Научная статья на тему 'Подготовка специалистов коррекционного образования в рамках квазипрофессионального подхода'

Подготовка специалистов коррекционного образования в рамках квазипрофессионального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES / QUASI-PROFESSIONAL APPROACH / COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCY FORMATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейникова Елена Николаевна

В статье раскрываются теоретические предпосылки, ведущие тенденции и условия успешной подготовки будущих специалистов коррекционного образования. Описаны закономерности и тенденции развития современного общества, которые создают предпосылки для реформирования существующей системы высшего образования. Обосновывается актуальность квазипрофессионального подхода при подготовке специалистов нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of specialists in special education under quasi-professional approach

The article describes the theoretical background, leading trends and conditions of the successful preparation of future specialists in special education. It describes patterns and trends of modern society, that create prerequisites for reforming the existing system of higher education. The topicality of quasiprofessional approach to training the next generation.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов коррекционного образования в рамках квазипрофессионального подхода»

Библиографический список

1. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Урок и здоровье школьников. Учебное пособие. - Тирасполь: Изд-во Приднестровского ун-та, 2009.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед.

учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2002.

3. Шрайнер А.А. Повышение качества математического образования учащихся посредством формирования и развития их алгоритмической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1997.

УДК 378.147:376.1

Олейникова Елена Николаевна

Ставропольский государственный педагогический институт

azukalena@yandex.ru

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

В статье раскрываются теоретические предпосылки, ведущие тенденции и условия успешной подготовки будущих специалистов коррекционного образования. Описаны закономерности и тенденции развития современного общества, которые создают предпосылки для реформирования существующей системы высшего образования. Обосновывается актуальность квазипрофессионального подхода при подготовке специалистов нового поколения.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, квазипрофессиональный подход, компетентность, формирование профессиональной компетентности, профессиональная деятельность.

Основные направления перестройки высшей школы отражают объективные тенденции развития, четко наметившиеся в передовом педагогическом опыте и обусловившие появление новых форм, методов и средств обучения, а вместе с ними и новых форм активности студентов, которые несут в себе черты учения и труда. Участие в разрешении проблемных ситуаций, моделирующих противоречия производства и науки в аудиторных условиях, работа на должности специалиста в деловой игре, в составе исследовательского коллектива научной лаборатории, филиала кафедры на предприятии, подготовка дипломного проекта по реальной народнохозяйственной теме, а в ряде случаев и внедрение его результатов в практику - все эти новые формы активности студентов знаменуют собой взаимопроникновение учебной, научной и производственной деятельности и составляют исторически новое явление, не имеющее аналогов в традиционной педагогике.

Происходящие социальные изменения российского общества находят свое отражение в становлении системы профессиональной поддержки специалистов системы коррекционного образования. В процессе решения социально-когнитивных проблем важным моментом является вопрос профессиональной подготовки специалистов по работе с нетипичными детьми, который отра-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

жен в работах современных отечественных (В.М. Астапов, И.Д. Багаева, А.И. Ляшенко,

О.И. Лебединская, Е.И. Холостова, Т.И. Черняева, Б.Ю. Шапиро, В.Н. Ярская, Е.Р Ярская-Смир-нова) и зарубежных ученых. Зарождающаяся в сегодняшней России новая система услуг, включающая социально-психологическую поддержку, нуждается в исследовании местной специфики, адаптации зарубежного опыта и разработке направлений профессиональной деятельности. Главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является её интегративный характер, проявляющийся «в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, т.е. профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивной деятельности». Т.И. Черняева рассматривает готовность как «особое интегральное предрабочее, обеспечивающее при переходе к работе или при изменении её условий оптимальный уровень деятельности». Как указывает Т.И. Черняева, содержательная сторона готовности зависит от социокультурной обстановки, включая традиции, принятые нормы поведения; культурные стандарты той или иной социальной

© Олейникова Е.Н., 2011

роли существенно сказываются на том, к каким именно действиям, к какой активности готов индивид [5].

В исследованиях И.Д. Багаевой формирование готовности означает образование системы таких мотивов, отношений, установок, накопленных знаний и умений, которые активизируясь, обеспечивают возможность эффективно выполнять свои функции [1].

Е.И. Холостова, раскрывая личностные качества работника социальной сферы, к которой относится и педагог-дефектолог, разделяет их на три группы:

1) психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

2) психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование работника как личности;

3) психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [6].

Таким образом, специалисту коррекционного образования в современных условиях в профессиональной деятельности необходимо обладать знаниями в области психологии, акмеоло-гии, социологии, педагогики, права, которые в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности. Принимая во внимание вышеизложенные положения, сущность профессиональной деятельности специалиста заключается во владении специалистами коррекционного образования системой знаний смежных дисциплин, способствующих формированию готовности к профессиональному сотрудничеству в системе коррекционно-педагогического воздействия (профессиональная деятельность специалистов в команде: дефектолог, психолог, медицинский работник, социальный работник).

В условиях современного мира молодой специалист часто при переходе от учения к труду проживает сложнейший процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную, что связано с превращением знаний из предмета учебной деятельности в средство регуляции деятельности профессиональной, со сменой одного ведущего типа деятельности другим, с изменением социальной позиции человека. Из ученика, присваивающего знания, студент превращается в производителя материальных и духовных благ.

Между тем дефицит практики работы с полученными знаниями как со средством новой деятельности обусловливает длительный период предметной адаптации молодого специалиста, а недостаток опыта социального взаимодействия и общения - еще и социальной адаптации. Содержанием предметной адаптации становится формирование профессионального мышления специалиста, а социальной - вхождение в коллектив производственников, овладение умением социального взаимодействия и общения, совместного принятия и реализации решений.

Деятельность студента в традиционном обучении, характерной чертой которого является обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации осуществляется как бы вне пространственно-временного контекста и не выступает связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Целеполагание ограничено задачами усвоения уже кем-то добытых знаний (ученым, автором учебника, преподавателем) и попытками их применения через обращение к тем же кладовым прошлого опыта. Все это определяет отсутствие у многих студентов личностного смысла усвоения знаний, формальный, недейственный характер этих знаний. Основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной: в рамках одного типа деятельности необходимо «вырастить» принципиально иной. Отрыв теоретического обучения от предстоящей педагогической практики, с одной стороны, и невозможность перенести саму практику в стены учебного заведения, с другой, приводят к выводу о необходимости посредую-щего звена между учебной и собственно профессиональной деятельностью. В известных психо-лого-педагогических источниках такая деятельность-посредник получила название «квазипро-фессиональной» - деятельность студента, учебная по форме и профессиональная по содержанию, представляющая собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные им, предельно обобщенные, содержание и формы профессиональной деятельности [4].

А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева выделяют три базовые формы студенческой деятельности и некоторое множество промежуточных между ними.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

61

Базовыми выступают учебная, квазипрофессио-нальная, учебно-профессиональная деятельности. Промежуточными служат любые формы -традиционные и новые, отвечающие специфике целей и конкретного содержания обучения на соответствующем этапе обучения [2].

С переходом от одной базовой формы деятельности к другой студенты получают все более развитую практику применения учебной информации в функции средства осуществления указанных деятельностей, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможности естественного вхождения в профессию. С помощью системы адекватных форм, методов, приемов обучения задается движение деятельности студента от собственно учебной к профессиональной вместе с трансформацией потребностей, мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и результатов образования.

При подготовке студентов по специальности 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология» реализацию форм квазипрофес-сиональной деятельности предлагается решать в рамках методического практикума через моделирование целостного предметного и социального содержания профессиональной деятельности, когда усвоение опыта применения теоретических знаний осуществляется в ходе разрешения моделируемых учебно-профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия трансформации усвоенных знаний в профессионально значимые умения, дает образцы педагогической этики, гуманистической ориентации образовательного процесса, креативности профессионально-практической деятельности будущего специалиста.

Известно, что важнейшим условием формирования любого умения как ведущего компонента компетентности, в том числе и в профессиональной деятельности, является включение его в практически значимую деятельность, в структуре которой данное умение занимает ведущее место, поэтому моделирование отдельных элементов образовательного процесса строится с учетом того, в какой деятельности (а точнее, при выполнении какой педагогической функции) ярче проявляется то или иное методическое умение [3].

Качественное выполнение данного принципа позволит, на наш взгляд, решить такую серьезную проблему методической подготовки студентов, как перенос теоретических знаний в практичес-

кую деятельность, что должно начать осуществляться задолго до выхода студентов на педагогическую практику. Этот тезис подтверждается тем фактом, что на современном этапе развития системы профессиональной подготовки наиболее распространенным ее вариантом является следующий: теоретическая подготовка - моделирование - педагогическая практика - рефлексия -наставничество.

Немаловажен и тот факт, что квазипрофесси-ональную деятельность можно считать опосредованно управляемой формой деятельности. Средствами управления, с помощью которых педагог направляет, регулирует и контролирует учебную (а точнее, квазипрофессиональную) деятельность студентов, являются способы и приемы проектирования образовательного процесса. Ведущее средство управления представлено программой практикума, структура которой тради-ционна и содержит: пояснительную записку с обоснованием необходимости включения курса в методическую подготовку студентов, целями и задачами практикума, основными принципами построения курса; учебно-тематическое планирование; содержание курса; требования к уровню образованности студентов по завершении курса; перечень необходимой литературы.

Библиографический список

1. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя. - Усть-Каменогорск, 1991. - 184 с.

2. Вербицкий А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе // Советская педагогика. - 1986. - №> 6. - С. 75-78.

3. Попова Е.И. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных умений коррекционной работы с детьми группы риска у будущих специалистов дошкольного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000. -202 с.

4. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в высшей школе / под ред Д.В. Чер-нилевского. - М.: «Экспедитор», 1996. - 28 с

5. Черняева Т. И. Социокультурная мотивация подготовки руководителя: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Саратов, 1994. - С. 14.

6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., 1993. - С. 19-20.

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.