Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ КАДРОВ'

ПОДГОТОВКА САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ КАДРОВ»

II. ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНЫХ

ОРГАНОВ

ПОДГОТОВКА САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ КАДРОВ

В. М. Банщиков (Москва)

(Поступила в редакцию 3. IV. 1932)

Социалистическая реконструкция страны поставила перед советским здравоохранением задачу — стать органической частью всей системы народного хозяйства. Эта роль здравоохранения в свою очередь выдвинула задачу не только лечить и предупреждать болезни, но и проводить мероприятия по поднятию производительности труда. Вот почему социалистическое здравоохранение не может ограничиться и не ограничивается только лечением и профилактикой заболеваний, а идет последовательно дальше, перестраивая и направляя всю систему здравоохранения, всю практическую и научную медицину «лицом к производству» — по линии развития и укрепления производительных сил страны, по линии повышения производительности труда человека, ибо «производительность труда — это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя» (Ленин).

Свою социально-экономическую роль в повышении производительности труда и росте энергетических ресурсов советской страны органы здавоохранения до недавнего времени выполняли недостаточно. Эта «ограниченность» советской медицины преодолевается теперь системой социалистического здравоохранения, направляющей медицинскую помощь непосредственно в трудовой процесс и быт с целью оздоровления, укрепления и повышения трудовых ресурсов нашей страны. Резкое отставание здравоохранения от развития народного хозяйства было констатировано постановлением ЦК ВКП(б) (декабрь 1929 г.) и СНК РСФСР по докладам НКЗдрава «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян».

Современный этап социалистического строительства характеризуется мощным ростом новых фабрик и заводов, развитием жилищного строительства, учреждений общественного питания, строительством школ и детских учреждений, неуклонным развитием совхозов и колхозов и завершением построения фундамента социалистической экономики. Этот этап заложил фундамент и подлинного оздоровления широких масс трудящихся. Следующая пятилетка будет сопровождать ся еще более интенсивным ростом мероприятий по улучшению материальных и культурных условий жизни масс. Эти мероприятия указаны в решениях XVII партконференции.

Все эти мероприятия, являющиеся сами по себе факторами крупнейшего оздоровительного значения, требуют для выполнения в полной мере указанной роли здравоохранения подготовки кадров врачей, способных быть активными участниками социалистического строительства и «организаторами производственной активности широких масс трудящихся» в области оздоровления труда и быта их.

Одна из основных предпосылок наиболее быстрого и полного осуществления оздоровительных мероприятий заключается в правильной организации в целом всего санитарно-гигиенического дела нашей страны. Правильная организация санитарно-гигиенического дела р свою очередь упирается в один из основных ее элементов—в кадры санитарно-гигиенических работников высшей и средней квалификации. Эти кадры санитарных врачей и их помощников до самого 1930 г. ни системой высшего, ни среднего медобразования не готовились. Вот почему в известной степени санитарно-гигиеническая организация в целом остается еще весьма недостаточной. В 1929 — 30 г. городских санврачей было 1 139 человек (материалы к 5-летнему плану здравоохранения РСФСР). За прошедшие годы пятилетки число санитарных врачей возросло. Но, поскольку этот рост шел самотеком, почти исключительно за счет тех немногих врачей из окончивших лечебные факультеты медвузов, которые в порядке личной инициативы и желания шли на работу по санитарии, — э/от рост, по сравнению с колоссально выросшими потребностями страны в медико-санитарном обслуживании трудящихся, является абсолютно недостаточным. Исходя из скромных норм санврачей, принятых 5-летним планом здравоохранения РСФСР (см. материалы к 5-летнему плану здравоохранения), подлежащих осуществлению к концу текущей плтилетки, мы должны были получить к концу этой пятилетки 2 ¿76 санврачей и столько же помощников.

Наряду с большой количественной нехваткой санитарно-гигиенических кадров необходимо указать и на недостаточную качественную их подготовку в области санитарно-технических и гигиенических дисциплин, которую получили санврачи, вышедшие из лечебного факультета медвузов, поскольку специальных факультетов по подготовке санврачей в системе высшего медобразования не было. По существу все работники санитарно-гигиенической области здравоохранения получали квалификацию только в процессе своей практической деятельности.

Огромное количество новых заводов, машинотракторных станций, совхозов, колхозов, новых поселков, новых жилищ, строительство массовой школы и т. д. и т. п. — является той основой, которая подрывает корни заболеваемости широких трудящихся масс. При этом было бы неправильным думать, что все эти новые заводы, жилища, общественные столовые, школы и т. д. станут удовлетворять целиком потребностям санитарии и гигиены и задачам оздоровления труда и быта без особых и специальных забот о них со стороны работников гигиены. Становится совершенно очевидным, какал огромная творческая помощь требуется со стороны специалистов-врачей в моменты проектирования и строительства новых заводов, жилищ и т. д., не говоря уже о той огромной работе, которая еще требуется от органов здравоохранения в деле оздоровления наследства, доставшегося Октябрьской революции от царского самодержавия. Потребность органов здравоохранения в санитарно-гигиенических кадрах всегда была большой, за последние же годы, годы социалистической реконструкции, эта потребность стала исключительно большой.

Передача высших и средних медицинских учебных заведений в органы НКЗдрава на основании решений ЦИКа и СНК СССР от 23. VII. 1930 явилась по существу началом подготовки санитарно-профилакти-ческих кадров. Приняв в свое непосредственное ведение систему под-

готовки медкадров, НКЗдрав РСФСР ввиду полного несоответствия состояния этой системы с потребностями социалистического здравоохранения выдвинул перед собою задачу коренной реорганизации системы подготовки врачебных кадров в направлении: а) специализации (подготовки специалистов для разных отраслей здравоохранения);

б) ускорения темпов подготовки (сокращение сроков обучения);

в) резкого количественного увеличения принимаемых контингентов приема в медвузы (в 1929 г. —3 000 ч., в 1930 — 4 750, в 1931 — 9175, в 1932— 16 000 чел.); г) введения активных методов преподавания, непрерывной производственной практики, изменения учебных планов, программ и т. д. В связи с этим был поставлен в СНК РСФСР доклад, по которому было вынесено решение СНК РСФСР «О реорганизации системы подготовки врачебных кадров» от 19. VI. 1930. Этим постановлением Правительства впервые в системе высшего медобразовэния устанавливается организация самостоятельного санитарно-про-филактического факультета для подготовки санитарных врачей разных специальностей. В составе сан.-проф. факультета предусмотрена организация пяти отделений для подготовки: 1) общесани-тарных врачей, 2) жилищно-коммунальных, 3) пищевых, 4) по промышленной санитарии и 5) врачей-эпидемиологов. Сроки обучения СНК РСФСР определены следующие: 1) для отделения по подготовке общесанитарных врачей — 4-летний, 2) для всех остальных — ЗУг-летний.

Целевой установкой санитарно-профилактического факультета становится подготовка санитарного врача, обладающего: марксистско-ленинской методологией, достаточным знанием теории и практики социалистического здравоохранения, широким общественно-политическим кругозором, уменьем организовывать производственную активность масс в области оздоровления труда и быта, навыками организации социалистических форм труда, глубокими биологическими и физико-химическими знаниями, специальными знаниями и практическими навыками в области санитарно-технических и гигиенических дисциплин и наконец обладающего достаточным знакомством с основами общей и частной патологии, чтобы, увязав все перечисленное, на этой базе построить всю свою практическую работу по оздоровлению труда и быта производственных коллективов.

В исполнение постановления СНК РСФСР от 19. VI. 1930 НКЗдрав РСФСР уже в 1930 — 31 учебном году организовал 9 санитарно-профи-лактических факультетов, приняв на них 1 477 чел. Происходившее в Москве Всесоюзное совещание (май 1931 г.) работников здравоохранения по вопросам медкадров лишний раз подчеркнуло всю важность дела подготовки санитарных врачей и необходимость ускорения темпов этой подготовки и увеличения контингентов приема на сан.-проф. факультеты. Всесоюзное совещание указало на необходимость организации в составе санпрофа, помимо пяти перечисленных отделений, еще шестого отделения по подготовке врачей здравпунктов на предприятиях. Количество организованных факультетов и принятых на них учащихся в 1930—31 учебном году было явно недостаточным. Вот почему НКЗдрав РСФСР в текущем 1931 — 32 учебном году организовал еще три дневных и три вечерних санитарно-профилактических факультета. В настоящее время на всех сан,:проф. факультетах обучается 2 986 учащихся из общего количества 20 736 учащихся в медвузах. Количество сан.-проф. факультетов в 1932 г. будет: 13 дневных

и 10 вечерних; на них будет принято 3 155 чел., что составит 20% всего приема на 1932 год на все факультеты медвузов. От организации вечерних санитарно-профилактических факультетов НКЗдрав в 1931 г. временно отказался, ограничив эту организацию лечебно-профилактическими факультетами и факультетами охраны материнства, младенчества и детства. Этот временный отказ мотивировался крайне недостаточным количеством соответственно подготовленных средних медработников (пом. санврачей). Совещание директоров мед. ин-тов НКЗдрава (январь 1932 г.) весьма обстоятельно обсудило опыт работы дневных сан.-проф. факультетов и всех вечерних факультетов. Исходя из опыта работы вечерних лечебно-профилактических факультетов и охр. мат., млад, и детства, совещание отметило необходимость организации и вечерних сан.-проф. факультетов. Коллегия НКЗдрава, заслушав 14. II. 1932 доклад о II совещании директоров мед. ин-тов, в своих решениях, касаясь работы факультетов без отрыва от производства (т. н. вечерних факультетов), признала необходимым: «Организовать кроме факультетов лечебно-профилактического и охраны мат., млад, и детства санитарно-профилактический факультет без отрыва от производства. Организацию последних в 1932 г. произвести в Москве и Ленинграде».

Это решение дает возможность принять пом. санврачей на санитарно-профилактический факультет без отрыва их от работы в санитарных учреждениях органов здравоохранения. «Профиля специалистов, подготовляемых этими факультетами, должны быть такими же, что и на обычных факультетах» (резолюция коллегии НКЗдрава от 14. О. с. г.).

Помимо непосредственной подготовки врачебных кадров в настоящее время организована и заочная подготовка врачей вообще и в частности санитарных врачей. Что касается профилей санитарных врачей, подготовляемых заочным путем, то коллегия НКЗдрава своим решением от 14. II. 1932 указала на подготовку следующих профилей: 1) врачей-эпидемиологов, 2) общесанитарных и 3) врачей здравпунктов. Всего обучающихся в 1931 учебном году на заочных санитарно-профилактических факультетах — 1 500 чел. К приему в 1932 г. определено 2 675 чел. Потребность в санитарных врачах за последние годы социалистического строительства возросла колоссально. Вновь организованные сан.-проф. факультеты дать их не могли ввиду краткости времени, прошедшего с момента их организации (2 года), при сроке обучения на санпрофе в ЗУг года. Вот почему НКЗдрав, не дожидаясь окончания принятых на сан.-проф. факультеты в течение последних двух лет готовит санврачей разных специальностей на специально организуемых курсах из оканчивающих лечебно-профилактические факультеты врачей. Всего было выпущено НКЗдравом за весь период 799 санврачей. Кроме этого в настоящее время на указанных курсах подготовляются выделенные из оканчивающих в 1932 г. лечебно-профилактические факультеты следующие специалисты: 1) врачи жилйщ-но-коммунальной санитарии — 47 чел., 2) промышленной санитарии — 79 чел., 3) эпидемиологии —168 чел., 4) общественного питания — 105 чел., 5) здравпунктов на предприятиях—409 чел., 6) врачей общесанитарной подготовки — 175 чел., а всего 982 чел., которые к 1. VIII. с. г. окончат курсы и будут работать санврачами.

Помимо этих мероприятий НКЗдравом было предложено ряду медвузов наряду с приемом на 1-й курс санпрофов организовать прием

учащихся и на 2-й н 3-й курсы сангтрофов из студентов соответственных курсов лечебно-профилактических факультетов. Это мероприятие начинает давать уже результаты; так напр. сан.-проф. факультет 1 Моск. мед. ин-та произвел в январе 1932 г. первый выпуск 25 жилищно-коммунальных врачей и 27 врачей общественного питания. Такие же выпуски в количестве 50 чел., оканчивающих сан.-проф. факультет, ожидаются в 1932 г. из Воронежского мед. кн-та и 45 чел. из Саратовского мед. нн-та.

Для краткости изложения мы ограничимся разбором путей подготовки напр. врачей общесанитарной подготовки. Эта подготовка санврача (общесанитарной специальности) в вузе идет по следующим трем направлениям: а) теоретических занятий, б) непрерывной производственной практики и в) общественной работы. Теоретические занятия идут по следующим пяти циклам дисциплин: 1) общественно-политическому, 2) физико-химическому, 3) морфолого-физиологиче-скому, 4) клиническому и 5) специальному. В цикл общественно-политический входят: 1) диамат—100 ч., 2) диалектика природы — 60 ч.;

3) политэкономия с теорией советского хозяйства—170 ч.; 4) ленинизм — 60 ч. Этот цикл охватывает 390 ч. В цикл физико-химический входят: 1) физика—120 ч., 2) неорганическая химия—120 ч., 3) аналитическая (качественный анализ) — 90 ч., 4) органическая — 90 ч., 5) биологическая — 72 ч., 6) высшая математика — 72 ч., 7) физическая география, метеорология и гидрология — 36 ч. Он охватывает 600 ч. В цикл морфолого-физиологический входят: 1) общая биология —• 156 ч., 2) морфология человека — 172 ч., 3) физиология — 150 ч.,

4) патолог, физиология— 102 ч., 5) патолог, анатомия — 90 ч. Он охватывает 670 ч. В цикл клинический входят: 1) диагностика — 78 ч., 2) клиника внутренних болезней, туберкулез, избранные главы педиатрии, дермато-сифилидологии, невро-психиатрии, глазных болезней — 198 ч.; 3) травматология с неотложной хирургией — 56 ч.; 4) акушерство и гинекология — 60 ч. Всего 392 часа. В специальный цикл входят: 1) микробиология (включая бактериологию) —180 ч., 2) эпидемиология с клиникой инфекционных болезней — 156 ч., 3) гигиена путей сообщения — 150 ч., 4) санитарная техника строительства с курсами освещения и вентиляции —198 ч., 5) машиноведение и элементы общей технологии — 94 ч., 6) токсикология с фармакологией — 120 ч., 7) гигиена труда с клиникой проф. болезней — 180 ч., 8) гигиена воспитания с физкультурой — 96 ч., 9) гигиена питания —108 ч., 10) социальная гигиена с гигиеной совхозов, колхозов и промышленных центров— 168 ч., 11) основы социалистического здравоохранения с историей медицины — 54 ч. Всего по специальному циклу 1 504 часа.

Помимо этого в учебном плане имеется 198 ч. на вое?шо-санитар-ную подготовку и 180 ч. на иностранные языки.

Непрерывная производственная практика представлена в действующем учебном плане по отделению врачей общесанитарной подготовки сан.-проф. факультета в размере 56 декад из 120 декад всего срока обучения за 4 года.

Задачи непрерывной производственной практики 1 курса сводятся в основном: 1) к приобретению навыков в производстве первичных санитарных осмотров, в проведении элементарных мероприятий по оздоровлению труда и быта, в организации самодеятельности населения; 2) к усвоению приемов дезинфекции и 3) к усвоению основ ухода за больными и организации лечебно-хозяйственной работы леч.-проф.

*—Гиг. и соц. здр. М в 81

учреждений. Учащиеся работают в качестве санитарного агента на предприятии в квартале в течение 4 декад, дезинфектором на дезстан-цин—3 декады, и младшим медработником в ночном санатории, диэт-столовой, больнице—3 декады. Задачи н.п.п. на 2-м курсе: 1) усвоение методов специальной техники санитарно-гигиенических и бактериологических исследований и дачи лабораторных заключений; 2) усвоение методики изучения социально-бытовых условий и методов социальной профилактики и 3) знакомство с основными видами коммунального строительства. Учащиеся 2-го курса работают в качестве лабораторных техников в санитарно-гигиенической лаборатории и в бактериологическом институте в течение б декад, медтехником-обследо-вателем в диспансере — 3 декады и десятником на строительстве 3 декады. Задачи н.п.п. 3-го курса сводятся: 1) к усвоению навыков санитарной службы, разработке обследовательских материалов и проведению на основании их оздоровительных мероприятий в районном масштабе и 2) к усвоению методики работы врача здравпункта как на промышленном предприятии, так и в социалистическом секторе сельского хозяйства. Работа учащихся 3-го курса идет в качестве помощника санврача в районе по различным специальностям — 6 декад, помощника врача здравпункта на предприятии — 3 декады, заведующего здравпунктом на МТС, в колхозе и совхозе — 4 декады и помощника врача на станции неотложной помощи — 3 декады. Задачи н.п.п. на 4-м курсе: 1) усвоение приемов работы санитарного врача и 2) знакомство с работой специальных кабинетов в диспансере. Работа идет в качестве второго санврача различной специальности как в промцентре, так и в рабочем поселке, в колхозном и совхозном районах в течение 9 декад, медтехника по ОЗДиП—■3 декады, в инфекционной больнице — 3 декады, в специальных кабинетах диспансера — 3 декады. В связи с новизной дела проведения н.п.п. необходимо указать на то, что указанный план требует дальнейшего уточнения и детализации.

Третьим элементом подготовки санврача должна быть правильно организованная общественная работа учащегося. Санврач должен быть организатором общественности, а потому уже в вузе необходимо воспитать и укрепить эти организационные навыки. Общественную работу необходимо так построить, чтобы учащийся постепенно рос, переходя на более широкий масштаб общественной работы как по организационным формам ее, так и по содержанию. Конкретно общественная работа на санпрофе намечена следующая: в качестве низового клубного работника на подшефном предприятии, в колхозе, в школе, в общежитиях и т. д. Полученная подготовка по биологии, химии, физике позволяет учащимся вести элементарные кружки по естествознанию, проводить антирелигиозные доклады, выступления и др. Полученная подготовка по анатомо-физиологическому циклу дает возможность быть студенту проводником санпросветработы на предприятии, в клубе, общежитии, в пионер-отряде и организатором и участником работы ячеек обществ Осоавиахим, РОКК, Друг детей, Общества борьбы с алкоголизмом, помогая организации соответствующих кружков и учреждений. Дальше учащиеся прикрепляются к заводам и участвуют в работе завкомов по линии культурно-бытовой работы, эко-номработы, помогают в постановке работы в детских учреждениях, в столовой, в организации производственно-бытовых коммун. Учащиеся входят в секции советов (здравоохранения, коммунального, народного образования и др.) в качестве непосредственного участника

ее работы на определенных об'ектах, участвуя в обследовательских бригадах, разрабатывая предложения по специальным заданиям, защищая это в соответствующих инстанциях. Указанный план общественной работы рассчитан в основном на молодежь, поступающую в медвузы непосредственно после учобы (из 9-летки, рабфака, курсов и др.), а потому эта работа растет с каждым годом как по размаху организации, так и по об'ему содержания. Учащимся, приходящим в вуз с достаточным опытом общественной работы, должны быть даны другие функции, независимо от курса.

Описанные пути подготовки санврачей должны обеспечить оканчивающим необходимую квалификацию по линии специальной, а также дать достаточную общественно-политическую подготовку. Учебный план НКЗдрава (1931) ставит следующие задачи перед оканчивающими сан.-ироф. факультеты медвузов.

Окончившие санитарно-профилактический факультет врачи должны быть вооружены для практической деятельности в следующих направлениях:

1. Уметь на основе учета санитарного состояния местности (пром-района, совхоза, колхоза) и динамики хозяйственно и социально-культурного развития ее разрабатывать план общеоздоровительных мероприятий (планировка, водоснабжение, канализация, коммунальные учреждения и т. д.) и очередность его в смысле выделения задач по специальной значимости их и обслуживания соответственно этому тех или иных групп трудящихся; составлять для инженерно-технических работников конкретные задания по реализации этого плана: давать заключения по проектам больничного, жилищного и школьного (а также детских учреждений) строительства; практически руководить проведением санминимума; проводить текущий санитарный надзор и необходимые лабораторные исследования.

2. Уметь на основе изучения сансостояния промышленных предприятий и условий труда на них, а также быта рабочих, установить причины заболеваемости и разрабатывать практические мероприятия по снижению ее (борьба с профвредностями и профтравматизмом). осуществлять мероприятия по санитарной охране труда на предприятиях, участвовать в практической работе по оздоровлению труда и быта того или иного производственного коллектива как дальнейшего разветвления общеоздоровительных мероприятий, очерченных в п. 1 (через пункты первой помощи и т. д.), давать заключения по проектам и планам нового промышленного строительства.

3. Уметь составлять план развития общественного питания на основе учета важности обслуживания в первую очередь той или иной группы трудящихся, расчеты норм питания, соответствующих режиму труда их и учета пищевых ресурсов местности; разрабатывать конкретные задания по осуществлению этого плана и участвовать в проведении его; организовать детское питание; осуществлять текущий сани-тарно-пищевой надзор и необходимые лабораторные исследования; давать заключения по проектам строительства предприятий пищевкусовой промылешнности и мест общественного питания.

4. Уметь обследовать эпидемические очаги и на основе этого составлять конкретный в связи с местными особенностями план противоэпидемических мероприятий, явиться ответственным организатором осуществления этого плана через привлечение всей сети лечебно-профилактических учреждений, органов коммунального хозяйства, народ-

• 6* 83

ного образования, общественных организаций и пр.; явиться организатором и руководителем дезинфекционного и прививочного дела (борьба с детскими инфекциями).

5. Явиться организатором самодеятельности масс и проводником' санитарной культуры.

В заключение необходимо указать на основные затруднения, которые имелись и еще имеются в деле организации и постановки работы санитарно-профилактических факультетов. Первое затруднение, с которым пришлось столкнуться медвузам при организации новых факультетов вообще и в частности санитарно-профилактических, это крайняя недостаточность учебных помещений, поскольку выделенные из университетов НКПроса медфаки получили весьма ограниченное количество учебных помещений. Задачи правильного использования внутренних ресурсов в учебных помещениях медвузов, использования помещений баз (научных ин-тов, санитарных учреждений и т. д.), новое строительство — являются неотложными задачами на сегодняшний день у медвузов, здравотделов на местах и НКЗдрава.

До самого последнего времени, а особенно в первый период организации, сан.-проф. факультеты встречают затруднения в деле комплектования учащимися. Слишком сильна тяга у молодежи на л е-ч е б н ы е факультеты и вместе с этим слишком слаба еще работа по популяризации и раз'яснению (как устно, так ив печати) целей и задач санпрофов, характера, содержания и важности работы санврачей и др. Об этом медвузы, надо прямо сказать, мало думают и мало еще в этом направлении делают.

Одним из затруднений у санпрофов было и есть еще — подбор соответственно подготовленных кадров профессорско-преподавательского персонала и баз производственного обучения. Особенно остро этот вопрос ставится, когда сан.-проф. факультеты приступают к организации специальных отделений: 1) промышленной санитарии, 2) пищевой, 3) эпидемиологов и др. Кадры соответственно подготовленных специалистов, которые могли бы быть привлечены в качестве профессоров и преподавателей на эти отделения, имеются в ограниченных размерах. Необходимо немедленно развернуть широкую подготовку кадров преподавателей для санпрофа в целом через аспирантуру в соответствующих научных и практических ин-тах, медвузах, через привлечение специалистов-практиков и их подготовку на специально организуемых курсах и т. д.

Наконец нельзя не указать и на такое большое затруднение, как недостаток учебных руководств и пособий для студентов и для самих преподавателей сан.-проф. факультетов. Задача составления и издания учебников и различного рода учебных пособий для санпрофов является неотложной и важнейшей. Необходимо немедленно привлечь соответствующих специалистов и обеспечить им условия для скорейшего составления учебных руководств для санпрофов медвузов.

Вокруг всей работы санпрофов и в частности на устранение перечисленных трудностей необходимо мобилизовать внимание и силы всей медвузовской общественности, преподавательского состава, край-(обл.) здравотделов, отделов союза Медсантруд, рабочей общественности и др. и добиться в ближайшее же время в работе санпрофов условий, обеспечивающих должную постановку их работы.

От редакции. Редакция обращается ко всем санпрофам с просьбой поделиться опытом своей работы на страницах нашего журнала.

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.