Научная статья на тему 'Подготовка специалистов экологов в зарубежных вузах как часть обучения через всю жизнь'

Подготовка специалистов экологов в зарубежных вузах как часть обучения через всю жизнь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ЭКОЛОГОВ / СРЕДА ВУЗА / ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИРОДЕ / ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ / ECOLOGICAL EDUCATION / PREPARATION OF ECOLOGISTS / THE HIGH SCHOOL ENVIRONMENT / EDUCATION ON THE NATURE / LIFE LONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почитаева Маргарита Вилховна

В настоящей работе отмечены три особенности, которые играют важную роль при подготовке будущих специалистов экологов в зарубежных вузах как часть обучения через всю жизнь: 1) набор базовых компетенций, полученных в школе при организации работы на природе; 2) влияние экологической составляющей среды вуза на содержание учебного процесса; 3) тесная взаимосвязь с местным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are three key points which play an important role in the training of the professional environmentalists as a part of lifelong learning process: 1) key competencies which are obtained at a primary or secondary school within outdoor education; 2) influences of the environmental side of a high school college environment; 3) links with the local communities. It allows finding new approaches in the environmental education of Russia and making the training of specialists closer to the realities of our everyday lives.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов экологов в зарубежных вузах как часть обучения через всю жизнь»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ - ЭКОЛОГОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ КАК ЧАСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

М.В.Почитаева

В настоящей работе отмечены три особенности, которые играют важную роль при подготовке будущих специалистов - экологов в зарубежных вузах как часть обучения через всю жизнь: 1) набор базовых компетенций, полученных в школе при организации работы на природе; 2) влияние экологической составляющей среды вуза на содержание учебного процесса; 3) тесная взаимосвязь с местным сообществом.

Ключевые слова: экологическое образование, подготовка экологов, среда вуза, образование на природе, обучение через всю жизнь.

There are three key points which play an important role in the training of the professional environmentalists as a part of lifelong learning process: 1) key competencies which are obtained at a primary or secondary school within outdoor education; 2) influences of the «environmental» side of a high school college environment; 3) links with the local communities. It allows finding new approaches in the environmental education of Russia and making the training of specialists closer to the realities of our everyday lives.

Key words: ecological education, preparation of ecologists, the high school environment, education on the nature, life long learning.

Повышенный интерес к модернизации высшего образования в связи с вступлением в силу соглашений стран - участниц Болонского процесса диктует необходимость всестороннего осмысления вопросов международного сотрудничества. Как уже было отмечено, «изучение и анализ различных явлений в области профессиональной подготовки молодежи развитых стран становится ныне фактически нормой нашей жизни и научного взаимодейс-

твия» [4, с. 1]. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза подчеркивает, что непрерывное образование ныне выступает основополагающим принципом образовательной системы в рамках обучения через всю жизнь (Же1о^1еагш^) [3]. В таких странах, как Швеция и США, развитие этой концепции в области экологического образования происходит уже не одно десятилетие.

Предлагаемая работа является ре-

зультатом ознакомления заинтересованных преподавателей высшей школы с опытом работы университета Йоншо-пинг (JonchopingUniversity) в рамках проекта Темпус Interfaculty Environmental Studies (1997-1998) и индивидуального проекта автора «Environmental Aspects in American Education and People Awareness», поддержанного Отделом образования и культурных обменов США (1999). Практическая реализация новых идей осуществлялась в рамках индивидуального проекта «Активизация образовательных инициатив в области биоразнообразия и сохранения экосистем при работе с детьми на природе» (20032004гг), поддержанного Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, а также в ходе преподавания курсов «Методика экологического просвещения и воспитательной работы» и «Безопасность туризма» для студентов - экологов - природопользователей Марийского государственного технического университета (МарГТУ, 2003-2010гг).

По мнению Х. Гарднера, [2] интеллектуальный профиль, или склонности, человека можно определить в раннем возрасте. Это позволяет предоставить больше возможностей и вариантов для обучения и приобрести позитивный опыт учебной деятельности, что отражается в дальнейшем на мотивации продолжать обучение через всю жизнь [3]. В своей теории множественного интеллекта этот автор выделяет особый интеллект - натуралистический. Существует мнение, что он закладывается в начальной и средней школе и является необходимым для решения экологических проблем [7]. Немаловажное значение при этом играет организация специальных занятий на природе, которые приобретают все большую популярность [5 - 7].

Рассматривая опыт подготовки специалистов - экологов в вузах Швеции и США, можно отметить ряд моментов, которые, на наш взгляд, пока еще в недостаточной мере учитываются в отечественной практике. Наиболее существенными из них видятся следующие: 1) набор базовых компетенций, полученных в школе при организации работы на природе; 2) влияние специфических особенностей среды вуза на содержание учебного процесса; 3) тесная взаимосвязь с местным сообществом, в качестве которого выступает население, проживающее в границах определенной территории, объединенное существующими социальными взаимодействиями, включая и аспекты местного самоуправления. Рассмотрим эти три аспекта более подробно.

На сегодняшний день занятия на природе в Швеции и США являются важной частью дошкольного и школьного обучения. Для этого создаются соответствующие условия, - оборудованные пришкольные площадки для игр, наблюдений и исследований (schoolyards), осуществляются программы сотрудничества с экологическими центрами, проводящими программы обучения на открытом воздухе круглый год и непрерывно, поощряется подобная деятельность педагогов дошкольных учреждений и школ. Такой подход во многом способствует формированию базовых компетенций будущих специалистов - экологов начиная от умения пользоваться полевыми определителями, наблюдать за живыми объектами в естественных условиях, щадящими для природы методами до осознания взаимосвязей окружающего мира и самостоятельного решения некоторых конкретных экологических проблем. Также, немаловажную роль играют

коммуникативные компетенции - навыки работы в одиночку, парами или в группе, формулирование вопросов, обсуждение гипотез, предложение своих вариантов решений.

Специфические, «экологичные» особенности среды вуза также могут быть использованы в целях обучения будущих специалистов - экологов. К ним можно отнести: 1) наличие специально оборудованной прилегающей территории, где можно осуществлять исследования, отдыхать, заниматься спортом, проводить социологические опросы и т.д.; 2) внедрение природо- и ресурсосберегающих технологий в самом здании и неподалеку, что позволяет экономить электроэнергию, перерабатывать органические и другие отходы, отказаться от вредных химических веществ в быту; 3) строительство университетского городка по принципу «зеленого здания» [7]. Студенты привлекаются к выполнению проектов по планированию территории, расчетам эффективности внедрения технологий и другим исследованиям. Результатом работы становятся не только отчеты, но также и переработанные отходы и сэкономленные ресурсы.

Второй специфической особенностью, расширяющей возможности образовательной среды вуза, является организация занятий на природе. В центре экологических исследований (Center for Environmental Studies) университета Браун (Brown University) особый интерес вызвал у нас курс экосистемного анализа, который предполагал еженедельные одно - трехдневные занятия в полевых условиях и одно - два еженедельных занятия в аудитории, где преподаватель кратко объясняет учебный материал, подчеркивая его ключевые моменты, и отвечает на вопросы студентов.

Часть полевой практики пришлось на работу в экстремальных условиях (мокрый снег с дождем) в осеннем лесу, где умение правильно подобрать одежду и снаряжение помогли группе успешно справиться со всеми заданиями, сохраняя позитивную мотивацию к выполнению поставленных педагогом задач. В зарубежных вузах перенос занятий из-за неблагоприятных погодных условий - крайне редкое явление. За тем, все ли студент прочитал и подготовил к занятию также никто не следит, все пробелы обязательно сказываются при написании письменных работ, что обязательно влияет на итоговую оценку.

Третий аспект подготовки - взаимосвязь с местным сообществом, высвечивает очень тесные взаимоотношения между подготовкой специалистов-экологов и повседневной жизнью. Наиболее ярко это отражено в государственном плане экологического образования штата Миннесота, США [7], где высшее образование рассматривается как часть обширной программы по экологическому образованию, включающей множество разноуровневых направлений работы: от введения специальных курсов и экологизации предметов небиологического профиля в детском саду и школе до игровой экологии и занятий на природе, экологического просвещения в семье, дома, на рабочем месте, в средствах массовой информации и работы с потребителями конкретных видов продукции. Подобный подход к обучению напоминает принятый у лингвистов метод погружения в языковую среду, позволяющий каждому усваивать необходимые знания и навыки в своем темпе, исходя из конкретных потребностей, возможностей и устремлений. Аналогичный процесс мы видели и в Швеции на примере «зеленого»

муниципалитета Энеби, расположенного неподалеку от г. Йоншопинг.

Региональный пилотный проект «Энеби» был призван переориентировать местное сообщество с населением в 7500 человек на устойчивое развитие и потребление, включающее замкнутый цикл переработки отходов. Для этого планировалось, что за два года 50% местного населения пройдет как минимум, 8 - часовое обучение способам обращения с отходами, что будет способствовать формированию особого типа мышления (гесусМЫпк^, «осознание важности безотходного производства»). Это позволит построить особый тип общества (гесус1е8ос1-йу «общество безотходного производства»). Важное место здесь занимает не только строительство экодомов, где используются технологии энерго - и ресурсосбережения (солнечные батареи, теплогрунтовые аккумуляторы, повторное использование строительных материалов - вплоть до дверных и оконных блоков и кирпичей из разобранных зданий), местные природные материалы, но и образовательные технологии.

Одним из ключевых элементов проекта является создание исследовательского образовательного центра, на базе которого планируется проводить обучение руководящих кадров предприятий, муниципалитетов, педагогов среднего специального и высшего образования, выполнять проекты, начиная от студенческих работ до написания докторских диссертаций, а также развивать информационные технологии.

Подготовка специалистов - экологов является очень важным звеном в процессе экологизации образа жизни людей в ряде зарубежных стран. Использование активных методов в обу-

чении, акцентированных на решение конкретных природоохранных проблем гражданами всех возрастов с учетом их возрастных и психологических особенностей является важнейшим условием в создании и поддержании мотивации к экологическому образованию, воспитанию любви к природе и переходу на устойчивое развитие. Можно отметить, что и создание в обществе особых условий, позволяющих реализовать принципы устойчивого развития, ориентировать население на повсеместное использование природосберегающих и ресурсосберегающих технологий и решение существующих экологических проблем, в свою очередь, активизирует процесс обучения грамотных специалистов, способных успешно решать существующие экологические проблемы.

Несмотря на очевидные успехи наших коллег в области экологического образования, внедрение зарубежных методов и подходов, в том числе и высшей школе, требует поправки на особенности российского менталитета, где немаловажную роль играют социопри-родные условия каждого конкретного региона и даже отдельного учебного заведения. На сегодня можно обозначить ряд направлений, способных повысить качество подготовки специалистов -экологов в российских вузах. Самыми значимыми, на наш взгляд, являются:

1. Активизация работы на природе, начиная с младшего школьного возраста и раньше. Специальный опрос среди студентов факультета лесного хозяйства и экологии МарГТУ, проведенный в 2009 г. показал, что всего 4,4% из них были в походах с ночевками. Этого совершенно недостаточно для того, чтобы еще до поступления в вуз обучающийся получил соответствующие навыки пребывания в полевых условиях. Такой

подход заставляет преподавателя тратить дополнительные усилия, чтобы научить практикантов элементарным навыкам самообслуживания на природе и негативно сказывается на качестве обучения. Необходимо вернуться к широкой практике проведения летних походов со школьниками, обширнее развивать систему полевых исследований и эколого-краеведческой деятельности.

На сегодняшний день видится необходимым продолжать поддерживать сеть кружков и центров дополнительного образования, где ведется работа с детьми на природе, сохранить и преумножить традиции российской юннатской школы с возможностью обогащения применяемых методов и подходов за счет использования популярных за рубежом интерактивных методик в экологическом образовании. Другим возможным вариантом является организация интегрированных курсов по обучению первокурсников - бакалавров навыкам работы в полевых условиях на факультетах эколого-биологического профиля, где учащиеся смогут ознакомиться с навыками ведения исследовательской работы на природе, основами туризма и безопасности походов.

2. Совершенствование приемов и методов обучения. В современных условиях видится необходимым более широко использовать активные методы обучения в российском экологическом образовании с акцентом на проблемные и игровые задания и решение практических природоохранных вопросов.

3. Выявление наиболее значимых региональных и локальных экологических проблем в каждом конкретном регионе, которые можно решить усилиями обучающихся и создание для этого соответствующих условий, включающих поддержку на государственном

уровне. Необходимо шире вовлекать школьников и студентов в решение практических природоохранных проблем и, помимо решения вопросов озеленения и уборки мусора, исследовать возможности применения природо- и ресурсосберегающих технологий дома, в учебных заведениях и офисах и создавать педагогам возможности для обмена опытом в этом направлении работы при участии соответствующих госструктур.

4. Изучение возможностей экологизации среды российских вузов при тесном сотрудничестве экологических госструктур, представителей бизнеса, общественных организаций и граждан. Необходимо привлекать студентов -экологов для проведения исследований в этом направлении и искать соответствующие возможности для их осуществления на локальном и региональном уровне.

Гибко меняя масштабы и формы своей деятельности, современные вузы не должны замыкаться на какой-либо одной модели своего функционирования, а искать множество путей для достижения успеха. [1]. На сегодняшний день непрерывное экологическое образование перестает быть всего лишь одним из аспектов подготовки будущих экологов, оно призвано стать основополагающим принципом, пронизывающим все сферы жизни человека, то есть, обучением через всю жизнь. Организация занятий в полевых условиях круглый год, экологизация среды вуза, тесное сотрудничество с местными сообществами с перспективой на создание специализированных центров, где возможно осуществлять обучение «методом погружения» студентов и педагогов в специальную эколого-ори-ентированную среду с перспективой на

решение конкретных значимых локальных экологических проблем, применения энерго - и ресурсосберегающих технологий могли бы в значительной мере активизировать учебный процесс и приблизить учебные программы к современным реалиям.

К сожалению, такой подход пока еще не нашел должного отражения в системе подготовки российских специалистов - экологов в частности, и в отечественном экологическом образовании в целом. В связи с этим, изучение опыта Швеции, где экологическое образование через всю жизнь строится на принципах системности, и поливариантная среда самых разнообразных учебных заведений с широким многообразием образовательных инноваций США представляют благодатную площадку для изучения и осмысления такого опыта.

Литература:

1. Белякин А.М. Управление институциональными преобразованиями в высшей школе США на рубеже XX и XXI веков: автореф. ... дис. д-ра пед. наук / А.М. Белякин.- Казань, 2009. - 42с.

2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Гарднер, Г. - М: Вильямс, - 2007.- 512с.

3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. znanie.org/docs/memorandum.html. - Загл. с экрана (20.04.2011).

4. Трегубова Т.М. Подготовка конкурентоспособного специалиста социальной сферы за рубежом: поликультурный анализ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.americancouncils.org/ JER/archive2/issue1/4.htm . - Загл. с экрана (20.04.2011).

5. Braus J.A. Environmental education in the Schools. Creating Program that Works ! /J.A. Braus, D.Wood. - New York: MOO44, Peace Corps, 1993. - 500 p.

6. ^mell J. Journey to the heart of nature/ J.Cornell. - Nevada: DAWN Publications, 1994.- 125p.

7. Cornell J. Sharing Nature with Children / J.Cornell.- Nevada: Dawn Publication, 1998.- Vol. 1.- 175 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.