Научная статья на тему 'Подготовка специалистов автотранспортной службы в ходе Великой Отечественной войны'

Подготовка специалистов автотранспортной службы в ходе Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1115
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРЫ / КУРСАНТЫ / АВТОМОБИЛИСТЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никоноров Алексей Николаевич, Хаджимуратов Руслан Камильевич

В данной статье описаны этапы подготовки офицерского состава в военных заведениях во время Великой Отечественной войны. Нужны были инженеры автомобильной специальности с хорошей технической подготовкой, а так как их оказалось очень мало, в академиях бронетанковых и механизированных войск и в Военно-транспортной начали готовить по 70 специалистов ежегодно. В целях увеличения автомобильных офицерских кадров в училище практиковались приёмы экзаменов от экстернов и ускоренная четырёхмесячная подготовка офицеров из лиц, имеющих высшее или незаконченное высшее образование. Поэтому к концу войны было уже более 1000 специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов автотранспортной службы в ходе Великой Отечественной войны»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СЛУЖБЫ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Никоноров А.Н.1, Хаджимуратов Р.К.2

'Никоноров Алексей Николаевич - кандидат технических наук, кафедра общенаучных и общетехнических дисциплин;

2Хаджимуратов Руслан Камильевич — курсант, командно-инженерный (автомобильно-дорожный) факультет, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье описаны этапы подготовки офицерского состава в военных заведениях во время Великой Отечественной войны. Нужны были инженеры автомобильной специальности с хорошей технической подготовкой, а так как их оказалось очень мало, в академиях бронетанковых и механизированных войск и в Военно-транспортной начали готовить по 70 специалистов ежегодно. В целях увеличения автомобильных офицерских кадров в училище практиковались приёмы экзаменов от экстернов и ускоренная четырёхмесячная подготовка офицеров из лиц, имеющих высшее или незаконченное высшее образование. Поэтому к концу войны было уже более 1000 специалистов. Ключевые слова: инженеры, курсанты, автомобилисты, Великая Отечественная война.

УДК-378.'47

Накануне войны подготовка офицерского состава автомобильных частей велась в очень ограниченном количестве.

В 1939-1940 годах были сформированы Пушкинское автотехническое, Горьковское, Гомельское и Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетные училища для подготовки командиров и техников автомобильной специальности [1].

Но, осуществив только один выпуск, три училища накануне войны были перепрофилированы в танковые. Даже выпускники Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища не попадали по предназначению, а направлялись на переквалификацию для танковых войск [2].

Аналогичное положение дел было с подготовкой военных инженеров автомобильной специальности. Их готовили не более 70 человек в год в академиях Бронетанковых и механизированных войск и в Военно-транспортной.

С первых дней войны потребность в офицерах-автомобилистах катастрофически возросла. Для пополнения некомплекта в специалистах в автомобильные части назначались офицеры из кавалерии, танковых и стрелковых войск [3].

Великая Отечественная война показала, что большинство офицеров, поступавших по мобилизации на должности помощников командиров частей по технической части, были со слабой технической подготовкой, плохо знали правила эксплуатации автомобильной техники. Например, в 17 артиллерийских дивизиях прорыва РВГК только два помощника командиров дивизий по технической части получили образование в военных академиях.

В результате этого количество средств тяги и автотранспорта, пришедших «в негодность только от преждевременного износа, достигло 26% всего парка дивизии» [4].

С организацией Главного автомобильного управления Красной Армии подготовка офицеров-автомоблистов значительно улучшилась.

Орджонекидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище было передано Главному автомобильному управлению и с мая 1943 г. переключилось полностью на подготовку офицеров автомобильной специальности. В соответствии с профилем обучения оно было переименовано в Орджоникидзеградское автомобильное училище и мотоциклистов уже не готовило. Срок обучения в училище сократился до одного года. Училище готовило как строевых офицеров, так и техников. По плану ее ежегодный выпуск из училища должен был достигать 1300 офицеров, однако ряд недостатков тормозил нормальную учебу и план полностью не выполнялся [5].

Личный состав, прибывающий в училище в качестве пополнения, не соответствовал предъявляемым требованиям. Это, прежде всего, связано с низким общеобразовательным уровнем обучаемых. Но даже, несмотря на это, выпускные комиссии в актах отмечали достаточно высокую практическую выучку курсантов, но при удовлетворительных теоретических знаниях. Этому результату способствовала напряженная работа постоянного состава училища, дружный коллектив которого сумел обеспечить необходимый уровень знаний и добился правильной организации учебного процесса, совмещая высокие требования по поддержанию воинской дисциплины курсантов с постоянной заботой о них.

В целях увеличения автомобильных офицерских кадров в училище практиковались приёмы экзаменов от экстернов и ускоренная четырёхмесячная подготовка офицеров из лиц, имеющих высшее или незаконченное высшее образование.

Так, за 1944 г. было выпущено 955 офицеров после годичного обучения, 97 чел. - после четырёхмесячного обучения и 118 офицеров, сдавших экзамены экстерном. Всего Орджоникидзеградское автомобильное училище в 1944 г. подготовило 1170 офицеров [6].

Подготовленные училищем офицеры способствовали правильной организации эксплуатации и технического обслуживания автомобилей, прививали крепкую воинскую дисциплину и организовывали боевую и политическую подготовку в автомобильных подразделениях.

Среди талантливых ученых и педагогов выделялись: профессора генерал-майоры Богомолов С.А. и Стожаров, доцент Сосин А.И., профессора полковники Формаковский В.П., Казарцев В.И., профессор Гиттис В.Ю., доцент полковник Козловский П.И. и другие.

С 1944 года вся артиллерия резерва Верховного Главнокомандования переводится на механическую тягу. Механическая тяга становится основной и в остальных артиллерийских соединения и частях. Автомобили, артиллерийские тягачи и тракторы пришли взамен конной тяги. Для эксплуатации этой сложной автомобильной и гусеничной техники возникла потребность в офицерских кадрах и необходимость в подготовке автотракторных техников для артиллерийских частей и соединений.

В январе 1944 г. был подписан приказ о формировании в г. Куйбышеве курсов автотракторных техников Главного артиллерийского управления Красной Армии. Но подготовка в условиях курсов не полностью удовлетворяла требованиям, предъявленным к офицерским кадрам автотранспортной специальности. - В 1944 г. по приказу народного комиссара обороны курсы были преобразованы в училище автотракторных техников артиллерии Красной Армии. Местом дислокации училища был определён г. Челябинск [7].

В условиях постоянной потребности в офицерах автомобильной специальности для Красной Армии Верховное Командование также осуществляло подготовку офицерских кадров для наших союзников. Так, на основании директивы Генерального штаба от 5 сентября 1943 г. № Орг/7/138936 при Орджоникидзеградском автомобильном училище было сформировано польское отделение на 50 человек по подготовке офицеров автомобильной службы за счёт штатной численности училища.

В тяжелые военные годы не была забыта и подготовка офицеров запаса. Постановлением СНК СССР от 15 апреля 1944 г. № 413 и приказом ИКО от 30 мая 1944 г. № 75 вводилась военная подготовка студентов в гражданских вузах. За Главным автомобильным управлением был закреплён 21 институт [8], в том числе: автодорожные, механизации сельского хозяйства, автомеханические, политические и некоторые машиностроительные. Для военной подготовки студентов при выделенных вузах создавались специальные военные кафедры. На Главное автомобильное управление возлагалось не только комплектование кафедр соответствующими специалистами и преподавателями, но и обеспечение вузов автомобильным имуществом (автомобилями, литературой, плакатами, макетами и т. д.) [9].

В 1944 г. военная подготовка по автомобильной специальности проводилась со студентами 1 и 2 курсов общей численностью 7548 чел., в том числе 4105 женщин [10].

Таким образом, за годы войны было подготовлено необходимое количество офицеров автомобильной специальности. Только военно- автомобильное училище и Высшая офицерская автомобильная школа в эти суровые годы осуществили выпуск 4750 офицеров-автомобилистов [11].

Подготовка водителей автомобилей перед Великой Отечественной войной осуществлялась в подразделениях, в которых они проходили службу, а также в учебных автомобильных частях, подчиненных Главному автобронетанковому управлению. «По состоянию на 21 июня 1941 г. учебные автомобильные части были представлены: отдельным учебным автомобильным полком и отдельным учебным автомобильным батальоном» [12].

Великая Отечественная война потребовала большого количества водителей и младших специалистов автомобильной службы, имевшиеся на этот период учебные части не могли обеспечить укомплектование войск водителями и специалистами службы. В начале войны армия пополнялась водителями автомобилей, призванными по мобилизации из народного хозяйства или из числа солдат, прошедших кратковременную техническую подготовку в запасных (учебных) автомобильных полках, количество которых в первые недели войны было доведено до шести [13]. В военных округах также имелись учебные автомобильные батальоны для подготовки водителей и сержантского состава.

Для удовлетворения потребности фронтов в водителях были вновь сформированы одиннадцать учебных автомобильных полков (1941-1942 гг.). Из этого числа пять полков в июне 1943 г. были расформированы в связи с сокращением тыловых частей и учреждений [14]. В это же время были сформированы два учебных автомобильных полка: для подготовки водителей артиллерийских частей и подготовки автомобильных механиков. Эти части имели центральное подчинение.

45

В 1942 г. укомплектование вновь формируемых частей осуществлялось водителями, обеспеченными новыми автомобилями. «Были сформированы три учебных автомобильных батальона при Московском, Горьковском и

Ульяновском автомобильных заводах, которые принимали из учебных автомобильных полков водителей, прошедших трёхмесячный курс обучения, но не имевших достаточных практических навыков (не более 10 часов практической езды на автомобиле ГАЗ-АА). В учебных батальонах обучались практическому вождению машин по специально разработанной программе, рассчитанной на десять дней. Всего эти батальоны подготовили 63,5 тысячи человек» [15].

По состоянию на 10 декабря 1944 г. непосредственно в ведении Главного автомобильного управления Красной Армии имелось 12 отдельных автомобильных полков. В этих полках велась основная работа по обучению и подготовке водителей.

В период с 1 января по 15 ноября 1944 г. полки подготовили и выпустили 42 313 водителей и 997 автомехаников.

Подготовка водителей осуществлялась в отдельном учебном автомобильном полку гвардейских миномётных частей и в отдельных автомобильных батальонах. Для артиллерийских частей в годы войны они сумели подготовить 62 171 водителя, из них: в 1942 г. - 6502, в 1943 г. ~ 18 251, в 1944 г.-23 193 и в 1945 г. - 14 225 человек [16].

Полк состоял из трёх батальонов (обшей численностью 1500 чел.): подготовки водителей численностью 555 человек; подготовки сержантов (роты: младших командиров, автомехаников, ремонтников); резерва командного состава, водителей автомобилей (роты: среднего комсостава, автомехаников и ремонтников, резерва водителей и автомобилей).

Фронтовыми (запасными) автомобильными частями за годы Великой Отечественной войны подготовлено для войск значительное количество водителей. Только за 1944 г. девятью полками было подготовлено 11 388 человек, в том числе 10941 водитель, 59 авторемонтников и 338 автомехаников [17].

В качестве наглядного примера работы фронтовых запасных автомобильных полков (ФЗАП) по подготовке водителей характерен опыт работы 34 ФЗАП 2-го Белорусского фронта. Сформирован данный полк в г. Котельниково по приказу НКО от 18 января 1943 г. № 042 и прошел путь с войсками до Нойштетина. До 10 апреля 1943 г. он входил в 6 автомобильную бригаду СВГК, занимался подвозом материальных средств и обеспечивал войска. Приступив к обучению специалистов службы с 10 апреля 1943 г., до конца войны он подготовил 3 592 человека, в том числе 170 командиров отделений, 96 автомехаников, 263 авторемонтника и 3063 водителя [18].

Следует особо подчеркнуть работу, проводимую в 34 ФЗАП по совершенствованию учебно-материальной базы. В первый год его создания она была недостаточной и не в полной мере обеспечивала учебный процесс по подготовке водителей и младших специалистов службы в сроки, установленные программой Главного автомобильного управления Красной Армии. В ходе умелой и вдумчивой работы, благодаря инициативе и самоотверженности офицерского и сержантского состава учебно- материальная база полка непрерывно развивалась. Это позволило к лету 1944 г. создать учебно-материальную базу согласно штату. В полку имелось 20-25 классов, в том числе «восемь были оборудованы для занятий по отечественным маркам автомобилей, один - по иностранным, один - для регулировочных, два - для электротехнических работ и другие» [19].

В ряде ФЗАП имелись и успешно использовались оборудованные в кузове автомобиля или прицепа передвижные классы. В этих классах имелась необходимая материальная часть, разрезные экспонаты, комплект плакатов, а также классная доска. Отдельные узлы и детали раскладывались по системам и хранились в ящиках.

При частой передислокации ФЗАП эти передвижные классы обеспечивали подготовку обучаемых. Кроме материальной части автомобиля будущие специалисты также изучали общую и специальную технику, автомобильную службу, правила эксплуатации и технического обслуживания, а также обучались практическому вождению машин.

В связи с весьма сжатыми сроками обучения (2,5-3) месяца постоянному составу ФЗАП приходилось интенсивно и целеустремленно работать, чтобы обеспечить фронт квалифицированными кадрами.

В конце войны возникла острая необходимость в подготовке автомобильных механиков в связи с вводом их в 1944 г. в штаты автомобильных частей и подразделений. Для выхода из создавшегося положения на эти должности назначались опытные водители, но сказывалось отсутствие у них достаточной теоретической и практической подготовки. В связи с этим 17-й ФЗАП в полном составе стал заниматься подготовкой механиков. В конце войны в Боровичах (Новгородская область) и Умани (Киевская область) созданы специальные школы автомехаников с десятимесячной программой обучения [20].

Для покрытия потребности в ремонтниках был сформирован первый авторемонтный батальон, который затем (в марте 1944 г.) был переименован в школу младших специалистов-ремонтников по штату № 032/21 численностью 999 человек с дислокацией в г. Сталиногорске. Данная школа готовила:

46

автомехаников, электромехаников, токарей по металлу, кузнецов, электрогазосварщиков, шиноремонтников, медников-заливщиков [21].

Опыт подготовки этих специалистов выявил ряд трудностей [22]:

укомплектование переменным составом велось без учета специфики их предназначения по профессии и, как следствие, приводило к увеличению сроков подготовки, снижало квалификацию ремонтников;

фактическое отсутствие учебно-материальной базы (особенно станков, приборов, инструментов); фактически все обучение сводилось к практической работе на автомобильных складах и в мастерских. Сроки обучения устанавливались 6-10 месяцев.

Всего за годы войны было подготовлено 209 325 и переподготовлено 32164 водителя, а также подготовлено 1650 автомехаников, 1676 специалистов-ремонтников и 150 складских работников [23].

Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны была создана система подготовки кадров автомобильной службы, способная успешно выполнять задачи по обеспечению войск в условиях боевых действий.

Список литературы

1. Гойман В. По градам и весям родной земли. Петербург, 1913.

2. Автомобильная техника. Автомобильные войска. Автомобильная служба. М.: Воениздат, 1982,

3. Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне. М.: 1957.

4. Автомобильный транспорт в Великой Отечественной войне, перспективы его развития и использования в современной войне. Монография / Под ред. А.Л. Матвиевского. Л.: ВАТТ, 1960.

5. 50 лет на марше (к юбилею института). Военные автомобили в историческом аспекте. Становление и развитие института. Воспоминания ветеранов. Бронницы, 21 НИИ МО РФ, 2004.

6. Афанасьев А.С. Эксплуатация автотракторной техники в период становления Красной Армии и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СПб: ВАТТ, 1996.

7. Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1983.

8. Информационный сборник автотракторной службы. № 39. М.: Воениздат, 1967.

9. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1977.

10. Мотовилин Г.В. 100 лет русскому автомобилю и развитие авторемонтного производства. Саратов: Издательство «Слово», 1999.

11. История автомобильной службы и автомобильных войск Советской Армии / Под ред. М.А. Кузнецова. Л.: ВТА, 1953.

12. Федюнинский И.И. На востоке. М.: Воениздат, 1985.

13. Козловский П.И., Сосин А.И. Автомобильные перевозки войск Л.: ВТА, 1947.

14. Бои в Финляндии. Часть П. М.: Воениздат НКО, 1941.

15. 16-й Военно-исторический очерк о работе автомобильной службы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Т. I. М.: Штаб Тыла ВС СССР, 1948.

16. Карпушин И.С. Автомобильная служба и автомобильные войска Советской Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Л.: ВАТТ, 1979.

17. БогдановП.И. На Дороге жизни. Л.: Лениздат, 1975.

18. ШиянИ.С. Генерал армии Хрулев. М.: Воениздат, 1980.

19. Сборник руководящих приказов и директив по эксплуатации и техническому обслуживанию автомашин парка Красной Армии. № 2. М.: Воениздат НКО, 1945.

20. Бучин А.Н. 170 ООО километров с Г.К. Жуковым. М.: Молодая гвардия, 1994.

21. Сборник руководящих приказов и директив по эксплуатации и техническому обслуживанию автомашин парка Красной Армии, № 5. М.: Воениздат НКО, 1945.

22. Директива начальника ГАВТУ Красной Армии от 4.09.1943 г. № 537/УЭА «О подготовке автомобилей Красной Армии к осенне-зимней эксплуатации».

23. Краткая инструкция водителю автомобиля ЗИС-42. М.: Воениздат, 1944.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.