ББК 63.3 (2 Рос) 64
Гуманитарные науки
ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ 30-Х ГОДОВ XX В.: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Н.А. Душкова, А.Г. Евстратов
В статье раскрываются особенности построения системы технического образования рабочих в период социалистической индустриализации на территории Центрально-Черноземного региона. Выясняются основные предпосылки, ход и итоги данного процесса
Ключевые слова: индустриализация, техническое образование, Центральное Черноземье
Модернизация экономики, техническое и организационное ее преобразование, как в первой половине XX в., так и в настоящее время невозможно без достаточного количества подготовленных кадров. Квалифицированные исполнители необходимы во всех отраслях и на всех уровнях производства, особенно развивающегося ускоренными, форсированными темпами. Именно с проблемой нехватки необходимого числа имеющих навыки обращения с новым оборудованием, готовых трудиться в новых условиях рабочих, техников, инженеров и администраторов столкнулось правительство СССР в начале индустриализации.
Учитывая столь же сложную ситуацию с профессионально-технической подготовкой
рабочего класса в условиях модернизации современной России, настоящее исследование может быть актуально и для наших дней. Однако современная ситуация на территории РФ имеет и свои особенности - в частности, на данный момент в стране в упадок пришла вся система соответствующих училищ, техникумов и профессиональных школ.
Проблемой становится само привлечение молодых людей в ряды рабочего класса в силу колоссальной непопулярности соответствующих специальностей. Опыт 30-х годов в ее разрешении, а также построении соответствующей инфраструктуры может стать серьезным
позитивным фактором, несмотря на то, что ситуация изменилась, и он может быть использован лишь частично.
Ко времени первых индустриальных преобразований, ситуация с кадрами на территории всего Советского Союза была тревожной. Пополнение стремительно увеличивавшегося рабочего класса приходило, прежде всего, из деревни. По большей части оно было совершенно необразованным - часто новых рабочих следовало обучать не только профессиональному мастерству, но и элементарной грамоте [1, 21].
Душкова Наталия Александровна - ВГТУ, д-р ист. наук, профессор, e-mail: Dushkova_vstu@mail. ru Евстратов Антон Геннадьевич - ВГТУ, аспирант, e-mail: anton nastovashiv@mail.ru
Что касается Центрального Черноземья, то на территории этого региона ситуация была еще более сложная, чем в целом по стране. Дело в том, что данная местность являлась аграрной, и 92,5 процента ее населения проживало в сельской местности [7, 17]. На всей территории
Центрального Черноземья, объединенного в 1928 году в Центрально-Черноземный Округ (ЦЧО), к началу первой пятилетки насчитывалось лишь 6 крупных предприятий с 9 тысячами рабочих. В 12 типографиях региона трудилось дополнительно 560 человек. В то же время партия и правительство поставили задачу превращения региона из аграрного в аграрно-индустриальный, что подразумевало значительный количественный рост промышленности, а также введение новых технологий производства.
Естественно, что в ЦЧО основным источником пополнения рабочего класса являлась сельская местность. Следует отметить, что количество рабочих в регионе только за первую пятилетку увеличилось в 2 раза, причем на предприятиях группы А было зафиксировано четырехкратное увеличение количества персонала. Контингент «новичков» являлся весьма разнообразным. По большей части из деревни на фабрики и заводы шли неграмотные и малограмотные крестьяне. Пополнявшие ряды рабочих юноши и девушки, имевшие некоторый уровень подготовки (окончившие начальные и неполные средние школы с семилетним сроком обучения) [7,22], составляли незначительное
количество, если учесть, что никакого образования не имело 34,9% жителей сел ЦЧО [Там же].
Стоит отметить, что в Центральном Черноземье имелось настолько многочисленное избыточное сельское население, что это давало возможность пополнять штаты предприятий в других областях страны. Однако из всех завербованных жителей сел ЦЧО на промышленных предприятиях вначале оказалось лишь 3%. Объясняется это как раз уже указанным выше низким уровнем квалификации и профессиональной подготовки вчерашних крестьян [7, 23].
Упомянутые выше проблемы вызвали соответствующие меры со стороны партийных,
профсоюзных, комсомольских и хозяйственных организаций как всесоюзного и республиканского, так и регионального уровня. Чтобы закрепить работников на предприятиях, поднять
производительность труда, на территории Центрального Черноземья с начала первой пятилетки начала создаваться широкая сеть учреждений технического обучения рабочих. Они были представлены школами фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), кружками технического минимума, учреждениями индивидуального обучения, а также школами по ликвидации
малограмотности [7, 26].
Программа модернизации системы технического обучения в законченной форме была изложена в постановлении ЦК ВКП(б) от 19 ноября 1931 года «О постановке технической пропаганды и технического обучения рабочих». В том же году партия выдвинула лозунг «Кадры, овладевшие техникой, решают все». На обучение рабочих обращаться со сложным техническим
оборудованием были направлены значительные
денежные суммы. Только на подготовку
квалифицированных рабочих, мастеров и
инженеров для цензовой промышленности (то есть предприятий с числом рабочих не менее 16 при наличии механического двигателя и не менее 30 — без двигателя) Центрально-черноземной области в 1929 году ассигновалось 2,5 миллиона рублей, а двумя годами позже - 6,5 миллиона. Помимо государственного финансирования, оплата обучения была возложена и на самих трудящихся, которые покупали займы технической учебы [2, 135]. Последние представляли собой приобретение населением специальных облигаций, часто -принудительное, средства от которого и поступали на указанные нужды.
Огромная работа проводилась по ликвидации полной и частичной безграмотности. Уже в 1929 году сетью кружков ликбеза было охвачено 260 тысяч человек, а на следующий год количество обучавшихся в них превысил 1,3 миллиона.
Что касается школ ФЗУ, то они были, как правило, трех типов. Первый готовил контролеров, помощников мастеров и т. д. Второй - слесарей, токарей, фрезеровщиков. Третий - рабочих массовых профессий. Известно, что только в 19301931 гг. в такие школы по Центральному Черноземью поступило 28,5 тысяч человек [7, 27].
Часто образовательные учреждения, курсы, школы и даже ВУЗы создавались прямо на предприятиях.
Весьма показателен пример воронежского завода имени Дзержинского. На нем в 1930 году был организован, так называемый, учебный комбинат. Уже в 1931 г. на заводе обучалось 2594 человека [1, 21]. Комбинат включал в себя три ступени. Первая готовила квалифицированных рабочих, руководителей групп, бригадиров цехов и отделов завода. Она соответствовала уровню школы ФЗУ. Вторая ступень выпускала мастеров,
приемщиков изделий, технических
нормировщиков, техников отделов и цехов, описчиков паровозов, мастеров и их помощников. Она равнялась железнодорожному техникуму. Третья, высшая, ступень готовила инженеров-организаторов и производственников узкой специальности (мастеров и их заместителей,
заведующих отделами ТНБ, БЗ, ТО, механиков завода, ответственных лиц по технической
безопасности и так далее). Она находилась на уровне железнодорожного ВТУЗа [6, 323].
Учебу в подобных учреждениях старались как можно теснее связать с производством.
Рабочим же, проходящим соответствующую
подготовку, делались многочисленные
послабления. Так, рабочие, учившиеся на заводе имени Дзержинского, сохраняли свой средний заработок, день отдыха, годовой отпуск, 7-часовой рабочий день на производстве. Вместе с тем, от 6 до 8 часов в пятидневку «студенты» должны были отдавать учебе. Приравнивалась образовательная деятельность на заводе к производственной и в отношении дисциплины. Нарушение последней каралось и там, и там одинаково. К примеру, пропуски занятий могли повлечь за собой неоплату льготных дней и часов по усредненному заработку [6, 324].
Помимо указанных учреждений технической подготовки рабочих, инженеров и администраторов предприятий, существовали также рабфаки, призванные подготовить пролетарский контингент к поступлению в ВУЗы и получению его представителями высшего образования. На рабфаки принимались как лица, уже прошедшие низшие ступени обучения (начальные школы, школы ФЗУ, и т. д.), так и малограмотные абитуриенты. В Воронеже экзаменационные испытания при приеме на рабфаки вскоре были заменены проверкой поступающих «в процессе работы» [5, 1]. Часто там оказывались люди, с трудом умевшие читать.
Центральные и местные органы власти, а также администрация предприятий делали все возможное для повышения образовательного уровня рабочих. Учившиеся на рабфаках студенты имели значительные послабления на местах своей работы. В качестве иллюстрации здесь можно привести проект резолюции о положении вечерних рабочих факультетов. Данный документ гласил, что в связи с проблемами, которые испытывали на своих предприятиях обучавшиеся рабочие, необходим комплекс мер:
а) уменьшение рабочего дня рабфаковца на 2 часа с сохранением заработка;
б) удлиннение отпуска учащихся в летнее время на 2 недели с сохранением содержания;
в) обеспечение действительной возможности повышения квалификации рабфаковцев и их продвижение в производстве;
г) запрещение увольнения рабфаковцев с работы, за исключением случаев явного нарушения правил распорядка или закрытия предприятия;
д) первоочередное распределение на работу рабфаковцев, лишившихся последней в период обучения;
е) выплата стипендий учащимся;
ж) первоочередное поступление рабочих, обучающихся на рабфаках в санатории и дома отдыха в период отпусков;
з) обеспечение труда рабфаковцев в первую смену, а в случае невозможности этого -организация сменных рабфаков;
и) предоставление студентам права в
исключительных случаях, по ходатайствам
президиумов рабфаков или организаций
обучавшихся на них рабочих, получать отпуска для восстановления здоровья или подготовке к зачетам за свой счет [5, 12].
При учреждении новых учебных заведений часто стояла проблема нехватки преподавательских кадров - мало того, что имевшее место до индустриализации количество работников высшей и средней школы для новых задач было явно недостаточным, оно и до этого времени едва
удовлетворяло потребности государства - немалая часть старой, еще царской интеллигенции оказалась за границей. Другая часть уже
находилась в тюрьмах или погибла в годы гражданской войны. Профессорско-
преподавательские кадры часто формировались на ускоренной основе.
Что касается учебных комбинатов, рабфаков или рабочих университетов, то в этих, по сути, учреждениях высшей школы часто занятия вели бывшие учителя гимназий, училищ и школ среднего звена [6, 314]. Естественно, это должно было сказываться на качестве знаний студентов.
В организации профессионального обучения рабочих правительство СССР и администрация, а также партийные органы Центрального Черноземья не могли не столкнуться с рядом серьезных проблем. Не все поступившие в упомянутые выше образовательные учреждения успешно их заканчивали. Имел место значительный отсев. В частности, в 1930 году из 13 тысяч поступивших успешно окончили школы ФЗУ только 5095 человек. В 1931 ситуация значительно улучшилась - из 24671 успешно завершили обучение 20687 рабочих [7, 27]. Причинами столь значительного отсева являлись, как уже упомянутый низкий уровень знаний рабочих, не дававший им возможность развиваться и продолжать обучение на более высоких ступенях, так и порой слишком напряженный режим, требовавший от студентов совмещать учебу с работой. Улучшение ситуации объяснялось постепенным повышением
образованности и культуры поступающих, а также действенностью мер руководства предприятий по содействию рабочим, получавшим новые навыки. Последнее выражалось в уже упомянутых послаблениях в трудовом режиме для студентов, а также выплатах стипендий, пособий и т. д.
Ситуация со студентами профтехкурсов была значительно хуже - их оканчивали в среднем лишь
около 50% поступавших [6, 136]. Это объясняется гораздо меньшим вниманием со стороны власти и администраций предприятий к данным учебным заведениям. Например, после их окончания, перспективы продвижения по карьерной лестнице были гораздо более скромными, чем у выпускников ВУЗов и даже школ ФЗУ.
Кроме того, на первом этапе учреждения сети технического образования в школах ФЗУ и кружках техминимума проходил обучение лишь незначительный процент рабочих тяжелой промышленности [7, 23]. В то же время, именно последняя развивалась наиболее высокими темпами и требовала скорейшего пополнения новыми кадрами. За годы первой и особенно второй пятилеток указанный дисбаланс был устранен за счет открытия большого числа учебных заведений, готовивших специалистов именно для тяжелой промышленности.
Часто преподавательский состав и мастера различных кружков и профессиональнотехнических училищ не относился к своим обязанностям достаточно ответственно. Это объяснялось отсутствием материальной
заинтересованности. Так в Воронеже мастера школ ФЗУ получали к своему жалованью на заводах дополнительно 8%, и поэтому доверяли ученикам лишь устаревшие инструменты или вовсе заставляли тех выполнять не имеющую отношения к обучению работу (а в наиболее курьезных случаях - посылали студентов за папиросами) [6, 135].
Немалые проблемы испытывали новые образовательные учреждения и с помещениями, а также - со специальной литературой. Последняя трудность была связана с тем, что необходимо было готовить учебники, соответствовавшие уровню подготовки студентов новых учреждений. Как говорилось выше, он был весьма разнообразным, но, по большей части, низким. Например, критику вызвала «Физическая география» под редакцией профессора Григорьева, появившаяся в Воронеже в 1933 году, за то, что она «знакомила с Аристотелем и Фуко студентов, порой с трудом умеющих читать» [3, 3].
Тем не менее, несмотря на все трудности и ошибки, имевшие место в период строительства сети учреждений технического образования рабочих на территории Центрального Черноземья, эта задача была выполнена. Согласованные действия правительства, администраций учебных заведений и предприятий со временем решили поставленную задачу. Выросшая количественно и преобразованная качественно промышленность региона получила достаточное число рабочих, инженерных и административных кадров, которые обеспечили работу его предприятий на высоком уровне. Ряд учебных заведений, организованных в конце 20-х-середине 30-х гг., создаваясь экстренно, просуществовал недолго, будучи преобразованным в иные учреждения в соответствии с требованиями времени, деятельность других школ, рабфаков или
техникумов оказалась продолжительнее. Однако можно с уверенностью утверждать, что, обеспечивая предприятия региона рабочими, которые, в свою очередь, были способны решать поставленные государством задачи по индустриальному развитию, местные заведения технического обучения цель своего создания оправдали.
Немалую пользу можно извлечь из опыта подготовки кадров для индустриализации 30-х годов прошлого века и для наших дней. На данный момент в России, фактически, разрушена система профессиональной подготовки рабочих, которая необходима для модернизации и построения нового технологического уклада. Во многом ситуация схожа с той, что наблюдалась в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда после Гражданской войны и НЭПа, требовалось не только восстанавливать разрушенное, но и строить новое. Конечно, изменилась общественно-политическая ситуация, другой стала техника, однако задачи остались подобными. Только создание новой, прогрессивной системы подготовки рабочих кадров для инновационной промышленности способно вывести модернизацию страны за рамки дискуссий в плоскость реальных мероприятий. Понимая это, не раз указывал на необходимость построение новой системы профессионально-технического образования и президент Дмитрий Медведев. Данному вопросу, в частности, было посвящено совещание в апреле текущего года в подмосковном Пыткарино. Имели место предложения увеличения инвестиций в профессионально-техническое образование, внесения изменений в
законодательство, а также проведения РЯ-мероприятий.
Серьезной проблемой современной России, помимо отсутствия необходимой инфраструктуры, является также сформировавшееся в последние годы общественное сознание, из-за которого рабочие профессии потеряли престижность. В значительной степени исправить ситуацию можно модернизацией системы профессионального образования, с учетом опыта 30-х годов. В то время
овладение рабочими специальностями служило социальным лифтом, а потому престиж последних был исключительно высок. Возможно, именно этот момент может быть ключевым в извлечении пользы из опыта прошлого. Люди, трудящиеся на производстве, в том числе в качестве рабочих, должны иметь не только соответствующий уровень дохода и социальный статус, но и перспективы для будущего роста в профессиональном и карьерном плане. Важно, чтобы каждый гражданин имел стимул к работе и профессиональному совершенствованию. Если раньше он, прежде всего, был в идеологической плоскости, то сейчас -в сфере самореализации и достижения успеха. Впрочем, идеология также должна играть значительную роль и в современных российских реалиях - важно на всех уровнях пропагандировать превращение страны в успешную и передовую. Именно для реализации данной задачи государство должно поддерживать высококвалифицированных рабочих, ориентировать их на получение высшего образования для формирования среднего слоя -главной опоры постиндустриального общества, общества будущего.
Литература
1. Демидов Р.Г. Социалистическая
индустриализация ЦЧО в годы первой пятилетки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук - Воронеж, 1975.
2. Демидов Р. Г., Кривцун И. В. Социалистическая индустриализация и рост культурно-технического уровня трудящихся Центрального Черноземья (1928-1941 гг) -Воронеж, 1978. - 363 с.
3. ГАВО, ф. Р-1062, оп. 1, д. 1.
4. ГАВО, ф. Р-1062, оп. 2, д. 1.
5. ГАВО, ф. Р-1636, оп. 1, д. 155.
6. История индустриализации ЦентральноЧерноземного района 1926-1932 гг. (сборник
документов), т. 1 - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1970. - 495 с.
7. Климов И. М. Из истории формирования
рабочего класса Центрального Черноземья / И. М. Климов. - Воронеж: Издательство Воронежского
госуниверситета, 1977. - 70 с.
Воронежский государственный технический университет
TRAINING OF SKILLED WORKERS IN THE CENTRAL CHERNOZEM TERRITORY IN THE CONDITIONS OF INDUSTRIALIZATION OF THE 30S YEARS OF THE 20th CENTURY: HISTORICAL EXPERIENCE
N.A. Dushkova, А.G. Evstratov
This article describes the creating features of a system of technical education of workers in the period of socialist industrialization in the Central Chernozem Region, investigates the basic prerequisites, course and outcome of this process
Key words: industrialization, technical education, Central Chernozem Region