Шекова Наталья Александровна
Тульский государственный педагогический университет Л.Н. Толстого факультет математики, физики и информатики (магистратура, 1 курс) Научный руководитель: А. Н. Джуринский, д. п. н., профессор
ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ВО ФРАНЦИИ: АКТУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Аннотация: в статье с позиции современной российской системы образования рассматривается проблема подготовки школьного учителя во Франции.
Ключевые слова: подготовка педагога, педагогическое образование, педагогическая практика, зарубежный опыт.
Abstract: the article attempts to consider the question of examination of the pedagogical education in France from the perspective of the current Russian education system.
Keywords: teacher's training, pedagogical education, teaching practice, foreign experience.
В России значительное внимание уделяется идеям, прямо или косвенно способствующим модернизации системы высшего образования, в том числе педагогического. Современная российская образовательная система направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области педагогики, и потребность общества в школьных учителях-профессионалах на сегодняшний день по-прежнему высока [1]. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечает необходимость совершенствования подготовки будущих школьных учителей в российских вузах [1]. Становится очевидной тенденция российского правительства к обновлению, переосмыслению образовательной системы, ведется непрерывный поиск способов совершенствования педагогического образования.
Один из подобных способов - изучение педагогического образования за рубежом. Россия как страна, подписавшая Болонское соглашение, вовлечена в реализацию основных положений Болонского процесса, направленного на сближение систем образования европейских стран. Обзор зарубежного опыта и исследование развития зарубежной системы
педагогического образования, равно как и стремление соответствовать образовательным стандартам, принятым мировым сообществом в XXI веке, влияют на практический аспект российской образовательной системы. Так, Министерство образования и науки РФ поставило целью вхождение к 2020 году не менее пяти университетов России в сотню ведущих университетов мира согласно мировому рейтингу [8].
Также программа повышения международной
конкурентоспособности российских вузов (Проект 5-100) призвана способствовать реализации проектов по максимизации конкурентной позиции российских вузов в современном мире [5].
В последние годы Россия стремится увеличить свое представительство на мировой образовательной арене, неизбежным становится взаимодействие с образовательными тенденциями других европейских стран. Поэтому анализ зарубежного опыта в сфере образования актуален, важен и может способствовать успешной модернизации системы образования в России.
Говоря о педагогическом образовании, среди ведущих стран Европы стоит особо отметить Францию. При анализе подготовки зарубежного школьного учителя Франция представляет наибольший интерес для России. Несмотря на ряд отличий в системах педагогического образования, Россия и Франция имеют в данном плане схожую структуру, что позволяет проецировать французские образовательные реалии на систему подготовки школьного учителя в России. Более того, являясь одним из лидеров в мировом образовании, Франция как инициатор Болонского процесса последовательно реформирует собственную систему высшего образования, следуя принципам Болонского соглашения.
Французская система образования не первый год вызывает интерес отечественных исследователей (Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, И. В. Шлейфер, и др.). Проблемой занимались авторы диссертационных исследований, среди которых - Кутепов С. И., Лабазина Л. Н., Орехова Е. Я. и др. [2;4;6].
Однако подготовка школьного учителя во Франции представляет интерес для дальнейшего изучения, так как в последнее десятилетие этому вопросу уделялось недостаточно внимания. За последние годы во французской системе педагогического образования произошли важные изменения, которые необходимо осветить.
Что отличает систему подготовки французских учителей от российской? Прежде всего, при выборе профессии учителя французский студент, как правило, собирается работать по данной специальности в будущем. Во Франции студенты педагогических вузов ответственно относятся к будущей профессиональной деятельности в качестве школьного учителя, связывают с ней дальнейший путь. Напротив, мониторинг
российских вузов последних лет позволяет говорить о нежелании большинства россиян, обучающихся педагогической специальности, работать в школе [7].
«Вольное» отношение к выбранной профессии учителя не только не удовлетворяет потребность общества в квалифицированных педагогах, но и снижает престиж школьного учителя. К окончанию учебы более половины выпускников педагогических вузов теряет желание работать по специальности, что, помимо прочего, влечет за собой безответственность по отношению к выбранной профессии в студенческой среде.
Возвращаясь к подготовке школьного учителя во Франции, стоит отметить тщательный отбор студентов для последующего обучения и большую роль педагогической практики во время обучения, особенно на втором, последнем году. Во Франции практическая деятельность тесно связана с будущей профессиональной деятельностью студента, практиканты получают за преподавание заработную плату и могут считать стажировку стартом для постоянной работы учителем. Будущий школьный учитель во Франции серьезно настроен на работу по специальности, и количество затраченных усилий на овладение профессией делает невыгодным отказ от нее [4].
Другой аспект продуктивности педагогического образования во Франции связан с высоким уровнем автономности студентов, а также с индивидуализированным подходом в образовании. Университетские институты подготовки учителей (IUFM) действовали во Франции с 1990 года. Придя на смену традиционным «Ecoles Normales», они сохранили педагогические традиции последних и стали более открыты обществу, наладив связи с прочими французскими учебными заведениями. В 2013 году Институты подготовки учителей были заменены Высшими школами профессуры и учительства при Академиях (ESPE), которые окончательно сменили IUFM, начиная с 2014 года [10].
В подобных школах будущие учителя имеют наставников, которые непрерывно консультируют студентов, помогают подготовить и проанализировать уроки, посещают проводимые будущим учителем занятия и отмечают ошибки [9]. Подобное взаимодействие будущего учителя и наставника непосредственно в процессе практической деятельности в школе как нельзя лучше помогают понять профессию, получить полное представление о ней. Как отмечает российский учитель высшей категории В. М. Кузнецов, проходивший стажировку в ESPE в Амьене, в России подобный наставник - «неофициальное явление». Плюсом французской системы подготовки учителей он также называет «индивидуализированное сопровождение учителя, продуманное и успешное» [3]. В положительном ключе о работе ESPE отзывается министр национального образования Франции, Н. Валло-Белкасем. Согласно ее
впечатлениям от визитов в данные школы, среди будущих французских учителей наблюдается «неподдельный энтузиазм к профессии» [11].
Опыт Франции может быть рассмотрен в контексте модернизации педагогического образования в России как источник прогрессивных педагогических идей. В частности, модель работы французских ESPE на современном этапе способна послужить основой для реформации системы подготовки школьного учителя в вузах России.
Литература:
1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф/документь1/я4од/файл/2228/13.оя.1Я-Госпрограмма-Развитие образования 201.3-2020.pdf (дата обращения: 09.04.2017).
2. Кутепов С.И. Профессиональное образование и подготовка рабочих кадров в Европе (на примере Франции). Дис. канд. пед. наук. Тула, 2015.
3. Калинина Ю.А. Как работают учителя во Франции // Вектор образования [Электронный ресурс]: URL: http://eduurfo.ru/analytics/index.php7ELEMENT ID=2Q555 (дата обращения: 09.04.2017).
4. Лабазина Л.Н. Современная система профессиональной подготовки учителей во Франции. Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.
5. О проекте // Проект 5-100 [Электронный ресурс]: URL: http://5t0p100.ru/ab0ut/m0re-ab0ut (дата обращения: 09.04.2017).
6. Орехова Е.Я. Образование во Франции: традиции и реформы. Дис. канд. пед. наук. Тула, 2004.
7. Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100) // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/проекты/5-100 (дата обращения: 09.04.2017).
8. Подведены итоги мониторинга эффективности вузов 2015 года // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/новости/6923 (дата обращения: 09.04.2017).
9. Peillon V. Des Écoles supérieures du professorat et de l'éducation pour mieux former les enseignants // Ministère de l'Éducation nationale, de l'Enseignement Supérieur et de la Recherche [Электронный ресурс]: URL: http://www.education.gouv.fr/cid73604/des-ecoles-superieures-du-professorat-
2017
33
et-de-l-education-pour-mieux-former-les-enseignants.html (дата обращения: 09.04.2017).
10. Présentation du réseau // Réseau National des ÉSPÉ [Электронный ресурс]: URL: http://www.reseau-espe.fr/reseau-des-espe/presentation-du-reseau (дата обращения: 09.04.2017).
11. Soyez F. Refondation de l'Ecole: «Cette rentrée n'est que le début » // VousNousIls [Электронный ресурс]: URL: http://www.vousnousils.fr/2016/08/29/refondation-de-lecole-cette-rentree-nest-que-le-debut-naiat-vallaud-belkacem-59189.4 (дата обращения: 09.04.2017).