Научная статья на тему 'Подготовка специалиста-таможенника: состояние, проблемы и направления совершенствования'

Подготовка специалиста-таможенника: состояние, проблемы и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорников Л.И.

Опыт шестнадцати лет функционирования таможенной службы Российской Федерации (Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы) показал, что одной из главных задач ее руководства была и остается проблема формирования кадрового потенциала. В первые годы существования ГТК России эта проблема решалась, в основном, за счет подбора руководителей и специалистов из других отраслей и ведомств. Однако уже в 1993 г. на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений ГТК России была создана Российская таможенная академия с тремя филиалами, в задачу которой входила подготовка собственных кадров для таможенной системы, а также переподготовка и повышение квалификации уже действующих кадров. Академия признана головным учебным заведением таможенных служб стран-участниц ЕврАзЭС и получила международный статус: стала региональным учебным центром Всемирной таможенной организации… Тенденции глобализации мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, интеграции России в мировое хозяйство, предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию и региональные экономические союзы требуют изменения отношения к подготовке и повышению квалификации специалистов таможенных органов. Прежде всего, необходимо обратить внимание на стандарты и директивы Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), рекомендации конвенций и стандартов Всемирной таможенной организации, требования Всемирной торговой организации, рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества»…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шорников Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалиста-таможенника: состояние, проблемы и направления совершенствования»

14 (53) - 2007

Проблемы образования

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА-ТАМОЖЕННИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

л.и. шорников,

заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России

Опыт шестнадцати лет функционирования таможенной службы Российской Федерации (Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы) показал, что одной из главных задач ее руководства была и остается проблема формирования кадрового потенциала. В первые годы существования ГТК России эта проблема решалась в основном за счет подбора руководителей и специалистов из других отраслей и ведомств. Однако уже в 1993 г. на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений ГТК России была создана Российская таможенная академия с тремя филиалами, в задачу которой входила подготовка собственных кадров для таможенной системы, а также переподготовка и повышение квалификации уже действующих кадров.

Академия признана головным учебным заведением таможенных служб стран — участниц ЕврАзЭС и получила международный статус: стала региональным учебным центром Всемирной таможенной организации.

За относительно короткое время Российская таможенная академия сформировалась как головное учебное заведение ФТС России, а также как научное учреждение в области исследований проблем таможенного дела. В то же время изменение внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на требования к качеству подготовки специалистов-таможенников, создает для ФТС России новые проблемы, которые требуют безотлагательного решения.

Тенденции глобализации мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, интеграции России в мировое хозяйство, предстоящее вступле-

ние России во Всемирную торговую организацию и региональные экономические союзы требуют изменения отношения к подготовке и повышению квалификации специалистов таможенных органов. Прежде всего, необходимо обратить внимание на стандарты и директивы Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), рекомендации конвенций и стандартов Всемирной таможенной организации, требования Всемирной торговой организации, рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».

В новых условиях Российская таможенная академия уже не в полной мере удовлетворяет потребности таможенных органов России в квалифицированных специалистах. Отмечается нехватка таможенников, получивших специальное образование. И здесь заслуживает одобрения опыт некоторых высших учебных заведений страны. Так, в частности, на кафедре «Таможенное дело» финансового факультета ННГУ им. Лобачевского сформирован профессиональный преподавательский состав, в учебном процессе активное участие принимают руководители и специалисты таможенных органов, теория не только не отрывается от практики, но дает ответы на актуальные вопросы служебной деятельности, указывает пути решения проблем.

В то же время, подводя итоги четырех лет работы с момента создания кафедры, следует признать, что учебный процесс, система подготовки студентов требуют совершенствования, переосмысления, новых подходов. Необходимо оптимизировать последовательность изучения общетеоретических и специальных учебных дисциплин, организацию практики и стажировки студентов.

Обеспечить успех кафедры «Таможенное дело» в конкурентной борьбе на рынке качественных образовательных услуг в соответствии с требованиями потребителей (государственных учреждений и бизнеса) может только создание эффективной системы управления образовательным процессом.

Опыт создания таких систем управления имеется в ряде ведущих российских вузов — Московском институте стали и сплавов (МИСиС), Московском технологическом университете «СТАНКИН», Московском экономико-статистическом институте, Томском политехническом университете, Ивановском энергетическом институте, Новосибирском техническом университете и др. При этом следует подчеркнуть, что МИСиС стал первым вузом России — лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области качества.

Опыт передовых вузов свидетельствует как о сложности процессов создания систем качества, так и об их высокой эффективности. Сложность создания систем качества связана с преодолением скрытого сопротивления этому процессу персонала образовательных учреждений, в том числе и руководящего состава. Эффективность же в случае освоения требований стандартов определяется значительным повышением сознательной дисциплины и качества труда.

Стандарты и директивы Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) включают семь групп требований, каждое из которых является самостоятельным направлением совершенствования подготовки специалистов-таможенников.

1. Учебное заведение должно иметь политику и соответствующие процедуры гарантии качества, а также стандарты своих образовательных программ. В своей работе они также должны полностью посвящать себя развитию культуры признания важности качества и его гарантий. Для достижения этого учебные заведения должны разрабатывать и применять стратегию постоянного улучшения качества. Стратегия, политика и процедуры должны обладать официальным статусом и должны находиться в свободном доступе. Они также должны отводить роль студентам и другим заинтересованным сторонам.

2. Учебные заведения должны иметь официальные механизмы утверждения, периодических проверок и мониторинга своих программ. Гарантия качества программ должна включать публикацию ожидаемых результатов обучения; постоянное внимание содержанию программ; официальные процедуры утверждения программ вышестоящими

организациями; постоянное взаимодействие с работодателями и представителями рынка труда.

Например, для определенной категории слушателей программы обучения должны быть нацелены на решение возложенных на таможенную службу задач, в том числе таких как:

1) обеспечение соблюдения таможенного законодательства;

2) содействие развитию торговли и созданию благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности в стране;

3) обеспечение качества таможенных услуг;

4) систематическое обновление и актуализация системы таможенного администрирования и таможенного строительства;

5) дебюрократизация и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля объектов внешней торговли;

6) создание и освоение прогрессивных форм ведения таможенного дела, развитие системы электронного декларирования, создание единой таможенной информационной системы.

3. Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно. Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Результаты оценки оказывают большое влияние на будущую карьеру студентов. Таким образом, важно чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учетом существующих обширных знаний в области тестирования и проведения экзаменов.

4. Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлеченных в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки, и быть упомянуты в отчетах. Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступного большинству студентов. Очень важно, чтобы преподаватели обладали полным знанием и пониманием преподаваемого предмета, имели необходимые умения и опыт для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного контекста и имели обратную связь с обучаемыми.

5. Учебные заведения должны гарантировать, что ресурсы, доступные для обучения, являются адекватными и уместными для каждой предлагаемой программы. Кроме доступа к преподавательскому составу, студентам необходимо иметь также доступ к другим ресурсам процесса обучения.

6. Учебные заведения должны гарантировать

сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью. Самообследование или самооценка учебных заведений — это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности.

7. Учебные заведения должны регулярно публиковать свежую, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную) о предлагаемых ими программах. В осуществлении своей общественной роли учебные заведения несут ответственность за предоставление информации о предлагаемых программах, об ожидаемых результатах этих программ, квалификациях, которые они присваивают, используемых обучающих и оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных студентам.

Приведенные фрагменты из стандартов ENQA дают представление о сложности этих направлений совершенствования управления образовательным учреждением. Реализация этих требований к качеству образовательного процесса может быть обеспечена только при освоении учебным заведением рекомендаций международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества», которые построены на следующих принципах:

• ответственность руководства за качество результатов деятельности;

• ориентация персонала на постоянное совершенствование производственных процессов (освоение процессного мышления);

• ориентация деятельности на интересы потребителя и заказчика;

• внедрение в организации непрерывного обучения персонала, в том числе на рабочих местах;

• введение в организации внутренней проверки системы управления и ее элементов;

• обеспечение документированности всех процессов, осуществляющихся в организации для получения запланированного результата;

• формирование внутренней мотивации персонала к обеспечению качества результатов труда;

• вовлеченность в обеспечение качества продукции и услуг всего персонала организации. При создании системы управления образовательным учреждением на основе МС ИСО серии 9000 обеспечивается, с одной стороны, качество образовательного учреждения как организации и, с другой стороны, качество результатов ее деятельности. Это предполагает создание соответствующей нравственно-психологической атмосферы, корректных отношений с внешней средой и обеспечение необходимого уровня качества педагогического персонала, учебных программ и средств обучения, абитуриентов и студентов и инфраструктуры образовательного учреждения (материально-технической, социально-бытовой, информационной).

Достаточно сложной из-за низких тарифных ставок преподавателей представляется проблема кадрового обеспечения образовательного процесса, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, преемственности в подготовке руководящего состава кафедры.

Существенным резервом повышения качества и эффективности преподавательского труда является создание системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава: организация стажировок в таможенных органах и учебных центрах Российской таможенной академии. Создавая условия для творческого роста преподавателей, следует обратить внимание на факторы, способствующие повышению качества проводимых занятий, например, использование современных информационных технологий и активных методов обучения.

Комплексный подход к решению проблем совершенствования подготовки специалистов-таможенников на основе международных стандартов, обеспечения качества должен привести к созданию самосовершенствующейся системы управления специализированной кафедры образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.