pp S О Й

8 £ tt u

3

^ Ш

H o

«Человек умелый» Homo habilis

«Человек прямоходящий» Homo erectus

«Человек разумный» Homo sapiens

ЛИНИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА

ЛИНИЯ АНТРОПОГЕННОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ЛИНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕХНИКИ НА АНТРОПОГЕНЕЗ В ИХ ЕДИНСТВЕ

ЛИНИЯ Т ЕХНОГЕНЕЗА

Развитие техники как проявление человеческих интеллектуальных свойств

Развитие техники как проявление разума

Рис. 1. Дидактическая схема «филогенеза» техники в мире животных и органического единства антропогенеза с «техногенезом»

огромные предметы; ежи, несущие на своих иголках грибы и т.п. Они с позиций современной науки о слож-ноорганизованных системах являются в подлинном смысле системами, поскольку их организация обеспечивает достижение определенной жизненно значимой цели. Эти животные формы транспортной «техники» инстинктивны (лат. instinctus — побуждение), связаны с определенными биологическими потребностями. Их проявление жестко фиксировано в биологической конструкции и поэтому предопределено, как по форме, так и по цели.

Биологические механизмы, на которых основаны инстинктивные «технические» действия животных, похожи на интеллектуальные процессы, обеспечивающие действия и деятельность человека. В теоретических и экспериментальных подходах к изучению интеллекта его свойствами нередко наделяется не только человек, но и животные, и даже искусственные технические «интеллектуальные системы». Есть необ-

ходимость определить методологические границы для сравнения интеллектуальных процессов человека, животных и технических устройств. Это позволит раскрыть всю широту, глубину и, главное, свободу и активность интеллекта человека в сравнении с ограниченными в свободе «инстинктивными интеллектуальными» свойствами животных и с еще большей ограниченностью «интеллекта технического».

Понятие «Интеллект» в обыденном мировоззрении традиционно не различается с понятиями «Ум», «Разум». Такое смешение терминов и понятий может наблюдаться в словарях, справочниках и, к сожалению, в научно-популярных энциклопедиях. Однако это далеко не так. Уточнение терминов и понятий «Инстинкт», «Интеллект», «Сознание», «Разум» необходимо в связи с некоторой расплывчатостью их в гуманитарных науках и философии. В технических науках и практике это приобретают все большее значение, поскольку свойства человека, заключенные в

27

28

этих понятиях, предполагается возможным осуществить, так сказать, «в железе» — в механических искусственных устройствах. Суждения на эту тему являются началом поиска соответствующих средств и механизмов управления спонтанным саморазвитием транспортной системы, аналогичных тому, что представляет собой Человеческий мозг с его, говоря техническим языком, «механизмами» Интеллекта и Разума.

Интеллект — это свойство животного организма, дающее ему возможность решать задачи его жизнедеятельности как особи в конкретной, чувственно воспринимаемой, предметной среде. Другое дело Разум — это совершенно особый тип реализации интеллектуальных способностей, именно человеческих. Он связан не только с решением индивидуальных жизненных задач, но и коллективных, социальных. Некоторые коллективные действия животных могут быть восприняты как разумные, однако они животными не осознаются, остаются быть инстинктивными. Истинно разумное свойство, проявляющееся у отдельного Человека-Личности, возникает и развивается на путях деятельного вхождения индивидуума в систему знаний, накопленных человечеством — в Общественное сознание («со-знания» - совместные знания) [10]. Индивидуальный разум формируется в недрах Общественного сознания.

Сознание — Общественное и Индивидуальное — являются фундаментом, материалом для проявления свойств Интеллекта и Разума. Сознание представляют собой Хаос обширных знаний, который обрета-

ет Порядок во внешних практических, интеллектуальных действиях и действиях внутренних, осуществляемых «в уме». Обращаясь к транспортной системе как к живому организму, более того — как к Человеку-Личности, то есть наделенному интеллектом и разумом, эта мысль может быть выражена схемой, представленной на рис. 2.

Рассуждения о том, является ли антропогенная транспортная техническая система подобной «транспортной» технике животных, не являются риторическими. В современных представлениях о спонтанном возникновении сложнооргани-зованных и саморазвивающихся систем, центральным является вопрос об их начале — генетике. Понятию «генетика» (термин заимствован из биологии) в случае с техникой придается не биологический смысл, а представление об аналогии механизмов возникновения и развития в гуманитарных системах, таких же сложных и обладающих свойствами, подобными живым организмам. В качестве такой системы актуально рассмотрение современного городского транспорта и технической системы еще более высокого иерархического порядка — системы, обеспечивающей все производственные и непроизводственные нужды людей как единая технологическая основа общественного развития [8], которую представляет собой Город.

Началом «генетики» — спонтанной самоорганизации и саморазвития антропогенной, создаваемой в человеческом обществе, транспортной системы, как и у животных, является первейшая, но осознаваемая людьми в своих целях и формах, жиз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ненная необходимость. Развиваясь в общественном сознании в форме научно-технического единства, это начало обретает новые и генерирует все более совершенные механизмы, усложняя организацию и обогащая свойства транспортной системы. На высоком уровне своего развития транспортная система в целом становится генетическим началом, ядром развития системы более высокого иерархического уровня, обеспечивающего развитие глобальной технологической системы общества. В этом процессе генетическое начало саморазвития именно транспортной системы, становится основой еще более сложно организованного генетического начала научно-технического прогресса и общественного развития.

То, что является началом возникновения и развития сложноор-ганизованной «человеческой» транспортной техники как системы — ее генетическим ядром, — представляет собой главный предмет поиска в проблеме инновационной модели управления развитием транспортной системой города. Плодотворной

может быть идея рассматривать генетическое ядро транспортной системы на основе возникших и успешно развиваемых в современной науке представлениях о «социально-экономической генетике», в которой социально-экономические, включая технические структуры, рассматриваются по подобию генетических структур биологических — молекулярных и надмолекулярных [8].

Транспортная система, в любой стадии ее развития, как явление антропогенное, представляет собой коммуникативный фундамент, связывающий в единый узел реализацию всех производственных и непроизводственных потребностей общества, интегрируя его. Она создается людьми, обществом и создает общество, является главным условием его социально-экономического и технологического развития. Поэтому она является по биологической терминологии «генетическим ядром», главным условием, определяющим характер общественного развития. Центральное место в этом ядре занимает сформированное

Рис. 2. Схема, демонстрирующая отношения явлений Сознания, Интеллекта и Разума, как отношений Хаоса и Порядка в применении к прообразу транспортной системы

как Человека-Личности

29

30

в общественном сознании представление о транспортной технике, о ее свойствах, цели, задачах, сконцентрированных в форме совокупности определенных технических знаний. Транспортная техника, имея такое фундаментальное значение для общественного развития, сосредотачивает в себя другие техники и знания — всю совокупность научно-технических знаний и практики, являясь ядром отношений между наукой и техникой в целом. Транспорт, как научно-техническая система, занимающая место генетического ядра общественного развития, является стимулом для научно-технических, технологических инноваций и впитывает их в себя.

Городской транспорт — огромная и сложнейшая техническая система — отрасль материальной и духовной культуры общества. Одной из первейших и наиболее актуальных задач, стоящих перед исследователями такой системы, оказывающей решающее значение на жизнеспособность и жизнедеятельность людей, является решение проблемы диалектики взаимоотношений между ее внутренними свойствами самоорганизации и саморазвития, с одной стороны, и внешним целевым управлением — с другой.

На отношения между управляемыми и управляющими системами, приумножая их напряженность, оказывает влияние существующая в каждой из них диалектика внутренних механизмов самоорганизации и саморазвития, например, такие как, выражаясь техническим языком, процессы «диссипации» — потери «вещества, информации и энергии» [11, с. 3]. Это также, выражаясь языс ком современных представлений о

сложноорганизованных физических и химических, атомных и молекулярных системах, явления «бифуркации» — раздвоения или даже еще большего расщепления и непредсказуемости линий развития, смен «фазовых состояний» и многие другие, воспринимаемые здравом смыслом как негативные. Однако эти процессы находятся в диалектических отношениях с бесспорно позитивными явлениями, состоящими в реорганизации и выходе системы на новые направления развития.

Управление развитием транспортной системы в ее научно-техническом единстве является одной из самых актуальных проблем общества, связанных с влиянием транспортной техники на здоровье и жизнедеятельность, на культурную и экологическую среду обитания людей, в конечном счете — на качество жизни нашей планеты в целом. Это противоречия «эмерджентности» и биоэтические проблемы управления развитием транспортной системы города.

Английское слово «emergent» означает — «внезапно возникающий». Понятие эмерджентности в применении к возникновению сложных систем с новыми свойствами расценивалось ранее как идеалистическая мировоззренческая концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение неожиданно новых, «высших» качеств обусловлено идеальными силами (в сочинениях С. Александера и К. Ллойда Моргана.) [12]. Теперь в свете современных естественнонаучных взглядов это вполне реальное, материалистически объясняемое свойство, которое принадлежит

сложноорганизованным системам, обладающим свойством когерентности их структурно-функциональной организации. Это свойство особенно выразительно принадлежит альянсу современной науки и техники в его влиянии на общественную жизнь.

Эмерджентность сложного альянса науки и техники характеризуется предлогом «сверх» — «сверхэффективность», что созвучно со свойствами сверхпроводимости, сверхпрочности и тому подобное, которые обнаруживаются у материальных когерентных систем. Научно-технический прогресс во влиянии на жизнь людей устремлен все более круто вверх по экспоненциальной кривой, приводя к революционным преобразованиям во всех сферах жизни. В этом необходимо предвидеть неожиданные и возможно негативные последствия, что становится все более очевидным.

Важно предусмотреть последствия позитивные, создать условия для их эмерджентного развития. Это требует знаний об эмерджентных и в то же время непредсказуемых в своем развитии явлениях и процессах в общественной культуре, о методах прогнозирования, проектирования, управления ими. Транспортная научно-техническая система, занимающая центральную позицию в технологическом развитии общества, должна быть непременно в центре внимания особых гуманитарных этических требований.

Биоэтика — междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем. Термин «биоэтика» был впервые применен для особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания

человечества в условиях техногенной цивилизации (этика «консервации» природной среды человека). Однако впоследствии значение термина изменилось в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использованием высоких технологий в медицине. Вместе с тем, именно техногенные проблемы общественного развития, придали биоэтике эколого-антропологическое методологическое значение, связанное с изучением и решением проблем индивидуального и общественного здоровья, жизнедеятельностью людей в природной и культурной, технически насыщенной среде обитания [13].

Эколого-антропологическая методология современной науки нашла свое отражение в разработанной под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» — МКФ. Она опубликована в 2001 г. и рекомендована ВОЗ как «технологический инструмент» исследования и решения практических проблем индивидуального 31 и общественного здоровья. В МКФ здоровье человека рассматривается как потенциал его жизнедеятельности, «контекстом» которого являются, с одной стороны, фундаментальные антропологические индивидуально-типологические и видовые свойства человека, с другой — свойства социальной и природно-экологической среды его обитания. Транспортная система входит в МКФ как один из ведущих «факторов контекста» здоровья и жизнедеятельности людей.

В поиске модели управления развитием транспортной системы города должны быть использованы

32

максимально возможные по своей сложности и соответствующие современным представлениям о сложно-организованных системах модели устройства и функций мозга. Такие модели в продолжение исследований многих ученых биологов и техников подробно разработаны под различным углом зрения отечественными учеными, физиологами Петром Кузьмичом Анохиным, Николаем Александровичем Бернштейном, немецким ученым, математиком Германом Хакеном и американским ученым Майклом Арбибом.

Обладая общими с живыми организмами свойствами самоорганизации и саморазвития, сложная социально-техническая система может быть управляема с учетом присущих ей специфических социальных и технических средств, инструментов. Средства управления специфичны, подобны, но, разумеется, не тождественны биологическим — мозговым, которые и требуется определить с позиций модели более высокого уровня, чтобы иметь возможность пользоваться ими в целях управления развитием системы.

Модель мозга высокоорганизованных животных по Анохину отражает, главным образом, его функциональные свойства в русле математической кибернетики Н. Винера как науки о собственно управлении в смысле «навязывания» сложной системе, технической или какой-либо иной, линии поведения на основе определенных принципов и средств их реализации, размещаемых в самой системе. В модель вводятся физиологические, психологические понятия, созвучные с понятиями кибернетическими (специфические

биологические и технические термины для наглядности выделены курсивом и ярким шрифтом): об «афферентных и эфферентных потоках», обеспечивающих в виде «рефлекторного кольца» «прямые и обратные связи» между внутренними элементами системы с внешней средой, в которой совершается «поведенческий акт». Одним из свойств, существенно отличающих мозг от небиологических систем, является «экстемпоральная» организация процессов самоуправления поведением живого организма, названная П.К. Анохиным «функциональной системой». Это срочная организация поведения, зависящая от ситуаций и меняющихся внутренних биологических «мотивов» поведения у животных или социально-психологических — у человека. Особое значение имеет введение понятия «афферентного синтеза», представляющего собой анализ и обобщение «сигналов» — ощущений, поступающих в мозг, на основе видового и индивидуального опыта, что является механизмом получения организмом «информации» — центрального понятия кибернетики. Информация, накапливается как «память» — понятие биологическое (психологическое), активно используемое в технике. Память по биологическим понятиям лежит в основе проявления животными свойства, именуемого — «интеллект».

Особый интерес в модели «работы» мозга по принципу образования экстемпоральных функциональных систем являются механизмы собственно биологического и даже психосоциального характера, такие как «мотив», что вносит представления

о самостоятельном выборе живым организмом поведенческих актов и целостной линии своего поведения — о самоорганизации и самоуправлении. Биологического и психологического метафорического представления о мотиве в технике не встречается. К сожалению, в модели П.К. Анохина устройство мозга, так же, как в кибернетике, еще представляется как «черный ящик», то есть конкретному гистологическому устройству мозга не придается определенного значения. «Функциональная система» никак не привязана к конкретным структурам мозга. Мозг не конкретизирован как материальный носитель «функциональной системы». Это существенный недостаток модели в применении ее как инструмента для анализа того, как строится структурно-функциональная система управления развитием транспортной системы. На нем надстраиваются и другие, более значимые, недостатки. Модель сосредотачивает внимание на свойствах мозга животного — на процессах, которые могут быть определены как интеллектуальные. Эти процессы важны, но применительно к транспортной системе интерес представляют процессы, именуемые разумными, и структурно-функциональная структура в этом отношении именно человеческого мозга.

В модели мозга по Н.А. Берн-штейну представления П.К. Анохина расширяются и углубляются. Прежде всего — это мозг в большей степени человеческий, а значит, являющийся носителем разума, не только интеллекта, свойственного в той или иной мере всем животным. В социальных системах, к которым принадлежит транспорт, «Разум» —

это способность отражать коллективный опыт и знания людей, приобретающих социально-детерминированное качество, именуемое «Личностью» [14]. Личность — это слож-ноорганизованная саморазвивающаяся система, управляемая в ее становлении и развитии влияниями со стороны социальной среды, характеризующаяся особыми, отличающими ее от животных социальными потребностями, представлениями о «потребном будущем» [15], воображением и творчеством.

Принципиально важным в модели Н.А. Бернштейна является обращение к материальным структурам мозга в их связи с определенными функциями, в противовес представлениям о мозге как о «черном ящике». В ней сформулирована сложная ана-томо-функциональная организация мозга. Она представлена как цельная сложноорганизованная система, материальные («нейронные») элементы которой, являющиеся в отдельности весьма сложными системами, находятся в динамичных иерархических отношениях, они функ- 33 ционально «когерентны» (понятие преимущественно техническое) — согласованны, едины. Благодаря динамичным и в то же время когерентным отношениям анатомо-функцио-нальных единиц, мозг, проявляя активность в процессах управления, самоуправления и самоорганизации, может создавать функциональные системы (по Анохину), проявляющие эмерджентность (понятие философское, но приобретающее более строгий научный смысл), выражающуюся в неожиданной, необычайно высокой способности решать задачи жизнедеятельности организма.

34

Модель мозга, по Г. Хакену, — современное представление о конструкции и функциях мозга, созданное математиком. В ней мозг рассматривается с сугубо функциональной внешней стороны, предполагается, что его вещественная конструкция, как и в кибернетике, не имеет существенного значения. Согласно принципам «бихевиоризма», считающим главным в исследовании сложных живых систем — их поведение, а не материальную структуру, вещественная структура может быть любой, а в таких системах, как мозг, — такой сложной, что определить анатомо-функциональные связи в осуществлении сложных поведенческих актов не представляется возможным методологически, то есть принципиально. Математические исследования, проведенные Г. Хакеном, констатируют, что поведение животного организма в условиях, вынуждающих изменить активность в сторону повышения или снижения, претерпевает резкие переходы от одних форм организации к другим, существенно различающимся. При этом определить, какие участки мозга это делают, не представляется возможным, поскольку мозг функционирует всегда как единое целое. Форму организации поведения создает мозг в зависимости от внешних условий поведения и условий внутренних, связанных с возможностями исполнительного аппарата. Предвидеть, как это будет выглядеть, невозможно в условиях бесконечной сложности и неожиданности условий, однако мозг создает необходимые формы поведения, например, как пишет Герман Хакен, сороконожка с поврежденными ножками вдруг организует совершенно неожиданную и эффективную форму движения, необ-

ходимую для решения задачи передвижения с той или иной скоростью. Представления об «устройстве и работе» мозга, изложенные Г. Хакеном более чем через полвека после работ Н.А. Бернштейна, представляет интерес тем, что они объясняют мозг с новых — синергетических методологических позиций о сложных системах. Однако в них отсутствует подход, связанный с необходимостью рассматривать мозг как конкретный материальный носитель функций, включая Разум человека.

Майкл Арбиб сопоставил мозг с компьютером, не умаляя разницу между живым мозгом и техническим компьютером, пусть и достаточно сложно устроенным. В этом сравнении, так же, как и Г.Хакен, М. Арбиб говорит о «чудовищно сложном» устройстве мозга и по возможности, будучи представителем теоретической кибернетики, описывает эту анатомическую и физиологическую сложность. В итоге своих сравнений он приходит к выводу, что необходимо все-таки знать не только о функциональной, но и структурной организации мозга для того, чтобы усовершенствовать компьютер и создавать более сложные «интеллектуальные системы». М. Ар-биб в своей книге отмечает этот недостаток, который имел место в описании мозга и компьютера у других авторов. Он настаивает на необходимости усиления именно системного, причем «соматотопического» подхода к устройству компьютера. Слово «сома-тотопический» имеет сугубо биологическое значение: soma — греческое слово, означающее тело; topos — также греческое слово, означающее место расположения. Таким образом, речь идет о необходимости поиска не толь-

ко функциональных аналогий, но и структурно-функциональных, сомато-топографических. У М. Арбиба рассматривается мозг как носитель интеллектуальных процессов, значит — мозг животных и человека как животного. Не рассматривается мозг как носитель Сознания и Разума.

Из краткого обзора существующих моделей мозга животных и человека, которые могут быть использованы в исследовании проблем управления развитием транспорта как сложно-организованной, самоорганизующейся и саморазвивающейся социально-технической системы возникает необходимый для последующих исследований вопрос об использовании знания о Человеческом мозге — материальном носителе Разума — как модели управления развитием социально-технической транспортной системы города. Перед техническим сообществом возникает необходимость освоения не только биологических, но и гуманитарных, психологических понятий во всей их сложности и необходимость сопоставления этих понятий с реальной структурой транспортной системы города и механизмами управления ее развитием.

При обращении к мозгу человека как модели управления развитием транспортной системы в необходимой степени необходимо абстрагироваться от многих его биологических функций, концентрируясь, в первую очередь, на механизмах и процессах, которыми организуется и управляется разумное человеческое двигательное поведение, являющееся весьма сложной самоорганизующейся и саморазвивающейся системой.

«Изучение поведения человека — необъятная область исследования.

В понятие поведения мы вкладываем самые разные явления — от простых движений до высокосложного поведения, такого, как общение с другими людьми или его действия в тех или иных ситуациях» — пишет Г. Хакен, идеолог синергетического научного мировоззрения — «...именно поэтому я избрал своей темой координацию движений» [7]. Мы также избираем своей темой исследования координацию движений — координацию, структурно-функциональное построение транспорта как технологической системы, служащей производственным и непроизводственным общественным коммуникативным процессам, требующим движения людских и материальных потоков.

Сложность двигательного поведения человека связана с рядом вполне определенных условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. От силы земного притяжения, в которой человек должен найти необходимую ему ориентацию движений, до бесконечно разнообразных и сложных идей, которые человек должен реализовать в движении. Можно предположить, что транспортная система, складывающаяся из разных транспортных техник, создаваемых людьми, и ставшая сложноорганизованной и саморазвивающейся, является менее сложной, чем система, которую представляет собой двигательное поведение человека. Механизмы и процессы организации и управления развитием этих двух систем могут быть подобными, но, естественно, — не тождественными. В случае двигательного поведения человека это связано с устройством и функцией его мозга, а в случае транспортной

35

системы — с определенной социально-технической организацией.

Для изучения и решения проблем управления развитием транспортной системы, очевидно, есть все методологические основания использовать теоретическую модель устройства и управления двигательным поведением человека со стороны мозга, есть и чисто практические основания, ведь транспорт — это система двигательных, переместительных техник и технологий. Такой моделью должны стать представления о строении и функциях мозга именно человека — не животных, концептуально сформулированные Н.А. Бернштейном. В очень трудной и долгой истории развития представлений о мозге — это первое достаточно полное представление о Человеческом Мозге, который является материальным носителем не только Интеллекта, в определенных пределах свойственного и животным, но и Разума, свойственного только человеку.

Двигательная функция человека является многоуровневой «биодинамической тканью». Так она названа 36 Н.А. Бернштейном в связи со сложностью ее строения, подобной строению самых сложноорганизованных анатомических структур организма. Двигательное поведение, складывающееся из разнообразных движений, имеет «макроструктуру», состоящую из пяти уровней построения движений, последовательно строящихся и надстраивающихся один над другим по мере возрастания сложности задач в различных сферах жизнедеятельности. Сферы жизнедеятельности человека, в которых осуществляется построение движений, — это области ближайших задач и отдаленных целей движения, стимулов и требований к организации

движений, к их пространственным, временным, силовым и, наконец, к смысловым характеристикам, когда движения реализуют интеллектуальные и разумные функции. Этот переход построения движений от решения чисто физических, механических задач к задачам интеллектуального, смыслового и разумного характера определяет предпочтение рассматривать модель мозга именно человеческого, описанного Н.А. Бернштейном.

Теперь об уровнях построения движений разных по смыслу. Они обозначены буквами латинского алфавита Н.А. Бернштейном.

Уровень «А». Построение движений в сфере, которой является поле земного притяжения. Требуется воображение для того, чтобы представить, какое значение имеет знание об этой части модели мозга для моделирования процессов управления транспортной системой по аналогии с ней. Вероятно, есть какие-то базовые требования к транспортной системе со стороны каких-то сил, подобных земному тяготению для движений человеческого тела. Можно предположить, что в транспортной системе — это ее организация (построение) в глобальных условиях функционирования, таких как природные и искусственно созданные энергетические ресурсы, ландшафтные и культурно-самобытные условия локального «цивилиза-ционного» [8] развития, социально-экономический базис в целом.

Уровень «В». Построение движений в сфере структурно-функциональной организации собственного тела. Это приводит к мысли об аналогичном существовании в транспорте уже исторически сформированных внутренних связей, которые необходимо учиты-

вать и пользоваться ими в управлении развитием транспорта как системы самоорганизующейся и саморазвивающейся. Это, очевидно, проявление тех эффективных приобретений, которые сложились за всю историю формирования и развития технической, именно транспортной культуры.

Уровень «С». Построение движений в координатах связи тела и его частей с предметами окружающего пространства. Возникает представление об особом уровне управления развитием транспортной системы — уровне, обеспечивающем ее открытость в сторону внешней технологической среды города, вхождение в систему более высокого иерархического, подчиняющего уровня. В транспортной системе это — ее организация в синергии, взаимодействии с другими, не транспортными, производственными и непроизводственными технологиями города

Уровень «Б». Это построение двир жений в сфере реально существующих смысловых связи между окружающими предметами. Возникает предположение о подобном уровне управления развитием транспортной системы. Оно по аналогии направленно уже не на приспособление к городской технологической среде, как на предыдущем уровне, а на активное участие в процессах развития всей технологической системы города. В транспортной системе этот уровень, очевидно, может быть представлен в виде центрального звена ее организационно-технологического инновационного развития в глобальной системе производствен -ных и непроизводственных технологий города.

Уровень «Е». Это построение движений в сфере смысловых отноше-

ний между предметами — движений, воспринимаемых идеально, в мысли, с последующим реальным осуществлением в жизнедеятельности. Это высший уровень функционирования мозга именно человеческого, проявляющего себя как носитель Разума, индивидуального и общественного сознания. Уровень «Е» является прообразом управления развитием транспортной системы как сложной социально-технической, гуманитар -ной системы. Он содержит потенциалы развития транспортной системы, основанные на ее интеграции в международное, мировые пространство научно-технического прогресса.

Современному специалисту технического профиля хорошо известно устройство персонального компьютера как инструмента управления самыми различными процессами (см. рис. 3).

Необходимо объединить эту схему с изложенным устройством человеческого мозга (см. рис. 4). Такая схема характеризует построение реальной социально-технической организации управления развитием транспортной системы. Она построена в свете мозговых, компьютерных и социально-гуманитарных метафор и демонстрирует основные элементы организации управления и их отношения [16].

Реальное осуществление управления согласно этой схеме потребует практического, эмпирического исследования: наблюдений, опыта и эксперимента. Вслед за этим необходим теоретический анализ и обобщение.

Объектами такого эмпирического и научного подхода становятся реально существующие социальные образования — органы-институты. Управляющая деятельность этих социальных образований может быть

37

38

Средства хранения оперативной информации и ее обработки

Рис. 3. Схема принципиального структурно-функционального устройства персонального компьютера

сопоставлена с интеллектуальными и разумными функциями Человека-Личности. Наряду с этим объектом исследования становится организация управления, основанная на принципах устройства человеческого мозга.

Приведенная на рис. 4 схема с дидактическим, поисковым теоретическим смыслом имеет отчетливо выраженное прикладное — практическое значение с теоретическим его обоснованием.

Выводы.

Использование современных, возникших в конце XX и развивав ющихся в XXI веке представлений о самоорганизации и саморазвитии сложных систем естественной и искусственной природы раскрывает широкие перспективы в осмыслении проблем противоречивого развития транспортной системы современных городов. Для привлечения к этому процессу преподавателей и студентов профессиональной высшей школы технического профиля целесообразно строить его на материале исследования практической проблемы, такой, например, как поиск инновационной модели изучения и решения проблем развития транспортной системы современных городов. Для упрощения сложных познавательных процессов

целесообразно использование дидактических средств, широко применяемых в эвристических исследованиях. Благодаря наглядности, дающей в известном смысле зрительное представление о логике мысли, они являются условием для конкретно-чувственного восприятия содержания, структуры эвристической мысли, являются ее «чувственной тканью». Это — предметный материал для быстрого вхождения и привлечения к исследованию и дискуссиям по поводу трудной научной проблемы специалистов разных областей знания как в увлекательную, занимательную и плодотворную дидактическую игру. Игра — «существенное свойство человека», «способ общения человека с возможным» [14 и др.].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арбиб, М. Метафорический мозг: Пер. с англ. [Текст] / Под ред. и с предисл. Д.А. Поспелова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 304 с.

2. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. [Текст] / И. Пригожин, И. Стингерс / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сагнова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

3. Хакен, Г. Синергетика [Текст] / Г. Хакен / Пер. с анг. канд. физ.-мат. наук В.И. Емельянова / Общ. ред. Ю.Л. Климонтовича и С.М. Осовца. - М.: Мир, 1980. - 423 с.

4. Горбачев, В.В. Концепции современного естествознания [Текст] / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. - М.: Экономист, 2004. - 446 с.

5. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания [Текст] / Г.И. Рузавин. -М.: Юнита, 2007. - 287 с.

6. Хорошавина, С.Г. Концепции современного естествознания [Текст] / С.Г Хоро-

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГО -АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА

Эволюционно-генетическая синергетическая концепция

развития транспортной системы города как системы самоорганизующейся и саморазвивающейся. Научно-технические разработки,

профессиональное образование * *

л К

Я

<

О«

I—I _ £ 2

Й

^ о я я

X К

М М

Т К

¿И я ^

нЧ о

Ч М со

Я сь Я

О

о

я я

Рч

н я я

о %

X <

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

• н

нЧ

Целевые долгосрочные или краткосрочные программы, направленные на развитие транспортной системы города

СОЦИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ - ИНСТИТУТЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММ В ПЯТИ УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

А Цивилизационные условия развития транспортной системы

В Внутренние условия развития вне других технологий города

С Внешние условия развития в связи с другими технологиями

Б Инновационные условия развития транспортной системы

Е Гуманитарная направленность развития транспортной системы

39

ПРОЦЕСС - ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА

Рис. 4. Общая схема организации управления развитием транспортной системы

шавин. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 480 с.

7. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности [Текст] / Г. Хакен. - М.: ПЕРСЭ, 2001. - 351 с.

8. Кузык, Б.Н. Цивилизация: теории, история, диалог, будущее: В 2 т. [Текст] / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец; Авт. вступ. сл. А.Д. Некипелов. Т. 1: Теория и история

цивилизаций. - М.: Институт экономических стратегий, 2006.- 768 с.

9. Хакимов, Э.М. Диалектика иерархии и неиерархии в философии и научном знании [Текст] / Э.М. Хакимов. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2007. - 288 с.

10. Аухадеева, Л.А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования [Текст] / Л.А. Аухадеева. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 164 с.

11. Корольков, Б.П. Термодинамические основы самоорганизации: Монография [Текст] / Б.П. Корольков. - Иркутск: Ир-ГУПС, 2011. - 120 с.

12. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1632 с.

13. Современная эколого-антропологическая методология изучения и решения проблем здоровья населения: сб. докл. [Текст] / Под ред. Э.И. Аухадеева, Р.Г. Ильязова, А.М. Карпова, Х.В. Иксанова // Материалы международной конференции, посвященной 25-летию чернобыльской катастрофы. - Казань: Изд-во «Бриг», 2011. - 296 с.

14. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., Политиздат, 1975. - 304 с.

15. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность [Текст] / Н.А. Бернштейн / Под ред. О.Г. Газенко. Издание подготовил профессор И.М. Фейгенберг. -М.: «Наука», 1990. - 496 с.

16. Аухадеев, А.Э. Саморазвитие транспортных систем современных городов: поиск инновационной модели интеллектуального развития [Текст] / А.Э. Аухадеев. -М.: ВИНИТИ, 2014. - 196 с.

REFERENCES

1. Arbib M., Metaforicheskij mozg, ed. D.A. Po-40 spelova, Moscow, 2004, 304 р. (in Russian)

2. Auhadeev A.Je., Samorazvitie transportnyh sistem sovremennyh gorodov: poisk innova-cionnoj modeli intellektualnogo razvitija, Moscow, 2014, 196 р. (in Russian)

3. Auhadeeva L.A., Kommunikativnaja kultura budushhego uchitelja kak obekt sistemnogo issledovanija, Kazan, 2006, 164 р. (in Russian)

4. Bernshtejn N.A., Fiziologija dvizhenij i ak-tivnost, ed. O.G. Gazenko, Moscow, 1990, 496 р. (in Russian)

5. Gorbachev V.V., Bezdenezhnyh V.M., Kon-cepcii sovremennogo estestvoznanija, Moscow, 2004, 446 p. (in Russian)

6. Haken G., Principy raboty golovnogo moz-ga: Sinergeticheskij podhod k aktivnosti mozga, povedeniju i kognitivnoj dejatelnosti, Moscow, 2001, 351 p. (in Russian)

7. Haken G., Sinergetika, ed.V.I. Emeljanova, Ju.L. Klimontovicha, S.M. Osovca, Moscow, 1980, 423 p. (in Russian)

8. Hakimov E.M., Dialektika ierarhii i neier-arhii v filosofii i nauchnom znanii, Kazan, 2007, 288 p. (in Russian)

9. Horoshavina S.G., Koncepcii sovremennogo estestvoznanija, Rostov-on-Don, 2005, 480 p. (in Russian)

10. Korolkov B.P., Termodinamicheskie osnovy samoorganizacii: Monografija, Irkutsk, 2011, 120 p. (in Russian)

11. Kuzyk B.N., Jakovec Ju.V., Civilizacija: teo-rii, istorija, dialog, budushhee: Vol. 1: Teor-ija i istorija civilizacij, Moscow, 2006, 768 p. (in Russian)

12. Leontev A.N., Dejatelnost, soznanie, li-chnost, Moscow, 1975, 304 p. (in Russian)

13. Prigozhin I., Stingers I., Porjadok iz haosa: Novyj dialog cheloveka s prirodoj, Moscow, 1986, 432 p. (in Russian)

14. Ruzavin G.I., Koncepcii sovremennogo estest-voznanija, Moscow, 2007, 287 p. (in Russian)

15. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar, Gl. red. A.M. Prohorov, 3nd ed., Moscow, 1985, 1632 p. (in Russian)

16. "Sovremennaja ekologo-antropologicheska-ja metodologija izuchenija i reshenija problem zdorovja naselenija: sbornik dokladov", eds. E.I. Auhadeeva, R.G. Iljazova, A.M. Karpova, H.V. Iksanova, Materialy mezhdunarodnoj konferencii, posvjashhen-noj 25-letiju chernobylskoj katastrofy, Kazan, 2011, 296 p. (in Russian)

Аухадеев Авер Эрикович, кандидат технических наук, доцент, кафедра «Электрический транспорт», Казанский государственный энергетический университет, auhadeev@kgeu.ru Aukhadeev A.E., PhD in Engineering, Associate Professor, Electric Transport Department, Kazan State Power Engineering University, auhadeev@kgeu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.